На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между собой. Смена мнений по этому вопросу напоминает колебания

Все мы знаем, какую важную роль в жизни любого человека играет внешность. И так было во все времена в любом месте на планете. В этой подборке мы расскажем вам о том, как менялись представления о физической привлекательности на протяжении 20-го века. В зависимости от десятилетия идеальный мужчина и идеальная женщина выглядели по-разному. Просто помните: красота - в глазах смотрящего.

1. В начале 1900-х годов в моде были аппетитные формы и стильные костюмы

На протяжении начала 1900-х годов женщины носили S-образные корсеты, которые подчёркивали их фигуру. Цель состояла в том, чтобы сделать акцент на пышных бёдрах и подтянуть грудь. Иллюстратор Чарльз Гибсон популяризировал этот образ, который известен, как «девушка Гибсона». Женщины носили объёмные блузки, украшенные кружевом и лентами. Их головы покрывали большие широкополые шляпы, волосы были разделены пробором по центру.

Молодые люди предпочитали сбривать усы и коротко стричь волосы. Более взрослые джентльмены в начале 1900-х и в 1910-е годы носили бороды. Были распространены костюмы их трёх предметов, а также узкие жакеты и накрахмаленные воротники. После начала Первой мировой войны мужчины часто позировали в военной форме.

2. Пышные формы вышли из моды в 1920-е годы


В 1920-е годы в моду вошли платья в стиле «флэппер» с прямыми силуэтами и более коротким подолом. Женщины выбирали более повседневную одежду. Цель состояла в том, чтобы приблизить фигуру к мальчишеской. Самые отважные женщины также начали носить короткие стрижки. Это была эпоха джаза и вечеринок. В женском образе приветствовалось больше обнажённой кожи и непосредственности.

Мужчины той эпохи носили брюки с манжетами. Обувь той эпохи украшала бахрома. Так же, как и женщины, мужчины той эпохи стремились быть худыми.

Шляпы были безумно популярны в 1920-е годы


В начале 1900-х годов женщины предпочитали широкополые шляпы. К 20-м годам они начали носить шляпки-клош («колокол»), которые идеально подходили для женщин с короткими волосами. Они часто сочетали эти шляпки с шикарными платьями в стиле «флэппер». Мужчины в 1920-е годы носили разные шляпы в зависимости от случая: соломенные шляпы, панамы и котелки и федоры. Шляпки-котелки были особенно популярны. К концу десятилетия мужские шляпы стали ярче.

3. В 1930-е годы в моде был гламур, несмотря на Великую Депрессию


4. В 40-х годах в моду вошли широкие плечи и грудь


В 1940-е годы женщины начали носить платья длиной по колено и надевать подплечники под платья, блузки и куртки, создавая мужественный образ. Женщинам нередко приходилось переделывать мужские костюмы в женскую одежду в то время, пока мужчины сражались с противником во время Второй мировой войны. Разрезы на юбках не приветствовались, но от красивых вырезов на одежде никто не отказался. Одежда той эпохи была меньше ориентирована на моду и больше на долговечность. В течение 40-х годов мужчины обычно носили костюмы, спортивные пальто, брюки и свитера. Типичный наряд состоял из штанов и рубашки. Мужчины также часто носили жилеты. Одежда должна была подчёркивать их фигуру. Актёры, например, Кларк Гейбл и Чарльз Атлас вдохновляли мужчин на занятия спортом и построение красивого мускулистого тела.

5. В 1950-е годы идеалом женского тела считалась фигура «песочные часы»


Звёзды Голливуда, такие, как Мэрилин Монро, оказали большое влияние на женские стандарты красоты в 1950-е годы. В моде были фигуры типа «песочные часы» и идеальная кожа. После строгих правил военного времени пошла повальная мода на гиперсексуальность и женственность. Женщины носили платья, свитера и юбки. Платья были с широкими юбками с кринолином и воротниками с рисунками на них. Платья более облегающих фасонов стали более популярны в этом десятилетии. Мужчины в 1950-е годы предпочитали более свободный стиль. Они носили гавайские рубашки, брюки и лоферы. Рубашки поло носили не только на поле для гольфа, но и в обычной жизни. Молодые люди носили свитера и бейсбольные куртки. Стильный образ «плохого парня», который воплотил Джеймс Дин – кожаная куртка, белая футболка и джинсы – был очень популярен.

6. Андрогинный образ был наиболее популярен в начале 60-х годов


В начале 1960-х годы в США был экономический подъём, и многие женщины стремились покупать одежду, а не шить её сами. Одежда, которую носили люди, часто указывала на их социальный класс. В моду вошла одежда в стиле «casual». Женщины стремились быть худыми, как модель Twiggi. В моде была андрогинность. Женщины носили мини-юбки и стремились подражать стилю британской молодёжной субкультуры «моды». И мужчины и женщины выбирали яркие цвета и одежду с геометрическими узорами. Мужчины носили расклешённые брюки, трикотажные рубашки и свитера.

7. Хиппи нарушили все модные правила в поздние 60-е


Районы Хейт-Эшбери в Сан-Франциско и Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке были населены хиппи в 1960-е годы, которые носили одежду, которая полностью контрастировала с тем, что было в моде в то время. Женщины отказывались от макияжа и утягивающих предметов гардероба, таких, как пояса, бюстгальтеры и чулки. Вместо этого они надевали крестьянские рубашки, расклешенные джинсы и юбки-макси. И мужчины и женщины предпочитали носить сандалии и отращивать волосы. Мужчины также отращивали бороды.

8. Индивидуализм победил в 70-е годы


К 1970-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

9. Идеал 80-х: супермодели и накаченные парни


К 1980-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

11. Все стремились быть худыми в 90-е


В начале 90-х в моде была чрезмерная худоба. Очень стройные модели покоряли подиумы. Женщины носили тонкие платья и более свободные фасоны, были популярны расклешённые джинсы. Мужчины стремились выглядеть как обычные парни – не слишком толстые и не слишком худые. Был очень популярен узор шотландка, повседневные силуэты, свитера, комбинезоны и брюки.

Война предохраняет народы от гниения. Это сказал немецкий философ Гегель. Как бы там ни было, но настоящий подъем науки происходил не в двадцатом веке, а «немножко раньше». Наукой занимались ещё в средневековых монастырях, и о применении её результатов задумывались ещё алхимики. Однако «злодей и захватчик» Наполеон выгнал из своего кабинета изобретателя пулемета. По очень простой причине – он посчитал такое эффективное оружие безнравственным. Чуть позже «добрейший» германский кайзер Вильгельм II уже травил людей газом, как крыс.

Культурная Революция - Научно-технический прогресс

Немного о природе прогресса

Развитие механики привело к созданию важных машин. Сначала был создан примитивный паровой двигатель Уатта. Но очень быстро эта машина совершенно изменила свой вид и работала уже на морских судах и паровозах. Результатом этого был колоссальный заказ на сталь и уголь, а поскольку с механизацией производства было, мягко говоря, «не очень», то это вызвало большие недовольства у малооплачиваемых работников. Торговля была двигателем прогресса, но торговцам еще не приходилось работать в таких масштабах, как целые континенты, и поэтому в ход пошли бредовые идеи о «классах », «эксплуататорах », «расе и крови » и проч. Однако это уже из другой области.

К началу XX века появляется множество книг, полных эйфории по поводу будущего. Не только недоучки, но и достаточно образованные люди поддаются влиянию «власти человека над природой» . Это проникло даже в сам двадцатый век – Сергей Королев без шуток считал, что в космос можно будет летать толпам туристов. О цене на билет и последствиях для окружающей среды тогда думали меньше всего, видимо, не хватало практического опыта.

Нужно сказать, что политики лишь используют науку, как и всё остальное. Наука развивается по своей внутренней логике, в силу любознательности ученых. Но иногда эта любознательность всем выходит боком. Сильные мира сего, которым всё, всегда, и везде сходит с рук, используют высвобожденную энергию для разрушения. Мотив у них простой – потешить свое тщеславие, войти в историю. Чем больше людей убьет тот или другой политик, чем больше его слуги съедят чужого хлеба и масла – тем почетнее и славнее его деяния. И конечно, карманные попы, историки и борзописцы под все подведут нужную базу, всему найдут оправдания.

