Сочинение на тему «Педагогическая поэма» А. С

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней

Педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения – тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.
“Педагогической поэме” А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо “интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины”.
“Поэма” рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование “настоящего человека” из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многопланово.
В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а “книгой по педагогике”, написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький – первый читатель и редактор “Педагогической поэмы”. Он писал: “На мой взгляд, “Поэма” очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более”.
“Поэма” состоит из трех частей. В ее основе – хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.
Отличительной особенностью “Поэмы” является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выразителей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.
А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде – не “укрощение” дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

Сочинения по темам:

  1. Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих...
  2. “Василий Теркин” (другое название – “Книга про бойца “) – поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта,...
  3. Автор наиболее яркой и значительной книги во всей древнеримской литературе жил, по всей видимости, в первой половине I века до...
  4. Душевная жизнь Лермонтова была необычайно сложна и тревожна, и каждое произведение его, на котором лежит отблеск его могучей, феноменальной личности,...

Антон Семёнович Макаренко – один из великих отечественных педагогов. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века.

Огромное значение Макаренко придавал созданию педагогического коллектива. Он писал: «должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Однако писал Макаренко, «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать». Сам Антон Семёнович всей своей практикой дал точный и убедительный ответ на заданный им же нам вопрос. Руководитель образовательного коллектива совместно со своим коллективом обязан создать такой педагогический коллектив, в котором будет царить единство педагогических требований, опирающихся на демократический стиль, творчески сочетающий и иные стили руководства.

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространённое мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку».

Сущностью методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива . Суть этой идеи заключается в необходимости создания единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Таким образом, идеи А.С. Макаренко сегодня востребованы как никогда. Мы сейчас живём в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество, где идеи А.С. Макаренко будут направлены на воспитание человека-деятеля.

20.Общая характеристика и основные идеи произведения я. Корчака «Как любить ребенка».

Януш Корчак (Генрик (Хенрик) Гольдшмит (1878–1942)) – известный польский писатель, врач и педагог. Автор повестей «Дети улицы», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый». Свои взгляды на воспитание детей Корчак изложил в книге «Как любить ребенка». Разрабатывая свою педагогическую концепцию, Я. Корчак обращался к находкам известных педагогов прошлого и своих современников. Сравнительный анализ творчества и педагогической деятельности Толстого и Я. Корчака позволил выделить наиболее значимые точки их соприкосновения

    Идея абсолютной ценности детства..

    Идея гармонического развития ребенка.

    Взгляд на воспитание как на главный путь преобразования общественного устройства

    Развитие стремления к самовоспитанию.В выборе методов воспитания он предлагал придерживаться принципа врачебной этики – «не навредить».

Главным принципом любви к ребёнку, согласно педагогических взглядов Корчака, должно быть построение её в первую очередь на уважении к детям.

Корчак выделяет главные постулаты его «Кодекса права ребёнка на уважение».

Уважайте его незнания! Уважайте его труд познания!

Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?

Право ребёнка быть тем, что он есть.

Итак: главная идея педагогических произведений Януша Корчака - воспитатель должен любить детей. Любовь эта должна строиться в первую очередь на неподдельном уважении к ребёнку, к его проблемам, труду познания этого мира, его праву сознательного ответственного выбора. Любовь эта должна проявляться внутренне на глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, вдумчивом анализе результатов наблюдения и отсюда, выработки индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. Внешне эта любовь должна выражаться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нём скрытые таланты, оживлять в нём лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно.

Можно выделить главную мысль произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, воспитателям, родителям - это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир. Это главное правило, которое сделает родительскую любовь действительно плодотворной, позволит уйти от многих ошибок в воспитании навязываемых шаблонными методиками.

Удалось посмотреть фильм «Педагогическая поэма».

Фильм снят по известной одноимённой повести Антона Семёновича Макаренко, выдающегося советского педагога и писателя. В 20-30-е годы прошлого века, он руководил сначала трудовой колонией имени А.М. Горького близ Полтавы, а затем коммуной имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Макаренко занимался массовым перевоспитанием детей-беспризорников и малолетних преступников, и добился в этом блестящих, непревзойдённых результатов . Фильм вышел в прокат в 1955 году, и в нём ещё живо ощущается инерция сталинского периода.

Современному человеку, которого отделяет от той эпохи более полувека, достаточно любопытно наблюдать за взаимоотношениями между людьми, показанными в фильме. Естественно, нужно сделать некоторую скидку на то, что мы смотрим художественный фильм, а не кинохронику. Поэтому уместнее рассматривать общие тенденции происходящего, а не степень реализма. Тем более, что современный человек приучен к реализму иного рода. В чём разница реализма «Педагогической поэмы» и современного кино можно понять, например по сцене, когда один из воспитанников убил человека. Само убийство не показано, говорится только о свершившемся факте, внимание концентрируется на отношении персонажей к произошедшему. В современном кино, зачастую лишённом серьёзной смысловой нагрузки, убийство смакуется, показывается во всех подробностях, иногда нарочито замедленно, повреждения, наносимые убиваемому гипертрофированны, насилие немотивированно. Тем не менее такие убийства происходит в рамках фильмов претендующих на реализм.


Фильм «Педагогическая поэма» рассказывает о человеческих отношениях. Поражает, например, степень доверия между людьми. Сначала, нам показывают её в разговоре уже состоявшихся граждан — Макаренко и начальника, назначающего его на должность. В момент, когда Антону Семёновичу предлагают основать колонию в уже определённом месте, Макаренко говорит — «Надо же посмотреть, подходящее ли оно». На, что следует ответ начальника: — «Я уже смотрел. Что ж ты, лучше меня увидишь?». Современному зрителю, скорее всего, может показаться, что начальник-самодур, таким образом самоутверждается перед подчинённым. Совсем по-другому выглядит эта сцена, после того, как в дальнейшем мы видим, её своеобразное повторение в момент, когда Макаренко доверил получить деньги одному из своих воспитанников, показавших себя ранее не с самой лучшей стороны. Принеся деньги воспитанник говорит: — «Вот деньги — пересчитайте» , на что получает ответ: — «Но ты же уже считал!». Таким образом в сцене разговора Макаренко с начальником мы видим не просто разговор двух людей, а разговор двух равных. В сцене же с воспитанником, Макаренко, отказавшись пересчитывать деньги, поднимает того до своего уровня, как бы говоря: «ты — такой же человек, как и я, равный мне». Такое отношение к воспитаннику имеет очень мощный эффект, позволяющий ему почувствовать себя личностью. Эту же сцену дополнительно подчеркивает и третья сцена в конце фильма с приглашённым на праздник сбора урожая писателем Максимом Горьким — несомненным кумиром и авторитетом для ребят. Горькому дают почётное право первым начать покос. Горький берёт в руки косу и начинает трудиться вместе с воспитанниками колонии, что поднимает их до уровня Горького, ведь теперь они вместе занимаются одним делом. То, что раньше приходило к ребятам как осознание, когда они читали книги Горького — «он такой же как мы» , становится объективной реальностью.


Дополнительно, в этой сцене покоса, можно увидеть необыкновенное отношение к труду. Труд здесь обставлен как праздник — заниматься им почётно, и даже великий писатель, не только его не гнушается, но с удовольствием принимается за дело. Любовь к труду и важность его для человека, декларируются даже в песне: «...только тот хозяин жизни, кто живёт трудом своим!..»

Воспитанников колонии на протяжении всего фильма учат быть людьми. А человеком может называться только тот, кто является хозяином своей жизни. «Ограничиваться только жалостью мы не имеем права — мы должны быть требовательными и суровыми», — говорит Антон Семёнович Макаренко — «любить и уважать человека, значит предъявлять к нему высокие требования». Таким образом, основа педагогического метода Макаренко — любовь к человеку, ведь, например, по определению Эриха Фромма, любовь — это заинтересованность в жизни и развитии другого человека.

В фильме показана ценность реального опыта, противостоящая теоретизированиям оторванным от реальности. Вступивший в острую полемику с Макаренко инспектор, в подтверждение своих слов, сыплет научной терминологией. Слова эти, скорее всего им зазубренны — на поверку оказывается, что он не знает элементарных вещей — впервые видит барометр и не понимает принципа его работы. «Вы нарушаете все инструкции! Вы воспитываете рабов!» — возмущается инспектор и серьёзно просчитывается. Ведь воспитанники-поселенцы уже усвоили урок «вы люди, или сявки?», т.е. буквально: хозяева или рабы. То, что они действительно не рабы, они доказывают прогоняя инспектора и возвращая тем самым Макаренко обратно.

Реальному Макаренко и его методу воспитания в период его активной деятельности противостояли сторонники привнесённой с запада науки — педологии и последователи педагогических методов Монтессори , пока их продвижение в советскую педагогическую науку было не . Сторонники педологии считали, что ребёнок с самого рождения фатально обусловлен биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды.

Корней Чуковский называл педологов горе-теоретиками , да и сам Макаренко весьма гневно отзывался о них: «Я всегда честно старался разобраться в педологической „теории“, но с первых же строк у меня разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая дьявольская насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и притом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, тёмного кликушества и при этом на глазах у всех».

Возможно сцены с инспектором, отражают суть конфликта педологов и Макаренко.

С 1950-х годов методы педологии опять стали использоваться педагогами и психологами. А с прекращением существования советской педагогической системы, и с практикой заимствования «готовых» западных систем воспитания и обучения, вместо разработки своих, педология вновь вернулась в нашу систему образования. Например, система тестирования учеников, разделение учащихся на классы по способностям — методы педологии.

Несомненно, легко провести аналогию, между происходящим в фильме, и событиями происходящими в стране в целом. «Всё хорошо, но мы стои́м на месте. Коллектив должен видеть, что впереди радостное будущее. Дайте нам что-нибудь, чтобы голова закружилась от работы!» — говорит Антон Семёнович Макаренко, в момент, когда колония начинает работать как часы, и приносить доход государству. Советский человек видел впереди великий светлый ориентир — коммунистическое будущее. Эта грандиозная цель позволяла с радостью совершать колоссальные трудовые подвиги. Человек ощущал себя хозяином своей страны, своего будущего, а значит был подлинно свободным. Результатами труда человека той эпохи мы пользуемся до сих пор. И уже кажутся фантастическими те объемы работы, которые были сделаны за мобилизационные годы пятилеткок. И совершенно понятно, что без образа будущего, без грандиозных планов, и без самоотверженного труда, невозможно ни стать человеком в полном смысле этого слова, ни хоть чуточку приблизится к великим достижениям советской эпохи.

Эссе Педагогическая поэма Существует мнение, что методов воспитания существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов. Жизнь и деятельность А.С. Макаренко – яркое подтверждение этого тезиса. Его педагогический подход можно считать уникальным, и причин тому множество. Назовём лишь некоторые из них. Во-первых, ему пришлось работать в исключительных условиях, и это очень ярко показано в фильме «Педагогическая поэма». Колонисты во многом сами обеспечивали себя дровами, отчасти питанием, строили жилые помещения. Нужно было быть почти аскетом, чтобы в этих условиях находить силы для ежедневного педагогического подвига, совмещая его с хозяйственными делами и изучением специальной литературы. Во-вторых, очевидно, что А.С. Макаренко и его соратники в буквальном смысле ежедневно рисковали жизнью, ведь известно, что малолетние преступники – самый жестокий и опасный народ, способный на невиданные зверства. Совладать с таким коллективом – все равно что дрессировать диких животных: без постоянной выдержки и внутренней силы в этой сфере и шагу не сделать. Специфика «объекта педагогического воздействия» многих бы поставила в тупик, но не гениального А.С. Макаренко, чей опыт в настоящее время изучается и за рубежом. В-третьих, деятельность А.С. Макаренко не была его работой, но целиком составляла его жизнь. И это безусловный нравственный и педагогический подвиг. Действуя зачастую по наитию, через ошибки и поражения, педагог нащупал свой уникальный метод воздействия и взаимодействия и завоевал непререкаемый авторитет среди бывших уголовников и беспризорников, ставших колонистами-«горьковцами». Какие же принципы лежат в основе педагогической системы А.С. Макаренко? Рамки нашей работы не позволяют детально последить за их становлением и подробно описать их, однако даже беглый обзор позволит составить общее представление об особенностях воспитательной работы в колонии имени М. Горького. Сразу обращает на себя внимание поразительная способность А.С. Макаренко доверять человеку и верить в него. Не раз случалось, что его подводили, обманывали, но практически никогда он не вычеркивал человека из своей жизни. Такое сопоставление может показаться странным, но здесь проявляется глубоко христианский принцип, утверждающий возможность покаяния и нравственного воскресения падшего человека. Более того, в фильме есть своеобразная вариация истории блудного сына, когда воспитанник, покинув было колонию, возвращается к своему наставнику со слезами и становится его верным соратником, исполняя должность «инкассатора»-курьера (А.С. Макаренко поручает ему перевозку денег, вооружая личным наганом). Именно доверие позволило бывшему преступнику и грубияну Задорову стать сначала командиром отряда, а затем студентом Технологического института. Этот же принцип лежит в основе системы самоуправления, на котором держится вся хозяйственная жизнь колонистов. А.С. Макаренко удалось внедрить в сознание подростков идею личной ответственности. Наказание неотвратимо» – об этом знал каждый его питомец. И в этом заключалась его полемика с кабинетными учеными, привыкшими к абстракциям, но не знавшими практической жизни и практической педагогики. Если отвлечься от идеологических наслоений фильма и книги А.С. Макаренко, можно считать его подход в педагогике одним из самых значительных достижений отечественной педагогической мысли. Более того, педагог и воспитатель предложил, разработал и практически примени великолепную систему управления людьми, изучать которую следует и тем, кого называют современными менеджерами. Принципы А.С. Макаренко основаны на высокой требовательности к человеку и вере в его высокое предназначение.


... Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и отсталых.
А. Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения - тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.
"Педагогической поэме" А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A.M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо "интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины".
"Поэма" рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование "настоящего человека" из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многопланово.
В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а "книгой по педагогике", написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький - первый читатель и редактор "Педагогической поэмы". Он писал: "На мой взгляд, "Поэма" очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более".
"Поэма" состоит из трех частей. В ее основе - хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.
Отличительной особенностью "Поэмы" является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выразителей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде - не "укрощение" дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека. Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в "Педагогическую поэму" - одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.
Секрет вечной молодости "Поэмы" заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагога-новатора. Такой опыт требовал апробации временем. Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.
Само педагогическое мастерство было для Макаренко нравственной необходимостью. Ведь в основе всего, что он совершил, лежала неустанная, бескомпромиссная, ликующая и воинствующая борьба за человека, за его завтрашнюю радость. Непреходящая ценность "Педагогической поэмы" заключается в том, что она озарена романтикой этой борьбы, наполнена светом мудрости и неувядаемой прелестью педагогического труда.