Портрет одинцовой цитаты. Речь и лексика анны одинцовой

В 1983 году вышла еще одна экранизация романа Тургенева – четырехсерийная лента «Отцы и дети» с Натальей Даниловой в роли Одинцовой. Фильм снял режиссер Вячеслав Никифоров на киностудии «Беларусьфильм».

В 2008 году четырехсерийную экранизацию «Отцов и детей» сняла режиссер . В образе Анны Одинцовой выступила актриса . Богатую усадьбу Одинцовой снимали под Брянском в поместье Тютчева, которое сейчас стало музеем-заповедником. Это большой каменный дом с колоннадой в стиле русского классицизма.


В фильме Авдотьи Смирновой сцена объяснения Базарова и Анны разворачивается в комнате, которая заставленная богемским стеклом, хрупкими бокалами и кувшинчиками. Дребезжание тонкого стекла подчеркивает напряженность сцены и хрупкое изящество дворянского мира, в который Базаров врывается, как слон в посудную лавку.

Цитаты

«По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».
«В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет».

Галерею женских образов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» украшает Анна Сергеевна Одинцова.

Предыстория

Судьба не баловала Анну Сергеевну. Она всего сумела добиться сама. После смерти родителей достались разоренное имение, заботы о младшей сестре Кате. Девушка принимает непростое решение: выйти замуж за нелюбимого человека. Муж оказался порядочным, рассудительным, спокойным. Оставшись вдовой, Анна Сергеевна стала наследницей поместья, оранжереи, состояния. Одинцова после смерти супруга пыталась изменить жизнь (путешествовала), вскоре вернулась, навсегда поселившись в имении.

Портрет.

Анна Одинцова — красивая женщина. Правильные черты, спокойная уверенность, одухотворенное лицо, изысканный стиль выделяют ее среди светских барышень. Неслучайно друзья одновременно увлекаются героиней. «На остальных баб непохожа»,— скрывая за циничностью восхищение, говорит Базаров.

Внутренний облик

Одинцова — натура глубокая, личность многогранная. Умная, образованная молодая женщина изучает естественные науки. Разбирается в экономических, хозяйственных вопросах. Самостоятельно управляет имением, которое процветает, приносит доход. Много читает, размышляет, заботится о сестре.

Независимость, самостоятельность, гордость — основа характера Анны Сергеевны. Ее поступки взвешены, обдуманны, расчетливы. Она никогда не сомневается, делает то, что считает нужным. Несмотря на это, пользуется авторитетом.

Главные ценности Анны Сергеевны — спокойствие, комфорт, порядок. Чтобы не заскучать, придерживается строгого распорядка дня.

Евгений Базаров нарушил установленный порядок. Лестно было чувствовать власть над мужчиной. Отношения между молодыми людьми развивались стремительно: интерес, симпатия, влечение. Анна Сергеевна, дойдя до края пропасти, остановилась. Страсть испугала изнеженную натуру. Сильный характер позволил подавить зарождающиеся чувства. Страх нарушить налаженную жизнь оказался сильнее желания быть счастливой.

Финал

«Воспоминаний много, а вспомнить нечего…Мне не хочется идти», — откровенно признается Одинцова. Отсутствует цель, смысл существования.

Виной тому душевная пустота, холодное сердце героини. Ее выбор — очередной брак по расчету, привычное комфортное существование.

Анна Сергеевна Одинцова, дочь известного кутилы и карточного игрока, рано осталась без попечения родителей с младшей сестрой на руках и маленьким поместьем, унаследованным от отца. Оставшись одна, девушка не опустила руки. Она выписала старую тетку, сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну. Имея превосходное образование, Анна Сергеевна занялась воспитанием сестры Кати. Молодая женщина совершенно смирилась со своим положением и совсем не думала о замужестве. Однако скоро ее заметил Одинцов, богатый человек, который впоследствии и оставил ей большое наследство. Уже в первые минуты общения Аркадий заметил ум и рассудительность Анны Сергеевны: «эта молодая женщина уже успела передумать и перечувствовать многое...» .

