Что такое культура? Презентация на тему "Понятие культуры: её формы и разновидности" Культура и духовная жизнь.




















1 из 19

Презентация на тему: Культура

№ слайда 1

Описание слайда:

Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура - это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности. Культура - возделывание души человека (Цицерон). КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи Человек не может жить вне культуры массовая, элитарная культура, субкультура

№ слайда 2

Описание слайда:

Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

№ слайда 3

Описание слайда:

комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс); "социальное наследование" (Б. Малиновский); "культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);

№ слайда 4

Описание слайда:

"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд); "процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер); "совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

№ слайда 5

Описание слайда:

культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский); культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский); культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей"; "способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян); "знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

№ слайда 6

Описание слайда:

"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "состояние духовной жизни общества" (М. Ким); "культура в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов); "система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов); "культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).

№ слайда 7

Описание слайда:

это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение. это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение.

№ слайда 8

Описание слайда:

а) символическая школа а) символическая школа Главным, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

№ слайда 9

Описание слайда:

б) натуралистическая школа б) натуралистическая школа Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

№ слайда 10

Описание слайда:

в) психологическая школа в) психологическая школа С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

№ слайда 11

Описание слайда:

г) социологическая школа г) социологическая школа Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

№ слайда 12

Описание слайда:

г) аксиологическая школа г) аксиологическая школа Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

№ слайда 13

Описание слайда:

1.Аккумуляция родового опыта. 1.Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

№ слайда 14

Описание слайда:

3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

№ слайда 15

Описание слайда:

5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

№ слайда 16

Описание слайда:

7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы. 7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

Описание слайда:

1) Культура как поступательное движение, обусловленное накоплением традиций, обновляющихся творческим импульсом (Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. С. Библер, Л. Н. Баткин, Н. С. Злобин) 1) Культура как поступательное движение, обусловленное накоплением традиций, обновляющихся творческим импульсом (Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. С. Библер, Л. Н. Баткин, Н. С. Злобин)

№ слайда 19

Описание слайда:

Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс). Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс). При всей несводимости 1 и 2 концепций – общий центр: человек субъект культуры, ее центр.

Культура

Слайдов: 19 Слов: 1445 Звуков: 0 Эффектов: 8

Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура - возделывание души человека (Цицерон). Определения понятия «культура». Сорокин); Культура. В отечественной культурологии основными являются следующие определения: Итак, культура -. Основные культурологические школы. Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс. Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Функции культуры. 1.Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Средством общения выступает прежде всего выступает язык. 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. - Культура.ppt

Культура народа

Слайдов: 15 Слов: 395 Звуков: 0 Эффектов: 2

Мораль и культура. Правда и ложь. Моральные нормы передаются от поколения к поколению. На Кавказе. Один – рыбак с рожденья, другой - оленевод. В степной станице. Российская семья. Норма и правила поведения человека. Пословицы и поговорки. Список литературы. - Культура народа.ppt

Понятие культуры

Слайдов: 56 Слов: 2570 Звуков: 0 Эффектов: 0

Теория культуры. 1. Культурология как наука и учебная дисциплина 2 . 6. Языки и символы культуры 7. Культурные нормы 8. Культура и религия 9. Социокультурная динамика. Культурология как наука. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. Культура. Основные задачи культурологии: Междисциплинарный характер культурологии: Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира. Структура культурологии. Понятие культуры и многообразие подходов к определению. Структура культуры. Определение понятия. - Понятие культуры.ppt

Понятие культуры общества

Слайдов: 25 Слов: 582 Звуков: 0 Эффектов: 159

Понятие и круг проблем философии культуры. План. Понятие культуры. Культура – одно из сложнейших и многомерных явлений. С.Пуфендорф о культуре. И.Г.Гердер о культуре. Ж.Ж.Руссо о культуре. И.В.Гёте о культуре. Д.Лукач о культуре. А.Шютц о культуре. Л.А. Уайт о культуре. Н.К. и Е.И. Рерихи о культуре. Философские подходы к определению сущности культуры. Формы и виды культуры. Формы духовной культуры. Формы материальной культуры. Виды культуры. Функции культуры. Понятие цивилизации. Цивилизованное общество. Значения понятия «цивилизация». Цивилизация – это антипод культуры. - Понятие культуры общества.ppt

