Презентация на тему: Информатика вокруг нас. Информация вокруг нас Как человек получает информацию

Слайд 2

Современный человек пользуется средствами вычислительной техники на каждом шагу - в быту, на работе и отдыхе. Цифровые фотографии, цифровое видео и телевидение, цифровые музыка и мультипликация, передача информации на расстоянии, обработка огромных массивов данных и так далее.

За последние годы произошли огромные изменения в жизни человека. Потоки информации, окружающие человека, меняют самого человека. Человек не успевает следить за этими изменениями. Жизнь всё интереснее и интереснее. Как много нового и интересного вокруг….

Слайд 3

Что такое информатика?

Информа́тика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Слайд 4

Практическое воплощение информатики - информационные технологии - включают в себя собственно вычислительную технику, системное и прикладное программирование, сети передачи информации и многое другое.

Слайд 5

Информационные

технологии

Как Вы думаете, где в жизни Вы используете информационные технологии?

Слайд 6

Цифрова́я фотогра́фия

Цифровое телевидение

Цифровая музыка

Интернет

Слайд 7

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Слайд 8

Насколько хорошо Вы знаете Интернет?

Что такое INTERNET?

Internet - это глобальная сеть, работающая по "единым правилам" и объединяющая миллионы компьютеров и тысячи компьютерных сетей во всем мире.

Что такое протокол?

Протокол - это оговоренные заранее правила передачи данных между двумя устройствами. К основным параметрам, описываемым протоколом, относятся используемый тип проверки ошибок, метод компрессии (сжатия) информации (если таковой имеется), способ определения передающим устройством окончания передачи, способ определения принимающим факта получения сообщения.

Слайд 9

Что такое IP?

IP - это аббревиатура, означающая Internet Protocol. Один из основных протоколов, применяемых в Internet. Действие протокола IP можно сравнить с работой обычной почты. Задача протокола IP - доставить пакеты к месту назначения, причем совершенно необязательно, чтобы все пакеты шли к цели одним и тем же путем. Протокол IP определяет формат пакетов и схему адресации.

Что такое IP-адрес?

IP-адрес - это при пересылке информации по протоколам TCP/IP каждому компьютеру, подключенному к Сети, должен соответствовать свой уникальный адрес (иначе, как же IP-протокол поймет, с какой машины на какую должны быть переданы пакеты). Его-то и называют IP-адресом. В настоящее время цифровые IP-адреса состоят из четырех целых чисел (от 0 до 255), разделенных точками, например 193.243.158.4.

Слайд 10

Что такое доменное имя?

Доменное имя - это имя, идентифицирующее один или более IP-адресов. Например, доменному имени www.vn.ua соответствует IP-адрес 193.243.158.4. Доменные имена являются составными частями URL, указывающих на конкретные Web-страницы. У каждого доменного имени имеется суффикс, определяющий домен высшего уровня, к которому принадлежит это имя. Данный суффикс стоит на самом последнем месте (.com, .net, .edu, .org и т. п.).

Что такое HTTP?

HyperText Transfer Protocol (HTTP) - это протокол прикладного уровня, применяемый в распределенных информационных системах гипермедиа. Он определяет характер форматирования и передачи сообщений, а также действия, которые должны "выполнять" Web-серверы и браузеры в ответ на те или иные команды.

Слайд 11

Слайд 12

Интернет 2011 в цифрах: 2 миллиарда пользователей в сети

Более двух миллиардов жителей планеты пользуются всемирной паутиной. Примечательно, что практически половина активных пользователей Интернета живут в азиатских странах.

По данным глобального аналитического исследования компанией The Royal Pingdom, почти 1 миллиард пользователей Интернет (922,2 миллиона) проживают в Азии. При этом интересно, что проникновение Интернет среди населения стран Азии составляет только 23,8%.

