Маленькие диалоги для детей. Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие

Развитие диалогической речи детей с ОНР
на основе театрализованной деятельности

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №73
Красносельского района Санкт-Петербурга

Содержание

Введение

Задачи развития диалогической речи детей.

Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам.

Практический материал.

Литература.

Введение

Проблема развития диалогической речи детей является одной из актуальных в логопедической практике, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Диалог - это основная форма общения дошкольников. Диалог требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; слушать свою речь; вносить изменения и поправки.

В свете компетентного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы подвижных и словесных игр с диалогами, инсценировки фольклора и специально подобранных стихотворений, игр-драматизаций.

Театрализованные представления, несущие в себе огромные воспитательные возможности, пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние постановок на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, и т.д.

Диалог персонажей в фольклорной миниатюре, в стихотворении, в инсценировке ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к игре-драматизации идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Используемое в театрализованной деятельности словесное русское народное творчество, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

По мнению Г.М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов, потешек, народного фольклора (чтение по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. А Ю.А. Вакуленко отмечает, что игра-драматизация - является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации.

Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство игр-драматизаций строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

Задачи развития диалогической речи детей

Научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.

Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь.

Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Приобщать детей к литературным произведениям, то есть содействовать не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

Этапы развития диалогических умений.

I Этап. «Актерская техника»

Цель.

Помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью.

Вести себя «на сцене» непринужденно; уметь передавать сущность своего персонажа.

Помочь овладеть средствами образной выразительности:

  1. Интонацией - детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопросительно, с удивлением, весело, грустно, со страхом и т.д.). Необходимо добиваться выразительности и естественности речи.

Для формирования интонационной выразительности речи используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи я ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Работая над интонацией, проговариваем коротенькие диалоги:

Говорит попугай попугаю: «Я тебя сейчас попугаю!»

Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».

Дети проговаривают диалог - весело с лукавством, затем устрашающе, затем грустно и т.д.

  1. Позами - использую игры « Море волнуется»; «Зеркало», «Обезьянки»…

Затем детям предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (лису, медведя, кошечку, тряпичную куклу…). Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым.

3. Жестами - дети получают сценические задания: показать жестом состояние или ощущения - радостно, грустно, удивительно, больно, горячо, холодно…

4. Мимикой - дети стараются передавать мимикой свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Задания: покажи выражением лица удивление, радость, умиление, грусть,…

5. Пантомимикой - учимся сочетать пластические позы, жесты, мимику.

" Походка сказочных героев"

Устраивается подиум. Воспитатель называет персонаж, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого животного или героя (идущего медведя, прыгающую лягушку, испуганного зайца, дедушку, старушку, Красную Шапочку и т.д.).

II Этап. «Фольклорные миниатюры и потешки»

Цель.

Обогатить речевой опыт детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога.

Чтение стихов по ролям - один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Ты пирог съел? - Я медведя поймал!

Нет, не я! - Так веди сюда.

А вкусный был? - Не идет.

Очень. - Так сам иди.

Да он меня не пускает.

III Этап. «Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами»

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Подвижная игра «Лиски» /белорусская народная игра/.

Играющие по считалке выбирают лиса - ведущего и, построившись в круг 10 - 20 метров, кладут возле себя лисят (лиской может быть любой предмет: кубик, мячик, игрушка). Лис подходит к одному из играющих и говорит:

Где был? - В лесу.

Кого поймал? - Лиску.

Верни лиску мою. - За так не отдаю.

За что отдашь - скажи сам. - Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто займет свободное место в круге, лисом - игрок который остался.

Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. - «Сообщает» водящий.

Ой! - реагирует игрок, услышав название своего цветка.

Что с тобой? - спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

Влюблен! - отвечает «георгин».

В кого? - удивляется садовник.

В астру, - сообщает «георгин».

Ой! - реагирует «астра», и игра повторяется.

IV Этап. «Инсценировка прозаических литературных произведений»

Цель.

Развивать эмоционально насыщенную речь, память, воображение, мышление. Учить детей следовать выбранной для себя роли, проявляя творчество и выполняя последовательность действий.

Воспитывать волю и учиться преодолевать застенчивость. Способствовать появлению уверенности в себе.

