Леди Годива: Легенда и Жизнь. Подлинная история леди годивы Согласно легенде леди Годива проехала обнаженной по улицам Ковентри, чтобы освободить население от деспотичных налогов – но что на самом деле известно о ней

Lady Godiva: The Life of a Legend

Согласно легенде леди Годива проехала обнаженной по улицам Ковентри, чтобы освободить население от деспотичных налогов – но что на самом деле известно о ней?

Легенда

М ногие слышали о леди Годиве и ее поездке на лошади обнаженной по улицам английского города Ковентри. Но если вы ничего не слышали об этом, то это произошло примерно так:

Леди Годива хотела освободить жителей города Ковентри, от гнетущих налогов своего мужа. Она просила и умоляла его, до тех пор, пока ее муж, граф Леофрик, не согласился освободить граждан от налогов, с условием, что она проедет через весь город голой. Он был уверен, что она откажется это сделать, поскольку она была очень скромной и благочестивой женщиной. Но к его удивлению, леди Годива согласилась. Проехав через весь город обнаженной, она принудила мужа сдержать свое обещание, и налоги были отменены.

Позднее, в дополнение к этой истории, говорилось, что пока она ехала через весь город, жителям города было приказано оставаться дома и сидеть за закрытыми ставнями, но один человек все же подсмотрел, и тут же лишился зрения. Отсюда произошла фраза – “Подглядывающий Том” (‘Peeping Tom’).

Эта поучительная история своего рода литературное творчество. Обсуждения происхождения этой легенды и дальнейшего ее развития, однако, выходит за рамки этой статьи. И хотя большинство людей слышали эту легенду, не многие знают, что в принципе, эти символы – Леди Годива и ее муж, были реальными людьми, жившими в 11 веке в Англии.

Кем была леди Годива?

Имя Годива, произошло от имени Годгифа (Godgifu), имени женщины, родившаяся в последние годы десятого века, приблизительно около 990 года, в области тогда именуемой Мерсия (сегодня – графство Уест-Мидландс). Согласно Книге Страшного Суда, и летописцам, жившим в XI-XII столетиях, можно предположить, что упомянутые там земли Годгифы были ее родовым наследием. Это имя означает “хороший-подарок” (по другим версиям Godgifu – god gift, “подарок Бога”), и произносится ‘goad-yivu’ с ударением на первом слоге. В те времена это было довольно распространенное женское имя, и стало использоваться норманнами, как своего рода, определение обычной женщины. Оно слишком часто давалось дочерям в английских семьях, в связи с этим, о ее детстве и семье, ничего не известно.

В 1010 году Годгифа вышла замуж за Леофрика, впоследствии ставшим эрлом (графом) Мерсии. Леофрик был сыном члена городского совета и одним из трех, самых известных людей Англии тех времен. Он был одним из тех, кто получил новый титул – эрл, дарованный королем Кнудом после 1016 года. Его современниками были Годвин из Уэссекса и Сивард из Нортумбрии. Леофрик был третьим, и единственным из них, происходившим из господствующих классов. Он был вовлечен во все крупнейшие политические события ближайших четырех десятилетий вплоть до своей смерти в 1057 году.

Почти никаких упоминаний о жизни Годгифы не осталось, но ее муж, сын и внуки, занимают довольно видные места в сохранившихся документах тех времен. Как жена старшего эрла, Годгифа была в центре событий, и иногда в этом качестве упоминается в рукописях, например, когда она заверяла грамоты.

Ее землевладения записаны в Книге Страшного Суда, и характеризует ее, как богатую женщину, владеющую многочисленными поместьями. Она жертвовала своими богатствами, иногда в одиночку, но обычно вместе с мужем, в пользу нескольких религиозных сообществ, в том числе и Собору в Ковентри. Монахи из этих религиозных общин вели подробнейший учет всех подарков и пожертвований, таким образом, сохранив для нас небольшие подробности истории Годгифы. Как следует из этих записей подарков различным общинам, она действительно была благочестивой и очень щедрой женщиной. Он а умерла между 1066 и 1086 годами и была похоронена рядом с мужем в Ковентри.

Это, в общих чертах, все, что доподлинно известно о жизни женщины, ставшей легендой сначала в ее собственной земле, а затем и во всем мире.

Годгифа становится Леди Годивой

История о поездке Леди Годивы на лошади обнаженной впервые упоминается в церковных документах 13-го века (хроника Flores Historiarum). К тому времени даже ее имя изменилось. Вскоре после норманнского завоевания оно совсем вышло из моды, и много столетий никто даже не знал, кому принадлежит, что означает, и как произносится это имя.

“Подглядывающий Том” впервые упоминается лишь в восемнадцатом веке, в документе, со ссылкой на ежегодный конкурс в Ковентри, что “Подглядывающий Том” нуждается в перекраске. Вполне возможно, что он присоединился к легенде намного раньше, чем это упоминание, но этого не найдено ни в каких более ранних документах.

Маловероятно, что знаменитая поездка на лошади когда-либо имела место быть. Ковентри был собственным городом Годгифы, поэтому ей не было необходимости просить своего мужа, освободить его от налога. Легенда демонстрирует свое позднее происхождение. Законы, регулирующие правовое положение женщин, во многом изменились после норманнского завоевания, и замужняя женщина уже не могла по праву владеть даже собственной землей.

Таким образом, предпосылки для ее поездки, противоречат событиям, происходящим во времена ее жизни. Как возникла эта легенда, и с какой целью, – не известно. Быть может, английские жители и монахи Ковентри, тем самым хотели почтить память своей последней, донорманнской госпожи, или, возможно, это был способ привлечь посетителей в город и монастырь, с целью развития торговли и увеличения доходов.

😉 Приветствую новых и постоянных читателей! Кто такая леди Годива из Ковентри? Эта статья даст полный ответ. Здесь вы посмотрите видео по данной теме.

Легенда о Леди Годиве

Существует миф, что Годива являлась прекрасной молодой супругой графа по имени Леофрик, жившего в Англии. На вассальный город под названием Ковентри Леофрик «повесил» неподъемные налоги. Годива умоляла своего супруга их урезать.

Однажды за трапезой граф сказал, что урежет налоги, если Годива проедет голой на коне по улицам города. Он не сомневался, что его жена не пойдет на такое. Но смелая девушка все же решилась на это.

Горожане, обожая и почитая ее за добросердечие, в условленный день заперли двери своих жилищ. Никто не выходил из дома. Только один горожанин Том осмелился посмотреть на обнаженную из окна — и тотчас лишился зрения.

Так она проехала на коне через весь город, и никто ее не увидел. Леофрик был восхищен смелостью своей жены и, сдержав обещание, урезал налоги.

Миф и реальность

Давайте разберемся, насколько данный миф соответствует реальности. Жизнеописание Годивы и Леофрика можно найти в английских летописях, дошедших до наших времен.

Имеются сведения о том, что граф в 1043 г. воздвиг монастырь бенедиктинцев. Маленький населенный пункт Ковентри тотчас превратился в четвертый по размеру город средневековой Англии.

Граф подарил монастырю земельные угодья и двадцать четыре деревни. А его жена одарила его обилием драгоценностей, серебра и золота. Поэтому монастырь стал самым богатым из всех монастырей Англии.

Годива искренне верила в Бога. После кончины своего супруга, умирая, подарила церкви все, что осталось ей от Леофрика. Могилы легендарной пары находятся в этом монастыре.

В 1188 году впервые об обнаженной наезднице рассказал монах Роджер Вендровер. Он жил в монастыре имени святого Албана. Монах написал, что историческое событие произошло в середине лета 1040 года.

В последующем лишь дополняли этот миф. Позже, в XIII столетии, король Эдуард I решил разобраться, что здесь домыслы, а что — правда. Были изучены летописи. Вот результат: с 1057 года Ковентри не облагался налогом, хотя даты разнятся в 17 лет.

Ежегодный праздник горожан

Жители Ковентри в 1678 году положили начало ежегодному торжеству, посвященному леди Годиве. Мероприятие проводится и до настоящего времени. В первую очередь, это костюмированное шествие. Звучат песни и музыка, а под конец дня устраивается фейерверк.

Статуя леди Годивы в Ковентри

Люди, принимающие участие в шествии, облачаются в одежду XI столетия. От разрушенного кафедрального собора они идут по дороге, по которой ехала на коне смелая девушка. Финальный этап торжества проводится в парке, возле статуи леди Годивы.

Здесь играет старинная музыка. Участники торжества соревнуются во всевозможных состязаниях. Но самое известное — это конкурс на самую красивую «леди Годиву». В нем участвуют девушки, облаченные в наряды дам XI века. Обязательное условие конкурса — длинные светлые волосы.

Возле бывшего городского кафедрального собора стоит статуя — леди Годива с развевающимися волосами, восседающая на коне. Рисунок статуи также размещен на печатях, принадлежащих городскому совету.

Видео

В этом видео дополнительная и интересная информация «Леди Годива из Ковентри»

Легенда

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов , и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город.

Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги.

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.

Реальные персонажи

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году , и согласно его словам события происходили 10 июля 1040 года . В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году , когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Другое

В кино

  • В 1955 году американский режиссер Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара .

Один из сюжетов российского комедийного сериала «ДМБ» (2000-2003) называется «Леди Годива». Сюжет посвящен обнаженной наезднице.

Ссылки

Категории:

  • Герои легенд
  • Персонажи английского фольклора
  • Английская мифология
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 980 году
  • Умершие в 1067 году
  • Средневековые легенды
  • Персоналии:Ковентри (Англия)
  • Женщины Средневековья

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • САВАК
  • Бали

Смотреть что такое "Леди Годива" в других словарях:

    Леди Годива (реактор) - Леди Годива это экспериментальный импульсный ядерный реактор, построенный в Лос Аламосской национальной лаборатории. Свое название реактор получил в честь персонажа британской истории, из за того, что его активная зона была полностью… … Википедия

    Годива - (леди Годива) жена на феудалниот господар на англискиот град Ковентри (11. век) според легендата, поминапа јавајќи гола низ градот затоа што маж и го барал тоа од неа како услов да ги ослободи своите поданици од преголемите давачки … Macedonian dictionary

    Леди Годайва - Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898) Годива (англ. Godiva от латинизированного др. англ. Godgyfu, Godgifu подаренная Богом; 980 1067) англо саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала… … Википедия

    ГОДИВА - ((1040 1094) – жена графа Леофрика, проскакавшая обнаженной на лошади по городу, чтобы заставить мужа снизить налоги; героиня поэмы А. Теннисона «Леди Годива») Не потому ль, что я видел на детской картинке Леди Годиву с распущенной рыжею гривой,… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Кольер, Джон (художник) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Кольер, Джон. Джон Кольер англ. John Collier … Википедия

    Список умерших в 1067 году - … Википедия

    Фигейредо, Гильерме - Гильерме Фигейредо Guilherme Figueiredo Дата рождения: 1915 год(1915) Место рождения: Бразилия Дата смерти: 1997 год … Википедия

    Коллинз, Джоан - Джоан Коллинз Joan Collins … Википедия

    Этаж наследия - «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия

    Клакстон, Маршалл - Маршалл Клакстон англ. Marshall Claxton Дата рождения: 12 мая 1811(1811 05 12) Место рождения … Википедия

Книги

  • Легенды и предания Европы , Бурова Ирина Игоревна. Перед вами увлекательные легенды и сказания средневековой Европы, повествующие о королях и рыцарях, феях и прекрасных дамах, героях и разбойниках, менестрелях и вампирах, которые стали…

За свою жизнь я слышал много легенд, но именно эта запала мне в душу. Удивительная история которой почти тысяча лет. Случилось она в маленьком британском городке, где я бываю чаще чем в Москве.


В Великобритании даже самый маленький городишко хранит свою историю. Англичане удивительные люди в этом плане, они не просто гордятся тем или иным событием произошедшим у них, они живут им.
Недалеко от Бирмингема есть небольшой город , о котором я уже много раз вам рассказывал. Бываю я там , только за прошлый год я приезжал туда 6 раз, а в этом году был трижды и собираюсь снова. На то у меня есть свои причины, но сейчас не об этом.

Главная гордость и легенда этого небольшого городка - Леди Годива . Вот её история:
Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам . Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости, и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.

Удивительно в этой истории то, на мой взгляд, что сам поступок и принятие его народом имеют одинаковую ценность и друг друга дополняют уважением.

1. В центре города , на главной площади установлен памятник Леди Годиве:

2. Как и гласит легенда, Годива восседает обнаженная на коне:

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день. Главным образом это карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы.

3. Голубые ленточки повязанные на скульптуру, говорят о недавно прошедшем празднике:

4. Если пройти чуть дальше площади, то можно попасть к зданию городского культурного центра Herbert . Вход, как и почти во все музеи и галереи Великобритании - бесплатный:

5. В галерее есть отдельный зал посвященные леди Годиве :

6. В основном здесь выставлены картины разных художников и эпох на которых изображена знаменитая Годива. Это полотно художника Джона Кольера (John Collier) 1898 год:

7. В этом же зале, наравне с великими художниками выставлены рисунки обычных детей, которые учатся в Ковентри. Удивительно и очень трогательно:

9. FA Phillips 1902 год:

10. Леди Годива кисти Маршала Клакстона 1850 год:

11. Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». По пути в Великобританию у меня была пересадка в Брюсселе. Специально для этого поста купил плитку:

12. На каждом ломтике шоколада изображена Годива. На вкус очень даже приятный:

13. Понятно, что шоколад бельгийский:

В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара. Его можно найти и посмотреть в онлайне.

Вот такая замечательная история. Ну а я в очередной раз собираюсь навестить

8 845

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.

Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.

На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.

Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.

Эдвард Генри Корбулд (1815 — 1904) Леди Годива.

Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.

Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.

Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.


Сальвадор Дали.Леди Годива.

clip_image012clip_image012
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь - как Леди Годива»)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже»

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад «Godiva» официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.