Анна Сергеевна Одинцова хорошо образованна и придерживается передовых взглядов. Она не обращает внимания на пересуды соседей и выше всевозможных сплетен и домыслов. Ее не тяготит одиночество, хотя, по мнению Базарова, она и хотела бы полюбить, да не может. Анна Сергеевна прекрасно разбирается в людях. Она сразу разгадала Базарова, и даже этот убежденный нигилист, отвергающий все и вся, постоянно испытывает в ее присутствии некоторую робость. Эта женщина обладает развитым чувством собственного достоинства, присущее разве что герцогиням или королевам. Я думаю, Одинцова как бы противопоставлена Базарову, хотя у них и много общего. Если главный герой находится в постоянной внутренней борьбе, то для Анны Сергеевны характерно спокойствие и безмятежность. Эта молодая женщина живет в полной гармонии, как с собой, так и с окружающими людьми. Она довольно расчетлива и имеет трезвый ум, однако не корыстна. Одинцова с заботой относится к близким, хотя бывает несколько строга со своими домочадцами. Она, в отличие от Базарова, тонко чувствует искусство, хорошо разбирается в литературе и музыке. В жизни, по мнению Одинцовой, во всем должен быть порядок. Стремление к размеренности и трезвости ума приводит к тому, что Анна Сергеевна оказывается неспособной на сильные, всепоглощающие чувства. Тогда как Базаров вдруг неожиданно обнаруживает в себе зачатки романтизма. Однако это если и смущает душевный покой молодой женщины, то ненадолго. Ее внутренний мир довольно скоро приобретает былое равновесие. Я думаю, Базарова невольно привлекает именно гармоничность Анны Сергеевны. Она свободна от предрассудков, имеет свое мнение по любому поводу, однако при этом оказывается выше всякого рода споров. Одинцова не стремится кому-либо что-то доказать. Можно сказать, она просто живет по своим правилам, одновременно отвергая и равнодушно уживаясь с окружающей пошлостью жизни. Ей интересен Базаров, однако довольно скоро Анна Сергеевна приходит к мысли, что душевное спокойствие дороже, что это не тот человек, который ей нужен. Хотя она не отказывает себе в удовольствии добиться от главного героя признания в любви.
В начале романа Базаров также добивается определенного равновесия. Он прекрасно чувствует себя в обществе обожающего его друга и поклонника Аркадия. Удачно парирует все наскоки со стороны Павла Петровича Кирсанова и, по большому счету, во многих спорах со «старою гвардией» остается победителем. Однако мировоззрение Базарова несколько противоречит его страстной человеческой природе, поэтому равновесие быстро нарушается. Это наиболее наглядно проявляется, когда главный герой встречает Одинцову. Он влюбляется в эту умную сильную женщину, причем «глупо, безумно» , без малейшего намека на взаимность...

Анна Одинцова – один из любимых женских образов Тургенева. Она является одной из главных героинь в романе «Отцы и дети».

Ее история заставляет проникнуться сочувствием. Молодой девушкой она вышла замуж, чтобы не бедствовать. Мужа своего она не любила, так как он был стар, но богат. Одинцов умер, оставив жене всё своё состояние.

Сложилось так, что за всю свою жизнь никого Анна не любила. Главное в жизни для нее – самостоятельность и главное, ни от кого не зависеть. На ее беду в нее влюбляются сразу двое молодых людей: Базаров Евгений и Кирсанов Аркадий. Два друга. Ее чувства далеки от симпатии и к Евгению, и к Аркадию.

На момент начала повествования Анне Сергеевне двадцать восемь лет. Она была хороша собой, стройна и спокойна. Оба товарища видели, как она грациозна и, что еще более значимо умна и образована. С легкостью она поддерживала практически любую тему за разговором, чем располагала к себе. Но независимо от красоты и обаяния, она была холодной и неприступной. Ни кого не подпускала она близко к своей душе.

В романе неоднократно отмечалось, что она любит комфортные, даже роскошные условия, но не переносит светского общества.

Неожиданно для себя она проявляет интерес к личности Евгения. Но тут-то она осознает, что если даст волю чувствам, то потеряет спокойствие. Именно поэтому, хотела она этого или нет, она дает отказ молодому человеку. Сам же Базаров понял, что Анна хочет любить, но боится и в этом ее проблема. К сожалению, душа Анны Сергеевны так и остается холодна и безучастна. Когда она узнала, что Евгений Базаров умирает, то поехала попрощаться. Но, даже наблюдая за почти бездыханным телом Евгения, она не смогла почувствовать ни любви, ни трепета, ни скорби. Она так и не дала почувствовать Евгению того, чего он хотел в последние минуты своей жизни. Она разрушила ту самую связь, которой, быть может, и не существовало вовсе.

В конце романе читатель узнает, что Анна снова вышла замуж. Ее брак такой же несчастливый, как и первый. Основан он лишь на выгоде для самой себя и для собственного комфорта, к которому юная княжна так привыкла.

Сочувствовать Анне или же нет, каждый читатель решает сам, однако можно понять – нельзя жить взаперти от своего сердца и своих чувств.

Вариант 2

Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

В свои 29 лет, Анна так и не познала смысл любви. Замуж она выходила из корыстных побуждений, чувства мужа были для нее безразличны. Ей так же были безразличны чувства, которые к ней испытывали и другие мужчины: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Вся ее внешняя недоступность и чувство собственного достоинства выражались буквально во всем: в прямой осанке, высоком росте, изысканной одежде на ее красивом, здоровом теле, аккуратно уложенной прическе, красоте лица. Она понимала, что довольно красивая и привлекательная девушка. С людьми, особенно с мужчинами, она была мила, приветлива, ее легкая улыбка влюбляла в себя всех. Она внимательно слушала своего собеседника, отчего все восторгались ее «прекрасными глазами», которые «светились вниманием».

Но ее единственным желанием и целью жизни было выбраться из состояния бедноты, в которое поверг семью отец-картежник, тратящий последние деньги на игру. Анна не хотела продолжать такое жалкое существование, вечно искать, где поесть, думать, что "завтра" может не наступить. Ей нужна была уверенность, что у нее всегда будут деньги. Но, добившись своей цели, она даже не подумала, что следует делать дальше, как наслаждаться добытым счастьем.

Будучи аристократкой, она могла пользоваться всеми благами аристократической жизни, но ее это не радовало. В разговоре с Базаровым, Анна упомянула: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу... Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».

Анна Одинцова - довольно расчетливый человек. Ей чужды человеческие эмоции, она не умеет наслаждаться мелочами жизни. Она ставит себе крупную цель и достигает ее. Дальше в душе девушки наступает кризис. Она сама выбрала себе данный путь. Возможно, это ее понимание жизни: спокойствие и отсутствие излишних эмоциональных потрясений. В этой неспособности познать чувство любви, раскрыть себя в эмоциональном плане, заключается ее "несчастье". К сожалению, такой она останется до конца, выйдя снова замуж за нелюбимого человека, руководствуясь чисто практическими целями, а именно, обеспечить себе безбедную жизнь в старости.

Сочинение Характеристика Анны Одинцовой

Анна родом из знатной семьи, но ее отец проиграл все свое состояние. Поэтому большую часть жизни Анна провела в деревне, отец проигрался, и вся семья вынуждена была жить в маленьком домике в деревне.

Мать Анны из рода обедневших князей. После смерти родителей Анна вела сама хозяйство. Ей повезло, местный богач Одинцов предложил ей руку и сердце, благодаря этой удачной партии она стала богатой и независимой женщиной.

После смерти мужа все наследство перешло к Анне. Она жила спокойной, обеспеченной жизнью и ни к чему не стремилась и ничего не хотела, так как все необходимое для жизни у нее было.

Внешне героиня произведения Анна Одинцова очень привлекательная и красива женщина, обладающая грациозной походкой, правильной осанкой и великолепными манерами. Она очень спокойна, даже абсолютно равнодушна ко всему, происходящему вокруг.

Но это не мешает Базарову без ума влюбиться в нее, но как он ни старался своими знаками внимания и ухаживаниями зажечь в Анне костер любви так у него ничего не вышло. Лишь один раз Анна проявила чувства к возлюбленному, но спустя некоторое время опять же стала холодна и спокойна.

Одинцова обладает очень сильным характером и свободой, которую ей обеспечивает ее богатство. Поэтому полюбив, Базарова она ему в этом не призналась, чтобы не нарушать свою размеренную и спокойную жизнь.

Характер у нее свободолюбивый, она горда, и при этом полностью лишена высокомерия. Она полностью является дворянкой новой волны, которая полностью поддерживает свободу мысли и слова, откровенна в своих суждениях и высказываниях.

Анна очень умна, и легко вписывается в любой круг общения. В высший сословный круг дворян. Так же свободно и уверенно она чувствует себя в деревне среди деревенских жителей.

Она очень умна, рассудительна, решительна, но полностью спокойна и безучастна, ее не волнует ничего, что происходит вокруг. Все события у нее вызывают только короткие проблески любопытства.

Встречаясь с Базаровым Анна не испытывает к нему сильных чувств, он просто ее развлекает своими разговорами, приглашениями на прогулки, балы и прочие мероприятия. Анна с ним общается, гуляет, но в сердце себе его не пускает, а просто хорошо и весело для себя проводит время.

Чтобы не полюбить, Базарова Анна укрывается в специальном коконе, который ей помогает остаться все той же независимой и живущей привычной жизнью дамой. В результате можно сделать вывод что она не способна ни любить, ни сочувствовать другим людям.

Она просто бесчувственная и холодная особа, прекрасная и жестокая своей безразличностью одновременно. Всю свою жизнь она не живет, а влачит жалкое существование. Базаров же хотел пробудить в ней любовь к жизни, но ему это не удалось.

Используя Одинцову, автор четче и откровеннее показывает характер и душу Базарова, который в итоге отказался от своих нигилистических идей. А Анна так и осталась тем, кем и была, одинокой и не способной любить и сочувствовать другим людям хладнокровной женщиной.