Познакомить с широким кругом литературных произведений, помогая понять идею литературного произведения.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки - это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Литературные произведения для детей с ОНР не должны быть объемными: « Дома ль кум-воробей» (русская народная потешка); « Как Дед Мороз парад принимал»; «Сорока и заяц», «Сорока и медведь» и другие произведения Н. Сладкова и т. д.

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок в старшей группе

Лексическая тема

Фрукты. Ягоды.

«Бабушкин садик» (С.Георгиев)

Овощи. Осень.

«Подберезовик», «Мы с тобой шли?..»

Одежда. Обувь.

Игры для развития пантомимики «Игра в шляпу»,

«Еж и мышка»

«Перчатки»

Игрушки.

«Ленивые куклы» /Я. Ким/

Домашние животные

«Кисонька», «Солнышко на память»,

П/и «Кот»(жмурки)

Дикие животные

«Разговор лягушек», «Еж и заяц»,

П/и «Заяц месяц»

Зима. Новый год.

«Медведь» /Г. Виеру/

«Елочка»

Транспорт. Город.

Игры для развития пантомимики «Походка сказочных героев»

Посуда

Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

Моя семья

«Куда, Фома, едешь…»

Продукты питания

«Лягушкины покупки» /В.Орлов/

Части тела

«Уши» /Э. Машковская/

Птицы

«Урок дружбы» /М. Пляцковский /,

П/и «Коршун»

Дикие животные

Игры для развития пантомимики «Дискотека для животных»

«Зайка», «Лис и мышонок»,

П/и «Змея»

Насекомые

«Мотылек» /Л. Модзалевский/, «Сверчок»

«Три бабочки» (немецкая народная сказка).

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок

в подготовительной к школе группе.

Лексическая тема

Литературные произведения и игры

Во саду ли, в огороде

Игры для развития пантомимики «Спор овощей»

Лес. Грибы, Ягоды

«Опята». «Война грибов»

Домашние птицы

«Курочка - Рябушка». «Цыпленок и утенок»

«Как поросенок говорить научился» (Л Пантелеев)

Перелетные птицы

П/и «Птицы»

Осенний дом моделей

«Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)

Домашние животные

«Хозяйка и кот» /В. Левановский/

П/и «Кошка и мышка»

В. Сутеев «Кто сказал Мяу?»

Зима. Новый год.

«Как Дед Мороз парад принимал»

Дикие животные наших лесов.

«Волк и лиса», «Лисица и еж», «Еж и мышка»

П/и «Серый волк»

Зимующие птицы

«Сорока и заяц» /Н. Сладков/, «Снегирек» /Ю. Капотов/

Животные жарких стран

«Длинная шея» /по М. Пляцковскому/

Весна

«Весна» /О. Высотская//

Птицы

«Сорока и медведь» /по Н. Сладкову/

П/и «Коршун»

Насекомые

«Паучок и пчела»

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

К. Ушинский «Божья Коровка»

Практический материал

Игры и упражнения на развитие мимики и пантомимики.

"Игра в шляпу"

Игра начинается с примеривания маминой или папиной шляпы. Надев ее, девочка (мальчик) «превращается» в барышню (в папу, дедушку, дядю...), меняет и демонстрирует походку, манеры.

«Дискотека для животных»

Животные решили повеселиться (медведь, волк, заяц, жираф, обезьяна....) Дискотека в разгаре: медведь идёт медленно переваливаясь; заяц скачет, прижав, лапки перед собой; лиса плавно передвигается, жестами показывая свой хвост, обезьяна кривляется, пингвин важно покачивается, держа выпрямленные руки за спиной и т. д. Словом, все зависит от воображения.

Звучит веселая музыка. Роль животного ребенок выбирает сам.

«Пантомима»

Вызывают двух играющих. Дети становятся лицом к зрителям, но друг друга видеть не должны (разделить их можно ширмой).

Играющие одновременно движениями, мимикой изображают то, что предлагаем им воспитатель. Дети-зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить играющим изобразить:

Испуганного зайчика;

Веселого клоуна;

Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз и т.д.

Дети бывают очень изобретательными и непосредственными в таких играх.

Игра «Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

«Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко.

Как ступает мягко кошка. /Идут на цыпочках/

Еле слышно / Топ - топ - топ/

Хвостик вниз. /Оп - оп - оп/.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно. /Прыгают/.

Скок, да скок, ещё подскок,

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!» /Бегут на месте/

«Веселые мартышки»

/Дети изображают то, о чем говорят/

Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу язычки покажем!