Зависимы от всемирной паутины жители стран Европы. 476,213 миллионов европейцев знают, что такое Интернет (58% от всего населения стран Европы). Самые Интернет-зависимые пользователи живут в Северной Америке. 272,066 миллионов используют Интернет, при этом проникновение сети составляет 78%. Немного отстают от своих «северных коллег» жители стран Латинской Америки и Каррибского бассейна – 215,939 миллионов пользователей сети. Проникновение Интернет для этой части света составляет 36,2%.

Меньше всего Интернет-пользователей в Австралии и Океании – всего 21 миллион. Интересно, что еще 11 лет назад, самым «отстающим» регионом были страны Среднего Востока (всего 3 миллиона пользователей Интернет), а нынче в этом регионе 68, 553 миллиона граждан знают и активно используют международную сеть

Слайд 13

Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне.

Пословицы, которые перефразированы на компьютерный лад

Каждая новая программа - это хорошо забытая старая.

Все новое - это хорошо забытое старое.

По компьютерам встречают, по программам провожают.

По одежке встречают по уму провожают

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дарёному коню в зубы не смотрят

Лучше синица в руках чем журавль в небе

Не все то WINDOWS, что виснет.

Не все то золото, что блестит.

Что из корзины удалено, то пропало.

Что с воза упало, то пропало.

Посмотреть все слайды

Библиотечный урок

для 5 класса

«Информация вокруг нас»

Составитель: Иванова Наталья Анатольевна,

заведующая библиотекой МАОУ СОШ№22

г.Серова Свердловской области

2015 год

«Информация вокруг нас»

(познавательно-развлекательный информационный библио-

течный урок)

Цель: сформировать представление о различных свойствах информации;

развивать умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать

их;

формирование познавательного интереса учащихся.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях библиотекари школ нашего города.

Мы с вами покажем им наше мероприятие. А прежде, чем начать его давайте

разгадаем ребус.

Ведущий: Правильно. Это слово информация. И сегодня на нашем познавательно-развлекательном библиотечном уроке мы будем говорить об информации.

А сейчас внимательно прочитайте текст и выберите те высказывания, которые для вас являются информацией.

Для меня информация – это:

* Новые, неизвестные мне раньше факты;

* любые факты: и новые и уже и известные;

* то, что хранится в памяти компьютера;

* данные об окружающей обстановке (погода на улице, кто в чём одет и т.п.;

* всё то, что слышу я слышу, вижу, осязаю, чувствую;

* всё, что передаётся по радио, телевидению, пишется в газетах и т.п.;

* всё то, что люди сохраняют в записях, книгах,

кинофильмах, фотографиях, картинах и т.п.;

* любое изменение вокруг меня, которое я в состоянии заметить;

* то, что присутствует в окружающих меня предметах;

* всё, что я мог сообщить другому человеку устно, письменно, жестами или любым другим способом.

Ведущий: Все эти определения относятся к понятию «информация». Мы будем не правы, если из этого перечня уберём какое-нибудь определение. Потому что информация присутствует во всём, что нас окружает.

Итак, что же такое информация?

Ведущий: А теперь скажите мне, из каких источников мы получаем информацию?

Ведущий: А с помощью чего мы получаем информацию, которая даёт нам возможность ориентироваться в окружающей среде?

Правильно. С помощью органов чувств.

А с помощью какого органа чувств мы получаем информацию, что может пойти дождь?

Правильно, с помощью зрения.

А ещё с помощью каких органов чувств мы получаем информацию.

Да, для восприятия информации человек использует не только зрение, но и другие органы чувств. По способу восприятия информация бывает:

Визуальная(зрительная) – то, что мы видим;

Аудиальная – то, что мы слышим;

Тактильная – то, что можно потрогать;

Вкусовая- то, что можно попробовать на вкус;

Обонятельная – то, что ощущается носом.

Ведущий: А как вы думаете, какой из органов чувств является ведущим?

Ведущий: В дополнение к своим органам чувств человек издавна использует различные измерительные устройства и приборы. Назовите какие-нибудь из них.

При разговоре знаки мы передаём звуками, а при письме буквами. То есть для обозначения букв и звуков мы используем определённый язык

(например: в России – русский язык, в Великобритании - английский и т.п.)

Русский язык служит КОДОМ, с помощью которого мы с вами общаемся.

Одно и то же слово в разных языках будет звучать по-разному:

В русском – собака;

В английском – dog .

Кодировать информацию можно не только с помощью языка (русский, английский и т.п.), но и с помощью картинок и знаков, с помощью чисел, с помощью символов.

Видеоинформация – это последовательность изображений – фильмы, мультфильмы и т.п.

Текстовая информация – это то, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Графическая информация - это рисунки, картины, чертежи, схемы, карты,

фотографии и т.п.

Звуковая информация – это всё то, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листьев, сигналы машин и т.п.

Числовая информация – это количественные характеристики объектов

окружающего мира – возраст, рост, вес, численность населения, площади лесов и т. п.

Ведущий:

Самый первый инструмент хранения информации - память. Но люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и пытались с древних времен зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях.

Вспомните, на чём в древности сохраняли информацию?

(на камне, свитках папируса, на бамбуке, бумаге – это всё является носителями информации).

Ведущий: Какие более современные носители информации, кроме бумаги вы можете назвать?

(магнитная лента, лазерный диск, фотоплёнка, флэш-карта и т.д.)

Ведущий: А какие действия можно производить с информацией?

создавать

принимать

комбинировать

хранить

передавать

копировать

обрабатывать

искать

воспринимать

формализовать

делить на части

измерять

использовать

распространять

упрощать

разрушать

запоминать

преобразовывать

собирать

и т. д.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами

Ведущий: А сейчас давайте посмотрим сказку, которую для вас подготовили активисты библиотечного совета нашей школы.

СКАЗКА ПРО ТЕРЕМОК.

Ведущий : Жил да был на свете терем - теремок. А звали его – СИСТЕМНЫЙ БЛОК. Жили в нем умный- преумный и такой серьезный ПРОЦЕССОР, который был прекрасным вычислителем и ПАМЯТЬ, которая хранила и запоминала всякую информацию.

Жили они уединенно, ничего не ведая об окружающем мире.

Вот однажды мимо пробегала МЫШКА. Увидела она СИСТЕМНЫЙ БЛОК и спрашивает:

Мышка : Что за терем – теремок?

Системный Блок : Я - СИСТЕМНЫЙ БЛОК.

Мышка : Кто-кто в теремке живет?

Процессор

Память : Я – память – хранительница информации.

Вместе : А ты кто?

Мышка : Я - Мышка.

Умная, послушная,

К сыру равнодушная,

Кота не раздражаю,

Хозяев уважаю.

По коврику гуляю,

Хвостиком виляю,

Курсором управляю.

Можно к вам подключиться?

Процессор : Можно.

Ведущий : Стали они вместе жить.

Как-то проходила мимо Клавиатура, клавишами перебирая. Увидела Системный блок и спрашивает:

Клавиатура : Кто-кто в теремке живет?

Процессор : Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память : Я – Память – хранительница информации

Мышка

Вместе : А ты кто?

Клавиатура ; Зовут меня КЛАВА. Я помогаю вводить любой текст. Можно к вам подключиться?

Процессор : Можно.

Ведущий : Зажили они дружно вчетвером.

Вот однажды проходил мимо Монитор, экраном сверкая, солнечных зайчиков пуская. Увидел он Системный блок и спрашивает:

Монитор : Кто-кто в теремке живет?

Процессор : Я – Процессор – Главный вычислитель.

Память : Я – Память – хранительница информации.

Мышка : Я – Мышка, по коврику гуляю, курсором управляю.

Клавиатура : Я – клавиатура Клава, умею вводить разный текст.

Вместе: А ты кто?

Монитор : У тебя вопросов много

Подскажу тебе я: с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечаю без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Я ведь – умный телевизор

А зовут меня - …ДИСПЛЕЙ!

Можно к вам подключиться?

Процессор : Можно.

Ведущий : Собрались жители Теремка и ахнули. Произошло чудо. Раньше все они поврозь жили, что-то умели. Никто об этом не знал. И вот они объединились, подружились. И дружба их свершила ЧУДО – появился…

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Он рисует, он считает

Проектирует заводы

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту

Догадались, что за гений?

Ну, конечно же - … КОМПЬЮТЕР!

Действующие лица сказки читают стихи о каждом устройстве

Память : Здесь уютно, как в каюте,

Информация живет,

Чудо – импульсы компьютер

Сам сюда передаёт.

И они гурьбой весёлой

Возникают там и тут

В ПАМЯТЬ импульсы, как пчелы

Информацию несут

Сохранится в этих сотах

Всё на долгие года.

Человек забудет что-то

А компьютер – никогда!

Процессор : Ум компьютера – процессор.

Как заправский эрудит

Вычислительным процессом

Он легко руководит.

Монитор : И ведет легко и быстро

Мой компьютер сложный счет

Он решенье программисту

На дисплей передает

Программист: Но есть один секрет, который я вам раскрою

Как грудной малыш без мамы

Сам не может есть и пить,

Так компьютер без ПРОГРАММЫ
Шагу бы не мог ступить!

Я зря времени не трачу,

Как учитель на доске,

Я пишу ему задачу

На программном языке

Ведущий: А сейчас прозвучат частушки.

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У неё на спинке кнопки,

Чтоб программы выбирать.

Раньше шкаф от толстых книжек

Рассыпался и трещал,

А теперь все эти книжки

Я на диск один «ужал».

От сестрёнки своей Оли

Все секреты «запаролил».

Пусть попробует теперь

Вскрыть в мои икс-файлы дверь!

У доски я всё сбиваюсь,

Не могу ответ найти.

Может, мне из класса выйти

И по новой в класс войти?!

Петька, жадина, не дал

Откусить конфету!

Я ему за это дам...

С вирусом дискету!

Ах, зачем вам, Марь Иванна,

Бегать на уроки?!

Киньте курс ваш на компьютер –

Меньше всем мороки!

Не знакомлюсь во дворе я

Следую совету,

Женихов всех завожу

Лишь по Интернету.

Помогите нашей Свете

Заблудилась в Интернете!

Целый день уж там блуждает,

Ведь всего две буквы знает.

Делать Коля стенгазету

За компьютер сел с утра.

Но тотчас забыл про это:

Увлекла его игра.

Есть компьютер у Кравцова,

Он за ним весь день сидит.

А придёт Антон наш в школу

И задачку не решит.

Ведущий: А сейчас давайте посмотрим видеоролик «История возникновения компьютера».

Ведущий: Давайте проверим, какими внимательными вы были на нашем уроке.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

    Устройство, служащее для отображения текстовой и графической информации (МОНИТОР)

    Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (ВИРУС)

    Указатель местоположения на экране (КУРСОР)

    «Мозг» компьютера (ПРОЦЕССОР)

    Взломщик компьютерных программ (ХАКЕР)

    Всемирная глобальная сеть (ИНТЕРНЕТ)

    Наименьшая единица количества информации. (БИТ)

    Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)

Ведущий: А сейчас, ребята, разгадайте ребусы.

Ответы: монитор, компьютер, клавиатура, дисплей

Ведущий: А теперь желающие заполните таблицы.

Ведущий: А пока ребята заполняют таблицы, давайте поотгадываем загадки.

Быстро пальцы побежали,
Быстро текст они набрали.
Рады Маша, Петя, Шура,
Помогла: (клавиатура).

На полочке они блестят,
В компьютер все они хотят.
Протяни лишь руку, близко
Мои компьютерные : (диски).

Кто так быстро побежал,
Кто все знал и указал?
Кто проворен, как мартышка?
Ну конечно, это - : (мышка).

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко . (Мышка)

Кто нас часто отвлекает,
Время, отдых отбирает?
Спать идти давно пора,
Но нас мучает: (игра)

Он - ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

Это пластинка. Она небольшая.

На ней сохранится картинка любая,

И информацию разную тоже

На эту пластинку записывать можно.

Объем небольшой сохранится на ней.

Зимой одним цветом и летом.

Конечно же, это... (дискета)

Бывает струйный, лазерный бывает.

Его всегда печатать заставляют

Он на бумагу распечатает что нужно.

Печатник этот всем нам очень нужен. (Принтер)

Если я в игру играю

То на кнопки нажимаю.

Кнопки, рычаги и хвостик...

Догадались? Это... (джойстик)

Компьютер будет молчалив,

Коль нет с ним рядом дев таких.

А если есть, он говорит,

Поет, играет и пищит.

Стоят над ним в сторонке

Близняшки две -... (колонки)

Вставишь диск в него, и вот -

Заработал... (дисковод)

Корпус компьютера.

В нем то хранится,

Что компьютеру пригодится.

Корпус из пластика, стали, стекла,

В нем материнская плата жила,

А также процессор, ОЗУ, дисковод...

Что это за корпус, скажите, народ? (Системный блок)

Это пластина, на ней микросхемы,

Компьютерной компоненты системы.

Очень важна она! Очень, ребята!

Зовется она... (материнская плата)

Клавиатуру изучаю,

Где буквы, я запоминаю

Я неуверенно и робко

Текст набирал и жал на... (кнопки)

Не каждый совершить сумеет сам

Процесс создания компьютерных программ.

Искусство это тщательно планируем,

А сам процесс зовется... (программированием)

С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми. (Сканер)

Картинки смотреть и в игры играть. (Монитор)

В памяти компьютера

Она проживает.

Преобразовать

Изображение помогает.

В видеосигнал

Для монитора превращает.

Ты ее узнал?

Ну, как ее называют? (Видеокарта)

Всемирная сеть, иль, еще, паутина,

Найдешь в ней про все - про людей, про машины.

Каких только сведений разных в ней нет!

Зовется она, знаешь ты, ... (интернет)

Это программа, с ней все вы знакомы.

Диски найдете у каждого дома.

С ней мы вступаем в процесс игровой,

Она называется просто - ... (игрой)

На нем компьютерная мышка

Живет и ползает, глупышка.

Катать - задача не легка,

Коль на столе нет... (коврика)

Жесткий диск так называют.

Кто название отгадает?

Копятся данные в этом устройстве

Запоминать - его главное свойство . (Винчестер)

Если мой компьютер «заболеет»,

Вылечить его я сам сумею.

Не боюсь вредоносных программ,

Повредить ничего им не дам

Как вредители те называются,

Что заразны и вмиг размножаются? (Вирусы)

Указатель на экране

Буквам всем укажет место.

С ним работать легче станет,

Он - экранная пометка.

На экране видит взор,

Как мигает мне... (курсор)

Ведущий: Ребята! Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (П ерсональный К омпьютер ) .

_ _ ПК _ (Часть печи.)

_ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан.)

_ _ ПК _ (Орудие труда огородника.)

_ _ ПК _ (Головной убор.)

_ _ _ ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность.)

_ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.)

_ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом.)

_ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг.)

_ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин.)

( Ответы : то пк а, со пк а, тя пк а, ша пк а, кно пк а, тря пк а, шлю пк а, скре пк а, поку пк а.)

Ведущий: А сейчас, ребята,отгадайте слова, содержащие аббревиатуру ДОС ( Д исковая О перационная С истема).

ДОС _ _ (Документы по какому-либо делу, вопросу.)

ДОС _ _ (Пиломатериал.)

ДОС _ _ (Свободное время.)

ДОС _ _ _ _ (Тяжеловесное снаряжение.)

ДОС _ _ _ _ _ _ _ (Успех)

ДОС _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (Место, объект, заслуживающий особого внимания.)

_ _ ДОС _ _ (Счастливое, весёлое событие.)

_ _ _ ДОС _ _ (Чувство собственного достоинства.)

_ _ _ ДОС _ _ (Вкусности, портящие зубы и фигуру.)

_ _ _ _ ДОС _ _ (Период жизни.)

( Ответы: дос ье, дос ка, дос уг, дос пехи, дос тижение, дос топримечательность, ра дос ть, гор дос ть, сла дос ти, моло дос ть.)

Ведущий: Мы с вами живём в информационном пространстве, и сами являемся его частью. А компьютер, который есть фактически в каждом доме – это незаменимый помощник наш при работе с информацией различного вида. В настоящее время многие библиотеки, в том числе и школьные становятся информационными центрами. И всё же книга является самым главным источником информации.

Продолжается век,

И другой приближается век,

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам.

Никогда, никогда, никогда

Не отдаст человек

Своего превосходства

Умнейшим машинам.

Ведущий: Мы надеемся, что вам понравился наш информационный час, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. Двери библиотеки всегда для вас открыты.

Рефлексия.

Просим выразить своё отношение к уроку.

Информация вокруг нас

Как человек получает информацию

Виды информации по форме представления

Действия с информацией

Это интересно


  • Информация
  • Виды информации
  • Действия с информацией

Что такое информация?

Информация – это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей.

Окружающий нас мир – мир информации.


Органы чувств человека и воспринимаемая информация

Зрительная

Звуковая

Обонятельная

Вкусовая

Осязательная

Анимация «Классификация информации по способу её восприятия людьми» ( sc.edu.ru)


Давайте подумаем

Задание : заполните таблицу.

Вид информации

Чувство

Зрительная

Орган

Зрение

Звуковая

Глаза

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Слух

Уши

Вкус

Язык

Обоняние

Нос

Осязание

Кожа


Не верь глазам своим

Это интересно



Виды информации по форме представления

Графическая информация

Числовая информация

Звуковая информация

Текстовая информация

Видеоинформация

Виды информации


Давайте подумаем

Задание : найдите лишнее .

Вид информации

Форма представления

Звуковая

СЛОВО

Текстовая

Графическая

ВОСЕМЬ

Числовая

26 + 78 = 100

Видеоинформация


Действия с информацией

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей , хранением, обработкой информации.


  • Информация - это сведения об окружающем нас мире.
  • Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
  • Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
  • Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Вопросы и задания

Ваня читает книгу

Зрительная

Вкусовая

Саша слушает радионовости

Звуковая

Даша изучает схему метро

Осязательная

Женя смотрит мультфильм

Обонятельная


Вопросы и задания

  • Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):

Зрительная

Витя ныряет в реку

Вкусовая

Лиза пьёт горькую микстуру

Звуковая

Вася вдыхает аромат свежеиспечённой булочки

Осязательная

Обонятельная


Вопросы и задания

2. Какое чувство у какого животного наиболее развито?

Слух

Зрение

Обоняние

Обоняние

Слух

Слух

Обоняние

Осязание

Слух

Обоняние

Зрение


Вопросы и задания

получение информации (уберите лишнее):

Ученик слушает объяснения учителя

Пятиклассник заполняет календарь погоды

Папа слушает по радио информацию о пробках на дорогах

Мальчик фотографируется с другом

Бабушка пробует на вкус варенье, приготовленное по новому рецепту


Вопросы и задания

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее):

Сын рассказывает родителям, как прошёл день в школе

Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору

Пятиклассники выполняют контрольную работу по математике

Раздаётся бой курантов

Вы отправляете электронное письмо


Вопросы и задания

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее):

Пятиклассница заучивает стихотворение наизусть

Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына

Ученик читает текст параграфах

Мама сохраняет в своём мобильном телефоне номер классного руководителя

Туристы фотографируются на фоне достопримечательностей


Вопросы и задания

3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее):

Шахматист обдумывает очередной ход

Девочка вдыхает аромат цветка

Ученики выполняют перевод текста с английского языка на русский

Водитель останавливается на красный сигнал светофора

Мальчик делится впечатлениями о поездке


Это интересно

Найдите в электронном приложении к учебнику эти ресурсы и познакомьтесь с ними

  • Презентация «Зрительные иллюзии»

2. Виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» ( sc.edu.ru)

Класс: 5

Ключевые слова: осмысление , рефлексия , информация

Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД

Личностных:

  • формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметных:

  • умение создавать обобщения, строить логические рассуждения, делать выводы;
  • умение работать с учебником, электронным приложением к учебнику;
  • развитие ИКТ-компетенции.

Предметных:

  • формирование общих представлений о целях изучения курса информатики;
  • формирование общих представлений об информации и информационных процессах.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • доступ в Интернет,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • учебник для 5 класса «Информатика» Л.Л.Босова.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Технологические этапы:

  • стадия вызова;
  • стадия осмысления;
  • стадия рефлексии.

Используемый приём: кластеры.

Ход урока

Так как это первый урок в 5 классе, то учитель знакомит учащихся с целями изучения курса информатики, обращает внимание на структуру учебника и систему условных обозначений. Затем знакомит их с электронным приложением к учебнику и способами доступа к электронным образовательным ресурсам, входящим в состав электронного приложения, а также ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Важный этап этого урока – правила техники безопасности и организация рабочего места. Их можно усвоить с помощью плаката «Техника безопасности» и учебника .

I этап Фаза «Вызов»

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием, без которого не может обойтись ни один человек, живущий в современном обществе. Речь пойдет об информации.

Рисунок 1

Учащимся предлагается привести примеры. Всё фиксируется на доске и располагается вокруг ключевого слова.


Рисунок 2

Данный этап позволяет узнать представление учащихся об изучаемом понятии, на которое далее будут накладываться новые знания. Анализируем полученную картину. Необходимо, чтобы были представлены примеры восприятия информации всеми органами чувств человека. Если этого нет, то с помощью наводящих вопросов учащиеся пытаются это сделать, учитель дополняет слайд.


Рисунок 3

II этап Фаза «Осмысление»

Продолжаем обсуждение полученной схемы.

Анализируем приведенные примеры и обобщаем, используя более «крупные» понятия – «сведения об окружающем нас мире», «органы чувств», «человек». Помещаем этот слайд рядом с Рисунком 2.


Рисунок 4

Результатом работы на этом этапе должны стать следующая классификация информации:

  • по способу получения (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная);
  • по форме представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Далее целесообразно распределить обучающихся на группы по 4 человека. Учащимся задаётся вопрос: на какие виды можно разбить информацию, представленную на Рисунке 2 с точки зрения формы представления? При выполнении этого задания может возникнуть необходимость добавления примеров информации в первоначальный слайд.

Результаты обсуждаются учащимися в группах, записываются в тетради. Если у детей возникнут трудности при выполнении данного задания, им может помочь вспомогательный слайд с различными формами представления информации (Рисунок 5).


Рисунок 5



Рисунок 6

После этого учащиеся знакомятся с презентацией « Информация вокруг нас» .

III этап ФАЗА «Рефлексия»

На фазе рефлексии учащиеся систематизируют информацию, полученную на предыдущих этапах. Задание группам: опираясь на выводы, сделанные в результате обсуждения предыдущих заданий, сформулировать понятие Информация. Представители от групп озвучивают свои версии, которые записывается на доске. Далее обращаемся к учебнику, сравниваем полученные результаты.

Действия людей, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации учащиеся обсуждают в ходе выполнения имеющегося в рабочей тетради задания №9. Каждая из групп работает с одним из пунктов а) -г); представители групп поочерёдно сообщают полученные результаты, обосновывая свою точку зрения.

IV этап Обсуждение домашнего задания

Дома учащимся предлагается придумать несколько примеров, доказывающих несовершенство наших органов чувств и пути решения этой проблемы.

Параграф 1, рабочая тетрадь №10 (кроссворд)

Список литературы:

  1. Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса Босова Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  3. Информатика 5-6 классы: методическое пособие./Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.