Дом у дороги твардовский анализ по главам. Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи

Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (222)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...

    • "Судьба человека" главные герои (273)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (195)

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (213)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский «Дом у дороги». Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой «Дом у дороги» Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды; как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.

"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский «Дом у дороги». Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его «в той тетрадке». Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор «домом солдата».

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова «не докосил хозяин луг» звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы «Дом у дороги», краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан «Дом у дороги». Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.

Анализ произведения

Поэма Твардовского «Дом у дороги» рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой «Дом у дороги» Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.

Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.

«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведе­ние. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.

Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем ли­рическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.

Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и поче­му; чем объясняется обобщенность художественных образов (от­сутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.

Выявите художественную логику расположения материала, за­кономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «ли­рической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, ко­са, пока роса, роса долой, и мы домой».

Проследите развитие лирической темы, связанной с образом са­мого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение ли­рической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.

Литература

1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.

2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.

3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.

5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

РАЗДЕЛ VI

ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)

Общие методические указания к темам VI раздела



В работе над темами данного раздела важно раскрыть обуслов­ленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-худо­жественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контек­сте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалек­тизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрес­сивность (выразительность).

В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощу­щение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требу­ет уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, срав­нения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их ис­пользовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой исто­рии произведения поможет понять, какую большую работу проде­лывает писатель в поисках необходимого слова, образа.

Необходимо учитывать также и историко-литературный кон­текст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или тра­диционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.

При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, вы­ражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.

ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА

«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»

Размышления о жизни и смерти являются тематической ос­новой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость от­нюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенап­равленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также рас­крыть обусловленность созданных художником тропов поэтиче­ской мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.

В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотво­рений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одни­ми и теми же явлениями жизни.

Литература

1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф.И. ТЮТЧЕВА

На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художест­венные функции и возможности.

Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело по­строенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворе­ния, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным при­емом Тютчева было параллельное изображение природы и нрав­ственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопо­ставлений и их художественные цели.

Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В та­кого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, наме­ком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи дру­гих метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явле­ниями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах ма­териального мира открывается содержание психологическое, эсте­тическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.

Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю бого­служенье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отли­чаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живопис­ной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понима­ние тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.

Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ мета­форичности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуе­мой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.

3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.

4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Лите­ратурно-теоретические исследования. – М., 1975.

Усиление личностного начала в творчестве Твардовского 40-х годов несомненно сказалось и еще в одном крупном его произведении. В первый же год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма «Дом у дороги» (1942-1946). «Тема ее, - как отмечает сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди. никогда

Об этом не забудем».

В основе поэмы - скорбное повествование о драматической, горестной судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Но в ней отразилось горе миллионов, в частной судьбе преломилась всеобщая, страшная трагедия войны, жестокого времени. И рассказ, повествование тесно соединены, слиты с социально-философскими раздумьями поэта. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию, - поэт не только раскрывает тяготы военных испытаний, но прежде всего утверждает победу жизни над смертью.

Поэма - о жизнестойкости народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях гитлеровских лагерей. Повествуя о смертельно тяжких испытаниях, она вся обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой», возникший уже в 1-й главе мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни.

Хотя в «Доме у дороги» есть достаточно четкая и определенная сюжетная канва, главное здесь все же не в событийности. Гораздо важнее пристальное внимание к духовному миру, внутренним переживаниям действующих лиц, чувства и думы лирического героя, роль и место которого в поэме заметно усилились. Личностное, лирическое, трагедийное начало выдвигается в ней на первый план, становится определяющим, и потому не случайно Твардовский назвал свою поэму «лирической хроникой».

Поэма отмечена многоголосием и в то же время своеобразной пе-сенностью. Отсюда характерные образные, речевые, лексические средства и обороты («плач о родине», «песнь ее судьбы суровой» и др.). Вместе с «Василием Теркиным» эта поэма составляет своеобразную «военную дилогию» - героический эпос военных лет, отмеченный усилением и углублением лирического начала.

Новый этап в развитии страны и литературы - 50-е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью - даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему явилось новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.

Поэма «За далью - даль» (1950-1960) - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами («В дороге»), другие коренным образом перерабатывались, например, «На мартовской неделе» (1954), которая частично и в существенно измененном виде вошла в главу «Так это было».

Подзаголовок поэмы «За далью - даль» - «Из путевого дневника», но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Таковы рождающиеся в воображении автора на основе «заоконных» пейзажных впечатлений масштабные поэтические образы «Волги-матушки» (глава «Семь тысяч рек»), «Батюшки-Урала» («Две кузницы»), разметнувшихся на полсвета сибирских просторов («Огни Сибири»). Но и это не все. Автор подчеркивает емкость избранного «сюжета-путешествия», эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток:

А сколько дел, событий, судеб,

Людских печалей и побед

Вместилось в эти десять суток,

Что обратились в десять лет!

Движение времени-истории, судьбы народа и отдельной личности, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи, в ее трагические противоречия составляют содержание раздумий лирического героя, его духовного мира. Боли и радости народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь... И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.

Сохраняя внешние приметы «путевого дневника», книга Твардовского превращается в своеобразную «летопись», «хронику», а точнее - в живую поэтическую историю современности, честное осмысление эпохи, жизни страны и народа в прошедший большой исторический период, включающий и жестокие несправедливости, репрессии сталинских времен (главы «Друг детства», «Так это было»). При этом лирика, эпос, драматическое начало поэмы сливаются, образуя художественный синтез, взаимодействие родовых начал на лирической основе. Поэтому «За далью - даль» и можно определить как своеобразную лирико-философскую эпопею о современности и эпохе.

Вместе с тем поэма отнюдь не свободна от утопической веры в преобразовательские успехи социализма (особенно показательна глава о перекрытии Ангары при строительстве плотины, несущая в себе отзвук эйфории грандиозных послевоенных планов - «великих строек коммунизма»). Читателей же, безусловно, особенно привлекала тема «культа личности». Но Твардовский, разрабатывая ее, оставался в пределах вполне советского, во многом ограниченного сознания. Показателен разговор о «За далью - даль» А. А. Ахматовой и Л. К. Чуковской, состоявшийся в начале мая 1960 г.

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский "Дом у дороги". Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой "Дом у дороги" Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды- как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.


"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский "Дом у дороги". Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его "в той тетрадке". Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор "домом солдата".

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова "не докосил хозяин луг" звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан "Дом у дороги". Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.


Анализ произведения

Поэма Твардовского "Дом у дороги" рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.
Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • М. Ю. Лермонтов ";Беглец";: краткое содержание поэмы
  • Некрасов ";Железная дорога";: краткое содержание поэмы
  • А.Т. Твардовский, "Василий Тёркин": анализ поэмы
  • Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Образ Василия Теркина
  • Поэма А. Т. Твардовского ";По праву памяти";. ";По праву памяти";: краткое содержание