Происхождение кипчаков. Великие кипчаки-предки казахов

Фарид Алекперли,
доктор исторических наук

Как известно, тюркский мир разделяется на две основные этноязыковые общности – огузов и кипчаков (кыпчаков). Причем как огузы, так и кипчаки сыграли существенную роль в истории Азербайджана. На огузских тюркских языках говорят турки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, хорасанские и хорезмские тюрки, а также часть крымских татар. В настоящее время огузы численно преобладают в тюркском мире над кипчаками. Самые крупные огузские народы – это турки, которых около 70 миллионов человек, и азербайджанцы, численность которых превышает 50 миллионов (вместе с иранскими азербайджанцами).

На языках кипчакской ветви говорят татары, башкиры, казахи, ногайцы, киргизы, каракалпаки и др. Самый многочисленный кипчакский народ – казахи, общая численность которых приближается к 14 миллионам. Узбекский и уйгурский языки относятся к карлукской, а чувашский – к наиболее архаичной булгарской ветви тюркских языков.

Кто же такие кипчаки? Прототипом слова “кипчак”, возможно, является термин “кюеше” или “цзюеше”, упомянутый в 201 г. до н. э. в китайских письменных источниках. Более достоверным и доказанным считается упоминание этого народа под именем “кибчак” в наскальной надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.).

Этнонимы “кыпчак” и“кыфчак” часто приводят в своих трудах такие средневековые авторы, как Ибн Хордадбех (IX в.), Гардизи, Махмуд Кашгари (XI в.), Ибн аль-Асир (XIII в.), Рашид ад-Дин, аль-Умари, Ибн Халдун (XIV в.) и т.д.

В средневековых русских летописях XI-XIII вв. кипчаки упомянуты под названиями “половцы” и “сорочины”. В Венгрии они были известны как “палоцы” и “куны” (этнографическая группа “куманы” до сих пор проживает в Венгрии). Этим же термином (“куманы” или “команы”) называют их средневековые византийские и западноевропейские источники XIII в.

Булгары и кипчаки в Азербайджане

Тюркская история Азербайджана связана не только с огузами. Согласно историческим источникам, в Азербайджане с древних времен проживали также булгары и кипчаки, причем булгары представляют собой один из древнейших тюркских пластов.

Так, еще в III-VI вв. н.э. территорию Кавказской Албании населяли гунно-булгарские племена – гунны, савиры, хазары и т.д. В 552 г. савиры (сувары) вторглись в Кавказскую Албанию. В 562 г. тюркские племена савир и хазар заселяли области вокруг г. Габала – столицы Кавказской Албании. В 626-630 гг. Кавказская Албания была подчинена Хазарскому Каганату, административный центр которого временами находился в г. Габала.

Со временем в Азербайджане усилились огузский и кипчакский элементы, ассимилировав более древнюю булгарскую (гуннскую, савирскую и хазарскую) прослойку. Язык древних тюрок гуннского и булгарского происхождения, некогда населявших Азербайджан, считается вымершим. Его единственным “живым” наследником является современный чувашский язык, обладающий очень архаичными признаками и резко отличающийся от всех других ныне использующихся тюркских языков.

Азербайджанцев принято считать тюрками – огузами, а азербайджанский язык справедливо относят к огузской ветви тюркских языков. Это совершенно верно, однако при этом часто не учитывается то, какой существенный вклад внесли кипчаки в формирование азербайджанского народа и его языка.

Впрочем, лингвисты знают, что хотя азербайджанский язык в целом и относится к огузской ветви тюркских языков, в нем отчетливо просматриваются и кипчакские элементы. В частности, кипчакское происхождение имеет одно из наиболее употребительных азербайджанских слов – “яхши” (“хорошо”, “хороший”), которое родственно казахскому слову “жаксы” (казахи и киргизы произносят звуки “ж” и “с” там, где азербайджанцы используют “й” и “ш”).

Сами древние огузы, в отличие от кипчаков, вместо “яхши” чаще использовали слово “ийи” (“иги”). Слово “ийи” (“хорошо”, “хороший”) до сих пор используется в современном турецком языке, но оно постепенно вышло из употребления в Азербайджане, будучи вытеснено кипчакским “яхши”.

Кипчаки в древних рукописях

В отличие от гуннов и булгар, кипчаки оставили более ощутимый след в азербайджанском огузском языке. Так, кипчаками по происхождению были правители государства Атабеков Азербайджана (1145 – 1225 гг.) – Эльденизиды (Эльдегизиды, Ильдегизиды) атабек Шамсаддин Эльдениз и его потомки Джахан Пехлеван, Кызыл Арслан, Абубекр и Узбек.

Хотя их ополчения Эльденизидов состояли в большей степени из представителей огузских племен, тем не менее, и кипчаки в то время компактно проживали во многих областях Азербайджана и представляли собой грозную военную силу. Временами они служили ширваншахам и царям Грузии, а временами воевали с ними.

Известный средневековый летописец Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) в своей книге “Тарих аль-камиль” (“Полный свод истории”) описывает участие кипчаков в политической жизни средневекового Азербайджана: “В ша’бане этого, 587 [август 1191] года, был убит Кызыл Арслан, имя которого – Осман Илдегиз. Мы уже упомянули, что он овладел странами после своего брата Пехлевана, царя Аррана, Азербайджана, Хамадана, Исфахана, Рея и того, что между ними… После того как монголы заняли землю кипчаков, последние рассеялись: одна часть ушла в страну русов, другая рассеялась по своим горам, большинство же их, собравшись, направились к Дербенду Ширвана. Они послали к его владетелю по имени Рашид и сказали ему: “Монголы захватили нашу страну и разграбили наше имущество; мы пришли к тебе, чтобы расположиться в твоей стране. Мы твои рабы, и мы тебе завоюем области, и ты наш султан”… Он удовлетворил их просьбу… Они двинулись дальше и подошли к окрестностям Гянджи в провинции Аррана, которая (Гянджа) принадлежала мусульманам, и здесь кипчаки расположились. И послал против них эмир Гянджи – это был раб падишаха Узбека, владетеля Азербайджана, по имени Кушхара, – войска и помешал им приблизиться к его области… И выступил один из кипчакских предводителей во главе большого полчища против гурджей (т.е. грузин) и неожиданно напал на них, перебил многих из них, обратил их в бегство, взял, что было с ними, и захватил много пленников. После этого кипчаки вернулись на гору Килькун и расположились на ней, как было до этого”.

