Война и мир описание семьи курагиных. Семья курагиных в романе "война и мир"

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Официальный постер мини-сериала BBC One "Война и мир", 2016 г

Лев Толстой явно никому не даёт покоя. Оно и понятно – яркий представитель литературной классики, звезда своего времени, мощь, сила, глубокая философия – что, спрашивается, ещё нужно для полного счастья? Именно поэтому зарубежные режиссёры нет-нет да и берутся, засучив рукава, за то или иное произведение в попытках постигнуть широкую русскую душу. Правда, пока выходит то..., что выходит. То красочная лента Кинга Виндора «Война и мир» с Одри Хёпбёрн в роли Наташи Ростовой, которая хоть и считается культурным наследием, в своё время не избежала громкого провала. То «Анна Каренина» Джо Райта, где дела обстоят ещё хуже, потому что вместо роковой красавицы зрителю является худосочная Кира Найтли с сугубо нерусским лицом. Не то чтобы наша публика имела что-то против заграничных черт, но всё-таки Каренину мы привыкли представлять как-то иначе. По крайней мере, в нашем понимании толстовская героиня, как минимум, должна быть одета, а не сверкать направо и налево обнажёнными частями тела.

Андрей Болконский (Джеймс Нортон)

Наташа Ростова (Лили Джеймс)

Как показывает опыт последних лет, британцы вообще тяготеют к эротике... и к русской литературе. Думаете, несовместимые понятия? Вы недооцениваете английских кинематографистов! «Анна Каренина», можно сказать, была только пробным камнем, впереди нас ждало настоящее откровение.

Подходит к концу трансляция шестисерийного фильма «Война и мир» (War and Peace), снятого режиссером Томом Харпером по сценарию Эндрю Дэвиса для канала BBC One. Мы уже практически у победного финала, а катарсиса так и не случилось, в отличие, скажем, от «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Хотя сравнивать английский «шедевр» с нашей киноэпопеей как-то даже неловко. Если в 1967-м Бондарчук задумывался о концепции, которая будет очевидна человеку начитанному, или, по крайней мере, осведомленному, что «Война и мир» - это для начала литературное произведение, а не сразу кино, то англичане пошли по простому пути.

Пьер Безухов (Пол Дано)

Княгиня Анна Павловна (Джиллиан Андерсон)

Толстовский непередаваемый подтекст, рефлексия персонажей (надо заметить, не только центральных) и, в конце концов, какая-то телесность, осязаемость героев, всё это оказалось в английской версии лишним. Англичане создавали свою экранизацию в расчёте на тех, кто, скорее всего, романа не читал, а готов довольствоваться только историей сценариста Эндрю Дэвиса, которая куда больше напоминает краткое перечисление событий монументального труда Льва Толстого. Когда-то Дэвис уже имел честь поработать с текстом романа – первый 20-серийный фильм с Энтони Хопкинсом в роли Пьера Безухова вышел еще в 1972 году и даже принес актеру премию BAFTA.

К чести создателя нового произведения по мотивам Толстого, стоит отметить, что все события соблюдены в строгом соответствии с первоисточником, правда, слегка приукрашены. И то верно, кому интересно будет смотреть на душевные терзания тюфяка Пьера Безухова (который в английской версии, увы, другого звания никак не заслуживает), лучше будет показать, как его жена Элен (кстати, в телесериале она куда больше напоминает развратную нимфоманку, нежели представительницу высшего общества) совокупляется с любовником и по совместительству родным братом Анатолем Курагиным. Как показывает многолетний опыт, для человека, далёкого от кинодраматургии да и от искусства в целом, обнажённые тела видеть как-то спокойнее, дескать, и у них, у персонажей то есть, всё как у людей.

Анатоль Курагин (Каллум Тернер)

Элен Курагина (Таппенс Мидлтон)

Толстой при написании оригинального текста, вероятно, сцену плотской любви брата и сестры Курагиных просто забыл расписать, зато Дэвис досадную несправедливость исправил. Кстати, опытные литературоведы считают, что Лев Николаевич на инцест всё-таки намекал, но тонко, мол, кто поймёт, тот поймёт. Создатели же фильма намёками предпочли не ограничиваться и показать загадочную русскую душу во всей красе: тут и сцены грязной любви, и батальоны голых мужчин во главе с Болконским, и практически наглядное руководство по принятию родов, и кишки, торчащие из трупов на поле боя, короче говоря, всё, чтобы у зрителей точно не возникло желания читать непосредственно сам роман.

Режиссёр и сценарист своих намерений не скрывают, мол, фильм для тех и задумывался, кто Толстого не собирается изучать прицельно. Да что там, сами актёры заветных четырех томов не держали в руках – говорят, такой объём мало кому по зубам, и времени, если честно, совсем нет.

Сцена купания русских солдат, кадр из 5-й серии, на переднем плане - персонаж актера Оскара Пирса

Так что совсем не удивительно, что, благодаря такому своеобразному продвижению классики в массы, в твиттере очень скоро образовалось сообщество, посвящённое новому хиту, в частности, на обсуждение выдвинуты вопросы: «Кого предпочтёт Наташа – Анатоля или Андрея?» (в финале зрителей ждёт невероятный сюрприз) и «Легально ли демонстрировать на экране мужские половые органы в праймтайм?» Вторая тема, кстати, затмила все иные обсуждения после показа пятой серии (в минувшие выходные). Твиттер взорвался комментариями один другого краше. Сериал тут же предложили переименовать в War and Penis.

Герои, стоит отметить, в английской версии «Войны и мира» сказочно хороши собой: Наташа (Лили Джеймс) много и звонко смеётся, Пьер (Пол Дано) хоть и тюфяк, но тюфяк симпатичный, Болконский в исполнении Джеймса Нортона и вовсе похож на волшебного принца, так что пережить его безвременную кончину неподготовленному зрителю будет тяжело.

Судя по всему, в новое произведение кинематографического искусства вложено колоссальное количество сил и средств – костюмы, локации (ради достоверности съёмочная группа даже зафиксировала разные планы Санкт-Петербурга), правда, от Толстого в сериале ничего не осталось кроме, разве что, названия. Так что «Война и мир» Харпера может стать отличным примером того, как снимать не нужно, а по-русски говоря: не умеешь – не берись. Ну или назови эту эротическую фантазию по мотивам русской классики как-нибудь иначе.

Наташа Ростова и Князь Андрей, кадр из сериала BBC One

Толстой в своем произведении "Война и мир" изобразил невероятное количество людей, семей, общество в целом, в разных его проявлениях, стремясь найти что то общее: общие привычки и ценности, характер и поведение людей разных времен.

Яркий представитель семьи того времени - семья Курагиных. Толстой высмеивает ее и дает читателю самому посмеяться или взгрустнуть из за безнравственности этих людей. Писатель показывает самые низшие качества Курагиных - лицемерие, ложь, преступные наклонности, бесчестие, алчность. Эта семья готова на все ради своей выгоды.

Не удивительно изображение в произведении именно Курагиных, ведь свой роман-эпопею Толстой писал на пике развития буржуазии, а Курагины к ним как раз таки и относились. Буржуазное отношение к жизни четко показывают через Наполеона - одного из представителей буржуазии, желавшего богатств, достигавшихся любым путем. Этими персонажами Толстой показывает культ личности - поклонение самому себе и собственным желаниям, осуществление которых оправдывается любыми мерами.

Курагины создали свои законы, противоречащие общественным правилам и нормам, и живут именно по ним.

Благодаря этой меркантильной семье разрушились жизни Пьера, Наташи, Андрея Болконского, всей семьи Ростовых. Князь Василий, Элен и Анатоль не жалели никого, разрушая любые препятствия, стоящие перед их прихотями.

Семейный очаг - неестественное понятие для Курагиных. В их семье нет места любви, ласке, заботе. Единственное, что поддерживает их "на плаву", это взаимоподдержка эгоизма друг друга, потакание низким желаниям. Такой "союз" нельзя назвать семьей, в отличие от любящих друг друга и уважающих семей Ростовых и Болконских.

Семья Курагиных индивидуальна, но эта индивидуальность ничтожна, ведь она заключается в противоречии всем общественным и моральным нормам, в которой основа всего - нажива любым способом.

Меню статьи:

Неординарные личности в литературе, искусстве, да и собственно, в реальной жизни часто выглядят намного привлекательнее, чем добропорядочные и честные. Повесы и франты вызывают чувство зависти у представителей их пола и восхищение и влюбленность у противоположного. При этом все прекрасно могут знать самые непривлекательные стороны характера этих персонажей, но все равно слетаются к ним, как мотыльки на свет. Анатоль Курагин из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – классический представитель такого образа.

Внешность Анатоля Курагина

Все красивые люди имеют схожее описание – они все лишены каких-либо отличительных внешних отличительных признаков. Лицо его имеет правильные черты лица. Он отличается от остальных представителей аристократии высоким ростом и стройным станом (в основном персонажи романа Толстого среднего роста).

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”

В романе Толстой описывает его как безумно красивого чернобрового, но детального описания не дает. «Мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом», у него «прекрасные большие глаза» – на этом описание Анатоля заканчивается. О его красоте мы узнаем из реакции на него других персонажей романа – и мужчины и женщины застывают с благоговением, увидев этого молодого человека. Восклицание: «Как хорош!» часто преследует молодого Курагина.

О его телосложении мы знаем крайне мало – во время войны с Наполеоном он «большой, полный человек», но был ли он такой комплекции всегда – сказать сложно.

Биография

Анатоль Курагин – сын Василия Сергеевича Курагина, аристократа, министра и важного чиновника. Кроме Анатоля, в семье Курагиных еще двое детей – сестра Елена и брат Ипполит.

Анатоль получил превосходное образование за границей, потому как «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего», предположительно учился он во Франции. Как и все аристократы, Анатоль предпочитает французский в своей повседневной речи.

К сожалению, его образованность не стала гарантом приспособленности в жизни и умения верно распоряжаться своими капиталами и временем.

Кроме того, в обществе долгое время ходили слухи, что у Анатоля была любовь со своей сестрой Еленой, князь Василий, удалил своего сына во избежание инцеста.

Анатоль часто приходит в гости к сестре и ведет себя неподобающим для брата образом – он целует обнаженные плечи Елены, нежно ее обнимает: «Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя», поэтому вопрос о том, была ли любовная связь у Анатоля со своей сестрой – вопрос спорный.

Как и большинство представителей аристократии, Курагин отдает предпочтение военной службе. «Во время стоянки его полка в Польше один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

Как ни скрывал Анатоль факт своей женитьбы, слухи об этом все же проникли в общество. После того как Наталья Ростова узнала об этом, она поняла, что Курагин – обманщик и решилась на самоубийство, несмотря на свою влюбленность и решительные намерения сбежать.

Он участвует в военных событиях 1812 года против Наполеоновских войск и получает серьезное ранение – ему приходится ампутировать ногу. Дальнейшая судьба красавца-Анатоля неизвестна, Толстой ничего не рассказывает о нем больше, предположительно, что он умер во все том же 1812.

Личность и характер Анатоля Курагина

Если бы Курагин был героем народного эпоса, то его постоянным эпитетом было бы слово «глупый». В романе Толстой часто использует для передачи такие слова как «дурень», «болван». Ни образование, ни общение с разными слоями общества не учат уму молодого дворянина – его поступки все так же не отличаются ни умом, ни сообразительностью. Он прожигает свою жизнь, не задумываясь о своем будущем. «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Курагин обожает проводить время в пьянках и кутежах: «Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы». «Одно, что он любил, – это было веселье и женщины». Ему приятно общество женщин, хотя он старается показать абсолютно противоположные чувства. «Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства». Этот принцип срабатывает как нельзя лучше – чем отрешенней он кажется женщинам, тем привлекательней и желанней он выглядит в их глазах. Он буквально «сводит» молодых барышень с ума.

Курагин становится героем всех балов и попоек. После изрядно выпитой доли алкоголя Анатоль ведет себя очень агрессивно: «Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло».

Факт присутствия трезвых людей неким образом огорчает Курагина, он старается споить всех присутствующих. Он пытается постепенно втянуть в свои кутежи Безухова, часто спаивает его.

Окружающие, не задействованные в кутежах и дебошах Курагина, напрямую отзываются о нем как о «настоящем разбойнике», как впрочем и о его друге Федоре Ивановиче Долохове. Отличительной чертой, вызывающей благосклонность к Долохову в обществе, является его умение занять выгодное положение, красноречиво и ясно высказаться. Таких умений, несмотря на намного лучший уровень знаний, Анатоль лишен – он порой с трудом умеет выразить свою мысль, а о поэтической или лирической речи и говорить нечего. «Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах».

Анатоль привык жить на широкую ногу. Праздная жизнь требует многочисленных финансовых затрат, которых часто не хватает Курагину, для полноценной жизни, но этот факт не расстраивает молодого, наделенного оптимистическим восприятием действительности, человека. Когда денег на кутежи и пиршества не хватает, Анатоль берет деньги в долг, но при этом не то, что не спешит отдавать занятые деньги, но и даже никоим образом не собирается приводить в действие возврат. «Он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца». Естественно, что такое положение вещей не устраивало отца и ставало причиной его недовольства, тем более, что аппетит сына неумолимо продолжал расти. Со временем князь Василий престает скрывать своей беспомощности перед сложившейся ситуацией: «этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход своих мыслей». Долгам Анатоля Курагина не видно конца и края, такое положение вещей заставляет отца вынести жестокий вердикт, отец решает больше не платить долги вместо сына, он «в последний раз платит половину его долгов».

Курагин – человек, обладающий веселым нравом. «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение».

Курагину не интересны ни карьерный рост, ни обустройство своей жизни, он предпочитает жить одним днем, хочет, чтобы его жизнь всегда была похожа на праздник.

Самоуверенность и самодовольство – вот еще одни составляющие его характера. Он страдает от завышенной самооценки. «В душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову».

На самом же деле, он недалеко ушел от этих самых «подлецов». В нем преобладают чувства бестактности, подлости. Он мерзавец, каких еще нужно поискать. Он пользуется неопытностью и наивностью Натальи Ростовой и подстрекает ее на побег.

В образе Анатоля Курагина сложно отыскать положительные черты характера.

К таким, пожалуй, можно частично причислить щедрость, которая становиться скорее пороком, чем благородным чувством, ведь щедрость Курагина направлена на обустройство пьянок и веселья для себя и своих друзей. Талантов Курагина тоже днем с огнем не сыщешь: он не обладает музыкальными или хореографическими талантами, не отличается ни умением вести разговор, ни целеустремленностью. Кажется, что единственное, в чем преуспел молодой человек – это пьяные кутежи и любовные похождения. Да и последние порой становиятся частичной заслугой других людей. Так, например, сестра Елена пишет письмо Наталье, вместо нерадивого и не умеющего красиво изъясняться брата, Долохов придумывает план побега Натальи и Анатоля.

Военная служба Анатоля Курагина

Подобно большинству молодых людей Анатоль Курагин находится на военной службе. Вначале он служит в гвардии, затем становится служащим в армии. Его не привлекает продвижение по карьерной лестнице. О его повышениях заботится отец, который, благодаря связям, смог обеспечить сыну» должность адъютанта главнокомандующего».

Анатоль предпочитает жить одним днем, его удручает мысль о том, что ему нужно что-то планировать или чего-то добиваться в жизни (если это не признательность новой пассии).

Толстой мало что говорит о том, как проявлял себя Курагин на фронте. Вполне вероятно, что таким образом автор хотел подчеркнуть апатию и безразличие Курагина ко всему, что не имело отношение к торжествам, пьянкам и дебошам.

Анатоль Курагин и княжна Мария Болконская

Анатоль не видит ничего постыдного в женитьбе по расчету. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает» – говорит молодой человек. Он считает, что мир не должен заканчиваться на супруге, в обществе всегда много хорошеньких женщин, с которыми можно восполнить нехватку в интимной жизни. Именно такая его позиция становится причиной сватовства к княжне Болконской.

Анатоль вместе со своим отцом направляются в Лысые горы, чтобы посвататься на молодой девушке.

Для Болконских их визит был подобным взрыву бомбы – он принес много суеты в их жизнь. Несмотря на то, что Курагин крайне неперспективный жених, вопрос с отказом в женитьбе еще не решен окончательно.

Княжна Мари крайне непривлекательна, она не пользуется популярностью в обществе, поэтому и женихов у девушки нет. Она имеет все возможности остаться старой девой. Болконские это осознают, да и сама девушка тоже. Она не спешит броситься в объятья Курагина, но все же прихорашивается и наряжается к его приходу. Для княжны Мари, не избалованной вниманием мужчин, встреча с Анатолем была очень волнительна.

«Красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая».

В это время в голове Анатоля крутилось всего две мысли. Первая заключалась в том, что княжна необыкновенно уродлива. Вторая была ей полным противоречием, но направлена была не на Болконскую, а на ее компаньонку, к которой Курагин все больше и больше начинает испытывать «страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Эти мысли не смогла предугадать молоденькая Мари, но ее отец был более проницателен – он ошарашен таким поведением потенциального жениха. Разрубить Гордиев узел помогла случайность. Мари становиться свидетелем неприятной сцены. «Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей». Курагину не удается выкрутиться из этой ситуации. Он получает отказ.

Наталья Ростова и Анатоль Курагин

Анатоль Курагин стал причиной разбитых сердец не одной девушки. В случае с Натальей Ростовой его любовные шалости чуть было не обернулись трагедией в жизни девушки.

Анатоль успешно пользуется своей красотой для того, чтобы вызвать у молодой девушки ответное чувство и это ему легко удается – доверчивая Наталья искренне верит в добропорядочность Курагина.

Любит ли Наталью Анатоль? Сомнительное дело, скорее всего, что нет. Для Курагина – это очередная шалость и способ навредить князю Андрею.

Впервые молодые люди встретились в опере. Анатоль заинтересовался молоденькой девушкой и попросил сестру их познакомить. Елена с удовольствием выполняет его просьбу. «Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой». Курагину удается с легкостью покорить сердце девушки.

Он очень красив, а Наталья не имеет опыта в общении с молодыми людьми противоположного пола.


Открытые намерения Курагина, его нескрываемое плотское желание по отношению к ней будоражит ум девушки. Он становится причиной испытать новые эмоции и чувства. Возбуждение, которое Наталья испытывает по отношению к Курагину, ее пугает и приятно радует одновременно. Ростова «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». На момент знакомства с Курагиным девушка уже была помолвлена с князем Андреем Болконским. Эта помолвка не была актом насилия, Наталья не испытывала отвращения к предстоящей свадьбе. А сама личность князя была мила и прелестна для девушки. Дело здесь обстояло в поведении молодых людей. Князь Андрей действует в рамках этикета, он не хочет смущать Наталью своими плотскими желаниями. Он слишком идеален. Анатоль же наоборот пренебрегает этими правилами, чем вызывает интерес и любопытство со стороны девушки.

Ростова воспринимает чувства Анатоля за действительность. Она не догадывается, что это очередной обман с его стороны. Курагин же, подстегиваемый интригой и вошедший в азарт, остановиться не может. Он с помощью сестры пишет Наталье письмо, где открывает девушке свои как бы возникшие чувства любви и привязанности, агитирует ее на побег. Это письмо достигло нужной цели – Наталья отказывает Болконскому и готовиться бежать с Курагиным. К счастью для девушки, этим планам не суждено было сбыться. Побег не удался, Наталью все еще не покидает надежда – она верит, что любовь способна преодолеть все препятствия, но этой надежде не суждено было сбыться. В то время когда, Ростова изводится от волнения, Курагин спокойно разъезжает на санях: «Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы». Он не испытывает ни угрызений совести, ни стыда.

Пьер Безухов забирает и горе влюбленного письма Наташи Ростовой. Родственники быстро отправляют Анатоля из Москвы, во избежание новых неприятностей.



Со временем девушка узнает, что Анатоль и вовсе был женат, поэтому никак не мог на ней жениться. Ее чувства к Анатолю сильны, в то же время она осознает, что ее жестоко обманули, в отчаянии девушка пьет мышьяк, но нужного эффекта добиться не получается – она признается в содеянном, и Наталью спасают.

Анатоль Курагин и князь Андрей

Естественно, слухи о поступке Анатоля Курагина по отношению к Наталье Ростовой старались приостановить сами родственники, как со стороны Натальи, так и со стороны Анатоля – обнародование такой правды сыграло бы негативную роль на репутации обоих семьей.

Семьи стали ждать реакции Болконского, который может обнародовать информацию.

Князя Андрея переполняют чувства. Он чувствует себя униженным и оскорбленным. Из-за дурного и неблагородного поведения Курагина Болконский попал в глупую ситуацию – Наталья Ростова отказывает ему в замужестве. Так как Андрей испытывает к девушке самые что ни на есть нежные чувства, такой отказ становится тяжелым ударом по его самолюбию. Несмотря на всю абсурдность происходящего, Болконский понимает, что ситуацию переиграть нельзя, даже если сама Наталья уже осознала всю свою ошибку и желает стать женой Болконского.
«Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Болконский хочет отомстить Курагину и вызвать его на дуэль.

Андрей способен даже в такой ситуации здраво мыслить, поэтому он не пишет Анатолю писем (это может скомпрометировать Наталью), а гоняется за Курагиным.

Эта гонка заканчивается в военном госпитале, куда после ранения приносят Болконского. Князь Андрей среди раненых видит знакомый силуэт. «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Ни Болконский, ни Курагин уже не в состоянии сводить личные счеты. Да и в этом уже нет необходимости – Болконского отпускает чувство обиды, он прощает Анатоля.

Таким образом, Анатоль Курагин в тексте является абсолютным негативом. У него практически отсутствуют положительные качества характера. Он не отличается ни умственными способностями, ни смекалкой, ни доблестью на поле битвы. У Курагина нет цели в жизни, ему привычно плыть по течению, не планируя свою жизнь. В первую очередь он марионетка, но не в руках родственников, как это часто бывает, а в руках своих друзей-дебоширов, в частности Долохова. Именно Долохов придумывает план побега Курагина и Ростовой, подстрекает Анатоля на новые шалости и глупости. Личность Анатоля Курагина привносит негатив по отношению ко всем, с кем молодой человек контактирует.

Меню статьи:

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой героев романа “Война и мир” Льва Николаевича Толстого.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.


Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.


Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Единственный вариант женщина видит в разводе, но это не позволяет сделать ее религия. Для этой цели Елена становится католичкой, однако осуществить свое намерение она не успела – девушка скоропостижно умирает. Точная причина ее смерти не известна, предположительно, что Елена умерла вследствие кровотечения открывшегося после неудачной попытки избавиться от нежелательной беременности.

Таким образом, семейство Курагиных не отличается высокоморальностью или благородством. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег, привязанностью к разврату. Курагины не отличались гуманным отношениям к окружающим, а больше всего в людях ценили внешнюю красоту и привлекательность.