Сложное осложненное предложение примеры. Простое осложненное предложение

Читайте также:
  1. Предложение как экономическая категория. Функции предложения. Факторы, определяющие предложение. Эластичность предложения.
  2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения.
  3. Рекламное обращение. Его структура, форма, стиль. Уникальное торговое предложение.
  4. Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминанты.
  5. Сложноподчиненное предложение. Роль подобного рода синтаксических конструкций в приведенном фрагменте.
  6. Совокупное предложение. Вид кривой. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения.

Осложненное предложение . Структура простого двусоставного и односоставного распространенного и нераспространенного предложений может быть осложненной. При осложнении предложения не претерпевают никаких изменений ни сама структурная основа, ни ее грамматическое значение. Выделяется два вида осложненных предложений:

1) предложения с однородными членами и с обособленными второстепенными членами: Комната большая, низкая, в три окна (Т.); Про письма сказал сразу от расстройства, а теперь, подумавши, хотел возразить (Сим.);

2) эти предложения имеют разновидности - предложения с вводными словами и конструкциями: Итак, в одном департаменте служил один чиновник и предложения с вставными конструкциями и обращениями: [Егорша] назвал себя, обнялся со всплакнувшей Софьей, затем на лицо улыбку радости - и не в таких переделках бывал! - и к Подрезову ; Люди земли, убейте войну, прокляните войну!

Предложения с однородными членами. Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему либо подчиненному члену предложения или к основе предл в целом. Н-р: И с криком и свистом, несясь по песку, бросал и ловил он копьё на скаку .

Основными средствами выражения однородности являются интонация и сочинительные союзы. Общей чертой любого ряда является наличие паузы между его членами и фразового ударения на каждом из них. В бессоюзном ряду словоформы объединяются посредством перечислительной интонации, оформляющей соединительные отношения между ними: В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. В союзном сочинительном ряду с помощью союзов передаются соединительные, противительные и разделительные отношения.

Предложения с обособленными членами. Осложнение предложения может быть связано со смысловым и ритмико-интонационным выделением в нем второстепенных членов, которые выражают добавочное сообщение или уточнение. Такие члены предложения называются обособленными. Вечером, пристроившись на попутную машину, я выехал в Тельму .

Предложения с вводными конструкциями. Вводные конструкции служат в основном для субъективной оценки, характеристики высказывания или для привлечения к нему внимания собеседника: По-моему, каждый настоящий талант содержит в себе чувство современности . Вводные слова и словосочетания имеют следующие значения:



1) модальной оценки (конечно, очевидно, несомненно, вероятно, кажется, возможно)

2) эмоциональной оценки (к счастью, к сожалению, к радости, на беду, как нарочно )

3) указания на обычность сообщаемого (по обыкновению, случалось, бывает, как обычно )

4) указания на отношения и связи между частями предложения или более широкого контекста (следовательно, значит, во-первых, во-вторых, наконец, кстати, наоборот,)

5) указания на способ выражения мысли (так сказать, с позволения сказать)

6) источника сообщения (по-моему, на мой взгляд, по словам кого-либо, с точки зрения)

7) указания на стремление говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемому, вызвать у него то или иное отношение к себе, к высказыванию (вообразите, представьте).

Предложения с обращением. Обращение - это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа: Вставай, Земфира: солнце всходит, проснись, мой гость!



Билет.

1. Педагогическая диагностика как условие развития и воспитания детей .

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;

оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики - распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Педагогический диагноз - это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
Функции диагностики.

Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся. По аналогии с тремя основными функции образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение

а) В сфере воспитания - выявление и измерение жизненных установок личности, определение меры овладение личностью культурным потенциалом человечества.

б) В сфере образования - определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические.

в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное обучение.

В дополнение к педагогической диагностике целесообразно использовать методы психологической диагностики. При этом акцент рекомендуется делать не на изучение структуры личности (как это делается сейчас с помощью личностных тестов), а на изучение таких свойства как внимательность, память, интеллектуальные и творческие способности.