Кипчаки в эпосе «Деде Горгуд»

Кипчаки описаны и в выдающемся средневековом литературном памятнике тюрок огузов – эпосе “Китаби Деде Горгуд”. В то время между кипчаками и огузами происходила ожесточенная межплеменная война, поэтому кипчаки описаны в эпосе в негативном свете. Поскольку в то время (XII-XIII вв.) огузы уже приняли ислам, а большинство кипчаков оставались язычниками и тенгрианцами, в эпосе кипчаки именуются словами “гяуры”, “кафиры”, т.е. “неверные”.

Главным отрицательным персонажем в эпосе выступает коварный и жестокий предводитель кипчаков по имени Шекли Мелик, или Кыпчак Мелик. Кипчаки, согласно эпосу, неожиданно нападают на станы огузов и, пользуясь временным отсутствием в них воинов, убивают и угоняют в рабство женщин, стариков и детей.

Приведем отрывок из эпоса “Деде Горгуд” в переводе В.В.Бартольда: “Семь тысяч черноволосых гяуров нечистой веры, врагов (истинной) веры, в кафтанах, разорванных сзади до половины, сели на своих пегих коней, совершили набег; в полночь они пришли и к орде Казан бека. Его златоверхие жилища гяуры разрубили, его дочь-невесту, подобную гусю, заставили кричать, на табуны его быстрых коней вскочили, ряды его красных верблюдов угнали, его богатую казну, его обильные деньги разграбили. Рослая Бурла-хатун и с ней сорок стройных дев были уведены в плен; престарелая мать Казанбека была уведена, привешенная к шее черного верблюда; сын хана Казана Уруз-бек с тремястами джигитов были уведены со связанными руками и связанной шеей; сын Илик Коджи Сары-Калмаш пал в бою за дом Казан-бека; у Казана об этих делах вести не было”.

Впрочем, по одной из версий, под словом “гяуры” в эпосе имеются в виду вовсе не кипчаки, а грузины. Тем более что “гяуры” одеты в черное, а это традиционный цвет одежды у грузин. Кроме того, в одном месте в отношении “гяура” употреблен термин “азнавур”. Возможно, тут имеет место смешанный грузино-кипчакский вариант, так как в XII в. десятки тысяч кипчаков-тенгрианцев поселились на юге Грузии и, заключив союз с грузинскими царями, участвовали в их военных походах, в том числе против мусульман.

Так, царь Грузии Давид IV, опасаясь вторжения сельджуков, в 1118 году заключил союз с кипчаками и женился на Гурандухт (возможно, Турандухт – “дочь Турана”), дочери царя (мелика) кипчаков Атрака. После этого 40 000 воинов Атрака, не считая женщин и детей, поселились на юге Грузии, а 5000 отборных кипчакских воинов вошли в царскую гвардию.

Колоритно представлен Кыпчак Мелик в кинофильме “Деде Горгуд” (“Свет погасших костров”, Азербайджанфильм, 1975 г.): “Трон Кыпчак Мелика помещался на высоком помосте. Помост был очень широкий. Здесь был и трон Кыпчак Мелика, и его ложе. На этом помосте, кроме самого Кыпчак Мелика, было еще девять черноглазых, светлолицых, длиннокосых красавиц. Руки их до запястий были выкрашены хной, пальцы тонкие, шеи длинные. Кыпчак Мелик веселился с ними. Девушки подавали ему вино в золотых кубках. Кыпчак Мелик никогда не сходил с помоста. Когда надо было куда-то отлучиться, коня подводили к помосту, и он прямо с трона спрыгивал коню на спину. Сидящие внизу воины стелились под ноги коню Кыпчак Мелика, и, пока вождь не проезжал по их спинам, они не поднимали лиц от земли. Помост был богато изукрашен. Столбы были отделаны дорогими каменьями, края – павлиньими перьями. Всюду висели змеиные шкуры. Племя поклонялось змеям. Возвращаясь после набегов, Кыпчак Мелик ел и пил с девятью наложницами, развлекался и наслаждался на глазах у всех воинов племени”.

На самом деле, кипчаки вовсе не были более жестокими и коварными, чем огузы. Просто между двумя родственными тюркскими племенами шла война, а во время войны противоборствующие стороны, как известно, рисуют отрицательные образы друг друга, что естественно и в современное время называется идеологической или информационной войной.

В итоге в противоборстве огузов и кипчаков на территории Азербайджана, Ирана и Малой Азии (современной Турции) одержали победу численно преобладавшие огузы, создавшие в дальнейшем Сельджукскую и Османскую империи, государства Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов. Кипчаки попали в подчиненное положение, но вовсе не исчезли с территории Азербайджана.

Они ассимилировались в языковом отношении и перешли на огузский тюркский язык. Однако это влияние не было односторонним – многие кипчакские слова, некоторые грамматические конструкции и особенности фонетики перешли в азербайджанский язык, относящийся в целом к огузской ветви тюркских языков.

В настоящее время наиболее сильно кипчакские элементы в азербайджанской культуре проявляются в северо-западных областях страны – в Гянджа-казахской зоне, а также среди азербайджанцев, живущих в Грузии. Именно в этих областях кипчаки оседали массово и здесь живут их прямые потомки, смешавшиеся в средние века с огузами. Так, в Гахском районе Азербайджана до сих пор существует селение под названием Гыпчаг.

Казаки, казахи и казахцы

Как известно, казахи являются одним из крупнейших современных кипчакских народов. Весьма примечательно, что в северо-западной части современного Азербайджана расположен город Газах (Казах) и названный его именем Газахский район. Хотя население Газахского района Азербайджана состоит не из казахов, а из этнических азербайджанцев, в древности эти территории были населены кипчаками, которые, возможно, и дали местности это название.

Г.А.Гейбуллаев в книге “К этногенезу азербайджанцев” (Баку, “Элм”, 1991, с.141, 356), пишет следующее: “Интерес представляет топоним Казах в Азербайджане. Существует мнение, что этноним казах среди кыпчаков возник не раньше XI в. Однако населенный пункт Казах в Аране упомянут уже в IX в. арабскими авторами в связи с событиями, происходившими в VII веке: у ал Куфи – Касак; у Ибн-Хордадбеха – Кисал. По сообщению ал-Балазури, Касал был построен арабским наместником Марваном ибн Мухаммедом (732-744) примерно в середине 30-х годов VIII в. и служил военным лагерем в ходе борьбы с хазарами и местными племенами”.

Далее Г.А.Гейбуллаев отмечает, что: “Различное написание (Касал и Касак), как правильно отметила Н.Велиханлы, объясняется схожестью арабских рукописных букв “к” и “л”. Это свидетельствует о том, что казахи обитали здесь, во всяком случае, до VII века…

В комментарии к этому топониму З.М.Буниятов на основе сведений Йакута ал-Хамави пишет, что она принадлежала Бабеку. По всей вероятности, этот топоним является искаженным по вине переписчиков “Казах”, исходя из похожести арабских букв “х” и “дж”… Можно связать топоним Казах на юге с топонимом Казах на севере (нынешний Казах в Азербайджанской ССР), который упоминается арабским автором. Оба эти топонима, несомненно, связаны с тюркским этнонимом касак, казак, казах”.

В Центральной Азии слово “казак” как этноним (название народа) появилось примерно в 1460 г. Его основу заложили ханы Жанибек и Керей, которые перекочевали со своими племенами от берегов реки Сырдарья на восток в Семиречье, Чуйскую долину и основали там в 1465 г. Казакское ханство. Его население стали называть “свободным людом”, т.е. “казаками” (“казахами”).

Таким образом, более древним и правильным вариантом слова “казах” является “казак” или “газаг”. Русские казаки именовались “казаками” по причине своего частично тюркского (в прошлом) происхождения. Среднеазиатская республика Казахстан также первоначально носила название Казакская АССР и лишь в 1936 г. была переименована в Казахскую ССР. Это было сделано для того, чтобы предотвратить путаницу казахов с казаками, а также затруднить проведение аналогий между этими двумя этническими общностями в целях недопущения отождествления предков русских казаков с тюрками и казахами, в частности.

В азербайджанском языке слово “газаг” превратилось в “газах” по другой причине. Азербайджанскому языку, особенно разговорному, свойственно видоизменение “г” на “х” или“гх”. Например, “булаг” (родник) часто произносится как “булах”, “аяг” (нога), как “аях” и т.д. Само слово “газаг” (“казак”, “казах”) древнетюркского происхождения и означает “свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений”.

Татарский конный полк

В годы Российской империи мусульмане Кавказа не подлежали воинскому призыву. Однако в 1914 г. была создана добровольческая Кавказская туземная конная дивизия, более известная как “Дикая дивизия”, под командованием младшего брата царя, свиты его величества генерал-майора, великого князя Михаила Александровича. В составе дивизии существовал азербайджанский (в то время он назывался “татарским”) конный полк, две трети личного состава которого комплектовалась в Гянджа-Газахской зоне Азербайджана и в Борчалинской зоне Грузии, населенной азербайджанцами, в том числе потомками кипчаков.

Николай II во время пребывания в Тифлисе в ноябре 1914 г. обратился к депутации мусульман со следующими словами: “Выражаю мою сердечную благодарность всем представителям мусульманского населения Тифлисской и Елизаветпольской губерний, отнесшегося так искренно в переживаемое трудное время, доказательством чему служит снаряжение мусульманским населением Кавказа шести конных полков в состав дивизии, которая под командою моего брата отправилась для борьбы с общим нашим врагом. Передайте мою сердечную благодарность всему мусульманскому населению за любовь и преданность России”.

После провозглашения независимости Азербайджана в 1918 году, костяк формировавшейся азербайджанской армии составили тот самый Татарский конный полк и новобранцы из Гянджа-Газахской зоны Азербайджана во главе с уроженцем Газаха генералом Али Ага Шихлинским, ранее, до октябрьской революции, служившим в российской армии и прозванным “Богом русской артиллерии”.


Голова (монголоидные черты) женской статуи, XII век.




Каменные изваяния женщины (слева) и мужчины в Северном Причерноморье. XII век.

Предисловие

В далеком прошлом обширная территория Евразии от нижнего Дуная до верховьев Иртыша и далее через Джунгарию в Монголию представляла собой степные пространства, пересекаемые в разных направлениях могучими реками и населяемые многочисленными кочевыми племенами весьма разными по внешнему облику и языку но очень сходными по образу жизни, хозяйству и материальной культуре.

В XII – начале XIII вв. основная часть великой степи – от Днестра до среднего Иртыша – была заселена тюркскими племенами, известными в письменных источниках соседних с ними стран под разными этнонимами (этниконами): в арабо-персидских и других восточных странах под именем кипчаков, на Руси – половцев, в Византии и через её посредничество в Западной Европе – куманов. Причём, в Европе не известны кыпчаки, а в странах ислама и в Китае не знали половцев и куманов, на Руси куманы отождествлялись с половцами, а в Грузии известных на Руси половцев хана Атрака именуют кыпчаками (1118 г.). В соответствии с этнонимами существовали географические обозначения степи: Дешт-и Кипчак в странах Востока, Поле Половецкое на Руси и Кумания в странах Запада.

Евразийские степи периода XI–XIII вв. хорошо исследованы археологами и историками, хуже изучена историческая этнология населявших их тех самых племён, этнонимы которых отражены в письменных источниках многих стран Европы и Азии, и которые заложили этническую основу многих современных народов.

