Методики обучения чтению детей дошкольного возраста дома. Обучение детей чтению

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методы обучения чтению

Методики обучения чтению: что лучше

Для большинства взрослых людей чтение - естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению - это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

Зная все это, множество методистов пытается понять механизмы чтения, придумать методику, по которой было бы легко научиться читать. Хотя многие родители думают, что то, насколько быстро и хорошо их ребенок научится читать, не зависит от того, каким методом его обучают читать, а зависит от интеллекта, - на самом деле это не так. Два независимых исследования в 60-х и 70-х годах показали, что, в общем, способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более поздние исследования показали, что дети, имеющие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего.

Существует поверие, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу - научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это не так. К. Станович показал, что успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают, в целом, больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить важную «привычку» читать на всю жизнь.

Методы обучения чтению

XX-й век - далеко не первый, в котором придумывают новые подходы для обучения чтению. Каждый век методы обучения переоткрывают заново, говорят, какие они хорошие, естественные и логичные, потом же, когда мода на какой-то метод проходит, его забывают на несколько десятилетий, позже вновь переоткрывают.

Каждый из методов, придуманных в 20-м веке, либо целиком, либо частично, повторяет хорошо забытые старые методы. Но, как и в прошлом, каждый из них называется «новым», «естественным», «правильным» и «логичный».

Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению и к каким результатам они приводят.

Фонетический метод

Фонетический подход состоит из системы обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе. Это система, центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв, и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и, когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

1. Метод систематической фонетики («systematic-phonics») - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами. Не все программы, которые классифицируются как «systematic-phonics» удовлетворяют этим критериям. Однако, все они делают акцент на раннем и серьезном обучении звукам букв.

Метод внутренней фонетики («intrinsic-phonics») - это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способ идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрах ниже, чем у метода систематической фонетики.

Различные исследователи выявили корреляцию между знанием букв и звуков и способностью читать. И для начинающих и для продолжающих читателей знание букв и чувствительность к фонетической структуре (способность выделять фонемы) из устной речи является хорошим предсказанием будущих успехов в чтении, даже лучшим, чем, например, уровень IQ. Даже у людей, которые давно научились читать и читают, но испытывают трудности при чтении, эти трудности часто связанны с недостаточными знаниями буквенно-звуковых соответствий. Однако, наилучшие фонологические знания не обязательно переводятся в высокий уровень чтения. Напротив, и не удивительно, уровень чтения у более старших людей все больше коррелирует с уровнем IQ.

мышление фонема алфавит обучение

Лингвистический метод

Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Сейчас лингвистику используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать эти слова, особенно те, которые наиболее часто используются. Bloomfield предлагает сначала учить читать на словах, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок научается определять соответствия между буквами и звуками.

Метод «look-say»

Другое его название - метод «whole-word» (метод целых слов).

Метод «целых слов» заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение по этому методу строится по принципу визуального распознавания целых слов. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению. Для того, чтобы научить читать, ребенку показывали целые слова и произносили их, то есть учили ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит около 50-100 слов, ему дают тексты, в которых эти слова часто встречаются.

В России этот метод известен как метод Домана - Гленн Доман все обучение чтению строит только на нем.

Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века. После 30-х годов исследователи выявили серьезные недостатки этого метода.

Метод «whole-language»

В чем-то эта методика напоминает метод whole-word, но больше полагается на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают детям прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.

Одна из целей подхода whole-language - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода - что фонетические правила не должны объясняться обучающимся читать. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово не правильно - его не исправляют. Философский взгляд этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка - естественный процесс и дети способны сами его постичь.

Метод Зайцева

Как единицу строения языка Зайцев определил склад. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад - это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь»). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, то есть чтобы все слова читались так, как они пишутся. Заглавные буквы в этом расширенном алфавите пишутся так же, как и маленькие, только более крупным шрифтом. По мере освоения ребенком чтения, буквы заменялись на обычные.

Метод Мура

Основа обучения - интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Также его программа включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.

Метод Монтессори

Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в значащие предложения.

Метод «look-say» или «phonics»

Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два - метод «look-say» и метод «phonics». Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению. Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению.

До 1930 года было проведено восемь исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. После 1930 года исследователи уже ставили эксперименты, чтобы понять, как и в каком количестве надо обучать фонетике.

Был поставлен эксперимент для сравнения методов «look-say» и фонологического метода. Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-6 лет) и еще не умеющих читать. Группу разделили пополам и одну подгруппу обучали чтению с помощью метода «look-say», другую - с помощью фонологического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. Оказалось, что в начале дети, которых обучали с помощью метода «look-say», быстрее читали и лучше понимали прочитанное про себя и читали вслух бегло и с выражением. Дети же, которых обучали чтению с помощью фонологического метода, лучше читали незнакомые слова, как и в начале обучения, так и в любое время дальше. Ко второму классу, к концу обучения чтению оказалось, что «фонологические» дети догнали и перегнали своих одноклассников и лучше читали про себя, лучше понимали прочитанное и имели больший словарный запас чем дети, обученные читать с помощью метода «look-say».

В 80-х годах Симор и Элдер наблюдали за первоклассниками, обучающимися с помощью метода «целых слов». Исследователи обращали особое внимание на то, какие ошибки делали ученики. В одной из задач детям показывали карточки с подписанными картинками, и просили читать подписи к картинкам. Часто дети прочитывали слово, близкое по смыслу, но совершенно далекое по структуре. Например, «лев» вместо «тигр», «девочка» вместо «дети» и «колеса» вместо «машина». Исследователи сделали вывод, что эти дети обращают мало внимания на буквенно-звуковое соотношение: дети ассоциировали слово с определенным значением, но не всегда точно. За весь год обучения дети так и не научились читать новые слова без чьей-либо помощи.

Также у детей, обучающихся с помощью метода «целых слов», были большие трудности с чтением слов, в которых буквы записаны разными шрифтами (РоБиН), а «фонологические» дети испытывали большие трудности с чтением слов, в которых была изменена последовательность букв (цвиток) или некоторые буквы заменены на похожие, но другие (тслсвизор).

Возможно, что некоторые дети могут постигнуть правила фонетики самостоятельно, но большинство нуждается в явном обучении фонетике, иначе их навыки чтения пострадают. Это заключение частично основано на знании того, как хорошо читающие люди воспринимают слово на странице. Один из первых исследователей этого вопроса Джеймс Каттел показал, что если людям демонстрировать в течение короткого времени слова или ряд букв, то слова воспринимаются лучше. Поэтому кажется, что люди не читают слова по буквам. Новые исследования дали более точные знания об этом явлении. Например, исследования движения глаз во время чтения показывают, что хотя люди и замечают каждую букву как отдельный символ, они обычно воспринимают все буквы в слове одновременно.

Дольше занял ответ на вопрос: «Произносят ли хорошо читающие люди текст про себя?». Сторонники whole-language уже более 20-ти лет утверждают, что люди часто воспринимают значения слов из текста напрямую, без произнесения. Некоторые психологи и сейчас придерживаются такого взгляда, но большинство из них думает, что чтение - это процесс произнесения текста про себя, даже у хорошо читающих людей.

Самое убедительное доказательство этого последнего утверждения происходит из остроумных экспериментов Гай Ван Орден: когда испытуемого сначала спрашивали, например, «Это - цветок?», а затем показывали слово, например, «лилия» , и спрашивали, принадлежит ли это слово данной категории. Иногда испытуемому предлагали слово, которое звучит как подходящий ответ, например «лилийа», и действительно испытуемые часто идентифицировали эти слова как подходящую категорию, и эти неправильные ответы показывают, что читатель действительно преобразует последовательности символов в последовательности звуков, которые потом использует чтобы понять смысл.

Недавние исследования мозга показали, что даже у хорошо читающих людей во время чтения про себя активизируются те же области моторной коры, что и при чтении вслух. Есть и другие экспериментальные подтверждения тому, что чтение есть быстрое произнесение про себя. Например, при обучении англоязычных студентов чтению по-арабски гораздо больший успех в чтении новых слов имела группа, которой явным образом преподавали соответствия букв и звуков, по сравнению с группой, которую учили по методу «whole-word».

Лабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения, и целые слова легко, автоматически и визуально. Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать.

Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого студента, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.

Так ли необходим алфавит?

Конечно, вы можете сказать, что всем известно, что ребенок должен знать буквы, прежде чем он начнет читать слова. Но, как ни странно, можно научиться читать, не зная букв алфавита. Последователи метода «whole-word» призывают либо совсем не обучать ребенка буквам, либо обучить их буквам только после того, как они смогут прочитать около 100 слов самостоятельно.

Было проведено множество исследований и оказалось, что знание букв является очень хорошим предсказанием того, что у ребенка будут быстрые успехи в чтении. И знание букв является более сильным предсказателем, чем коэффициент интеллекта. Способность детей произносить звуки букв перед обучением чтению также предсказывает ранний успех в чтении.

Когда дети только начинают читать, корреляция между знанием букв и/или знаниями фонетики и их способностью читать очень высока. На каком бы уровне не тестировалось - от детского сада до института - знание букв и/или знание фонетики положительно ассоциируется со способностью читать (которая измеряется с помощью устного распознавания слов, связанного с чтением вслух, понимание в чтении про себя, или со скоростью чтения) и, конечно, с умением произносить слова по буквам.

