Конспектирование. Презентация на тему "методы свертывания информации "


К о н с п е к т – это такое изложение констатирующих положений текста , которому присущи краткость , связность и последовательность .


Ошибка: человек не может делать несколько дел одновременно (слушать преподавателя, беседовать с соседом по парте, сидеть с телефона в Интернете…)

Вывод: сконцентрировать внимание на том, что говорит преподаватель, или на том, что написано в учебнике.


Ошибка: студенты часто пытаются записать всё дословно. При этом они, естественно, прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал.

Делаем вывод:

  • старайтесь понять причину (почему он болеет? почему он богатый?) , а не следствие (откуда у него такая дорогая машина?)
  • пытайтесь уловить суть сказанного и тезисно записывайте основные мысли лекции


Ошибка: необходимо записать большой объем информации  устает рука, не успели записать за преподавателем, занимается большое количество места в тетради

Делаем вывод: создайте собственную систему сокращений , которой будете пользоваться на всех предметах; используйте ее как можно чаще


государство – гос-во

закон – з-н

который – к-ый (к-ая, к-ое, к-ые)

через – ч/з

система – с/с

самостоятельно – с/ст

WW – мировая война (WW I или WW II)

против – п-в или 

Россия – R, Британия – Br, Франция – Fr и т.д.

развитие - р-ие; развивать – р-ть

формирование – ф-ие; формировать – ф-ть

процесс – пц


Ошибка: тетрадь – это тоже документ, не стоит заниматься в ней художествами; не делайте из тетради радугу

Делаем вывод: выделяйте в конспекте цветными ручками и маркерами-выделителями самые главные вещи, а именно – тему (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п.



Ошибка: когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст на параграфы, подпункты и т.д., то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов .

Делаем вывод: руководствуйтесь логикой, разбивайте текст на подпункты (обычно преподаватель акцентирует голосом то место, которое следует вынести в новый параграф; текст же учебника разбит на абзацы )  при подготовке к уроку, зачету, экзамену вы легко найдете нужный материал



Ошибка: небрежный, малопонятный, «корявый» почерк ; неаккуратная паста в ручке  проблема с чтением собственного (!) конспекта

Делаем вывод: пишите аккуратно и разборчиво ; если есть возможность, не торопитесь


«Мыслительная деятельность на уроке» - Мягкий знак. Тема-вопрос. Т.Эдисон. Условия использования приемов. Урок. Важнейшая задача цивилизации. Модель выпускника начальной школы. Приемы активизации мыслительной деятельности. Этапы урока. Развитие мыслительной деятельности на уроке.

«Требования к проведению урока» - Правила мотивирующего анализа урока. Цели и способы взаимодействия учителя со школьниками. Методы анализа урока. Средства фиксации наблюдений на уроке. Варианты ПА. Заслуженный учитель РФ. Мнение экспертов. Результат ученика. Доля самостоятельной творческой работы учащихся. Учебное занятие. Назовите требования.

«Инновационный урок» - Активизация познавательной деятельности. Рациональное использование времени. Проблемные уроки. Учебное занятие как деятельностная система. Учебное занятие. Позиция учителя. Развитие познавательных навыков учащихся. Основные требования к дизайну и цвету видеоряда. Технология системного анализа. Виды инновационных уроков.

«Психологический климат на уроке» - Великое слово «должен». Итоги психологической акции «Определи своё настроение». Какое качество педагога важнее при создании благоприятного психологического климата. Конфликтные педагогические ситуации. Советы учителям. Создаём бодрое настроение. Психологический климат урока. Упражнение «Заражение». Разминка.

«Урок в школе» - Творческий этап. Перечень ЭОР, используемых на уроке. Соответствие программе. Как доказать, что лиственные деревья зимой не умирают. Доказательный уровень. Выявление сформированных знаний, отношений, действий, опыта. Оформлению. Урок. Критерий оценки. Грамотность и стилистика языка. Изобрази, как ты понимаешь (разными способами).

«Методы работы на уроке» - Основные звенья (этапы) современного урока. Правила управления успехом на уроке. Признаки современного урокa. Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности. Неуверенность в своих знаниях. Типология уроков. Моделирование мышления учащихся. Нетрадиционные типы уроков. Хорошее знание материала урока.

Всего в теме 30 презентаций

Cлайд 2

Статья Е. А. Маймина «О РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Какие положения статьи вам показались наиболее интересными? Есть ли в статье непонятные слова или выражения? Выделите основные части статьи.

Cлайд 3

КОНСПЕКТ - - (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада; - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.; - это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы.

Cлайд 4

Виды конспектов Конспекты можно условно подразделить на 4 типа: плановые; текстуальные; свободные; тематические.

Cлайд 5

Плановый конспект Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Но там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.

Cлайд 6

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки - связанные друг с другом цепью логических переходов отдельные тезисы.

Cлайд 7

Свободный конспект Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.

Cлайд 8

Тематический конспект Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос – тему. Этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Cлайд 9

Технология конспектирования: 1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты. 2. Выпишите на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведите справку о лицах, именах, которые вам неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте. 3. При первом чтении текста составьте его простой план - последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении отметьте, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы. 4. Перечитайте ранее отмеченные места, кратко и последовательно их запишите. 5. При конспектировании стремитесь выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста. 6. При конспектировании умело отбирайте цитаты. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Конспектирование -.учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении основного содержания лекции, статьи, книги, доклада Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

    конспект-план,

    конспект-схема,

    текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

    Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

    Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

    Составить план - основу конспекта.

    Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

    Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

    Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

    Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

    Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Слайд 1

Учимся конспектировать

Слайд 2

Как делать выписки
Выписка – выписанная из источника нужная мысль Вчитайся в название статьи, осмысли его Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли Стремись к краткой записи Отделяй одну мысль от другой Закончив работу, запиши все данные источника

Слайд 3

Как составлять тезисы
Тезис – основные суждения, выводы, положения, которые содержат ключевую информацию текста Прочитай текст Разбей текст на смысловые блоки. Продумай основные идеи работы Изложи идеи в виде последовательных пунктов. Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте Основное внимание уделяется выводам автора, не включается подробный фактический материал

Слайд 4

Слайд 5

Конспектирование
Конспект – это последовательная фиксация информации отобранной и обдуманной в процессе чтения Основные требования к написанию конспекта Системность и логичность изложения материала Краткость Убедительность и доказательность

Слайд 6

Требования и рекомендации к записи и оформлению текста
1. Она должна быть компактной, убористой 2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения 2.1. Подчеркивание и отчеркивание (заголовков, подзаголовков, выводов, терминов и понятий) 2.2. Отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана) 2.3. Пробельные строки (для отделения одной мысли от другой) 2.4. Простая и сквозная нумерация 2.5. Выделение текста с помощью рамки (определения, формулы, правила, законы) 3. При записи необходимо пользоваться сокращениями

Слайд 7

Сокращения
Общепринятые (РМЭ, НТП) Знаковые! – важное место? – сомнение, надо проверить + положительно - Отрицательно больше, более чем Y который возрастает понижается

Слайд 8

Сокращения
3. Использование только согласных звуков слова Пр.вс. - прежде всего Птч. – потому что М.б. - может быть Д.б. - должно быть 4. Используются буквы только начала и конца слова Р-я – реакция Разв-е - развитие Ч-к - человек Эк. - экологический

Слайд 9

Виды конспектов План-конспект
План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала. Этапы работы: Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи. Сформулируй и запиши вывод.

Слайд 10


Определение понятия "анализатор". Характеристика эволюции анализаторов. Роль анализаторов в приспособлении организма к окружающей среде. Структура анализатора: отделы, их местоположение и функции. Вывод. 1. Анализаторы - сложные нервные механизмы, обеспечивающие восприятие и тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом из внешней и внутренней среды. 2. В процессе эволюции органы чувств, обладающие примитивной чувствительностью, которая позволяла им только воспринимать раздражения и отвечать на него определенной физиологической реакцией, постепенно превращались в анализаторы. Прежде всего - это было связано с приобретением организмами способности самостоятельно передвигаться. Передвижение способствовало частому и значительному изменению условий жизни и чтобы не погибнуть, организм должен был научиться быстро улавливать все изменения и тонко их анализировать. Следствиями решений данных задач явились: дифференциация органов чувств сосредоточение их в головном отделе тела координация их деятельности с движениями (доказать на примерах).

Слайд 11

Образец плана –конспекта План-конспект Введение в тему «Анализаторы»
3. Благодаря анализаторам, организм получает информацию о состоянии и изменениях внешней и внутренней среды, в виде раздражителей, которые вызывают в коре головного мозга соответствующие ощущения. На основе ощущений формируются определенные ответные реакции, позволяющие организму приспосабливаться к данным конкретным условиям существования (доказать на примерах). 4. Анализатор состоит из трех основных отделов: рецептора нервного волокна центра КБП Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс. Нервное волокно проводит нервный импульс в центр анализатора. Корковый отдел превращает нервные импульсы в ощущения. 5. Вывод: Благодаря анализаторам животные и человек различают полезное и вредное воздействие окружающей среды на организм. Это позволяет ему более совершенно приспосабливаться к условиям существования. В связи с развитием ВНД у человека значительно усложнилась функция анализаторов, т.к. в основе всей нервной деятельности человека лежит аналитико-синтетическая работа мозга.

Слайд 12

Виды конспектов Цитатный конспект
Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат. Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Но он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме. Этапы работы: Прочитай текст, отметь в нём основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например: ... (цитата); ... (цитата); (вывод); основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы. 3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом. 4. Сделай общий вывод

Слайд 13

Виды конспектов Опорный конспект
Опорный конспект - это отражение изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков. Этапы работы: Прочти внимательно текст. Раздели его на смысловые части - блоки. Поставь к каждой части вопрос. Ответь на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы. Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Слайд 14

Виды конспектов Свободный конспект
Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов. Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Этапы работы: Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

Слайд 15

Виды конспектов Тематический конспект
Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определённой теме. Характеристика конспекта: он может быть обзорньм и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом. Этапы работы: Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определённой теме или хронологии. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана. Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.

Слайд 16


Живой организм не может существовать, не взаимодействуя с внешней средой. В то же время из окружающей среды на организм одновременно воздействует множество факторов: благоприятных и не благоприятных для организма. В целях самосохранения и наилучшего приспособления к окружающей его среде организм должен быстро и тонко распознавать воздействующие на него факторы. С этой целью в процессе эволюции у живых организмов постепенно развивались и достигли определенного совершенства у человека специальные органы чувств -анализаторы. Анализатором И.П.Павлов назвал целостную совокупность всех нейронов, участвующих в восприятии раздражений и проведении возникших импульсов возбуждения к клеткам коры головного мозга, включая сами эти клетки. Структура и деятельность анализаторов достаточно сложны. Каждый анализатор состоит: -из рецептора (периферического отдела) -афферентного или эфферентного волокна (проводникового отдела) -клеток КБП (коркового отдела, анализирующего нервные импульсы). Рецепторы - это своеобразные разведчики собирающие информацию вне и внутри организма, зашифровывающие ее в нервные импульсы.

Слайд 17

Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Проводниковый отдел - это связной, передающий зашифрованные депеши в штаб. Корковый отдел головного мозга - штаб армии, где донесения будут расшифрованы и использованы для планирования ответных действий. Обладая узкой специализацией, каждый рецептор посылает в мозг лишь информацию об отдельном свойстве предмета, воспринять предмет в целом он не может. Образ предмета воссоздается в мозге на основании показаний многих рецепторов. Рецепторы есть во всех органах, они воспринимают самые разные свойства предметов, явлений, событий: внешние рецепторы различают свет, звук, температуру, давление, положение тела в пространстве, запах, вкус и т.д. внутренние - давление крови, рН крови, состояние желудочно-кишечного тракта, состояние мышц и т.д. Но в результате всех этих совершенно различных раздражений в рецепторах возникают нервные импульсы, природа которых одна и та же - электрическая. Нервный импульс, идущий по слуховому нерву, по природе ничем не отличается от нервного импульса от зрительного, тактильного или обонятельного рецептора. Но путаницы не происходит, т.к. каждое из возбуждений идет в мозг по строго определенному пути в свой центр.

Слайд 18

Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
В связи с различием видов энергии, воспринимаемой рецепторами, устройство их неодинаково. Рецепторы могут быть очень простыми разветвлениями нервных окончаний в виде волосков, пластинок, спиралей и пр. и более сложными, в виде специализированных клеток: палочки и колбочки в сетчатке глаза, слуховые клетки кортиевого органа и т.п. Это обеспечивает высокую чувствительность рецептора к адекватному раздражителю. Например, гремучая змея улавливает изменение температуры в 0,001С, некоторые рыбы реагируют на пахучие вещества, концентрация которых 10 -Н мг/л, а в зрительном анализаторе. Итак, после воздействия раздражителя на организм сразу начинается его анализ, который свойственен всем звеньям анализатора. Первичный анализ происходит на периферии в рецепторах, реагирующих на строго определенные раздражители. Вторичный более сложный анализ осуществляется в спинном мозге. Наиболее сложный анализ происходит в разных отделах головного мозга, особенно в зонах КБП.

Слайд 19

Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Сигналы, поступающие в ЦНС через все анализаторы, имеют важное значение для регуляции функций в организме, они вызывают новые реакции. В других - корректируют и координируют уже осуществляющиеся реакции? В третьих - оставляют следы, которые используются в последующей деятельности, спустя дни, месяцы и годы. Кроме того, нервные импульсы, поступающие в ЦНС, поддерживают ее тонус на высоком уровне. У человека при отсутствии раздражений нарушается способность концентрировать внимание, логически мыслить, выполнять умственные задачи, при этом у него возникают галлюцинации, сонное состояние. Таким образом, анализаторы - это основной орган получения информации организмом о его внешней и внутренней среде, что позволяет организму через ЦНС оптимально приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.