Какая основная мысль произведения алые паруса. Алые паруса тема произведения

«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1916 - 1920.

История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Жанр - Повесть-феерия.

Направление - Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Тема

Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести . Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1404.

В наше время стало нарицательным имя девушки Ассоль. Оно ассоциируется с романтичностью, открытостью, истинными, настоящими чувствами. Синонимичными понятиями считаются это имя и вера в любовь. С помощью характеристики Ассоль из произведения "Алые Паруса" Александра Грина мы исследуем особенности героини этой замечательной книги. "Алые паруса" - это повесть-феерия с самой романтической героиней русской литературы XX века. Любому современному читателю будет интересно больше узнать о внешности героини, ее чертах характера, воспитании, судьбе. Некоторым девушкам можно взять на заметку поступки и поведение мечтательной красотки.

Перед тем, как дать характеристику Ассоль ("Алые паруса" А.Грина), стоит познакомить вас с основными сюжетными линиями. Из феерии мы узнаем историю девочки Ассоль, в возрасте 8 месяцев потерявшей свою мать. Вместе со своим отцом, моряком Лонгреном, она проживает в деревушке Каперна. Ее отец был нелюдимым и замкнутым, изготавливал и продавал игрушки в виде парусников и пароходов. Так он зарабатывал на жизнь для себя маленькой дочурки.

Когда Ассоль исполнилось 8 лет, собиратель песен Эгль подарил ей маленький парусник и сказал, что когда-нибудь за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и увезет в далекую страну. С тех пор у нее появилась мечта о заморском принце. Из-за этого девочку все считали полоумной.

С другой стороны автор показывает нам Грея. Он был отпрыском знатной и богатой семьи, имел живую душу, стремился к подвигам. Однажды он на лодке поехал на рыбалку и остановился на ночлег под Каперной. Утром в зарослях он наткнулся на спящую Ассоль. Ему очень понравилась эта необыкновенная девушка.

Будучи немного "не от мира сего", Грей отправляется в лавку за алым шелком и делает из него паруса. Грей на своем паруснике подплывал к берегу, где находилась Ассоль, а на корабле звучала музыка. К морю подбежали все жители деревни. Грей на лодке подплыл к девушке и забрал ее с собой, как это и предвещал ей сказочник.

Очарование героини

Писатель в начале феерии показывает Ассоль восьмимесячной малышкой, оставшейся без мамы, за которой три месяца ухаживает добрый старик-сосед, пока отец плавал. В конце повести мы видим семнадцатилетнюю девушку, у которой сбылась мечта после встречи с Греем.

В пять лет Ассоль отличалась добрым нервным личиком, которое очень нравилось ее отцу. В 12 лет она была худенькой, загорелой девчонкой. У нее были густые темные волосы, выразительные глаза, маленький рот с кроткой улыбкой. Девушка была настолько чиста и выразительна, что сравнивается с ласточкой в полете.

В 17 лет все ее черты имели удивительную привлекательность: темно-русая, невысокого роста. От ее длинных ресниц тени спадали на щеки, любой проходящий мимо старался рассмотреть ее нежнейшие очертания лица.

Характеристика Ассоль доказывает, что любом возрасте она была очаровательной (несмотря на бедную и дешевую одежду). Ассоль замечали даже в таких нарядах. Грин использует для описания девушки очень тонкую деталь - косыночку, под которой спрятаны густые пряди девушки и ее взгляд.

В Каперне не очень восхищались внешностью очаровательной скромницы, жителей пугала ее диковатость и ум, скрывающиеся в глубоких темных глазах. Это совсем не та девушка с базара, у которой грубые руки и развязная речь.


Детские годы Ассоль

Отец девушки был моряком. Ассоль быстро всему обучалась, помогала родителю, слушалась, проявляла доброту и ласку. Страдания девочке приносило отношение к ней других детей, которых родители пугали ее злым отцом, называли его убийцей. Ассоль много плакала, обижалась, а потом стала играть сама и ни на кого не обращать внимания.

Юная героиня жила в своих мечтах и фантазиях. Ее мир совершенно отличался от реального. Девочка продолжала любить жизнь и радоваться ей. Особенно она любила окружающую ее природу, с добротой относилась к понимающему ее человеку в деревеньке - угольщику Филиппу. Добрая душа героини никогда не копила обиды и злобы (в отличие от других обитателей Каперны). Умная и трудолюбивая Ассоль по-настоящему умела мечтать и никогда не отчаивалась. Со временем она стала ходить в город, чтобы выставлять поделки отца на продажу. Ее детство, хотя прошло в бедности, но зато в любви.


Черты характера героини

Характер девочки складывался в одиночестве. Когда ей было скучно, она отправлялась к своему единственному другу - природе. От тоски она превратилась в робкую и страдальческую девушку, лишь только изредка оживлялось ее лицо. Зато героиня обрела глубокую душу, которая тонко чувствовала все вокруг. Она протягивает руку помощи любому встречному. Самыми важными ее чертами характера можно выделить следующие:

  1. Очень хозяйственная. Умеет шить, варить, убираться, экономить средства.
  2. Индивидуальная личность. Другие, правда, называют ее тронутой или сумасшедшей.
  3. Любит природу. Верным другом для нее было все живое: деревья, птицы, море.
  4. Образованная девушка. Она читала много книг и переживала за их героев.

Мечта сбывается

Через все свое детство и отрочество Ассоль пронесла сказку о корабле с красными парусами, которую ей поведал сказочник Эгль. Девушка верит в нее, не отказывается от мечты. Часто она смотрела на море и выглядывала в морской пучине заветный корабль. И однажды ее мечта сбылась! В ее жизни появился Грей. Книга заканчивается так оптимистично, что хочется верить в радостную дальнейшую жизнь юной красавицы.


Главная мысль произведения

Феерия "Алые паруса" является красивым примером мечты, которая сбывается, благодаря вере и надежде очаровательной Ассоль. Грин учит людей верить в мечту и чудеса. Совершенно пуста жизнь без заветных мечтаний. К ним нужно стремиться, тогда они обязательно сбудутся. Навстречу своему будущему нужно идти смело!


Сравнительная характеристика Ассоль и Грея

Ассоль была дочкой бедного игрушечного мастера, в прошлом - моряка. Грей родился в богатой семье, ему дали прекрасное образование и воспитание. Он испытывал с детства любовь и уважение. Мать и отец старались дать мальчику все самое лучшее. У девочки было трудное детство, все дети отказывались с ней дружить, ее друзьями были только отец и Бог. К нему она обращалась с просьбами очень часто, разговаривала с ним. Образования героиня не получила, зато прочитала много книг.

У Грея было хорошее наследство, благодаря которому он мог не работать. Но он проявляет упорство, изучает морское дело и сбегает из дома. Отец Ассоль делает игрушки и ловит рыбу. Этим они и живут, еле сводят концы с концами.

Общее у Ассоль и Грея то, что они оба были романтиками и мечтателями. Грей свои мечты о море воплощает в жизнь сам, а Ассоль живет в мире грез и сказок. Юноша стал отличным капитаном, а девушка дождалась своего принца на корабле с алыми парусами. Оба героя честны и порядочны, верят в любовь.

Кроме романтичности и целеустремленности, Грей обладает благородством, смелостью и решительностью. Он стал добрым волшебником для мечтательной Ассоль. Девушка очаровала юношу своей чистой и искренней красотой. Подарив мечту Ассоль, Грей сам стал светлым и искренним. Он просто и реально сделал чудо другому человеку.


Образ Ассоль в кинематографе и искусстве

Проникнутые духом романтического времени "Алые паруса" нравятся нашим современникам. Повесть напоминает очень добрую сказку. В 1961 году режиссер Александр Птушко снял фильм "Алые паруса". Роль Ассоль в фильме-сказке сыграла великолепная Анастасия Вертинская, а роль Грея - знаменитый Василий Лановой. Некоторые кадры из этой замечательной киноленты вы можете видеть на фото.

Во многих театрах сделаны десятки постановок, музыкальных спектаклей по мотивам феерии "Алые паруса". Композиторы также не остались в стороне и сочинили много песен на эту тематику. Особенно нравится современникам песня Татьяны Снежиной, рок-группы "Маршал", Алексея Свиридова - "Ассоль". Многим известен одноименный мюзикл Максима Дунаевского. Главной героине также установлены памятники в нескольких российских городах: в Кирове, Геленджике, Ханты-Мансийске, Череповце.

Какова тема и идея произведения Грина "Алые паруса"? и получил лучший ответ

Ответ от §AnAsTeZiA§[новичек]
Сочинение, прочти)
Я прочитала феерию А. Грина «Алые паруса» , главными героями которой являются Ассоль и Артур Грей.
В этом произведении рассказывается об Ассоль. Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка. И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами.
В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей. Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле.
Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку. Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить.
В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну.
Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец.
В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились.
Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.

Ответ от света валиева [новичек]
любовь, и влюбленость


Ответ от Алина Гайдар [новичек]
Твір роздум на тему Іван Сила.


Ответ от ЁАША ПАРФЁНОВ [новичек]
любовь


Ответ от Владочка сахно [новичек]
Я прочла произведение "Алые паруса" главными героями являются Ассоль и Артур Грей. Ассоль была бедной девушкой, мама у неё умерла и она жила с отцом. Однажды Ассоль пошла в магазин чтобы отдать игрушки отца продавцу и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом.
Вообщем суть этого произведения в том если верить в себя в свои силы всё всегда получится и всё будет хорошо. Идти к своей цели нужно несмотря ни на что.


Ответ от Динара исмоилова [новичек]
Если очень сильно во что-веришь, даже если это какая-то неосуществимая мечта, она обязательно сбудется. Главная тема-добро, любовь, вера в хороших и добрых людей.

Класс: 6

Цель урока: обозначить роль и значимость проведения нестандартных уроков литературы, их воздействие на повышение эффективности обучения и воспитания, развитие творческого самовыражения личности.

Задачи урока.

Расширить и углубить знания об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы; обобщать, делать выводы, формировать умение давать оценку героям и их поступкам, совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.

Развивать устную речь, память, способность высказывать собственное мнение.

Воспитывать ответственность за свои поступки, чувство отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Оборудование: портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма “Алые паруса”, песня В. Ланцберга “Алые паруса”, распечатки заданий для работы в парах, белый парусник (оборотная сторона парусов красного цвета), на борту которого написаны слова Н. Тихонова: “… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа”,тексты стихов С.Наровчатова, Н.Матвеевой и Н.Варлей, биография А. Грина в картинках (презентация к уроку), Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

План урока

1. Музыкальное сопровождение (исполнение песни В.Ланцберга “Алые паруса”).

2. Вступительное слово учителя (биография А. Грина в картинках (презентация к уроку).

3. Словарная работа.

4. Беседа по произведению.(выполнение заданий).

5. Словесный портрет героев по воображению.

6. Просмотр видеосюжета из кинофильма “Алые паруса”.

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса”, Н. Варлей “Ассоль” (муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

8. Беседа по вопросам.

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса”.

10. Итог урока.

Ход урока

Организационный момент.

Урок начинается с исполнения творческой группой ребят песни “Алые паруса”.

Песня “Алые паруса” (фонограмма песни в аудиозаписи).

Звучат слова и музыка Владимира Ланцберга.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном…

2. Вступительное слово учителя. (Биография А. Грина в картинках. Презентация к уроку).

Сегодня мы продолжаем работу над произведением А. Грина “Алые паруса”. Автор создал книгу о мечте, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей жизнью. На уроке подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты. Сам А.Грин назвал свое произведение феерией (волшебное сказочное зрелище). Давайте подумаем и ответим на вопрос: “А что такое мечта? Нужна ли человеку мечта?”

3. Словарная работа. (На партах словарь С.И.Ожегова)

Вспомните, с каким словом соотнесено у Грина понятие “мечта”? (Мечта - Сказка - Чудо).

Что общего в этих понятиях? Как вы думаете, какое из этих слов однозначное и почему? (Чудо)

Мечта

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Сказка

1. Повествование, основанное на вымысле, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2. То же, что чудо.

Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

А какое из этих слов ближе вам и почему?

Анатоль Франс говорил некогда: “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

Как можно прокомментировать слова французского писателя, если их перенести на произведение А.Грина “Алые паруса?”.

Действительно, мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса.

4. Беседа по повести (работа на восприятие произведения).

1. Чем необычна повесть?

2. Каким проникнута настроением?

3. Какое оставляет впечатление после прочтения?

Задание: распределите отрывки из феерии “Алые паруса” в последовательном порядке (работа в группах), объясните ваш выбор.

Группам раздаются листы с напечатанными выдержками из разных частей отрывка.

4. А что означает для вас алый цвет? (Цвет мечты, чуда, любви). Три главные темы раскрыты в повести: чистой и светлой любви, воплощенной мечты, исполнившегося чуда)

Слово учителя:

Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь - это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести Ассоль и Грей. "Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

5. Словесный портрет героев по воображению. (Работа по вариантам)

Почему Лонгрена и Ассоль не любили в Каперне?

Какой была Ассоль для жителей Каперны? (Непохожей, странной, не такой, как они, но даже эти люди чувствовали, что она лучше их.)

Почему Ассоль не могла играть со своими сверстниками?

Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен, её отец, большой и сильный человек. Он учил её уметь любить, он рассказывал ей своеобразные фантастические истории о жизни и людях, поэтому голова её была полна чудесных снов. Она больше жила в мире мечты.)

Как росла Ассоль? (Она росла на сказках, гуляла по лесу, по берегу моря, дружила со зверями и птицами, с деревьями.)

Как относился к ней Лонгрен? (Он её любил. А люди из Каперны не умели любить.)

А что такое, по-вашему, любовь?

Ассоль умеет любить? (Да. Она жалеет людей. Любит всё живое на земле. В лесу она “чувствовала себя как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…”. “Я иду, братцы, спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех помню и почитаю…”)

А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя? (Защитили бы)

В повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нём, как от рыцаре, защитнике слабых: 1) замазал краской раны Христа на картине; 2) чтобы пережить чужое страдание, он намеренно обварил себе руку; 3) подарил деньги Бетси от имени Робина Гуда.

Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество. Мечта. Странность, непохожесть. Стремление к чудесам. Ожидание чуда. Жажда приключений. Любовь к природе. Доброта и бескорыстность.)

Мечта в чудо и ожидание любви – вот основное в характере обоих героев.

Случайно ли они встретились в жизни? (И случайно, и не случайно. Они искали друг друга – две родственные души.)

Сама судьба их свела. Вспомните тревожное чувство Грэя накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром: “С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…”.

А что испытывала Ассоль в ночь перед встречей? (“Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её… Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её внутри и вовне, и она как бы проснулась ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её.”)

Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула,

Это говорит о родственности их душ. А почему Ассоль никому не рассказала о кольце? (Наученная горьким опытом жизни… Боялась вспугнуть счастье…)

Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения”.)

А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (С тревогой, злобным испугом; “змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины”)

Итак, Ассоль нашла своё счастье. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

6. Просмотр видеосюжета. (Фрагмент фильма “Алые паруса”)

1. Просмотрите видеофрагмент, в котором старик Эгль напророчил судьбу Ассоль. Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? (“Невольное ожидание прекрасного” увидел Эгль в лице девочки)

2. Что особенно выделяется в описании Ассоль? (“Темные, с оттенком грустного вопроса глаза”, “серьезные глаза, повеселев, просияли доверием”)

3. Почему Ассоль поверила в эту сказку? (“Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так”)

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса” Н. Варлей “Ассоль”.

(После ответов ученица читает наизусть стихотворение Новеллы Матвеевой “Предсказание Эгля” .)

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
Ты не верь земле, черствой и сухой, - верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит - больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской - посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,
И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
Ступит на песок - радость на лице сильная, как боль, -
Скажет: “Добрый день!” Спросит он: “А где тут живет Ассоль?”

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов - это за тобой.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н.Матвеевой “Предсказание Эгля” - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Слово учителя:

- "Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

На этом этапе урока мы попытаемся объединить всех тех, кто когда-либо вдохновлялся сказкой А.С.Грина. Замечательное любовное стихотворение Наровчатова Сергея , которое оставляет неизгладимый след в душе и сердце влюбленных людей. (Чтение стихотворения звучит под музыку Э.Грига,берем фрагмент “Утро” из первой сюиты к драме “Пер Гюнт”,сначала музыка звучит тихо, затем постепенно увеличивается громкость)

Алые паруса

Сказками я с дочкой провожаю
Каждый день вечернюю зарю:
Коням в стойлах гривы заплетаю,
Перстни красным девушкам дарю.

И от перьев пойманной жар-птицы
Обгорают пальцы у меня,
А звезда во лбу у царь-девицы
Светит ночью ярче света дня.

Но в глаза мне дочка смотрит прямо:
- Расскажи мне сказку поновей,
Сказку, что когда-то ты и мама
Полюбили в юности своей.

Ох, как не люблю я просьбы эти!...
Все ж придется рассказать. Изволь,
Ну, так вот. Жила-была на свете
Девочка по имени Ассоль.

Странная она была девчонка -
Только к морю направляла взгляд,
Принимая каждую лодчонку
За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко - заплата на заплате.
Но упрямо сжат был дерзкий рот;
"Капитан приедет на фрегате,
И меня с собою заберет!".

Как жилось девчонке этой трудно,
Легче даже Золушке жилось!
Но уж как мечталось непробудно!
А в мечтах и радости и злость.

Злость к подругам, к мелочным соседям,
Для которых сказка - лишь обман,
Кто твердит: "Вовеки не приедет
Твой великолепный капитан".

Зависть не нуждалась и в ответе!..
Ветром принесло морскую соль,
И, ее вдохнувши, на рассвете
Выбежала на берег Ассоль.

Море ноги ей расцеловало,
А она, легко вбежав в прибой,
Даже чаек крик перекричала,
И ее услышал рулевой.

Брызги волн ей замочили юбку,
Холоден был утренний туман...
Но уже неслась навстречу шлюпка,
И стоял на шлюпке капитан.

У Ассоль спросил он только имя,
И тогда-то, ослепив глаза,
Сказка окаянная над ними
Алые взметнула паруса!

Так я дочку развлекаю к ночи...
Пусть про нас с усмешкой говорят,
Что от парусов остались клочья
И на камни наскочил фрегат.

А на этих клочьях только дыры,
Да и те, мол, выточила моль,
Что половиками для квартиры
Бросила их под ноги Ассоль.

Что, мол, капитан теперь в отставке,
Путь его - не впрямь, а наугад...
Дочка! Мы внесем свои поправки:
Люди ведь неправду говорят!

Дочка отвечает: - Что за толки!
Мы рассеем их за полчаса.
Я сама сумею без иголки,
Снова сшить такие паруса,

Что корабль сорвется сразу с мели,
Полетит в морскую синеву...-
Только бы мы вместе захотели
Эту сказку вспомнить наяву!

Наталья Варлей , советская и российская актриса театра и кино,так же вдохновилась произведением А.Грина “Алые паруса”, ее было написано стихотворение “Ассоль” . Вот что говорила Н.Варлей о себе: “ Мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после “Кавказской пленницы” ко мне очень долго относились как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное – зрителям разглядеть во мне актрису другого плана. Меня и в жизни стали ассоциировать с Ниной, хотя я совсем не похожа на свою“пленницу”, по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль. Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь. Лет в 9 я прочитала “Алые паруса” Александра Грина и навсегда влюбилась в этого автора, в книгу и её героев. Грин доказал, что нет на свете ничего более важного, чем “жизнь сердца”, души человеческой; что бескорыстие, честность, доброта, любовь наделяют человека могучей, всепобеждающей силой нравственного совершенства. Через несколько лет посмотрела фильм Александра Птушко “Алые паруса”. И облик Ассоли навсегда соединился в моём представлении с образом, созданным обаятельнейшей Анастасией Вертинской. И ещё одна встреча с Ассолью – это репродукция с выполненной пастелью портретной работы Юрия Масютина.

Художник изобразил загорелую девочку с высветленными южным солнышком волосами и не по-детски серьёзным взглядом больших синих глаз. Что в этом “блеске свежих глаз”: грусть, задумчивость, мечтательность? Её отроческая душа исполнена доверия к людям и миру. Её чувства легки, как перистые облака, которые высоко поднявшись в небо, никогда не предвещают бурь и ненастий. Всё, хорошее и плохое, в её жизни впереди. А пока девочка пленяет наивной прелестью детства и верой в осуществимость мечты. Она Ассоль по состоянию души. Всегда возле “глаз и души” Грина были любимые им крымские города – Феодосия, Гурзуф, Севастополь. Ведь в конце концов не так уж и важно, где человек появился на свет – в Вятке или в Саратове. Куда важнее, что есть у него на необъятной… земле такое место, с которым его связывает особое духовное родство, к которому он чувствует постоянное притяжение”.

Послушайте его,пожалуйста.. (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)

Ассоль

Проходит жизнь, как сон, как боль.
Мечты сдаются и стареют.
И постаревшая Ассоль
Уходит, не дождавшись Грея.

Лишь отблеск алых парусов
Почудится в слезинке горькой,
Когда надломленная гордость
Опять откликнется на зов.

И вновь она вбежит в волну,
Раскинув жалобные руки,
Неотвратимый час разлуки
Как бы стараясь оттолкнуть...

Мгновенье счастием закружит,
Заставит верить терпеливо...
Пока сухая явь отлива
Надежды дно не обнажит...

И, обманувшись тишиной,
Миражным скрипом мачт и вёсел,
Простившись с морем и с собой,
Она уходит в ночь - без вёсен.

8. Беседа по вопросам

А что объединяет все эти стихи?

Какие герои встречаются в них?

С помощью каких средств выразительности показывает автор идею своего произведения?

Что характерно для мечты здесь? (Готовность действовать ради достижения,присущи чувства страстного желания, верит в ее реализацию, и верит, что он может ее осуществить, человек испытывает необходимость в осуществлении мечты)

Что было бы с главными героями, если бы у них не было мечты?

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

1) Подобрать в тексте “ключевые” слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить “цепочки” ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

10. Итог урока.

Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига? (Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин : “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

Герои рассказа «Алый» Юрия Иосифовича Коваля, несомненно, являются для примером. Я читал много произведений о животных («Каштанка» А.Чехова, «Барбос и Жулька» А. Куприна, «Мой Марс» И.Шмелева, «Дружище Тобик» К. Паустовского, «Джек» Г. Скребицкого), но именно этот рассказ мне нравится больше других.

В центре повествования – рассказ о службе на границе Кошкина и собаки по кличке Алый. Автор сначала показывает героев, как бы добродушно при этом смеётся: новобранцу пограничнику даёт «кошачью» фамилию и говорит, что Кошкин не любит собак, поскольку они его кусают.

Алый появился у Кошкина ещё тогда, когда был щенком. Интересно, что собаку изображает Ю.Коваль как человека: Алый умеет думать, рассуждать, иногда писатель как бы намеренно смешивает мысли Алого и Кошкина: “Кошкин стал думать: «Как же назвать этого лоботряса? На букву «А», значит... Арбуз?.. Не годится. Агурец? Нет, постой, огурец - на букву «О»...»». «Алый ничего не отвечал, а про себя хитро думал: «Что я балбес, что ли? За палочкой бегать! Ты мне кость брось». «Алый посылок ниоткуда не получал, но думал так...»

Герой начал дрессировать собаку: учил Алого ловить нарушителей границы, выполнять команды: «Стал Кошкин учить Алого. А старший инструктор учил Кошкина, как учить Алого». Мы видим, что роль Кошкина в процессе обучения собаки очень мала. Алый не просто поддаётся дрессировке, а, как и Кошкин, самостоятельно и сознательно обучается навыкам пограничной службы.

Было интересно и смешно читать о том, как Кошкин дрессировал Алого, потому что собака была ленивой. Несмотря на это, пограничник упорно, терпеливо работал с ней и ни разу не ударил её. Кошкин считал, что бить собак – дело последнее. Постепенно между Кошкиным и Алым наступает взаимопонимание, но не только: «Вскоре Алый вырос и стал совсем хорошо слушаться Кошкина, потому что он полюбил Кошкина». И даже Кошкин, который собак не жаловал, «Алого очень полюбил».

Алый и Кошкин не раз выручали друг друга. Командир заставы часто посылал «друзей» в секрет следить за тем, чтобы никто не перешёл границу.

Но однажды героическая жизнь Алого трагически оборвалась, когда он задерживал нарушителя границы: «Алый расстелился по земле - и прыгнул, будто взмахнул всем телом. Остановился, застыл в воздухе на секунду - рухнул на врага. Ударил его в спину. Рванул. Тот упал, но вывернул назад руку и выстрелил в Алого - раз, другой, третий. Алый вырвал пистолет, и металл будто треснул в его зубах, как чёрная кость». Можно подумать, что речь идёт о действиях человека, - именно так описывает Ю.Коваль смертельную схватку Алого с врагом.

Алый – не просто пограничный пёс, он стал для своего хозяина настоящим другом. Если Кошкин не верит в смерть Алого и не сразу осознаёт, что пёс умер, то Алый понимает, что умирает, и жалеет при этом не себя, а Кошкина: «Жалко мне тебя, Кошкин...» - подумал было Алый, но не сумел додумать, почему он жалеет Кошкина. Алый вздрогнул два раза и умер”. Не каждый сможет в момент смерти думать не о себе, а о другом, жалеть не себя, а другого. На это способны только великодушные люди, обладающие талантом любить. Образ собаки, умной, великодушной, заставляет задуматься о том, человек и животное очень похожи между собой, - они живые!

В рассказе нет благополучного конца, наверно, писатель стремится убедить нас, в том, что трагедии в жизни тоже есть, они заставляют человека проявлять своё мужество. Настоящий, достойный человек стойко переносит боль.

Алый и Кошкин – это пример для меня и моих сверстников, пример настоящей, истинной дружбы между человеком и животным. Это пример взаимопомощи, мужества, любви к родине.