Уиллоус, Борвик, Хэйврен провели такой эксперимент. Они учили читать детей с помощью предъявления карточек со словами. Детей разделили на две группы: первой группе показывали карточки, содержащие картинку и слово, второй группе предъявляли карточки, содержащие только слово. Каждую группу обучали одним и тем же четырем словам. Когда группы выучили эти четыре слова, т. е. правильно называли слова по карточкам, обе группы соединили вместе. Исследователи смешали карточки со словами и показывали соединенной группы и карточки со словами с картинками, и карточки, содержащие только слова. Выяснилось, что те дети, которых учили читать по карточкам с картинками, лучше читают слова на карточках с картинками и хуже - те же слова, но на карточках без картинок по сравнению с теми детьми, которых учили по карточкам без картинок. Дети, которых учили читать с помощью карточек со словами, но без картинок, лучше читали слова на карточках без картинок, по сравнению с детьми, которых учили по карточкам с картинками, но хуже читали слова на карточках с картинками.

Получается, что обратная сторона полезности картинок - это понижение внимания к напечатанному тексту (к буквам). Таким образом, если мы видим цель в том, чтобы помочь ребенку прореагировать на незнакомое слово (увидеть его образ) - то картинки помогают, а если же цель в том, чтобы привлечь внимание ребенка непосредственно к написанию слова - то картинки мешают.

Итак, теперь мы готовы ответить на вопрос: необходим ли алфавит? - Ответ: да, необходим.

Основная идея обучения алфавиту не в том, что дети должны знать все буквы, а в том, что дети должны обращать внимание на буквы. Знание букв и знание их звуков помогает обращать внимание на напечатанный текст. Известно, что интерес к буквам у маленьких детей положительно связан с успехом в чтении. Однако с возрастом важность букв и звуков для чтения меняется: в начальных классах школы знание букв и звуков важнее, чем образованность и хорошая устная речь, а в средней школе уровень читаемых текстов уже требует более высоких интеллектуальных и языковых способностей ученика (при наличии хорошего знания алфавита и соответствия букв звукам).

Знание алфавита, интерес к буквам, является следующим шагом в развитии ребенка, потому что алфавит - это абстрактный код, в отличии от реальных предметов, с которыми ребенок имел дело и раньше. Ребенок начинает использовать символьное представление информации, что является более высокой формой умственной деятельности. Возможно, что раннее введение алфавита подтолкнет развитие абстрактного мышления, так необходимое в нашем научном автоматизированном мире.

Существует ли методика обучения чтению, подходящая для всех языков?

Структуры разных языков отличаются друг от друга, какие-то больше, какие-то меньше. И методика обучения чтению должна быть подогнана под особенности той структуры языка, чтению на котором мы обучаем. Из этого следует, что не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке, но может быть наиболее подходящая методика, которая охватывает различные аспекты лингвистики какого-нибудь определенного языка. Общим может быть только подход к обучению: сейчас уже ясно, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков, но методы, какими дается фонетика, для каждого языка должны быть разными.

Метод “look-say” основан на том, что детей обучают словам, как целым единицам, и когда дети выучат около 50-100 слов, им дают тексты, в которых эти слова часто встречаются. Кажется, что этот метод лучше всего подошел бы для обучению чтению на китайском языке, однако последние 50 лет в Китае обучают детей читать слова сначала с помощью романского алфавита, и только потом с помощью китайских символов. Похожим образом детей из большинства многих других языковых групп обучают сначала отношения между буквами и звуками, которые с ними ассоциируются (фонемами).

Связь между буквами и фонемами не очень простая в языках с большим количеством слов-исключений, каким, например, является английский. Такие слова-исключения читаются не так, как пишутся. Правила чтения зависят от того, какой слог - закрытый или открытый, от порядка букв и от их сочетаний между собой. Например, буква «b» произносится так же, как и в слове «bat». А буква «e» в конце слова не произносится, но удлиняет произношение предыдущей гласной: «pave» «save» «gave». Таким образом, в английском языке буквы могут произноситься или так, как написаны, или сами не произноситься, но влиять на произношение других букв. Именно поэтому в английском языке раньше был очень популярен алфавит для начального обучения чтению (ITA) Джеймса Питмана, и сейчас очень популярен метод «whole-language». В данный же момент администрация Буша рассматривает проект обязательного введения фонетики в программу обучения по всем штатам Америки.

Правила чтения в русском языке гораздо проще - слова читаются так, как пишутся, исключение составляют лишь те слова, которые читаются не так, как пишутся, лишь из-за «лености» языка: безударные буквы произносятся так, как удобнее для произношения, и в безударных слогах звонкие согласные оглушаются (молоко -> малако, кров -> кроф) и некоторые буквы вообще не произносятся (солнце -> сонце). Но даже если мы будем читать слова по правилам, так, как они пишутся, - то это не будет считаться ошибкой и смысл слова от этого не изменится, как произошло бы в английском языке. Несколько десятилетий назад в России была популярна методика: обучать сначала буквам и их названиям, их звукам, потом слиянию букв в слоги и чтению по слогам. Часто дети подолгу не могли усвоить разницу между названиями букв самими звуками, звучанием букв - их сбивали названия букв. К тому же, для первоначального чтения слоги слишком длинные, и ребенку трудно прибавлять букву к букве и удерживать это в голове, чтобы прочитать целый слог. Возможно, эффективнее было бы обучать читать по складам-фонемам, и не называть ребенку названий букв, по крайней мере, пока не научится читать. В русском языке складов не очень много, и ими удобно манипулировать, когда они записаны на кубиках. Кроме того, алфавит, буквенно-звуковое соответствие тоже легко усваивается, если обучать с помощью кубиков Зайцева - на гранях кубиков написаны и сами буквы. Из-за самой структуры русского языка, из-за того, что практически все слова читаются так, как пишутся, складовый принцип очень хорошо подходит для обучения чтению.

Итак, мы выяснили, что основное, чему надо обучать ребенка, если мы хотим научить его хорошо читать - это фонетике. Но постижение буквенно-звуковых соответствий чаще всего довольно скучное занятие, и в нем совсем не просто достичь быстрых успехов. Если обучать чтению только с помощью одной фонетики - то это, скорее всего, приведет к снижению интереса к процессу чтения у ребенка. А интерес поддерживать необходимо, чтобы не воспитать в ребенке отторжение чтения, к тому же заинтересованный человек постигает предмет обучения в несколько раз быстрее незаинтересованного. Для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, и ему интересно было бы обучаться чтению - надо дать ему импульс, показать, что учиться читать - увлекательное занятие. Интерес к чтению сформируется только в том случае, если ребенок довольно быстро достигнет успехов. Например, если научить ребенка распознавать несколько десятков слов, а этого легко можно достичь и при хорошем подходе, - это принесет ребенку радость и уверенность в собственных силах, и при этом его можно медленно но верно обучать фонетике.

Для того, чтобы научить ребенка узнавать несколько десятков слов, можно подписать дома разные предметы, повесить под ними или на них таблички (стол, шкаф, диван, плита, и т. д.). Можно еще играть в «угадайку»: выбрать десяток слов и писать вместе с ребенком слова из этого десятка, просить угадывать ребенка угадывать, что написано. Такие игры обычно очень нравятся детям.

Однако, и самых маленьких детей можно готовить к обучению чтению в последующие годы: исследователи выявили, что самым важным занятием для построения знаний и навыков, которые в конце концов потребуются для чтения - это чтение детям вслух. Наивеличайший прогресс достигается, когда словарный запас и синтаксис читаемого всегда чуть-чуть выше, чем собственный языковой уровень ребенка. Для проверки этой гипотезы были выбраны пятнадцать родителей, которых научили, как правильно читать детям: активно вовлекать ребенка в чтение. Родителям предложили во время чтения задавать вопросы не на «да-нет», а требующие более развернутого ответа. Им предложили почаще делать паузы, оставлять незаконченные мысли, выслушав ответ ребенка предлагать альтернативные ответы, задавать все более и более сложные вопросы. Обучив родителей, их просили в течение месяца читать ребенку таким образом и записывать эти чтения на магнитофон. В то же время были выбраны пятнадцать необученных таким способом родителей, чьи дети были ровесниками детей из первой группы. Их тоже просили записывать свои чтения на магнитофон. Через месяц тех и других детей протестировали, и оказалось, что дети, чьи родители были обучены, перегоняли своих сверстников на 8.5 месяцев и в тесте на словесное выражение мыслей, и в словарном тесте - а это огромная разница для детей 30-ти месяцев от роду. Общей методики для обучения чтению на любом языке не существует, однако есть важные элементы, из которых состоит чтение, и их надо освоить каждому, кто хочет научиться хорошо читать. Эти элементы оказываются одними и теми же для всех алфавитных языков - это звуко-речевой код, буквенно-звуковое соответствие.

Как их осваивать - зависит от структуры языка, чтению на котором мы обучаем, но обучать этим элементам все равно надо для того, чтобы сделать процесс чтения легким, приятным и чтобы усваиваемость прочитанного материала была максимально высокой.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Психологические основы и лингвистические особенности обучения чтению. Трудности обучения чтению на английском языке. Методика организации процесса обучения на иностранном языке в условиях школы, содержание и отбор материала. Характеристика видов чтения.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2011

    Характеристика методов обучения чтению и письму: буквослагательного, письма и чтения, целых слов. Звуковой аналитико-синтетический метод. Этап добуквенного обучения, развитие фонематического слуха и восприятия. Современный метод обучения детей грамоте.

    презентация , добавлен 21.04.2016

    Анализ проблем обучения младших школьников чтению на протяжении XVIII - XXI веков. Операционный состав предметного действия чтения. Сущность аналитико-синтетического метода обучению чтению. Общая характеристика современных мировых методов обучения чтению.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2009

    Проблема учебного материала для изучающего чтения. Психолого–лингвистические основы обучения чтению как виду речевой деятельности. Развитие навыков и умений техники чтения на английском языке в условиях массовой школы на средней ступени обучения.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2011

    Характеристика чтения как вида речевой деятельности. Возрастные особенности в рамках обучения изучения речевых механизмов при обучении чтению. Методика обучения чтению на финском языке на средней школе. Анализ педагогической практики в средней школе.

    отчет по практике , добавлен 06.01.2011

    Дидактико-методические основы обучения беспереводному чтению на английском языке в средней школе. Расширение словарного состава, кругозора, эрудиции, речевой компетенции на базе различных видов чтения. Структурная и содержательная характеристики текстов.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2011

    Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников. Особенности обучения в начальных классах. Психологический подход к пониманию сущности чтения. Сопоставительный анализ методов обучения грамоте в истории педагогики.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Исследование изучающего чтения как вида речевой деятельности. Использование аутентичных текстов при обучении. Обзор возможностей использования сказки в формировании умений изучающего чтения. Технология обучения чтению на иностранном языке в средней школе.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2016

    Чтение как цель и средство обучения. Задачи обучения чтению на старшем этапе школы. Виды чтения, лексические и грамматические умения, навыки и механизмы чтения. Методика обучения изучающему чтению, способы контроля и требования к текстам при обучении.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Чтение как одно из средств формирования общеобразовательной культуры учащихся. Психологические особенности обучения чтению на английском языке. Приемы работы с текстами по обучению различным видам чтения, фрагменты уроков по формированию навыков чтения.

Раньше все было просто: исполнилось четыре – вот тебе «Азбука», стукнуло шесть – держи «Букварь». Сегодня одной заветной книгой, да еще подходящей по возрасту, не обойдешься. Из огромного разнообразия методик я выделила три основных способа научить читать - целым словом, по складам и звукам.

Метод 1. Целым словом

Создатель методики Глен Доман верит, что наилучшими учителями малыша являются его родители, заинтересованные в успехах отпрыска. Чем меньше младенец, тем он способнее, тем лучше он впитывает новую информацию, знания: ведь на данном этапе развития - это основная задача малыша. Как следствие, Доман считает, что начинать опережающее обучение чтению нужно как можно раньше, то есть, буквально с пеленок. Предпосылка Домана такова: чтение основано на запоминании и воспроизведении слов, поэтому и обучают детей чтению, начиная с целых слов, потом словосочетаний, затем простых предложений и, наконец, сложносочиненных и распространенных предложений. Заключительный шаг – чтение книг.

Слова – те же биты информации по Доману, которые наносятся на картонные карточки красным маркером. Размеры букв - 7 см. Карточки можно сделать самостоятельно. В книгах Домана приводятся подробные рекомендации. Если вы хорошо владеете английским, то на сайте «Нежная революция», принадлежащем Глену Доману, можно заказать специальные карточки и маркер. Хотя я бы не стала тратиться на специальный картон. Проще купить обычный картон, нарезать его в соответствии с рекомендациями Домана.

К слову, карточки как способ обучения подходят не только и не столько младенцам. Их можно использовать для закрепления навыка чтения у дошкольников. Тони Бьюзан, создатель теории ментальных карт, отмечает также, что метод Домана гармонично сочетается с ассоциативным принципом работы памяти и развитием словарного запаса. Когда ребенок накапливает словарный запас, он слышит звук и соотносит его с соответствующим предметом. При чтении происходит совершенно идентичный процесс. Ребенок видит слово (а для детского мозга не имеет значения, получает ли он ассоциативную информацию в виде звуковых или световых колебаний) и точно также ассоциирует его с объектом.

Готовые карточки надо ребенку показывать несколько раз в день. Начинать с 10-15 слов, знакомых ребенку. Затем следует наращивать словарный запас. Так как обучение по Доману - это игра, ее следует прекращать раньше, чем ребенок устанет, то занятия не должны длиться долго. Поддержать интерес и любознательность в ребенке Доман предлагает с помощью скорости и новых слов.

Домановский метод подходит далеко не всем детям, и, главное, не всем родителям. Хотя методика очень проста, она трудоемкая и объемная, подготовка карточек занимает много времени, да и само обучение однообразно. Кроме того, методика Домана рассчитана, в первую очередь, на детей-визуалов, для которых зрение – базовый канал восприятия. Ребенок же может быть аудиалом или кинестетиком, то есть, получать новую информацию через слух или осязание. И в этом случае карточки будут малоэффективны.

Метод 2. Метод Монтессори

Основная идея обучения чтению по Монтессори заключается в том, что заставлять ребенка читать нельзя ни в коем случае. Интерес к письму и чтению так или иначе проснется «под влиянием природных импульсов». И когда этот интерес проснется, научиться читать ребенку помогут специально разработанные Монтессори дидактические материалы: «карточки для пополнения словарного запаса», металлические рамки и вкладыши, шершавые буквы, поднос с манкой, доска с мелом, подвижный алфавит, розовая серия материалов для интуитивного чтения целыми словами.

Очень важной особенностью метода Монтессори является принцип «путь к чтению лежит через письмо». Чтение – сложный процесс, который требует понимания значения письменных речевых символов, умения абстрактно мыслить. Зато интерес к письму просыпается у детей самопроизвольно и довольно рано. Дети, не задумываясь о том, что учатся писать и читать, обводят и заштриховывают геометрические фигуры, ощупывают шершавые буквы и составляют слова из букв подвижного алфавита. Причем, буквы, с которыми знакомится ребенок, прописные, а не строчные. Сначала дети проходят гласные, затем согласные, не давая названий буквам, а произнося звук: не «эм», а «м».

Письмо это нельзя назвать сознательным, это, конечно, поначалу механическое письмо, так как ребенок не обращает внимания на смысл слов, которые выкладывает. Но это механическое складывание слов из букв подвижного алфавита – основа для будущего чтения. Ребенок пока просто переводит звуки в знаки. Следующий шаг – перевод знаков в звуки (так называемое механическое чтение) и, наконец, тотальное чтение, когда ко всему прочему добавляется понимание.

Почему же все-таки письмо предшествует чтению? Юлия Фаусек, одна из известных российских последовательниц метода Монтессори, считала, что процесс составления слов из подвижного алфавита достаточно медленный. Но именно он дает ребенку время подумать над значками, которые нужны ему для создания слов. Ребенок, который может составлять слова из подвижных букв, читает написанные им же слова, достаточно медленно, как если бы писал их. Если малыш прочитает слово, написанное им, то есть перевел знаки в звуки, ему предлагают прочитать тоже самое, только быстрее. И еще быстрее. Тогда слово раскрывает свой смысл.

Еще одно отличие Монтессори-чтения в том, что ребенку предлагают начинать с изучения звуков, а не букв алфавита. Например, в нашем Монтессори-садике утро начиналось с игры «Мой глаз-алмаз». Я выкладывала на коврик фигурку из отделения с соответствующим звуком и говорила: «Мой глаз-алмаз видит что-то, начинающееся на «С» (не на «эс», а именно на «с»). Детям предлагалось угадать, что это. Собака. А что еще начинается на «с»? Слон. Развитие фонематического слуха, распознавание звуков – неотъемлемая часть программы обучения чтению по Монтессори.

Данный метод, на мой взгляд, самодостаточный. Однако «работает» он полностью только в подготовленной Монтессори-среде, с квалифицированным педагогом. В то же время многим удается успешно заимствовать идеи Монтессори (обучение звукам) и материалы (шершавые буквы, подвижный алфавит) и сочетать с другими методиками, например, Зайцева.

Метод 3. Методика Зайцева

Логическая и стройная система обучения чтения Зайцева прекрасна, прежде всего, тем, что учитывает потребности ребенка дошкольного возраста – в движении, в активности и в самостоятельности. Если в садике говорят – не вертись, сиди смирно, слушай внимательно, смотри в книгу, то на занятиях «по Зайцеву» все иначе: дети прыгают, поют, притопывают, прихлопывают, маршируют, бегают с кубиками из одного конца комнаты в другой, смеются, строят паровозы и башни, и… читают. Да с удовольствием, стараются. Ведь, прочитав слово, можно подольше подержать в руках умную указку или получить долгожданную команду «Выходи!».

Методика обучения чтению по Зайцеву основана на складовом принципе - то есть читать детей учат не по слогам, не по буквам, а по складам. Зайцеву удалось создать стройную, логичную и красивую систему обучения чтению, которая не только удобна для преподавателя, но учитывает интересы и потребности ребенка.

Склад - это фонема, которую образует отдельно стоящая буква (П, В, Б, А, Я и т.д.) , сочетание согласной с гласной (БУ, МУ, ЛО, РО, ВЫ), а также согласная с твердым или мягким знаком (пь, мь, вь, сь, шь). «По слогам читать непросто – от одной до десяти букв в них бывает, - пишет Зайцев, - «Псков, вскользь, встрянь, всласть». Другое дело – склады. Даже длинное слово «КОМПЬЮТЕР» легко раскладывается на «КО - М- ПЬ- Ю- ТЕ-Р». Девять букв и всего шесть нажатий на таблице – клавиатуре. Такой «экономный» способ письма позволяет много писать, не напрягая руку малыша упражнениями в тетрадках.

Как и Монтессори, Зайцев считает, что путь к чтению лежит через письмо. Поэтому с самого первого занятия с малышами много пишут: слов, словосочетаний, предложений - кубиками или указкой по таблице.

Таблица складов Зайцева, по Шаталову, является типичной опорным конспектом учителя – предметника, который талантливо систематизировал материал. Выделены цветом гласные и согласные, размером – твердые и мягкие, звуком и цветом - глухие и звонкие. Звонкие кубики звенят, а глухие – гремят. Принципиально то, что ребенок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению.

Выход в чтение через пение – неотъемлемый принцип методики. Поэтому склады поются. Поются, а не проговариваются на кубиках (одновременно показываем и называем), поются по таблицам (слева направо, сверху вниз), поется и «Алфавит», с которым знакомятся чуть позже. Отслеживание песенок глазами помогает малышам запоминать склады, а также готовит к будущему чтению: глазки ребят скользят по строчке слева направо.

Чтобы научить ребенка чтению по Зайцеву, понадобится несколько пособий. Самое важное - набор «Кубики Зайцева», включающий в себя таблицы, развертки кубиков, аудиодиск с попевками и методичку. Сегодня также можно купить собранные кубики, готовые к работе. Они, в отличие от классических картонных, из пластмассы, таблицы меньшего размера легко расположить на стене любой квартиры.

Очень хорошо дополняет кубики музыкальное пособие «Читай и пой» - русские народные и авторские песенки Г. Струве, которые можно петь с листа. Слова песен набраны крупным шрифтом по складам, с выделением ударного склада.

«Складовые картинки», на мой взгляд, полезно иметь не только для обучения чтению, но и речевому развитию, расширения кругозора. Картинки с крупными подписями объединены в тематические группы: «Кто вокруг меня живет?», «Что вокруг меня растет?», «Продуктовый магазин», «Детский мир».

Первые занятия по Зайцеву

Пение по таблице

Пропевать попевки по таблице желательно каждый раз, когда вы занимаетесь. Позвольте ребенку двигаться, а сами пойте попевку и показывайте на склады. Очень помогает игра «сели – встали». Когда поем «большие» склады, встаем на носочки, когда поем «маленькие» - приседаем.

Поедем через железную страну

Я сажаю малышей в поезд на стульчики и говорю, что сейчас поедем по «железной стране», пою только звонкие склады. Внимание держится до конца строки.

Сортировка

Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, сюда – железные. Послушай: эти звенят, а эти – гремят.

Классифицировать можно не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще и по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).

Меткий стрелок

Если кубики у вас новые, из плотного картона, да к тому же заклеены скотчем, можно поиграть в меткого стрелка. Для этого вам понадобится корзина и кубики. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все деревянные пусть лежат на полу.

Кегли

Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. В середине сделайте отверстие. В отверстие положите кубики. А теперь приготовьте небольшой мягкий мячик. Будем сбивать кегли. Как только сбили бутылку с кубиком, кубик надо вытащить, он «споет» малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все четыре кубика не будут пропеты.

Поющие башенки

С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. Так, одной полуторагодовалой девочке, с которой я играла, очень нравилось строить огромную башню. Каждый новый этаж восхищал ее. А потом все склады башни я ей пропела.

Паровоз

По квартире на полочках и столах раскладываем кубики. Говорим малышу: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: чух-чух-чух, а когда подъезжает к станции - «ту-ту». Все пассажиры готовы? Двигаемся держа друг за друга за талию (мама, разумеется, вприсядку), а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его. Мы приехали на станцию – БУ.

Неси кубик!

Дети очень хорошо отзываются на такую игру. Неси мне кубик, я спою тебе песенку. Спели – отложили в сторону, неси другой. Даже если кроха не пытается за вами повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.

Как тебя зовут?

Этот пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев: "Как тебя зовут? - Ка-тя. Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи папе, бабушке, братику. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?"

Оптимальным периодом для знакомства с буквами и обучения чтению по слогам считается возраст от 5 до . Если ребенок усваивает без особых проблем, то второй шаг - складывание букв в слоги - чаще всего является весьма затруднительным. Он требует усидчивости, внимания и помощи родителей. Как научить ребенка читать по слогам, какие методики можно использовать в домашних условиях, расскажем в нашей статье.

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно.

Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

Букварь Жуковой

В основу своей методики Надежда Жукова положила обучение складыванию слогов. Чтение простых слов начинает уже с третьего урока. Перед началом обучения дети должны быть знакомы с алфавитом, хотя все буквы учить сразу не нужно. На первых порах достаточно информировать ребенка о гласных, объяснить, что их поют.

Акцентируйте внимание на следующих моментах:

  • Ребенок должен помогать себе пальчиками.

В букваре Н.Жуковой есть специальные дорожки для соединения букв в слоги. По ним нужно вести пальцами и тянуть первый звук, соединяя его в конце бега со вторым звуком. Так ребенок визуализирует процесс чтения.

  • Обращайте внимание на артикуляцию.

Первый звук протяжный, второй - короткий.

  • Следите, чтобы малыш не разъединял звуки.

Например, ПэА вместо ПАААА. Произносить нужно не буквы, а звуки. Это может занять много времени, но обучение звукопроизношению является основой чтения.

  • В процессе урока давайте малышу дополнительные задания.

Подсчитай, сколько звуков ты прочитал? А сколько в этом слове букв? Какой звук первый, какой второй?

Не забывайте о личном примере. Читайте с ребенком вместе, одновременно, по очереди и друг за другом.

Видео обучение ребенка читать по слогам

Методика Бахтиной

Подходит для детей раннего возраста (с 3-4 лет), которые освоили метод беглого узнавания букв. Обучение по Бахтиной основывается на сочетаниях одной гласной с разными согласными. Например, сегодня вы знакомите ребенка с тем, как буква А подружилась с согласной М. Читаем МА, затем с Г - ГА и так далее. Для одного дня достаточно пары согласных. На следующем уроке действуйте по такой же схеме, не забывая повторить материал прошлого занятия.

Через 5-7 уроков, можно складывать простые слова из знакомых букв: МА-МА, ПА-ПА, НО-ГА. Сложные гласные (Е, Ю, Я, Ё) оставляйте на последние уроки. Их читать лучше с шипящими.

Для уроков используйте самодельные карточки или купите демонстрационный материал в магазине. Практикуйте каждый день, но ориентируйтесь на индивидуальный темп приобретения навыка чтения малышом.

Чтение по складам

Подходит для детей, которым трудно складывать слоги, читающих буквы отдельно друг от друга. Для занятий родителям нужно подготовить следующий раздаточный материал:

  • Выписать в столбик на отдельный листочек все гласные.

Ребенок должен произносить их бегло. На этой уйдет 1-3 занятия.

  • Сделать еще одну карточку, присоединив к гласным одну согласную. Например, СА, СО, СУ и т.д. Слоги пишутся так же столбиком.
  • Приготовить на будущее карточки со слогами (использовать все согласные).

Когда материал готов, можно начинать учиться. Стройте процесс обучения так. Сначала отрабатывайте легкое узнавание и произношение гласных, затем читайте слоги с одной согласной, после хорошего усвоения материала с другой и так далее. Читать слоги нужно сверху вниз, через один, снизу вверх, слева направо, только первые на нескольких карточках и так далее. Это помогает автоматизировать навык.

После усвоения умения прочтения всех слогов переходите к складыванию простых слов. Если ребенок отказывается учиться, придумывайте игры с куклами, возьмите в помощь кубики Зайцева, показывайте пример сами. Занимайтесь каждый день по 7-15 минут, не больше. Большие перерывы между уроками делать нельзя, максимум 1-2 дня в неделю, иначе навык быстро потеряется, усилия будут потрачены зря.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

На протяжении десятков лет сложились и развиваются и поныне различные методики обучения детей чтению . Сейчас существует несколько наиболее распространенных методик обучения чтению. И перед родителями встает вопрос: какую методику выбрать? Как лучше и легче учить ребенка читать ?

Давайте подробнее рассмотрим методики обучения чтению, чтобы легче было определиться с выбором нужной.

Самой распространенной, официально признанной является звукобуквенная методика обучения чтению Эльконина (аналитико-синтетический подход). Этот используется в школе. Практически все Буквари построены именно на этом способе обучения чтению.

Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях. А как Вы считаете, в 3-4 года ребенок способен анализировать и синтезировать материал? В этом возрасте только закладывается умение анализировать и то не у всех детей. Часто, даже придя в школу, дети испытывают затруднения в анализе, а что говорить о малышах 3-4 лет.

Изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет. Сейчас начинают учить читать гораздо раньше, но совершенно не обращают внимания на возможности ребенка. Конечно, обучать чтению по традиционной методике намного легче, ведь все это знакомо нам с детских лет, есть множество различных букварей, книг и пособий. Бери и учи.

И здесь совершается множество ошибок, которые значительно затрудняют ребенку процесс обучения чтению. Одна из самых распространенных ошибок – . Наверняка, каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда ребенок буквы знает, а читать не умеет. Знание букв не обеспечивает умение читать! И этот способ обучения подходит старшим дошкольникам, но не подходит малышам.

Следующей по распространенности является Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по этой методике ребенок сидеть на одном месте просто не сможет. Сейчас методика Зайцева получила широкое распространение, но большей частью в негосударственных учреждениях. Есть клубы, курсы, частные детские сады, где учат читать детей по методике Зайцева, но в школах она не применяется.

Хорошо это или плохо – сказать однозначно нельзя. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Надо просто их учесть.

Еще одна известная методика обучения чтению Г. Домана . Много лет назад, обучая чтению умственно отсталых детей, Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. И дети научились читать.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей.

Как говорится, и на солнце есть пятна. У каждой методики обучения чтению есть свои достоинства и недостатки, есть какие-то нюансы, которые надо обязательно учитывать.

А что, если объединить лучшее из всех этих методик? Что получится? И как это практически сделать?

Если Вы использовали какую-то из этих методик обучения чтению , поделитесь результатами и впечатлениями. Наверняка, другим родителям будет интересно это узнать как лучше учить ребенка читать.

А в комментариях напишите, пожалуйста, какие методики вы использовали и какие результаты получили.

А здесь Вы можете посмотреть фрагмент занятия по методике Зайцева.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю"

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

"Логопедия"

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

"Первая после Букваря книга для чтения"

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.