Сущность культуры

Слайдов: 14 Слов: 340 Звуков: 0 Эффектов: 10

Сущность культуры. Древний Рим. Совокупность проявлений жизни. Культура. Классическое определение. Определенные черты. Определение. Значения культуры. Многовариантность общественного развития. Разнообразие социальных структур. Черта развития человечества. Культурное многообразие. Отличия в культурах. - Сущность культуры.pptx

Сущность и структура культуры

Слайдов: 52 Слов: 2171 Звуков: 3 Эффектов: 4

Сущность и структура культуры. Культура как объект познания. Многозначность понятия "культура". Современный подход. Специальные значения термина. Физическая культура. Структура культуры. Смысл культурного творчества человека. Природа и культура. Типы соматического сознания. Значимость физической культуры. Культура. Виды языков. Культура и символ. Виды Египетской письменности. Специфика художественной культуры. Составляющие художественной культуры. Искусство. Роль искусства в развитии культуры. Предпосылка художественной деятельности. Основания эстетического отношения. - Сущность и структура культуры.ppt

Категория культуры

Слайдов: 12 Слов: 342 Звуков: 0 Эффектов: 0

Категория культуры. Этимология слова. Культура. Культура и мир ценностей. Культура и человек. Культура и общество. Универсальный язык общения. Социальная реальность. Культура и техника. Проблема. Культура и смысл. Познание. - Категория культуры.ppt

Философия культуры

Слайдов: 17 Слов: 456 Звуков: 0 Эффектов: 0

ТЕМА: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. Подходы к определению культуры: Ценностный. Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Семиотический подход. Данный подход определяет культуру как совокупность знаков, текстов. Психологический подход. Социологический. Культурология наука междисциплинарная, интегративная. Этапы становления культурологии как области научного знания: Этнографический (1800 - 1860) Эволюционистский (1860 - 1895) Исторический (1895 - 1925). Основные задачи культурологии: Античная философия. Древнегреческая традиция. - Философия культуры.ppt

Социология культуры

Слайдов: 50 Слов: 1938 Звуков: 0 Эффектов: 0

Социология культуры. Культура. Социология выделяет три основные сферы проявления культуры. Функции культуры. Элементы культуры. Система ценностей. Россия vs Америка. Запад vs Восток. Элементы культуры. Основные формы распространения культуры. Аккультурация. Культурная диффузия. Культурная ассимиляция. Динамика культуры. Интеграция культуры. Культурная депривация. Классификация культуры. Народная культура. Элитарная культура. Массовая культура. Доминирующая культура. Контркультура. Субкультура. Примеры субкультур. Молодежная субкультура. Функции сленга. Рок-музыка. Этноцентризм. - Социология культуры.ppt

Развитие сферы культуры

Слайдов: 39 Слов: 1317 Звуков: 0 Эффектов: 9

Изменения в отраслях социальной сферы. Указы президента Российской Федерации. Указ президента. Повышение оплаты труда. Прозрачный механизм оплаты труда. Формирование независимой системы. Создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития. Обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек. Предоставление грантов. Количество выставочных проектов. Количество государственных стипендий. Комплекс мер. Распоряжение. Дорожная карта. План мероприятий. Увеличение средней суммы одного гранта. Увеличение объема передвижного фонда. Увеличение количества виртуальных музеев. - Развитие сферы культуры.pptx

Развитие современной культуры

Слайдов: 12 Слов: 1001 Звуков: 12 Эффектов: 29

Основные направления в развитии современной культуры. Направления культуры. Закончился ХХ век. Ускоренный прогресс. Элитарная культура. Ослабление связей поколений. Народная культура. Массовая культура. Причины кризиса культуры. Позитивное влияние. Пассивное потребление. Разновидности культуры. - Развитие современной культуры.ppsx

Типология и функции культуры

Слайдов: 21 Слов: 1253 Звуков: 0 Эффектов: 0

Динамика, типология, функции культуры. Понятие «культурная динамика» означает изменения. Исторические этапы развития культуры человечества. Центром истории человечества является «осевое время». Один из видов культурной динамики – культурогенез. Социокультурные изменения (процессы) можно разделить на три группы. Типология культуры. Традиционные культуры. Современные культуры. Социальная типология культур. Субкультура. Социальной базой субкультур являются возрастные группы. Контркультура – совокупность мировоззренческих программ. Основные функции культуры. Релаксационная – позволяет человеку абстрагироваться. - Типология и функции культуры.ppt

Культурная глобализация

Слайдов: 38 Слов: 1715 Звуков: 0 Эффектов: 7

Глобализация в сфере культуры. Олвин Тоффлер. Социальные пороки. Индустриальная цивилизация. Волна технологических и социальных трансформаций. Когнитариат. Герберт Маркузе. Формирование. Слияние рациональности и угнетения. Маршалл Маклюэн. Этапы развития. Галактика Маклюэна. Национальное государство. Глобальный культурный рынок. Мегакомпании. Триада. Рыночная экономика. Государства. Высокая культура. Pax Americana. Великобритания. Франция. Европейский Союз. Страны Юга. Китай. Самуэль Хантингтон. Человеческая история. Расширение зоны влияния. Формирование альтернативного знаково-символического пространства. - Культурная глобализация.ppt

Язык и культура

Слайдов: 19 Слов: 944 Звуков: 0 Эффектов: 12

Диалог культур как постижение мира. Язык – это история народа. Высокая культура устной и письменной речи. Главное свойство человеческого общества. В основе культуры лежит язык. Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система. Язык каждого народа создан самим народом. История языка тесно связана с историей народа. Славянские племена расселились на огромной территории. Английский язык. История английского языка неотрывно связана с историей Англии. В шестом веке миссионеры принесли христианство в Англию. С распространением грамотности русский язык замедлил свое изменение. - Язык и культура.ppt

Исчезающие языки

Слайдов: 12 Слов: 381 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культурное многоголосие. Культурное многоголосие и исчезающие языки. Центральная Сибирь. Язык является частью культуры. Средство общения. Гибель языка. Почему исчезают культуры. Традиции. Сколько иностранных языков существует в мире. Исчезновение языков. Участие в процессе сохранения языков. - Исчезающие языки.ppt

Человек и культура

Слайдов: 29 Слов: 4405 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психологическое изучение культур (II): 1. Направление "Культура-и-личность" 2. Когнитивная антропология 3. Психоантропология. «Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и личности. М. Мид: типология культур «Культура и мир детства». Феномены-«паттерны», составляющие культуру (по Хонигману). Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной организации: «роль», «я», «другой», «генерализированный другой» (Дж. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. «Экспериментатор: Однажды паук пошел на праздничный обед. - Человек и культура.ppt

Личность и культура

Слайдов: 13 Слов: 301 Звуков: 0 Эффектов: 0

Человек и культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется. Культура - это совокупность всех достижений общества. Структура культуры. Функции культуры. Законы функционирования культуры. Социализация и инкультурация. Понятие инкультурации. Личность и культура. Культурные ценности. Культура формирует внутренний мир человека. - Личность и культура.pptx

Культура и общество

Слайдов: 8 Слов: 170 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и духовная жизнь общества. Духовная жизнь. Духовно-теоретическая. Духовно-практическая. Мысли, идеи, теории, образы. Сохранение, воспроизведение, распределение и др. Культура. Функции культуры. Многообразие культур. Интернациональная культура и народная культура Массовая и элитарная культура. Пабло Пикассо. Массовая культура. Элитарная культура. Марк Шагал. Над городом. Слайд разделитель. - Культура и общество.ppt

Культура и цивилизация

Слайдов: 18 Слов: 849 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и цивилизация. Научные подходы к пониманию цивилизации. Цивилизация. Существование единой общечеловеческой культуры. Локально-исторический подход. Три типа цивилизаций. Понятия «цивилизация» и «культура». Отношение к культуре. Свойства культуры. Культура имеет три аспекта. Типы культур. Различия исторических путей. Национальные культуры. Массовая культура. Уровень развития общества. Дайте определение цивилизации. - Культура и цивилизация.ppt

Культура и духовная жизнь

Слайдов: 14 Слов: 500 Звуков: 0 Эффектов: 74

Тема: Культура и духовная жизнь общества. Цель: Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. Показать роль культуры в духовной жизни общества. Г. П. Федотов(1886-1951),русский религиозный мыслитель и историк. Духовная жизнь общества охватывает: - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения. - Учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей. Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей). Духовно-практическая (сохранение, воспроизводство, распределение, распространение, потребление, т. е. деятельность). - Культура и духовная жизнь.ppsx