Главная цель в жизни для Анны вести спокойную и финансово благополучную, размеренную жизнь. Поэтому отвергнув Базарова, она выходит замуж за более благородного и состоятельного человека.

  • Чему учит рассказ Муму сочинение

    С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева «Муму». Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним

  • Сочинение Тимур и его команда Гайдара

    Подросткам свойственно увлекаться каким-то видом деятельности, который может иметь общественную пользу. Нет ничего удивительного в том, что группа молодых людей по своей инициативе решила оказывать посильную помощь семьям погибших защитников Родины

  • Анализ рассказа Муму Тургенева 5 класс

    Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году, но опубликован он был спустя 2 долгих года борьбы с цензурой в одном из номеров журнала «Современник».

  • И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведе­ние образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь - это самое чи­стое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.

    В начале романа автор представляет нам своего ге­роя как нигилиста, человека, «который не склоняет­ся ни перед какими авторитетами, который не при­нимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм - это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глаза­ми, положить на язык, словом, только то, что можно ос­видетельствовать одним из пяти чувств».

    И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой го­нит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спра­шивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На осталь­ных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.

    Одинцова приглашает обоих друзей к себе в го­сти, они соглашаются. Базаров пытается быть рав­нодушным. Он ведет себя очень развязно в ее при­сутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это «белибер­да, непростительная дурь», болезнь. В душе Базаро­ва бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об от­ветной любви.

    Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разго­вор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтиче­ском.

    Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Один­цовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, База­ров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убежде­ния и посылает за Одинцовой. Перед смертью База­ров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

    Базаров жертвует всем ради любви - своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чув­ству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, ох­ватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

    1. Новое!

      Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...

    2. Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

      Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

      Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался...

      С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека....

      Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное...

    Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».

    Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.

    Биография

    Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный. Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь. Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.

    Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она - рано повзрослевшая дочь - смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.

    Внешность и характер Анны Одинцовой

    Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе "Отцы и дети" (фото художественных репродукций это подтверждают).

    Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.

    Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.

    Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.

    Разум и хозяйственность

    Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.

    Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.

    В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе. Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами. Словом, она предпочитает «синицу в руке».

    Одинцова и ее духовный вакуум

    В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести...

    Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины - опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом. Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». С цитатами из этого характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.

    Особенность персонажа

    Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.

    Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум. Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.

    Цитатная характеристика

    Иван Сергеевич Тургенев со свойственным ему талантом преподносит читателям образ Одинцовой в романе "Отцы и дети". Таблица, представленная ниже, познакомит с цитатной характеристикой этой героини.

    Ирония Тургенева

    И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.

    Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь - как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды - не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?). Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе "Отцы и дети"? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.

    Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.

    Заключение

    Тургенев-классик известен в литературе своими удивительными женскими образами. Общеизвестен даже любимый им типаж представительниц прекрасного пола, который называют тургеневскими девушками. Среди них - Наталья Ласунская, Лиза Калитина. Эти образы считаются одними из самых изящных в мировой литературе.

    Вовсе не таким выступает в романе «Отцы и дети» образ Одинцовой Анны. Она при всей своей красоте пуста изнутри, поэтому и не относится к ним. Эта героиня романа Тургенева выступает как иллюстрация человека, теряющего человеческое. Впрочем, не секрет, что подобные дамы таки существуют. И их нигилизм души, в отличие от Базаровского, отнюдь не несет созидательного начала.

    Анна Одинцова важна в романе «Отцы и дети» не только как возлюбленная Евгения Базарова, но и как отдельная личность, женский характер. Причиной трагичных отношений Одинцовой и Базарова стал далеко не нигилизм главного героя, а именно мировоззрение Анны.

    Внешность

    Походка у Анны Одинцовой плавна и естественна. Вещи всегда были на ней «изящно, даже изысканно» одеты.

    Несмотря на то что Базаров-нигилист оценивал женщин только с биологической точки зрения, он смог оценить красоту героини, провозглашая то, что ей «хоть сейчас в анатомический театр».

    Жизненный путь

    Путь героини романа по-настоящему можно назвать трудным. В обществе про Анну Одинцову было принято говорить: «Прошла через огонь и воду». «Тертый калач» – в этом выражении отразился истинный образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Это очень сильный женский образ, который не смогли напугать никакие трудности на жизненном пути.

    Отец Анны, не заботясь о своем состоянии и состоянии своих детей, после смерти оставляет дочерям только долги. Одинцову не сломили эти трудности, а, наоборот, только закалили. Она всего в жизни привыкла добиваться самостоятельно, что оказало влияние на образ жизни героини. Одинцова считала себя женщиной свободной и независимой.

