Как сдать огэ по обществознанию. Материалы для подготовке к огэ по обществознанию Общество огэ какие темы нужно знать

Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является самым популярным среди российских школьников . Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал обществознание в качестве или ?

Обществознание – «что это за зверь»?

Обществознание – это междисциплинарный экзамен , то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие). Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»

Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ . Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов , а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

Миф 2 «Необязательно готовиться долго»

Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»

Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия , дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
Я убеждена, что очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания ребенком. Поэтому в процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что упрощаем длинные и непонятные определения из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное – усвоить основной смысл , суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.

Часто советую своим ученикам распечатывать (а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.

Миф 4 «Обществознание – это скучно»

Обществознание – это сама наша жизнь , говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни ,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать и

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»

К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме , и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их законодательную базу , особенно Конституцию Российской Федерации . Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.

Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего – адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».

Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.

Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!

По окончании 9-го класса. Многие ученики осознанно выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что обществознание требуется для поступления в профильные 10-е классы с уклоном на гуманитарные специальности, а также может быть первым этапом подготовки к ЕГЭ, который будет через 2 года.

После ознакомления с общей информацией об экзамене сразу приступайте к подготовке. Экзамен в этом году совсем не отличается от прошлых лет, потому готовиться можно по материалам и 2017-го, и 2018 года.

Оценивание ОГЭ

Минимальный порог по ОГЭ определяют местные региональные власти после проведения досрочного этапа проведения экзаменов. Поэтому самую точную информацию по этому вопросу нужно искать на сайте исполнительного органа в сфере образования вашего субъекта Федерации. В Москве, например, это Департамент образования.

Однако у регионов есть эталон, с которым они сверяются и как правило не отходят от него – это ежегодные рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Согласно этим рекомендациям, чтобы сдать ОГЭ по обществознанию хотя бы на тройку , необходимо набрать не менее 15 первичных баллов . Это равносильно правильному выполнению первых 15 заданий.

Для пятерки необходимо набрать 34-39 первичных баллов . С таблицей перевода первичных баллов в оценки по пятибальной системе можно ознакомиться здесь.

Структура ОГЭ

Работа состоит из двух частей и содержит 31 задание.

  • Часть 1: 25 заданий (№ 1–25) с кратким ответом (выбрать вариант ответа, установить последовательность, установить соотношение понятий, определений и т.п.).
  • Часть 2: 6 заданий (№ 26–31) с развернутым ответом (вопросы относятся к одному тексту, который нужно прочитать и проанализировать) .

Подготовка к ОГЭ

  • На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ОГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут аналогичны демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие сведения об ОГЭ

Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа).
Разрешенные материалы: отсутствуют.
Минимальный балл (соответствует тройке): 15.
Максимальный балл: 39.
Количество заданий: 31.

«Краткое руководство по подготовке к ОГЭ по обществознанию»

Гусева Ольга Анатольевна,

учитель истории и обществознания первой категории БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 104»

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителя средней общеобразовательной школы по подготовке учащихся к итоговой аттестации по обществознанию в 9 классах. Выделены основные проблемы и трудные задания, вызывающие, согласно собственному опыту, затруднения при подготовке и сдаче ОГЭ за курс основной общей школы по обществознанию.

Ключевые слова : итоговая аттестация, ОГЭ, КИМ.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены государством. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 59) государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ.
.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) - это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования .

Когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, большинство выбирают обществознание. ОГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ОГЭ по математике и русскому языку. Согласно статистике прошлых лет, более 80% учащихся выбирают обществознание. Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю. А значит, ничего сложного на экзамене не будет».

Возвращаясь к статистике прошлых лет, упомянутой ранее, нужно заметить, что около 9-10%, сдававших ОГЭ по обществознанию по той или иной причине не справились с необходимым минимумом заданий экзамена. Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу - я знаю все». Уверенность в том, что обществознание - это легко, может привести к неожиданным для выпускника последствиям, поэтому учителю необходимо помочь обучающемуся, выбирающему этот предмет, объективно оценить свои знания.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Например:

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

Какой из примеров иллюстрирует межличностное общение?

Какой из перечисленных признаков характерен для демократических выборов?

Не зная терминов «отклоняющееся поведение», «межличностное общение», «демократические выборы», будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь донное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать - это главный способ избежать массы сложностей на экзамене.Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически, это 1 способ справиться с названной проблемой .

Не каждый ученик, выбирая предмет для сдачи экзамена, понимает, что обществознание - это наука, которая объединят в себе знания сразу целого перечня наук. Это такие науки как экономика, политология, право, философия. Не нужно забывать и о духовной сфере обществознания: только она включает в себя такие части, как культура, наука, образование, религия, мораль и т.д. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из названых наук. Следовательно, выполняя задание, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат. Это 2 правило, которого нужно придерживаться во время подготовки и сдачи экзамена.

Например:

Задание - форма территориального устройства страны Y - унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двух палатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно определить, с какой сферой обществознания будем работать в конкретном задании. Далее «включаем» нужный понятийный аппарат, и только после этого, вспомнив все, что знаем по конкретной теме, можно выбирать правильный ответ.

В предложенном задании ученик рассуждает следующим образом: сфера обществознания, к которой относится вопрос - политическая, тема «Государство». Какие формы государственно-территориального устройства я знаю. Что я знаю об унитарной форме государственно-территориального устройства. Выбираю правильный ответ.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

Проблема сдачи ОГЭ по обществознанию усугубляется еще и тем, что регулярность учебных занятий по обществознанию в средней школе с базовым уровнем преподавания предмета равняется 1 часу в неделю, это 35 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно. Но в любой школе без исключения есть возможность посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету - это 3 правило .

Озвучив основные проблемы ОГЭ по обществознанию, обратим внимание на трудные вопросы первой части КИМА.

Ежегодно после проведения ОГЭ по обществознанию и получения результатов экзамена на разных уровнях (школа, район, область) проводят анализ полученных результатов, выявляют самые сложные вопросы, которые массово вызвали затруднения учащихся.

Одним из таких проблемных заданий на протяжении нескольких лет остаются задания, требующие определить верность двух предложенных суждений. При этом данное задание усложняется еще и тем, что в первых 20 заданиях, подобных пять. К ним относятся задание № 4, № 6, № 10, № 13, № 16. Если учащийся не научился решать задания данного типа, то на экзамене он может потерять сразу 5 баллов, что достаточно много, если учитывать то, что минимальный балл при сдаче экзамена равняется 15 баллам. Стоит только ученику понять технологию выполнения данных заданий , и проблемы с их решением исчезает.

Например:

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в общественно полезной деятельности.

В. Личность характеризуется совокупностью социально значимых качеств.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

Выполняем задание по алгоритму описанному ранее.

Определяем сферу обществознания, к которой относится вопрос.

Вспоминаем все, что мы знаем о понятии личность. В первую очередь вспоминаем определение термина личность.

Определяем, верно, ли первое суждение. Обязательно делаем запись на черновике, о том, верно ли суждение. Лучше это оформлять в виде знаков «+», «-». Например, - А+.

Определяем, верно ли второе суждение. Обязательно делаем запись на черновике о том, верно ли суждение. Лучше это оформлять в виде знаков «+»,
«-». Например, Б+.

Только после этого, определив, что суждение А - правильное и суждение Б - правильное, выбираем ответ. Оба суждения верны, правильный ответ - 3.

При выполнении данных заданий правильно будет несколько раз себя проверить.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Например:

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

Б. Одним из условий участия в выборах является достижение 18-летнего возраста и наличие справки об отсутствии судимости.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип - равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А - неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б - неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание - 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания .

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

Экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

Духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

Право (характеристики отраслей права);

Государство (гражданское общество, формы государственно - территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

При этом важно помнить, что заниматься только «теорией» нельзя. Повторив тот или иной блок тем, обязательно займитесь решением практических заданий разного уровня по этой теме.

Таким образом, учащиеся должны понимать, что подготовка к ОГЭ - это тяжелый труд, который даст положительный результат только в том случае, если вы занялись подготовкой к экзамену не за месяц до дня экзамена, а уже в начале учебного года начали активную подготовку к испытанию.

Личная заинтересованность учителя и учащихся в успешной сдаче экзамена будут способствовать высокому качеству результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов. .

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически - это первая ступенька к успеху на экзамене.

- При выполнении задания, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.

- Посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету.

