Почему пулемет не попадает в винт самолета. Появление истребителей: как самолетам Первой мировой войны удавалось стрелять через вращающийся винт

Многих мужчин привлекает военная техника, особенно грозные самолеты-истребители. Но они могли и не появиться, если бы не изобретение одного голландца. Далее - о хитроумном изобретении, совершившем настоящую революцию в авиации и военном деле.



Как известно, первый самолет поднялся в воздух в 1903 году. Это была машина братьев Райт, которая летала на небольшой скорости менее минуты. Всего через десятилетие над Европой кружили десятки военных самолетов, сделанных из фанеры и полотна, а в истории осталось немало имен отважных летчиков-истребителей. Их основным оружием были пулеметы, закрепленные на боевых машинах.


Практика первых авиационных боев показала, что самый удобный способ установки пулемета - над двигателем самолета, прямо перед пилотом. Тогда он может точно целиться, а также перезаряжать оружие и устранять неполадки прямо в полете. Главная проблема такой схемы – при стрельбе легко повредить воздушный винт. Перед конструкторами истребителей встала непростая задача – как избежать попадания пуль в пропеллер. Французы предлагали обшивать их металлом, словно «бронируя». А в Германии ломали голову над более изощренными механизмами.




В марте 1915 года было найдено простое и эффективное решение. Голландский авиаконструктор Антон Фоккер, строивший самолеты для ВВС Германии, создал специальное устройство – синхронизатор. Новинку установили на новейший истребитель Fokker E.I, который продемонстрировал значительное превосходство над самолетами Антанты.

Механизм синхронизатора работал следующим образом. На валу двигателя ставился выпуклый кулачок, связанный со спусковым крючком пулемета. Он синхронизировался с вращением винта таким образом, чтобы в момент выстрела траектория пули не закрывалась пропеллером. Таким образом, достигалась высокая скорострельность пулемета, а воздушный винт оставался в сохранности. Это было изобретение, которое, фактически, создало настоящий самолет-истребитель.

Спустя столетие одни из самых лучших самолетов в мире создают и строят и в России. В следующих обзорах представлены наиболее известные

На российском ТВ были показаны видеокадры с истребителями "Су-35С", приступившим к полетам и боевому дежурству в составе группировки ВКС Р Ф на авиабазе "Хмеймим" в . Самолет имеет очень мощное ракетное вооружение, состоящее из шести ракет класса "воздух-воздух", малой и средней дальности, а также двух новейших ракет средней дальности РВВ-СД с активными радиолокационными головками самонаведения, способных поражать цели на расстоянии 130 км.


Су-35: самолёт "на 4 с плюсами"

Гаагская конвенция и Первая мировая война

Отличный показатель, не так ли? Но какой путь пришлось пройти авиации, прежде чем она получила столь современное и впечатляющее по сложности вооружение? Об этом мы сегодня и расскажем.

Начнем с того, что Гаагской конвенцией 1907 года все виды авиационного оружия вообще запретили, так что самолеты летали совершенно безоружными. Еще раньше, а именно в 1899 году Гаагская конвенция ограничила и развитие автоматических пушек малого калибра. Теперь только пушки калибром выше калибр 37 мм могли стрелять разрывными снарядами. Все, что было меньше по калибру, считалось пулей и взрывчатки содержать не могло. Поэтому и 37-мм зенитные автоматические пушки Хайрама Стивенса Максима ее в своих снарядах не имели!

Началась и оказалось, что кроме табельного оружия, то есть револьверов и пистолетов, летчикам не из чего друг в друга стрелять. Двухместные аэропланы, правда, тут же вооружили пулеметом, из которого мог стрелять второй пилот-наблюдатель или бомбардир, а вот как можно было бы вооружить одноместный самолет либо двухместный, чтобы он мог стрелять вперед? Пулеметы начали ставить над кабиной на крыле, а стреляли из них встав во весь рост или… дергая за шнурок, но все понимали, что это, разумеется, не выход.

Первым реальным техническим новшеством, превратившем тогдашний аэроплан в истребитель, стало изобретение пилота французского Роланда Гарро, который в том месте, где через винт проходила трасса пулеметных пуль, установил стальные пластины, от которых часть из них рикошетировала! Правда, это понизило КПД винта, часть пуль теперь "улетало в молоко", но зато самолет, по сути дела, превратился в летающий пулемет!

Затем был придуман прибор синхронизатор, который просто не давал пулемету стрелять, когда перед его стволом находился пропеллер, так что теперь на самолеты начали ставить и по два, и по три пулемета. И все они стреляли через винт!

Тогда же самолеты стали вооружать и , все теми же 37-мм орудиями малого калибра. Типовым же вооружением в конце войны стали два пулемета винтовочного калибра и… все! Правда, на некоторых самолетах применялись ракеты с длинными деревянными хвостами-шестами, но, естественно, никакого управления они не имели и могли поразить цель только лишь прямым попаданием.

В 30-е годы количество пулеметов, установленных в крыльях самолета-истребителя, могло достигать 8 и даже 12, и они извергали просто ливень свинца, однако уже накануне Второй мировой стало ясно, что… так как прочность самолетов растет, одних только пуль для их поражения становится недостаточно.

Появились специальные авиационные пушки калибра 20-37-мм, которые устанавливали опять же как в крыльях, так и в фюзеляже. В этом случае они стреляли либо через винт, либо через полый внутри вал воздушного винта.

Последнее решение было наиболее удобным: куда смотрел нос самолета, туда он и стрелял. Если пушки находились на крыльях, пилот должен был иметь в виду, что их трассы сходится в одну точку на каком-то расстоянии от его самолета, и стрелять именно с этой дистанции!

Ракеты тогда уже тоже применялись, в частности советские летчики применили реактивные снаряды РСы в боях с японской авиацией на реке Халхин-Гол, но были они тоже неуправляемыми и имели дистанционный (подрывавший снаряд на расстоянии) и ударный взрыватели, чтобы снаряд либо так, либо эдак, но взорвался бы обязательно!

Вторая мировая война

В годы Второй мировой войны на советских и германских истребителях применялась установка пушек, стреляющих через вал винта (если мотор имел водяное охлаждение) и через плоскость винта, если охлаждение мотора было воздушным. Англичане ставили по 2-4 пушки в крыльях, а вот американцы пошли по пути установки в крыльях 4-6 крупнокалиберных пулеметов, поливавших противника просто ливнем свинца. Например, атакуя германские реактивные самолета Ме-262, они просто палили в его сторону, даже особо не целясь в расчете на то, что какая-нибудь их пуля непременно попадет в большие воздухозаборники его двигателей, а оттуда в турбину и выведет ее из строя и… так обычно и случалось!

В свою очередь немцы создали даже специальный реактивный перехватчик "Наттер", который пушек вообще не имел, а должен был уничтожать американские бомбардировщики залповым пуском множества неуправляемых реактивных снарядов — НУРСов.

Уже тогда действовали эти снаряды по целям на земле и в воздухе очень хорошо, разнося в щепы и танки и самолеты, вот только точность их попадания была очень низкой.

И опять же именно германские военные инженеры первыми начали работу над реактивными управляемыми снарядами. Были созданы снаряды, управлявшиеся по радио и по проводам. Последние должны были применяться с самолетов "Фокке-Вульф-190" против американских "летающих крепостей", однако довести их до ума прежде, чем закончится война, к счастью для союзников, не удалось.

Ракеты на военных самолетах

В США также были начаты работы по созданию управляемых ракет для самолетов, но до окончания войны ни один из созданных образцов на вооружение принят не был. Первенствовала здесь Великобритания, принявшая на вооружение первую управляемую ракету "воздух-воздух" в 1955 году.

Год спустя сразу три таких ракеты приняли на вооружение ВВС и ВМС США, а ракету РС-1У — ВВС СССР. А вскоре состоялся и первый воздушный бой с применением управляемого ракетного оружия, когда 24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал "МиГ-15" ВВС Китая ракетой AIM-9B "Сайдвиндер" и сбил его.

Наиболее широкое распространение вначале получили самонаводящиеся ракеты с "тепловыми" системами наведения. Суть такого "самоуправления" в том, что ракета "видит" тепловое излучение самолета и соответственно на него и наводится.

Правда, первые такие ракеты нужно было запускать только сзади, где выхлоп раскаленных газов из двигателя позволял приборам, находящимся на ракете, его "захватить". Ракету можно было "обмануть". Для этого применяли маневр в сторону cолнца и сброс горящих ловушек, на которые в итоге и наводилась ракета.

Именно поэтому попробовали и другие системы наведения, например — радиокомандную. Там все было просто, как с управляемыми по радио китайскими автомобильчиками, но в реальной жизни эта простота оказалась хуже воровства, потому что пилот не мог одновременно управлять самолетом и наводить ракету на маневрирующую цель.

К тому же цель могла ставить помехи. Поэтому появились ракеты с радиолокационной системой наведения, которые также сами ищут цель, захватывая ее при помощи своего собственного радара в ее носовой части под радиопрозрачным обтекателем.

Ну, а самые современные ракеты с инфракрасными головками наведения стали всеракурсными, то есть для того, чтобы их запускать в хвост противнику, заходить уже не нужно, поскольку чувствительность ее инфракрасного датчика настолько велика, что позволяет улавливать тепло, возникающее даже в процессе трения обшивки самолета о воздух!

Появились и оптико-электронные системы наведения, матрица в которых также "видит" воздушный объект. Ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) имеют вероятность попадания в круг диаметром 10 м равный 0,8 — 0,9. Ошибки самонаведения ракет обычно имеют вполне случайный характер.

Что же касается ракеты РВВ-СД, то она как раз и разработана для борьбы с самолетами, вертолетами и даже ракетами "земля — воздух" и "воздух — воздух", причем в любое время суток, и как в простых, так и в сложных метеоусловиях, при наличии самых разнообразных, в том числе и активных, радиолокационных помех.

Вероятность поражения цели составляет 0,6 — 0,7, на дальности до 130 км, хотя, конечно, для более надежного поражения целей эту дистанцию следует уменьшить хотя бы вдвое.

4-й минно-торпедный Краснознамённый авиационный полк (4-й МТАП ВВС ТОФ) С 1 мая 1938 г., на основании приказов НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г. и командующего ТОФ №0047 от 20.06.1938 г., на базе 109-й ТБАЭ, 26-й МТАЭ и 30-й КРАЭ, входящих в состав 125-й МТАБ, был сформирован 4-й минно-торпедный авиационный полк, по штату №15/828-Б (2). На момент формирования полка три эскадрильи были вооружены самолётами ТБ-1 и ТБ-3 (которые постепенно передали в транспортную авиацию), Р-5, СБ и КР-6а. Управление полка и 1 -я АЭ базировались на аэр. Романовка (ТБ-1 и ТБ-3), 2-я АЭ (Р-5 и СБ) - на аэр. Новонежино, и 3-я АЭ (КР-6а) - на аэр. Суходол. С 25 июня 1938 г., на основании приказа НК ВМФ №0039, на аэр. Евпатория в Крыму для 4-го МТАП начала формироваться 4-я АЭ на самолётах ДБ-3. На её укомплектование выделялись экипажи минно-торпедной авиации от ВВС БФ, ТОФ и ЧФ, а к 10 сентября 1938 г. формирование полка, в целом, было завершено. В период с 10 сентября по 1 октября 1938 г. экипажи этой эскадрильи производили отработку групповой слётанности на аэродроме Евпатория. Во второй половине 1938 г. на вооружение полка поступили первые в Морской Авиации 12 серийных самолётов ДБ-3т (отличавшихся от бомбардировщиков наличием торпедного прицела и устройством подвески торпед). В течение первой половины 1939 г. 4-й МТАП полностью перевооружился на самолёты ДБ-3т, полученные с завода в г. Комсомольск-на-Амуре. Самолёты ТБ-3 М-17 из полка передали в 16-й ОТАО ВВС ТОФ, который базировался там же, на аэр. Романовка. На инспекторской проверке НК ВМФ в 1940 г. по минно-торпедной подготовке полк, единственным из частей МТА, получил положительную оценку (1-й МТАП ВВС БФ и 2-й МТАПВВС ЧФ получили оценки «неудовлетворительно»). В этом году в составе полка имелось уже пять эскадрилий, существующих по штату №030/162-Б. С 12 мая 1941 г., на основании приказа НК ВМФ №0056 от 29.03.1941 г., 2-я и 5-я АЭ полка были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на формирование 1-й и 2-й МТАЭ 50-го ОСБАП ВВС ТОФ, с передислокацией на аэр. Новороссия. С началом войны полк был рассредоточен на запасные площадки, где строились капониры и укрытия. Началась интенсивная боевая учёба. 18 июля 1941 г., приказом НК ВМФ №00161 от 30.06.1941 г., в составе полка были восстановлены 2-я и 5-я АЭ по штату №30/145-Б. Всего в полку на тот момент имелось 47 самолётов ДБ-3т (из них 40 самолётов исправных) и 38 экипажей. В августе 1941 г. было проведено лётно-тактическое учение, в ходе которого полк наносил бомбовый удар по самолётам противника на условном аэродроме в районе оз. Ханка, а в середине сентября - по нанесению бомбового удара по железнодорожной станции. 10 августа 1941 г., на основании постановления Военного совета ТОФ №11/00432 от 05.08.1941 г., для расширения зоны действия полка и ведения разведки в Татарском проливе, авиазвено самолётов ДБ-3т из 3-й АЭ было перебазировано на оперативный аэр. Великая Кема. Там звено находилось вплоть до конца декабря. В середине октября 1941 г. экипажи эскадрильи капитана Н.М.Черняева перегнали самолёты ДБ-3 на Черноморский флот. На самолёте командира звена лейтенанта М.Буркина летел пассажиром вновь назначенный командующим ВВС ЧФ генерал-майор авиации Н.А.Остряков. Там экипажи совершили по несколько боевых вылетов, а три из них, по просьбе Н.А.Острякова, были оставлены во 2-м МТАП. 18 января 1942 г. одна из эскадрилий полка (9 экипажей), под командованием капитана Г.Д.Поповича, была направлена на запад, в состав ВВС воюющих флотов. Экипажи получили новые самолёты ДБ-3ф на авиазаводе в Иркутске и через Красноярск перелетели в Москву. На перелёте из Красноярска самолёт лётчика А.Сидорова совершил вынужденную посадку на лёд Иртыша, из-за утечки масла левого двигателя. В тот же день, после небольшого ремонта, самолёт присоединился к основной группе.