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки, хвостик.

Шире рот откроем, гримасы состроим.

Как скажу я громко «три», все с гримасами замри!

Раз, два, три! /Дети строят рожицы/.

Фольклорные миниатюры, потешки, стихи.

Где ты, брат Иван? - Уж как сладки гусиные лапки!

В горнице. - А ты едал?

А что делаешь? - Нет, не едал,

Помогаю Петру. - А мой дядя видал,

А Петр что делает? Как наш барин едал.

Да на печи лежит.

Куда, Фома едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить.

На что тебе сено? - Коровок кормить.

На что тебе коровки? - Молоко доить.

А зачем молоко? - Ребяток кормить.

Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.

Где кони? - За ворота ушли.

Где ворота? - Огонь сжёг.

Где огонь? - Вода залила.

Где вода? - Быки выпили.

Где быки? - За гору ушли.

Где гора? - Черви выточили.

Где черви? - Утки склевали.

"Хозяйка и кот" В. Левановский/ "Разговор лягушек"

Почему ты черен, кот?

Лазал ночью в дымоход. - Кума, ты к нам?

Почему сейчас ты бел? - К вам, к вам. К воде скачу, ловить хочу.

Из горшка сметану ел. - А кого, кого, кума?

Почему ты серым стал? - Рака, карпа и сома.

Меня пес в пыли валял. - Как поймаешь, дашь ли нам?

Как какого же ты цвета? - Как не дать, конечно, дам.

Я и сам не знаю это.

"Кто чей"

Чей ты, чей, лесной ручей? - Ничей!

Но откуда ж ты, ручей? - Из ключей.

Ну, а чьи же те ключи? - Ничьи.

Чья березка у ручья? - Ничья.

А ты, девочка - лапушка? - Я мамина, папина, бабушкина.

«Зайка»

Зайка, зайка, белый хвост, где ты был? - Косил овес

Где овес? - Журавль склевал.

Где журавль? - Медведь прогнал.

Где медведь? - Сидит в ловушке.

Где ловушка? - На горушке.

Где горушка? - Вечерком смыло в Каму ручейком.

«Весна» «Медведь» /Г.Виеру/

Ну, весна, как дела? - Ты куда идешь, медведь?

У меня уборка. - В город елку посмотреть.

Для чего тебе метла? - А зачем тебе она?

Снег смести с пригорка. - Новый год встречать пора.

Для чего тебе ручьи? - Где поставишь ты её?

Мусор смыть с дорожек. - В дом возьму к себе в жилье.

Для чего тебе лучи? - Что ж не вырубить в лесу?

Для уборки тоже. - Жалко, лучше принесу.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами.

Подвижная игра «Гуси-лебеди» , обучающая детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.

На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

Гуси - гуси! - Га - га - га.

Есть хотите? - Да - да - да.

Гуси - лебеди! Домой? Серый волк под горой!

Что он там делает? - Рябчиков щиплет.

Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий ии быстрый гусь становится волком.

Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

Ведущий - Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

Коршун, что делаешь? - Ямочку рою.

Зачем ямочка? - Денежку ищу.

Зачем тебе денежка? - Иголку купить.

Зачем тебе иголка? - Мешочек сшить.

Зачем мешочек? - Камешки класть.

Зачем камешки? - В твоих детей шуркать - буркать.

За что? - Они ко мне в огород лазят.

Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их.!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра заканчивается, когда

Литература

Базикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001.
  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. - М., Академия, 1999.
  4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной - М.: «Педагогика», 1974.
  5. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - №4
  6. Интернет ресурсы.



КИСОНЬКА - МУРЫСОНЬКА

    Кисонька - мурысонька,

ты где была?

    На мельнице.

    Кисонька - мурысонька,

что там делала?

    Муку молола .

    Кисонька - мурысонька,

что из муки пекла?

    Прянички.

    Кисонька - мурысонька,

с кем прянички ела?

    Одна.

    Не ешь одна, не ешь одна.

САПОЖНИК

Польская песенка

в обработке Б. Заходера

Был сапожник?

- Был!

Шил сапожки?

- Шил!

Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

ВОРОБЕЙ

А. Тараскин

Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.


ПИРОЖОК

- Мы с тобой шли?

Шли.

Пирожок нашли?


- Нашли.

Я тебе его дал?

Дал.

Ты его взял?