Культурная гегемония

Слайдов: 17 Слов: 1146 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гегемония и культурная политика. Гегемония. Основные источники в обучении. Культурная гегемония Италии. Новаторство итальянских школ. Возвышение Голландии. Культурная гегемония Голландии. Голландские стили. Культурная политика. Третий Британский цикл. Американская гегемония. Американский образ жизни. Динамика циклов гегемонии. Культура сегодня: Япония или Россия. Основные проблемы и перспективы. - Культурная гегемония.ppt

Культурная идентичность

Слайдов: 13 Слов: 1282 Звуков: 0 Эффектов: 0

Категоризация культур. Культурная идентичность. Конфликт культур. Понятия «свой» и «чужой» в культуре. Культурная дистанция. Ряд ключевых элементов. Время как категория. Пространство. Контекст. Информационные потоки. Ментальные программы. Теория культурной грамотности Э. Хирша. Пример исторических или современных явлений. - Культурная идентичность.pptx

Культурология

Слайдов: 51 Слов: 1780 Звуков: 0 Эффектов: 157

ИТОГО – 68 человек. Кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета. Кафедра культурологии и дизайна Уральского государственного технического университета. Кафедра культурологии Уральского государственного технического университета. Межвузовский центр по преподаванию культурологии в технических вузах. Основные направления деятельности Уральского Культурологического Общества. Теоретико-методологическая и методическая работа с молодыми учеными- культурологами. Участие в издании культурологического журнала. Создание регионального электронного приложения к журналу. -

1 слайд

2 слайд

Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура. В повседневной бытовой практике под культурой понимается: -возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.; -воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета - «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; -искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д. Культура - это искусственная среда, под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, что создано человеком.

3 слайд

Функции и сферы культуры Выделяют основные функции культуры: -регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения); -образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта); -интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества); -ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения). Культура условно делиться на следующие сферы: Мировоззренческо-познавательную (религия, философия, наука); Художественно–эстетическая (все виды искусства, эстетические представления людей); Социо-нормативная (право, политология, мораль, поведение в обществе).

4 слайд

Материальная культура - это производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Духовная культура - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.). Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

5 слайд

Формы культуры Массовая культура или поп-культура, - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), СМИ, и т. п. Народная культура или фольклор - это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах. Элитарная культура (высокая) - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.

6 слайд

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Интернационализация культуры - усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе как национальных культур, так и всей мировой культуры. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур. Интернационализация культуры

7 слайд

Культурное наследие - это совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, переходящая из поколений в поколения. Древние Цивилизационные и культурные достижения тяготели не к новаторским действиям, а к самосохранению. Был выработан механизм сохранения цивилизации и культуры, действующий и сегодня. И этот механизм назвали традицией. Традиция, применительно к культуре, – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Культурное наследие

8 слайд

Субкультура Субкультура в социологии и культурологи - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Входя в протест с основной культурой субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения называют контркультурой. Определённый имидж; Вырабатывается свой язык (сленг); Символика субкультур; Традиции и ритуалы.

Презентация может быть использована при проведении урока " Что такое культура?" в 9 классе к учебнику А.Кравченко. Содержит 11 слайдов, предложены разные подходы к понятию "культура", дается представление о видах культуры,культурных универсалиях и культурном наследии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое культура?

Основные подходы к понятию « культура» Культура (лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. Марк Порций Катон (2-1 вв. до н.э.) первым ввел понятие « культура» в научном трактате о земледелии.

Основные подходы к понятию « культура» под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, «продукт играющего человека!» Й. Хёйзинг «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» Ю. Лотман набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении

Основные подходы к понятию « культура» В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души». Марк Порций Катон (2-1 вв. до н.э.) первым ввел понятие « культура» в научном трактате о земледелии. в латинском языке слово имеет несколько значений: возделывание, обрабатывание, уход; разведение; земледелие, сельское хозяйство воспитание, образование, развитие поклонение, почитание В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

Основные подходы к понятию « культура» Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения понятия « культура»: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность». Расширил и углубил толкование слова «культура» русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель - Николай Константинович Рерих.

