Аравия в 5 6 веках. Аравия к началу VII в

  • В чём причины появления ислама?

§ 8.1. Аравия и её обитатели

К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников - евреев, ассирийцев и финикийцев - вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила - сына библейского Авраама.

Арабы издавна населяли Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и степи. Часть их пригодна для кочевого скотоводства. Кочевники-бедуины (что значит «степняки») передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.

    Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду и жилище из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошадей, далеко не столь неприхотливых, обычно имели только богатые люди.

Положение бедуина было ненадёжным, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

Для земледелия были пригодны только прибрежные районы, особенно расположенные вдоль побережья Красного моря и на юге полуострова. Здесь проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка. Благосостояние жителей зависело от караванной торговли.

  • Найдите на карте этот торговый путь.

Арабы - и бедуины, и земледельцы, и торговцы - делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени.

Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI - начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга.

Кааба. Изображение XVIII в.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского - куб) в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы различных божеств.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство - первые монотеистические религии в истории (монотеизм в переводе с греческого - единобожие). Проникновение монотеистических религий в Аравию свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

От тьмы джахилийи к свету истины

Территорию Аравийского полуострова с древнейших времён населяли кочевые арабские племена. В 1 тысячелетии до н. э. в различных частях полуострова стали складываться древнеарабские государства – Минейское (до 650 г. до н. э.), Сабейское (ок. 750–115 гг. до н. э.), Химьяритское царства (ок. 25 г. до н. э. – 577 г. н. э.). В 6–2 вв. до н. э. на севере Аравии возникли рабовладельческие государства: Набатейское царство, ставшее в 106 г. н. э. римской провинцией, и др. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина).

В конце 5 в. н. э. в Неджде сформировался союз арабских племён во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамавт и восточные районы Аравии.

До распространения Ислама обычаи народов Аравийского полуострова и окружающих его стран были очень далеки от идеала.

Религиозная жизнь

Большинство арабов до Ислама утопали в невежестве и заблуждениях. На Аравийском полуострове было широко распространено идолопоклонничество. Первым, кто принёс на эти земли идолов из стран Шама, был Амру бин Лухайю Хазаий. Они получили там широкое распространение. Люди были убеждены, что есть «один главный бог» и что он поручает другим мелким богам некоторые функции, такие как лечение больных, ниспослание дождя, сохранение от бед и т. д. Люди сами делали из глины, камня или дерева идолов-богов и приносили им различные жертвы. Как пишется в книге «Фикху-ссирати-ннабавийя», в те времена вокруг Каабы было 360 идолов. Главными идолами считались «хубал», «ал-лат», «аль-узза», «манат». Идолы были у каждого племени и у каждого дома. Арабы освящали их, поклонялись и угождали им жертвоприношениями, советовались в делах.

Духовный спад и невежество были особенностью этого периода. Племена вели междоусобные войны, а народ был увлечён азартными играми, употреблением вина, ростовщичеством.

Во 2–5 веках нашей эры на полуострове получают распространение Иудаизм и Христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. Но вместе с тем на Аравийском полуострове были и те, кто со времён Пророка Ибрахима (мир ему) придерживались Единобожия (тавхида) и истинной религии Творца, то есть были мусульманами, и их называли «ханифы».

Быт бедуинов до Ислама

Жестокость и насилие, обычаи невежества (джахилийи) были нормой жизни арабов до Ислама. Они заживо закапывали новорождённых девочек, выгоняли жён из дома во время месячных, устраивали различные праздники в честь своих богов и т. д. Женщины не имели никаких . Рождение дочери считалось позором и тяжёлым бременем.

Изучая историю, некоторые могут задаться вопросом: почему для выполнения пророческой миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был выбран именно Аравийский полуостров?

В том, что арабы того периода находились в нравственном упадке, была заключена скрытая воля Всевышнего. К ним был ниспослан Пророк (мир ему и благословение), который принёс истинную веру и вывел человечество из мрака невежества к свету познания, построил общество добра и благополучия.

В Аравии также находился первый Дом на земле – . Культура арабских племён была отсталой по сравнению с культурой других народов, населявших такие государства, как Персия, Римская империя, Греция, Индия, Китай. Однако арабы были физически сильными, боевыми, храбрыми людьми, готовыми пожертвовать собой ради того, в истинности чего они убеждались, – именно такой народ оказался наиболее подходящим для распространения Ислама. Кроме того, Аравийский полуостров является географическим центром всего Земного шара.

Интеллектуальная жизнь арабов до Ислама

В ту эпоху арабы славились красноречием, любили поэзию, риторику; их поэмы, изречения и пословицы поражали глубиной мысли.

هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ . سورة الجمعة آية 2

А когда был ниспослан Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах – Тот, Кто послал к неграмотным арабам Посланника из них, чтобы тот читал им ниспосланные Аллахом аяты, очищал их от скверных вероучений и морали, учил их Корану и основам религии. Ведь до этого они были в явном заблуждении, отклоняясь от истины» (сура «аль-Джум‘а», аят 2).

Поэтому отсутствие письма – важная причина в их опоре на силу и развитие памяти, и поэтому арабы были одними из самых способных к устному запоминанию среди прочих наций.

Арабы также были сведущими в таких областях науки, как астрономия и медицина, умели прогнозировать погоду, были хорошими следопытами, а некоторые увлекались колдовством.

Астрономия. Арабы наблюдали за небесными светилами для ориентации во время своих походов через пустыни и горы . Об этом в Коране говорится:

وَعَلامَاتٍ وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ . سورة النحلآية 16

Смысл: «Он поставил знаки на земле (как горы), указывающие людям , а в небесах – звёзды, помогающие находить верную дорогу, если они заблудятся» (сура «ан-Нахль», аят 16).

Они также пользовались лунным календарём . Наблюдая за небесными телами, арабы знали расположение планет и отличали планеты от звёзд. Это очень помогало в условиях пустыни, где всегда безоблачное небо. Они знали траекторию движения таких планет, как Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, имели знания о созвездиях и Млечном пути. Они дали арабские имена более 250 планетам и звёздам.

Медицина. В медицине тоже у арабов были определённые успехи. Они ставили медицинские опыты на животных и людях, умели лечить травами. Из достижений в медицине в те времена можно напомнить об умении выполнять операции по ампутации органов для спасения жизни. Использовали и такие методы лечения, как кровопускание, гирудотерапия (лечение пиявками), прижигание ран огнём; умели лечить болезни глаз.

Метеорология. У них были представления и о метеорологии. Они могли предсказывать погоду по изменениям ветра, цвета облаков и их форм, дождевые они или недождевые.

Суровые условия пустыни сделали арабов искусными охотниками и следопытами.

Они очень гордились своими предками, родословной и происхождением, все интересовались своей генеалогией . Среди них были специалисты, которые определяли, глядя на внешность, и родословную, и племя, и род человека.

Самое великое событие в истории человечества

В 6 веке н. э. важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями. В середине 6 века арабы во главе с племенем курайшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку.

12 числа месяца Рабиуль-Авваль 571 года нашей эры случилось самое великое событие в истории человечества – родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). С начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) единобожие заняло законное положение в обществе – Ислам стал распространяться, и образовалось первое мусульманское теократическое государство – Арабский халифат со столицей в Медине.

Воцарились в аравийских песках.

Что такое арабский мир и как он развивался? В этой статье речь пойдет о его культуре и развитии науки, истории и особенностях мировоззрения. Каким он был несколько веков назад и как выглядит арабский мир современный? Какие относят к нему сегодня?

Сущность понятия "арабский мир"

Под данным понятием подразумевается определенный географический регион, состоящий из стран северной и восточной части Африки, Ближнего Востока, населенных арабами (группой народов). В каждой из них арабский язык является официальным (либо же одним из официальных, как в Сомали).

Общая площадь арабского мира составляет примерно 13 миллионов км 2 , что делает его второй по размеру территории геолингвистической единицей на планете (после России).

Арабский мир не стоит путать с понятием "мусульманский мир", употребляемым исключительно в религиозном контексте, а также с международной организацией под названием "Лига арабских государств", созданной в 1945 году.

География арабского мира

Какие государства планеты принято включать в арабский мир? Фото, размещенное ниже, дает общее представление о его географии и структуре.

Итак, в состав арабского мира входит 23 государства. Причем два из них являются частично не признанными мировым сообществом (в списке ниже они отмечены звездочками). В этих государствах проживает около 345 миллионов человек, что составляет не более 5 % от общего населения мира.

Все страны арабского мира перечислены ниже, в порядке уменьшения численности их жителей. Это:

  1. Египет.
  2. Марокко.
  3. Алжир.
  4. Судан.
  5. Саудовская Аравия.
  6. Ирак.
  7. Йемен.
  8. Сирия.
  9. Тунис.
  10. Сомали.
  11. Иордания.
  12. Ливия.
  13. Ливан.
  14. Палестина*.
  15. Мавритания.
  16. Оман.
  17. Кувейт.
  18. Катар.
  19. Коморы.
  20. Бахрейн.
  21. Джибути.
  22. Западная Сахара*.

Крупнейшие города арабского мира - это Каир, Дамаск, Багдад, Мекка, Рабат, Алжир, Эр-Рияд, Хартум, Александрия.

Очерк о древней истории арабского мира

История развития арабского мира началась еще задолго до возникновения ислама. В те давние времена народы, которые сегодня являются неотъемлемой частью этого мира, общались еще на своих языках (хотя они и были родственны арабскому). Сведения том, какой была история арабского мира в древности, мы можем черпать из византийских или древнеримских источников. Разумеется, взгляд сквозь призму времени может быть весьма искаженным.

Древний арабский мир воспринимался высокоразвитыми государствами (Ираном, Римской и Византийской империей) бедным и полудиким. В их представлении это была пустынная земля с малочисленным и кочующим населением. На самом же деле кочевники составляли подавляющее меньшинство, а большая часть арабов вела оседлый способ жизни, тяготея к долинам малочисленных рек и оазисам. После одомашнивания верблюда здесь начала развиваться караванная торговля, которая для многих жителей планеты стала эталонным (шаблонным) образом арабского мира.

Первые зачатки государственности возникли на севере Аравийского полуострова. Еще раньше, по мнению историков, зародилось древнее государство Йемен, на юге полуострова. Однако контакты других держав с этим образованием были минимальными вследствие наличия огромной пустыни в несколько тысяч километров.

Арабско-мусульманский мир и его история хорошо описаны в книге Гюстава Лебона "История арабской цивилизации". Она была издана в 1884 году, её перевели на многие языки мира, в том числе, и на русский. Книга основана на самостоятельных путешествиях автора по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Арабский мир в Средние Века

В VI веке арабы уже составляли большую часть населения Аравийского полуострова. Вскоре здесь зарождается исламская религия, после чего начинаются арабские завоевания. В VII столетии начинает формироваться новое государственное образование - Арабский халифат, которое раскинулось на огромных просторах от Индостана до Атлантики, от Сахары до Каспия.

Многочисленные племена и народы севера Африки очень быстро ассимилировались в арабскую культуру, легко приняв их язык и религию. В свою очередь арабы впитали в себя и некоторые элементы их культуры.

Если в Европе эпоха Средневековья ознаменовалась упадком науки, то в арабском мире она в это время активно развивалась. Это касалось множества её отраслей. Максимального развития в средневековом арабском мире достигла алгебра, психология, астрономия, химия, география и медицина.

Арабский халифат просуществовал относительно долгое время. В Х веке начинаются процессы феодального дробления великой державы. В конечном итоге некогда единый Арабский халифат распался на множество отдельных стран. Большая их часть в XVI веке вошла в состав очередной империи - Османской. В XIX столетии земли арабского мира становятся колониями европейских государств - Британии, Франции, Испании и Италии. На сегодняшний день все они снова стали независимыми и суверенными странами.

Особенности культуры арабского мира

Культура арабского мира не представляется без исламской религии, которая стала её неотъемлемой частью. Так, непоколебимая вера в Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, пост и ежедневные молитвы, а также паломничество в Мекку (главную святыню для каждого мусульманина) являются основными "столпами" религиозной жизни всех жителей арабского мира. Мекка, кстати, была святым местом для арабов еще в доисламские времена.

Ислам, как утверждают исследователи, во многом схож с протестантизмом. В частности, он так же не осуждает богатство, а коммерческая деятельность человека оценивается с точки зрения морали.

В Средние Века именно на арабском языке было написано огромное количество трудов по истории: летописей, хроник, биографических словарей и т. п. С особым трепетом в мусульманской культуре относились (и относятся) к изображению слова. Так называемая арабская вязь - это не просто каллиграфическое письмо. Красота написанных букв у арабов приравнивается к идеальной красоте человеческого тела.

Не менее интересны и достойны внимания традиции арабской архитектуры. Классический тип мусульманского храма с мечетями сформировался еще в VII столетии. Он представляет собой закрытый (глухой) двор прямоугольной формы, внутри которого пристроена галерея из арок. В той части двора, которая обращена к Мекке, сооружен роскошно оформленный и просторный молитвенный зал, увенчанный сверху сферическим куполом. Над храмом, как правило, возвышается одна или несколько острых башенок (минаретов), которые предназначены для призыва мусульман к молитве.

Среди самых известных памятников арабского зодчества можно назвать в сирийском Дамаске (VIII век), а также мечеть Ибн-Тулунна в египетском Каире, архитектурные элементы которой щедро украшены красивым растительным орнаментом.

В мусульманских храмах нет позолоченных икон или каких-либо изображений, картин. Зато стены и арки мечетей украшены изящными арабесками. Это традиционный арабский рисунок, состоящий из геометрических узоров и растительных орнаментов (нужно отметить, что художественное изображение животных и людей считается кощунственным в мусульманской культуре). Арабески, по утверждению европейских культурологов, "боятся пустоты". Они полностью покрывают поверхность и исключают наличие какого-либо цветного фона.

Философия и литература

Очень тесно связана с исламской религией. Одним из известнейших мусульманских философов является мыслитель и врач Ибн Сина (980 - 1037). Его считают автором не менее чем 450 трудов по медицине, философии, логике, арифметике и других сфер знания.

Самая известная работа Ибн Сина (Авиценны) - "Канон врачебной науки". Тексты из этой книги много столетий использовались в различных университетах Европы. Еще один его труд, "Книга исцеления", также значительно повлиял на развитие арабской философской мысли.

Самый известный литературный памятник средневекового арабского мира - сборник сказок и рассказов "Тысяча и одна ночь". В этой книге исследователи обнаружили элементы доисламских индийских и персидских сюжетов. На протяжении столетий состав этого сборника видоизменялся, свой окончательный вид он приобрел лишь в XIV веке.

Развитие науки в современном арабском мире

В эпоху Средневековья арабский мир занимал ведущие позиции на планете в области научных достижений и открытий. Именно мусульманские ученые "подарили" миру алгебру, сделали огромный скачок в развитии биологии, медицины, астрономии и физики.

Однако сегодня страны арабского мира уделяют катастрофически мало внимания науке и образованию. Сегодня в этих государствах существует чуть более тысячи университетов, и лишь в 312 из них работают ученые, публикующие свои статьи в научных журналах. За всю историю только два мусульманина удостоились Нобелевской премии в научной сфере.

В чем же причина такого разительного контраста между "тогда" и "сейчас"?

Единого ответа на этот вопрос у историков нет. Большинство из них объясняет этот упадок науки феодальным дроблением некогда единой арабской державы (Халифата), а также возникновением различных исламских школ, что провоцировало все больше разногласий и конфликтов. Еще одной причиной может быть то, что арабы достаточно плохо знают свою же историю и не гордятся великим успехами своих предков.