«Затратность » науки никогда не служила препятствием для политиков, если только речь шла о новых пушках и крепостях. Но если наука делалась в мирных целях, то ей с кислым выражением выделялись копеечные пожертвования. Хороший пример – история атомной физики. Было время, когда ученые работали с опаснейшими материалами в обычных тазах для стирки в помещении сарая (супруги Кюри) и поплатились за это. Пример убожества финансирования «чистой науки ». Но как только запахло «устройством размером с ананас» – были выделены огромнейшие деньги. Никого не смущало, что на пути стоит громадный бетонированный корпус, где все производственные дела происходят без участия человека – он не проживет и нескольких дней, если только заглянет туда. (Между прочим, это совсем небольшая часть всех расходов.) Не стоит и объяснять, о каком «устройстве» идет речь.

Не стоит думать также, что в , «самом миролюбивом государстве» и т. д. наука использовалась только в мирных целях. Пожалуй, наоборот, громыхания большевиков на тему мировой революции не на шутку напугали Запад, и поэтому господину Гитлеру дали карты в руки. Ничем другим стремительную карьеру ефрейтора объяснить нельзя. Запад поступил как при тушении степных пожаров – поджег во встречном направлении. Собственно, так политики всегда и делали, но время Клаузевица это одно, а Хиросимы – другое.

Ключевые пункты науки и техники XX века

  • Открытие групп крови 1900
  • Первый самолет 1903
  • Специальная теория относительности 1905
  • Изобретение электронной лампы (диод) 1905
  • Усовершенствование диода (триод) 1096
  • Создание конвейера 1908
  • Получение синтетического каучука 1910
  • Супергетеродинный радиоприем 1917
  • Открытие инсулина 1922
  • Телевизионная передающая трубка 1923
  • Звуковое кино 1927
  • Открытие пенициллина 1928
  • запись звука 1930
  • Открытие нейтрона 1932
  • Открытие деления урана 1939
  • Баллистическая ракета 1942
  • Создание атомной бомбы 1945
  • Создание компьютеров 1945
  • Создание водородной бомбы 1952
  • Открытие структуры ДНК 1953
  • Интегральные схемы 1959
  • Создание лазера 1960
  • Полеты в космос 1961
  • Изобретение Интернет 1969
  • Генная инженерия 1973
  • Микропроцессоры 1979
  • Клонирование 1996
  • Стволовые клетки 1999

Изобретения и их последствия

В небольшой статье невозможно даже просто перечислить важнейшие изобретения двадцатого века, поэтому нужно выделить те, которые повлекли за собой крупные последствия. К началу века уже существовали железные дороги , двигатель внутреннего сгорания (в том числе и дизель), телеграф , телефон и даже радио . Многое было сделано в биологии. Так что двадцатый век начался не на пустом месте. Но это был век изобретений. В фундаментальной науке было сделано меньше, чем в прошлые столетия. (Если не относить к фундаментальной науке диссертации о пользе и вреде кефиров и их связи с алкоголизмом.) Работы Эйнштейна по теории относительности, например, безусловнейший пример фундаментальных достижений. Работы по генетике, биохимии, также можно считать фундаментальными – они открывают много перспектив, в том числе и довольно пугающих.

А что касается изобретений, то двадцатый век был рогом изобилия. Они посыпались с самого начала. Вместе с благами они несли с собой и большие бедствия. Например, дизель, который мирно тянет за собой целый пассажирский или грузовой состав, почти без переделок был снят с подводных лодок, потопивших немало кораблей и с грузами, и с пассажирами. Инжекторные двигатели на высокооктановом бензине, которые почтеннейшая публика считает «новейшими достижениями» (с подачи рекламщиков), успешно крутили винты самолетов еще во время Второй мировой войны.

Особую роль играет малоприметный и скучный конвейер. Генри Форд применил его на сборке автомобилей, но сам принцип поточного производства, как модель, по которой выпускаются изделия, повысил производительность в десятки, сотни, и тысячи раз. С одной стороны, сотни тысяч потребителей, в массовом порядке сразу же обзавелись невиданными товарами, на которые не могли нарадоваться. С другой стороны, на таких же принципах выпускались самолеты и бомбы, которые очень скоро превратили эту радость в штукатурку и копоть, вместе с кишками тех, кому не повезло.

Искусственный (бутадиеновый) каучук поставил на колеса автомобили, дал возможность поднимать и сажать самые тяжелые самолеты. Роль автомобильных шин вполне сопоставима с ролью железной дороги. Если раньше центрами цивилизации были места, где проложена железная дорога, то с появлением автошин она проникла всюду, за исключением болот и джунглей.

Транспорт, и связь – три основы, на которых стоят государства с древнейших времен. Без связи нельзя представить себе даже фараоново царство. В двадцатом веке к проводной электросвязи добавилось радио. Его роль трудно переоценить. Но без изобретения супергетеродинного принципа радиоприема не удалось бы получить хорошую дальность связи и «поймать» большое число станций. Радио мигом донесло до слушателей почти полную картину мира и заставило работать воображение в самых глухих дырах на планете. Социальные последствия этого перевернули всю политику в мире. Все последующее: кино, телевидение, видео, Интернет, уже не играет такой роли. Дело сделано, и теперь политикам приходится врать очень осторожно.

Особую роль в истории двадцатого века играет 1939-й год. Немецкий физик Отто Ган подсчитал, сколько энергии выделятся при делении уранового ядра. Поскольку он был просто ученым, он опубликовал эти результаты, в простоте душевной. Но очень скоро он пришел в ужас, осознав последствия. Его коллеги указали ему на возможность технического применения этого открытия. Да он и сам начал это понимать. Его утешало только то, что если не он, так кто-нибудь другой это сделал бы это открытие в ближайшее время. Очень скоро после публикации результатов (11 февраля 1939) началась Вторая мировая война (1 сентября 1939). Нельзя исключать, что её подтолкнула возможность создания «устройства». В этом случае государство, добившееся этого, начинает диктовать другим свои условия – становится сверхдержавой. И у кого-то не выдержали нервы.

После Второй мировой войны

Гонка вооружений продолжилась. Георгий Жуков, посетивший как эксперт Тоцкий полигон во время учений с ядерным оружием совсем небольшой мощности, сказал: «этим оружием воевать нельзя». Однако до политиков это дошло не скоро. Была придумана идея «сдерживания», пока, наконец, рост качества и количества самих вооружений не напугал самих политиков.

Но история с гонкой закончилась благополучно. Благодаря ей мы имеем сегодня компьютеры, ноутбуки, сотовые телефоны, Интернет, определенные успехи в медицине, невероятные кастрюльки, множество новых хозяйственных материалов, грядущий полный переход на цифровое телевидение, доступ почти к любой информации – только выбирай, и много чего ещё.

Нельзя исключать и того, что биологические заделы прошлого века приведут к решению проблем неизлечимых заболеваний и неограниченного продления жизни человека. Популярных сведений в этой области пока слишком мало, хотя ученые вплотную подобрались ко многим вещам. Но какой будет обратная сторона медали? Этого никто не знает. Понимание биологических процессов может дать ключ к сознательному созданию невиданных инфекций, растений или организмов, и в руках маньяков погубить все население на Земле. При этом самым пугающим является то, что для биотехнологий, кажется, надо не так много сложного и дорогостоящего оборудования, как для ядерных дел. Главное – понимание того, что происходит в клетках. Тогда знающий человек в идеале может обойтись комплектом пузырьков и домашним холодильником…

Еще одной интересной стороной прогресса является телескоп имени Хаббла . Он расположен в безвоздушном пространстве, и, несмотря на метеоритную пыль, которая «абразивит» его зеркало, позволяет видеть кучи больших камней, которые летают с бешеной скоростью по солнечной орбите. Одного такого камня, размером в несколько сот метров (на Земле он покажется ничтожной скалой или холмиком), вполне хватит, чтобы прекратить на Земле не только цивилизованную жизнь, но и вообще жизнь, как таковую. Астрономы знают достаточно, чтобы испытывать беспокойство. Дело в том, что не все камни, представляющие опасность, видны сразу. Сможет ли человечество уничтожить такой камень при помощи космического корабля с термоядерной бомбой? Как-то изменить его орбиту? Или хотя бы уменьшить последствия от осколков, падающих на Землю?

Вот такая штука прогресс

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Так что вряд ли придется все время сидеть, и понемногу заниматься торговлишкой. Еще отнюдь не все последствия технического прогресса из двадцатого столетия проявили себя в полной мере. Например, неизвестно, какие вызовет Интернет. Сегодня политики высокомерно плюют на него, объявляя выступления и общение в сети деятельностью кучки ненормальных, а что будет завтра, никому неизвестно.

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.



Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Литература

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. – М., 1994. - 239 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192 с.

8. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 408 с.

9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.


Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

План

4. Становление и развитие советской педагогики. Известные советские педагоги.

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

11 декабря 1917 г. было принято постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению". Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские.

20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравность женщин в области образования, как и в других областях общественной жизни. В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса во всех учебных заведения было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в введение Народного Комиссариата по просвещению, всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Это обеспечило единство школьной реформы. Большое значение для улучшения учебной работы школы и обеспечения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 г.), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.

На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.

В течении 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Пантелея Николаевича Лепешинского шла усиленная разработка "Основных принципов единой трудовой школы". Затем они были опубликованы под названием "Декларация о единой трудовой школе". В этой декларации были провозглашены новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Основное внимание "Декларация" уделяла вопросам демократизации школы, устанавливалась общедоступность и бесплатность школы.

Утверждалось научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Большое место отводилось всестороннему развитию личности: физическому, эстетическому, нравственному.

26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.

2. Этапы развития советской школы до 1941г.

На первом этапе развития советской школы были приняты "Декреты", "Постановления" по переустройству общества, по ликвидации старой системы образования и созданию новой советской школы. Следующий этап (1921-1930) Закончилась Гражданская война, и хотя кругом царила нищета, и разруха советское правительство считало одной из важнейших задач – развитие народного просвещения. Учебным учреждениям, школам, учительству отводилась важная роль воспитания молодого советского поколения, стояла задача подготовки квалифицированных рабочих, специалистов в которых очень нуждалось молодое советское государство. К 1922 году сложилась более гибкая система по сравнению с принятой в 1918г.: начальная школа (4 г. обучения, основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представлял ступень, ведущую по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа 1 ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, учебно-производственных мастерских. Семилетняя школа – для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и др. техникумов; девяти, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего высшего образования.

С1923г. в сельской местности на базе школы 1 ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (Ш КМ), позже появились фабрично-заводские семилетки (ФЗС), фабрично-заводские ученичества (ФЗУ), рабочие факультеты, игравшие важную роль в подготовке молодежи к поступлению в ВУЗы. Школьная система в Беларуси строилась по-иному. После семилетки следовало профессиональное образование –профшкола, техникум. В 1930г. на 16-м съезде была поставлена задача: обязательное первоначальное образование, ликвидация безграмотности. Хотя к этому времени грамотность населения взросла вдвое по сравнению с 1916г. Закон обязывал в начальную школу принимать детей с 8, 9, 10, 11, 12 л., на родителях лежала ответственность за посещение ребенком школы. В основу построения учебных программ был положен принцип концентризма: учащиеся получали законченный круг знаний к 4 и 7 классам. Работа по совершенствованию учебных программ продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны. Усилия ученных и методистов были направлены на преодоление перегрузки программ, на более последовательную реализацию основных дидактических принципов, установление рациональных межпредметных связей. Основной формой организации учебной работы в школе становился урок со строго определенным расписанием и твердым составом учащихся при ведущей роли учителя (в этот период были открыты экспериментальные, опытные станции, школы, студийные системы, методы проектов, работа по методике "Дальтон-план", но к концу 20-х эти нововведения подверглись критике, были объявлены буржуазными и не соответствующими духу времени.) После долгого перерыва была признана дифференцированная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок - отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Второй этап (1931-1941) (можно условно выделить) Проходивший в январе 17 съезд Коммунистической партии в своем решении о втором пятилетнем плане поставил задачу: "завершение во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обязательного начального обучения, но и осуществление всеобщего обязательного политехнического обучения в обьеме семилетки, впервую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже раз решена на протяжении первой пятилетки." В 1931-32г. были введены в действие новые программы на основе предметного преподавания, это способствовало систематизации знаний учащихся. Принятие этих программ, вызвало необходимость издать новые учебники. К составлению учебников были привлечены педагоги и крупные ученые по всем отраслям знаний, был объявлен конкурс на создание лучших учебников в СССР. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были утверждены должности групповодов (с1934г.- классных руководителей). Весной 1933г. во всех школах впервые проведены проверочные испытания, и с того года вошли в распорядок школьной жизни. В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских людей. Но учебно- воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер; не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937г. было отменено. Первая половина 40-х характеризовалась резким усилением политизации идеологизации школы, отменялось самоуправление, демократическое начало.

В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранилась в общих чертах до конца 80-х, в целом явилась, как бы там ни было, одной из лучших в мире.

3. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны.

В чрезвычайносложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны, школу не посещало 25% детей в России, в Беларуси этот процент был намного выше. Школы стали казармами, госпиталями, многие были разрушены. В военные годы всеобуч правительством не отменялся. Корректировались и сокращались учебные планы и программы, вводились военно-образовательные темы, военно-физическая подготовка, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. В военные годы были приняты правительственные решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7 лет, об открытии вечерних школ рабочей и сельской молодежи, о введении пятибальной системы оценок успеваемости и поведения, об установлении выпускных экзаменов по окончанию начальной, семилетней и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы, принятие "Правил для учащихся".

Многие школы, детские сады, детские дома были эвакуированы (особенно в России). В России и Беларуси открывались подпольные партизанские (лесные школы). В Беларуси фашисты в больших городах открывали так называемые народные школы, заставляли их посещать (немецкие учителя обучали и воспитывали белорусскую молодежь.). Дети и подростки трудились в тылу (сельхозработы, производство, строительство оборонных сооружений). Тысячи учителей и детей участвовали в боях за Родину, совершая героические подвиги.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Выдающийся советский государственный деятель, первый народный комиссар по просвещению. Сыграл большую роль в развитии дела народного образования в молодой советской стране. Вместе с Н.К. Крупской, Лепешинским разрабатывал основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования. Он один из составителей программных документов о школе "Положения о единой трудовой школе.", Основных принципов единой трудовой школы" Большое внимание уделял эстетическому воспитанию. Ставил перед учителями задачу учить детей находить красоту в самой жизни, в учении, в труде, в поступках человека, с малых лет приобщать детей к истинно прекрасном, учить их создавать, творить прекрасное. Высоко ценил профессию учителя, его роль в строительстве нового общества. "Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве. Он источник радостного перерождения для маленьких. Много ценных высказываний в работах Луначарского о нравственном и физическом воспитании. Большой заслугой Луначарского было сплочение лучших представителей науки и искусства на созидание новой школы и культуры.

Труды А. В.Луначарского: "Что такое образование", "О связи обучения с воспитанием", "О воспитании нового человека", "Социологические предпосылки советской педагогики" и др.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) оказал заметное воздействие на становление русской педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа"(1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х.гг.

П.П. Блонский – автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. В предреволюционные годы были изданы труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. Блонский не ограничивался созданием теоретических работ, а активно участвовал и в разработке новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-хгг., теоретические интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП(б) "О педологических извращениях…"(1936) началась политическая травля Блонского, и его имя надолго было предано забвению. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Работы П.П. Блонского: "Педагогика", "Основы педагогики", первый учебник "Педология".

Литература.

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. и психолог. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С.39-86.

7. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. – Т.1. – М., 1980. – 501 с. – Т. 4. – М., 1980. – 630 с. – Т. 5. – 687 с.

8. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976. – 640 с.

9. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. – М., 1983 – 1985.

10. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. – Т. 1. – М., 1980. – 304 с. – Т. 2. – М., 1980. – 416 с.

План.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века.

1. Педагогические течения 20 века на Западе и в России.

2. Вклад русских ученых в педагогику начала 20 века. (Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, Василий Порфирьевич Вахтеров и др.)

3. Педагогическая система Селестена Френе, Вольдорфская школа Рудольфа Штейнера, гуманистическая педагогика Януша Корчака.

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.



Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. – М., 1994. - 239 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192 с.

8. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 408 с.

9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.

Вот уже более 10 лет мы проживаем в двадцать первом веке, и практически никто не задумывается о том, почему мы обустроены всем тем, что делает нашу жизнь проще и комфортнее. Почему так развита нынешняя наука и общество, откуда все это взялось? Ответ на этот вопрос очень прост – вся революция и построение современного общества, открытия позволившие взлететь практически на высоты науки, произошли за целых сто лет.

Сто лет 20 века, довольно длительного, и порой ужасного времени. Иногда, не зная, люди спрашивают: 20 век, какие это года? Но когда незнающие люди отвечают: 20 век начался в 1900 году и закончился в 1999, они ошибаются. На самом деле, 20 век начался 1 января 1901 года, и закончился 31 декабря 2000 года. Начнем с классификации основных понятий и событий 20 века.

Хронология

  • Индустриализация – развитие новых технологий в процессе производства. Улучшается качество и работоспособность предприятий, количество вырабатываемого сырья, происходит меньше аварий и несчастных случаев на производстве, отказ от мануфактур. Предприятия начинают работать на абсолютно новом уровне, повышая не только качество жизни населения, но и количество прибыли государств.
  • Первая мировая война – (1914 – 1918 года). Один из наиболее широкомасштабных военных конфликтов за всю историю существования человечества. Результатом войны, стало прекращение существования четырех империй – Австро-Венгерской, Германской, Российской и Османской. Страны, выступавшие в сражениях, потеряли свыше 22 млн. человек.
  • Создание СССР – произошло в 1922 году, тогда на свет появилась одна из величественнейших, когда-либо существовавших держав, которая охватила огромную территорию 15 современных государств.
  • Великая депрессия – всемирный экономический кризис, который начался в 1929, и завершился в 1939 году. В большей степени пострадали промышленные города, в некоторых странах практически прекратилось строительство.
  • Построение авторитарных и тоталитарных режимов – построение некоторыми государствами режимов, приводящих к полному тоталитарному контролю над населением, усечению прав человека, геноциду.
  • Мир увидели революционные лекарственные препараты – пенициллин и сульфаниламиды, антибиотики, были придуманы вакцины от полиомиелита, тифа, коклюша, дифтерии. Все эти препараты резко сократили количество смертей от различных инфекционных заболеваний.
  • Голодомор 1932-1933 годов – искусственный геноцид украинского народа, который спровоцировал своими репрессиями Йосиф Сталин. Унес жизни около 4 млн. человек.
  • Спросив у любого человека, каким был 20 век, можно быстро получить ответ – веком войн и кровопролития. В 1939 году началась Вторая Мировая война, ставшая крупнейшей войной за всю историю человечества. В ней принимало участие более 60 государств, около 80% населения планеты. Погибло 65 млн. человек.
  • Создание ООН – организации, которая укрепляет мир, и предотвращает войны, и по сей день
  • Деколонизация – освобождения ряда стран от колониальных захватчиков, на то время могущественных стран, ослабленных Второй Мировой войной.
  • Научно-техническая революция – превращение науки в производительную силу, во время которой роль информации в обществе выросла.
  • Атомная эпоха – начало применяться ядерное оружие, ядерные реакции в качестве источника электроэнергии.
  • Покорение космоса – полеты на Марс, Венеру, Луну.
  • Массовая автомобилизация и применение реактивных самолетов в качестве гражданских.
  • Массовое применение антидепрессантов и противозачаточных препаратов.
  • Холодная война между странами гигантами – США и СССР.
  • Создание блока НАТО.
  • Распад Советского Союза и Варшавского блока.
  • Распространение международного терроризма.
  • Развитие коммуникационных и информационных технологий, массово применяются радио, телефоны, интернет и телевидение.
  • Создание Европейского Союза.

Какие писатели 20 века самые известные

Какие достижения 20 века самые впечатляющие

Определенно, достижениями можно назвать революционные изобретения, среди которых самыми впечатляющими оказались:

  • Самолет (1903).
  • Паровая турбина (1904).
  • Сверхпроводимость (1912).
  • Телевидение (1925).
  • Антибиотики (1940).
  • Компьютер (1941).
  • Атомная электростанция (1954).
  • Спутник (1957).
  • Интернет (1969).
  • Мобильный телефон (1983).
  • Клонирование (1997).

XX, какой это век? Прежде всего, это век научного прогресса, становления многих государств, уничтожения нацизма, и всего того, что помогает нам с вами идти вперед в будущее, не забывая прошлого, которое стало для нас определяющим фактором в развитии.