Взял.

А где же он?

Кто?

Пирожок.

Какой еще пирожок?

ХОЗЯЙКА И КОТ

В. Левановский

Почему ты черен, кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану съел.

Почему ты серым стал?


- Меня пес в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

ЗАЯЦ

Г. Сапгир

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.



ОБНОВКА

    Кто купил в горошек ситец?

    Папа - вот кто.

    Сшила что за мастерица?

    Мама - вот кто.

    Кто и обновку нарядился?

    Маша - вот кто.

МЕДВЕДЬ

Г. Виеру

- Ты куда идешь, медведь?

В город елку присмотреть.

А зачем тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты ее?

В дом возьму к себе, в жилье.

Что ж не вырубил в лесу?

Жалко, лучше принесу.



Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

Отчего не поскакать? Поскачу!

Лапкой, зайка, постучи-постучи!

Отчего не постучать? Постучу!

Ты на травку упади-упади!

Отчего же не упасть - упаду.

Полежи и отдохни-отдохни!

Если надо отдохнуть - отдохну.

ЁЖ

Лидия Орлова
- Очень, ёж,

Ты хорош! Жаль, что в руки Не возьмешь... - Не возьмешь, Ну и что ж! Без иголок Я не ёж!


Маленькая девочка, Скажи, где ты была? - Была у старой бабушки На том конце села. - Что ты пила у бабушки? - Пила с вареньем чай. - Что ты сказала бабушке? - Спасибо и прощай.


МАШИНА

Ты чего стоишь, машина?

Би-би-би, спустилась шина,

Умоляю, выручайте,

поскорее накачайте.


- Где же яблоко, Андрюша? - Яблоко? Давно я скушал. - Ты не мыл его, похоже. - Я с него очистил кожу. - Молодец ты стал какой! - Я давно уже такой. - А куда очистки дел? - Ах... очистки... тоже съел.


- Котятки, котятки,

малые ребятки!

А кто у вас больший?

А кто у вас меньший?

- Мы все подрастем,

за мышами пойдем.

Один дедушка-кот

будет дома сидеть

Да на печке лежать -

нас с добром поджидать.

Гуси, гуси! – Га-га-га – Есть хотите? – Да-да-да! – Ну летите! – Нет-нет-нет! Серый волк под горой, Зубы точит, Съесть нас хочет! - Ну, летите, как хотите - Только крылья берегите.


КОШКА

Г. Сапгир.

Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу.
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в приятели – щенка?

Фррр.

ТЕЛЕФОН

К. Чуковский

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.



Ладушки, ладушки, Где были? – У бабушки! – Что ели? – Кашку! – Что пили? – Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька

ЗОРЬКА

В. Степанов

Зорька, Зорька, где была?

За горой.

Зорька, Зорька, где гора? - За рекой.

Зорька, Зорька, где река?
- За мостком.


- Зорька, Зорька, где мосток?

За леском.

Зорька, Зорька, ты была далеко.
Что хозяйке принесла?

Молоко. Мууууууууу.

Чешская народная песенка «РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК»

перевод С. Маршака


- Кума, ты к нам?

К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

Кого, кого, кума?

Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

Как не дать? Конечно, дам!


ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

В.Орлов

Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

Танюшка (1 год 6 месяцев) с мамой вышли на прогулку после дождя. Девочка смотрит в лужу, видит там отражение облаков и заявляет:

Мама, облака упали!

Мама приготовила на завтрак чай с лимоном. Таня попробовала его и говорит:

Это чай с лимоном. Я такое не заказывала.

Танюшка (2 года 3 месяца) с папой рассматривают фотографии, на которых изображены сцены из жизни детского сада. Таня поясняет:

Это дети, это воспитатели.

Папа уточняет:

А что делают воспитатели в детском саду?

Кушают и играют.

Таня с папой играют. В процессе игры возник спор. Таня заявляет:

Все, я на тебя обиделась! Я ухожу!

Мама спрашивает:

Танюша, ты куда уходишь?

Я ухожу замуж.

Посидев немного в соседней комнате, возвращается и говорит:

Все, я вышла из замужа.

Папа утром собирается на работу. Таня наблюдает:

Папа, ты куда собираешься?

На работу в университет. А ты куда идешь?

На работу в садик.

А какая у тебя там работа?

Игральная.

Таня с папой рассматривали книги Никитиных. Папа показывает фотографии и комментирует:

Это дедушка Никитин.

