Михаил врубель. Старые выставки Врубель выставка

6 июня 2015 года в Студии-мастерской Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Михаил Врубель. Живопись, графика, керамика из собрания Музея-заповедника "Абрамцево"». Михаил Александрович Врубель - один из наиболее ярких, знаковых представителей русского искусства конца XIX - начала XX веков, на протяжении длительного периода был связан с Абрамцевским художественным кружком.

В искусстве Врубеля соединились свойственные русской культуре философичность и нравственная напряжённость с поисками новых художественных путей. М. А. Врубель познакомился с владельцем Абрамцева С.И. Мамонтовым осенью 1889 года. Савва Иванович и раньше уже много слышал о таланте художника от своего сына Андрея и Валентина Серова. Атмосфера мамонтовского содружества оказалась чрезвычайно привлекательной и плодотворной для М.А. Врубеля. Он был очарован поэзией русского духа, «интимной национальной ноткой», которая всюду, по его словам, чудилась ему в Абрамцеве. Художник легко включился во все затеи абрамцевских жителей: писал декорации для домашних представлений, а позже – для спектаклей Русской Частной оперы, выполнял архитектурные проекты, эскизы печей и т.д. Многие его грандиозные замыслы были связаны с Абрамцевом и семьей С.И. Мамонтова. Врубелю был понятен тезис Мамонтова, который не только говорил, но и всей своей деятельностью, своими художественными проектами утверждал, что «нужно приучать глаз народа к красивому: на вокзалах, в храмах, на улицах». В Абрамцеве впервые в России утверждался новаторский тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее.

На выставке представлены вещи из исторической коллекции, принадлежавшей С.И. Мамонтову, а также из числа собранных музеем в последующие годы. Представлены эскизы к произведениям монументального характера (росписям Владимирского собора в Киеве), портреты участников Абрамцевского художественного кружка и выполненные художником во время поездок с С.И.Мамонтовым по Италии, эскизы к оформлению особняка А.В.Морозова, эскизы костюмов и декораций к спектаклям Русской Частной оперы и другие. Самую яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской. Представлены наиболее известные вещи М.А.Врубеля - в частности, керамическая сюита «Снегурочка», «Египтянка», декоративные вазы, а также изразцы для печей. Многие произведения носят эскизный характер, но прекрасно характеризуют творчество М. А. Врубеля и отражают практически все периоды его художественной биографии. Часть произведений выставляется в России впервые.

Особое обаяние коллекции Музея-заповедника «Абрамцево» придаёт зримая связь между произведениями и атмосферой, в которой они создавались, раскрывающая творческую лабораторию художника. По замыслу организаторов выставки, в этом – главная идея её экспозиции. Врубель относился к числу художников, которых в творчестве гораздо больше увлекал процесс, нежели его результат. Поэтому он оставил сравнительно немного больших живописных работ. Собрание врубелевской керамики Музея-заповедника «Абрамцево» является одним из лучших в России.

Выставка работает на постоянной основе.

«Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами? »

Николай Николаевич Ге.

Михаил Александрович Врубель - живописец, монументалист, скульптор, декоратор, основоположник русского живописного символизма и стиля модерн.

Автопортрет. 1905

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Санкт-Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Санкт-Петербург; и в 1870-м - в Одессу, где Михаил Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию. Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте Миша увлеченно рисовал, во время Санкт-Петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело.

По мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 оказался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880.

В Академии Михаил Александрович встретился с Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886.



В Академии молодой художник учился у Чистякова и Репина. Академию Врубель оставил в 1884, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.


"Гамлет и Офелия, как Демон и Тамара." 1888

Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 Врубель был отстранен от этой работы. В том же году он переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову.


Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства.


Фауст. Триптих. 1896
В 1896 прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти»

"Царевна-Лебедь". 1900

В 1890-е Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 Михаил Врубель потерял отца, которого преданно любил.

В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину - «Демон поверженный». Умер Врубель 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности» » и «вестником иных миров».

В 1955 в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И.Н.Введенского и Ф.А.Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля. Сегодня работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М.А.Врубеля в Омске.



"К Ночи". 1900
Андрей Кончаловский о Михаиле Врубеле

Имя Врубеля неразрывно связано с семьёй Кончаловских. Мой прадед, литератор, издатель и переводчик Петр Петрович Кончаловский (1839-1904) через Валентина Серова познакомился с Врубелем и пригласил молодого художника иллюстрировать лермонтовского «Демона» и «Героя нашего времени».

Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Демон летящий. Черная акварель. 1890-91

Рисунки Врубеля браковали, они проходили с трудом и только благодаря тому, что Кончаловский их отстаивал, они почти все вошли в юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова. И, наконец, Михаил Александрович был шафером на свадьбе моих бабушки и дедушки.

"Демон, смотрящий на танец Тамары." Золотая акварель. 1890-91
Еще интересное о Михаиле Врубеле - из книги моей мамы, Натальи Петровны.

«…Врубель появился в семье Кончаловских в 1891 году вместе с группой художников, приглашенных иллюстрировать юбилейное издание Лермонтова. Вел это издание Петр Петрович, руководивший к тому времени издательством Кушнарева и книжным магазином в Петровских линиях. В магазине помогала ему дочь Леля. Мальчики Кончаловские забегали туда после уроков, потолкаться среди интересной публики, попить чаю с горячими пирожками у Лели, в комнатке за шкафами, где постоянно бывали художники.
Иллюстрировали издание Лермонтова такие мастера, как Поленов, Суриков, Репин, Виктор Васнецов, а из молодых Петр Петрович привлек Серова, Врубеля, Коровина, Пастернака, Аполлинария Васнецова.
С Михаилом Александровичем Врубелем Кончаловские подружились очень тесно. Он умел разговаривать с детьми, как со взрослыми, всерьез, и за это мальчишки Кончаловские его обожали. Для них оригинальный талант Врубеля открылся, раньше, чем для окружающих взрослых.
Врубель снял комнату близ Чистых прудов, на углу Харитоньевского и Машкова переулков, в том же доме, где жила семья Кончаловских, этажом ниже, и стал ежедневно бывать у них, столовался там и постоянно находился в обществе молодых. Он поражал всех своей удивительной культурой и знаниями, с увлечением устраивал маскарады, игры, шарады, спектакли. Они ставили отрывки из «Горе от ума» Грибоедова и «Леса» Островского, и молодежь так увлекалась этим, что вскоре была готова выступать в платных спектаклях. В пользу учащихся той гимназии, где учились мальчики, был устроен спектакль. Врубель поставил «Севильского цирюльника» Бомарше. Вместе с Петей он написал декорации, сам занимался режиссурой. Макс играл Альмавиву, Петя — Фигаро, Вита — Розину. Остальные роли исполняли друзья молодых Кончаловских.
Врубель с увлечением придумывал разные варианты сцен, легко находил выходы из трудных положений. Макс, например, не обладал ни слухом, ни голосом, а по ходу действия ему следовало исполнять серенаду. Тогда Максу — Альмавиве Врубель предложил обратиться к Пете — Фигаро с такими словами: «Спой за меня, сегодня я не в голосе!» И Петя пел и за себя и за брата. Спектакль прошел с успехом…» (Из книги Н.П.Кончаловской «Дар бесценный»).

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

Третьяковская галерея рассказывает о музе М. Врубеля

12 декабря 2016 года в зале М. Врубеля в Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве стартовала выставка «Н.И. Забела-Врубель в творчестве М.А. Врубеля». Лучшая коллекция русского искусства открыла свои запасники и показывает посетителям к 160-летию со дня рождения художника историю его любви, соединившую счастье и трагедию, музыку и живопись.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский художник, рисовальщик польского происхождения (фамилия происходит от wróbel - воробей), католик по вероисповеданию. Выпускник класса П. Чистякова Петербургской академии художеств. Основные работы – «Демон», «Гадалка», «Царевна-лебедь» и др. По художественной манере близок символизму, ярко выражены черты стиля модерн. Умер от психического расстройства, последние 4 года был слепым.

Надежда Забела стала женой Михаила Врубеля, когда ей было 30, а ему 40. Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, она была артисткой «голубой крови» и родственницей художника Николая Ге.

Их знакомство состоялось, когда Врубель по просьбе своего покровителя Саввы Мамонтова присоединился к оформлению декораций Панаевского театра в Петербурге (Частная опера) для работы над оперой немецкого композитора Гумпердинка «Гензель и Гретель», детской сказочной фантастикой на основе сказки братьев Гримм. Энгельберт Гумпердинк (нем. Engelbert Humperdinck) был последователем композитора-новатора Р. Вагнера.

Надежда пела партию Греты, и её «неземное» исполнение показалось ему не только прекрасным, но и родным. «Все поют, как птицы, – писал Врубель, – а Надя поёт, как человек». Так он встретил ту, без которой не мог уже обойтись до конца своих дней. Как вспоминала позднее Н. Забела-Врубель, он вбежал на сцену во время перерыва и стал бурно выражать ей свой восторг. Живописное свидетельство этого знакомства – парный портрет Надежды Забелы (Греты) и ей партнёрши Татьяны Любатович (Гретель), исполненный по просьбе невесты. Этот портрет стал условием принятия предложения руки и сердца и хранится в Третьяковской галерее.

Как рассказала куратор выставки Шуманова Ирина Викторовна, ст. научный сотрудник отдела графики XVIII – н. XX века ГТГ, образ жены отразился в разных ипостасях и образах Врубеля. Она стала его музой, серафимом, пророком…

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» – также жемчужина коллекции Третьяковской галереи. Платье из прозрачных шелков, в котором она предстаёт перед нами на портрете, сделано мужем. Так, портрет напоминает нам о том, что Врубель одевал любимую жену, сам готовил для неё наряды и создавал ей сценические образы.

Печален «Портрет сына» – Саввы Врубеля, единственного ребёнка четы Врубель, болезненного мальчика, прожившего всего лишь 2 года. Он также хранится в ГТГ.

Помимо этих портретов, Третьяковская галерея предлагает посетителям выставки прикоснуться к скульптурным произведениям Врубеля и более интимным вещам, связанных с его жизнью. Например, к эскизам одежды и зарисовкам Врубеля портретов жены, его автопортретов, рукописному листу воспоминаний о них, и многим другим мелочам, чрезвычайно дорогим сердцу многочисленных поклонников самобытного русского художника.


На открытии выставки, при помощи фонда «Грани» музей устроил погружение в звуки, которые так пленили Михаила Врубеля. В исполнении певцов Молодежной оперной программы Большого театра прозвучали арии, дуэты и фрагменты опер Н.И. Римского-Корсакова: «Садко», «Снегурочка» и «Царская невеста». Композитор высоко ценил талант певицы, видел в нем сочетание земного и неземного. Он также посвятит Забеле и Врубелю два романса: «Сон в летнюю ночь» и «Нимфа».

По словам ведущего музыкальной программы музыкального критика М. Сегельмана, «её век как певицы был недолог. Н. Забела-Врубель раскрылась в небольших театрах, в камерном исполнении». Дольше сохранился её образ, так обильно и талантливо запечатлённый в живописи мужа.

Источники:

Энциклопедия русской живописи.- М., «Олма-Пресс», 1999.

Д. Коган. Михаил Врубель. – М., Терра – Книжный клуб, 1999.

Третьяковская Галерея

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники


    Русский художник Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) продолжает влиять на умы спустя почти сто лет после ухода в мир иной. Но если при жизни это влияние…


    Испанский модернизм, часто именуемый импрессионизмом по причине связей движения с французскими живописцами рубежа XIX-XX веков, снова становится объектом интереса благодаря новому проекту фонда Aurea Cultura…


    Никас Сафронов – один из самых ярких представителей художественного сообщества современной России. Его творчество вызывает неоднозначные чувства, но каждый проект с его участием сопровождается повышенным…


    Крупный российский художник Николай Наседкин (род. 1954) представил свои нефтяные работы на выставке “Николай Наседкин. Нефть: личная история”, открывшейся в Государственной Третьяковской галерее на Крымском…


Эта выставка, открывшаяся к 105-летию смерти гения русского модерна воплотила мечту художника: его "оперная" майолика "звучит" тут под музыку, которой и была посвящена.

... "Весна", хмельная барышня, приставившая ладонь к уху, словно внимает "Снегурочке" Римского-Корсакова вместе с тонколицей "Девушкой в венке": персонажи опер великого композитора, созданные руками великого художника, собрались тут в самом полном составе. Музей-заповедник Абрамцево, музеи Глинки и Бахрушинский, ГМИИ Пушкина и другие передали врубелевские шедевры, раритетную мебель, эскизы декораций и фото Музею Шаляпина - и в Москве открылось свое Абрамцево.

Отодвинув занавеску вы увидите тут в окне не Садовое кольцо с троллейбусами, а... абрамцевский дом Мамонтовых (при котором была керамическая мастерская, где Врубель создавал свои шедевры), а в соседнем окне - художников у его изгороди. Окна музея стали на выставке рамами для фотопейзажей, а его залы - гостиными абрамцевского дома, населенными его гостями и хозяевами. Сам Савва Мамонтов (тут его ростовой портрет на прозрачной панели) "смотрит" внимательно на блюдо "Жар-птица", Коровин в сюртуке "подошел" к своим эскизам к "Снегурочке"...

Но главные на выставке, конечно, Врубель, его майолика и его музыка.

Тут скульптуры самых разных жанров, изразцы, вазы, пепельницы, кашпо и всеэто, показанное под Римского-Корсакова, складывается в одну музыкально-скульптурную сюиту. Вот зал "Садко", оперы, к которой Врубель не только сочинял декорации и костюмы, но и, вдохновленный ею, создавал в керамической плоти ее героев. В углу - золотой, с волнами-кудрями Морской царь, царевна Волхова в зеленой глазури с металлическим отблеском, рыбки в яркой чешуе, плывущие по голубому панно, знаменитая тарелка, где герои словно сплелись в бегущий по кругу нотный стан.

Врубель стремился стать не только скульптором, но, как теперь кажется, и композитором. В майолике он пробивался к истинно-музыкальной гармонии сквозь игру граней и цветов, иногда - неожиданную. В зале "Снегурочки", оперы, тоже ставшей для Врубеля откровением, кроме важного Берендея в золотом кафтане, есть редко выставляющаяся "Растаявшая Cнегурочка". Это изразец, на котором - только синее пятно в бело-коричневом окружении: но ведь от Снегурочки и в самом деле не осталось ничего, кроме замерзшей воды и снега на подтаявшей земле.

В Доме Шаляпина нашлось место и самому певцу. Врубель создал скульптуру царя-ассирийца, впечатленный шаляпинским Олоферном - а Федор Иванович, думая о "Демоне", набросал вот это: колтун волос, чеканный профиль, взгляд, полный муки... "От Врубеля - мой Демон", - писал о нарисованном и потом спетом Шаляпин.

На этой странице мы будем отмечать знаковые важные выставки, в которых экспонировались произведения М. Врубеля

"100 лет русской графики" из собрания Вологодской картинной галереи
30.10.2007 - 20.01.2008
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. Москва, Пречистенка,19

30 октября 2007 года открылась выставка "100 лет русской графики". Рисунок и акварель второй половины ХIХ - первой половины ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи. Коллекция галереи 2-ой пол. ХIХ века представлена работами известных русских художников как академического направления, так и молодых мастеров, утверждающих позиции реализма. Среди произведений этого периода - ранний рисунок П. Чистякова "Старик с табакеркой", рисунки М. Клодта, акварели П. Соколова, иллюстрации К. Флавицого и другие. Широко представлена графика художников Товарищества передвижных художественных выставок: И. Шишкина , мастера "повествовательного рисунка" В. Маковского и других.

К последнему десятилетию ХIХ века относятся рисунки выдающихся представителей русской культуры М. Врубеля и В. Серова .

На выставке зритель имеет возможность увидеть произведения мастеров ведущих художественных объединений конца ХIХ - начала XX века. Среди них - первоклассные работы художников "Мира искусства": А. Бенуа, М. Добужинского, З. Серебряковой, А. Остроумовой-Лебедевой, Е. Лансере, . Кустодиева . Как талантливый иллюстратор представлен К. Петров-Водкин. Ярким примером стилистики русского авангарда может служить великолепная работа В.Ходасевич для театра "народной комедии" в Петрограде.


Неизвестный Айвазовский
3 января - апрель 2008г
Киевский музей русского искусства

В Киевском музее русского искусства открылась выставка картин Ивана Айвазовского, приуроченная к 85-летию музея и 190-летию со дня рождения живописца. Цель выставки - показать не общеизвестнные картины художника. На выставке представлены работы разного уровня. «Лунная ночь в Крыму», «Вид Босфора», «Гавань», «Шторм», «Море перед бурей», виды Египта. Есть совсем маленькие работы - размером с полуформатный лист. Они экспонируются впервые. Выставлена также «Волга у Жигулевских гор».

В середине марта музей планирует показать картины Михаила Врубеля, в июне - Максимилиана Волошина .

"Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича"

8 февраля - 20 мая 2005 г.

С 1 октября 2004 года по 9 января 2005 года выставка проходила в Риме (выставочный центр «Scuderie del Quirinale»). Концепция выставки явилась результатом длительного и плодотворного сотрудничества специалистов обеих стран, в котором принимали участие искусствоведы и историки архитектуры, руководители музеев и других учреждений культуры.

Экспозиция выставки делится на несколько разделов. Открывают ее памятники византийского искусства высокого художественного уровня. На выставке русская иконопись представлена произведениями разных школ и разных периодов, начиная с XIV и вплоть до XVII века. Важный раздел экспозиции составляет живопись итальянского Возрождения XV–XVI веков. Искусство Высокого Возрождения представлено творениями ведущих мастеров эпохи – Рафаэля, Леонардо да Винчи , Тициана, Микеланджело. Самые прославленные из них – «Донна Велата» Рафаэля и «Портрет Пьетро Аретино» Тициана (Палатинская галерея во Флоренции). С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств направляются на стажировку в Рим. Многие из них завоевывают признание в Италии. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает сенсацию не только в Италии, но и во всей Европе, не говоря уже о России. Если XVIII век – время непосредственного общения искусства и культуры России и Италии, то XIX столетие – период от романтизма до авангарда – можно охарактеризовать как время, когда русское искусство, сохраняя национальное своеобразие культурной проблематики, обретает, подобно итальянскому, общеевропейский масштаб. Одним из бесспорных шедевров данного раздела является знаменитая картина Врубеля «Демон» 1890 года из собрания Третьяковской галереи. Выставка завершается временем окончания Первой мировой войны, когда диалоги и споры в художественных салонах и оппозиционных объединениях постепенно угасали в обеих странах. В этом последнем разделе богато представлено творчество крупнейших итальянских и русских художников. Работы выдающихся мастеров – Джорджо де Кирико, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джорджо Моранди, Карло Карра, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича , Кузьмы Петрова-Водкина – наглядно демонстрируют широту творческих поисков художников обеих стран, которые, каждый на свой лад и одновременно в творческом контакте друг с другом, участвовали в создании нового художественного языка искусства XX века.

«Работая с Дягилевым»
11 декабря 2004 по 28 марта 2005 года
Гронингенский музей, Гронинген, Нидерланды

Сергей Дягилев (1872-1929) – один из величайших деятелей в области обновления искусства прошлого века. Он был первым, кто привлек художников к работе в союзе с композиторами и хореографами и совместному творчеству на сцене театра для большой публики. Всего на выставке было представлено более 230 полотен, декораций и костюмов, графических работ, которые позволили проявиться бесконечным художественным идеям Сергея Дягилева. Среди прочих работ на выставке « Работая с Дягилевым» были представлены работы Пикассо, Матисса , ди Чириго, Бакста, Бенуа, Головина , Серова , Врубеля, Гончаровой, Ларионова.

"Я Петербург люблю..." . К 300-летию Санкт-Петербурга
c 21 апреля по 17 августа 2003
Русский музей в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Московские зрители увидят здесь такие знаменитые картины, как "Медный змий" Ф. Бруни и "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной" К. Брюллова, "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" Г. Чернецова и "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" К. Маковского, "Утро" М. Врубеля и "Ида Рубинштейн" В. Серова . Работами К. Малевича , В. Кандинского, П. Филонова и других известных мастеров представлено крупнейшее в мире собрание русского авангарда - гордость Русского музея. Среди более чем 150 экспонатов выставки - известные произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди живописных произведений - работы О.А.Кипренского, А.Г.Венецианова, В.Г.Боровиковского, В.А.Тропинина.

Впервые увидят москвичи знаменитого "Медного змия"(1841), огромное полотно (площадь его поверхности 48 квадратных метров) художника академического направления Федора Антоновича Бруни. Еще одно значительное произведение - "Парад на Царицыном лугу" - самая знаменитая картина Г. Чернецова, одного из братьев-художников Чернецовых, запечатлевшая парад по случаю окончания польской кампании в 1832 году. На картине изображены представители самых разных слоев общества: император Николай I с семьей, аристократы, сановники, военные, купцы, актеры, музыканты и даже крестьян. Хрестоматийным стал фрагмент картины, изображающий А. С. Пушкина , В. А. Жуковского, И. А. Крылова и Н. И. Гнедича.

Тайные сокровища русского искусства
Русский музей Санкт-Петербурга в Сан-Марино
11 сентября 1999 г. - январь 2000 г.
Экспозиционные залы монастыря Санта-Кьяра. Сан-Марино

Эта необычайная по широте и уровню предсталяемых работ выставка познакомила западного зрителя со всеми основными этапами развития русского изобразительного искусства от икон до авангарда начала века и произведений XX столетия. В экспозиции среди прочих будут демонстрироваться работы А.Венецианова , Г.Семирадского, П.Федотова, И.Айвазовского, И.Крамского, И.Левитана , М.Врубеля, Н.Гончаровой, М.Ларионова, А.Лентулова. Вместе с живописными работами здесь также будет представлена большая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

А. С. Пушкин и "Мир искусства"

В 1998 г. в Петербурге, в залах Всероссийского музея А.С. Пушкина на Мойке, 12, проходила выставка «А.С. Пушкин и "Мир искусства"», посвященная 100-летию художественного объединения "Мир искусства" и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина . В июне 2000 г. аналогичная по тематике выставка, но уже под другим названием - "Золотой век в серебряном зеркале" - открылась и в Москве, в музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Были представлены произведения таких мастеров, как: М.А. Врубеля, А.Н Бенуа, И.Я. Билибина, А.Я. Головина , Н.С. Гончаровой, Б.Д. Григорьева, М.В. Добруджинского, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева , Е.Е. Лансере, К.С. Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, В.А. Серова , К.А. Сомова, Ф.Ф. Федоровского, В.И. Шухаева, К.Ф Юона.