Звуки речи гласные ударные в словах. Гласные звуки (ударный, безударный )

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударном и безударном слогах »

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели деятельности учителя: систематизировать представления детей об ударных и безударных слогах в слове; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме; развивать умение подбирать проверочное слово; обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением буквы гласного в безударном слоге двусложных слов.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять ударный и безударный гласный звук; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта):

познавательные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника; доказывать своё мнение; владеть диалогический формой речи;

регулятивны е – ставить учебные цели и задачи, планировать свои действия, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Технологии : технология проблемно-диалогическая, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Методы обучения : словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (демонстрация презентации обучающего курса); практические (работа с карточками) : проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; работа в паре.

Формы контроля : контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Приветствие гостей

Правило посадки

Запись числа

Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок…...

Вышли из - за парт. Встали все ровно.

У нас сегодня на уроке гости, учителя нашей школы.

Давайте повернёмся, поздороваемся.

Тихо сели.......

Руки …..на месте,

Ноги …..на месте,

Локти …..у края,

Спинка ….прямая.

Какое сегодня число? Запишите число, в классе.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая,

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

Русский язык.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше и краше,

Ну, пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Организация рабочего места (Р)

Смыслообразование (Л)

II. Минутка

чистописания

Повторим написание строчных гласных букв.

Назовите гласные, которые указывают на твердость согласного звука.

Запишите эти гласные в соединении с элементом закругления.

аоуыэ

Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного звука.

На этой строке запишите эти гласные в соединении с элементом закругления.

яееюя

аоуыэ яееюя аоуыэ яееюя

Продолжите записывать эти гласные до конца строки, чередуя.

Подчеркните самые красивые буквы.

А, о, у, ы, э

Я, е, е, ю, я

Логические действия (П)

Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

III.Словарно-орфографическая работа

IV. Развитие речи. Работа с крылатым выражением

Составьте из букв и слогов слова, запишите в тетрадь, поставив ударение, подчеркните орфограммы.

БЕЙВОРО, КАРОСА, НАВОРО

Какая орфограмма во всех словах?

Прочитайте крылатое выражение, которое закодировано буквами, пользуясь кодом.

Когда же так говорят? Что означает это выражение?

(этимологическая справка)

Запишите это выражение в тетрадь с комментированием, подчеркните знакомые орфограммы, поставьте ударение.

Что вы записали?

Что вы знаете о предложении?

Воробей, сорока, ворона

(этимологическая справка о птицах)

Корова

Проверяемая и непроверяемая безударная гласная, сочетание -оро

- Как корова языком слизнула .

Предложение

Предложение состоит из слов,

Слова в предложении связаны по смыслу,

Начало предложения записываем с красной строки, с заглавной буквы,

В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

V.Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

VI. Целеполагание.

Постановка первой учебной познавательной задачи

VII. Работа по теме урока.

Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова

Что вы знаете о гласных звуках?

Какие могут быть гласные звуки?

Какие гласные звуки называют ударными?

Какие гласные звуки называют безударными?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способ проверки безударного гласного»

Чему вы будете учиться?

Послушайте загадку и доскажите словечко.

Кто на дереве сидит,

Зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины,

Сокращает род мышиный,

Так подвижна голова!

Это мудрая….

Произнесите это слово- название птицы. Поставьте ударение.

Какую букву нужно написать правильно – о или а ?

Какая проблема у нас возникла?

Чего мы не знаем?

Чтобы решить эту проблему,

отгадайте следующую загадку и доскажите словечко.

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожа боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы

Филины и ….

Что вы заметили в слове совы?

Запишите это слово, поставьте ударение

Совпадает ли произношение слова с его написанием?

При изменении слов (сова-совы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова пишутся одинаково.

Выделите одинаковые гласные буквы в каждой паре красной точкой

Соедините линией одинаковые гласные у ударных и безударных слогах.

У этих двух групп слов есть особое название. Одни слов называются- проверяемые, а другие – проверочные.

Какие из них проверяемые, а какие проверочные? Почему?

Постарайтесь сделать вывод: как проверить, какую безударную гласную нужно писать?

Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах:

Если в слове гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

А какие гласные нужно проверять?

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы а, о, е, и,я

Напомните, как проверить безударный гласный звук в слове? Назовите последовательность действий.

А какое проверочное слово подобрать?

Откройте рабочую тетрадь с.33 упр.8.

Какое слово называется проверяемым, а какое проверочное?

Как проверить безударный гласный звук в слове?

Для чего необходимо проверять безударную гласную?

На парте лежит карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание, обсудите и выполните, не забываем о правилах работы в паре. Пара, выполнившая задание, поднимает руку дружбы.

Проверка (Игра «Яблоня »)

Какие гласные нужно проверять?

Как найти в слове безударный гласный звук?

Как проверить безударную гласную букву?

  • ! прекрасно справился с заданием, доволен собой
  • + были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
  • - не справился с работой

Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши.

Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день.

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград,

Гласный звук образует слог

Ударные и безударные

Гласные звуки под ударением, с большей силой

Гласные звуки в безударных слогах

Ударные и безударные гласные звуки

Находить в словах ударные и безударные гласные звуки,

Проверять безударный гласный звук, подбирая проверочное слово

Сова

Ударный слог –ва,

Как обозначить безударный гласный звук в слове

Совы

Изменили форму слова (стало несколько предметов)

Гласный звук о стал ударным

Отличается, слышим звук [ а], а пишем [ о]

С о ва - с о вы

Сова - проверяемое (безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить), а совы - проверочное (звук слышим под ударением, такую букву пишем),

Изменить слово так, чтобы безударный гласный звук станет ударным

А, о, е, и, я

Алгоритм

Изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов (форму слова), где безударный гласный звук стал ударным.

(дети работают самостоятельно)

Задание: найди пары слов, вставьте пропущенные буквы.

(Дети проверяют и оценивают работу)

А, о, е, и, я

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р)

Планирование,

Прогнозирование (Р)

Самоопределение (Л)

VIII. Физминутка

IX. Закрепление нового материала.

Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Первичная проверка понимания.

(рабочая тетрадь с.33 упр.8),

Работа по учебнику (с. 66 упр.7)

X.Закрепление нового материала. Работа в паре.

XI. Итог

XII. Рефлексия

Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П)

Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других (К)

Выдвижение гипотезы, её проверка (Р)

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Самооценка (Л)

Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения (Р)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

действуют с учетом выделенных ориентиров,ориентируются в учебнике и тетради (Р)

Работа в паре (К)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Планирование, распределение участков работы (Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


Всего шесть - это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки - ударные и безударные - имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я - йа, ю - йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями - обозначают мягкость в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул - слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки - что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше - тем сильнее редукция. Например, в слове "колобок" ударным является последний звук «о» - в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай - это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора - горный, вода - водный, дожди - дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке - великое множество.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования - «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» - «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» - «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение - полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй - в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Как чередуются «и» и «е»

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует - «е». Примеры: побираться - заберет; прижигание - выжегшая; расстилается - стелить; блистательная - блестящий; замирать - замереть; оттирать - оттереть; отдирать - отдерет; отпирать - отпереть; почитать - вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы "а" ("я") с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях

Буква "а" ("я") чередуется в корнях с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать - принято, начинать - начато.

Гласные звуки - ударные и безударные - есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней - только малая часть большого айсберга.

Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.

Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).

В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.

Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.

Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта

Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].

Класс: 1

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс 1

Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.

Целевые установки урока:

  • Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
  • Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
  • Создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;
  • Содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  • Воспитывать коммуникативную культуру.

Образовательные технологии: технология сотрудничества

Форма урока: урок-диалог

Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, картинки для работы «Словарные слова», полоски для парной и разноуровневой работы, карточки для рефлексии, музыка для работы, муз. физкультминутка.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения оценивать свою работу;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, обобщение, классификация.
  • развитие умения грамотно выстраивать речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, анализировать;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, объяснять и доказывать свое мнение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударной гласной;
  • развитие умений сопоставлять звуковые схемы слов с буквенным написанием;
  • Совершенствование умений распознавать проверочные и проверяемые слова.

Ход урока

1) Оргмомент.

Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.

Вопросы (ответы хором) Презентация. Слайд 2

  1. Вы готовы секреты русского письма открывать?
  2. Ум и смекалку не забыли взять?
  3. Постараетесь всё понять?
  4. А грамотно будете писать?

Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.

2) Актуализация старых знаний.

(Два человека выходят к доске выполнять задание:

  • 1 задание: Записать транскрипцию к данным словам: пенал, магазин, сорока, стакан, берёза.
  • 2 задание: Составить звуковую схему к пословице: Без труда и отдых не сладок.

I. Словарный диктант «Отгадай загадку»

А) – Возьмём тетрадки, запишем число 22 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.

Презентация Слайды 3-8

Учитель читает загадку, ученик отгадывает.

То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним
Сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?
(тетрадь)

Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом
(карандаш)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(корова)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(язык)

Летом вырастает, осенью опадает.
(листок)

б) Проверка (ребята – отгадывают загадку, записывают отгадку с комментированием, учитель прикрепляет это слово на доске.). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).

П. Самоопределение к деятельности

Спасибо, ребята. Обратите внимание на орфограммы в словах. Кто из вас увидел лишнее слово? (листок). Почему? (все слова написаны с непроверяемой гласной, а в этом слове гласная проверяемая ). – Как вы узнали, какую гласную надо писать в этом слове?

(Подобрали проверочное слово – лист ). А почему именно это слово? (Это слово с тем же значением и на безударную гласную падает ударение, гласная И произносится четко, значит в слове листок тоже надо писать И )

Как думаете, чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; учиться проверять безударный гласный звук и писать нужную гласную)

Презентация Слайд 9

Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами .

Рассмотрите еще раз внимательно эти слова и назовите гласные, в написании которых мы сомневаемся, когда на них не падает ударение. (а.о.е,и,я)

Презентация Слайд 10

2. Чистописание

Давайте пропишем эти гласные.

Ш. Проверка пройденного материала

А теперь проверим наших ребят.

Ученик 1 ) Правильно ли записана у него транскрипция к данным словам?

Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? (Не всегда произношение совпадает с написанием).

А как нам быть? Как узнать, какую гласную писать?

Какой вывод делаем? (Слова бывают с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запоминать в написании. А к словам с проверяемыми гласными подбирать такие слова, в которых гласная должна быть под ударением).

Презентация Слайд 11

Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

2. Словарная работа

Какой полезный напиток для здоровья дает нам корова? (молоко)

Какое это слово – проверяемое или нет? (Нет, его написание необходимо запомнить)

Слайд со словарным словом.

Задание 1. Написание и запоминание слова.

Задание 2.

2) Проверка у доски Ученика 2: Как вы понимаете эту пословицу? Проверьте звуковую схему.

Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)

Твердость (у,э,о,а,ы)

Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, а также уметь работать дружно и слаженно.

Ш. Работа по теме урока

Давайте подведем итог нашей работы с проверяемыми и непроверяемыми словами.

Слайд с Самоваровым

Прослушивание с диска (объяснение материала)

Давайте послушаем , что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)

Интервал 1 Объяснение о звуках

Что важного сказал профессор? (… надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)

Интервал 2 Объяснение л –са л-са

Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!

Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)

Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)

Интервал 3 Конкретизация. Упражнение с диска:

Вопрос Самоварова - остановить запись

сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)

Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.

Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.

1V.Физкультминутка. (Включается музыка)

Выходят ребята с карточками, на которых написаны буквы: А, О, И, Е, Я

У одних ребят на партах лежат карточки с проверочным словом. А у других ребят лежат на партах слова с пропущенной гласной. Учитель называет слово, выходит ученик с этим словом, к нему должен подойти ученик с той гласной, которая пропущена в этом слове, а затем выходит ребенок с карточкой, на которой написано проверочное слово.

(Гл…за – глаз, гн…здо – гнёзда, х…лмы – холм, р…ды – ряд, бл…ны – блин)

2. Презентация Слайд 12

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

3. Работа на листиках (Включается музыка) (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) (приложение 1)

Карточка 1 (Работа в парах)

Задание: Укажи слова, в которых написание выделенных букв не надо проверять.

Све ча, вра чи, гро зный, ли стик, ро са, мя ч, со сна.

Карточка 2. Самостоятельная индивидуальная работа (красные полосочки).

Задание: Вставьте в словах пропущенную букву А или О:

Шк…фы, г…ра, гр…за, гр…чи, в…лна, стр…на.

Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа (зеленые полосочки).

Задание: Найди проверочное слово для слова с пропущенной гласной и подчеркни его, вставь пропущенную гласную:

Зв…риный – (зверинец, звери)
Сн…говик – (снег, снеговой, снегурочка)
В…дяной – (вода, водный, водичка)
Л…сок – (лесной, лесник, лес, лесистый)

Проверка по диску

Самооценка:

  • «зеленая карточка» - все правильно
  • «желтая карточка» - были ошибки
  • «красная карточка» - не согласен

4. Музыкальная физкульминутка

5. Самостоятельная работа по учебнику: 1 в – Упр. 145, с. 78

Самостоятельная работа по творческим тетрадям: 2 в – Упр. 1, с 39

V. Рефлексия.

Презентация Слайд на доске 13:

А) - Итак, продолжите фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Я заполнил…
  • Я понял…
  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Б) А теперь покажите нужный значок-карточку (на экране слайд)

V1. Итог урока. Презентация Слайд 14

Презентация Слайд 15: В рабочих тетрадях можете выполнить на стр. 39-42 на закрепление пройденного материала:

а) У кого были красные полосочки – Упр. 3

Б) У кого были зеленые полосочки – Упр. 2

В) Кто работал в парах - Упр. 7

Презентация слайд 16.

Литература.

Гаврикова Л. В.Урок по русскому языку по теме "Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс). – URL:

которые обозначаются на письме 10 буквами :

A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

    после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения - разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие - нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] - мила [м’ила́], жил [жы́л] - жила [жыла́], шут [шу́т] - (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании [в ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    Мо й [мо́j] - мо я [мΛjа́] или [маjа́], да л [да́л] - да ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] - [и э ] .

    Ср.: взя л [вз’а́л] - взя ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нё с [н’о́с] - не сла [н’и э сла́] или [н’исла́], бе л [б’е́л] - бе ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

    Жа леть [жы э л’э́т’], лоша дей [лъшы э д’э́j], двадца ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , - [ы э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] - [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ша р [ша́р] - ша ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] - после твёрдых согласных, «ерь» [ь] - после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: до мовой [дъ маво́j], рыба [ры́бъ ], крыша [кры́шъ ], це ликом [цъ л’ико́м];

    после мягких согласных: ря довой [р’ь даво́j], поле [по́л’ь ], ча совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] - [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1. Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление - со-жа-ле́-ни-е.

2. Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

  • либо один звук [э], [о], [а], [у] - после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] - в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный - я́ -вный, проявка - про-я́ -вка, съёмка - съё м-ка.
3. Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог - I слабая позиция; остальные безударные слоги - II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4. Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :
  • после твёрдых согласных - [Λ] ;

    после мягких согласных - [и э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать [ы э ] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ] .

Объявился - о II -бъя I -ви́л-ся II - первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5. Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных - [ъ] ;

    после мягких согласных - [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а - [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II - о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].