Смысл концовки фильма интерстеллар. «Интерстеллар»

Часть из показанного в фильме - чистая правда, другая часть основана на научных предположениях, а еще часть - чистой воды спекуляция.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» многие называют самым научным в современной кинофантастике, но и претензии ему предъявляют по всей строгости. Споры о достоинствах и недостатках этой картины заставляют людей зарываться с головой в учебники физики. Попробуем и мы разобраться, как «Интерстеллар» стал таким, каков он есть, и что в нём строго научно, а что - не совсем.

ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!

Видеоверсия этой статьи.

Человек, придумавший «Интерстеллар»

Имя известного физика Кипа Торна всплывает в каждом споре о научности картины Нолана. Учёный сыграл в создании фильма огромную роль. Торн не ограничивался ролью научного консультанта - по сути, именно он придумал «Интерстеллар».

Досье: Стивен Кип Торн

Специалист в области теории гравитации, астрофизики и квантовой теории измерений. Более пятнадцати лет был профессором Калифорнийского технологического института (Калтех). Один из главных мировых экспертов по общей теории относительности. Популяризатор науки. Близкий друг и коллега Стивена Хокинга.

Лет тридцать назад знаменитый Стивен Хокинг устроил своему другу, молодому физику и одинокому отцу Кипу Торну свидание вслепую с Линдой Обст, редактором раздела науки журнала The New-York Times Magazine и начинающим телепродюсером. Романа у парочки так и не вышло, зато образовалась крепкая дружба. Лет десять назад Линда и Кип загорелись идеей создать фильм, основанный на достижениях и знаниях современной науки. Они написали восьмистраничный набросок, где фигурировали, помимо прочего, целых шесть кротовых нор, пять черных дыр и загадочная раса инопланетян, живущих в «балке» - пространстве, имеющем минимум пять измерений. Одним из героев должен был стать Стивен Хокинг, который лично отправлялся в космос.

Предлагая свою идею киностудии, Торн поставил условие: все сюжетные ходы в фильме должны быть научно достоверны или хотя бы основаны на допустимых теориях и спекуляциях.

Идеей заинтересовалась студия Paramount, а в режиссерское кресло уселся сам Стивен Спилберг. Сценарий поручили младшему брату Кристофера Нолана Джонатану. Но затем начались трудности: из-за забастовки Гильдии сценаристов Джон прекратил работу над фильмом, затем ему пришлось переключиться на «Темного рыцаря», а Спилберг что-то не поделил с боссами Paramount и покинул проект. Торн пал было духом, но Линда не отчаялась и за пару недель нашла нового режиссера - Кристофера Нолана.

Старший Нолан привнес в «Интерстеллар» немало нового. Крис переписал сценарий, объединив его с собственными идеями, изначально предназначавшимися для совсем другого проекта. Финальный вариант был совсем не похож на изначальный восьмистраничный набросок, но Кип не расстроился, поскольку, с его точки зрения, Нолан почти всегда придерживался озвученного Торном принципа. Торн категорически возразил режиссеру лишь один раз - когда Крис придумал сцену, где герои двигались быстрее света. Кип две недели доказывал, почему это совершенно невозможно, и добился своего.

Вместе с тем Кип понимал, что Крис снимает художественное кино, поэтому то и дело закрывал глаза на мелкие неточности, нужные для усиления драматизма, и следил лишь, чтобы фантазию Нолана не уносило слишком далеко. Получилось ли у него? Давайте разберемся.

Пыльный мир и патогены

Начало «Интерстеллара» разворачивается на Земле будущего, которая выглядит крайне малопривлекательно. Новый патоген уничтожил все сельхозкультуры, кроме кукурузы, возникла угроза голода, правительства распустили армии и научные центры, а простые люди вынуждены становиться фермерами, чтобы прокормить себя. Словно этого мало, жители страдают от регулярных пылевых бурь, превративших большую часть США в «пылевой котел». Хуже того, патоген уничтожает запасы кислорода в воздухе, замещая его азотом, так что те, кто не умрёт от голода, банально задохнутся.

ПРЕТЕНЗИЯ: Постойте! Как один-единственный патоген мог уничтожить всю растительную жизнь? Как правило, подобные вещи влияют только на определенные виды растений, полностью выкашивая их популяцию. Те же заболевания, которые затрагивают сразу несколько видов, как правило, не настолько сильны.

История Земли знает примеры массовых вымираний, когда из-за резко изменившихся условий погибала большая часть живых существ. Так произошло, когда возникли цианобактерии, выделявшие кислород, который в те времена был настоящим ядом для большинства видов. Сейчас вполне может развиться похожий микроорганизм, который, например, будет выделять в атмосферу азот.

Есть и другой возможный сценарий: появление нового заболевания, которое поражает те основные разновидности растений, от которых мы зависим больше всего. Биологи не исключают такую возможность, хотя и находят ее крайне маловероятной.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но зачем в такой ситуации сокращать расходы на науку? Их, наоборот, надо увеличивать, чтобы биологи вывели новые растительные культуры, обладающие иммунитетом к вирусу, изобрели прививку, противоядие или другой способ борьбы с напастью. Ведь именно так сейчас мы боремся с любой болезнью, имеющей даже малейший шанс вызвать пандемию. Помимо прочего, это же гигантский бизнес, где можно заработать огромные деньги. Куда выгоднее, чем выращивать кукурузу в Канзасе.