Осложнённым называется простое предложение, которое содержит добавочное по отношению к основному сообщение, оформленное в неразвёрнутом виде, т. е. не содержащее грамматической основы: Воображение, рождённое жизнью , в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью (Пауст.). По значению осложнённые простые предложения подобны сложным: добавочное сообщение можно преобразовать в самостоятельное, имеющее грамматическую основу: Воображение, которое рождено жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью.

Добавочное сообщение может быть представлено в виде оборота - группы слов, в которой есть главное и зависимое (зависимые) слова.

Причастный оборот - это причастие вместе с зависимыми от него словами: Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей (Л. Т.). Причастные обороты отвечают на вопросы определений и обычно характеризуют существительные. Выделение причастного оборота на письме запятыми зависит от его расположения в предложении относительно характеризуемого(определяемого)слова.

Деепричастный оборот - это деепричастие вместе с зависимыми от него словами: Мужик, избу рубя, на свой топор озлился (Кр.). Деепричастные обороты являются обстоятельствами и обозначают добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному в сказуемом. Важно помнить, что действие, названное деепричастием, в предложении приписывается тому деятелю, который обозначен подлежащим. Если не учитывать эту закономерность, можно допустить грамматическую ошибку. Так, предложение Делая уроки, радио мной выключается построено неправильно: подлежащее - радио, значит ему и приписывается названное деепричастным оборотом действие делать уроки ; смысл искажён - ведь не радио делает уроки. Верный вариант: Делая уроки, я выключаю радио - в этом предложении к существительному радио уже относятся вопросы винительного падежа, а подлежащим является местоимение я, ему и приписывается действие делать уроки, т. е. Я выключаю радио и делаю уроки.

Сравнительный оборот называется так не по частям речи, входящим в него, а по своей функции. С помощью сравнительного оборота автор высказывания сравнивает предметы, действия, состояния: В лесу, как в хорошей книге, всегда найдётся непрочитанная страница (Л. Л.). Сравнительный оборот может быть выражен существительным с зависимыми словами или без них и обязательно присоединяется с помощью союзов как, как будто, будто, словно, точно.

По своему значению получили название и выделительно-ограничительные обороты: Теперь она, кроме всех своих хлопот, занята примирением

Облонских (Л. Т.). К ним можно поставить вопросы дополнений (кроме чего? - кроме всех своих хлопот), поэтому их ещё называют обособленными дополнениями. Их несложно распознать по предлогам, которые входят в состав оборотов: кроме, помимо, вместо, наряду с, сверх, за исключением.

Структуру простого предложения могут осложнять как обороты, так и одиночные слова, например одиночное деепричастие: Пылали, догорая, свечи в дребезжащих фонарях (Пауст.).

Приложение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос определения, но, в отличие от него, всегда выражен существительным в том же падеже, что и характеризуемое слово. Приложение может быть как распространённым (в виде оборота): Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнёт и нет... (П.), так и одиночным: У занесённой снегом избушки жил хищный зверёк - горностай (Биан.).

Простое предложение может быть осложнено однородными и уточняющими членами предложения, а также словами, грамматически не связанными с предложением: вводными конструкциями и обращениями.

Однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные: Из-под чёрной лесной воды выбиваются и тут же над водой распускаются ядовито-жёлтые цветы (Приш.) - однородные сказуемые; Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка (Б.) - однородные дополнения. Как видно из примеров, однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами либо составляют бессоюзные ряды.

В роли уточняющих членов предложения часто выступают обстоятельства со значением места и времени: За околицей, у ветряной мельницы, сидел старик на завалинке (М.-П.); Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр (Пауст.). Нужно помнить, что уточняющим обстоятельство является в том случае, если оно относится к другому подобному по значению обстоятельству, т. е. обстоятельство места может быть уточнено только обстоятельством места. Это значит, что в предложении Лекция состоится в актовом зале в 11 часов нет уточняющего обстоятельства: первое - в актовом зале - имеет значение места и не может быть уточнено обстоятельством времени в 11 часов ; данное предложение ничем не осложнено.

К словам, грамматически не связанным с предложением, нельзя поставить вопрос; это отличает их от членов предложения.

