Готический стиль в архитектуре средневековья шартрский собор. Готика в архитектуре средневековой европы

Одно из самых знаменитых готических зданий - Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). 1163 - 1285 гг.

Готические здания при всем своем многообразии и огромном количестве составляющих декоративных элементов, тем не менее, создаются на одинаковой конструктивной основе. Виктор Гюго, знаменитый автор произведения «Собор Парижской Богоматери», писал, что искусство меняло в готическом соборе только оболочку, и при этом его остов оставался неизменным. В зависимости от культуры, традиций, исторического периода менялось количество шпилей башен, капелл, колоколен, входных порталов, но основа готических зданий оставалась неизменной.

Собор Парижской Богоматери. Париж. Франция

Наиболее знаменитым строением ранней французской готики стал Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). Воспетый Гюго собор воздвигли не на «пустом месте» - здесь до него стояла базилика Святого Стефана, а до нее, в более глубокой древности, Храм Юпитера. Нотр-Дам де Пари создан в период ранней готики, поэтому в его архитектуре сохранились черты романского стиля. Начало строительства Нотр-Дам де Пари относится к 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Центральное здание было возведено в 1196 году, западный фасад собора был готов к 1208 году. Завершение строительства относится к 1345 году. К создателям Нотр-Дам де Пари относят архитектора Жана де Шель (работал с 1250-х до 1265 года), Пьера де Монтрей (работал с 1265 по 1267гг.)* Кроме них в возведении сооружения принимали участие и другие зодчие и мастера: об этом свидетельствуют некоторые стилевые различия разных частей сооружения.

Пьер де Монтрё́й (Pierre de Montreuil; ок. 1200 - 1267 гг.) потомственный французский зодчий. Жан де Шелль (Jehan de Chelles; ? - 1265 г.) - французский зодчий

Реставрацию Нотр-Дама проводили с 1814 г. г. под руководством зодчего Виоле-де-Дюка. Ремонтировали здание, скульптуры, шпиль в течение 23-х лет. Виолле-ле-Дюк построил галерею химер, которую расположил у подножия башен. Зодчий также добавил новый шпиль вместо разобранного в конце 18 века. Шпиль сделан из дерева и покрыт свинцом. У основания шпиля были установлены статуи из бронзы работы скульптора Жоффруа Дешоме.

Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814—1879 гг.) — французский архитектор. Один из первых реставраторов в области архитектуры. Историк архитектуры, специалист в области искусствоведения. Являлся поклонником неоготики.

Центральный фасад этого грандиозного готического здания архитектурно поделен на три части. Над каждом из трех входных порталов находится скульптурные панно, на которых изображены сюжеты из Библии. Кровля собора выложена плитками из свинца (толщина плиток 5 мм), что утяжеляет крышу, и ее вес составляет 210 тонн. Великолепные витражи Нотр-Дама реконструированы в середине 19 века. Со средних веков частично сохранился витраж-роза над входом. Данное готическое здание построено в ранний период развития стиля, горизонталь в нем еще составляет конкуренцию вертикали. Стена все еще выглядит достаточно массивной, но центральный фасад, тем не менее, кажется легким благодаря башням, устремленными вверх и шпилем. Второй ярус фасада декорирован огромным окном- «розой».

Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Величественное сооружение - Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral) - находится в самом центре Вены на одноименной площади (Штефансплатц). Башни собора имеют разную высоту: южная башня сооружения составляет 136,44 м., а северная башня — только 68,3 м, ширина сооружения 62м, длина собора 198,2 м. Собор должен был быть самым высоким зданием в городе, и во времена Габсбургов был издан указ, по которому нельзя было возводить строения более высокие, чем собор. Уклон кровли достигает 80 гр.

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral). Вена. (13-15 вв.)

11 апреля 1945 года кровля сгорела при пожаре. Несущий каркас кровли в оригинале был деревянным, при восстановлении после пожара 1945 года его сделали из стали (общий вес - около 600 т.) Собор после пожара восстанавливался до 1952 года (689-летие этого готического здания). Нынешнее покрытие кровли состоит из цветных черепиц, из которых выложены орнаменты, а также герб города Вены. С 1980-х годов продолжается реставрация собора.

Собор был построен в 13-15 веках, и остается практически неизменным с 1511 года (за исключением кровли и интерьеров*). Первая церковь на месте собора была заложена в 1137 году при маркграфе Леопольде IV совместно с епископом Пассау Регинмаром. Строение, законченное к 1147 году, было выполнено еще в романском стиле. Позже, в 1230-1245 гг. у церкви была достроена западная часть. Однако, в 1258 году здание сгорело, через пять лет построили новую церковь, тоже в романском стиле. С восточной стороны в 1304-1340 гг. при королях Альберте I и Альберте II церковь была снова пристроена. А в 1359 году король Рудольф IV участвовал в закладке нового готического здания. Новое сооружение возводили вокруг древнего строения, только в 1430 году старую церковь разобрали. Южная башня была достроена в 1433 году, а северная башня осталась недостроенной и до сих пор сохраняет свой вид с 1511 года.

Крыша собора Святого Стефана в Вене.

Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral - Notre-Dame de Reims) был возведен на месте двух древних базилик (одна была построена в 401 году, другая - в 9 веке). Строительство нового готического здания собора было завершено к концу 13 века.

Реймсский собор (Reims Cathedral - Notre-Dame de Reims).

Башни западного фасада имеют высоту 80 м и являются самыми высокими во Франции (изначально планировалось возведение высоких шатров со шпилями, а также еще пять башен, но этот проект не был осуществлен). Реймсский собор прославили скульптуры: в «Галерее королей» - пятьсот статуй, созданных в 13 веке. Самая известная фигура - улыбающийся ангел над северным порталом.

Улыбающийся ангел над северным порталом Реймсского собора.

После революции и войн собор был частично разрушен и восстановлен окончательно к 1996 году.

Кафедральный Бургосский собор. Бургос, Испания

Собор Бургоса (Burgos Cathedral) - средневековый собор в городе Бургос — древней столицы Кастилии, которая расположена на реке Арлансон. Это сооружение стало первой готической постройкой в Испании такого масштаба. Король Филипп II называл это готическое здание «Творением ангелов». Собор посвящен Деве Марии.

Собор Бургоса (Burgos Cathedral). Испания (1221-1567 гг.)

Проект дома в готическом стиле - собора Бургоса - принадлежит архитектору Энрике. Прототипом послужили готические соборы в Реймсе и Бурже. Заложено сооружение было епископом Маурисио в 1221 году при короле Фернандо III Кастильском (1217—1252 гг.). Завершено строительство в 1567 году. Поскольку собор строился не одно столетие, то над его созданием работало большое количество архитекторов. Завершил строительство двух башен собора высотой 84 м, строитель из Кёльна Иоганн (Хуан де Колониа). Западный фасад (Пуэрта Реал (13 в.)), этого величественного готического здания имеет главный вход. Южный фасад называется Пуэрта-дель-Сарменталь (построен к 1230 г.). Северный фасад имеет название Пуэрта де ла Коронерия (достроен в 1259 г.) Восточная часть Бургосского собора была построена в 15-16 веке уже в стиле Ренессанс. В центре аркады, между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже нее - статуи кастильских королей, под ними - окно-роза, в его центре - контуры Звезды Давида. В плане сооружение имеет вид креста. В длину собор - 106 м., в ширину - 59 м. Витражи считаются лучшими в Испании. Вокруг собора - пятнадцать капелл. Наиболее древняя - капелла Сан-Николас (13 в.), поздняя - капелла дель Кондестабле построена в 1482-1489 гг. архитектором Симоном де Колониа - сыном немецкого мастера Иоганна, возводившего башни собора. Уже в 16 веке архитекторы Фелипе де Боргонья и Хуан де Вальехо построили световую башню над средокрестием собора. Высота башни-фонаря 54 м., в плане она представляет собой восьмигранник с башенками. Это готическое здание стало образцом для создания сооружений готического стиля в Испании, а также в испанских колониях.

Кафедральный Миланский собор (Duomo di Milano)

Миланский собор Duomo di Milano (1386 г. - начало 19 века). Италия. Создан из белого мрамора. Длина - 158 метров, ширина— 92 м. Количество скульптур - 3400. Вместимость собора - 40 000 человек.

Миланский собор - величественное сооружение в стиле пламенеющей готики. Посвящен Рождеству пресвятой Марии. Это единственного готическое здание в Европе из белого мрамора. Длина храма - 158 метров, ширина— 92 м, высота шпиля — 106,5 м. Количество скульптур - 3400. Вместимость собора - 40 000 человек. Собор строили на месте древних святилищ. Он был первым сооружением в готическом стиле на территории Италии. Первоначальный проект дома в готическом стиле - Дуомо ди Милано - разработал итальянец Симоне де Орсениго, но для строительства были приглашены французские и немецкие мастера. Строительство велось с 1386 до начала 19 века. Некоторые элементы подвергались доработке до 1965 года. Фундамент заложили при Джан Галеаццо Висконти* под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo)

Джан Галеаццо Висконти - Gian Galeazzo Visconti; 1351 -1402 гг. Миланский герцог, способствовавший расцвету Милана.

С 1470 году строительство шло под руководством архитектора Джунифорте Солари (до этого момента сменилось несколько зодчих). Консультантами Солари стали Браманте (Donato (Donnino) Bramante, 1444-1514 гг.) и Леонардо (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи - Leonardo di ser Piero da Vinci; 1452-1519 гг.) - они добавили к готике элементы Ренессанса, благодаря их участию в проекте у собора появился купол, у которого в основании был восьмиугольник. В 1769 г. был построен шпиль (104 м.) со статуей Мадонны (высота 4 м) из позолоченной бронзы (был даже издан указ, что ни одно здание в городе не должно закрывать собой статую Мадонны). В настоящее время на небоскребе Пирелли установлена копия статуи.

Башня Пирелли (Grattacielo Pirelli) — высотное здание в Милане.

Проект фасада этого величественного был утвержден Наполеоном в 1805 г. и закончен архитектором Карлом Амати в 1813 году (Carlo Amati 1776 - 1852 гг.) и Занойя (Giuseppe Zanoia) По заказу Наполеона Амати разработал проект фасада со стороны площади и соорудил мраморные шпили (135 шт.).

Кафедральный Севильский собор. Севилья, Испания

Кафедральный Севильский собор (The Cathedral in Seville) - собор Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) — храмовое сооружение в Андалусии, в городе Севилья. Это самый высокий кафедральный собор Испании. Длина этого готического здания составила 126 метров, ширина - 82 метра.

Кафедральный Севильский собор. (1402-1506 гг.) Возведен на месте разрушенной мечети во времена Реконкисты.

На месте собора в период оккупации Испании маврами стояла мусульманская мечеть Альмохады, подвергшаяся разрушению во время сильного землетрясения в 1356 г. После изгнания мавров, на ее фундаменте и с использованием оставшихся от разрушенных строений материалов началось возведение христианского храма, который должен был стать символом богатства и силы Севильи. Строительство началось в 1402 г. и было закончено в сравнительно короткие сроки - к 1506 году. Однако, даже несмотря на небольшой срок возведения готического здания привел к тому, что в его архитектуре уже заметны элементы Ренессанса. Рядом с собором находится колокольня Хиральда (от испанского «girar», что в переводе означает «вертеться») богато декорированная орнаментом и узорами. Это сооружение перестроено из бывшего минарета в 1560-1568 гг. архитектором Эрнаном Руисом, который надстроил минарет дополнительными ярусами, суживающимися кверху. На нижнем ярусе установлены 25 колоколов, на последнем ярусе - бронзовая фигура-флюгер со знаменем (1568 г. скульптор Бартоломе Морель).

Готические особняки

Марэ - так называется парижский квартал. Он расположился на правом берегу Сены. Это место понравилось королю КарлуV, где уже в 14 веке начали вести строительство домов для представителей королевского двора (большинство из них не сохранились) Клюни - строение представляет собой готический особняк, построенный по заказу аббата Жака Амбуазского (1485-1510 гг.) В 13 веке на этом месте стоял монастырь ордена Клюни, а до него тут располагались римские термы. С 1843 г. находится в собственности государства. Сейчас в этом здании расположился Национальный музей Средневековья.

Когда говорят о готических зданиях, обычно подразумевают соборы и храмовые сооружения. И действительно, готических особняков в светской архитектуре, которые бы сохранились до нашего времени, осталось совсем немного. Это связано с тем, что хозяева этих строений, каждое следующее поколение наследников, стремились жить в более модных жилищах, поэтому обычно создавали новые проекты, перестраивая свои дома в готическом стиле. Отношение к зданиям, как к историческим памятникам, началось только несколько десятилетий назад, когда стали ценить и стараться сохранить культурное наследие прошлого. В качестве примера сохранившегося готического особняка можно привести дом Санс на в квартале Марэ* Парижа. На левом берегу Сены в Париже известен готический особняк Клюни.

Готический особняк Клюни (1485-1510 гг.)

Особняк архиепископов Санс (Hôtel de Sens) (1475 -1507 гг.)

Готический особняк Санс (Hôtel de Sens) расположен на улице Фигуэр (Figuier), 1, в четвертом округе Парижа, в квартале Марэ. Землю для возведения резиденции архиепископов Санских выделили по указу Карла V, возводить здание начали в конце 15 века, строительство велось 30 лет. Особняк построен в смешанном стиле: Ренессанс соседствует с элементами поздней готики. Первым владельцем готического особняка был архиепископ Тристан де Салазара (служил в качестве архиепископа Санса с 1474 по 1518 гг.). В 1911 году сооружение стало собственностью города Парижа. От некоторых готических особняков Франции остались только отдельные части зданий или их фрагменты.

Башня Иоанна Бесстрашного (Tour Jean sans Рeur) -1411 г. - сохранившаяся часть готического особняка герцогов Бургундских.

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Ближайшие отели: Бургосский собор

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели рядом с Реймсским собором

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для , нежели . Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Ближайшие отели: Миланский собор

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Гостиницы и отели: Севилья

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в . Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Гостиницы и отели: Йоркский собор

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе . Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Ближайшие отели: Кёльнский собор

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore Парижа . Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Гостиницы и отели: Шартрский собор

Г отика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Живопись . Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416).

Орнамент

Мода

Интерьер

Дрессуар - посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины - дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке - ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики . На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии. Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)



Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)



В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет.


Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.


Собор в Эксетере. Украшенная готика
Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

— Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.







— Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

    • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
    • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
    • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
    • Важные росписи по стеклу
    • Членение стен 4-х зонное
    • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
    • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

    • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
    • Членение стен 3-х зонное
    • Тонкие разделяющие стены
    • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
    • Колонны составные (пучкообразные)
    • Арки полуциркульные
    • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

    • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
    • Более высокие аркады
    • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
    • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
    • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
    • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
    • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
    • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
    • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
    • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).



Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку (в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.


Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.



Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.



Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.