Таня внимательно рассматривает и с недоумением спрашивает:

А где же сам Никита?

Танюшка (2 года 6 месяцев) вернулась из садика домой, услышала, что в комнате кто-то разговаривает, и спрашивает у мамы:

А кто там?

А что они делают?

Кушают и разговаривают.

Таня возмущенно:

Но это же некультурно - разговаривать во время еды.

Таня нашла книгу «Фортепьянная игра», открыла ее и стала изображать, что играет. Когда закончила, заявила:

Я все задания выполнила, только пианино не хватает.

Таня с мамой играют в поликлинику. Таня распределяет роли:

Я - доктор, а ты - мама. Вот твоя дочка.

Мама, чтобы усложнить действия врача, стала перечислять:

У нас насморк, горло красное, голова болит, ручку ударили, ножку подвернули.

Таня-доктор возмущенно заявляет:

Мамаша, вы почему за ребенком не смотрите?

Папа поглаживает Таню по голове и приговаривает:

Таня у нас блондиночка.

На что Таня заявляет:

А папа у нас белорусый.

Папа с Таней говорили о сладком.

Таня перечисляет:

Шоколад, конфеты, лимон…

Папа спрашивает:

Неужели лимон сладкий?

А если его сахаром посыпать!

На даче. Папа играет вместе с Таней (4 года 6 месяцев). Услышав, что его зовут, собирается уходить:

Меня дедушка зовет, чтобы посоветоваться о том, какого размера строить баню.

А ты ему скажи - 50-го размера или 48-го и возвращайся играть со мной.

Мама уехала в гости. Папа остался с Таней (5 лет). Прочитав ей на ночь сказку, он говорит, что больше с ней заниматься не будет, так как за день сильно устал.

Таня выслушала его и замечает: «Это тебе не абы что - глядеть за ребенком».

Таня (5 лет 2 месяца) комментирует свой рисунок для родителей (объясняет, почему фиолетовая бабочка вся обведена толстым желтым контуром). Родителям такое объяснение не совсем понравилось, и Таня уходит. Через некоторое время она возвращается и заявляет: «У меня появились новые мозги» - и начинает объяснять все иначе.

Накануне дня рождения мамы.

Мама, у тебя завтра день рождения. И сколько тебе лет исполняется?

Ну, допустим, лет двадцать.

И-и-и, ты такая старенькая!

А ты как думаешь, сколько мне лет?

Ну, лет пятнадцать…

Апрель. Ясный солнечный день. Таня (5 лет 3 месяца) выходит на улицу, видит зеленую травку, лопнувшие почки на деревьях и кустарниках и философски заявляет:

Да… новая жизнь начинается!

Таня смотрит телевизор и вдруг заявляет:

А души у телевизора нет.

Тане 5 лет и 7 месяцев.

Мама, ты папу полюбила с детства или с первого взгляда?

Таня возвращается из садика и говорит:

Папа, у меня такая большая новость. Я впервые по-настоящему влюбилась.

Приветствую, мои дорогие.

Начнем сегодня, пожалуй, с вопроса к вам. С чего можно начать развивать разговорную речь ребенка?

А ведь правда же! Ведь в начале своего пути словарный запас для свободного разговора вашего малыша находится на самом низком уровне - если не говорить, что его совсем нет. Да и «не свободно» поговорить тоже не всегда получается. Так какой же выход? А выход такой: диалоги для детей на английском.

Удивительно, но эта методика нашла отклик в сердцах как многих детишек, так и их родителей. Секрет здесь прост: вы можете читать или слушать простые диалоги - на первых порах я бы даже советовала мини-диалоги, - разбирать в них отдельные слова и фразы и рассказывать их. Читайте их с переводом, слушайте их в аудио и учитесь.

Если вы озабочены тем, как развить навык чтения на английском языке у своего ребенка, предлагаю вам пройти — он содержит в себе пошаговые уроки с картинками и аудио. Заходите и пробуйте — вам и вашему чаду понравится!

Сегодня я дам вам несколько различных вариантов, на различные темы и различной сложности.

Практика речи для дошкольного возраста отличается своей простотой и тематикой. Таким маленьким деткам проще всего запомнить то, что их окружает: цвета, животных, семью и т.д. Начнем, пожалуй, с диалогов «Приветствие» и «Знакомство». Например:

-Hi.(Hello/Good morning/Good afternoon/Good evening)
-Hi.
-What is your name?
-My name is Maria. And yours?
-My name is Diana.

-Привет . (Привет / Доброе утро / Добрый день / Добрый вечер )
-Здравствуй.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Мария. А тебя?
-Мое имя Диана.

Это самый простой вариант, с которого можно начать. Развить разговор дальше можно, например, вот таким образом:

-How old are you?
-I am five years old. And how old are you?
-I am six years old.

-Сколько тебе лет?
-Мне пять лет. А сколько тебе лет?
-Мне шесть лет.

-Do you speak English?
-Yes, I do. Do you speak English?
- Yes, I do.

-Ты говоришь по-английски?
-Да. А ты говоришь по-английски?
— Да.

А еще можно использовать такое дополнение:

-Where are you from?
-I am from Moscow. And you?
-I am from London.

-Откуда ты?
-Я Из Москвы. А ты?
-Я из Лондона.

Это то самое элементарное, что вы можете сделать со своим малышом уже сегодня.


А вот варианты, например, для 2 класса на тему семья:

-How many family members do you have?
-I have 4 family members. A mother, a father, me and my older sister. And you?
-I have a father, a mother. I do not have any sisters or brothers.
-This is my mother Tanya and this is my father Vadim. My sister is Olya. She goes to school already.
-My mother’s name is Alina, my father’s name is Nikita.

-Сколько вас в семье?
-Нас четверо . Мама , папа, я и моя старшая сестра . А сколько вас?
-У Меня есть мама , папа. Я не имею ни сестер, ни братьев .
-Это моя мама Таня а это мой папа Вадим . Моя сестра Оля . Она уже ходит в школу .
Имя моей мамы Алина , имя моего папы Никита .

Для учеников 3 класса можно соединить диалог и игру «I can see something blue… ». Например:

-I can see something red…
-It’s an apple. It’s a towel. It’s a shoe.
-I can see something green…
-It’s a flower. It’s a coat.
-I can see something yellow…
-It’s a ball.

-Я могу видеть что-то красное ...
-Это яблоко. Это полотенце . Это ботинок .
-Я могу видеть что-то зеленое ...
-Это цветок . Это пальто .
-Я могу видеть что-то желтое ...
-Это мяч .

Разговоры про животных помогут быстро выучить нужную лексику.

-Do you have a pet?
-Yes, I have a rat. His name is Bonny. Do you have a pet?
-I already have two dogs and a fish.
-What are their names?
-My dogs" names are Dilly and Tisha, and my fish is called Loopy.

-У тебя есть домашнее животное?
-У меня есть крыска . Его зовут Бонни . У тебя есть домашнее животное?
-У меня уже есть две собаки и рыбка .
-Как их зовут?
Имена моих собак Дилли и Тиша , а мою рыбку зовут Лупи .

Хороший вариант тематики - это хобби. Например:

-Do you like football?
-Yes, I do. My favorite football team is Barcelona. And you?
-I do not. I like basketball and tennis. What about reading?
-I like reading. I read several books per week. And do you like reading?
-I do not. I like watching films. My favorite films are “Harry Potter” and “Star Wars”.

-Тебе нравится футбол?
-Да. Мой любимая футбольная команда Барселона . А тебе?
-Мне нет. Я люблю баскетбол и теннис. Как насчет чтения ?
-Мне нравится читать. Я читаю несколько книг в неделю . А ты любишь читать?
-Я нет. Я люблю смотреть фильмы . Мои любимые фильмы « Гарри Поттер» и « Звездные войны».

В дополнение к предыдущему можно добавить следующее:

-How did you spend your summer?
-We went to the sea. The town was beautiful and the sea was very warm. And you?
-I was in the village with my grandparents. We played football with my brother and swam in the lake.

-Как ты провел лето?
-Мы ездили к морю . Город красивый , и море очень теплое . А ты?
-Я был в деревне с бабушкой и дедушкой . Мы играли в футбол с моим братом и плавали в озере .

Для учеников 5 класса, у которых уже есть хорошая лексическая база, можно соединить все эти диалоги, и один за одним раскрывать все эти темы: приветствие, знакомство, семья, животные, хобби и т.д.

Что я хочу сказать напоследок, мои дорогие, так это то, что с помощью таких мини-разговоров ваши малыши быстро могут выучить новые слова, а также избавиться от страха разговоров. Могу дать вам несколько советов:

  • не пытайтесь сразу охватить что-то большое и сложное - идите маленькими шагами к своей большой цели.
  • будьте уверены, что ваш ребенок знаком со всеми словами, когда вы что-то проговариваете. Выученные наизусть слова, смысл которых так и остается неизвестным, не принесут абсолютно никакой пользы .
  • комбинируйте использование такого метода с какой-нибудь игрой, чтобы малыш естественным образом запоминал лексику.

Всем-всем ребятам и их родителям рекомендую пройти вот такой курс от Lingualeo «Для самых маленьких » . Этот онлайн курс — в игровой и очень приятной форме — увлечет вашего ребенка и заставит его просить вас «А я хочу еще поиграть в английский» . Моей дочке он до сих пор нравится)), хотя мы его приобретали уже приличное время назад.

Вот и все, мои дорогие. Надеюсь, что эти материалы помогут вам в изучении языка. Более того, еще больше материалов вы можете получить, подписавшись на рассылку моего блога. Совершенствуйте свой английский с моей помощью каждый день.

В семье ждут прибавления. Лиза (5 лет) спрашивает маму:
— А что это у тебя живот всё больше и больше?
— Ела арбуз, проглотила семечку, теперь у меня в животе растёт новый арбуз! — отвечает мама.
Лиза прищуривает глаза и упирает руки в бока:
— А уж не беременна ли ты, голубушка?

Сыну 2 года 6 месяцев. Привёз его на прививку в детскую больничку.
Сидим в прививочной, ждём, пока тётя заряжает шприц. Вдруг, он
поворачивается ко мне и говорит:
— Я тебя пока в машине подожду, ладно?!

Летом сын (4 года) сидит и берёт в рот травинку так, как будто
курит. Говорит:
— Мама, смотри, я курю.
— Коля, ну курить же нельзя!
— Мама, да я же травку.

Возвращаемся с шоу фейерверков. Детёныш (3 года 6 месяцев) все 50
минут представления сидел, как завороженный. В машине прорвало.
Обнимает меня с заднего сиденья за шею:
— Мамочка, я такой счастливый! Спасибо, что ты меня родила.

Кирилл (2 года 1 месяц) на улице увидел выходящего из подъезда
мужчину и без лишних приветствий, обращается:
— Гулять пошёл?
Мужчина оторопело:
— Ага.
— Шапку надел?
— Да.
— И варежки надень. Холодно. Очень холодно.

В саду воспитатель говорит:
— Что делать? У нас два Коли.
Мой говорит:
— Зовите меня, Николай первый...

Стоит мой пятилетний сын в ванной, смотрит на своё «хозяйство» и
глубокомысленно изрекает:
— Я понял — вот он, конец позвоночника...

Антон (6,5 лет) спрашивает:
— Мам, я забыл, коровы, овцы, куры, гуси — как одним словом
называются? Скотина или сволочи?

Дочка:
— Папа, а когда закончится ремонт, мне сколько лет будет?

Моя младшая сестра как-то раз решила сама позвонить отцу на работу:
— Алло! Это папина работа? Позовите папу!

Отыскала на днях свой «дневник молодой Наташки-мамашки».
«Сыну 15 месяцев (сейчас 5,5 лет). Не могу ездить в общественном
транспорте, потому что помираю со смеха. Заходим, усаживаемся, сын
выбирает близстоящего молодого человека, мило улыбается и говорит:
— Папа!
Многие «папы» выходили на ближайшей остановке...»

Гуляли с сыном (2 года) в парке и увидели близнецов. Увидев их и
долго удивлённо разглядывая, говорит:
— А, где мой такой?!

Мама:
— Да, Вероника, наверное, мы тебя избаловали... Придётся тебя
наказывать!
— Как это — вы избаловали, а меня наказывать?

У родственников дочка давно клянчит братика или сестрёнку.
Мама ей объясняет:
— Ну пойми, дорогая, папа в рейсе, приедет не скоро, а без папы мы не можем ребёночка завести.
Но девочка быстро нашлась:
— Наоборот, давай сейчас заведём, а папа приедет, а мы ему скажем: «Сюрприз!»

Купила я себе серебряный гарнитур (браслеты и кольцо) на древнеегипетскую тему. Дочка (4 года) рассматривает внимательно, затем спрашивает:
— Мама, это Древний Египет?
— Да, дочка.
Муж спрашивает:
— Дочка, а откуда ты знаешь, что это Древний Египет? Вдруг это Древний Китай?
— Папа, это у тебя часы — древний Китай, а у мамы — Древний Египет.

В гостях. Взрослые скромничают. Хозяйка говорит:
— Что же вы совсем не кушаете? Угощайтесь, неужели не вкусно?
Выходит ребёнок (4,5 года) и громко выдаёт:
— Здесь вам не дома, жрите, что дают!
Фразу принёс из садика...

Сына (5 лет) я за что-то поругала. Сел на пол, достал бумагу, карандаши, и «надувшись» мне:
— Тогда я тебя толстую нарисую!

Мы с мужем поженились, когда младшему третьему сыну было 3 года. Ну, раньше всё как-то руки не доходили. Некогда нам всё было.
За пару недель до самого, собственно события, средний сын (9 лет) спрашивает:
— Мама, что вы всё суетитесь с Аней (его крёстная), бегаете куда-то целыми днями, что это вы за платье карнавальное притащили?
Аня ржёт:
— Толик, это у тебя мама мозгами тронулась, замуж выходит.
Толик ошарашенно так:
— А папа знает?

Знакомая пыталась приучить сына спать в детской. Уснул с родителями, она его отнесла в детскую комнату. Минут через 15 возвращается и опять к родителям в постель. Мать его опять отнесла в детскую. Он опять вернулся. Она его в третий раз несёт на «место», а он сквозь сон:
— Ну, и долго мы так бегать будем?!

Взяла младшую дочку к себе на работу. Она там ходила-бродила, и зашла в кабинет директора. Сижу и слышу, как они там о чем-то говорят, и малая гордо сообщает:
— А моя мама ещё хрюкать умеет!

Моя дочь меня спрашивает:
— Мама, а во сколько часов я родилась?
Я ей:
— В двенадцать ночи.
А она мне испуганно:
— Ой, я тебя, наверное, разбудила?!

Бабушка увлечённо смотрит по телевизору показ мод. Антон (4 года):
— Бабушка, а что такое вечерний туалет?
Бабушка, не отрываясь от экрана:
— Ну, Антошка, представь, что девочка надевает своё самое нарядное платье, мальчик надевает свой самый красивый костюм...
Антон нетерпеливо перебивает:
— И они идут вместе какать?

На даче у нашей бабушки — простейший туалет типа «дырка в полу».
Когда Ане пришлось им воспользоваться, она попросила, чтобы её держали за руку. При этом всё время повторяла:
— Только держи меня крепко. Ты, ведь, помнишь, что я твоя самая любимая в мире девочка?

Смотрю новости, вбегает сын и кричит:
— Ой, Медведев!
Спрашиваю:
— А ты знаешь кто такой Медведев?
— Да — Путин.

Жена уехала в роддом на сохранение. Дома остались я, сын Святослав (4 года) и сын Егор (2 года). Готовить я умею только макароны. Так вот, сварил я им макарошек, слегка пересолил. Первый прибежал Свят, попробовал. Ничего не сказав, выходит из за стола. Идёт в детскую. В дверях встречает Егора, идущего кушать, берёт его за руку, уводит в детскую и говорит:
— Егор, не ешь. Ты у меня пока единственный брат...

Пришлось пригласить маму.

Пошли в магазин, а машину оставили под деревом. Пока ходили, прилетела стая пернатых и изрядно нагадили на крышу и капот. Пришлось машину загонять на мойку и мыть до состояния чистоты. После мойки мой сын посмотрел на машину и выдал:
— Ну вот, птички посмотрят на машину и скажут: «Какали, какали и всё зря!»

Сын в зоопарке спрашивает у отца:
— Папа, а если из клетки вырвется тигр и съест тебя, то на каком автобусе мне ехать домой?

Лёве 6 лет. Идём с ним к невропатологу. Лёвка капризничает — врачи ему надоели. Я говорю ему:
— Этот врач ничего тебе не сделает, только разговаривать будет.
— И всё?
— Ну, может, ещё молоточком постучит, но не больно.
Приехали, заходим. Врач:
— Здравствуй, Лёвушка!
— Здравствуйте! Ну, где ваш топор?!

Надеемся, что мы подняли вам настроение, улыбайтесь чаще!