Многое остаётся неясным: составляли ли эти племена единый этнос или нет, относились ли к единому расовому типу или нет, говорили ли на одном языке или нет. Какова этническая преемственность этих племён и их предпологаемых биологических потомков.

Предлагаемая книга является попыткой ответить на поставленные выше вопросы.

Приятного чтения! Надеюсь, что оно будет интересным и полезным.

Сиры [сеяньто] – кыпчаки

Источники: древнетюркские надписи Тоньюкука и на памятнике Бильге-кагана, VII в., китайские династийные хроники/ «истории» (IV–VIII вв.).

Литература: Кляшторный С.Г. Наскальные рунические памятники Монголии.// Тюркологический сборник 1975. М., 1975; Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках.// Turcologica. К 80-летию академика А.Н. Кононова. Л., 1986.

Введение

До недавнего времени в тюркологии прочно бытовало мнение А.Н. Бернштама, что этноним «кыпчак» является исконным названием соответствующего этноса (группы племен) и впервые упоминается в китайской династийной хронике в 201 г. до н. э. под названием «кюеше» (Бернштам, 1951). В настоящее время принято мнение С.Г. Кляшторного о том, что исконным этнонимом кыпчаков было их древнетюркское наименование «сиры», упоминаемое в рунических надписях VI–VIII вв. и известное в китайских источниках IV–VIII вв. под наименованием «се», а затем – «сеяньто» (в V в., когда сиры названы вместе с покоренным ими племенами ямтар или яньто). Кыпчаками же сиры/сеяньто стали позже.

В первых веках новой эры в степях от Алтая до Хингана кочевали многочисленные племена, называемые в китайских источниках потомками хунну и известные под общим именем «теле» (тегрег – «телега», т. е. тележники) или гаогюй («высокие повозки») и кочующие на своеобразных повозках. Сами же теле называли себя «огузами» («племена») и конкретными племенами: так, в хронике династии Суй (581–618 гг.) были названы 15 племенных групп (юаньгэ, сеяньто, дубо, гулигань, пугу, киби, доланьгэ, байегу, тунло, хун (кун), сыгйе, хусйе, адйе, хигйе, байси), в начали VII в. выделяется конфедерация 10 племен уже не теле, а огузов, в т. ч. сеяньто, хойху, киби, кун, сыгйе, адйе, тунло, байси, байегу, пугу. После образования Первого Тюркского каганата (552 г.) племена теле вошли в его состав, составляя основу его населения и военную мощь. Распад каганата на Западный и Восточный (603 г.) разделил племена теле (и некоторые конкретные племенные группы, напр., сеяньто) на две части. Уже в 605 году сеяньто, кочевавшие в Восточном Тянь-Шане восстали против Западно-Тюркского каганата и откочевали к своим сородичам в Отюкен (Хангай), Восточный Тюркский каганат, образовав там особый округ (619 г.) во главе с шадом, братом кагана. В 628 году разразилось восстание племен теле (огузов), возглавляемое сеяньто (сирами) и хойху (уйгурами) против восточно-тюркского Эль-кагана. Каган бежал на юг, оставив Отюкен восставшим. Воспользовавшись восстанием огузов, танский император Тайцзун нанес поражение армии Эль-кагана и ликвидировал Восточный Тюркский каганат (630 г.). После падения каганата, борьба за власть в Хангае между сеяньто и уйгурами, начавшаяся после бегства кагана, закончилась победой сеяньто: в Северной Монголии появился Сирский каганат во главе с династией Ильтер. Каганат включал территорию от Алтая до Хингана, от верховьев Енисея до Гоби, со ставкой на северном берегу реки Толы. Административно новый каганат повторял старый (Тюркский) каганат, например, деление на западное (тардуш) и восточное (тёлис) крылья, возглавляемые шадами, сыновьями кагана. В 641 году разгорелась война между сирским Иенчу Бильге-каганом и родственником погибшего тюркского Эль-кагана, а после того, как сиры разгромили этого ставленника Китая, им пришлось сражаться с самими китайцами. В 646 году против сиров восстали токуз-огузы во главе с уйгурами. Они обратились за помощью к китайцам и вместе разгромили сиров. Сирский каганат (630–646 гг.) прекратил свое существование, попытка сиров восстановить его была подавлена Китаем в 668 г. Сиры вместе со своими недавними соперниками древними тюрками оказались под властью танского Китая и в 679 году подняли антикитайское восстание. Два года сиры и тюрки вместе воевали против императорских войск и после победы (681 г.), в восстановленном (втором) Тюркском каганате разделили власть: в надписи Тоньюкука (726 г.) они названы вместе (тюрки и сиры) в качестве господствующих племен (в качестве подчиненных племен были токуз-огузы и другие племена). В памятнике Бильге-кагану (735 г.) тюрки были названы господствующим племенем, сиры («шесть сиров» в источнике) вторыми по иерархии власти племена, подчиненными оставались огузы и эдизы. Однако власть тюрок и сиров во втором Тюркском каганате подверглась испытанию могучим племенным союзом – токуз-огузов («девять племен») во главе с уйгурами в 687–691 гг., в 714–715 гг. и 723–724 гг., пока очередное восстание токуз-огузов не закончилось разгромом второго Тюркского каганата (в 744 году). Побежденные тюрки исчезли как этнос, но их этноним стал наименованием группы языков (тюркских) и самоназванием совершенно нового народа – турок. Разгромленные племена сиров бежали с берегов Толы и Орхона на Северный Алтай и Восточный Тянь-Шань. После 735 года, когда они упоминаются в последний раз, исчезает их этноним, но не этнос, который лишь меняет одно название, вполне достойное, на другое с уничижительным значением («злосчастные») – кыбчак (кыпчак, кипчак). Окончилась история сиров/сеяньто (С.Г. Кляшторный, Т.П. Султанов, 2004, с. 121–129).