Вводные конструкции употребляются для того, чтобы показать отношение говорящего к высказыванию. С их помощью можно выразить уверенность: Труднее всех художников, конечно , художнику слова (Приш.), неуверенность: Ещё в суд, может быть, заеду по делу сестры (Л. Т.), дать эмоциональную оценку событий: Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Л. Т.); А теперь уж не то, к сожалению (Ч.).

Вводные слова указывают на источник сообщения: Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие! (Л.), на порядок следования мыслей: В это утро ему предстояло два дела: во-первых, принять и направить отправлявшуюся в Петербург депутацию инородцев; во-вторых , написать обещанное письмо адвокату (Л. Т.).

Обращение называет адресата речи (человека, животное или предмет неживой природы), к которому обращено высказывание: Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня? (П.); Кто, волны, вас остановил? (П.)

Т114. Какое предложение является простым осложнённым?

  • 1) Срок подачи налоговой декларации истекает двадцать пятого апреля.
  • 2) Зачёт назначен на понедельник, и мы уже начали готовиться.
  • 3) Заявления подписаны и ещё вчера сданы в канцелярию.
  • 4) Есть явления природы, которые изучены ещё очень мало.

Т115. И. А. Крылов, великий русский баснописец, был современником АС. Пушкина. Данное простое предложение осложнено:

  • 1) однородными подлежащими
  • 2) обособленным распространённым определением
  • 3) обособленным распространённым приложением
  • 4) вводными словами

Т116. Отметьте правильный вариант продолжения предложения: Проезжая по мосту,

  • 1) у меня слетела шляпа.
  • 2) у нас возникли затруднения.
  • 3) путь был сложным.
  • 4) карета не зацепилась за ограду.

Осложненное простое предложение - это что такое? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос будет дан в представленной статье. Кроме того, мы поведаем вам о том, чем может осложниться простое предложение, а также о том, какие действуют в том или ином случае.

Общая информация

Осложненное простое предложение - это предложение, в которое включается какая-либо синтаксическая конструкция. Причем она не должна иметь грамматическую основу.

Следует отметить, что среди конструкций, усложняющих простое приложение, выделяются определения, дополнения, обстоятельства и проч. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Однородные члены

Как выглядит простое осложненное предложение? Примеры представлены в данной статье.

Если вам необходимо осложнить какое-либо предложение, то для этого идеально подойдут однородные члены. Как правило, данный термин используется по отношению к тем лексическим единицам, которые отвечают на одни и те же вопросы, а также связаны с одним и тем же словом. Следует отметить, что такие члены предложения обычно обособляются запятыми (друг от друга). Приведем наглядный пример: «Он собирал информацию для статьи и в Москве, и в Оренбурге, и в Уфе».

Определения

Чем осложнено предложение (простое), которое представлено далее: «Дорога, выстеленная плиткой, уходила в лес». Оно осложнено определением. Это второстепенный член, обозначающий признак какого-либо предмета и отвечающий на следующие вопросы: "какой?", "каков?", "чей?" В данном случае это обособленное определение. Следует отметить, что такие выражения могут являться именами прилагательными или местоимениями с зависимыми словами и без них, а также причастиями или причастным оборотом и (редко) числительными.

Приведем наглядный пример:

  • «По природе робкий и скромный, он все время досадовал на свои особенности характера». Это обособленное определение, которое относится к местоимению.
  • «На серебряном от мороза окошке за ночь отцвели цветы». Это необособленное определение.

Как обособляется такое осложненное простое предложение? Это можно увидеть из вышепредставленных примеров. Запятыми следует выделять определения, которые стоят после определяемой лексической единицы или относятся к личному местоимению.

Приложения

Простое осложненное предложение (тест на проверку знаний по этой теме очень часто дается после теоретической части) может включать в себя какое-либо приложение, то есть определение, выраженное именем существительным. Как правило, оно дает совершенно другое название, которое своеобразно характеризует выбранный предмет. Приведем несколько наглядных примеров:


Пунктуация простого осложненного предложения с приложением:

  • обособляются личные местоимения;
  • обособляются приложения с союзом «как»;
  • обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова;
  • запятая заменяется тире, если приложение располагается в самом конце предложения.