    Получив прекрасное образование, героиня занимает высокое положение в обществе, хотя и тяготится им. Не светская жизнь важна Анне Одинцовой, а спокойная и комфортная жизнь.

    Добившись всего в своей жизни сама, Одинцова успела многое увидеть в этом обществе. Она «уже успела перечувствовать и передумать многое». Героиня не только обеспечивает роскошь и довольства себе, но и полностью воспитывает свою сестру Катю.

    Несмотря на цельность характера Одинцовой, ее силу духа и решимость, Анна считает себя глубоко несчастной женщиной, которая уже устала от жизни: «Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка».

    Отношения с Базаровым

    Главной причиной того, что Одинцова и Базаров не могли быть вместе, является то, что для героини важнее всего в жизни был комфорт. Она любила, чтобы все «катилось как по рельсам», чтобы жизнь ее была тиха, спокойна и не заставляла ее волноваться.

    Героиня побоялась разрушить свой спокойный и размеренный образ жизни чувствами к Базарову. Страх и неспособность полюбить становятся причиной трагичных отношений Анны и Евгения.

    Аркадий понимает, что Одинцова - женщина, которая никогда не сможет полюбить мужчину всем своим сердцем. В этом он оказался прав. Анна выходит замуж за человека, которого совершенно не любит. Отношения с ним она связывает «не по любви, но по убеждению».

    Неспособность любить делает образ по-настоящему трагичным. Ее отказ Базарову можно рассматривать и как победу, и как поражение, что аргументирует таблица.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анна Одинцова», перечислит внешние характеристики героини, продемонстрирует весь ее трудный жизненный путь, а также раскроет основные причины, по которым ее отношения с Базаровым были обречены на провал.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    Испытание любовью: Павел Петрович и Базаров. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, - в этом был убежден Тургенев <…>. - Система - точно хвост правды, а сама правда как ящерица: оставит хвост в руке - а сама убежит…» Убедиться, что правда жизни сложнее любых «систем», теоретических построений предстоит не только Базарову. Параллельно с ним тот же путь проходит его антагонист, Павел Петрович. В сфере любви - дважды. Первый раз - в Петербурге. Удачливый офицер узнал, что блестящая карьера может в одночасье рухнуть от одного «загадочного взгляда», а удовлетворенное самолюбие не приносит радости, если любимая несчастна. Крушение чувства, непоправимо исковерканная судьба заставили его замкнуться в броню аристократических «принсипов». Теперешняя его влюбленность в Фенечку вдвойне парадоксальна. Она не только противоречит принятой на себя рыцарской обязанности хранить верность любви и памяти княгини Р. Между простой и прелестной именно этой простотою Фенечкой и аристократической светской дамой нет ничего общего. Павел Петрович невольно лукавит с самим собою, когда усматривает сходство «особенно в верхней части лица». И все же он прав - княгиня и Фенечка «в том же роде». Бессильный объяснить самому себе истоки поздней страсти, Павел Петрович восклицает в полубреду: «Ах, как я люблю это пустое существо!» Но подобное впечатление производила на него и княгиня. Молодой офицер встретил ее на балу, где «язык ее лепетал самые пустые речи». Он танцевал с княгиней мазурку, «в течение которой она не сказала ни одного путного слова». Позднее он понял, что ее «небольшой ум» подчинен «власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил». С точки зрения умного мужчины (а Павел Петрович, бесспорно, умен) обе женщины достаточно наивны. В них нет ничего, что могло бы привязать к себе человека навсегда. Но ведь привязывают! Любовь, одна из загадок жизни, оказывается сильнее рассудка. Загадку жизни олицетворяет в романе сфинкс. А любовь приближает к разгадке.

    Подобное испытание выпадает на долю Базарова. Интерес к Одинцовой у него зародился до знакомства, когда услышал о ней от Кукшиной и Ситникова. По их рассказам Анна Сергеевна смогла возбудить невольное любопытство как женщина смелая, свободная и независимая. Тем больше было оснований ожидать, что с ней можно завести свободные отношения, к которым в «Обрыве» призывал Веру Марк Волохов. Встретив Анну Сергеевну на балу, Базаров понял, что ошибся. И хотя он продолжает смущать Аркадия намеками на «богатое тело» Одинцовой, с этого момента стрелка жизненного компаса неуклонно смещается с плотского интереса - к духовным. «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», - пишет автор, характеризуя красоту Одинцовой. Перед нами истинно русская красота, красота «величавой славянки». С этого момента Базаров знает, что есть человек, который равен ему силою ума и духа. Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. «Ломание Базарова <…> неприятно подействовало на нее <…>; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение…» Более того, Одинцова поняла причину их сближения, общую незаурядность и приподнятость над окружающими: «Мы оба уже не первой молодости <…>; мы пожили <...>, мы оба - к чему церемониться? - умны». Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой <…>, небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Тонкого полемиста она «убивает» одним ироническим замечанием: «Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка». Базарову ничего не остается, как сухо согласиться: «Именно так-с, сударыня».

    Мы уже упоминали о главном идейном смысле романа: Базарова судят не люди, а судьба. Анна (Благодать Божья) послана судьбой, чтобы доказать ограниченность и его «прынцыпов». Появившись на балу, она привлекает внимание «достоинством своей осанки». О «чувстве собственного достоинства», «уважения к себе» как о главном признаке аристократизма толковал Павел Петрович. Одинцова величественно держит себя не только на балу, где она «непринужденно разговаривала <…> с сановником». Даже в будний день, прогуливаясь в саду, она исполнена величавой непоказной грации: «Изящно, даже изысканно одетая», она, стоя на дорожке, «кончиком раскрытого зонтика шевелила уши» домашней собаки. «Ей бы шлейф сзади носить да корону на голове», - метко определяет ее Базаров.

    Отражением хозяйки становится деревенский дом - со множеством лакеев, надменным дворецким, строгим чередованием трапез и отдыха. Подобно Павлу Петровичу, стремившемуся «в деревне, в глуши не ронять себя», Одинцова убеждена, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет». Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. «Хороша герцогиня, - справедливо замечает Аркадий, - с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой». Ненавидимый аристократизм может быть разумным - по крайней мере, в укладе домашней жизни Никольского, где «оттого и жилось так легко».

    Поначалу он пробовал, как в доме Кирсановых, подчинить волю окружающих и заставить слушать себя. Но нашла коса на камень. Анна Сергеевна, спокойно и логически объяснив целесообразность своих поступков, «продолжала делать по-своему», «заставляла других покоряться». Теории Базарова она противопоставила логику и опыт. Но самое главное, что женщину аристократичную, богатую, избалованную роскошью, именно такую - он полюбил: «…Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь <…> намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».

    Тщетно пытается «самоломанный» герой уничтожить в себе и это чувство: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами <…>, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай…»

    Тургенев был убежден в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Ее нельзя объяснить логикой, ее нельзя вывести из дружбы или взаимных симпатий; она - самая большая тайна жизни. В своей повести «Переписка» Тургенев прямо заявляет, что «любовь даже вовсе не чувство - она болезнь <...>, обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка». В повести «Вешние воды» подбирает столь же яркое сравнение: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье…» Разрушен настолько, что у сурового Базарова легко вырываются поэтические слова, похожие на комплименты : «Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?» И Анна Сергеевна с живостью отзывается: «Как? Как вы это сказали?»

    Базаров воспринимает эту силу как пришедшую извне, чужую и враждебную - «что в нем происходило», «что-то в него вселилось», «точно бес его дразнил». Писатель не согласен с героем: любовь хоть и чувство ирреальное, но в человеке разворачивает свои возможности - то, что до времени скрывалось, дремало в душе. И уж тем более не враждебная сила, раз может подарить все богатства мира. Прежде Базаров был равнодушен к природе. Но вот он остается наедине с любимой. Анна Сергеевна просит растворить окно в сад - «оно разом со стуком распахнулось». Что же предстает герою (впервые)? «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха». Время идет, а магическое обаяние природы не уменьшается: «…Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание…» Любовь обостряет не только зрение, но и слух. Среди волшебной ночи «звуки фортепьяно долетели до них из гостиной».

    Главное, у Базарова начинает меняться взгляд на мир и людей, недавно с такой убежденностью высказанный. Каждый человек, «что дерево в лесу», заниматься им бесполезно и скучно. Общение с Одинцовой, «странным существом», противоречивой, чарующей, - приводит к поразительному итогу: «Может быть <…>, точно, всякий человек - загадка». Базаров, натура, не признававшая над собой никакой власти, убежденная, что самостоятельно строит свое будущее (и не только свое) - вдруг начинает допускать присутствие в мире посторонних, от него не зависящих сил: «…Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? »

    Что же Анна Сергеевна? Действительно, «странное существо». В облике своей героини автор подчеркивает холодную безмятежность, что-то сродни Снежной Королеве: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным», «…И заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье». Но в зеркале Одинцова видит себя другой, полной жизни и опасных страстей, «…с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…». Вполне дерзким, вызывающим жестом явилось то, как она «с нерешительною, но хорошею улыбкой» пригласила накануне встреченных молодых людей погостить у себя в Никольском. Нам трудно себе представить всю смелость этого поступка, который наверняка поднял новую волну сплетен вокруг ее имени. Недаром ее тетка, княжна, выражает нескрываемое неудовольствие во все время пребывания молодых гостей: «Княжна, по обыкновению <…>, выразила на лице своем удивление, точно затевалось нечто неприличное…» Эта злая, отталкивающая старуха не случайно сопровождает героиню на всем протяжении любовного сюжета: своего рода живой компас, показывающий, насколько та уклонилась от предписанных светским этикетом правил.

    Анна Сергеевна не кокетничает, когда говорит о себе, что многое пережила. Наряду с холодностью в ней скрыта наследственная авантюрная жилка. Ведь она была любимой дочерью «известного афериста и игрока». Ее отец поставил все на карту и в конце жизни разорился, оставив Анну с маленькой сестрой на руках. Общественное мнение считало невозможным самостоятельную жизнь незамужней девушки. Анне пришлось приличия ради «выписать» тетку-княжну и терпеть выходки надменной самовлюбленной старухи. Существование в глуши обрекало ее на участь старой девы, второго варианта княжны. В отличие от нее, Анна любила сестру, и готова была отдать всю привязанность маленькой Кате. «Но судьба судила ей другое», - многозначительно замечает писатель. «Судьбу» в немалой степени предопределила ее пленительная красота. Автор не говорит, что сыграло решающую роль - страх пред бедностью или желание быть самостоятельной, - но девушка согласилась на брак с «пухлым, тяжелым, кислым» Одинцовым. Замужество, а затем обеспеченное вдовство вернуло ее на прежнюю ступень социальной лестницы, но не смогло воскресить прежнего отношения к жизни. Пережитое низвело жажду приключений на уровень неясных мечтаний. Оно заставило ценить комфорт и ту независимость, которую он представляет.

    На протяжении всех эпизодов в Никольском для читателя остается тайной, питает ли Одинцова к гостю какие-то чувства? Или в ней говорит «сознание уходящей жизни», «желание новизны», опасное стремление «дойти до известной черты»? Она словно балансирует на пороге своего ледяного дворца, вся во власти «смутных», ей самой непонятных переживаний. Порою кажется, что ледяная маска вот-вот спадет с нее. Особенно после первого свидания, когда Анна Сергеевна, «внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова». И только появление свидетеля, горничной, остановило ее порыв.

    Снова звучит мысль, высказанная в «Рудине». Показатель незаурядной натуры - способность понять одну- единственную женщину. В отличие от романтически-возвышенного Рудина, парящего в облаках, материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять. Базаров довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова - аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает - от скуки, да от светских сплетен. На первом свидании Одинцова признается, что «очень несчастлива». «Отчего? - изумляется Базаров. - Неужели вы можете придавать <…> значение дрянным сплетням?» «Одинцова нахмурилась. Ей стало досадно, что он так ее понял». Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь <…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне...» Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете». Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. «Нет, - решила она наконец <…>, - спокойствие все-таки лучше всего на свете».

    При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась», - объясняет автор, отходя от принципа невмешательства во внутренний мир персонажей. Но теперь это вторжение необходимо: настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания <…>, сильная тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные». «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие».

    Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата». «Это условие справедливое, Анна Сергеевна», - подхватывает он. Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения - «как же собою не дорожить?» Для Базарова же любовь - полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой - «не знаю, хвастаться не хочу». Но именно такая страсть - самолюбивая, без желания счастья любимому существу, без самоотвержения - по мысли Тургенева, низводит человека до уровня животного. Недаром он останавливает внимание на «почти зверском лице Базарова». Можем ли мы упрекать Одинцову в холодности, когда эта умная женщина «раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет…нет..нет». При последнем грубом вопросе о ее чувствах, «глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». «“Я боюсь этого человека”, - мелькнуло у нее в голове».

    Но это не конец их отношений. Каждый этап своей жизни Базаров теперь поверяет встречей с Одинцовой. После краткого пребывания у родителей Базаров и Аркадий катят в город. Ямщик задает поистине судьбоносный вопрос: «направо аль налево?» Реакция Базарова не приводится, но говорится, что внутренне он «вздрогнул»:

    Евгений, - спросил он (Аркадий ), - налево? Базаров отвернулся.

    Это что за глупость? - пробормотал он.

    Мы знаем, что для Базарова «глупость» является синонимом слов «романтизм», «любовь». Друзья сворачивают к Одинцовой. Ее реакция - надменная, поистине аристократическая, под стать Ласунской в сцене изгнания Рудина. Анна Сергеевна напоминает тетку сменой настроений, капризной брезгливостью - «на меня теперь нашла хандра». Но, во-первых, ее «хандра» аналогична базаровскому ожесточению. Вероятно, она тоже внутри себя болезненно изживает свою любовь. А во-вторых, Одинцова демонстрирует Базарову манеру не стесняемой приличиями свободы поведения, к которой привык он сам. Привык, не желая замечать, что смертельно обижает родителей, Аркадия. Судьба держит перед ним зеркало. Оказывается, бесцеремонность бывает очень обидна. Недаром всю последую дорогу в Марьино Базаров «почти не раскрывал рта и все глядел в сторону <…> с каким-то ожесточенным напряжением».