В заключение о сирах/сеяньто можно добавить, что по свидетельству китайских хроник, в частности «Таншу», сеяньто были самые сильные из племён теле, они по своим обычаям сходны с древними тюрками. Во всяком случае, обряды захоронения в сросткинской археологической культуре, которая считается типичной для кыпчаков, являются усовершенственным (усложненным) древнетюркских обрядов трупоположений с конем (особенно в ее развитии второго и третьего этапов, IX–XII вв.). Как и древние тюрки, сеяньто, а за ними и кыпчаки практиковали установки антропоморфных памятников усопшим на курганах…

Кыпчаки

Источники: памятник Элитмиш Бильге-кагана (Селенгитский камень, 760 г.), материалы археологии, в т. ч. палеоантропологии, китайские хроники, начиная с «Таншу»; сочинения мусульманских, главным образом арабо-персидских авторов, особенно труды Ибн Хордадбеха (820–913 гг.), «Границы мира» (Худуд ал Алам) анонима (983), Абу-л-Фадла Бейхаки (906-1077 гг.), Насир-и Хосрова (1004–1072 гг.), Абу Саида Гардизи (XI в., годы жизни не известны), Махмуда ал Кашгари (XI в., годы жизни не известны), Абу-л-Хасана Али Ибн ал Асира (1160–1233 гг.), Ала ад-Дина Джувейни (1226–1283 гг.), Фазлаллаха Рашид-ал-Дина (1248–1318 гг.).

Основная литература: исследования С.М. Ахинжанова, О. Исмагулова, С.Г. Кляшторного, Б.Е. Кумекова, К.Ш. Шаниязова.


760 год – надпись на памятнике Элитмиш Бильге-кагана о том, что тюрки и кыбчаки пятьдесят лет господствовали над токуз-огузами, возглавляемыми уйгурами, стал отправной датой появления нового этнонима, со временем ставшего весьма обычным в историографии средневекового Востока и пережившего сам этнос, носителя этого этнонима…

В VIII в. с года первого упоминания в нарративном источнике названия «кыбчак» до наименования их в списке тюркских племен прошло более ста лет: к этому времени, когда начальник почтовой службы одной из областей Ирана во время правления арабского халифа аль Мутамида (870–892 гг.) в своей «Книге путей и стран» (к IX в.) Абу-л Касим Убайдаллах ибн Абдаллах Ибн Хордадбех назвал ряд тюркских племен – тогуз-гузз, карлук, гуззы, кимаки и в том числе кыпчаков (в арабском произношении хифчак). Очевидно, что после бегства из Отюкена (Хангай, современная Монголия), вызванного разгромом Второго (Восточного) Тюркского каганата (в 744 году), и расселения сеяньто на Северном Алтае (на Тянь-Шане, к северо-западу от города Кашгар в XI веке Махмуд аль Кашгари отмечает «ближних» кыпчаков (Насилов, 2009, с. 290), где их «обнаружили» археологи по характерному обряду погребения, беглецы расселились уже на территории современного Казахстана, где и попали в поле зрения чиновника Арабского халифата. Абу Саид Гардизи, живший намного позже Ибн Хордадбеха, на основании более ранних источников в своем труде «Украшение известий» (ок. 1050 г., когда государство кимаков уже не существовало) привел интересные данные о происхождении, как полагают, родственных кыпчакам кимаков, о Кимакском государстве, этническом составе его населения. Кыпчаки занимали в Кимакии особый район – Андар-аз-Хифчак, пользовались известной автономией, но царя им назначал каган кимаков, сами кимаки занимали Прииртышье и назывались йемеками, эймуры (ими) и байандуры расселялись по реке Сыр-Дарья по соседству с огузами, в составе которых помещают их более поздние источники. Неизвестны места обитания татар, аджлад и ланиказ. После падения Уйгурского каганата (840 г.) в страну кимаков последовали новые переселенцы, а за ними еще, после того как усилившиеся в X веке кидани стали вытеснять восточных тюрок с их исконной территории. Степень устойчивости кочевой державы кимаков была подвержена автономией подчиненных племен, управляемыми «своими» царями, она не выдержала напора новых мигрантов, и в степи севернее Хорезма сменился «хозяин». Об этом сообщил иранский поэт и путешественник (следовательно, знал то, о чем писал) Насир-и Хосров аль Марвази в своем «Собрании» («Диван», 1030 г.). Путешествуя по Средней Азии, Насир-и Хосров хорошо знал обстановку в степи на севере близ границ Хорезма, который в то время (XI век) входил в состав государства Сельджукидов, поэтому его сообщения заслуживают доверия. Насир-и Хосров первым и надолго назвал обширные земли севернее Сыр-Дарьи по-персидски Дешт-и Кипчаком, т. е. «Степью кипчаков», вместо их наименования арабскими географами в X в. Маффазат ал-гузз («степь огузов»). Это значило что: 1) на границах Хорезма уже не господствовали огузы; позже, под давлением новых мигрантов с востока, они ушли в Северное Причерноморье; 2) уже не было государства кимаков; 3) на территории от Иртыша до Волги наиболее сильными стали кыпчаки. Те самые сиры (сеяньто), получившие после ряда поражений название кыпчак, т. е. «злополучные, злосчастные» (Древнетюркский словарь, 1969, с. 449). Не совсем ясно: то ли сиры сами сменили этноним, чтобы не привлекать злых духов, то ли так их прозвали их враги – токуз-огузы во главе с уйгурами, разгромившие сиров в 647 и в 744 годах. Представляется, что более вероятно второе, ибо впервые сиры так были названы в надписи в памятнике уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана («кыбчак»,760 г.), а в перечне племён Дешт-и Кипчака в сочинениях арабо-персидских авторов этноним кипчак отсутствует. Быть может семантика этнонима «кыпчак» («злосчастный») ещё не была забыта, как и судьба Сирского каганата, и потому кыпчаки не создали единого государства, подобного Сирскому или Кимакскому каганатам? Но усилившись, они очень быстро, по свидетельству хорасанца Абу-л-Фазла Бейхаки в своем труде «История Масуда» (1035 г.), проникают в Хорезм и приобретают в нём большое влияние. Роль кыпчаков в истории Хорезма хорошо изучена казахстанским историком С.М. Ахинжановым в его работе «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» (Алма-ата, 1989), которая и стала основой настоящего исследования (привлечение других авторов будут оговариваться особо со ссылками на их работы).

Первые сведения о союзнических отношениях между Хорезмом и кыпчакскими племенами известны с конца XI века. В 1095 г. сельджукским султаном Санджаром в подвластный ему Хорезм был назначен хорезмшахом его гулям (раб) Акинджи ибн Кочкар из племени кунов, этнически родственном предкам кыпчаков – племенам сиров (куны вместе с сирами/ сеяньто упоминаются в китайских источниках IV–VI вв. в составе племен теле). Акинжи ибн Кочкар в 1096 году погиб, его сын Тогрул-тегин заключил союз с кипчаками Мангышлака и выступил против шаха Хорезма с целью возвращения власти, но неудачно. Дальнейшая история взаимоотношений Хорезма и кыпчаков не известна до конца XII века. К этому времени в Дешт-и Кипчаке произошли определенные сдвиги в передвижениях и перегруппировках племен, часть их ушла в Северное Причерноморье, определились очертания более-менее стабильных владений. В Хорезме вступил на престол, вначале как вассал сельджукского султана (1172 г.), а с 1194 г. независимой страны хорезмшах Абул Музаффар Текеш (1172–1200 гг.).

В 1182 г. центр одного из владений кыпчаков город Сыгнак был захвачен хорезмшахом Текешем, в том же году в Дженд пришел кыпчакский хан Алп-Кара Уран с изъявлением покорности, возможно вызванной потерей Сыгнака. Он привел с собой сына Кырана, вождя «сыновей югуров» (очевидно, потомки группы уйгуров, бежавших после падения Уйгурского каганата в 840 г. к кимакам и признавших «покровительства» сына хана династийного племени). Хан и его сын приняли ислам, а сам хорезмшах Текеш женился на дочери Кадыр-хана, внучке хана Алп-Кара Урана Теркен-хатун. Племя уран, по мнению С.М. Ахинжанова, было из йемеков, которые были потомками монгольского, по сообщению Несеви, племени каи. Это племя, став одним из династийных, пользовалось большим влиянием при сыне Текеша хорезмшахе Мухаммаде II (1200–1220 гг.), находившемся под большим влиянием своей матери, которая была из племени уран (по данным других авторов она была из племени канглы). Выходцы из племени уран заняли важные государственные посты, в частности наместником города Отрара был назначен кузен хорезмшаха Мухаммада (племянник его матери). Уже при правлении хорезмшахов Иль-Арслана (годы правления 1156–1172 гг.) и его сына Алаэддина Текеша (1172–1200 гг.) основными частями хорезмийской армии стали наемники из числа кыпчаков. Накануне монгольского вторжения кыпчаки буквально наводнили страну, составляя и в мирное время основу армии (например, у Теркен-ханум в качестве личной охраны был 10-тысячный отряд ее соплеменников) и вооруженных гарнизонов многих городов. Борясь со своеволием своей властной матери и неподчинением «кипчакских родственников» (например, в 1210 году он подавлял восстание кыпчаков близ Дженда, в 1216 году совершил поход против Кадыр-хана в Дешт-и Кипчак, где встретился с монгольским отрядом, который преследовал меркитов), Мухаммад II не доверял кыпчакам в своих войсках, этим во многом объясняется его уклонение от решительного сражения с монголами в 1218–1220 гг. И действительно, лишь Каир-хан Инальчик, наместник Отрара и виновник «отрарской трагедии» (убийство послов и купцов монгольского каравана в 1218 гг.), чувствуя «расплату» отчаянного защищал город, а потом и цитадель города от превосходящих монгольских сил. Сын Мухаммада Джелал ад-дин был женат на женщине того же племени, что и Теркен-хатун, его сын – на дочери хана племени канглы. Джелал ад-дин долго воевал с монголами (и с народами Южного Кавказа). Возможно кыпчакские племена, связанные родством с династией хорезмшахов отчаянно сопротивлялись монголам, чувствуя свою незавидную участь (мусульманские авторы, описывая монгольское завоевание Хорезма, не отмечают «героические подвиги» его кыпчакских защитников, отмечая лишь беспощадное уничтожение монголами канглы, возможно как наиболее организованное и потому опасное племя).

Остальные племена кыпчаков, за исключением обитавших в Дешт-и Кипчаке, бежали из Хорезма, либо переходили на сторону завоевателей. Даже в Дешт-и Кипчаке далеко не все местные племена оказывали сопротивление монголам, хотя письменные источники не дают точного представления о политической обстановке в Дешт-и Кипчаке накануне и в ходе монгольского вторжения в 1218–1229 годах. Имеющиеся письменные источники сообщают лишь о двух случаях в позиции местных племен по отношению к монголам. По сообщению династийной хроники «Юаныпи» один из военных сподвижников монголов Тутуха был из племени «Циньча» (кыпчак), территорией которого первоначально была у гор Аньдоган на реке Жэлянчуань, откуда его племя мигрировало на северо-запад и обосновалось у гор Юйболи при «государе» Цюйу (ок. 1115–1125 гг.). По мнению П. Пелльо переселенцы были из племени байаут (Рашид-ад-Дии упоминает это племя на реке Селенге), а имя «кипчак» племя «присвоило» на новом месте. По мнению С. Ахинжанова существует две версии сходные в том, что некое горное племя (Аньдозань) переселилось близ гор Юйлиболи (Урал), их вождь (Кунан) назвал свое владение Киньча, а байауты приняли этноним юйлиболи (ильбари, эльбули, ольбурлик); таким образом, монгольское племя байаут с Селенги стало тюркским «эль бурли» («народ волка»). Но не это главное. В 1216 году именно к этому племени откочевали меркиты, спасаясь от Чингисхана. Преследуя меркитов, шел монгольский отряд Субэдэй-багатура; он нагнал и разгромил меркитов в р-не реки Иргиз. Были ли вместе с меркитами в бою союзные им кыпчаки – в источнике ответа нет. Опасаясь мести монголов за согласия кыпчаков принять меркитов сын «провинившегося» хана Тутухта отправил посла к Чингисхану с выражением покорности. С другой стороны Рашид-ад-дин и Джувейни свидетельствуют, что после нескольких битв, проигранных кыпчаками монголам, им оказывал сопротивление только отряд некого Бачмана, из кыпчаков племени ольбурлик (т. е. те же эль бурли, борили), пока не погиб в дельте Волги в 1237 году. Сходная ситуация была и в Западном Кипчаке (см. половцы).

Физический облик племен Дешт-и Кипчака

Антропологическим изучением древнетюркских кочевников занимались Г.Ф. Дебец (1948 г.), В.В. Гинзбург (1946, 1954, 1956 гг.), В.П. Алексеев (1961 г.), Н.Н. Миклашевская (1956, 1959 гг.), Б.В. Фирштейн (1967), О. Исмагулов (1982) и другие.

Из их опубликованных материалов хорошо видно, что на крайнем востоке расселения тюркские племена обладали хорошо выраженным монголоидным расовым типом. В Южной Сибири, на Алтае и в Казахстане антропологический тип тюркских кочевников средневековья характеризовался разной степенью смешения монголоидной и европеоидной рас, причем соотношение монголоидных и европеоидных черт в расовых типах отдельных племен не следует строго последовательно с востока на запад, как это можно было бы предположить.

Погребения тюрков очень сходны на всей территории их расселения, отличаясь лишь деталями. Их курганы представляют собой небольшие земляные или каменные насыпи. Погребения производили в грунтовой яме, иногда в подбое, иногда в деревянном ящике. Тело (с 634 г.) укладывалось в вытянутом положении на спине, головой на запад (булгары, хазары, печенеги, обузы) или северо-восток (кимаки, кыпчаки и другие восточно-тюркские племена). В инвентаре погребения были найдены принадлежности конной сбруи, оружие, посуда, кости домашних животных, в погребениях женщин – ножницы, шила, украшения, зеркала. Особенностью древних тюрок, сиров, кимаков и кыпчаков были погребения с конем (целая туша или голова и конечности), кроме того, на курганах ставились каменные антропоморфные статуи в сидячем или стоячем положении, мужские и женские, лицом на восток.

Физический облик сеяньто не известен, можно лишь предположить, что он не слишком отличался от расовых черт древнетюркского этноса, который обладал, судя по каменным изваяниям, чертами монголоидной расы. Переселившись на Северный Алтай сеяньто, т. е. уже кыпчаки, подчинили себе местные племена и смешались с ними, приобретя несколько иные расовые черты. По данным Г.Ф. Дебеца население Северного Алтая в VIII–X вв. (сросткинская археологическая культура) характеризовалось мезокранией (гол. указ. 78,2), несколько уплощённым широким лицом (скул, диаметр – 140,4 мм), средневыступающий нос (угол выступания носа – 25,1). В целом это были люди смешанного в расовом (европеоидно-монголоидной расы) отношении типа. С Северного Алтая кыпчаки продвигаются на территорию современного Казахстана, где продолжают смешиваться с местными племенами, также относившимся к различным вариантам смешанных между европеоидной и монголоидной расами типов.

Расовую принадлежность племён Дешт-и Кипчака изучил казахстанский антрополог О. Исмагулов. По его данным кимаки (Прииртышье и Восточный Казахстан) характеризуются крупной головой, брахикранией (г.у. 81,0), средненаклонным лбом, широким (ск. д. 134–140 мм) лицом, значительно, хотя и не очень резко выступающим носом. Головы женщин были длиннее, чем у мужчин, в пределах мезокрании (г.у. 78,5), среднешироким лицом (ск. д. 126–129 мм), слабее выступающим носом. В целом тип кимаков характеризуется смешанным (монголоидно-европеоидным) типом, но с преобладанием (особенно в Прииртышье) европеоидных признаков. Кыпчаки более монголоидны: мужчины характеризуются большей брахикранней (г.у. 84,2-85,8), более широким лицом (ск. д. 142,3-143,2 мм), слабовыступающим носом (угол выступания– 22,0-22,9) – характерные признаки южносибирской (европеоидно-монголоидной) расы. Несколько более монголоидными оказались кыпчаки р-на реки Урал. Указанные данные имеют средние показания; индивидуальные (по отдельным признакам) имеют некоторые отклонения в сторону европеоидности или монголоидности. Помимо степных кочевников, в городах и сельских поселениях проживали выходцы с южных областей – Хорезма, Согда, а также рабы разного этнического происхождения. В целом, племена Дешт-и Кипчака характеризовались смягченным вариантом южносибирской расы, в котором сочетание европеоидных и монголоидных черт было в XII в. примерно поровну (50:50, Исмагулов, 1982). Если сравнить исторических кыпчаков с современными народами, то по физическому облику (соматологически) наиболее близкими к ним окажутся юго-восточные башкиры и казахи Западного Казахстана.

Мнения о светловолосости и европеоидности кыпчаков, основанные на сомнительных китайских и иных (арабских, грузинских) письменных источниках и авторитетных исследованиях (Л.Н. Гумилев), в настоящее время можно считать неверными. Разумеется, отдельные индивиды из них могли иметь нетипичную для физического облика людей южно сибирской расы с изрядной долей монголоидных черт внешность, но в массе это были люди смуглые, черноволосые и кареглазые, слегка скуластые и узкоглазые с прямыми жесткими волосами, заплетенными в косы (судя по каменным статуям).

Источники из сочинений, написанных людьми, носят субъективные мнения их авторов в зависимости от их симпатий или антипатий. Более объективны данные палеоантропологии.

(кыпчаки, в древнерусских летописях - половцы, в европейских источниках - куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков сиры кочевали в 4-7 вв. в степях между vонгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с монголоязычными кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами; распадались на ряд племен. В условиях распада Хазарского каганата кипчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа. В 11 в. восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакским племенам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги, а затем - и восточно-европейскими степи.
С 11 в. обширное пространство от Дуная до западных отрогов Тянь-Шаня было известно как Половецкая земля (Дешт-и-Кыпчак). Основная масса кочевий кипчаков была в 12 в. сосредоточена на левом берегу Днепра, по берегам Сиваша, на Донце и его притоках. Северная граница их почти вплотную подходила к территории Руси, южная шла по берегу Азовского моря. С середины 11 в. кипчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья печенегов. На р.Сунже утвердилась ставка половецких ханов. В Дагестане поселились т.наз. дербентские кипчаки. Каменные статуи, возведенные половцами («бабы») в большом количестве встречаются на Нижнем Дону, в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье и Предкавказье.

Кипчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. В 12 в. в половецкой земле появились города с многонациональным населением (кипчаки, аланы, булгары, русы). Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.

Кипчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.

Половцы вели почти беспрерывные войны с соседями. Главной целью их набегов было приобретение добычи и грабеж населения. В 1054-1055 кипчаки впервые появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами. К началу 12 в. в причерноморских степях стали складываться два крупных кипчакских объединения - приднепровское и донское.

В 1103-1107 Святополк Ярославич и Владимир Мономах в ходе нескольких походов разгромили днепровских половцев. В крупном сражении на р.Сутени (Молочной) погибло до 20 представителей кипчакской родовой знати. Кипчаки покинули кочевья в Побужье. В 1109, 111 и 1116 русские князья разбили донских половцев, захватили города Шарукань, Сугров и Балин и вытеснили орду хана Отрока в степи северного Кавказа. Хан Сырчан остался кочевать на Дону.

Отошедшие на северный Кавказ и в Грузию кипчаки в 1117 разрушили Саркел (Белую Вежу), принудив жителей города, а также племена печенегов и торков уйти на Русь. На северном Кавказе половцы потеснили аланов, адыгов и вайнахов, но в начале 12 в. границы между ними стабилизировались по р.Кубань, Нижняя Малка и Терек. Примирению между аланами и кипчаками способствовал в 1118 грузинский царь Давид IV Строитель. Отрак перешел к нему на службу и отдал за правителя Грузии свою дочь. Грузинское государство использовало 40-тысячное половецкое войско для борьбы с турками-сельджуками, а 5 тыс. кипчаков были включены в личную гвардию царя. После смерти Владимира Мономаха в 1125 Отрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались в Грузии. Во времена царствования царя Георгия III (1152-1184) в Грузию переселилось еще несколько десятков тысяч кипчаков и аланов.

Сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Владимирович оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик (Урал). Несколько десятилетий кипчаки почти не тревожили Русь набегами. Зато в 1130-1150-х русские князья активно приглашали их для участия в своих междоусобных войнах. В этот период формировались устойчивые половецкие орды (Бурчевичей, Токсобичей и др.). Во второй половине 12 в. снова оформились два крупных племенных союза: приднепровско-лукоморский (ханы Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк) и донской-предкавказский (во главе с сыном Отрака - Кончаком). С 1170-х кипчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185-1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.

К середине 1190-х самостоятельные набеги кипчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, кипчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях - Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза носит название кипчаки.

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

«Злосчастный» народ

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» - «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества - Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северского князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологическим данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов - одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси - половцами, в Центральной Европе - команами, а на Востоке - кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь. Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.). Иранский аристократ Ибн Хордадбек в Книге путей и провинций, написанной 846 - 847 гг., приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последующей этнической истории казахских степей. В 8-10 вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале XI в. и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселения. В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен:

- алтайско-сибирская;
- казахстанско-приуральская (включая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу);
- подонская (включая предкавказскую подгруппу);
- днепровская (включая крымскую подгруппу);
- дунайская (включая балканскую подгруппу);

Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В 10 веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ. Нам известно высказывание Л. Гумилева о том, что в 11 в. тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историческую арену вступают кипчаки. Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев в своей летописи: «На Западе - Сырдарья, на Востоке - Иртыш, на Юге - Семиречье, на Севере - Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племен.

Знаменитый персидский поэт, путешественник, проповедник Насири Хосров в 1045 г. первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля (р. Волга) Дешти Кипчак «Степью кипчаков». Прошло полстолетия, и причерноморские степи стали Полем половецким русских летописей, а в начале 14 в. персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков. В 12 веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.

Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей 9-13 вв. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные - Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак - это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешти Кипчак. Великий поэт Магжан Жумабаев в произведении «Пламя» пишет о том, что после гуннов Альпийские и Балканские горы достигли наши предки - кипчаки. Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.

В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придерживается мнения, что в 11-12 вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия - все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Тем не менее проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. Очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана - от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, киреитов, усуней и других, ставших этническими компонентами казахской народности.

Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в 11 веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К 12 веку у них начинают выделяться ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 веке половцы находились на стадии разложения первобытного строя. У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом. У половцев существовало право кровной мести. Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. Половецкое войско состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью. Нередко в сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году русские впервые столкнулись с половцами, которые многократно нападали на русские земли, нанося тяжелые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). Половцы совершали походы на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 году они помогли византийскому императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине реки Гебр. В начале 12 века киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате которых в Подонье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тысячами половцев ушел на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, который использовал их в борьбе против сельджуков. Поход половцев на Волжско-Камскую Булгарию в 1117 году успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вноь консолидируются на Дону. Многие русские князья женились на знатных половчанках, поселяли половцев в пределах Руси и использовали как военную силу. В 1170-1180-х годах натиск половцев на Русь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали их военную мощь. В 1223 году половцы были дважды разгромлены монголами - на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где половцы были союзниками русских князей. В результате монголо-татарского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, часть переселилась в Венгрию. Борьба русского народа с половцами отражена в летописях и в «Слове о полку Игореве».