Современное понимание культуры. Культура- комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Культура народа- это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования и язык.

Виды культуры. Материальная (артефакты) Нематериальная (духовная)

Единство материальной и нематериальной культуры. Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности, футбол. С ним связаны стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты. Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т. д.

Этикет. Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. Этикет можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно.

Культурное наследие. Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Объект культурного наследия - место, сооружение, комплекс, созданные человеком, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность; Достопримечательность - объект культурного наследия, который занесен в Государственный реестр достопримечательностей России; Историческое населенное место - населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и отнесено к списку исторических населенных мест.

Культурные универсалии. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование и т. д.

Домашнее задание. п 17 (41) 1 ряд -зад. 4 в рт. 2 ряд –зад. 5 в рт. 3 ряд- зад. 3 в рт. Инд.задания- сообщение на тему: « Правила этикета в разных странах»


Слайд 51

Опера - это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку. Несмотря на то, что в большинстве своем оперы - очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, с массовыми сценами (например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» в одной из сцен царь выезжает на лошади), все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу». Опера появилась в Италии в начале 17 века. Сцена из оперы «Борис Годунов» Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто. В зависимости от содержания оперы бывают историческими (например, «Борис Годунов»), героико-эпическими («Иван Сусанин» Глинки), сказочными («Снегурочка» Римского-Корсакова), комическими («Свадьба Фигаро» Моцарта) и др. По законам драматического театра опера делится на действия или акты, действия - на картины, а картины в свою очередь - на сцены. Все высказывания персонажей имеют специфические оперные названия. Наиболее протяженные из них называются арии, каватины, монологи; высказывания покороче - ариозо, ариетты. Полупение-полуречь называется речитативом; диалог двух героев - дуэтом. В оперу, как правило, также включаются оркестровые номера - антракты и увертюры, задающие особое настроение. Сцена из оперы А. Г. Рубинштейна «Демон» Партия каждого персонажа в опере пишется для какого-то определенного голоса - высокого, среднего или низкого. Все профессиональные певцы (а в операх поют именно они) различаются по высотности своего голосового диапазона. Так самый высокий женский голос называется сопрано. Для такого голоса написаны партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин», Розины в опере «Свадьба Фигаро». Среди известных сопрано: гречанка Мария Каллас, испанка Монтсеррат Кабалье, русская певица Антонина Нежданова. Средний женский голос называется меццо-сопрано. Этим голосом поют Кармен в опере Бизе, Любаша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Известные меццо-сопрано: итальянка Джульетта Симионато, русские певицы Ирина Архипова, Елена Образцова. Контральто - это самый низкий женский голос. Он довольно редкий и отличается грудным звучанием и особой выразительностью. Для этого голоса часто пишут партии персонажей-юношей, исполняемые певицами, например, Ваня в опере «Иван Сусанин», Лель в опере «Снегурочка». Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» Самый высокий мужской голос - это тенор. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Хозе в опере Бизе «Кармен», Герцога в опере Верди «Риголетто». Великий итальянский певец Энрико Карузо пел тенором. Выдающиеся русские тенора 20 века - Собинов, Лемешев, Козловский. Среди современных знаменитых теноров: испанцы Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, итальянец Лучано Паваротти. Кармен Мадам Баттерфляй Баритоном называют средний мужской голос. Он звучит значительно и важно, но сохраняет при этом подвижность и звонкость тенора. Баритоном поют Фигаро в опере Россини «Севильский цирюльник», Дон Жуан в опере Моцарта, Риголетто в опере Верди. Выдающиеся баритоны: итальянец Тито Гобби, немец Дитрих Фишер-Дискау, эстонец Георг Отс, русский певец Дмитрий Хворостовский. Наконец, самый низкий мужской голос - бас. Этот величавый голос производит на слушателя особое завораживающее действие. Для баса написаны партии Ивана Сусанина в опере Глинки, князя Игоря в опере Бородина, Бориса Годунова в опере Мусоргского. Известные певцы-басы: Федор Шаляпин, Евгений Нестеренко. Эскизы декораций к опере «Руслан и Людмила» (палаты)

Опера - это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку.

Несмотря на то, что в большинстве своем оперы - очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу».» Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто.