Ребус метод обучение чтению. Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению Обучению чтению ребус метод ком


Текст: Татьяна Жидкова

Кубики Зайцева, карточки Домана, «Складушки» Воскобовича и множество других развивающих методик предлагают родителям помочь в обучении детей важнейшему процессу — чтению. Одни рекомендуют приступить к занятиям сразу после выписки из роддома, другие советуют немного повременить и дождаться от малыша первого осознанного слова, а третьи вообще отговаривают учить детей до школы.

Сегодня мы познакомим вас с еще несколькими простыми методиками, о которых «Летидору» рассказал их автор и создатель — педагог, актер, шахматист Лев Штернберг. И даже если вы уже определились с ответом, когда стоит начинать ребенка учить читать, вам будут полезны рекомендации по обучению.

Слогофон-говоряшка — это онлайн-игра, принцип которой предельно прост: в поле игры есть кнопки, на которых написаны слоги. Когда ребенок нажимает на кнопку, компьютер озвучивает выбранный слог записанным голосом. Так, складывая слоги в правильной последовательности, ребенок слышит слова, но компьютер произносит их без ударения. Задача малыша: понять смысл услышанного слова и правильно соотнести его с нужной картиной.

Лев Штернберг: «Эта методика чётко и рационально обучает механике слогового чтения, и в то же время приводит ребенка к узнаванию целых слов. Слогофон практически соединяет в себе слоговое чтение (склады по Зайцеву) и глобальное чтение (целые слова по Доману). А то, что компьютер озвучивает все нажимаемые кнопочки, делает ребенка совершенно самостоятельным от взрослого. Дети, как правило, очень быстро и без всяких пояснений сами разбираются, что и куда нужно нажимать, чтобы играть в эту игру. Но это, при условии, что ребенок уже способен держать мышку, а также может на слух распознать слово, произнесенное по-складам. Обычно эти навыки у малышей появляются к трем годам.

Ребус-метод
это устная игра, где ребенок учится самостоятельно читать слова, еще даже не зная букв.

Правила игры тоже очень простые. Взрослый называет слово, знакомое ребенку, малыш должен повторить только начало этого слова. Например, в слове «кошка» - «КО», а в слове «ложка» - «ЛО». Важно отбирать для игры только те слова, которые начинаются с ударения. Иначе меняется звучание первого слога, например, слово «котенок» мы услышим как «кАтёнок», а «мешок» как «мИшок». Следующим этапом предлагаем малышу два слова подряд, из которых он по-прежнему произносит лишь начало: маска-маска — МА-МА, туфли-чайник — ТУ-ЧА.

Если количество слов увеличить до 3-4, получаем -маска-листик-наволочка — МА-ЛИ-НА, маска-шишка-наволочка — МА-ШИ-НА, повар-мишка-домик-рыба — ПО-МИ-ДО-РЫ.

Здесь, чтобы облегчить задание, можно предложить ребенку зрительную опору в виде изображений предметов. По сути это и есть ребус, который легко разгадывается по заданному правилу. Четырехлетний ребенок справляется с заданием за несколько минут.

Лев Штернберг: «Ребус-метод основан на том, что дети воспринимают начало слова, например, МА в слове «машина», как один неделимый звук, и логично ожидают, что этот звук записывается одной буквой. (Ведь дети еще не знают, что взрослые договорились один звук обозначать двумя буквами. Именно две буквы вместо одной являются трудностью для ребенка.) Можно сказать, что я придумал новые буквы — МА, ЛО, ДУ — для детей это как бы одна «буква», равнозначная услышанному звуку, ну, а взрослые знают, что это слог. Чтобы ребенку было легко догадаться, какая тут «буква» зашифрована, я изобразил простейшие картинки-подсказки.

«Ребус-метод» отличается творческим началом: в каждом слове есть некий фокус, загадка, которую необходимо разгадать. И когда ребенок распознает слово, то для я него это маленькая победа в этой игре, а не просто обучение чтению.

Малыши не только разгадывают ребусы, но и учатся загадывать их вслух кому-то другому. Именно тогда можно с сказать, что игра освоена. Кстати, многие родители тоже играют в эту игру с не меньшим увлечением, чем их дети».

Как понять, что ребенок готов к обучению

До трех-четырех лет дети не понимают что слово можно разделить на какие-то части, и что слово можно из каких-то частей составить. Слово МУХА для малыша это одно, а слово МУ-ХА - это совсем другое. И с точки зрения возрастного речевого развития это нормально. Это в русском языке можно баловаться словами: замедлять, убыстрять, делить на части, произносить их и так, и эдак - смысл слов при этом не меняется. Если взрослые в семье ребенка разнообразят свою речь подобными речевыми красотами, то ребенок способен довольно рано обнаружить, что говорить, оказывается, можно по-разному. Но в других языках, например, в китайском, английском или в немецком любое удлинение звука приводит к изменению смысла, т. е. к образованию совсем другого слова. И если этого же ребенка поселить где-нибудь в Англии, то к 3-4 годам он сделает совершенно другой вывод, что слова делить на части нельзя. И даже в 8 лет он будет не готов к самой идее, что целые слова состоят из отдельных звуковых кусочков.

Готовность к обучению зависит от того, насколько разнообразную речь слышит малыш, читают ли в семье или детском саду вслух стишки, поют ли песенок, балуются ритмикой речи? Если всего это нет, то ребенок может до самой школы оказаться не готовым к обучению чтению.

Участие взрослого в обучении

Раньше обучение чтению практически всецело зависело от присутствия взрослого, от его настойчивости и терпения. В методике Гленна Домана, например, ребенка даже не спрашивают о его желании учиться - младенцу просто показывают картонки с напечатанными словами, и произносят эти слова вслух. В принципе, эту роль учителя мог бы выполнять и телевизор, если бы умел ухватить за шкирку уползающего малыша или пообещать конфетку в обмен за пару минут внимания. В методике Николая Зайцева несколько первых месяцев (а то и несколько лет, если начать заниматься с очень маленьким ребенком) взрослый тоже обязан озвучивать слоги на кубиках при первых признаках скуки ребенка.

В Ребус-методе и Слогофоне ситуация совсем иная. Здесь взрослый нужен ребенку только первые две минуты, чтобы объяснить простейшие правила. Всё остальное ребенок далее делает сам. К тому же приемы Ребус-метода и Слогофона настолько просты, что ребятишки через несколько занятий способны сами объяснять эти игры друг другу.

Отличие от кубиков зайцева

Слогофон-говоряшка и Ребус-метод, также как и кубики Зайцева, в основе имеют работу со звуковыми складами. У Зайцева все склады написаны на гранях кубика, т.е. на одном кубике изображено шесть складов, а это целая комбинация, манипулировать которой намного сложнее, чем одним отдельным элементом. Поэтому, я считаю, что кнопочки с одним складом намного удобнее для ребенка, чем кубики (Если слоги написаны на картонных карточках, то тоже сложно разобраться, когда карточек много). Кнопочку нажал - компьютер ее озвучил. Причем, нажимать можно хоть тысячу раз, компьютер столько же раз произнесет нужный слог, в отличие от взрослого, не устанет и не разозлиться.

Детям нравится нажимать кнопки в произвольном порядке, это их забавляет. Но если последовательность правильная, то получаются отдельные слова. А это уже не только забава но и обучение.

Карточки Домана — казнить нельзя помиловать

Запоминание письменных слов целиком - это важный навык для становления техники быстрого чтения. Карточки с целыми словами, которые есть в методике Домана, формируют скорочтение, я также использую их в своих играх. Однако при том, что я хорошо отношусь к карточкам Домана — я очень плохо отношусь к идее Домана. Сейчас объясню, почему.

Его идея заключается вовсе не в чтении целых слов. Запоминать слова целиком на Западе учили детей испокон веков. Эта практика применялась параллельно с так называемым спеллингом (у англичан) и с бухштабированием (у немцев) - то есть с техникой называния слова по буквам: например, «Bauer = Bobby, Anna, Ursula, Eva, Robert». Для такого произнесения слова необходимо прежде всего знать как пишется слово целиком, и в западно-европейских методиках спеллингу всегда предшествует чтение целых слов. То есть чтение целых слов применялось на Западе всегда, и Гленн Доман тут не при чем.

Новаторство Домана заключалась в том, что он предложил обучать ребенка чтению не со школьной скамьи, а буквально с первых дней жизни. Исходя из того, что в младенческом возрасте любая информация запоминается продуктивнее, чем в более старшем возрасте, незачем малышу бессмысленно пялиться в пустой потолок, пусть лучше запоминает написанные слова. Слова на карточках Доман предложил писать ярко-красным шрифтом, потому что новорожденный еще не различает других цветов. Но в то же время красный цвет сообщает младенцу об опасности, у него замедляется пульс, учащается дыхание. И именно это состояние стресса Доман считает наилучшим стимулом для запоминания ребенком непонятных закорючек и кем-то произносимых в этот момент слов.

Гленн Доман был по специальности военным нейрохирургом, а не психиатром и не психологом. И вся эта методика раннего воздействия на ребенка для Домана была лишь частью его научной работы, в которой он доказывал, что у людей с травмированным мозгом вполне можно компенсировать и восстановить некоторые мыслительные функции, если воздействовать на них «запасными» (Доман называл их «скрытыми») возможностями психики. Так Гленн Доман восстанавливал способность читать у людей с травмами левого полушария мозга. Однако, думаю я, а при чем же тут маленькие дети, у которых ничего не повреждено и которым природа определила постепенное, поэтапное включение мозговых структур? Абстрактные графические знаки, равно как и вся фонемо-буквенная европейская письменность - это высочайшая степень условностей, осмысливаемых левым полушарием мозга. У ребенка примерно до 6-8 лет еще не созрели необходимые для такой деятельности мозговые связи, у него еще не полностью сформирована связь между полушариями через мозолистое тело. И вот этому недозрелому мозгу Доман впечатывает в память целые письменные слова - не как сочетания букв, а как неделимое изображение. Зачем это младенцу, который еще понятия не имеет, что означают эти страшные красные закорючки и что обозначают эти устные слова, произносимые взрослым? Могу предположить, что такое воздействие на природные рефлексы ребенка может обернуться в последствии множеством разных дидактоневрозов.

Считаем до 10 - знать как свои десять пальцев

Многие методики пытаются научить ребенка считать в пределах первого десятка, т. е. в пределах 10 выполнять арифметические действия, складывать и вычитать числа. А я считаю, что в пределах первого десятка выполнять арифметические действия в принципе невозможно.

В пределах первого десятка возможно лишь:

а) последовательно пересчитывать предметы один за другим;
б) угадывать ответ, часто ошибаясь;
в) знать правильный ответ наизусть.

Ни первое, ни второе, ни третье по своему процессу в принципе не является арифметическим вычислением. Вычисление — это когда человек раскладывает сложный пример на простейшие операции, затем каждую из операций выполняет в виде называния правильного ответа наизусть, а затем соединяет всю цепочку ответов в конечное число. «Три плюс два будет пять» - это никакая не цепочка операций, это просто ответ наизусть. Сформулировав это как «зерно» методики, я разработал простенькую систему, очень логичную и небольшую, как от последовательного пересчета привести ребенка к знанию правильных ответов наизусть. Например, возьмем счет на пальцах. Если малыш способен сказать "Мне пять лет" и при этом показать растопыренную ладошку —

— это еще совсем не значит, что он понимает значение числа 5. Покажите ему пять пальцев в другом сочетании, например три на одной руке и два на другой, и переспросите: "Пять?"

Ребенок скорее всего отрицательно помотает головой, скажет "Нет, вот так пять!" и снова покажет заученную пятерню.

Становится понятно, что ребенок еще совсем не готов к пониманию абстрактных цифр, и что еще слишком рано предлагать ему письменные цифровые задания 3+2 и даже 1+1.

Замечу, что почти все зайчики и белочки в современных учебниках пригодны только для последовательного пересчитывания и не дают ребенку возможность считать и складывать объекты сразу небольшими группами. Поэтому ребенок никак не может привыкнуть к формулировке "Три и два будет пять", он учит лишь "Один-два-три, и еще четыре-пять".

По этой причине я использую для последовательного пересчитывания иные объекты, визуально строгие и компактные, например двухцветные пирамидки:

Пирамидка из десяти кружочков (на эту гармоничную геометрическую комбинацию обратил внимание еще Пифагор) дает ребенку возможность одним взглядом охватить и мгновенно понять все составляющие числа - нужна лишь небольшая привычка. Дети наизусть заучивают, что пять - это «три и два», или «два, два и один», или «один и четыре». Если стоит задача найти восемь красных кружочков в пирамиде, то ребенок не станет пересчитывать, а сразу покажет на синие двойки, ведь «восемь - это десять без двух» - должен выучить ребенок наизусть.

Никакой уникальности

В моих методиках нет ни одного уникального элемента, всё это уже встречалось во всемирной истории: и слоговое пиктографическое чтение, и счет на пальцах, и счет на пирамидках. Для меня большой удачей оказалось то, что прежде чем я занялся педагогикой, у меня был приличный багаж знаний по теории игры. По образованию я актер, к тому же неплохой шахматист, т. е. знаю толк в игре, и как строятся разные игры. Поэтому содержание чтения и счета, знакомое мне из истории человечества, я сумел соединить в форме уже знакомых мне игр. И чтение, и математику я построил в едином игровом ключе, и хотя это вроде бы и разные методики, но принципы и приемы получились в них очень схожи.

С чего все началось

Еще студентом актерского факультета я увлекся развивающей педагогикой. Уже тогда на всесоюзных семинарах, где я обучал школьных учителей актерской технике и игротехнике, впервые услышал лекции Николая Зайцева. То, что он говорил и делал, было очень созвучно моим педагогическим взглядам на тот момент. Поэтому я смело могу говорить, что я ученик и последователь Николая Зайцева. Но, на мой взгляд, в методиках Зайцева есть пробелы. Наверное, он оставил шанс мне их восполнить.

Интенсивная практическая работа с детьми, которая впоследствии стала основой моих методик, началась в Могилеве, куда я переехал из Петербурга в 1995 году. В детском саду, где я работал, первая группа детишек занималась еще до завтрака, потом до обеда было еще 4-5 групп. Далее уже в другом садике, где я проводил еще 3 занятия. Таким образом, 8 занятий в день в течение трех лет. У меня была отличная возможность пробовать, проверять, исправлять, улучшать, дорабатывать методику.

К тому же был еще один стимул для работы. В те годы в Белорусии у населения не было ни денег, ни работы, а иногда и еды. Поэтому для того, чтобы родители платили за занятия, приходилось быть очень убедительным. Тогда я предлагал родителям не платить за обучение, если через два месяца их малыш не научиться читать. Неслабый стимул для разработки правильной методики, согласитесь?

В 1998 я вернулся в Питер, чтобы показать Ребус-метод в Комитете образования. Методика была встречена на ура, и как результат - 18 школ захотели приобрести мои методические пособия для каждого первоклассника. Летом я уже готовил тираж к печати, но в августе случился обвал рубля. И мне с семьей пришлось срочно уехать в Германию. Те деньги, на которые в июле можно было напечатать много тысяч учебников - в конце августа их с трудом хватило на пару билетов на поезд.

В Германии я работал в основном со взрослыми: учил чтению иракцев, афганцев, африканцев, и даже самих немцев. И в то же время продолжал совершенствовать методику. Сначала я считал, что чтобы качественно овладеть чтением необходимо иметь хорошо развитую речь, но опыт говорил об обратном. По-немецки я говорил с акцентом, но при этом лихо учил читать мигрантов, которые совсем не владели немецким языком, и еще более лихо обучал самих немцев. Здесь-то и стало ясно, что обучение технике чтения не имеет ничего общего с общим культурным развитием ни ученика, ни учителя. Надо всего лишь знать правильные приемы обучения, и тогда оно идет само. В Германии я прожил 11 лет, и осенью 2009 я вернулся обратно в Россию

Прежде всего я рекомендую родителям не начинать обучение чтению раньше 4-5 лет. Пятилетний ребенок способен за месяц легко научиться всему тому, чему трехлетний будет осваивать два года. Всегда нужно помнить, что ни одному ребенку не нравится делать то, что у него не плохо получается. И если ребенок долго учится читать и не получает удовольствие от чтения - то он рискует разлюбить чтение еще до того, как овладеет им в полной мере. Чем быстрее будет пройден этап «чтения через пень-колоду» - тем больше ребенок будет любить чтение. У больших детей этот этап обучения проходит значительно быстрее, чем у малышей. Во-вторых, конечно же я посоветую родителям научить ребенка играть в Слогофон-говоряшку и в Ребус-метод. Это не только легкие и качественные методики обучения чтению, но еще и забавные игры, которые детям по-настоящему нравятся.

И.В. Репникова г. Курганинск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 36 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Тема: « Игровая методика обучению чтению

«Ребус – метод» детей 4-7 лет»

Учитель-логопед

Заслуженный учитель РФ

Репникова И.В.

2012 г.

Введение ________________________________________________ стр. 3

Часть 1.___________________________________________________ стр.4

Часть 2.___________________________________________________ стр. 6

Приложение _______________________________________________ стр. 9

Ребусы

Картинки

Конспекты занятий

Литература_________________________________________________ стр. 78

Введение

В настоящее время учителям, логопедам, воспитателям, родителям предлагается большое количество методик, которые помогают развивать, воспитывать и обучать наших детей. Трудно отдать предпочтение какой-либо методике: действительно многие из них грамотно, целенаправленно помогают ребенку развиваться, совершенствоваться и просто хорошо учиться.

Предлагаемая методика содержит игры-упражнения для развития внимания, памяти и обучает детей 4 – 7 лет чтению.

Ребус-метод помогает решить одну из сложных задач возрастного развития детей: умению соединять отдельные звуки в слоги. Уже на третьей минуте первого занятия ребенок 4-5 лет разнообразные слова-ребусы.

Методика позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия в д/с и в домашних условиях родителям.

Ребус- метод игровая развивающая методика обучению детей чтению.

Часть 1.

Когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями в беспокойном ряду прочих проблем семейной педагогики, а также перед педагогами д/с.

Передо мной всегда вставал такой же вопрос, как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению и при этом избежать стандартных ошибок обучения грамоте. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдельная задача, и решить ее лучше всего до школы.

Опираясь на принципы обучения грамоте разработанные замечательным детским психологом Д.П. Элькониным, игровая аранжировка которых позволяет начинать обучение грамоте с четырехлетними детьми, если у ребенка нормально развивается устная речь.

Много лет работая с детьми, у которых имеется нарушение речи, я поняла, что только в комплексе с разнообразными игровыми технологиями опираясь на эти принципы можно достигнуть наибольших результатов и в коррекции речи дошкольников и подготовить их к школе.

Наблюдения за детьми показали, что уровень их развития и интересов разный, как по возрастным особенностям, так и одногодок.

Доказано, что знания усвоенные без интереса, не окрашенные собственным интересом, эмоциями, не становятся в памяти - это мертвый груз. Общаясь с родителями, я сделала вывод, что самой распространенной ошибкой в этом вопросе является то, что ребенок очень любит слушать, когда ему читают, но отказывается учиться читать сам.

Передо мной встала задача, чтобы ребенок не был пассивен, чтобы его деятельность затрагивала его мысли и вызывала интерес. Изучая склонности воспитанников, их интересы, знания и умения, я присматриваюсь, когда ребенок с наибольшей охотой и стремлением следует моим образцам, и отмечаю, что больше всего дети заинтересованы в совместной игре. Сделав этот вывод, стараюсь более широко использовать понятие «игровая деятельность дошкольника». Деятельность - значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый (с учетом возрастных особенностей, вкусов и интересов), игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребенка и взрослого, той формой обучения, которая не требует дополнительных стимулов – угроз «не хочешь заниматься, не пойдешь гулять» и т.д. или стимулов поощрений «выучишь буквы куплю машинку» и т.п.

Постоянно изучая методическую литературу, опыты работы педагогов, мною накоплен большой опыт работы с детьми по развитию речи в дошкольном учреждении. Но особенно меня заинтересовали педагогические методики Зайцева.

Познакомясь с их методиками обучения чтению, я в течение нескольких лет собирала и придумывала дидактические игры, в которых объединяла интересные наработки этих специалистов и использовала их, как отдельные обучающие и коррекционные моменты на коррекционных занятиях с детьми на логопункте, так же как задания для детей и их родителей для закрепления правильной речи и обучения чтению.

Наработав материал по игровой методике ребус-метода, познакомила родителей с этой методикой, проведя собрание в форме игры, где родители смогли на себе апробировать эти приемы (стр. 63).

Вместе со страшим воспитателем ДОУ № 36 Дидурик И.Г., записали диск для работы по игровой методике «Ребус-метод», который использую в работе с родителями (в виде домашних заданий по обучению грамоте) по желанию.

В своей коррекционной работе я всегда помню, что речь идет о ребенке-дошкольнике, попытка взрослого разделить игру и ученье не может быть удачной, и напротив широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желаемыми для ребенка.

Игры - ребусы помогли в побудительной силе игрового сюжета. Дети, играя, учатся говорить правильно и не заметно для себя усваивают навыки чтения и письма.

Чтобы добиться успешных результатов, я старалась умело направить активность ребенка на анализ учебного материала. При этом мыслительная деятельность должна была проходить в наиболее естественной для их возраста форме «игра по правилам», а условием понимания станет произвольное обучение грамоте.

В процессе работы с детьми по этой игровой технологии, я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовала слепого исполнения моих требований. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Часть 2.

Игровая методика ребус-метод содержит игры - упражнения на развитие внимания памяти, помогает закреплять правильное произношение звуков на коррекционных логопедических занятиях, как приложение ребус-метода используется методика М. Зайцева («Кубики» Зайцева и грамматические таблицы).

Путь дошкольника к правильной речи лежит через игры ребусы в звуки и буквы.

Правила игры не сложны, не требуют подготовки и доступны любому.

Игровая развивающая методика обучения чтению позволяет обучать грамоте дошкольников:

Во-первых, ребенок читает.

Во-вторых, ребенок читает сразу.

В-третьих, ребенок читает сам.

Эта методика позволяет знакомить сначала со звуками, а потом с буквами, что позволяет более тщательно проработать добуквенный звуковой этап обучения грамоте.

И, наконец, ребенок отличает все прочитанное, что позволяет взрослому проверить ребенка, даже не участвуя в процессе чтения.

Каждое занятие рассчитано на 10-20 минут, можно проводить как индивидуальное, так и групповое занятие. Можно использовать, как отдельные игры-упражнения на любых занятиях (д/сад, дома)

Этапы последовательного освоения Ребус-метода

I этап. Знакомство с предметами и их названиями.

II этап. Знакомство с принципами выделения первого склада (слога).

III этап. Чтение ребусов по картинкам.

IV этап. Составление слов из картинок и букв, картчки-склада, карточки - слога.

V этап. Развитие навыков чтения и постановки ударения.

VI этап. Написание букв по пунктирному образцу, разделение склада (слога) на отдельные звуки и буквы.

VII этап. Изучение грамматики.

Цели занятий:

  1. многократно заинтересовать ребенка чтением;
  2. развитие внимания и памяти;
  3. развитие правильной речи;
  4. обогащение словарного запаса;
  5. знакомство с принципом выделения первого слога;
  6. овладение звуковым анализом и синтезом;
  7. развивается мелкая мускулатура пальцев.

Основным принципом игровой методики является механизм «обратной связи».

Процесс обработки информации:

а) в уме создаются сразу несколько звуковых моделей (различение ударения, различное редуцирование звуков, различная ритмика);

б) из глубины памяти поднимаются несколько ассоциативных образов;

в) идет процесс сравнения (отождествления) поднятых образов построенными моделями.

Этот же процесс идет при узнавании склада (слога). Если ребенок видит рядом две буквы, он должен искать в памяти звучание склада (слога) и сравнить с моделью. Поэтому вначале мы знакомимся со складами (слогами) (стр. 10;11;12;13), а затем разделяем их на буквы (стр. 21:23;24;30).

Игры начинаются со словаря о правилах. Не вдаваясь в объяснения просто произнесите ребенку вслух следующие строки (стр. 2). Читайте быстро, слегка интригуя, словно загадываете загадки. Вообще дети наиболее точно реагируют на «шипящие» слады (слоги). Для выделения складов (слогов) используется таблица картинок (стр. 11). Затем разбираются устно ребусы и задания

(стр. 14;15;16), после чего дети сами читают ребусы, обводят их карандашом и соединяют линией с соответствующим рисунком

(стр.15).

В этих играх соединяются 4 этапа работы. Дети знакомятся с предметами и их названиями, выделяют из слов (картинок) первые склады (слоги). Учатся составлять слова и далее зарисовывать ребусы сами.

На пятом этапе работы дети уже читают по картинкам, но учатся

постановке ударения (стр. 24;25). Ребусы задания становятся все насыщенней, нужно не только прочитать и поставить ударение, но и обвести, например (живой предмет и т.д.) (стр. 41), используется много контрольных заданий.

Постепенно вводятся «картинки – склады» и чтение по картинкам происходит с заменой одной из них складом (стр. 23), совместно проводится работа со словом (словарная работа). После того, когда ребенок научился читать картинки-слова, а также картинки со складами, можно приступать к чтению текста сначала по картинкам, а потом и с помощью картинок и складов. Несмотря на то, что ребенок читает слова, чтение текста вызывает у него некоторые сложности. Помогите ребенку понять смысл текста. Поставьте ударение

(стр.30). Параллельно 5 этапам используются и 6:7 этапы. Это написание букв по пунктирному образцу, разделение на звуки и буквы (стр. 50).

Изучается грамматика с использованием таблиц Зайцева и кубиков

(стр.60).

В коррекционной работе использую три задания на звуки (стр. 46)

Очень нравится детям самим составлять ребусы картинки и даже тексты (стр.34;35).

Это очень хорошее задание домой для работы с родителями. Можно также и закрепить звук, над которым работал ребенок на занятии, например (придумать ребус картинку на звук «С» и четко произносит слово в игре

« 1-2-3-4-5» и т.д.).

Эти речевые тренинги полезны не только дошкольникам с нарушением речи, но и детям, говорящим без ошибок в качестве профилактики. Детям эти игры помогают стать внимательнее, учат рассуждать, анализировать и сравнивать, развивают познавательную активность.

И как становится на душе светло и радостно, когда я вижу светящиеся от радости глаза ребенка, у которого все получилось.


Главными целями обучения языкам в учреждении образования является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения обучающимися навыкам аудирования, чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью

Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выработка навыка чтения включает несколько последовательных этапов:

  • Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
  • Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков в слове.
  • Сначала читают слоги-слова (ау-уа), обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му).

“Ребус-метод”

Для того, чтобы в полной мере был реализован принцип этого метода, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и чётко.

Правила метода:

Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове ложка не первую букву л и не первый слог лож, а именно первый склад ло).

Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

ЧАЙНИК-ЧА

Надо отметить, что во всех словах, которые предлагаются ребенку, ударение непременно должно падать на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.

Как показывает практика, детям очень нравится играть с именами:

Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Мы начинаем играть с двумя словами одновременно:

НОЖНИЦЫ, ГИРЯ- НО… ГИ…

ГОЛУБЬ, РЫБА- ГО… РЫ…

На этом этапе мы уже замечаем, что дети с особенностями психофизического развития начинают часто ошибаться, забывая исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово.

Используем наглядность:

КОШКА, НИТКИ- КО-НИ

Обращаем внимание на то, что предметы необходимо называть слева направо. Часто ребёнку поначалу нужно помогать, указывая на картинки пальцем.

Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Именно так происходит освоение слоговых структур.

Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках - достаточно ограничиться одними лишь складами:

Именно такие простейшие действия учителя помогают детям быстро научиться читать. «Ребус-метод» увлекает самим процессом чтения и практика показывает, что этот процесс детям нравится. Необходимо отметить, что «ребус -метод» также является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

В ходе проблемно-ориентированного анализа исходного и конечного результатов навыка чтения можно утверждать, что «ребус -метод» даёт быстрый и положительный результат.

Ребус-метод Льва Штернберга. Родительский опыт.

Вот как, оказывается, легко можно научить ребенка читать!

Все предыдущие страницы этой главы написаны до того, как я познакомился с Львом Владимировичем Штернбергом и его ребус-методом. Это знакомство не то, чтобы уж совсем перевернуло мое представление об обучении чтению, — однако же обогатило его многократно.

Ребус-метод — это настолько простой, изящный и (вроде бы) очевидный метод, что кажется совершенно невероятным, что он изобретен лишь совсем недавно. В рекламных целях иногда утверждается, что с его помощью ребенка можно научить читать за несколько минут. Это, конечно, весьма сильное преувеличение, если под умением читать подразумевать умение пользоваться книгами. Однако в некотором смысле это действительно так. Судите сами.

Для начала я затеваю с ребенком нехитрую устную игру по «обрубанию» слов.

— Послушай-ка, — говорю я. — Вот как я умею:

ЛОЖКА — ЛО...
KOШКА — КО...
МЯЧИК — МЯ...
ЧАЙНИК — ЧА...

Постепенно я вовлекаю ребенка в эту игру и добиваюсь того, чтобы он, слыша произнесенное мною слово, возвращал мне его «обрубок»:

— РУЧКА.

— РУ...

— ПАЛЬМА.

— ПА...

— НОЖНИЦЫ.

— НО...

(Надо отметить, что во всех словах, которые я предлагаю ребенку, ударение непременно падает на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет нас от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.) Затем я усложняю правила, и мы начинаем играть с двумя словами одновременно:

— ТУФЛИ, ЧАЙНИК.

— ТУ... ЧА...

— КАКТУС, ШАРИК

— КА... ША...

— НОЖНИЦЫ, ГИРЯ

— НО... ГИ...

— ГОЛУБЬ, РЫБА

— ГО... РЫ...

Точно так же, игру можно продолжить и с тройками слов:

— ЛОЖКА, ПАЛЬМА, ТАПКИ.

— ЛО... ПА... ТА...

— КОШКА, ЛЕЙКА, СОЛНЦЕ.

— КО... ЛЕ... СО...

А теперь — пусть ребенок поиграет в эту игру сам с собой. Для этого я показываю ему подсказки в виде картинок (пиктограмм). Например, ребенок видит

и произносит:

— КОШКА, НИТКИ — КО-НИ.

А при виде


он говорит:

— ДЫНЯ, РАК — ДЫ-РА.

(Возможно, поначалу надо будет ребенку помогать, указывая на картинки пальцем.) Вот еще несколько примеров:


— ГАЛСТУК, ЗЕБРА, ТАПКИ — ГА-ЗЕ-ТА.


— ЛАМПА, ДОМ, НИТКИ — ЛА-ДО-НИ.


— БУСЫ, РАК, ТИГР, НОЖНИЦЫ — БУ-РА-ТИ-НО.


— ОБЛАКО, ДЕВОЧКА, ЯЩИК, ЛОЖКА — О-ДЕ-Я-ЛО.

Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Что же это, как не чтение?

Итак, мы едва приступили к учебе — а ребенок уже в состоянии кое-что прочесть. Мы сразу взяли быка за рога, и нам остается только совершенствоваться. Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках — достаточно ограничиться одними лишь «обрубками»:



Пока в нашем репертуаре только такие слова, которые я про себя называю «японскими», потому что они составлены только из простейших открытых слогов, оканчивающихся на гласную. Надо очень постараться, чтобы составить из подобных слов связный текст, хотя и это, конечно, возможно. Вот пример (предложенный Львом Штернбергом):

Даша и Каша

Наша Даша ела кашу.
Еле-еле ела Даша.
Каша Даше надоела.
Даша кашу не доела.

Теперь дело затем, чтобы постепенно обогащать наш репертуар. Для этого нам понадобятся буквы. Но зубрить их не придется. Поначалу они появляются в конце длинных слов:



Эти слова ребенок угадывает по первым слогам и, таким образом, узнает, как надо читать незнакомую букву. После этого ее можно поставить в начало или в середину слова:



Точно так же происходит знакомство с мягким знаком:





Когда ребенок осваивает подобным образом все согласные буквы и мягкий знак, он, чисто теоретически, может самостоятельно прочитать любой текст — достаточно лишь записать в виде картинок все гласные буквы, а также все пары букв «согласная-гласная». Однако, на практике, мы сталкиваемся с тем, что далеко не всякую такую пару можно легко закодировать картинкой, поскольку в русском языке просто нет подходящих слов, начинающихся на данное буквосочетание. Сюда относятся не только всякие экзотические слоги, вроде ФЭ и БЁ, но и довольно распространенные ХУ, ЖО и СЯ. Из этого положения есть два возможных выхода. Во-первых, вовсе необязательно на этом этапе давать читать ребенку любые тексты. Ведь можно ограничиться лишь такими, в которых подобного рода трудности не встречаются. Во-вторых, мы можем оставить некодирующиеся слоги в виде букв и просто подсказывать ребенку, как они читаются, по мере надобности.

Следующая наша задача — постепенно, одну за другой, заменить картинки на буквы. Делается это, например, так:

Написав вместо картинки буквы, мы оставляем в поле зрения ребенка подсказку, по которой он может легко догадаться, как надо читать незнакомое буквосочетание. Тут важно отметить, что пара букв «согласная-гласная» воспринимается ребенком фактически как единый неделимый символ (подобно тому, как мы воспринимаем русскую букву «Ы», состоящую из двух отдельных знаков). Ребенку не приходится учиться сливать отдельные буквы в слоги, как того требуют традиционные методики. Вместе с тем он избавлен от необходимости тупо зазубривать двести с лишним складов, как это делают те, кто обучается по кубикам Зайцева. Всё, что составляет главные трудности других методик, в ребус-методе просто-напросто отсутствует.

После того, как ребенок полностью переходит от картинок к буквам, он, собственно, уже умеет почти полноценно читать по складам. Разве что мы еще должны рассказать ему про строчные и прописные буквы, про твердый знак и про то, как читаются некодируемые картинками слоги, вроде ФЭ и СЯ (если, конечно, мы не сделали этого раньше). Но к этому времени он уже обладает достаточно богатым опытом чтения, так что усвоение этой информации не может вызвать у него каких-либо затруднений.

Такова вкратце суть ребус-метода. Однако, при всех его достоинствах у него есть один серьезный недостаток (который, будем надеяться, носит временный характер): этот метод распространен значительно меньше, чем того заслуживает. Это значит, что с методическими пособиями и прочими наработками дела обстоят, прямо скажем, не густо. В настоящее время (лето 2014 года) полный список пособий состоит из двух позиций:

1. Лев Штернберг. Ребус-метод. Начальное обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм. Рабочая тетрадь. Издательство Штернберг, Санкт-Петербург, 2009.

Из аннотации: «Тетрадь содержит более 300 слов различного уровня сложности, которые многократно повторяются как в пиктографическом, так и в буквенном написании. <...> В тетради также содержится много упражнений для рисования, черчения, письма».

Из предисловия: Рабочая тетрадь «содержит только отдельные слова-существительные, отсутствуют словосочетания и предложения. Все слова <...> записаны только большими печатными буквами. Это значит, что <...> ребенок обязан еще продолжить обучение с использованием прочих методик».

Из моих собственных впечатлений: Прекрасный, добротный материал, с которого очень хорошо начинать обучение чтению. К сожалению, как справедливо отмечено в предисловии, этого материала мало — его недостаточно для полноценного освоения чтения.

2. Лев Штернберг. Карточки-слова «Ребус-метод»

Из аннотации: «Комплект содержит 456 карточек. С одной стороны каждой карточки слово написано слоговыми пиктограммами, в виде ребуса, а с другой стороны — буквами. Это сочетание позволяет проводить с карточками множество разных игр для заучивания букв и развития скорости чтения».

Из моих собственных впечатлений: Тут можно найти еще больше разнообразных слов, дополняющих «Рабочую тетрадь», но этого всё равно мало.

Вот, собственно, и всё. А хорошо бы еще иметь рабочую тетрадь с короткими предложениями и текстами, в которой был бы реализован постепенный переход от картинок к буквам, а еще лучше — компьютерную программу, которая позволила бы каждому из нас создавать произвольные материалы для ребус-метода по собственному вкусу и усмотрению.

Картинки на этой странице взяты из упомянутых пособий Льва Штернберга и опубликованы с любезного разрешения автора.

Смотрите так же: -


Лев Штернберг - актер по образованию, долгое время работал с детьми как педагог развивающего направления. В настоящее время готовит материал к изданию в России.

Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".
Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

Именно эту мечту ребенка воплощает наш Ребус-метод. За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь – буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, – все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО.

Практические основы ребус-метода. Всего два правила.

"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА
пальма – ПА
мышка – МЫ
шишка – ШИ
кошка – КО
ложка – …

… – ЛО
мячик – МЯ
чайник – ЧА
ветка – ВЕ
сетка – …
ручка – РУ
Жучка – …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля – КО
Оля – О
Маша – МА
Даша – ДА
Петя – ПЕ
Федя – ФЕ
Ира – И
Кира – КИ и т.п.

(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку). Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).