Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? когда? почему? отчего? с какой целью? в какой мере? и др.
Синтаксическая функция
: в предложении обычно является обстоятельством
, реже - определением.
Он пришёл домой затемно
(когда? - обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека
(откуда? - обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком
взбодрила меня
(определение
— наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)
Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.
Наречие обозначает:
- признак действия , если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться (когда? ) вечером, опускаясь (куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро ).
- признак предмета , если относится к имени существительному (жаркое (какое? ) по-русски, яйцо (какое? ) всмятку ).
- признак другого признака , если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный (в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший (как? ) далеко, далеко (насколько? ) очень ).
Разряды наречий:
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия , а только указывают на них , а именно:
- указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
- неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
- вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
- отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).
Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .
Степени сравнения наречий
Наречия на о (е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения - сравнительную и превосходную .
Нужно запомнить!
Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. - Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. - Оно на тебе сидит более красиво.
Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является . Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще - прилагательное, смог решить (как?) проще - наречие.
Следует различать в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:
- У меня на душе спокойно (категория состояния);
- Река течёт спокойно (наречие);
- Дитя спокойно (имя прилагательное).
Наречие является самостоятельной частью речи, обозначающей признак (предмета, действия и другого признака). Вопрос, который ставится к наречию, полностью зависит от значения, его выражающего.
Наречие не изменяется(то есть они не могут склонятся и спрягаться), в предложении оно обычно является обстоятельством, определением, в некоторых случаях именной частью.
Признак предмета, как правило, обозначают наречия, присоединенные к существительному. Например: прогулка (какая?) на велосипеде, шаги (какие?) назад, кофе (какой?) по-восточному, передвижение (какое?) вперед.
Признак действия, как правило, обозначают наречия, присоединенные к деепричастию или глаголу. Например: Учитесь (как?) хорошо, живёте (как?) весело,
океан (как?) глухо роптал, и волны накатывались (как?) шумно и громко.
Охотник наклонился и, подняв убитую дичь, (как?) вверх, исчез в лесной чаще.
Признак другого признака обозначаются наречиями, присоединенными и имени прилагательному. Например: весьма спорная дилемма, очень высокое здание, довольно неприятное известие.
Присоединёнными к причастию. Например: прекрасно оформленный, плодовые деревья были сплошь покрыты снегом, идущие вдвоем.
Присоединёнными к наречию. Например: абсолютно необходимо, слишком много, бесконечно мало. Утро сегодня такое ясное, но мне, почему то, немножко грустно.
О классификации наречий.
По своему значению наречия делятся на группы и разряды. Так, есть: определительные, обстоятельственные и местоименные.
О синтаксической роли наречий.
Наречия могут сочетаться с различными самостоятельными частями речи. Это зависит от способа примыкания.
Главный формальный признак наречий, как части речи - это отсутствие словоизменений. Исключением являются те наречия, которые образуют формы (сравнительная степень). По общему значению такого признака, как непроцессуальный, наречия наиболее близки к имени прилагательному. По этому значению можно определять синтаксические функции в наречии. По значению определяется глагол, имя и другое наречие. Наречие свободно употребляется в функциях сказуемого; оно определяет все предложение в целом. Все функции наречий имеют общий раздел "Синтаксис".
Все виды отношений, которые возникают при синтаксической связи наречий, в большой степени ограничен и предопределен лексическим значением самого наречия. Пример: везде туман или дорога из дома (здесь определение места), позавчера дождливая погода или встреча назначена вечером (здесь определение временное), очень веселый (здесь определение по степени, мере).
У наречий на -е и -о, которые мотивированы прилагательными (качественными), например грустно, сладко, тяжело, весело имеется морфологическая категория степени сравнения, она представлена в двух рядах форм, имеющих положительную и сравнительную степени. По категории сравнения, как например: смешно - смешнее, тяжко- тяжелее, вкусно - вкуснее, плохо – хуже.
Способы и значение в образовании таких форм наречий, идентичны с качественными прилагательными. При употреблении эти совпадения имею только синтаксические различия. Например: Эта вещица интересная – она интереснее, чем предыдущая (здесь имя прилагательное); Эта вещица вызывает особенный интерес, чем та (здесь наречение).
Что касается словообразовательной структуры, то наречия можно разделить на две группы:
- мотивированные, в основном они мотивируются словами, которые являются неслужебными частями речи: 1) прилагательными (по-свойски, босиком, сослепу);
2) существительными: (днем поблизости, издали, напрокат);
3) числительными (намного, вдвое, помалу, четырежды);
4) местоимениями: (отчего, зачем, незачем);
5) глаголами (сроду, невмоготу, волоком, вдогонку);
6) наречиями (частенько, тихонечко, ненадолго, позавчера);
Немотивированные наречия со словами вызывающими признак или обстоятельства:
1) времени (иногда, всегда нынче, когда, после);
2) места (прочь, возле, там, здесь, около, туда, всюду);
3) способа и образа (иначе, вдруг, так, как);
4) меры или степени (почти, еле, очень, чуть).
Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - способ совершения действия или количественную характеристику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подразделяются на следующие разряды:
качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы стро, так, вдвоем",
количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",
причины (почему?): сгоряча, почему, потому,
цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Грамматические признаки наречий
Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость - это их постоянный морфологический признак.
Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.
Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).
Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называют словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).
Степени сравнения качественных наречий на -о I -е
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;
у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;
у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;
у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень наречия образуется присоединением к основе положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,
рань-ше, глуб-же.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).
Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг нул более высоко, чем отец).
Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.
В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);
2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных состоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.
Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.
Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами).
Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).
Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови лось все холоднее / более холодно).
