Церковь святой ирины в стамбуле. Церковь св

February 21st, 2014

На радостях, что наконец открылся для посетителей храм св. Ирины, в последний день посещения Стамбула, побежал туда и нащелкал много-много фото, хотелось завпечатлеть детали и мелочи. Но к сожалению не так много сохранилось деталей и мелочей - практически все внутри уничтожено, видимо еще в стародавние времена.

В начале этой записи перепечатываю наверное лучшее, что написано о ц. св. Ирины - из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, Paris, 1969, (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) p. 103-106. Перевод с французского Т. А. Сениной, 2008 г. Потом еще посмотрю у Иванова, под рукой теперь нету и что-нибудь добавлю.


А пока фото с небольшими пояснениями. Прошу прощения за эмоциональность первого фоторепортажа - я много много лет мечтал попасть в этот храм, пытался договариваться с охранниками, но, видимо, не настолько был убедителен...

История.
Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη ). Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г. Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии. Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию. Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον — вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν , τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν — может быть, после ее восстановления в VIII веке.

Церемонии.
В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

Здание.
В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου , θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ , ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ < εὸ > ς ὁ σ < ωτ > ὴρἡμῶν , ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν . Верхняя надпись изложена следующим образом: ( Ὁ ο ) ἰκοδομῶν εἰς τ ( ὸν οἶκόν σου καὶ ) ἀνάβασιν αὐτοῦ , καὶ τὴν ἐπαγγελίαν ( τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμε ν εἰς τὸ ὄ ) νομα α ( ὐτοῦ ) . В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια , что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»


Здесь касса и вход с северной стороны храма

северный неф


главный купол - сейчас не могу сказать что значат эти рисунки, может быть кто-то подскажет? Издалека не видно - мозаика или живопись, но парусе видна большая шестиконечная звезда - этих звезд почти не видно, я даже не обратил внимания, только разбирая фото и увидев более раннюю фотографию из Энциклопедии Британника заострил внимание на эти звезды.


Britannica


северная стена храма


алтарная апсида с "иконоборческим крестом", интересно не в этом ли храме Константин Копроним велел вместо иконы на стене написать портрет своего любимого гонщика?


колонны и вся оставшаяся каменная резьба сохранилась со времен Юстиниана, обратите внимание на потолок - видны следы росписей, дальше будут еще фото с фрагментами проступающей древней росписи.


южный неф


западная часть юж. нефа


капитель колонны.


внутренний нартекс, видны остатки мозаик


вид из нартекса в северный неф, виден пандус ведущий к нынешнему входу-выходу из храма


вход на хоры, на которые меня не пустили, несмотря на уговоры - forbidden! конструкции недавние, это оборудование концертного зала, в храме давно проводится музыкальный стамбульский фестиваль.


вид из нартекса в сторону алтаря.


вид из храма в сторону главного входа из нартекса


первая колонна северного нефа


западные хоры, наверное как и в св. Софии место дома императрицы - обратите внимание на сохранившийся мраморный парапет, похожие есть и в Софии


юго-западная часть


лестница, ведущая на хоры


пол видимо не древний, но немогу сказать какого времени (помогайте специалисты), практически везде и наверное давно-давно ободрана облицовка стен, только в одном месте частично сохранилось что-то, см. ниже


остатки мраморной облицовки низа стен, вполне аутетнтичные


каринизы тоже наверное оригинальные


основание колонны


капитель и малый купол


кладка


восточная часть северного нефа


остатки мозаик в нартексе


внешний двор храма, туда не пускают, по описаниям при турках перестраивался


еще остатки мозаик в нартексе


балкон


еще мозаики - в западных полукружьях нартекса


кладка - сине-зеленые остатки штукатурки (?)


кладка свода


дверь в западной стороне юж. нефа, карниз возможно старинный, не уверен, что изначальный


вот что осталось от росписей в южном нефе - в других частях храма больше нет следов


стена


малый купол


еще лестница - с южной стороны


северный ряд колонн


еще раз главный купол


несговорчивый охранник


еще раз главный вход в храм (с западной стороны)


не было с собой широкоугольника, снимал на мыльницу, поэтому не видно большого объема храма

кладка в нартексе


свод над внутренней папертью храма

вид от современного входа в сторону нартекса


наружные фото: кладка карнизов

раскопанные части древних фундаментов


по Иванову между св. Ириной и Софией располагался один из самых известных госпиталей КПля, в основном там бесплатно лечили бедных и бездомных, причем уровень был таков, что некоторые вельможи старались попасть в эту больницу


ни внешних, ни внутренних украшений не осталось, но храм все равно прекрасен и величественен, в самом лучшем смысле


южная стена


а вот еще сохранившийся знак креста на пилястре

Твой мир даждь нам, Едине Человеколюбче!

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области много храмов и монастырей.
Храм, освященный во имя святой великомученицы Ирины, только один: в деревне Волгово. Расположена эта небольшая деревенька в 40 километрах от Санкт-Петербурга в сторону Волосова по Таллинскому шоссе.
Даже странно: имя Ирина - очень распространенное, было время, когда чуть ли не каждую третью девочку называли этим именем. Жаль, что святая Ирина почитается в нашем городе не так усердно, редко встретишь икону с ее ликом.

Краткое житие святой великомученицы Ирины.
празднование совершается 5/18 мая
С вятая великомученица Ирина пострадала за Христа в конце I или в начале II века. Она была дочерью правителя фракийского города Мигдонии язычника Ликиния и его супруги, также носившей имя Ликиния. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. С раннего детства Пенелопа отличалась исключительной красотой. Когда ей исполнилось шесть лет, отец построил для нее за городом роскошный дворец, в котором Пенелопа жила вместе с тринадцатью отроковицами и воспитательницей Карией. По распоряжению Ликиния к Пенелопе ежедневно приходил старец Апелиан, который обучал ее различным наукам. Апелиан был тайным христианином и, кроме наук, научил Пенелопу христианским добродетелям. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет, родители решили выдать ее замуж. Тогда же Пенелопе было такое знамение: три птицы одна за одной прилетели в ее комнату, и каждая оставила на столе свою ношу — голубь оставил масличную ветвь, орел — венок из разных цветов, ворон — небольшую змею. Недоумение Пенелопы разрешил ее прозорливый учитель Апелиан, который разъяснил значение этого знамения: голубь означал ее добродетели, ради которых она получит благодать Божию в святом Крещении — масличную ветвь; орел знаменует высоту духа и победу над невидимыми врагами, за что Господь увенчает ее венком славы в Своем Царстве; ворон же со змеей предвещал ей скорби и гонения за Христа, Который хочет обручить ее Себе.
Когда отец предложил Пенелопе выбрать себе жениха, она просила семь дней на размышление. За это время она приняла святое Крещение с именем Ирина от апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла. Затем святая Ирина открыто исповедала себя христианкой. Разгневанный Ликиний приказал бросить ее под копыта диких лошадей, однако они не причинили ей вреда. Напротив, один конь затоптал Ликиния, но по молитве святой Ирины он был воскрешен. Благодаря столь явному чуду Ликиний и все его вельможи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Ликиний оставил управление городом и вместе с супругой удалился во дворец своей дочери, чтобы в уединении служить Истинному Богу.
Святая Ирина осталась в Мигдонии и поселилась в доме Апелиана, где проводила дни в молитве, чтении Священного Писания и строгом посте. Только вечером святая Ирина вкушала немного хлеба и выпивала чашку воды. Спала подвижница очень мало, причем не на ложе, а на сырой земле. За три года пребывания в Мигдонии святая Ирина претерпела немало мучений от сменявших друг друга правителей, каждый из которых стремился изощренными пытками заставить ее поклониться языческим идолам. Седекия бросал ее на 10 дней в ров с ядовитыми змеями, приказывал перепилить ее тело железной пилой, привязывал к мельничному колесу. Но Господь сохранял Свою избранницу: Ангел Божий питал ее во рву, а змеи не кусали; железные пилы притуплялись, вода не текла под мельничное колесо. Видя такие чудеса, тысячи людей отрекались от языческих кумиров и принимали святое Крещение. Возмущенные жестокостью Седекии жители города побили его камнями. Сын его — Савах собрал огромное войско и осадил Мигдонию, желая отомстить горожанам за смерть отца. Но по молитве святой Ирины Савах и все его воины ослепли. Раскаявшись, Савах обещал простить горожан и просил святую Ирину исцелить его. Однако, исцелившись, Савах нарушил свое слово и подверг святую Ирину мучениям: мученице вбили в ноги гвозди и с тяжелым мешком песка на плечах повели за город. Ангелы сопровождали святую и укрепляли ее, мучитель же был поражен внезапной смертью.
Во время пребывания в Мигдонии святая Ирина неустанно проповедовала Имя Христово и творила многие чудеса. Она исцеляла больных, очищала прокаженных и прогоняла бесов. Однажды святая мученица воскресила умершего юношу, горько оплакиваемого родителями.
После Мигдонии святая Ирина проповедовала христианскую веру в других городах Фракии — Каллиполе, Константине, Месемврии. И в этих городах правители жестоко мучили святую: жгли ее на раскаленной решетке, бросали в чрево раскаленных медных волов. В городе Месемврии князь Саворий отрубил святой мученице голову и предал погребению вне города. Но Господь воскресил святую мученицу. Ей явился Ангел и повелел вновь идти в Месемврию. Увидев ее живой, Саворий и все жители города уверовали во Христа.
Скончалась святая мученица Ирина мирно в городе Ефесе, куда была перенесена на облаке из своего родного города Мигдонии. В Ефесе святая Ирина также творила многие чудеса и этим обращала язычников в христианство. Провидев свою кончину, она вместе со старцем Апелианом, бывшем в то время в Ефесе, и шестью благочестивыми мужами пошла за город, нашла на горе пещеру и, войдя в нее, велела спутникам закрыть ход в пещеру тяжелым камнем. Здесь 5 мая святая мученица преставилась ко Господу. На четвертый день христиане пришли к пещере и отвалили камень, но тела святой Ирины там не было.

Церковь Святой Великомученицы Ирины в деревне Волгово

Немного истории.
С начала XVIII века и до 1874 года деревня Волгово принадлежала представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых. По наследству она перешла к Федору Александровичу Голубцову - государственному деятелю, кавалеру многих орденов, который в начале XIX века был государственным казначеем, а в 1807-1810 годах совмещал этот пост с должностью министра финансов. Именно в это время, будучи министром, Федор Голубцов задумал построить у себя в имении каменную церковь во имя святой великомученицы Ирины, на что получил "высочайшее разрешение" в мае 1809 года.
Строительство было закончено в легендарном 1812 году. 22 июня 1817 года церковь была освящена как домовая. Рядом с церковью в 1812 году была выстроена небольшая часовня.
В окрестностях проживали финны и эстонцы, и духовенство, конечно, было заинтересовано в обращения местного населения в православную веру.
В 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языка. В то время, с 1903-го по 1911 год, имение в Волгово принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.
Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который пользовался уважением не только православного, но и "инославного" населения финского и эстонского происхождения. Храм в Волгово становился настоящим связующим звеном между культурами: недаром сюда нередко приходили на службы финны-лютеране, а Николай Зотиков был желанным гостем на финских народных и церковных праздниках в соседних деревнях. Он был вынужден покинуть приход в конце 1919 года вместе с отступавшей белой армией генерала Н. Н. Юденича...
В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В. И. Смирнов и крестьяне И. А. Кекки и И. А. Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт. Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. Поэтому теперь новые владельцы, посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, случилось, если бы не счастливый случай.
Как раз в это время через Волгово возвращался с маневров в Луге Николай II. Увидев красивую церковь, он поинтересовался ее историей и судьбой, а узнав о том, что храм хотят упразднить, высказал сожаление, что старинная православная церковь не сохраняется. Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ, и дело пересмотрели. Участок земли с церковью и двумя домами для причта был пожертвован владельцами имения, а постройки были выкуплены епархиальным ведомством.
Русско-финский храм в Волгово просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку немцы использовали храм в Волгово в качестве склада, то службы приводились в церковно-приходской школе в деревне Ожогино. Их вел иеромонах Тихон (Василий Никандрович Зорин).
После войны церковь продолжала использоваться как клуб. Здание разделили перекрытием на два этажа: на первом этаже находились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которых привозили на сезонные полевые работы. В начале 1990 годов сельский клуб закрыли, а потом церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей церковь начала разрушаться. Стали обваливаться кирпичи, частично повредилась кровля купола...
Надежда забрезжила в середине 1990 годов, когда храм был передан петербургской епархии. В 2000 году началась деятельность по возрождению прихода. Как это всегда бывает в России, заслуга принадлежала энтузиастам-подвижникам.
Инициативную группу возглавил историк-краевед Юрий Петров, житель соседней деревни Торосово, который стал первым церковным старостой возрождающегося прихода в Волгово. В группу вошли Софья Канаева - архитектор, специализирующийся на восстановлении и реставрации памятников (она взяла на себя право быть общественным архитектором), ее супруг - инженер Петр Калинин, а также местные жители и дачники, отдыхающие летом в Волгово и окрестных деревнях. Приход в Волгово был зарегистрирован в 2002 году, причем среди его учредителей было немало финнов, крестившихся в этой церкви еще до войны.
26 мая 2002 года у стен пока невосстановленной Ириновской церкви прошел первый, после ее закрытия в 1939 году, русско-финский молебен. Народу собралось очень много - не только из Волгово, но и из всех окрестных деревень. Службу вели благочинный Гатчинского и Волосовского округа настоятель храма св. Петра и Павла протоиерей отец Владимир (Феер) и священник православного храма Германа Аляскинского из города Эспоо в Финляндии (побратима Гатчины) отец Петр (Хакконен). В богослужении участвовали два детских церковных хора - из Гатчины и Эспоо.
Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала.

Восстанавливали часовню всем миром. По окрестным селам инициативной группой собирались пожертвования. А некоторые совершенно безвозмездно предлагали свою рабочую силу. Например, часть работ была произведена бесплатно каменщиком из деревни Клопицы.

Надо отметить, что все строительные работы проводились по согласованию с областным ГИОПом. Любопытно, что первую икону подарили в возрождаемую часовню американцы, которые уже несколько лет ведут фермерское хозяйство в соседнем селе Муратово. Они приняли также участие и в строительных работах по часовне. Освящение часовни состоится 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины.
Одновременно с восстановлением часовни начались работы и в храме. Здесь уже расчищены завалы и вынесен мусор. Несколько лет на этих работах безвозмездно трудились местные жители и ребята из детского дома в деревне Торосово. Таким образом, храм сегодня подготовлен к строительно-восстановительным работам. Есть уже предварительное согласование с ГИОПом. По мнению специалистов, церковь представляет большой интерес как "памятник провинциальной архитектуры зрелого классицизма" и является редко сохранившимся примером усадебных домовых церквей начала XIX века на территории Северо-Запада России.
В день нашего посещения церковь была закрыта, и нам не удалось попасть вовнутрь. Мужичок, проживающий поблизости, поведал, что службы проходят, но редко. Да и вся территория выглядела неухоженной.

Видно энтузиастов, готовых восстанавливать святыню становится все меньше и меньше. А жаль! Ведь если бы каждая Ирина нашего города (про страну даже боюсь заикаться) помогла по мере сил восстановлению этой церкви, то приход возродился бы во всей красе и с новой мощью молитвенной силы.
Сайт храма Святой Великомученицы Ирины: http://www.irina-hram.ru/

Стамбул — это морской порт, а также один из самых крупных городов в Турции. Он находится на невероятно красивой холмистой местности двух континентов. Сам же город делится на две части: на азиатскую и европейскую. Большую популярностью среди туристов Стамбул заслужил благодаря тропическому климату, поэтому местная погода великолепно переносится как нашими путешественниками, так и туристами из Европы. Также, никого не оставит равнодушными отели Стамбула с высоким уровнем обслуживания, а также развлечения и вкуснейшая местная кухня.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле

Церковь Святой Ирины в Стамбуле — это одна из самых ранних и отлично сохранившихся церквей во всем Стамбуле, которая посвящена «Святому миру».Находится церковь в историческом районе города, в районе Султанахмед, в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Она представляет собой новый и совершенно уникальный на то время тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана, внутри него находится саркофаг, в котором, по легенде, лежат останки самого Константина. Строительство церкви посвящалось не Святой Ирине, а «Святому миру» . И туристы, которые приезжают на осмотр этого места, обязательно подходят к воротам этой церкви. Она имеет несколько зданий, и самым популярным из них является «Церковь Святого Мира» и «Айя-Ирина». Дизайн этой церкви представляет собой форму креста, внутренние убранства базилики украшены оригинальной мозаикой. И даже не смотря на огромное количество достопримечательностей Стамбула, эта церковь, даже несмотря на ее небольшие размеры, является уникальным памятником древности.

Церковь Святой Ирины была возведена еще во время правления императора Константина , а именно, примерно, в 4-м веке нашей эры. Именно он обязал всех своих придворных принять новую веру- христианство. И даже не смотря на то, что до этого, тут располагался древний языческий храм. В эти года храм был разрушен, а на его место отстроили христианскую базилику. Таким образом, знаменитая церковь Святой Ирины, стала самой главной церковью города, так и длилось до появления храма Святой Софии.

Стоит отметить, что церковь Святой Ирины посвящена не какой-то святой по имени Ирина, а «Святому миру». Когда-то тут располагался храм Афродиты – богини красоты и любви в древнегреческой мифологии. Практически все церкви, во время Османской Империи перестраивались в мечети. Как бы странно это не звучало, но султан Мехмет Завоеватель велел оставить стамбульский храм святой Ирины в покое, и достаточно долго тут проводились всевозможные христианские богослужения. Но в тот момент, когда стали возводить дворец Топкапы, возник вопрос о том, можно ли на территории султанского дворца христианскую церковь. И даже не смотря на все это, переделывать её в мечеть не стали. Вместо этого, эту церковь стали использовать для хранения оружия.

В 346 году , неподалеку от храма погибло больше 3000 человек , что произошло от всевозможных религиозных разногласий. Уже в 532 году Константинополь был охвачен крупнейшим восстанием в истории города, которое получило название «Ника». И в процессе этих событий, город получил значительные разрушения от пожара. В это время тут сожгли несколько сотен всевозможных построек, в том числе и сама церковь Святой Ирины. Правда, уже в 532 году, при Юстиниане, она снова была отсроена.

Уже через два века, здание церкви опять была разрушено, но на этот раз из-за сильного землетрясения, которое здесь произошло в 740 году. Здание вновь перестроили. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест. После него в Византии началась эпоха иконоборчества, результатом которой стала гибель фигурных мозаик, украшавших храм.

Уже в 1453 году, после того как Константинополь был завоеван, церковь Святой Ирины не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Наверное, именно по этой причине, до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум. Начиная с 15 века, и заканчивая 18 веком, эта церковь стала использоваться османами в качестве оружейных складов, а уже начиная с 1846 года, церковь был превращен в Археологический музей. Спустя еще несколько лет, места для хранения экспонатов стало категорически не хватать, поэтому музей перенесли в другое здание, которое по сегодняшний день является Археологическим музеем Стамбула. Уже в 1869 года, церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей, а еще через несколько лет, в 1875 году, экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. В 1908 году, на территории храма был открыт еще один музей — Военный. И начиная с 1980 года, основная площадка церкви используется как концертный зал для ежегодного международного музыкального фестиваля. Все это можно объяснить уникальной акустикой, так как все дело в специальной архитектуре, благодаря которой слышимость в храме такая, что даже шепот слышен везде. В настоящее время тут иногда проходят всевозможные концерты. Когда-то, тут и вовсе устраивали модный показ. Таким образом, можно уверенно сказать, что это здание прошло большую историю, начиная от главного храма в города до подиума.

Для посещения туристами, эта церковь открылась на постоянной осно

Ве только относительно недавно — в 2014 году. Для этого, чтобы сюда войти необходимы было иметь особое разрешение или в честь каких-то событий. И что действительно поражает, так это то, что прямо на входе есть огромный атриум, который сохранился нетронутым после последнего расширения храма, которое прошло много веков назад. Также, стоит отметить, что мест, где можно побродить туристам, к огромному сожалению, не так уж и много, хотя храм достаточно большой. Также, тут есть специальные комнаты, которые предупреждают туристов, что проход закрыт. Таким образом, к сцене, где очень часто проводятся всевозможные концерты, подойти нельзя, также нельзя подыматься на второй этаж по деревянной лестнице. Стены всего этого здания полностью пропитаны историей. Сама же церковь очень светлая и воздушная, это ощущение достигается за счет высоких потолков. Помимо всего вышеперечисленного, к самым главным особенностям церкви можно уверенно отнести мозаичный крест, который расположенный в конхе. Конхе — это своего рода, полукупол, который служит для перекрытия полуцилиндрических частей зданий. Чаще всего сюда помещают изображение Спаса Вседержителя. Этот сюжет повествует о том, когда Иисус, как Небесный царь, является центральным в иконописи. Осмотр всего храма займет не больше 10 минут. В том же случае, если музейной карты с собой нет, то заходить внутрь совсем не обязательно. Полюбоваться всей красотой архитектуры можно будет и снаружи, где можно увидеть старую и раскопанную археологами кладку храма. Но, также, внутри храма, можно встретить одну из вездесущих стамбульских кошек, а снаружи обязательно натолкнетесь на собаку (или собак), которая будет нежиться на зеленой травке.

Обновлено 03/04/2019

Церковь святой Ирины в Стамбуле находится на территории дворцового комплекса Топкапы. Она считается одной из самых старинных христианских религиозных учреждений Константинополя. Для города, который когда-то завоевали мусульмане, сохранение христианской церкви практически в первозданном виде небывалая удача. Правда, в наши дни служба в храме не ведется, а церковь Святой Ирины (Hagia Irene Museum) превратилась в музей для туристов и концертную площадку для местных жителей.

Экскурс в историю — Вселенский собор, арсенал и музей

Церковь святой Ирины в Стамбуле (Aya İrini) на самом деле посвящена «Святому миру», а вовсе не святой по имени Ирина. Первое христианское здание на этом месте появилось еще в IV веке. Базилику возвели при римском императоре Константине. До начала строительства здесь располагался храм Афродиты – богини красоты и любви в древнегреческой мифологии. Некоторое время церковь Святой Ирины имела статус главного храма Константинополя. Однако сразу после постройки Святой Софии его лишилась. В 381 году нашей эры в стенах Aya İrini проходил Второй вселенский собор. На нем сформулировали учение о Святой Троице (Отец, Сын и Святой Дух).

В 532 году Константинополь охватило крупнейшее восстание в истории города, которое получило название «Ника». В ходе него город получил значительные разрушения. Были сожжены сотни построек, в том числе церковь святой Ирины. Правда, почти сразу же ее отстроили заново. Спустя два века здание вновь перестроили. На этот раз из-за землетрясения. После него в Византии началась эпоха иконоборчества, результатом которой стала гибель фигурных мозаик, украшавших храм. Что могли представлять из себя эти мозаики вы узнаете, если посетите .

Затем несколько веков церковь святой Ирины в Стамбуле никто не трогал. Все изменилось с приходом османов. К счастью, судьба многих церквей, превращенных турками в мечети, этот храм не постигла. Столетиями христианскую церковь использовали в качестве оружейного склада , а в середине XIX века здесь открыли Археологический музей. Однако очень скоро места для хранения экспонатов стало категорически не хватать и музей перенесли в другое здание (о посещении Археологического музея обязательно будет отдельная статья). В начале XX века в здании храма разместился Военный музей. Сейчас здесь изредка проходят концерты, а также проводится ежегодный музыкальный фестиваль. И не случайно – храм имеет уникальную акустику. А еще здесь как-то устраивали даже модный показ. Так что можно сказать, что здание прошло все вехи — от главного храма в города до подиума.

Для туристов церковь святой Ирины в Стамбуле открылась на постоянной основе в январе 2014 года. До этого посетить Айю Ирену можно было, получив особое разрешение или в честь каких-то событий.

Мои впечатления от посещения церкви святой Ирины

Если честно, то в мои планы посещение церкви Святой Ирины не входило. Но оказалось, что она включена в список музеев, которые можно попасть абсолютно бесплатно при наличии . Грех не воспользоваться предложением решил я и п осле посещения двинулся к зданию церкви. На входе мою музейную карту просветили сканером и пригласили войти.

Важно! На данный момент церковь не входит в список бесплатных музеев по карте.


Что поражает сразу, так это огромный атриум, который сохранился нетронутым после последнего расширения храма, произошедшего много веков назад. Здесь хочется вновь сказать спасибо туркам, что не превратили церковь Святой Ирины в Стамбуле в очередную бесчисленную по счету мечеть.

Мест, где можно походить посетителям, не так уж много, хотя храм довольно большой. Однако специальные канаты предупреждают туристов, что проход закрыт. Например, к сцене, на которой устраиваются концерты, подойти нельзя. Подняться на второй этаж по деревянной лестнице тоже нельзя.




Стены здания насквозь пропитаны историей, а само оно очень светлое и воздушное (за счет высоких потолков).


Одной из особенностей церкви является мозаичный крест, расположенный в конхе.


Так называют полукупол, который служит для перекрытия полуцилиндрических частей зданий. Обычно сюда помещают изображение Спаса Вседержителя (данный сюжет, где Ииусус изображен как Небесный царь, является центральным в иконописи), но в данном случае взору посетителей предстает аскетичный крест.





Осмотр храма много времени не займет – 10 минут более чем хватит. Если вы не приобретали музейную карту, то, по моему мнению, церковь Святой Ирины в Стамбуле можно и не посещать. Достаточно будет внешнего осмотра – вокруг здания можно увидеть старую и раскопанную археологами кладку храма.





Внутри храма можно встретить одну из вездесущих стамбульских кошек, а снаружи обязательно натолкнетесь на собаку (или собак), которая будет нежиться на зеленой травке.

Полезная информация о церкви святой Ирина

Адрес: Sultanahmet, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на карте

Как добраться до церкви

При входе на территорию дворцового комплекса Топкаgы через главные ворота вам нужно пройти чуть вперед и повернуть налево. Если вы зайдете в Топкапы через парк Гюльхане, то минуя вход в Археологический музей и оставив слева Ворота Приветствия (Babü"s-selâm‎), вам нужно взять правее.

Время работы: с 9:00 до 17:00 зимой и с 09:00 до 19:00 летом. Вторник — выходной день.

Стоимость входного билета: 30 турецких лир.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking