История гособлигаций и госзаймов в ссср: бендер отдыхает. Что такое государственный займ


В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.
Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.
Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:
серия I - через год от даты выпуска, 14 мая 1994 г.
серия II - через 3 года от даты выпуска, 14 мая 1996 г.
серия III - через 6 лет от даты выпуска, 14 мая 1999 г.
серия IV - через 10 лет от даты выпуска, 14 мая 2003 г.
серия V - через 15 лет от даты выпуска, 14 мая 2008 г.
Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.
Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).
Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.
Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.
Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.
За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.
В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.
Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.
К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).
Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.
Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.
Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Еще по теме 9.2.6. :

  1. 9.2.6. Облигации внутреннего государственного валютного займа
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа
  3. Облигации внутреннего государственного валютного займа
  4. Облигации государственного внутреннего валютного облигационного займа (ОГВВЗ)
  5. Облигации Республиканского внутреннего займа РФ 1991 года
  6. Государственные ценные бумаги: ГКО, ОГВВЗ, облигации госуд-о сберегательного займа СБ РФ.
  7. ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
  8. Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ)
  9. Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
  10. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом
  11. Фьючерсные контракты на государственные облигации Великобритании и казначейские облигации США
  12. Глава 3. Продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической дея­тельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физи­ческим лицам их валютные средства, которые к этому моменту храни­лись на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федера­ции в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводи­лись в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

Условия займа. Валюта займа - доллары США. Процентная ставка - 3% годовых. Объем займа - 7,885 млрд долл. в 1993 г. и 5050 млрд долл. в 1996 г. Номинал облигации - 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска -- предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам - 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Выпуск - 5 серий:

1-й транш на сумму 0,266 млрд долл., погашен 14.05.94 г.

2-й транш -- на сумму 1,518 млрд долл. -- сроком на 3 года; дата погашения - - 14.05.96 г.

3-й транш - на сумму 1,307 млрд долл. сроком на 6 лет; дата погашения 14.05.99 г.

в 4-й транш на сумму 2,627 млрд долл. сроком па 10 лет; дата погашения - 14.05.03 г.

5-й транш - на сумму 2,167 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения -- 14.05.08 г.

6-й транш на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 10 лет; дата погашения - 14.05.06 г.

7-й транш - на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения- 14.05.11 г.

Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа мо­гут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за кон­вертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал предприятий и коммерческих организаций.

Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облига­ций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и на­считывает несколько десятков торгующих фирм.

3) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Выпускаются с 1993 г.

Сроки обращения - до 1 года.

Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при выпуске.

Форма существования - бездокументарная.

Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.

Форма владения - именная.

Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной си­стемы и депозитария.

Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые прини­мают участие в определении цены облигации.

Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более дол­госрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. вы­пуски ГКО возобновились.

Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО - высокий уровень доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокра­щающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха - отсутствие экономического роста в стране.

4) Облигации федерального займа (ОФЗ).

Начало выпуска - с июля 1995 г.

Сроки обращения - свыше 1 года.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.

Номинал - 1000 руб.

Форма владения - именная.

Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.

До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущен­ных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФД) со сроками обра­щения 4 и 5 лег с соответствующими процентными ставками, с постоян­ным купонным доходом (ОФЗ - ГТД) со сроком обращения 3 года и нуле­вым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Начало выпуска - август 1995 г.

Срок обращения - 1-2 года.

Номинал - 100 и 500 руб.

Форма существования - документарная.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма владения - предъявительская.

Форма выплаты дохода - купонная; процентный доход устанавли­вается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквар­тально учреждениями Сбербанка РФ.

Владельцы - юридические и физические лица; резиденты и нерези­денты.

Порядок обращения - ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Мини­стерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

6) Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сер­тификаты).

Сущность - предоставляют владельцу право получить при пога­шении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением.

Форма владения - именная ценная бумага.

Наличие дохода - беспроцентная.

Номинал - цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Описанные характеристики золотого сертификата утверждены ус­ловиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осе­нью 1993 г., с номиналом 10 кг.

7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном

с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета.

Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с це­лью погашения задолженности федерального бюджета перед соответ­ствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погаше­ния задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

  • безналичные и наличные;
  • бездокументарные и документарные;
  • доходные и гарантированные;
  • нерыночные и рыночные;
  • на предъявителя и именные.

По функциям ГЦБ различаются:

  • государственные долгосрочные купонные обязательства;
  • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
  • облигации сберегательного займа;
  • облигации внутреннего валютного займа;
  • государственные казначейские векселя;

Кто является эмитентом

Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

Доходность государственных облигаций РФ

Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

Стоит ли покупать облигации федерального займа

Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

Срок погашения

В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

Продажа и покупка облигаций

Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

Как купить облигации федерального займа физическому лицу

Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

Где купить облигации

Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

Сколько стоят облигации государственного займа

Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

Сколько можно заработать на облигациях

Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.



Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.

Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.

За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.

В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.

Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).

Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.

Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.

Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Золотые сертификаты

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.

Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.

Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.

Облигации федерального займа (ОФЗ).

Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Основные виды государственных ценных бумаг

Государственным внутренним долгом являются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут быть в виде кредитов, получаемых правительством РФ, в виде государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств.

Основными видами государственных ЦБ являются:

· Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

· Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ;

· Облигации Федеральных займов (ОФЗ);

· Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ).

Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - ЦБ РФ. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

Сделки с облигациями могут проводиться только на ММВБ. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. В настоящее время существует 12 выпусков со сроком погашения до 2004г. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал. Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

Выпущены в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

ОВВЗ могут спокойно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.