Дополнения

Дополнением называют второстепенный член предложения, обозначающий какой-либо предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Обособляются такие обороты, если они включают в себя следующие слова: помимо, кроме, сверх, включая, за исключением, наряду с, исключая, вместо и пр. Для наглядности приведем пример:

  • «Она ничего не слышала, кроме шума дождя».
  • «Статья мне очень понравилась, за исключением некоторых деталей».

Обстоятельства

Обстоятельством называют второстепенный член предложения, указывающий на время, место, образ действия и причину, а также отвечающий на вопросы "когда?", "где?" "почему?", "как?" Приведем пример:

Следует отметить, что обстоятельства всегда обособляются, если они выражены деепричастием или а также оборотами «несмотря на + имя существительное».

Вводные конструкции и обращения

Осложненное простое предложение - это то предложение, в котором присутствует (обращение), называющее того человека или предмет, к кому или чему обращаются с определенной речью. Также вместо обращения могут использоваться и вводные конструкции. Это слова, сочетания или целые предложения, при помощи которых говорящий человек выражает свое субъективное отношение к содержанию того или иного высказывания (например, чувства, не/уверенность, порядок мыслей, источник высказывания, способы выражения мысли и проч.).

Следует отметить, что обращения всегда выделяются запятыми. Что касается вводных конструкций, то они могут обособляться при помощи тире или скобок. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • «Однажды - не помню, почему - концерта не было».
  • «Зима, кажется, будет холодная».
  • «Суть американских фильмов (если вы их видели) несколько однообразна».
  • «О, Мария, как ты прекрасна».

Уточняющие члены предложения

Уточняющими называют члены предложения, поясняющие другие. Следует отметить, что чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места. Кроме этого, в роли таких членов предложения иногда выступают и определения.

Приведем несколько примеров:

  • «Ливень начался вечером, часов в восемь».
  • «Впереди, у самой обочины, горел большой костер».

Уточняющие члены всегда отделяются запятыми.

Как определить простое осложненное предложение

Если вам попалось задание, в котором необходимо найти простое осложненное предложение, то, возможно, вам поможет следующий алгоритм:

  • Исключите все те предложения, где отсутствуют знаки препинания.
  • Выделите основу и исключите те предложения, где знаки препинания отделяют основу друга от друга.
  • Касательно остальных предложений следует попытаться выяснить, почему в них имеются те или иные знаки препинания (вводные слова, однородные члены, деепричастные или причастные обороты и пр.).

А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного (далее - ОП и НП):

1. В неосложненном предложении есть только такие элементы, которые выражаются недублирующими словоформами. В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например : В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).

2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные и подчинительные. В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: полупредикативные, пояснительные, уточняющие и др.

3. Различие между неосложненным и осложненным предложениями проявляется также в синтаксических связях. В неосложненном предложении связи двух типов - предикативная и присловные подчинительные (согласование, управление, примыкание). В осложненном предложении, помимо указанных связей, обязательно есть связи других типов: сочинительная, пояснительная, двунаправленные связи, оформленные собственно синтаксическими показателями.

4. Четвертый различительный признак - формальные показатели, оформляющие синтаксические связи . В неосложненном предложении - только морфолого-синтаксические показатели (словоформы и непроизводные предлоги). В осложненном предложении - морфолого-синтаксические и собственно синтаксические показатели.

К последним относятся союзы - сочинительные и подчинительные, производные предлоги «союзного» типа (с обстоятельственными значениями типа «несмотря на», «вопреки», с сопоставительно-выделительными значениями типа «кроме», «вместо»), различные аналоги союзов - частицы, вводно-модальные слова, а также порядок слов и интонация.

Роль порядка слов и интонации особенно велика при отсутствии других формальных показателей. Например: В конце мая приехал художник Петров. - В конце мая приехал Петров, художник. Первое предложение неосложненное, второе - осложненное. Средствами осложнения являются порядок слов и интонация.

Виды осложнения простого предложения .

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — простое предложение, в котором присутствуют «осложняющие элементы», выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа. 1- однородные члены предложения и обособленные члены предложения; 2 - слова и словосочетания, не являющиеся членами предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия.


Поэтому выделяют такие виды осложнения:

1) с однородными членами,

2) с обособленными членами,

3) из вводными и вставными конструкциями,

4) с обращениями.

ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи. - однородные подлежащие; Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками - однородные определения.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова: Каждый год он приезжает свежий, подтянутый, южными ливнями искупанный .

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными: Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал.

Не усматривается наличие однородных членов предложения при повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле. Или в фр. выражениях: ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

ОДНОРОД.ОПРЕДЕЛЕНИЯ связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией или только интонацией перечисления и соединительными паузами.

Однородные определения употребляются в двух случаях:

а) для обозначения отличительных признаков разных предметов: Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие цветы были собраны в огромный букет для сестры.

б) для обозначения различных признаков одного и того же предмета: Любил он сильное, решительное, твердое слово.

Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного: Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком.

НЕОДНОРОДНЫЕ определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, например: большой кожаный портфель (размер и материал).

Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выражаемого обобщающим словом, поэтому грамматически выступают в функции уточняющих слов по отношению к обобщающему слову: Вся усадьба состояла из четырех, а именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани. Обобщающее слово может находиться впереди однородных членов или следовать за ними.

ОБОСОБЛЕНИЕ - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения: Очнулся он от конского топота, внезапно вырвавшегося из-за бугра.

Между обособленными членами и определяемыми словами существуют так называемые полупредикативные отношения, вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке и по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям.

Также существует интонационно-смысловое выделение слов, которые могут быть не только второстепенными, но и главными членами. Это так называемое УТОЧНЕНИЕ и ПОЯСНЕНИЕ.

УТОЧНЕНИЕ - сужение объема понятия, его ограничение: Впереди, у самой дороги, горел костер.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени, также обстоятельство образа действия: Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное.

В роли уточняющих членов часто выступают определения: Он со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят, шинели.

ПОЯСНЕНИЕ - это обозначение в данном контексте одного и того же понятия другим словом или другими словами.

Пояснительными могут быть как второстепенные, так и главные члены предложения, например: Мне нужно только одно - предостеречь вас . - поясняется подлежащее; Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры - поясняется определение.

Предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями - самостоятельно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ грамматически не связаны с членами, не являются членами предложения и выражают отношение говорящего к высказываемой мысли.

Вводные слова и словосочетания могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам: К счастью, никто меня не заметил; - ... Наше ветхое судно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов:

1. ОЦЕНКА говорящим степени ДОСТОВЕРНОСТИ сообщаемого: конечно, без всякого сомнения, может быть: Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА сообщаемого: к счастью, к сожалению, странное дело и др.: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор.

3. На связь мыслей, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ указывают вводные слова и словосочетания во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, напротив, однако, в частности, кроме того, например: Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

4. УКАЗАНИЕ НА ИСТОЧНИК сообщаемого: по словам, по мнению, говорят, как утверждают психологи, по-моему, с точки зрения: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. Они обычно синтаксически не связаны с основным предложением, не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями и т.д. Вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения: Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая ) изливалась в горьких жалобах.

ОБРАЩЕНИЕ - это имя адресата, чье внимание хочет привлечь говорящий: Таня, включи свет! Вася, это ты мне звонил? Оно произносится (или пишется) для установления контакта. Такое обращение не является членом предложения. Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения: Сергей Сергеич, это вы ли!

Естественной формой выражения обращения является имя существительное в именительном падеже, выполняющем назывную функцию. В древнерусском языке для этой цели использовалась форма звательного падежа, которая и в современном языке иногда употребляется в стилистических целях: Чего тебе надобно, старче? Господи, прости! Отче наш, помилуй! Очень редко в роли обращения выступают слова, называющие признак лица, к которому обращена речь: Эй, в белой косынке , где мне найти председателя?

В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью - вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок - обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна - обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Я не люблю лимоны .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  2. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  3. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  4. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  5. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  6. Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  7. Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  8. Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

    • осложнённое
    • неосложнённое