Работая с заданиями КИМов ОГЭ, вы будите помнить, что:

- Одним из условий правильного выполнения задания является понимание технологии выполнения заданий и применение этих технологий на практике.

- Не забудете, что одним из условий успеха является полное прочтение текста задания.

- Не тратьте времени зря. Займитесь решением практических заданий разного уровня.

Список литературы

1. Баранов П.А. «ОГЭ. Обществознание. Новый полный справочник». - Москва. АСТ, 2017. - 288 с.

2. Киба O.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - C. 21-41.

3. Киба О.В, Чернышенко Е.Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2013. - № 3. - С. 16-21.

4. Крицкая Н.Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. - № 10. - С. 16-20.

5. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию: первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. - 2008. - № 2. - С. 30.

6. Позднякова Н.А. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - № 8. - С. 250-254.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с.

В 2018 году ОГЭ по обществознанию может претерпеть серьезные изменения. Возможно, случится и так, что через несколько лет данный предмет, наряду с русским языком и математикой, вовсе станет обязательным для сдачи выпускниками 9 классов. Сегодня такой вариант развития событий активно обсуждается в депутатских кругах. Чем же обусловлены эти нововведения, и что еще они могут повлечь за собой?

Представители Министерства образования и Рособрнадзора настроены пойти по пути более жесткого контролирования образовательной системы. Это связано с тем, что чиновникам приходится наблюдать за снижением ученической мотивации и заинтересованности в освоении подростками школьной программы: так, в 2014 году, после отмены сдачи двух обязательных выборочных предметов, количество школьников, изъявивших желание и готовность написать экзаменационную работу по обществознанию, снизилось с 41% до 9%! Поэтому госслужащие, ответственные за повышение общего качества образования, планируют в 2018 году обязать ребят сдавать сразу 5 ОГЭ, 3 из которых окажутся выборочными. В противном случае российское общество рискует просто-напросто остаться без профессиональных кадров.

Другие изменения заключаются в следующем:

  1. Теперь итог, полученный за экзамен, будут напрямую влиять на оценку, проставляемую в аттестате. Данное нововведение вступило в силу с начала 2017 года.
  2. Впредь педагоги не смогут самостоятельно устанавливать пороги «двоек», ведь с текущего года региональные шкалы оценивания были упразднены и заменены на единую систему результатов Распоряжением Рособранадзора №920-10 от 26.04.2017.
  3. Учителя потеряют возможность участвовать в разработке КИМов (контрольно-измерительных материалов). Этим будут заниматься 11 специально учрежденных федеральных комиссий и представляющие их профессионалы образовательной сферы в количестве 150 человек.

Дата проведения

Досрочная сессия сдачи ОГЭ по обществознанию состоится 27 апреля 2018 года (пятница), в то время как ее основной этап пройдет 7 июня (четверг). При этом резервные дни написания работы приурочены к 7 мая (понедельник) и 22 июню (пятница) соответственно, – эти даты необходимы для тех, кто из-за форс-мажорных обстоятельств будет неспособен пройти аттестацию в установленный час. Пересдача назначена на 12 сентября (среда) и 20 сентября (четверг). Эти числа станут последними возможностями выпускников доказать, что курс средней школы был освоен ими как минимум на оценку «удовлетворительно». Что же произойдет, если дополнительная попытка прохождения тестирования завершится провалом? В таком случае ученик не получит аттестата и, даже более того, задержится в стенах образовательного учреждения для повторения программы по второму кругу.

Важно! Планируется, что с 2018 года выпускник будет иметь право на пересдачу всего 2 работ. Если он с первого раза «завалит» 3 предмета и более, это будет очто он остается в школе еще на год.

Правила осуществления пересдачи

Обучающемуся, не набравшему первичного порогового балла для получения оценки «удовлетворительно», понадобится вновь прийти в пункт проведения экзамена для использования своей второй попытки. О том, что сделать это все-таки придется, ученику станет известно максимум через 10-12 суток после написания работы, – именно тогда в школу придут результаты тестирования. С собой не понадобится брать ничего, кроме паспорта. Аналогичные положения распространяются и на некоторых других ребят, а именно тех, кто:

  1. Не смог присутствовать на экзамене или дописать его до конца из-за плохого самочувствия, а также в силу каких-либо других документально зафиксированных обстоятельств.
  2. Обратился в конфликтную комиссию с апелляцией, поднимающей тему нарушения правил проведения контрольного испытания. Если она оказалась удовлетворена, на пересдачу можно рассчитывать без проблем.
  3. Написал и сдал бланк, но позже узнал, что он был аннулирован из-за недобросовестности лиц, ответственных за организацию мероприятия. Сюда относятся работники государственных экзаменационных комиссий и пунктов проведения тестирований, специалисты программного обеспечения, медицинские сотрудники, помощники, курирующие детей-инвалидов и другие, возможно, даже неустановленные, личности.

Данные правила закреплены в Приказе Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Многие экзаменуемые отдают свое предпочтение обществознанию, ошибочно полагая, что этот предмет является наиболее универсальным и одним из самых простых для сдачи в 9 классе. На самом деле, это не совсем верно, – если часть заданий действительно можно решить путем логического рассуждения, то в некоторых вопросах нельзя обойтись без знания терминов и понимания социальных и правовых процессов, происходящих внутри общества.

Важно! Проект демонстрационного варианта ОГЭ по обществознанию 2018 года можно скачать по ссылке fipi.ru/sites/default/files/document/1503331638/ob_oge_2018_pr.zip. Этот тест, выставленный на официальном сайте ФИПИ (Федерального Института Педагогических Измерений, ответственного за разработку КИМов), может стать хорошим подспорьем при подготовке к экзамену. Актуальными останутся и материалы предыдущих лет.

В инструкции, приложенной к бланку, сказано, что аттестация состоит из заданий:

  1. 1-20, требующих выбора цифры, которая соответствует номеру верного ответа.
  2. 21-25, где необходимо записать правильную последовательность цифр без пробелов, запятых и иных дополнительных символов. Максимально возможное количество баллов за первые 25 вопросов равняется 26.
  3. 26-31, в которых из текста понадобится выбрать нужную информацию и аргументировано ее раскрыть (в т.ч. на примерах), в частности, проанализировать общественную ситуацию, высказать собственное мнение, соотнести имеющиеся сведения со своими знаниями. Здесь можно получить не более 13 баллов.

В контрольно-измерительных материалах также содержится информация о следующих важных положениях:

  • общее время проведения экзамена – 180 минут (3 часа);
  • книги и другие средства обучения, разрешенные к использованию, – отсутствуют;
  • минимальный первичный балл, соотносимый с оценкой «3», – 15;
  • балл, достаточный для получения оценки «4», – от 25 до 33;
  • максимальная планка, тождественная оценке «5», – 39.

Для успешного прохождения итогового выпускного испытания необходимо обладать глубокими и всесторонними знаниями в таких темах, как:

  • связь общественной жизни человека с природой;
  • принципы развития социума;
  • духовная и научная сферы и их основные характеристики;
  • моральные нормы, свободы, права, интересы, гуманистические воззрения, патриотизм, совесть и аналогичные им категории;
  • роль экономики и рынка;
  • методы проведения государственной экономической политики (понимание таких терминов, как «предпринимательство», «налоговая система», «денежные отношения» и др.);
  • социальные и межнациональные конфликты;
  • институт семьи и брака;
  • цели и функции государства, типы режимов, предназначение партий и выборов;
  • правовое устройство и виды ответственности;
  • содержание Конституции РФ, механизм регулирования прав, разделение власти на системы и ветви.

Критерии оценивания ОГЭ по обществознанию в 2018 году останутся неизменными. Так, за каждый вопрос с №1 по №25 можно будет получить 1 балл, а за вопрос №22 – 2 балла (1 за допущенную ошибку, 0 – за 2 и более неточности в ответе). Главные же силы проверяющие направят на разбор 2 части. Задания №26, 27, 28 и №30-31 оцениваются 2 баллами в случае правильного и полного выполнения, а №29 – 3 баллами. Здесь от ученика ожидается демонстрация умения:

  • составлять план, выделять основные смысловые фрагменты текста и отражать идею каждого из них;
  • придумывать примеры с опорой на приведенные условия;
  • анализировать ситуации и объяснять причины тех или иных явлений.

Вооружившись новыми знаниями, будущий экзаменуемый может приступать к решению демонстрационных материалов, ведь главный залог успешного преодоления данного выпускного испытания – неустанная практика!

Видео-разбор заданий по ОГЭ для самоподготовки:

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год . Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности - до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

Как оценивается работа

1 балл → задания 1–21, 23–25

2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.

З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла - в зависимости от полноты ответа.

Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

15–24 → «3»

25–33 → «4»

34–39 → «5»

Как решать задачи с кратким ответом

1. Внимательно читайте все слова в условии

В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет знание для правильного решения.

Задание 1. Отличительной тенденцией развития современного общества является:

1. Механизация

2. Индустриализация

3. Модернизация

4. Глобализация

Решение. В данном случае ключевое слово - «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.

Ответ: 4.

2. Выучите все термины и определения

Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.

Задание 2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1. Личность

2. Темперамент

3. Индивид

Решение. Вспоминаем определения: «личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ на задание - личность.

Ответ: 1.

3. Читайте первоисточники

Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Задание 18. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:

1. Председатель Совета Безопасности

2. Министр обороны

3. Начальник Генерального штаба

4. Президент РФ

Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».

Ответ: 4.

4. Будьте внимательны

Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.

Задание 21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1. Наступает только за совершённое преступление

2. Применяется компетентными органами государства

3. Строго регламентируется нормами права

4. Влечёт судимость гражданина

Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:

5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии

Если каких-то данных в задании нет - значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.

Задание 23. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять некурящего специалиста?» Результаты опроса представлены в диаграмме ниже.

Результаты опроса для задания 23

Решение. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Предпочтение работодатели отдают некурящим офисным сотрудникам.

2. Наиболее важно для работодателей, чтобы не курили менеджеры по работе с клиентами.

3. Для работодателей не принципиально, курит или нет их бухгалтер, многие примут на эту должность курящего человека.

4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть некурящими административный персонал.

5. Работодатели не акцентируют внимание на курении медперсонала.

Нужно проанализировать диаграмму и найти несколько правильных вариантов ответа. Не привлекайте для решения задачи дополнительные знания и ничего не подсчитывайте, ведь никаких цифр и процентов на диаграмме нет. Достаточно простого сравнения.

❌ Вариант 1 не подходит, столбик «Офисные сотрудники» недостаточно высокий, чтобы говорить о предпочтении работодателей.

❌ Вариант 2 не подходит. По столбику «Менеджеры по работе с клиентами» нельзя сказать, что для их работодателей это так уж важно.

✔️ Вариант 3 подходит. Согласно данным этой таблички, курящего бухгалтера примут на работу более половины работодателей, а это действительно «многие».

✔️ Вариант 4 подходит. Столбик, посвящённый данным о «личных помощниках», самый высокий - такое большинство вполне можно назвать подавляющим.

✔️ Вариант 5 подходит. Столбик, относящийся к медперсоналу, говорит о том, что работодатели действительно не акцентируют внимание на его вредных привычках.

Ответ: 345.

На что обратить внимание. Правильная запись ответа выглядит именно так - 345, без пробелов и запятых.

Задание 24. Оно связано с заданием 23, для его решения нужно использовать ту же диаграмму.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1. Если вы хотите стать личным помощником руководителя солидной компании, стоит пересмотреть свои взгляды на курение, так как многие руководители предпочтут некурящего помощника курящему.

2. Врачи должны подавать пример остальным гражданам и отказаться от вредных привычек.

3. При трудоустройстве офисных сотрудников отрицательный ответ на вопрос о курении часто сыграет решающую роль.

4. Артисты, музыканты и иные творческие работники чаще всего курят, что не мешает их успешной карьере.

5. В резюме секретаря стоит указать, что отсутствуют вредные привычки, так как это повысит привлекательность данного работника.

Решение. Выполняя это задание, обращайтесь исключительно к диаграмме. Ориентируйтесь на представленные данные, а не на то, насколько правильным выглядит утверждение. Оно может быть абсолютно верным, но не иметь отношения к диаграмме.

В данном случае варианты 2, 3 и 4 неверны, из диаграммы подобных выводов сделать нельзя.

Ответ: 15.

На что обратить внимание. В задании 23 верными обычно бывают три варианта ответа, а в задании 24 - два варианта.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 - задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план - это ваша шпаргалка для выступления. Если, глядя на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 - задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 - задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 - задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

Значит, один пример нужно взять из текста, один - из других источников.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.