    Теперь-то гордый Базаров, убежденный, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» - теперь (думаем мы) с Одинцовой расстался навсегда. И шагу не сделает он в Никольское, несмотря на запоздалое приглашение хозяйки («приезжайте опять <…> через несколько времени»). Но нет! Повод самый «уважительный»: лично рассказать Аркадию (который еще раньше сорвался в Никольское, к Кате) о злополучной дуэли. Но это лишь повод. Недаром аскетичный в одежде Базаров «уложил свое новое платье так, что оно было у него под рукою». В вопросах внешних приличий щепетильна хозяйка Никольского…

    В этот приезд Базаров пытается уверить ее и себя, что все кончено. «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости…» - говорит Базаров. Но как меняется строй его речи! Уже сейчас, задолго до последнего свидания, нигилист овладевает лексикой и тоном того романтизма, который отвергал. Лишнее доказательство, что романтизм жил в его душе всегда. Анна Сергеевна с облегчением подхватывает: «Кто старое помянет, тому глаз вон <…>. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Снова Тургенев-художник отказывается от миссии всезнающего и всеобъясняющего волшебника: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

    Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

    - <…> Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

    Евгений Васильевич, мы не властны… - начала <…> Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

    Ведь вы свободны, - произнес немного погодя Базаров. «Больше ничего нельзя было разобрать…»

    И не нужно. Сбылись предсказания отвергаемой баллады Жуковского. Подобно рыцарю Тоггенбургу, Евгений в ответ на просьбы любви слышит: «Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть, / Но любовию иною / Не могу любить».

    Герой способен ревновать. Едва Базаров заговорит об Аркадии - «кипение желчи слышалось в его спокойном, но глухом голосе». Чем искреннее Одинцова радуется, что Аркадий «с Катей совсем как брат», тем грубее Базаров уличает ее в хитрости. Любая женщина, упоминая так часто имя другого, желала пококетничать, проверить чувства к ней. Любая… но не холодная Анна Сергеевна. В свою очередь, и Анна Сергеевна ошибается относительно привязанности Аркадия к ее сестре. «Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!» - восклицает она, получив письмо с просьбой Катиной руки. Базаров не может скрыть «злорадное чувство», «мгновенно вспыхнувшее в груди». Раздается безрадостный смех взаимного поражения. Вот уж поистине «горе от ума»! Уверенные в своей проницательности, наблюдательности, праве даже распоряжаться судьбами близких людей, сестры и друга, оба оказываются бесконечно чужды им.

    Поражение «старших» героев имеет еще один аспект. Снова, как в «Рудине», злоключения неудачливой пары оттеняет чета счастливая. Здесь отношения развиваются вполне традиционно. Как подобает влюбленному, Аркадий, мучительно косноязыча, приступает к объяснению: «...Красноречие изменило Аркадию; он сбился, замялся. (“Да помоги же мне, помоги!” - с отчаянием думал Аркадий.)» И Катя держит себя, как подобает скромной барышне: «Казалось, она и не понимала, к чему это все ведет…» Наконец произносятся банальные вроде бы слова, что говорились миллионы раз… Но не сказав их, не узнаешь, «..до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Эти наивные молодые люди оказались в чем-то мудрее, принимая без сомнений скромные дары жизни. А Одинцовой и Базарову остается одно - расстаться, сохранив гордость. «Нет! - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Прощание их горькое - во многом именно потому, что много анализируют, понимают, стремятся проникнуть в тайну бытия. И слишком много говорят… Мысль изреченная не всегда ложь. «Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца», - произносит Базаров. «…Не в последний раз видимся», - заклинает Анна Сергеевна. Довелось же им увидеться уже у постели умирающего.

    Одинцова спешит - звук роскошной кареты раздается в деревенской глуши. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен!» - восклицает восторженно Василий Иванович. Действительно, любовь может совершить чудо, воскресить больного. Простодушный старик ошибается в одном - чтобы случилось это чудо, нужна обоюдная любовь. А ее нет. «И теперь вот вы стоите, такая красивая…» Спустя столетие эти поэтические слова Базарова подхватил Маяковский. Но Одинцова - «она просто испугалась <…>. Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». И хотя Анна Сергеевна «великодушно» «села <…> возле дивана, на котором лежал Базаров», пренебрегая опасностью заражения, все же «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша».