Музей политической истории России: интерактивная экспозиция в модернистском особняке. Государственный музей политической истории россии История и общая информация

Государственный музей политической истории России – один из лучших и интереснейших музеев Санкт-Петербурга. Многие приходят сюда впервые, чтобы посетить знаменитый особняк Кшесинской, в котором расположен музей. А затем, возвращаются вновь на выставки, встречи, лекции, всякий раз находя что-то новое для ума и сердца…

История и общая информация

Днем рождения музея считается 9 октября 1919 года, когда решением Петроградского Совета был создан Государственный музей Революции. Музей, посвященный главному событию эпохи, разместили в самом значимом месте – в Зимнем дворце, где он находился более четверти века.

Об этом музее, который обязательно должен был появиться в России, мечтали представители различных революционных партий еще задолго до свержения царизма. Своеобразным тому свидетельством является уникальный экспонат, который и сегодня присутствует в экспозиции.

Так, в 1907 году прогремело знаменитое Тифлисское дело, которое заключалось в успешной «экспроприации» для нужд партии большевиков весьма крупной суммы. Лихой налет был совершен прямо под окнами штаба военного округа по пути транспортировки денег инкассаторами с почтовой станции в банк. Номера крупных купюр достоинством 500 рублей (их было 200 штук) были известны охранке. На конспиративной даче в Финляндии, куда удалось переправить деньги, решено было переделать их номера, при этом один казначейский билет был испорчен. Его поместили в бутылку и закопали, чтобы сохранить специально для будущего музея. В начале 30-х годов один из участников акции нашел тайник, достал содержимое и, вернувшись из загранкомандировки, передал раритет музею.

В истории музея есть важнейшие даты, когда речь шла о самом его существовании, но находясь на грани и за гранью выживания – музей каждый раз возрождался заново.
Самыми драматичными оказались для музея первые послевоенные годы. Зимний дворец полностью отошел к Эрмитажу, рота солдат в срочном порядке упаковала все собрание музея Революции в ящики и вывезла на хранение в и .

В этот период происходят события, одновременно печальные и парадоксальные: коллекции, с таким трудом сохраненные в годы сталинских чисток и под бомбежками в блокаду, подвергаются уничтожению. По свидетельству ветеранов музейного дела, бывших в те годы молодыми сотрудниками, во дворе Петропавловки пылали костры, напоминавшие времена инквизиции или гитлеровского путча. Согласно сохранившимся учетным документам по идеологическим причинам сожжены более 93 тысяч экспонатов, которые были помечены грифом «Разрешается уничтожить». Музей превращается из историко-политического в музей одной партии КПСС и одного события – Октябрьской революции 1917 года.

С наступлением Хрущевской оттепели связано возрождение музея, однако после десяти лет забвения это было столь невероятным, что породило ряд анекдотов и забавных историй. Рассказывают, что совершая очередной визит в Ленинград, после посещения Кировского завода Никита Сергеевич проезжал по Кировскому проспекту, и у Кировского моста его заинтересовало красивое здание – особняк Кшесинской. На вопрос, что в нем находится, сопровождавший его первый секретарь обкома ответил, что это музей Кирова. Государственный лидер страшно возмутился, что развели настоящий культ личности Кирова, и велел тут же отправить в его бывшую квартиру, а в особняке поместить музей Революции.

Правда это или вымысел, но в декабре 1954 года было принято решение о передаче в распоряжение музея двух зданий (особняков Кшесинской и Брандта), а 5 ноября 1957 года состоялось его второе рождение – музей под названием Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции открыл свои двери посетителям.
В последующие годы музей теряет самостоятельность и становится филиалом Московского музея Революции.

Своим третьим рождением музей обязан переменам, произошедшим в стране в ходе перестройки, смелой инициативе руководства и самоотверженной работе всего коллектива. В августе 1991 года, буквально за неделю до путча ГКЧП, приказом министерства культуры музею присвоены самостоятельный статус и новое название — Государственный музей политической истории России. Первая выставка в новом качестве называлась «Демократия или диктатура? Политические партии и власть в России от самодержавия до перестройки».

Место расположения музея

Всем знакомо выражение: Петроград – колыбель русской революции. Но не каждый знает или помнит о том, что колыбелью самого города на Неве была отнюдь не Дворцовая набережная или Невский проспект, а Петроградская сторона. Отсюда начиналась застройка в петровские времена, здесь находилась резиденция Петра Великого и проходила первая центральная магистраль. В таком контексте размещение музея Революции в Петроградском районе Северной столицы выглядит вполне логичным.

К середине XVIII века центр столицы переместился на левый берег, а превратившийся в окраину район своими деревянными домами напоминал уездный город, где улицы зарастали слякотью и грязью в межсезонье, а летом по ним разгуливал домашний скот.

Введенный запрет на строительство предприятий в центре столицы инициировал создание крупных фабрик и заводов на Петроградской стороне. Промышленное развитие района в XIX веке повлекло за собой появление здесь научных и культурных учреждений, учебных заведений. На базе аптекарского огорода, созданного по указу Петра I для выращивания лекарственных растений, учрежден Ботанический сад. В Александровском парке появились знаменитый аттракцион «американские горки» и Зоосад — один из самых северных зоопарков мира, а также самый большой Народный дом, предназначенный для проведения культурного досуга широких масс населения. Благоустраивается территория и жизненное пространство — прокладываются водопровод и канализация, по главному проспекту пущен конный трамвай – «конка».

Архитектура и история здания

Настоящий строительный бум начался после открытия Троицкого моста в 1903 году, который соединил Петроградскую сторону с центром. В аристократических и буржуазных кругах Петербурга район стал модным местом для строительства домов, очень скоро превратившись из захолустья в респектабельную зону проживания.

Одним из первых на улице Большой Дворянской (ныне Куйбышева, 2) появился особняк Матильды Феликсовны Кшесинской по проекту архитектора А. И. фон Гогена, удостоенного за это творение серебряной медали от городских властей. Выполненный в стиле раннего северного модерна, цветом и формами напоминающий скалистые северные берега и средневековые замки, особняк имеет ряд отличительных черт. Его парадный вход скрывается в маленьком дворике за оградой, оригинален и свободный ритм оконных проемов различных размеров.

Талантливая прима-балерина Мариинского театра, умная и красивая женщина, пребывая под покровительством особ императорского дома, Кшесинская в собственном дворце проводила приемы, балы, спектакли, концерты. Роскошные внутренние интерьеры соответствовали вкусам хозяйки: спальня была выполнена в английском стиле, в большом зале царил русский ампир, строгий и сдержанный неоклассицизм эпохи Людовика XVI нашел отражение в убранстве салона.

Ближайшим ее соседом оказался успешный предприниматель, потомственный почетный гражданин лесопромышленник Василий Эммануилович Брант. Архитектор Роберт-Фридрих Мельцер в 1911 году закончил для него постройку особняка на Большой Дворянской улице (Куйбышева, 4), смешав все модные стили: неоклассицизм, модерн и символизм. Здание богато украшено горельефами, чугунным литьем и витражами — их авторство приписывают знаменитому художнику К. С. Петрову-Водкину. Узкий боковой фасад с аркой обращен к улице, основная часть дома находится в саду и обнесена чугунной оградой, столбы которой имеют необычное украшение в виде шаров, обвитых змеями.

После февральской революции 1917 года в особняке Кшесинской разместились большевики, здесь находилась штаб-квартира В. И. Ленина, с балкона он произносил свои пламенные речи, а в Белом зале впервые прозвучали его знаменитые Апрельские тезисы. Дом Бранта заняли матросы, охранявшие большевицкий штаб от юнкеров Временного правительства.

Балерина покинула страну навсегда, в Париже она открыла балетную школу и вышла замуж за великого князя Андрея Романова. Дожив почти до 100 лет, была упокоена с мужем и сыном на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Семья Брантов выехала из Петрограда в 1918 году и след их затерялся.

В советские годы в этих зданиях размещались различные учреждения, проживали М. И. Калинин, Г. Е. Зиновьев, пребывал детский интернат, с 1938 года в особняке Кшесинской находился музей С. М. Кирова.

Реконструкция 1957 года соединила оба особняка по проекту архитектора Н. Н. Надежина. Свершился некий акт исторической справедливости: исторические здания, в которых кипели бурные события революционных лет, отошли во владение музея Революции. Кабинет В. И. Ленина и комната Секретариата ЦК РСДРП(б) восстановлены на прежнем месте и выглядят так же, как и 100 лет назад. Воссозданы интерьеры парадной анфилады первого этажа, дающие представление о великолепии апартаментов его первой хозяйки.

Экспозиция и достопримечательности

Небольшая часть экспозиции и тематическая экскурсия «Фуэте судьбы» посвящены жизни Кшесинской в этом доме, но, конечно же, основные постоянные экспозиции: «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях» и «Советская эпоха: между утопией и реальностью», соответствуют назначению музея, и повествуют о политической истории России, а так же погружают в атмосферу тех лет.

Каждый век имеет свое календарное начало, эпоха начинается с эпохального события. Такими знаменательными вехами в политической истории России являются декабрь 1825 и февраль-октябрь 1917, 1941-1945 годы, оттепель 1960-х и перестройка 1990-х.

Переходя из зала в зал – от эпохи к эпохе – можно проследить всю историю преобразования государства и изменения политической системы страны.

Материалы выставок рассказывают, как зарождалось и развивалось общественно-политическое движение в России, формировались революционные и демократические партии. Много интересного поведают экспозиции и о судьбах выдающихся исторических личностей.

Здесь представлены практически все политические силы современной России XXI века федерального и регионального уровня. Это уникальное по широте охвата собрание раскрывает деятельность лидеров различных партий, членов Государственной Думы и Российского парламента.

Выставки подобраны по тематикам, информация представлена в удобной для восприятия форме, дополнена соответствующим музыкальным сопровождением.

Коллекции музея содержат почти полмиллиона экспонатов, при этом постоянно пополняются новыми материалами, принесенными в дар и собранными в научных экспедициях.

Фонды музея хранят фотографии, предметы изобразительного искусства, быта и одежды государственных деятелей, знамена и награды, партийные документы и многое другое.

Особенную ценность представляют документальные памятники давно ушедших событий, запечатлевших законодательную деятельность Екатерины Великой, реформаторскую политику Александра II, реформы П. А. Столыпина и С. Ю. Витте, свидетельства о трех российских революциях.

Располагая огромным количеством подлинных исторических материалов, творческий коллектив музея умело использует современные технологии и погружает посетителей в атмосферу знаковых для государства событий. Свою миссию музей видит в формировании политической культуры в обществе.

Где находится и как добраться

Музей политической истории России (бывший музей Революции) находится в историческом центре города в Петроградском районе, по улице Куйбышева, дом 2-4.

От ближайшей станции метро «Горьковская» идти пешком по Кронверкскому проспекту.

Не менее интересны филиалы музея:

На Гороховой улице, 2 можно познакомиться с историей полиции и органов госбезопасности России. Добраться удобнее всего на метро. Ближайшая станция — «Адмиралтейская» находится в нескольких минутах ходьбы, а само здание расположено напротив .

На Болотной улице, 13 находится Детский музейный центр исторического воспитания. Ближайшая станция метро — «Площадь мужества», от которой можно несколько минут пройтись пешком по 2-му Муринскому проспекту, а затем свернуть направо на улицу Болотную.

Если политика в России довольно неоднозначная, то вот музей политической истории — однозначно производит впечатление и стоит потраченного времени. Как развивалась Империя в период своего расцвета? О чем говорили в кулуарах Кремля? И почему Россия за один век дважды сменила форму правления?


Краткое описание

Государственный Музей политической истории России находится на Петроградском острове и занимает сразу два особняка — дома М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта. В ведении музея находится огромная музейная коллекция , освещающая политическую историю России со времени правления Екатерины II до наших дней. Также для посетителей действует отдельная выставка , посвященная балерине Матильде Кшесинской , чей дом стал свидетелем выступлений В. И. Ленина перед собравшимся народом.

В коллекции музея есть уникальные экспонаты, такие как:

  • портфель рейхсмаршала Г. Геринга
  • платье Е. А. Фурцевой
  • концертные наряды М. Ф. Кшесинской
  • камера, на которую было записано видеообращение М. С. Горбачева к людям, находящимся в “фаросском плену”
  • портрет Николая II, висевший в Зимнем дворце и исколотый штыками восставших в день штурма

История

Музей Революции

Мысль о создании Музея Революции зародилась задолго до самой Революции. Первым экспонатом музея стала бракованная купюра , одна из многих, которые большевики подделывали в Европе и переправляли в Россию на нужды революции. Она была закупорена в бутылке и закопана неподалеку от конспиративной дачи большевиков в Финляндии. Уже в 30-е годы Н. Буренин, будучи в Финляндии, откопал бутылку с банкнотой и передал ее Музею Революции.

За Февральской революцией последовало время относительного затишья, и в Зимнем дворце, где уже проводились собрания Общества памяти декабристов, было решено сделать Дворец революции. Однако вскоре пришла Октябрьская революция, а вместе с ней и Гражданская война, так что идею с музеем пришлось отложить до лучших времен, а именно до 1919 года.

Весной 1919 года в Петрограде, на который наступала армия белого генерала Н. Н. Юденича, прошло собрание, заглавной темой которого стало создание Музея Революции. Согласно утвержденному Положению, было решено создать такие музеи в двух столицах — Москве и Петрограде — и несколько в отдельных губерниях по всей стране.

К задачам этих музеев относилось:

  • сбор, хранение и выставка памятников Революции
  • охрана могил революционеров, поддержание их в чистоте
  • установление опознавательных знаков и надгробных плит

9 октября 1919 года считается официальным днем открытия Государственного музея Революции. Основной музей самого значимого периода той эпохи открылся в самом исторически значимом для этого месте — Зимнем дворце. Коллекция музея представляла собой памятники революционной деятельности всех партий, а не только большевиков. Экспонаты стекались в музей со всей страны, к этому были подключены народные массы, а не только правящая элита. Музеи Революции стали открываться по всей территории СССР, а также в Москве. Интересно, что московский Музей Революции СССР в 70-е годы стал центральным, а ленинградский, таким образом, стал его филиалом.

Музей Революции, не без помощи извне, собрал уникальную коллекцию мирового революционного движения. Отдельная экспозиция демонстрировала посетителям флаги, плакаты и агитлистовки времен Великой французской революции и революции в Германии . Также в музее выставлялась экспозиция современных предметов искусства, отражавших дух того времени.

По иронии судьбы, Музей Революции спас многие мемориальные и исторические объекты Ленинграда. Филиалами музея стали Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, усадьба графа А. А. Аракчеева в Грузино и другие памятники культуры. В 1923 году особняк М. Ф. Кшесинской, где в 1917 году В. И. Ленин прожил 3 месяца после Февральской революции, открыл экспозицию “Уголок Ильича”. Там же в 1936 году был создан музей С. М. Кирова.

Реформы 30-х годов XX века очень серьезно отразились на музеях. Роль многих революционных деятелей была пересмотрена, многие стали “врагами народа”. Все экспонаты, в той или иной мере относившиеся к ним, изымались без объяснения причин.

Роль других партий в деле Революции признавалась ничтожной, музеи наполнились пропагандой советского режима и “теорией двух вождей революции” — Сталина и Ленина.

Исторические интерьеры Зимнего дворца закрылись, Музей Революции за счет своего авторитета и направленности еще какое-то время держался на плаву, но после убийства Кирова был закрыт на 6 месяцев . Вся экспозиция была пересмотрена на соответствие “правильному отражению исторических событий”.

Во второй половине 30-х годов каждая новая выставка проходила тщательный отбор партийных органов. Все не соответствующее партийной пропаганде, изымалось, лица с фотографий и фамилии из документов стирались. Появилось огромное количество фальсификаций.

Например, эскиз С. В. Спирина к картине «Сталин в ссылке» требовал изменений “в соответствии с настоящим моментом”. На собрании Музея, на котором в обязательном порядке присутствовали представители партии, решили, что необходимо на полотне показать презрение к Каменеву. Художник переделал эскиз.

Сотрудники музея сами подделывали данные об экспонатах , дабы избежать их гибели в пучине тоталитарного режима. Число врагов народа с каждым днем росло, музей неоднократно закрывали из-за несоответствия партийной программе . Репрессиям подлежал не только фонд музея, но и его сотрудники. Некоторые экспонаты музейщики спасали с риском для жизни. До некоторого времени цензоры не замечали исправленных имен на скульптурах и не отличали меньшевистские листовки от большевистских в силу своей неграмотности в данном вопросе.

Несмотря на сопротивление, Музей Революции постепенно стал больше походить на иллюстрацию к Краткому курсу истории ВКПб. Огромное количество экспонатов было вывезено без надлежащей описи. Только в годы Великой Отечественной войны партия ослабила хватку на шее музеев.Музей за годы войны провел 123 выставки и сохранил памятники подвига жителей блокадного Ленинграда .

После войны для Государственного музея Революции наступило черное десятилетие. Еще в январе 1945 года был отдан приказ музею освободить все помещения, которые он занимал, в Зимнем дворце и передать их Эрмитажу. И хотя была создана специальная комиссия для поиска нового здания Музея Революции, здание это так и не нашли. Долгих десять лет экспонаты пылились в наспех собранных коробках в задворках Мраморного дворца и Петропавловской крепости.

И снова вся коллекция подверглась чистке в период новой волны репрессий и уголовных дел против “врагов народа”. Именно в это черное десятилетие Музей потерял основную часть своих экспонатов более 100 000.

Музей Великой Октябрьской социалистической революции

Но, как известно, самый темный час — перед рассветом. На смену сталинским репрессиям пришла “хрущевская оттепель”, и музей возродился вместе с подаренным ему зданием, а точнее, с двумя: особняками М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта. И сразу сюда ворвались свежие интеллектуальные кадры. Это они вскоре возглавили исследовательские музейные отделы и науку об отечественной истории. И именно они выступили инициаторами смены названия на музей Великой Октябрьской социалистической революции.

Выставочные залы наполнялись и оформлялись в кратчайшие сроки и, в рамках борьбы с культом личности, в руки музейщиков поступили памятники репрессий: бумаги, хранившиеся в семейных архивах, дела политических заключенных и т. д. Но этот поток прекратился вместе с “оттепелью”.

Музей Октябрьской революции пользовался огромным народным доверием, в него поступали личные вещи :

  • героев и главнокомандующих Великой Отечественной войны
  • первых космонавтов
  • писателей
  • певцов
  • актеров

Сотрудники музея вновь стали выезжать в экспедиции и собирать экспонаты из архивов обычных граждан.

Вскоре наступила политическая эпоха Хрущева , сопровождавшаяся подавлением инакомыслящих, в частности высылками Иосифа Бродского и академика А. Д. Сахарова из страны, гонениями А. И. Солженицына. Памятные экспонаты этого периода начали пополнять музейный фонд только спустя годы, и сейчас составляют отдельную экспозицию, свидетельствующую о подавляемом культурном всплеске в рядах интеллигенции.

В 1970-е годы Музей Великой Октябрьской социалистической революции расширился и открыл 2 филиала. В настоящий момент они преобразованы и представляют собой:

  • Детский музейный центр исторического воспитания
  • Музей истории политической полиции и органов государственной безопасности России XIX – XX веков

В 1987 году в семидесятую годовщину Великой Октябрьской революции Музей подготовил крупнейшую выставочную экспозицию, состоявшую из 12 залов. С замиранием сердца, впервые с начала века в экспозицию вошли упоминания Григория Зиновьева, Льва Каменева, Алексея Рыкова и Льва Троцкого. Партийные органы не одобряли такой выходки, но и мешать ей не стали, хотя официальная политическая реабилитация этих персонажей еще в СССР не состоялась. Зарубежные радиостанции в один голос затрубили: в СССР пришла пора серьезных перемен.

Государственный музей политической истории России

Первая абсолютная победа Музея над партией произошла в 1988 году , когда свет увидела экспозиция “Разрешается к обозрению!”. В нее вошли архивные материалы, запрещенные к просмотру широкой публикой. Отдел пропаганды не смог помешать этому.

Следующим оглушительным успехом стала выставка “Россия: террор или демократия?” , на которую публика выстраивалась огромными очередями. Благодаря экспонатам со всего СССР, переданным из личных архивов граждан, свет увидели выставки, посвященные “невозвращенцам”, сталинскому террору, ГУЛАГу, поднятию целины.

Даже заикнуться о подобном проекте раньше было невозможно, но теперь Музей Великой Октябрьской социалистической революции почувствовал свою власть над умами людей

За несколько дней до Августовского путча министр культуры СССР Николай Губенко даровал музею новое имя — Государственный музей политической истории России.

Обновленный музей продолжил собирать экспонаты — свидетельства своего времени. Постоянные экспозиции, посвященные Перестройке, демонстрируют появление в России:

  • многопартийности
  • свободы слова и печати
  • капитализма

Музей политической истории России сегодня — это современный исторический комплекс, демонстрирующий свидетельства последних веков политической жизни России. Никаких оценок — только факты и разные точки видения той или иной эпохи в контексте разных людей и разных периодов истории.

Здесь также действует постоянная выставка, повествующая о хозяйке особняка, где располагается музей — приме-балерине Матильде Кшесинской.

Архитектура

Музей политической истории России находится в 2 зданиях: особняках М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта. Оба построены в 1900-х годах в модном тогда стиле модерн, но их проектированием занимались разные люди.

Для примы-балерины Кшесинской особняк строил архитектор А. И. фон Гоген , создавший элегантное здание с причудливой асимметрией основных объектов. Внешнее архитектурное решение соответствует внутреннему: различная высота отдельных помещений соответствует различной высоте фасадов, размеры и расположение окон также отражают внутреннюю планировку.

Предприниматель В. Э. Брант заказал проект своего особняка у архитектора Роберта-Фридриха Мельцера , который щедро использовал в декоре здания кованые элементы, горельефы и витражи. К созданию витражей, среди прочих художников, был привлечен К. С. Петров — Водкин.

С передачей этих зданий в ведение музея к ним был пристроен вестибюль . Архитектурные элементы вестибюля перекликаются с архитектурой особняков XX века.

Экскурсии

Название экскурсии Содержание Тип экскурсии
Обзорная экскурсия Основные выставочные экспозиции музея Обзорная
Советская эпоха: между утопией и реальностью Создание и становление СССР Обзорная
Революция в России. 1917-1922 Февраль и октябрь 1917 года, приведшие к Гражданской войне Тематическая
Россия, 1917 год Путь от империи до социализма Тематическая
Память дома Дома Кшесинской и Бранта в гуще XX века Обзорная
Человек и власть в России в XIX-XXI веках Главная экспозиция музея Обзорная
Матильда Кшесинская: фуэте судьбы Жизненный путь любимой балерины императорского дома Тематическая
История одного отречения Отказ императора Николая II от притязаний на трон Авторская
Потерянные звезды русского балета Судьба звезд русского балета, бежавших от Революции Авторская
Жемчужины петербургского модерна Архитектура особняков Бранта и Кшесинской Авторская
Судьба реформатора Жизнь и смерть Александра II Тематическая

Узнать расписание экскурсий и записаться можно по телефону:

Также в музее можно заказать индивидуальную и групповую экскурсию на русском и иностранном языках. Более подробную информацию можно найти на сайте:

Цена билета и режим работы 2019

Категория посетителя Стоимость
Взрослый от 18 лет 250 рублей
Ребенок до 18 лет Бесплатно
Пенсионер-гражданин РФ Бесплатно
Студент РФ 50 рублей
Держатель Карты Гостя Санкт-Петербурга Бесплатно
Фото и видеосъемка Бесплатно

Билет на экскурсии , указанные в расписании музея, стоит 300 рублей .

Расписание работы музея:

  • Понедельник: 10.00 — 18.00
  • Вторник: 10.00 — 18.00
  • Среда: 10.00 — 20.00
  • Четверг — выходной
  • Пятница: 10.00 — 20.00
  • Суббота: 10.00 — 18.00
  • Воскресенье: 10.00 — 18.00

Санитарный день — последний понедельник месяца.


Где находится

Адрес

ул. Куйбышева, 2-4

Метро

Горьковская

Как добраться

От станции метро Горьковская по Кронверкскому проспекту в сторону улицы Куйбышева. Войти можно с Кронверкского проспекта.

Телефон

  • 8 812-233-70-52
  • 8 812-313-61-63

Особняк, в котором сегодня находится Музей политической истории, был построен в 1906 году по заказу балерины Матильды Кшесинской. Спроектировал здание архитектор императорского двора Александр фон Гоген. Он же, кстати, руководил строительством соборной мечети, которая находится по соседству с особняком - оба здания относятся к стилю северный модерн.

Вообще-то музей занимает не один, а два особняка, объединенных общим корпусом. Второй принадлежал предпринимателю Василию Бранту, который въехал в свой только что построенный особняк в 1911 году. Брант, по слухам, был влюблен в Кшесинскую и переехал, чтобы быть ближе к ней.

В 1917 году оба особняка были покинуты хозяевами. Комнаты, где бывали Сергей Дягилев, Федор Шаляпин, Айседора Дункан и великие князья Романовы, заняли большевики - с балкона зачитывал «Апрельские тезисы» Ленин. Балерина пыталась вернуть особняк через суд и даже выиграла дело, но решение не было исполнено, поскольку новые постояльцы просто отказались выезжать.

Что посмотреть в музее

В 2013 году после десятилетней подготовки открылась новая постоянная экспозиция музея - «Человек и власть в России в XIХ - XXI столетиях». Пространство поделено на 12 тематических разделов, посвященных ключевым событиям отечественной истории от Отечественной войны 1812 года до перестройки 1990-х. Кроме исторических документов и предметов, в экспозиции есть арт-объекты и интерактивные элементы. Например, можно услышать запись голоса Льва Толстого или послушать песни Гражданской войны.

Попасть внутрь стоит и ради интерьеров, которые придумывала сама Кшесинская. За стеклянным окном-эркером, который привлекает внимание прохожих по Кронверкскому проспекту, находится зимний сад. Перед ним располагается главное помещение особняка, где балерина устраивала приемы - Белый зал. Здесь бывали знаменитые гости, а однажды в ротонде между залом и садом спрятали слона. Матильда пригласила дрессировщика Дурова дать рождественское представление для ее сына Володи. Дуров прибыл в особняк с закутанным в клетчатый плед слоном.

С кем идти

С детьми: у музея есть программы как для самых маленьких, так и для школьников всех возрастов. Можно забронировать экскурсию и целым классом побывать в земской школе, можно записаться на одно из занятий, а можно просто погулять по музею всей семьей.

С родителями, бабушками и дедушками: поход в этот музей - хороший повод поговорить со старшими членами семьи об их историческом опыте. Здесь есть залы, посвященные советской эпохе, великой отечественной войне, перестройке, поэтому даже самым молодым родителям будет, что рассказать о своем детстве и молодости.

Что еще

На сайте есть разработанные музеем интересные веломаршруты , которые стартуют от особняка Кшесинской.

В музее проходит много событий – концертов, экскурсий, лекций. Подпишитесь на соцсети, чтобы узнавать о них.

Что посмотреть в округе

Прямо по соседству с музеем находится главная Российской империи, а чуть подальше - , и . Если хочется продолжить погружение в политическую историю, дойдите до Дома политкаторжан на Троицкой площади: конструктивистский дом-коммуна был построен для семей узников царизма. Многие жильцы впоследствие стали жертвами другого режима - сталинского, в честь них в 1990 году на площади поставили Соловецкий камень. А если решили как следует разобраться в устройстве стиля северный модерн, кроме мечети и особняка Кшесинской рассмотрите доходный дом на Каменноостровском проспекте, 1. Знаменитый архитектор Федор Лидваль, автор гостиницы «Астория», построил его для своей матери Иды Лидваль.

Где поесть недалеко от музея

Сытно и недорого пообедать после долгой прогулки можно в . В меню - хинкали (от 180 руб. за 3 шт), равиоли (от 280 за 5 шт), яки-гедза (от 150 за 5 шт) и другие аналоги пельменей со всего мира. Обсудить перипетии отечественной истории за чашкой кофе лучше всего в , расположенной прямо в гроте Александровского парка. А если хочется чего-то экзотического, на улице Куйбышева есть , где можно попробовать, например, ттокпогги (рисовые палочки в остром соусе с сыром, 260 руб) или так канчжон (остро-сладкое обжаренное куриное филе, 300 руб).