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная
(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред ложения (стыдно, жаль, нельзя). "
Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении наречия как части речи.
В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.
В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.
Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют специального внимания разграничению наречий на знаменательные и местоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наречий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрицательные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.
Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах следующим образом.
Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозначают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вечером / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, описывает способ совершения действия и должно быть отнесено к определительным, а не обстоятельственным.
Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятельственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.
Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.
При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и
при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только
средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-
нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.
Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно понимать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о составной сравнительной степени, называет элементы более и менее частицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.
Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наречия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосходной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».
При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание критериям разграничения простой сравнительной и составной превосходной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилагательное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется независимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.
Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.
Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выделены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В комплексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разделе, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упоминает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние человека или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-
стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматриваться в ряду других наречий.
Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводится на орфографию, что вызвано объективной трудностью правописания наречий.
(англ. "adverb"; термин был позаимствован с латинского термина "adverbium") — часть речи, означающая признак деятельности, признак другого признака, в редких случаях - признак объекта.
Одна из особенностей этой части речи - неизменяемость. Еще в школе учат тому, что слова этой категории отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с какой целью?», «зачем?», «в какой степени?» и некоторые другие. Вышеперечисленные вопросы наречия помогут очень просто определить, принадлежит ли слово к этой части речи.
Процесс формирования наречий называется адвербиализацией. Наречие может относиться к глаголу и его формам, или другому наречию:
1. Он проживает здесь довольно весело.
2. Они живут по-новому.
3. Трудись всегда аккуратно.
4. Сегодня акробаты гастролируют здесь, а завтра отправляются в деревню.
Что такое наречие, понятно, но появляется новый вопрос: почему они такие разные и отвечают на разные вопросы? Дело в том, что эта может указывать на разные признаки. Наречие указывает на признак деятельности, если примыкает к глаголу, а так же деепричастию. Оно указывает на определенный признак объекта, если примыкает к имени существительному. И наконец, наречие означает признак признака, если стоит рядом с прилагательным, причастием, другим наречием.
Чтобы лучше понимать, что такое наречие, следует помнить о его синтаксических функциях. В предложении такие слова в большинстве случаев выступают обстоятельствами. В некоторых случаях они могут выступать сказуемыми. Как правило, в предложении наречие выполняет функцию
обстоятельства, если оно имеет отношение к глаголу, имени прилагательному, другому наречию.
Отдельную группу наречий образуют слова, которые не дают название
признаку, а лишь демонстрируют его. Это местоименные наречия (примеры ниже). Они, за исключением основного назначения, употребляются для связи предложений в тексте. Они разделяются на такие группы как:
- Указательные (здесь, там, туда, тогда, оттуда).
- Неопределенные (где-то, кое- где, куда- то).
- Вопросительные (как, где, почему).
- Отрицательные (негде, нигде, никуда, никогда).
По значению наречия выделяют два разряда: обстоятельственные и определительные.
К первому разряду принадлежат:
Наречия времени (когда? с каких пор? как долго?).
Например: всегда хранящий, издавна знаменитый, бродить дотемна, долго приближается;
Наречия места (где? откуда? куда?).
Например: бежать впереди, проводить туда, прибыть издалека;
Наречия причины (отчего? с чего бы? почему? по какой причине?).
Например: нанести удар сгоряча, кумир поневоле;
Наречия цели (зачем? c какой целью?).
Например: упустить нарочно, произнести в насмешку, повстречаться специально.
К определительным принадлежат:
Наречия степени и меры (сколько? в какой мере? насколько?).
Например: много трудиться, вдвое проворнее, слишком пронзительно, чуть-чуть повысить;
Наречия образа и способа действия (демонстрируют, каким видом или способом происходит действие).
Например: гулять пешком, разрушить вдребезги, глядеть исподлобья;
Качественные наречия (отмечают особенность действия или свойства).
Например: смело дать ответ, быстро примчаться, кое-как выполнить, взволновано мерцающая звезда.
Таким образом, вопрос «что такое наречие» имеет очень простой ответ: это еще одна которая отвечает на вопросы «как?», «когда?» и другие, выполняя в предложении функцию обстоятельства.
Наречие представляет собой самостоятельную часть речи, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Существует несколько характерных признаков наречия, каждый из которых подробно описан в этой статье с приведением примеров. Кроме того, здесь описаны грамматические особенности наречия, его синтаксическая роль в предложении.
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Сколько? и другие.
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:
- Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть , читать внимательно , высоко поставив, сказав тихо ) ;
- Признак предмета – примыкает к существительному (путь напрямую , совсем ребенок, платье наизнанку ) ;
- Признак другого признака – примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера , сделанный аккуратно ) .
Что обозначают наречия?
Общее значение наречия
– непроцессуальный признак (то есть, признак, который не изменяется во времени). Выделяют обстоятельственные
и определительные
разряды наречий по значению.
Таблица
Примеры наречий по значению
Разряды наречий | Вопросы наречий |
Примеры наречий | |
Обстоятельственные | Времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | утром, недавно, всегда |
Места | Куда? Где? Откуда? | дома, справа, вверху | |
Цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | нарочно, специально, назло | |
Причины | Отчего? Почему? | поневоле, сгоряча, сослепу | |
Определительные | Качественные | Как? | весело, смело, быстро |
Способа и образа действия | Как? | трепетно, шепотом, вдвоем | |
Меры и степени | Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? | мало, втрое, слишком |
Грамматические особенности наречия
Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.
Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Синтаксическая роль наречия
В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .
В школе наречие изучают с 7 класса. Предлагаемая статья дополняет учебник, позволяет узнать коротко о главных особенностях наречия как части речи и быстро повторить материал перед контрольной работой. Также рекомендуем пройти онлайн тест.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 2060.