Войны и терроризм в современном арабском мире

Почему арабы воюют? Сами исламисты утверждают, что таким образом они пытаются восстановить былую мощь арабского мира и обрести независимость от западных стран.

Важно отметить, что главная священная книга мусульман Коран не отрицает возможность захвата чужих территорий и обложения захваченных земель данью (об этом говорит восьмая сура "Добыча"). Кроме того, с помощью оружия всегда было намного легче распространять свою религию.

Арабы с самых древних времен прославились как смелые и довольно жестокие воины. С ними не рисковали воевать ни персы, ни римляне. Да и пустынная Аравия не слишком привлекала к себе внимание крупных империй. Однако арабских воинов с удовольствием принимали на службу в римские войска.

После окончания Первой мировой войны и арабо-мусульманская цивилизация погрузилась в глубочайший кризис, который историки сравнивают с Тридцатилетней войной XVII века в Европе. Очевидно, что любой подобный кризис рано или поздно заканчивается всплеском радикальных настроений и активными порывами возродить, вернуть "золотой век" в своей истории. Эти же процессы сегодня происходят и в арабском мире. Так, в Африке свирепствует террористическая организация в Сирии и Ираке - ИГИЛ. Агрессивная деятельность последнего образования уже выходит далеко за рамки мусульманских государств.

Современный арабский мир устал от войн, конфликтов и столкновений. Но как погасить этот "пожар", пока никто точно не знает.

Саудовская Аравия

Сердцем арабо-мусульманского мира сегодня часто называют именно Саудовскую Аравию. Здесь находятся основные святыни ислама - города Мекка и Медина. Основная (и, по сути, единственная) религия в этом государстве - ислам. Представителям иного вероисповедания разрешено въезжать в Саудовскую Аравию, однако в Мекку или Медину их могут не пропустить. Также "туристам" категорически запрещено демонстрировать в стране какие-либо символы иной веры (например, носить крестики и т. п.).

В Саудовской Аравии существует даже специальная "религиозная" полиция, целью которой является пресечение возможных нарушений законов ислама. Религиозных преступников ждет соответствующее наказание - от денежного штрафа до казни.

Несмотря на все вышесказанное, дипломаты Саудовской Аравии активно работают на мировой арене в интересах защиты ислама, поддерживают партнерские связи со странами Запада. Непростые отношения у государства складываются с Ираном, который тоже претендует на лидерство в регионе.

Сирийская Арабская Республика

Сирия - еще один важный центр арабского мира. В свое время (при Омейядах) именно в городе Дамаске находилась столица Арабского халифата. Сегодня же в стране продолжается кровавая гражданская война (с 2011 года). Западные часто критикуют Сирию, обвиняя её руководство в нарушении прав человека, применении пыток и существенном ограничении свободы слова.

Около 85 % являются мусульманами. Однако "инаковерцы" всегда чувствовали здесь себя свободно и довольно комфортно. Законы Корана на территории страны воспринимаются её жителями, скорее, как традиции.

Арабская Республика Египет

Крупнейшей (по населению) страной арабского мира является Египет. 98 % его жителей - это арабы, 90 % исповедуют ислам (суннитское течение). В Египте находится огромное количество гробниц с мусульманскими святыми, которые в дни религиозных праздников привлекают к себе тысячи паломников.

Ислам в современном Египте имеет существенное влияние на жизнь общества. Однако мусульманские законы здесь значительно смягчены и подогнаны под реалии XXI века. Интересно отметить, что большая часть идеологов так называемого "радикального ислама" получили образование именно в Каирском университете.

В заключение...

Под арабским миром подразумевают особый исторический регион, примерно охватывающий Аравийский полуостров и Северную Африку. В его состав географически входит 23 современных государства.

Культура арабского мира специфична и очень тесно связана с традициями и канонами ислама. Современные реалии этого региона - это консерватизм, слабое развитие науки и образования, распространение радикальных идей и терроризма.