Были запрещены. Вся деятельность авиации того времени ограничивалась корректировкой ведения огня наземной артиллерии и ведением разведки удаленных укреплений и позиций противника. За восемь лет до этого, в 1899 году, Гаагской конвенцией было наложено основательное ограничение на развитие и использование малокалиберных автоматических пушек. В частности, стрельба разрывными снарядами разрешалась только из пушек, имеющих калибр 37 мм и выше, а вес боевого заряда должен был быть не менее 410 гр. В России и нескольких других странах снаряд, имеющий вес менее 410 гр., считался пулей, до 16,4 кг. - гранатой, а свыше - бомбой. После 1914 года в большинстве стран снаряд и пулю стали различать по виду врезания в нарезы, сделанные в канале ствола, а не по весу. Так, пуля врезалась оболочкой, а снаряд ведущим пояском.

В 1913 году инженеры Солинье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.

Непосредственно в начале Первой мировой войны большая часть самолетов воюющих стран вообще не имело на боевом вооружении пулеметов. Вместе с тем уже первые дни войны показали то, насколько необходимо вооружать самолеты для ведения воздушного боя и атаки наземных целей.

Разумеется, при выборе вооружения для самолетов наиболее эффективным оказалась установка на самолеты армейских станковых и ручных пулеметов калибра 7-8 мм. Первоначально, в период 1914-1915 годов, эти пулеметы устанавливались на воздушные машины без внесения изменений. Позже, в период 1915-1916 годов, армейские пулеметы перед установкой были несколько модернизированы. Так, в ручных пулеметах вместо оригинального деревянного приклада устанавливалась одна или две ручки. Поток воздуха во время полета охлаждал тело пулемета значительно лучше, чем на земле. С учетом этого было принято решение в авиационных пулеметах отказаться от водяного охлаждения. Большинство авиационных пулеметов, как правило, оснащались гильзоулавливателями.

Модернизированные авиационные пулеметы устанавливались на турелях для ведения огня в задней полусфере самолета с тянущим винтом и в передней полусфере с использованием толкающего винта, а также при условии наличия двух и более двигателей.

Для ведения стрельбы поверх винта стрелок был вынужден становиться на сиденье, чтобы дотянуться до установленного на высоте пулемета. Понятно, что это было крайне неудобно, и с 1915 года такой способ стрельбы был заменен на пулеметы, стреляющие через винт. В феврале 1915 года летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10%, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута – пулемет мог вести огонь через винт. Это было революционным шагом, что позволило французам в первое время после введения нового способа ведения огня доминировать над немецкой авиацией.

Во время воздушного боя 18 апреля 1915 года истребитель Гарро был сбит зенитным огнем и был вынужден пойти на посадку в тылу немецкой армии. Немцы сняли с французского самолета вооружение и немедленно передали его своему конструктору Антони Фоккеру для тщательного изучения. Через 10 дней Фоккер внес свое предложение по установке синхронизатора для стрельбы через винт. В новом варианте синхронизирующий механизм являлся связующим звеном между валом двигателя и спусковым механизмом установленного пулемета. В результате производился только при отсутствии винтовой лопасти перед дулом пулемета. Конечно, при этом на 30% снижался темп стрельбы, но все посланные пули достигали цели.

В России первый авиационный синхронизатор был сконструирован и изготовлен лейтенантом русской армии Г. И. Лавровым осенью 1915 года. Первыми истребителями, на которых устанавливались синхронизаторы Лаврова, стали С-16 конструктора Сикорского. С апреля 1916 года на них устанавливались пулеметы Виккерса с новым синхронизатором. Позже в русской армии синхронизатором стали оборудовать американские пулеметы системы Кольт. В качестве защитного вооружения на С-16 применялся ручной пулемет Мадсен образца 1900 года.

В отличие от иностранных армий в русской пулеметы, которые устанавливались на самолеты, не переделывались. Тот же Виккерс устанавливался с водяным охлаждением. Темп стрельбы пулеметов Виккерса и Кольта составлял примерно 500 выстрелов в минуту, а Мадсена - 400. У Виккерса и Кольта подача патронов была ленточной, а у Мадсена - магазинной, с емкостью 25 патронов. Эти пулеметы, а так же 7,62-мм отечественный Максим с водяным охлаждением долгое время оставались основным вооружением авиации русской армии.

По доступным ценам. Такие матрасы являются превосходной профилактической заболевания позвоночника в любом возрасте. Детские ортопедические матрасы отлично подходят для профилактики раннего развития сколиоза и неправильной осанки.

Место для наблюдателя располагалось также впереди. Винт самолета мешал стрельбе.

У французов были более легкие пулеметы с воздушным* охлаждением. А французские бипланы имели толкающий винт, расположенный позади крыльев. Пулеметная установка могла удобно разместиться на переднем балкончике машины и имела хороший обстрел. Поэтому французы первые в 1915 г, установили пулеметы на своих аэропланах.

Получив такое сильное оружие, французские бипланы скоро сделались грозой для немецких летчиков. Безоружные германские самолеты стали нести потери в воздушных боях. Они теперь редко отваживались перелетать черту фронта. Такое положение длилось несколько месяцев.

Обе воюющие стороны продолжали усиленную работу над проблемой вооружения авиации. При этом> французы вспомнили об одном интересном опыте, проделанною еще до начала войны. Известная французская самолетостроительная фирма «Моран-Сольнье», изыскивая способы для установки пулеметов на своих одноместных монопланах, провела в июне 1914 г. следующее испытание, Пулемет системы Гоч-кис воздушного охлаждения, принятый на вооружение во французской кавалерии, был неподвижно укреплен в горизонтальном! положении на капоте мотора. А чтобы пули из пулеметного ствола не попадали в лопасти вращающегося перед ним винта, был устроен передаточный механизм от мотора к спуску пулемета. Эта синхронная передача была сконструирована с таким расчетом, чтобы пули проходили через сферу вращения винта, не задевая его лопастей.

Предложение французских изобретателей было блестящим по идее. Они вооружали ме лётчика, а самый аэроплан. Весь самолет превращался в летающую пулеметную установку. Наводка пулемета на цель осуществлялась самим самолетом с помощью его рулей.

Однако первые практические испытания самолета, оборудованного такой установкой, не дали положительного результата. Конструкция пулемета Гочкиса образца 1914 г. была такова, что перед началом стрельбы патрон еще не находился в патроннике. Только с нажатием спуска последовательно протекали три операции: патрон вводился в патронник, патронник запирался затвором*, ударник разбивал капсюль. За промежуток времени, который был нужен для выполнения этих операций, лопасть винта успевала повернуться на некоторый угол и выходила поэтому из безопасной зоны.

Такйм образом», был постоянный риск лишиться винта от прямого попадания в него собственной пулей.

В этом виде установка для практического использования не годилась, а других подходящих пулеметов тогда «е было. Опыты «были прекращены.

Во время войны летчик Гарро, служивший раньше пилотом! на заводе Моран-Сольнье, вспомнил об этом неосуществленном изобретении. Бесспорным достоинством его было органическое слияние пулемета с телом» аэроплана, что позволяло пилоту удобно вести стрельбу, не оставляя управления самолетом. Но как осуществить безопасную стрельбу сквозь плоскость вращения винта?

Гарро поставил на лопастях винта, в месте пересечения с ними траектории пуль, непробиваемые стальные пластинки. Эти пластинки он укрепил в косом положении. После ряда испытаний выяснилось, что попадающие в винт пули безвредно рикошетируют от пластинок, главная же масса пуль, выпущенных из пулемета, летит вперед. "

В апреле 1915 г. Гарро решил испробовать свой пулемет-самолет на фронте. В течение восемнадцати дней он сбил три германских самолета. С этого момента пулеметными установками системы Гарро стали снабжаться многие французские одноместные монопланы.

Несколько та?шх машин было подбито огнем германских батарей. Немцы немедленно использовали французское изобретение и вооружили свои самолеты трофейными пулеметами Гочкиса.

Но приспособление Гарро имело существенный недостаток: металлические пластинки на лопастях заметно ухудшали аэродинамические свойства винта, а следовательно, и летные данные всего самолета.

К весне 1915 г. германская авиатехника добилась неплохих успехов. С выпуском заводами Бенц и Даймлер моторов мощностью в 150-160 л. с. значительно увеличилась грузоподъемность немецких самолетов. В то же время германская армия получила легкие пулеметы воздушного охлаждения системы Максим. В результате появились первые немецкие самолеты, снабженные подвижной пулеметной установкой в задней части машины, где сидел наблюдатель. Но задняя пулеметная установка представляла собой неполное решение задачи: это было оружие обороны, а для атаки нужен пулемет, стреляющий вперед.

Наравне с этими двухместными самолетами в Германии стали выпускать легкие одноместные монопланы с хорошими летными качествами. Эта быстрая и поворотливая» ма

шина явилась прототипом будущих истребителей. Но прекрасный аэроплан имел крупнейший недостаток: он попрежнему был безоружен.

Его конструктор, известный инженер и летчик Фоккер, не мог не заинтересоваться пулеметной установкой Гарро, когда увидел ее на трофейном французском самолете. Это было именно то, чего нехвата-tno его прыткому моноплану. Следовало лишь заменить чем-нибудь отсекающие пластинки на лопастях j винта. И Фоккер также совершенно самостоятельно пришел к мысли о пулеметном синхронизаторе.

Практическое осуществление идеи на этот раз было облегчено тем, что немецкие пулеметы Максима не имели отрицательных свойств пулемета Гочкиса. В пулемете Максима патрон уже находится в патроннике перед спуском курка, поэтому выстрел следует без всякой задержки. Все пули проскакивают через сферу, ометаемую винтом, не задевая его лопастей. Так был создан пулемет, стреляющий синхронно с вращением винта, - настоящее оружие авиации.

Однако пулеметная конструкция Фоккера не сразу получила признание. Военное начальство предложило Фоккеру лично испытать свою опытную установку непосредственно на фронте.

Фоккер вылетел в первый истребительный рейс. Уклоняясь от встречи лицом к лицу с французскими бипланами, вооруженными спереди, он зашел на своем моноплане в хвост одному биплану и быстро обстрелял его пулеметной очередью. Французские летчики, считавшие, что у немецких монопланов нет вооружения, жестоко поплатились за свою неосведомшенность. За первой жертвой нового изобретения последовали новые. Пулеметные установки стали вводиться на всех монопланах Фоккера.

Вначале самолетам этого типа было строго запрещено переходить линию фронта, чтобы при случайной посадке в расположении противника не выдать секрета изобретения. И действительно, французы узнали о. конструкции Фоккера лишь с боль-шим опозданием.

Французы стали вооружать свою авиацию по тому же методу, использовав английские пулеметы Виккер-са, сходные по конструкции с пулеметом Максима.

Органическое сращение «пулемета с телом самолета и синхронная » стрельба через винт решили в основ- 1 ном проблему собственного оружия авиации. В дальнейшем вооружение самолета в принципе не изменялось. Увеличивалось только число пулеметов, которые ставились на само-^ лете. Позднее в некоторых случаях пулеметы стали заменяться скорост* рельными пушками мелкого калибра*