Возможно, такие попытки были, но потерпели неудачу. Даже сейчас есть болезни, вакцины от которых до сих пор не нашли, хотя разработки ведутся уже лет тридцать. Допустим, поначалу государства действительно тратили на поиски лекарства сотни миллионов, но затем поступления в казну прекратились, бюджеты иссякли, и финансирование пришлось отменить.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но кислород-то куда из воздуха денется?

Кислород в атмосфере в основном появляется благодаря фотосинтезу растений. Если новый патоген повлияет именно на этот процесс, кислород перестанет быть возобновляемым ресурсом. Теперь посмотрим, как образуется углекислый газ: либо в процессе дыхания всех живых существ, либо в результате гниения органики, либо в виде промышленных выбросов предприятий и выхлопов автомобилей. Даже если после голода и экономического кризиса сократится население и уменьшатся выбросы в атмосферу, погибающая растительность будет гнить на полях. По некоторым оценкам, в процессе гниения будет поглощено около процента от оставшихся запасов кислорода. На его место придет угарный газ, который затруднит дыхание чувствительным людям и поднимет температуру воздуха градусов на десять. Не смертельно, конечно, но приятного мало.

Впрочем, надо признать, что подобный вариант развития событий маловероятен. Он используется в фильме не как предсказание будущего, а как сюжетный поворот, призванный заставить персонажей отправиться в космос.

Червоточина и «Эндюранс»

Воспользовавшись удачно подвернувшейся кротовой норой, NASA снаряжает межзвездную экспедицию на корабле «Эндюранс» в поисках нового дома для человечества. Хорошо, что возле Сатурна есть нора! Ведь в мире Купера путешествия со скоростью света невозможны, и к звёздам пришлось бы лететь тысячи лет.

ПРЕТЕНЗИЯ: Разве кротовые норы реальны? Неужели физики зарегистрировали хотя бы одну?

Нет, но наука допускает их существование или, по крайней мере, не отрицает его. А что не запрещено… В последнее время не без участия мистера Торна в космологии набирает популярность идея, что пространство - это не бескрайняя пустота, а своего рода материал, который поддается изменению, были бы нужные инструменты.

КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим. Но для поддержания норы в рабочем состоянии требуются немалые количества отрицательной или экзотической материи. Да и для открытия норы требуется источник огромной гравитации типа Гаргантюа, а появление подобного в Солнечной системе погрузило бы ее в хаос.

И даже если бы кротовая нора появилась - например, из-за влияния Гаргантюа - то была бы дорогой с односторонним движением. Для обратного путешествия потребовался бы аналогичный источник гравитации с другой стороны.

Да, само появление норы - это необходимая вольность. В фильме герои предполагали, что кротовая нора была создана существами, живущими в пятимерном пространстве, чтобы указать нам путь к спасению.

КОНТРАРГУМЕНТ: Профессор Бранд говорит, что кротовая нора появилась на орбите Сатурна за пятьдесят лет до событий «Интерстеллара». NASA разогнали за десять лет до начала фильма. То есть на протяжении сорока лет никто ничего не знал о появлении гравитационной аномалии в пределах Солнечной системы? Да толпы приверженцев теории струн выстроились бы очередями в Нобелевский комитет. Это же новость века!

С тех пор прошло полвека, о какой-то норе в космосе все успели забыть - проблем-то хватало. Помнит о ней только один сумасшедший дед, который живет под землей, косит под Кипа Торна и собирает космические корабли на коленке.

ПРЕТЕНЗИЯ: Кстати, о корабле! Зачем ракета-носитель выводила его на орбиту, если ему оказалось под силу взлетать с планет Миллер и Манна?

Во-первых, на орбиту выходил «Эндюранс», а на планеты космонавты садились в «Рейнджере» - челноке, пристыкованном к «Эндюранс». Во-вторых, на пути от Земли до Гаргантюа заправок нет, так что топливо надо экономить.

КОНТАРГУМЕНТ: Кстати, о топливе. На такую дорогу его требуется очень много. Почему ни на одном кадре с «Эндюранс» мы не видим гигантских топливных баков?

А вы уверены, что камера показала все отсеки? Зачем, к примеру, показывать грузовые трюмы, где ничего не происходит? Кроме того, на пути к Сатурну члены экспедиции могли экономить топливо при помощи гравитационных манёвров - разгоняться, замедляться или менять направление полета под действием гравитации небесных тел. Примерно так в конце девяностых годов NASA запускало зонд «Кассини». На его борту было недостаточно топлива, чтобы добраться до Сатурна, но в NASA рассчитали курс так, чтобы «Кассини» прошел по касательной орбит Венеры, Земли и Юпитера. Каждый такой маневр придавал зонду ускорение.

Чтобы добраться от Земли до Сатурна за два года, «Эндюранс» должен преодолевать в среднем 20 километров в секунду. Кип Торн считает, что с помощью маневров и увеличения эффективности ракетного топлива к концу XXI века человечеству будет под силу достичь скорости в 300 километров в секунду. Так что долететь до Сатурна за такое время вполне реально.

КОНТРАРГУМЕНТ: Но как они затормозили на орбите Сатурна и не улетели дальше? Мощи корабельных носовых двигателей тут явно бы не хватило.

Самих по себе, может, и не хватило бы, но с помощью очередных коррекций курса на орбите Сатурна - почему нет? Кроме того, не стоить забывать о кротовой норе, которая вполне могла повлиять на расположение гравитационных полей.

Жизнь на орбите чёрной дыры

Пройдя через кротовую нору, Купер и остальные попадают в конечную точку своего путешествия - планетную систему возле огромной черной дыры Гаргантюа. Это небесное тело - предмет особой гордости как Кипа Торна, так и мастеров по спецэффектам. При изображении дыры использовались вычисления, сделанные Торном специально для фильма. Получившийся результат ошарашил самого Кипа. Он догадывался, как должны в реальности выглядеть черные дыры, но компьютерная анимация превзошла все его ожидания.

ПРЕТЕНЗИЯ: Рядом с Гаргантюа не видно других небесных тел, кроме парочки планет. Откуда планеты Миллер, Эдмундса и Манна черпают тепло и свет?

Из аккреционного диска. Притяжение Гаргантюа так велико, что способно захватить целую звезду. Когда звезда движется прямо на черную дыру, ее судьба плачевна и предсказуема. Если же её орбита пролегает рядом с Гаргантюа, то притяжение черной дыры попросту разрывает небесное тело на части, а большая часть материи, ранее составлявшей тело звезды, попадает на орбиту Гаргантюа и формирует аккреционный диск. Он излучает свет, тепло и радиацию, так что вполне может заменить солнце.

КОНТРАРГУМЕНТ: Выходит, жить на этих планетах нельзя из-за высоких температур и радиации. Как же экипаж «Эндюранс» не поджарился, просто пролетая мимо?

Возможно, с момента, когда последняя звезда попала в гравитационные тиски Гаргантюа, прошло несколько миллионов лет. Тогда газ, составляющий диск, остыл до температуры в несколько тысяч градусов и уже не излучает такой сильной радиации, хотя продолжает давать достаточно света и тепла. Низкой температурой объясняется и блеклость диска.

Гаргантюа - самая достоверная чёрная дыра в истории кино. Но даже она отличается от реальной.

ПРЕТЕНЗИЯ: Откуда там вообще планеты взялись? Разве их не должно было засосать внутрь дыры?

На самом деле наука допускает существование возле гигантских черных дыр зон обычного времени и пространства, даже целых планетных систем, которые вращаются вокруг центральной сингулярности по сложным, но замкнутым орбитам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Аккреционный диск выглядит неправдоподобно. Он должен быть несколько сплющенным и несимметричным. Кроме того, модель не учитывает эффект Допплера: один край диска должен отливать красным, другой - синим.

Да, тут Кристофер Нолан специально пошел против истины, чтобы не смущать зрителей. А еще он специально занизил скорость вращения черной дыры. Кроме того, учитывая расстояние от черной дыры до планеты Миллер, Гаргантюа должна занимать половину небосвода, а планета при таком раскладе находилась бы внутри аккреционного диска, так что он в основном был бы виден только с противоположной дыре стороны планеты.

Планеты Миллер и Манна

Первым делом астронавты отправляются на планету Миллер. Время там идёт замедленно - один час на ее поверхности равен семи земным годам.

ПРЕТЕНЗИЯ: Такое возможно только вблизи объектов, обладающих огромной массой, например, на орбите черной дыры. Но нужно находиться совсем рядом с дырой, практически над ее поверхностью. А стабильная орбита вокруг черной дыры должна превышать диаметр Гаргантюа как минимум трижды. Иначе планету Миллер давно бы засосало внутрь. С учетом показанных в фильме кадров время на поверхности планеты должно течь медленнее, чем на Земле, всего процентов на двадцать.

Это верно в отношении невращающихся черных дыр, но с Гаргантюа все обстоит по-другому. Гаргантюа - сверхмассивная вращающаяся черная дыра, что несколько меняет ее воздействие на окружающее пространство. При определенных условиях, скажем, если она будет вращаться очень быстро, а планета Миллер - располагаться достаточно близко к циркулярной орбите Гаргантюа, такое замедление времени возможно.

Правда, у вращающихся черных дыр есть предел скорости вращения, причем максимума они, как правило, не достигают. Чтобы на планете Миллер было такое замедление времени, Гаргантюа должна вращаться лишь чуточку меньше максимума. Это реально, хотя и маловероятно.

КОНТРАРГУМЕНТ: А как быть с приливными волнами? Они возможны, только если разница в гравитационном притяжении черной дыры на разных сторонах планеты очень велика. Но в таком случае планету просто разорвало бы на части!

На самом деле нет. Благодаря гигантским размерам Гаргантюа разница в притяжении черной дыры на разных сторонах планеты Миллер недостаточно велика. Тем не менее силы притяжения должно было хватить для деформирования планеты. Планета Миллер должна была выглядеть как эллипсоид, сжатый по бокам и вытянутый в длину. Кроме того, если бы планета вращалась вокруг своей оси, то силы притяжения Гаргантюа действовали бы в нескольких направлениях в зависимости от положения орбит. По фильму же мы видим, что все гигантские волны движутся примерно в одном направлении. Отсюда следует вывод, что планета Миллер всегда повёрнута к черной дыре одной и той же стороной.

Возможно и еще одно объяснение: из-за деформации планеты и притяжения Гаргантюа в определенных районах постоянно проходят землетрясения, вызывающие гигантские цунами.

КОНТРАРГУМЕНТ: Радиация, отсутствие привычного источника света и тепла - планета Миллер не выглядит подходящим местом для жилья. Неужели нужно было лететь на нее в первую очередь и неужели этой части экспедиции нельзя было избежать?

Разумеется, можно было. Планета Миллер никогда бы не стала бы первым кандидатом на место нового дома для человечества, если бы Купер или другие члены экипажа «Эндюранс» догадались использовать по назначению кучу научного оборудования, именно с этой целью доставленного на борт корабля. Информацию о пригодности планеты Миллер для жизни можно было получить прямо с орбиты при помощи телескопов и прочих приборов. Тех самых, которыми Ромили почти четверть века изучал саму чёрную дыру, пока остальные боролись с цунами.

Не спускаясь на планету, можно было бы провести ее изучение с безопасного расстояния, где временной лаг минимальный. Простой спектральный анализ здорово сэкономил бы топливо экспедиции и снизил бы накал страстей на экране. Кристоферу Нолану нужно было это замедление времени, чтобы показать, как растёт пропасть между отцом и дочерью.

В крайнем случае, если NASA так уж хотелось отправить на планету делегацию из мыслящих существ, вполне можно было бы послать в экспедицию экипаж, состоящий из одних роботов. Роботы способны выжить почти в любых условиях (судя по фильму - даже в черной дыре), они менее требовательны, не так капризны и легче переносят одиночество.

ПРЕТЕНЗИЯ: Насколько оправданны маневры Купера, которые он совершил перед посадкой на планете Миллер, чтобы избежать замедления времени и притяжения черной дыры?

Замедления времени он не избежал бы в любом случае - оно возрастает обратно пропорционально расстоянию от черной дыры. Но сэкономить время путем корректировки курса корабля благодаря гравитационному притяжению разных небесных тел еще как можно. В фильме Купер решает избежать притяжения Гаргантюа, разогнавшись до огромной скорости, а затем резко затормозить, попав в зону притяжения нейтронной звезды.

На самом деле подобным образом снизить скорость (и чтобы корабль и пассажиров при резком торможении не разорвало на кусочки) с помощью нейтронной звезды не удалось бы - для этого требуется небольшая черная дыра размером с Землю. Но Нолан был непреклонен насчёт количества черных дыр в фильме: одна, только одна!

***

Перенесемся на планету Манна. Действие разворачивается высоко над поверхностью, в небе которой висят гигантские ледяные облака.

ПРЕТЕНЗИЯ: Как возможно существование подобных облаков? И почему они не падают под собственным весом?

По-видимому, планета Манна вращается вокруг Гаргантюа по крайне сложной орбите и большую часть времени проводит вдали от черной дыры. Почему? Во-первых, до планеты Манна было чуть ли не дольше всего лететь, когда экипаж «Эндюранс» решал, откуда начать. Зато, когда Купер взлетает с планеты, «Рейнджер» оказывается совсем рядом с Гаргантюа. А во-вторых, на это намекают гигантские ледяные облака, которые замерзают на то время, пока планета удалена от аккреционного диска.

А не падают они благодаря особому виду магии. Киномагии. На самом деле они давно должны были рухнуть на поверхность.

Падение в чёрную дыру

ПРЕТЕНЗИЯ: После взлета с планеты Манна «Эндюранс» захватывает притяжением Гаргантюа. Куперу удается спасти основной модуль, но сам он, робот ТАРС и «Рейнджер» проходят сквозь горизонт событий и падают в черную дыру. Как они пережили весь процесс? Их должно было или убить радиацией и температурой аккреционного диска, или они должны были спагеттицифицироваться - превратиться в вытянутую нить из-за разницы в притяжении разных частей тела.

Если Гаргантюа последний раз захватывала звезды в свой гравитационный капкан миллионы лет назад, то диск стал безопасным для случайных путешественников (и бесполезным для окрестных планет, к слову). Что касается спагеттификации, она опять же возможна в маленьких и невращающихся черных дырах. Размеры и скорость вращения Гаргантюа сводят разницу притяжений различных частей тела к нулю, так что превращения в спагетти можно не опасаться.

КОНТРАРГУМЕНТ: Разве это значит, что можно благополучно пережить падение в черную дыру?

Нет, конечно. Отправившись следом за ТАРСом, Купер подписал себе смертный приговор и сам это понимал.

КОНТРАРГУМЕНТ: Допустим, каким-то чудом Купер остался жив. Как он рассчитывал передать сигнал обратно домой? Ведь они испытывали трудности даже с передачей сигнала через кротовую дыру. Что уж говорить о черной дыре, из которой, как известно, не сбегает ничто.

Считалось, что притяжения черной дыры не может избежать ничто, даже свет. Но Стивен Хокинг доказал, что и черные дыры могут излучать элементарные частицы, преимущественно фотоны. Некоторые теории подразумевают, что информацию в принципе невозможно остановить, но единого взгляда на этот вопрос у ученых нет. Тем не менее они едва ли согласятся с тем, что из черной дыры может транслироваться сигнал, так что это, конечно, преувеличение.

ПРЕТЕНЗИЯ: Что это за гравитационные данные, без которых невозможно решение уравнения профессора Бранда?

Согласно фильму, данные были нужны профессору, чтобы подойти к пониманию гравитации и ее взаимодействия с квантовой механикой. Впоследствии это помогло бы поднять с Земли новые человеческие колонии. Разумеется, для решения таких проблем в реальной жизни прыжок в черную дыру не понадобится. И вряд ли такие данные можно передать столь короткой последовательностью сигналов.

ПРЕТЕНЗИЯ: Пройдя горизонт событий, Купер оказывается в тессеракте, четырехмерном гиперкубе, позволяющему измерять время как линейную величину и позволяющему общаться с Мёрф на любом отрезке её жизни. Это тоже научно?

С момента прыжка в черную дыру и до конца фильма сценарий перестает ориентироваться на науку и оперирует чистой воды спекуляциями. Да, учёные допускают существование других измерений, но их познание в трехмерном пространстве не представляется возможным. И уж конечно, нельзя научно доказать, что после прыжка в черную дыру неведомые силы перенесут человека в комнату его дочери. Все эти загадочные явления Нолан списывает на таинственных и загадочных «их», живущих в пятимерном пространстве.

***
Нолан снимал все-таки фантастику, а не документальное кино, поэтому имел право игнорировать кое-какие детали. «Интерстеллар» порой становился жертвой художественного замысла, визуальные решения делались для удобства зрителей и съемочной группы, а не для ученых. Тем не менее картина получилась куда более научной, чем большая часть современной кинофантастики. Задумайтесь: на каком еще сеансе нам вообще требовалось знать, как работает реальная астрофизика?

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.

Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.

Всё происходящее имеет смысл

Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.

Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода - всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.

Связь с умершими

В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.

Потусторонний мир

В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.

Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.

В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).

Земное и небесное, время и вечность

Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.

В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».

Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.

На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.

Любовь как физическая величина

Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.

Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

  • Мы не одиноки во вселенной (один из экзистенциальных страхов современного человека – глобальное одиночество)
  • В безвыходной ситуации происходит чудо (Купер попадает в тессеракт)
  • Существуют высшие силы, «присматривающие за нами»
    (и эти силы – это не какие-то прометеевские Инженеры и не непознаваемый Бог традиционных религий, а наши потомки, в которых мы можем узнать себя)

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

«Вертикальная» структура мифа

Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.

Идеальный слой содержит

  • Богов, управляющих видимым миром
  • Загробный мир, где пребывают души умерших

Реальный слой состоит из

  • Общество
  • Природу

Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть

  1. Вневременное пятое измерение, в котором пребывают
    • Высокоразвитые люди
    • Тессеракт, посредник между вневременным и временным
  2. Временное, историческое бытие выглядит вполне стандартно и содержит
    • Общество
    • Природа

«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя

Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.

Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:

  1. Первоначальное блаженное состояние, «Рай», золотой век
  2. Историческое существование, борьба с хаосом
  3. Преодоление страданий и возвращение, спасение

В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.

Райское состояние - это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.

Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.

Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.

Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:

  1. Жизнь в обычном, земном мире
  2. Призвание свыше
  3. Встреча с наставником
  4. Преодоление порога
  5. Путь испытаний
  6. Сошествие в черную дыру (параллель с миром умерших)
  7. Благовестие
  8. Чудесное воскресение
  9. Возвращение в земной мир
  10. Встреча с дочерью (напоминает явление христа марии магдалине после воскресения)
  11. Вознесение

Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.

Зарождение культа

Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.

Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.

Но в остальном что-то пошло не так.

Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.

Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.

Выводы

Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.

Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.

В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.

Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.

Сожаление об упущенных возможностях знакомо каждому. А что если перед вами выбор: на карту поставлен последний шанс человечества и ваш лично? Если приходится решать, быть счастливым потомкам - или вам? Что выберете? По мнению экспертов психологии, фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» - не только фантастика , а и вполне психологическое кино.

Сюжет фильма «Интерстеллар»

Фильмы о резком ухудшении природных условий, грозящих гибелью человечеству, обычно наполнены мрачными пророчествами и паническими эмоциями. «Интерстеллар» - о другом. Здесь акцент делается на позитиве, плане действий, выборе единственно верного решения. Группа астронавтов должна спасти землян, найдя замену нашей планете, страдающей от недостатка кислорода, неурожая и пыльных бурь. Чтобы отыскать пригодную для жизни среду обитания, необходимо быстро исследовать три «точки»: Миллер, Эдмундс и Манн. Ранее туда уже были «заброшены» специалисты с Земли. Но вот беда: планеты - в чужой галактике, и попасть туда можно лишь через «черную дыру» в пространстве, которая искривляет время. Один-единственный час «прогулок» по незнакомой планете равняется семи годам на Земле! Пока астронавты путешествуют, их дети могут состариться, а человечество - погибнуть.

Каждый герой Фильма «Интерстеллар» пытается использовать свой последний шанс, только понимают они его по-разному. Что важнее: выжить? Быть рядом со своим ребенком в минуты испытаний? Или бросить его, чтобы спасти потомков? Бороться за возвращение любимого человека - или пожертвовать им, веря сухим научным доводам о том, что другие действия будут полезнее для человечества? Можно ли без пафоса и красивых слов, на деле любить это самое абстрактное человечество, когда на карте - близких людей?

«Интерстеллар» о выборе между своими и чужими интересами

Выбирать приходится всем. Исследователю, который заброшен на непригодную для жизни планету, удается ухватиться за единственный шанс: за ним все же прилетели, он снова видит людей, рыдает от счастья, хотя должен был доживать в ледяной пустыне. Вот только цена такого спасения - угроза смерти всех остальных людей. Ведь ученый подделал результаты исследования, подавал ложные сигналы, чтобы его спасли. А экспедиция, потратив топливо и время, рискует потерпеть неудачу - и тогда человечество погибнет. Эта космическая история заставляет задуматься о ежедневном выборе, когда приходится колебаться между собственными интересами и чужими. Иногда достойнее не использовать такой заманчивый шанс...

Печальный выбор у другого ученого, пожилого профессора Бренда, по инициативе которого была создана экспедиция. Он уверен, что шансов выжить у человечества нет, но обманывает окружающих и подтасовывает результаты. И делает это совсем по иной причине, чем предыдущий персонаж. Единственный шанс, что человеческий род не завершит существование - запасной план: на пригодной для жизни планете создать инкубатор, вырастив новых людей из замороженных яйцеклеток. Но кто способен выполнить эту миссию, сохранить генетический материал, оставив детей, жен, родителей умирать на гибнущей Земле? Отправляя дочь в полет, ученый понимает, что больше никогда ее не увидит - и все же дает человечеству последний шанс.

Вневременная сила любви в фильме «Интерстеллар»

Но и дочь - вся в отца. На одной из планет ее возлюбленный, но по всем признакам это место менее перспективное для людей, чем соседнее. Соглашаясь лететь на Манн, она обрекает себя на вечную разлуку с избранником, а его - на незавидную участь единственного человека во враждебной среде. И хотя астронавтка в итоге смиряется с голосом разума, первые ее попытки - спасти близкого человека.

А вот главный герой фильма «Интерстеллар» Купер - наверное, самый эмоциональный и «неправильный». Не такой, каким принято изображать спасателей - с холодной головой и ясным разумом. В экспедицию он отправился только из-за обмана ученых. И ради того, чтобы вновь увидеть своих детей, он готов на все. Со слезами Купер наблюдает на мониторе послания с бесконечно далекой Земли: сын женится, у него рождается малыш, а вот уже горе - он погибает, но подрастает второй ребенок... Вопреки всем прогнозам, после краха экспедиции Купер на одной силе любви добивается своего: передает сигналы в прошлое, спасающие дочь и заодно - всех людей. И даже встречается с ней, дряхлой, буквально подчинив себе время.

Хотя режиссер дает сложный фантастический рецепт спасения человечества, главная «фишка» фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» в другом: именно любовь к близким, нарушающая научные постулаты и правила, становится в итоге спасительной. Любовь - вневременная и внепространственная сила, связывающая воедино огромные массивы материи. Любовь - то, что спасет мир.

Нашумевший фильм «Интерстеллар» режиссёра Кристофера Нолана в России в прокат вышел под практически оригинальным названием. Остаётся лишь догадываться, почему так произошло. Может прокатчики посчитали его слишком заумным и оставили, как есть, чтобы не отпугивать простого обывателя. А может наоборот, решили таким образом добавить научности и атмосферности. В любом случае он получился отличным, в чём можно убедиться, ознакомившись с нашим обзором.

Описание сюжета фильма «Интерстеллар»

Активное развитие патогенных микроорганизмов в атмосфере планеты становится причиной снижения концентрации кислорода и резкого ухудшения климата. Если в ближайшее время ничего не предпринять, человечество может погибнуть. Джозеф Купер, в прошлом пилот НАСА, сейчас простой фермер. Каждый год он с переменным успехом борется за спасение урожая, пытаясь уберечь свою семью от голода.

Его дочь по имени Мёрфи умна не по годам, но постоянно конфликтует с учителями в школе. С недавних пор в её комнате поселился призрак, периодически сбрасывающий книги с полок. Подросток рассказывает обо всём папе, но тот поначалу не воспринимает её сообщения всерьёз. Вскоре Мёрфи замечает закономерность в этих аномальных явлениях. Она уговаривает отца вместе понаблюдать за ними. Присмотревшись, Джозеф обнаруживает бинарный код, в котором зашифрованы координаты.

Вместе с дочерью мужчина отправляется на машине к указанному месту и натыкается на секретный объект одного из подразделений НАСА. Здешний руководитель профессор Бренд узнаёт старого знакомого и предлагает ему присоединиться. Много лет назад они нашли близ Сатурна портал, ведущий в другую галактику. Отправленные туда в начале зонды, а затем добровольцы провели исследования и обнаружили несколько планет, потенциально пригодных для жизни.

Купер должен войти в состав очередной экспедиции в качестве пилота. Команде необходимо посетить планеты и найти ту, куда затем можно произвести эвакуацию. Бренд тем временем будет заниматься поиском способа массовой транспортировки людей через этот портал. Несмотря на протесты дочери, герой соглашается, и вскоре группу из четырёх человек вместе с ним отправляют в опасное путешествие.

Мужчина даже не представляет, насколько долгим оно будет и к каким последствиям приведёт. Шокирующие открытия дадут объяснение, кто предоставил людям путь в космическом пространстве и кем был тот призрак в комнате Мёрфи.

Мнения о фильме «Интерстеллар» зрителей и кинокритиков

«Интерстеллар» привёл в восторг в первую очередь любителей философской фантастики с рассуждениями о будущем человечества, его месте во вселенной, ответственности и важности совместной работы для достижения светлого будущего. Действительно, фильм изобилует подобными диалогами, а в действиях героев часто заложен глубокий смысл. При этом он не скучен, как можно подумать, и не чувствуется особо затянутым. Почти трёхчасовой сюжет смотрится на одном дыхании. Некоторые критики признались, что наблюдали за происходящим на экране с замиранием сердца и иногда забывали дышать.

Добиться этого по утверждению многих посмотревших удалось особой эмоциональностью кинокартины. Создатели довольно мастерски погружают зрителя во вселенную «Интерстеллар», заставляя его собирать по крупицам суть происходящего. Каждая деталь сюжета привносит нечто своё, настолько ошарашивающее, что оторваться от экрана невозможно. Фактическая сторона повествования довольно простая – урожаи на Земле гибнут, человечество голодает, одинокий отец вынужден бросить своих детей, чтобы спасти всех остальных. Вроде бы ничего особенного, но подано всё это мастерски и с глубоким смыслом.

На фоне стольких положительных моментов практически незамеченными остались несколько мелких недостатков картины. Кристофер Нолан постарался в своей работе максимально подробно показать весь процесс космических путешествий, но, если к нему внимательно присмотреться, возникнут претензии к принципу его работы. Сложнейшие манёвры здесь героям удаются необычайно легко, а все технические подробности сознательно умалчиваются. Как будто режиссёр сам понимает, что в реальности такое практически невозможно.

Присутствует в кинокартине и главный недостаток современных фильмов – иногда герои поступают совершенно нелогично, из-за чего экипаж испытывает неприятности. Однако больших глупостей в их поведении практически никто не заметил, списав ошибки на эмоциональность в условиях повышенного стресса.

Мнение редакции

«Интерстеллар» — это кино, заставляющее задуматься о важных аспектах человеческой жизни. Здесь наглядно можно увидеть, к чему приводит эгоизм, беспечность и безответственность, когда дело касается целой цивилизации. Картина призывает перестать думать только о себе, проматывать жизнь в бесполезной деятельности, и получается у неё это довольно эффектно. Элементы арт-хауса и экшена в лучших традициях блокбастеров, а также множество эмоциональных сцен здесь настолько умело переплетены, что не оставят равнодушным ни одного любителя подобного жанра.

В будущем на Земле концентрация кислорода в атмосфере необратимо падает, что вызывает ухудшение климата и приведёт к неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Его дочь Мёрф рассказывает о том, что её комнату посещает призрак и сбрасывает книги с полки. Купер, разобравшись, понимает, что аномальные явления не выдумка, и даже обнаруживает вместе с дочерью в действиях призрака закономерности. Проанализировав их, он вычисляет координаты некоего объекта, оказавшегося секретным подразделением НАСА.

Руководитель лаборатории профессор Бренд и его сотрудники несколько лет назад обнаружили на орбите вокруг Сатурна червоточину в пространстве, позволяющую быстро переместиться в другую галактику. Профессор полагает, что проход открыла некая сверхцивилизация в целях спасения человечества. Население Земли, между тем, вынуждено выживать в условиях сокращающейся производительности сельского хозяйства, и поэтому космические полёты официально объявлены нецелесообразной тратой ограниченных ресурсов. Поэтому экспедиции в рамках программы «Лазарь» (отсылка к библейскому Лазарю) были проведены в обстановке полной секретности. По ту сторону червоточины исследователи обнаружили звёздную систему. Особенности коммуникаций через «кротовую нору» таковы, что экспедиции могут посылать через неё сигналы на Землю только в одну сторону и только раз в год.

Вокруг чёрной дыры с аккреционным диском, названной Гаргантюа, вращаются несколько планет. Три из них наиболее перспективны и получили названия в честь своих исследователей: Миллер, Эдмундс и Манн. Куперу предлагают возглавить следующую экспедицию. Профессор Бренд рассматривает основной и запасной план. Из-за замедления времени экспедиция может оказаться очень продолжительной по времени Земли, и профессор сможет закончить свои исследования по разработке способа массовой отправки людей и грузов в космос с помощью управления гравитацией. Если не получится, то есть «план Б»: на один из миров по ту сторону червоточины отправляется ограниченная группа людей и запас генетического материала (замороженные яйцеклетки) с целью основать колонию.

Мёрф не соглашается отпускать отца в экспедицию, откуда он может и не вернуться, но Купер покидает семью. Дочь профессора Бренда, биолог Амелия Бренд, физик Ромилли, географ Дойл, пилот и командир корабля Купер, а также многоцелевые роботы ТАРС и КЕЙС, составляют команду. Миссия отправляется на собранный на орбите межпланетный корабль «Эндюранс» и через два года полёта в криосне достигает орбиты Сатурна и червоточины. Успешно пройдя через прокол в пространстве-времени, земляне оказываются перед нелёгким выбором - с какой планеты начать, так как на исследование всех трёх планет-кандидатов может не хватить топлива.

Экспедиция начинается с планеты Миллер, несмотря на то, что ввиду её близости к чёрной дыре время на её поверхности многократно замедлено: один час равен семи годам на Земле. Челнок «Рейнджер» приводняется там, откуда поступали сигналы экспедиции Миллер, и даже находит обломки корабля, которые ещё не успело разбросать волнами после крушения, случившегося несколько минут назад по местному времени. Появляется колоссальная приливная волна. Амелия, увлёкшись попыткой забрать бортовой самописец Миллер, едва успевает заскочить в модуль, но Дойл погибает. Двигатели залиты водой, и теперь требуется время для их просушки. Когда Купер и Амелия наконец возвращаются на «Эндюранс», их встречает постаревший Ромилли - он ждал их долгие 23 года.

Купер просматривает сообщения, пришедшие за это время с Земли. Мёрф выросла, стала учёным и присоединилась к команде профессора Бренда. Они безуспешно бьются над проблемой гравитационного движителя.

Из-за непредвиденного расхода топлива для столь долгого удержания «Эндюранс» на нужной орбите вариантов дальнейших действий остаётся два: либо посетить обе оставшиеся планеты и остаться на одной из них, либо посетить одну и вернуться на Землю. Амелия признаётся, что была влюблена в Эдмундса и, веря в силу любви, будет настаивать на полёте к его планете. Однако Купер выбирает планету Манн, с которой получены более перспективные данные, а Эдмундс уже несколько лет не выходил на связь.

На смертном одре профессор Бренд признаётся, что весь его основной план спасения человечества был не более чем блефом, поскольку он давно знал о неразрешимости задачи. Но если бы он сразу в этом признался, то никто из людей не согласился бы лететь. Так или иначе, теперь основной план - это «план Б». Но Мёрф не оставляет надежд на то, что секрет пространственно-временных складок будет раскрыт. Бренд не мог решить проблему согласования квантовой теории с теорией гравитации из-за недостатка экспериментальных данных. Получить их можно, лишь послав исследовательский зонд внутрь черной дыры. Но есть непреодолимая сложность: ничто не способно покинуть внутренности чёрной дыры, включая сам зонд и посылаемые им сигналы. Астронавты в отчаянии выслушивают эту новость. Тем не менее, им необходимо довести до конца начатое.

Уже при посадке на планету Манн оказывается, что это холодный и недружелюбный мир. В атмосфере присутствует кислород, хлор и аммиак. На твердых ледяных облаках астронавты обнаруживают станцию и спящего в анабиозе доктора Манна. После пробуждения обрадованный доктор рассказывает, что планета - хороший кандидат на колонизацию, так как на поверхности хлор рассеивается и можно свободно дышать, есть и органика. Купер решает не участвовать в колонизации и вернуться на «Эндюрансе» на Землю к дочери. Манн и Купер спускаются к поверхности планеты для определения места установки модулей будущей колонии. Здесь Манн пытается убить Купера, обвиняя его в неспособности ставить интересы всего человечества выше интересов его семьи. Также он признается, что не выдержал сознания личного провала и неизбежной смерти и подделал результаты исследования для того, чтобы за ним прилетели. На самом деле планета Манн непригодна для жизни из-за отсутствия твёрдой поверхности. Корабль нужен Манну для того, чтобы реализовать план «Б» на планете Эдмундса. При попытке переписать данные с заминированного Манном робота погибает Ромилли. Манн угоняет челнок и при попытке аварийной стыковки с орбитальной станцией допускает разгерметизацию шлюза «Эндюранс», что приводит к взрыву шлюза, частичному разрушению основного корабля и гибели самого Манна.

Рискованным манёвром Куперу и роботам удаётся пристыковать посадочный модуль к неконтролируемо вращающемуся после взрыва «Эндюранс», остановить вращение и вывести станцию из стратосферы планеты Манн. Но теперь корабль затягивает Гаргантюа, и Купер решается на отчаянный шаг. Он собирается использовать гравитационный манёвр: ускорить корабль за счёт притяжения Гаргантюа, пройдя поблизости от горизонта событий чёрной дыры, и таким образом отправить «Эндюранс» к планете Эдмундс. Опасный трюк на ручном управлении корабля удаётся, но в итоге робот ТАРС и капитан, управляющие двигателями посадочного модуля и челнока, вынуждены отстыковаться, придавая «Эндюранс» импульс, достаточный для ухода от притяжения чёрной дыры.

Купер пересекает горизонт событий и падает в чёрную дыру. Он катапультируется из разрушающегося челнока, и через некоторое время его падение замедляется. Купер попадает в странное место, напоминающее развёртку многомерного куба на трёхмерное пространство, и из-за книжных полок видит юную Мёрф и события, предшествовавшие его отлёту. Теперь он, конечно, хотел бы предотвратить его. Он пытается докричаться до себя-прошлого и дочери, но вскоре в отчаянии понимает, что его никто не видит и не слышит. Случайно он обнаруживает, что может подавать гравитационные сигналы, воздействуя на книги на полке, пыль на полу комнаты. Здесь Купер осознает, что он и есть тот самый «призрак».

Неожиданно по радиосвязи с Купером связывается ТАРС, который сообщает, что они попали в пятимерное пространство. Купер понимает, что таинственная сверхцивилизация - это человечество из будущего, преодолевшее границы пространства-времени и теперь помогающее самому себе в прошлом. Кроме того, внутри чёрной дыры робот собрал уникальные научные данные о квантовой сингулярности, и теперь необходимо передать их на Землю. Купер использует гравитационную аномалию, влияя на положение секундной стрелки часов, оставленных дочери много лет назад, и кодирует данные с помощью азбуки Морзе.

Мёрф, находясь в комнате, замечает движение стрелки, догадывается о его значении и забирает часы. После этого пятимерный куб свёртывается - его предназначение исполнено. Вскоре Мёрф объявляет о решении проблемы, над которой бился профессор Бренд. Купер теряет сознание и приходит в себя уже на больничной койке.

Врач рассказывает, что его обнаружили в космическом пространстве около Сатурна, и в скафандре уже заканчивался кислород. Там же нашли ТАРС. По земным меркам Куперу идёт 125-й год жизни - гравитационный манёвр возле чёрной дыры занял минуты для Купера и Амелии, но для землян прошло около семидесяти лет.

И действительно, судьба человечества изменилась. Около Сатурна была основана космическая станция и большая колония, названная в честь Мёрф Купер. В неё переселилось значительное количество землян.

Купер встречает Мёрф, пребывающую уже в глубокой старости, в окружении нескольких поколений своей семьи. Купер спешит сказать ей, что это он был тем «призраком» из её детства, на что Мёрф отвечает, что давно поняла это. Затем она просит Купера не оставаться при ней, а лететь к Амелии. Купер вместе с ТАРСом угоняют одноместный корабль и улетают.

В заключение фильма Амелия находится на пустынной, но пригодной для заселения планете Эдмундс. Сам доктор Эдмундс погиб в результате камнепада. Основана небольшая база.