Народническая идеология. Политико-правовые взгляды идеологов революционного и либерального народничества (П.Н

, Франция

Пётр Ла́врович Лавро́в (псевдонимы Миртов , Арнольди ,и др.; 2 июня , Мелехово, Псковская губерния - 25 января [6 февраля ] , Париж , Франция) - русский социолог , философ , публицист и революционер , историк . Один из идеологов народничества .

Биография

Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением (редактировал «Материалы для истории русского социально-революционного движения»), посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории » и «Важнейшие моменты в истории мысли». В его наследии, не до конца выявленном (известны 825 произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов), - статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня » (текст опубликован в газете «Вперёд!», 1875, № 12 от 1 июля), получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»), которую А. А. Блок называл среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…» .

Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас . Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».

Внучка П. Л. Лаврова Копылева (Розенфельд) Ольга Эммануиловна (1875-1939) - русская писательница. О смерти деда она узнала, находясь в ссылке за левые убеждения. В память о нём стала подписывать свои литературные произведения псевдонимом О. Миртов .

Философские взгляды Лаврова

По философским своим воззрениям Лавров был эклектиком , пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля , Фейербаха , Ф. Ланге , Конта , Спенсера , Прудона , Чернышевского , Бакунина , Маркса . Основной чертой его мозаичного мировоззрения был позитивистический агностицизм . С точки зрения официальной советской философии народники в лице Лаврова сделали шаг назад от Чернышевского - от материализма в сторону позитивизма .

Как историк и социолог Лавров был идеалистом и субъективистом . Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей - выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости» [ ] .

Морализующий и академический характер социально-политической программы Лаврова сделал его вождем правого крыла русских революционеров 1870-х годов, обусловив создание ряда групп его последователей, например, «Башенцев» . Последовавший революционный подъём привёл к быстрой потере Лавровым его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму . Призывая к единству всех социалистических направлений, Лавров стремился к включению в свою систему и элементов марксизма . Несмотря на это, социализм Лаврова носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России , о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых социал-демократических кружков в России.

Эб. Эллиоте (англ. ) и др., 1877).

В 1890-х годы Лавров становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки: единственная задача, которая по его мнению останется за искусством, - это «украшение жизненных и научных потребностей». Эта динамика воззрений Лаврова на литературу дала себя знать в статьях, посвящённых явлениям западноевропейской литературы (помимо упомянутых статей - «„Лаокоон“ Лессинга», 1860, «Мишле и его „Колдунья“», 1863, «Г. Карлейль», 1881, «Лонгфелло» и «Шекспир в наше время», 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Лаврова. Порицая писателя за «отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности» (статья «Лонгфелло»), Лавров преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как В. Гюго , Г. Гервег , У. Уитмен и др., давая им не лишённые социальной и политической остроты характеристики.

Лавров был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства . Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Лаврова своеобразные ноты - теорию уплаты долга народу за привилегированное положение своё и своих предков.

ЛАВРОВ Пётр Лаврович (псевдонимы - Миртов, Кедров, Стоик и др., всего более 60) , российский философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества; полковник (1858). Дворянин.

Окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1842), ученик М. В. Остроградского. Преподавал математику там же (1844-66), одновременно в Михайловской артиллерийской академии (1855-66; профессор с 1858) и Константиновском военном училище. С 1852 года публиковал статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики.

В юности Лавров познакомился с трудами французских социалистов Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, П. Ж. Прудона, позднее испытал влияние философов-позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. В 1841 году опубликовал первое стихотворение «Бедуин», в дальнейшем писал свободолюбивые стихи (расходились в списках; в 1856 переслал А. И. Герцену в Лондон 5 стихотворений, в том числе «Пророчество», «Русскому народу», которые были изданы в сборнике «Голоса из России», 1857, книга 4). Широкую известность получила «Новая песня» («Отречёмся от старого мира!...», 1875, позднее именовалась «Рабочая марсельеза»). В первой публицистической статье «Письма о разных современных вопросах» (1857) Лавров провозгласил принцип единства знаний и действий, что стало его жизненным кредо.

В конце 1850-х - начале 1860-х годов Лавров активно участвовал в общественной жизни: в 1861 избран казначеем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным (Литературного фонда), подписывал публичные протесты против ареста М. Л. Михайлова, выступил в защиту участников студенческих волнений в Санкт-Петербурге, направленных против реформ Е. В. Путятина. Тогда же разрабатывал свою «практическую философию» (именовал её антропологизмом) (статьи «Гегелизм», 1858; «Очерки вопросов практической философии. 1. Личность», 1860; «Три беседы о современном значении философии», 1861), в центре которой - цельная личность, человек «в его реальном единстве, как ощущающий и действующий, как желающий и познающий». Согласно Лаврову, «внутренне свободная» личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом, её нравственная обязанность - изменение этого общества, участие в историческом движении. Представлял идеальный общественный строй в виде «нравственного социализма», основанного на принципах «общественной солидарности» и «справедливости», добровольном союзе свободных и нравственно развитых личностей. Сам Лавров, придя к выводу об истинности социалистической идеи, посчитал себя «нравственно обязанным» добиваться её практической реализации. Летом 1862 Лавров сблизился с подпольной организацией «Земля и воля» 1860-х годов, хотя, по его собственному признанию, контакты с ней были «ничтожны». В статье «Постепенно» (конец 1862) с революционно-демократических позиций осудил медленный, по его мнению, ход правительственных реформ.

Заведующий редакцией философских наук, затем редактор «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» (т. 1-5, 1861-63). С 1863 фактически возглавлял редакцию журнала «Заграничный вестник» (официально в должности не утверждён из-за отрицательного отзыва 3-го отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии). Поддерживал тесные связи с лидерами женского движения (член Общества женского труда и др.).

В апреле 1866 года, после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II, Лавров арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и связях с людьми, «известными правительству своим преступным направлением», сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавров написал одно из своих главных произведений - «Исторические письма» (опубликованы в 1868-69 в газете «Неделя», отдельное издание - 1870; 5-е легальное издание - 1917; неоднократно переиздавались в вольной и нелегальной печати). В них Лавров провёл разграничение наук на феноменологические (социология, психология и этика), исследующие законы существования повторяющихся явлений и процессов, и морфологические (история), исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени, в данной, единичной совокупности явлений. Считал, что в истории случайные видоизменения играют большую роль, чем повторяющиеся и неизменные факты, обособленные явления значат больше, чем «экземпляры» общего закона, единственное в своём роде - больше, чем повторяющееся. Лавров считается основоположником (наряду с Н. К. Михайловским) «субъективной школы» методологии истории. Н. И. Кареев назвал его первым социологом в России. В «Исторических письмах» также дана «формула прогресса». Его главная движущая сила - «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая нравственным стержнем; подлинными деятелями прогресса такие личности становятся, объединившись в «партию», которая придаёт их борьбе «направление» и единство. Важнейший элемент концепции Лаврова - идея уплаты интеллигенцией долга народу, которому она обязана своей «освобождённостью от физического труда» во имя умственного совершенствования. Отдавая свой долг народу, интеллигенция должна просвещать и обучать его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции, чтобы «уменьшить зло в настоящем и в будущем» (сторонников Лаврова в народничестве именуют «пропагандистским» направлением). Эта идея встретила живой отклик в среде радикально настроенной интеллигенции и оказала значительное влияние на формирование её мировоззрения. По отзывам современников, «Исторические письма» стали «евангелием социально-революционной молодёжи», идейно подготовили «хождение в народ».

В 1870 году Лавров с помощью Г. А. Лопатина бежал из ссылки, эмигрировал во Францию, вступил в одну из секций Интернационала 1-го, был свидетелем Французской революции 1870, а также Парижской коммуны 1871 (обобщил её опыт в книге «18 марта 1871», изданной в Женеве в 1880). Переселился в Цюрих, затем в Лондон (сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом), редактировал непериодическое издание «Вперёд!» (1873-77) и газету с тем же названием (1875-76). Публиковал статьи о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «равноправности против монополии». Развил своё учение о партии: полагал, что партия не может «вызвать» революцию, её задача - «облегчить и ускорить неизбежный переворот» и свести к минимуму революционное насилие; она должна соединять представителей интеллигенции с народом. Полемизируя со сторонниками М. А. Бакунина и П. Н. Ткачёва, Лавров доказывал, что «революционное насилие возможно до определённого минимума», что без тщательной предварительной подготовки заговор или стихийный народный «бунт» приведёт в случае успеха лишь к перераспределению имущества, т. е. к установлению буржуазного строя. Осуждал «революционный зуд» молодёжи, из-за которого, как считал Лавров, может быть поставлено под угрозу будущее России. В отличие от анархистов, обосновывал необходимость сохранения государства на некоторое время после победы социальной революции и скорейшего перехода от него к свободной федерации самоуправляющихся общин. По убеждению Лаврова, воспринять социалистические идеи способно крестьянство, так как оно сохранило реальную основу социалистического переустройства общества - крестьянскую общину и мирское самоуправление.

Под псевдонимами Лавров продолжал сотрудничать в легальной русской печати, публиковал статьи по проблемам философии искусства, литературно-критические выступления, рецензии и др., но главной темой теоретических изысканий Лаврова по-прежнему оставались философские проблемы: статьи «Научные основы истории цивилизации» («Знание», 1872, № 2), «Очерки систематического знания» (там же, 1873, № 6), книги «Опыт истории мысли» (т. 1, вып. 1, 1875), «Опыт истории мысли нового времени» (т. 1, часть 1-2, 1888-94), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» (1898; под псевдонимом С. С. Арнольди); книга «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903; изданы посмертно под псевдонимом А. Доленги), представляла собой подготовительные материалы к задуманному Лавровым обобщающему энциклопедическому труду по истории мысли (не осуществлён).

На рубеже 1870-80-х годов политические взгляды Лаврова эволюционировали в сторону большего радикализма. В 1878 году он установил связь с польским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандировавших «практические действия русских социалистов в России». Если в программе «Вперёд!» Лавров отдавал приоритет социально-экономическим преобразованиям перед политическими, считая, что в условиях экономического неравенства не может быть и подлинной политической свободы для всех, то к началу 1880-х годов он пришёл к выводу о необходимости первоочередного осуществления в России политического переворота силами самой революционной интеллигенции, способной после свержения монархии создать народную партию и ликвидировать экономическое господство буржуазии. В начале 1880-х годов Лавров сблизился с «Народной волей». В 1881 году участвовал в создании заграничного отдела «Общества Красного креста "Народной воли"». Один из редакторов «Вестника "Народной воли"» (1883-86). Разделяя социалистические цели «Народной воли», Лавров отвергал террористические методы её борьбы, считая, что социалисты должны действовать не против отдельных личностей, а против строя, порождающего их.

Лавров полемизировал с российскими марксистами (Г. В. Плехановым и др.): признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров продолжал придерживаться мнения, что в развитии России главную роль играет крестьянство.

В 1889 году Лавров представлял Россию на Международном социалистическом конгрессе в Париже, положившем начало Интернационалу 2-му. В 1892-96 участвовал в издании серии «Материалы для истории русского социально-революционного движения», в которой опубликовал свою работу «Народники-пропагандисты 1873-1878 годы» (выпуск 1-2 и 3-4, Женева, 1895-96; в России с цензурными изъятиями опубликован в 1907, полностью - в 1925) - один из первых очерков истории народнического движения. Попытки теоретического обобщения опыта революционного движения в России во 2-й половине 19 века предпринял в статьях «Взгляд на прошедшее и настоящее русского социализма» («Календарь "Народной воли"», 1883), «История, социализм и русское движение» (1893) и др.

Похороны Лаврова на кладбище Монпарнас сопровождала многотысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

Источн.: Материалы для биографии П. Л. Лаврова. П., 1921. Вып. 1; Лавров. Годы эмиграции: Архивные материалы: В 2 т. / Отобрал, снабдил примечаниями и вступительным очерком Б. Сапир. Dordrecht; Boston, .

Соч.: Собр. соч. Сер. 1, 3-6. П., 1917-1920. Вып. 1,2, 5-9; Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1934-1935. Т. 1-4; Философия и социология. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965.

Лит.: Богатов В. В. Философия Лаврова. М., 1972; Pomper Ph. Р. Lavrov and the Russian revolutionary movement. Chi., ; Семенкова Т. Г. Экономические взгляды П. Л. Лаврова. М., 1980; Володин А. И., Итенберг Б. С. П. Л. Лавров. М., 1981; Антонов В. Ф. Революционное творчество П. Л. Лаврова. Саратов, 1984; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Васильев А. В. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания «Исторических писем» П. Л. Лаврова. М.; Мариуполь, 1995; Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX в.: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский. СПб., 2006.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Идеологом второго направления в народничестве -- пропагандистского, -- был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 -- 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Лавров, Петр Лаврович (1823- 1900) - русский философ, социолог, публицист, теоретик революционного народничества. Псевдонимы - Арнольди, Доленги, Кедров, Миртов, Стоик, Столетов, всего около 60.

Родился 2 июня 1823 в с.Мелихово Великолуцкого у. Псковской губ в семье потомственных дворян. Получив домашнее образование, поступил в Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником М.Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором, затем преподавателем математики. В 1844-1846 преподавал математические предметы в военных учреждениях Петербурга.

Революции 1848-1849 в европейских странах стали стимулом для духовного созревания Лаврова. Под их влиянием он написал ряд антиправительственных стихотворений (Пророчество, К русскому народу), которые выслал в Лондон А.И. Герцену, немедленно их опубликовавшему. Энциклопедически образованный, с 1852 он начал публиковать статьи по вопросам военной техники, физико-математических наук, естествознания, педагогики, философии. Жил литературным трудом и преподаванием истории и иностранных языков как домашний учитель, лишившись наследства из-за ссоры с отцом (тот был недоволен его женитьбой на вдове с двумя детьми).

С 1857 сотрудничал в петербургских изданиях «Отечественные записки», «Библиотеке для чтения», «Русское слово». Его статьи по остро-полемичным вопросам современности - печатались в «Колоколе» Герцена, в них Лавров писал о необходимости уничтожения крепостного права и улучшении положения крестьян.

В 1858 был произведен в полковники, получил ученую степень профессора, стал помощником редактора «Артиллерийского журнала».

Разойдясь с идеологами «Современника» по философским вопросам, Лавров принимал участие в организованных и проводимых ими акциях: выступал на студенческой сходке 1861, подписывал публичные протесты против ареста народника М.Л. Михайлова, против проекта университетского устава, лишавшего университеты права на автономию. В тот же год стал одним из организаторов и старшин литературного «Шахматного клуба», ставшего центром собраний либеральной интеллигенции.

В 1862 сблизился с Чернышевским, Н.В. Шелгуновым, но их попытки призывать крестьян к революции («К топору!») не одобрял, считая возможным мирное осуществление «гармонии интересов личности из господствующего класса и интересов большинства подчиненного класса», ставил вопрос об осуществлении на практике «законов нравственности».

В 1864-1866 - был негласным редактором «Заграничного вестника». В апреле 1866 после покушения Д.В. Каракозова на Александра II был арестован, в 1867 сослан в Тотьму, а потом в г. Кадников Вологодской губ.

В феврале 1870 друзья (среди которых был Г.А. Лопатин) помогли ему бежать из ссылки. Эмигрировал с семьей в Париж, там был принят в члены Антропологического общества. Осенью вступил в Международное Товарищество рабочих (I Интернационал), в 1871 стал участником Парижской коммуны.

В 1871 по поручению коммунаров выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров оставался при мнении, что в развитии России главную роль играет крестьянство. В 1873-1875 он выпускал непериодическое издание «Вперёд», в 1875-1877 - газету с тем же названием (издавались в Цюрихе и Лондоне). Статьи Лаврова о «реальном миросозерцании против миросозерцания богословского», о «борьбе труда против праздного пользования благами жизни», о «равноправности против монополии» свидетельствовали о том, что он стал сложившимся социальным эгалитаристом, сторонником социального равенства.

Считал главной своей задачей пропаганду идей революции среди крестьян, поэтому близкое ему направление в народничестве именуют, вслед за В.И.Лениным, «пропагандистским». Он разделял народнические воззрения на крестьянскую общину как основу будущего общественного строя, настаивал на приоритете социальных проблем перед политическими, развивал идею самобытности и неповторимости исторического пути России. Выступая против анархизма, бунтарства, революционного авантюризма М.А. Бакунина и заговорщицкой тактики П.Н. Ткачева, Лавров полагал, что «революционное насилие возможно до определенного минимума». При этом, по его мнению, «перестройка русского общества должна быть осуществлена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа».

В 1878 установил связь с польским и русским революционным подпольем, был инициатором групповых собраний русской революционной эмиграции, пропагандирующих «практические действия русских социалистов в России». Связанный с 1879 и с «Черным переделом», и с «Народной волей», он принял на себя представительство последней за границей. Полагая, что социальная революция выйдет в России не из города, а из села, призывал интеллигентов готовить пропагандистов из народа, но сам склонялся также к признанию террора как метода борьбы с самодержавием.

В 1882 вместе с В.И. Засулич выступил организатором «Красного Креста Народной воли», видя в ней «единственную в России революционную партию». Был выслан властями из Парижа, но под другой фамилией вновь вернулся в этот город. Живя там, постоянно публиковался в заграничных и русских журналах - «Отечественных записках», «Деле», «Знании», используя разные псевдонимы.

В 1892-1896 принимал участие в издании Материалов для истории русского социально-революционного движения. Изучая историю социалистических учений, разрабатывал собственную теорию рабочего социализма, основанную на принципах общей собственности, всеобщего труда и автономной светской общины. Отмечал роль марксизма в научном социализме, но скептически относился к деятельности социал-демократов в России и к плехановской группе «Освобождение труда».

Определив свое мировоззрение как «антропологизм», Лавров считал себя наследником мировой социально-теоретической мысли, начиная с Протагора и древних скептиков и кончая О. Контом, Л. Фейербахом, Г. Спенсером, неокантианцами. Позднее на него оказали влияние некоторые идеи Маркса. В философских сочинениях Лаврова царил дух «позитивной философии»: обосновывалось решающее значение научного знания, решительно критиковались различные формы метафизики. Отсюда брала начало и непримиримость Лаврова к вульгарному материализму немецких естествоиспытателей (К. Бюхнера, Л. Фохта).

Лавров не был эпигоном европейского позитивизма и материализма. Его философские и социологические взгляды были достаточно самостоятельны и оригинальны. В центре его миропонимания всегда стояла некая «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая жестким нравственным стрежнем. Передовую интеллигенцию - «небольшую группу личностей» - он считал двигателем общественного прогресса, но довольно расплывчато представлял ее стремящейся «к воплощению в общественных формах истины и справедливости». Полагая, что только единение интеллигенции с народом может создать «нравственный социализм», он писал: «мы не хотим насильственной власти на смену старой... Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые». Социализм, по его мнению, был «неизбежный результат современного процесса экономической жизни», и более, чем иные концепции общественного блага, соответствовал нравственному идеалу человечества. Но осуществить переход к нему должна была помочь «сельская община и артельные союзы». Парижскую Коммуну он называл образцом социалистического государства.

В последние годы он жизни написал ряд обобщающих трудов: Опыт истории мысли Нового времени (начатый в 1898 и оставшийся незаконченным); Народники-пропагандисты 1873-1878 (был опубликован уже после его смерти в 1907). Остались незавершенными Задачи понимания истории и История мысли с размышлениями о революции и нравственности.

Лавров умер в Париже 25 января (6 февраля) 1900, его похороны на кладбище Монпарнас сопровождала восьмитысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

В 1923 его именем была названа улица в Петербурге.

лавров идеолог революционное народничество пропаганда

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и формирования социалистических взглядов П.Л. Лаврова, анализ объективно-исторического контекста его социально-значимых идей. Субъективный метод как способ познания общественных процессов. Идеал социалистической нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2013

    М.А. Бакунин - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Необычность биографии Бакунина. Теоретические взгляды М.А. Бакунина. Его политическая деятельность в России. Взгляды теоретиков народничества.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Народничество как идеология российского освободительного движения. Идеология народничества. Народнические организации и их деятельность. Характеристика революционного направления, либерального (реформаторского) и легального направления народничества.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Исторические предпосылки и обстоятельства вхождения на русский престол молодого царя Петра I, личностное становление данного правителя. Характер и направления петровских реформ, их результаты и историческая оценка. Значение Петра и его реформ в истории.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Детство Петра. Венчание Петра на царство. "Хованщина". Петр в Преображенском. Нововведения Петра. Петр-дипломат.Инженерные интересы Петра. Место и роль России в международных отношениях. Император, сотканный из противоречий.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Складывание и развитие теории народничества. Организация революционных народников, их тактика в 70-80-е гг. XIX в. Кризис революционного и появление либерального народничества. Распространения марксизма в России группой "Освобождение труда" Г. Плеханова.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Рассмотрение работы дореволюционных историков, советских исследователей и современных историков, писавших о путешествиях Петра I на Север и в связи с этим о его визитах в Вологду. Характеристика классификации источники по их внутреннему содержанию.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Гетманом-государственником, деятельность которого была направлена на борьбу за независимость Украины, - таким в истории возникает Петр Дорошенко. Дорошенко упорно держался союза с Турциею. Это был последний сподвижник Хмельницкого.

    реферат , добавлен 01.04.2007

    Внутреннее положение Русского государства во второй половине XVII в. Петр Первый - историческая обстановка, в которой протекала его жизнь и деятельность, краткая биографическая справка, внешность и характер, государственная и экономические реформы.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Детство Петра, обучение наукам и жажда деятельности. Взятие Азова и постройка гавани. Судостроительные замыслы Петра Первого. Внешняя и внутрення преобразовательная деятельность государя. Церковные реформы, "табель о рангах", введение ассамблей.

Ø ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНИЧЕСТВА по Жукову

Народничество – это идеология и движение разночинной интеллигенции выдвинувшей программу социалистических преобразований в России на основе крестьянской общины.

Такое явление как народничество – не уникально для России, третьего мира… которые проходили фазу от феодализма к капитализму имели что-то похожее.

Зрелая фаза русского социализма.

Социальный состав: разночинная интеллигенция (дворяне и остальные слои), дети мелких чиновников, священников, выходцы из крестьян.

Идейные источники: Европейский социализм, Декабристы, Русский социализм, Позитивизм, Гегельянство.

Идеология народничества

Идеи анти-феодальные и анти-буржуазные – против русского феодализма, западно-европейского капитализм… война на два лагеря.

Идея особого пути развития – славянофильства (у России особый путь)

Русский социализм, революция, партии.

История народничества

У истоков – Герцен, Огарев, Чернышевский

60-е - первые организации – знаменитая “Земля и воля”.

60-е - работа Лаврова “Исторические письма” – повлияло на развитие народнических идей.

Покушение на царя Александра II – всколыхнуло революционную молодежь.

74 год – начинается массовое хождение в народ.

Политические и судебные процессы над народниками.

76 – новая “Земля и воля”. Делится на Черный передел (Плеханов, Засулич) и Народная воля – Желябов и Перовская – 1881 года – успешное покушение на Александра II.

Народничество сникает в результате репрессий.

1906 – возникает партия социалистов-революционеров

Изначально народничество, когда возникает в 60-х годах, было две тенденции, направления:

Либеральное,

Революционное (до 1881 года)

Нас интересует революционное народничество – спрашивает на экзамене именно это:

· Пропагандистское – Лавров,

· Бунтарское – Бакунин,

· Заговорщицкое – Ткачев.

Вторая половина 19 века – главные фигуры Лавров и Бакунин. Фигура Ткачева – второстепенна. Был значим в Советский период, благодаря Ленину. Ткачев был близок к Народной воле, тактике Ленина.

Главные идеологи того времени – Лавров и Бакунин. О Бакунине мы рассказывали. Как об анархисте…

Ø ОБЩИЕ ДОБАВЛЕНИЯ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Стимул народничества – реформа 1861 года, давшая крестьянам свободу, но не землю.

Задача революции – дать крестьянам землю, подлинную свободу, путем развития общины не допустить капиталистических отношений.

У истоков – Герцен и Чернышевский. 1861 год – Герцен призывает русской студенчество идти в народ, чтобы воспитывать его и готовить к борьбе. 61-64 – организация “Земля и воля” – была раскрыта и обезврежена. Революционная ситуация миновала.

Расцвет революционного народничества – 70е годы. 74 год – массовое хождение в народ, что сразу выявило организационную слабость народнического движения. 76 год – новая “Земля и воля”. Новые попытки хождения в народ, организации крестьянских общин – неудача. Всё больше людей убеждается в необходимости непосредственной политической борьбы с самодержавием (террор). Происходит раскол организации на: “Народная воля” (централизация, конспирация, исполненный смертный приговор Александру II) и “Черный передел”. Но, и это не пробудило крестьян.

Полицейские облавы и т.д. – разгром организации.

Теоретические основы: Бакунин (бунтарь), Лавров (пропагандист), Ткачев (заговорщик).

Общее для всех троих:

враждебность к абсолютистскому государству, самодержавию, помещичьему землевладению.

Отстаивали возможность “особого” некапиталистического развития России, отрицали какой-либо положительный смысл капитализма.

Характерная черта – идеализация крестьянства и сельской общины.

ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ

Довольно поздно становится теоретиком социализма, после 40. Работал в генштабе, преподавал математику.

Идеолог русского революционного движения. В 1866 году – арестовывают, высылают, февраль – бегство из ссылки. Оказывается на западе, в гуще революционной борьбы. Близок к Марксу Энгельсу, участвует в Парижской коммуне, работал с революционными организациям и в России.

Главная работа – исторические письма. Очень серьезная, оригинальная, интересная работа.

Еще одна Работа - “Социализм и борьба за существование”.

Лавров – революционер! У Чернышевского – ничего, в общем-то. А вот идеи революции у Лаврова – в полный рост.

В самом общем плане о Лаврове:

Лавров – у него было два этапа в его понимании развития русского социализма, русского революционного движения в России. Русское крестьянство и русский мужик еще не дорос до социализма, поэтому русская революционная молодежь должна идти в народ, готовить русского мужика к революции.

Через какое-то время столкнулись с тем, что русский мужик инертен.

Картина репина – арест пропагандиста.

Задумался, а правильным ли путем идем? Приходи т к такому выводу – тактику надо изменить, сначала надо свернуть самодержавие. В результате свержения самодержавия будут созданы условия, тогда уже возьмемся за русского мужика обеими руками.

Основной центр тяжести сдвигается с русского мужика на интеллигенцию.

Главная движущая сила не русский мужик, а русская интеллигенция (активная творческая личность, цела теория).

Концепция обосновывала, что главное – творческое активное поведение интеллигенции.

О социализме говорит много. Обосновывает на идеях биологических, идеях солидарности. Это в природе русского мужика, социализм победит.

Идея революционной партии.

Много пишет про создание революционной партии – она будет организовывать русскую революцию.

ДОБАВЛЕНИЯ ПО ЛАВРОВУ ИЗ ИППУ ПОД РЕД. МАРТЫШИНА:

Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) – видный теоретик народничества. Он родился в состоятельной дворянской семье. Он испытал идейный подъем 1840 - ых гг., связанный с влиянием Белинского, в 50 - ых годах публиковал смелые стихи у Герцена.

Но этим интересы молодого Лаврова не исчерпывались - одновременно он готовился к военной карьере, достиг чина полковника, в качестве профессора математики читал лекции в Артиллерийской академии. В 1860 - ых гг. примкнул к организации «Земля и воля», был лично знаком с Чернышевским и другими людьми, позже оказавшимися «политическими преступниками». В 1866 г., после покушения Каракозова на Александра Второго, Лавров был арестован и сослав в Вологодскую губернию. В 1870 г. при содействии Г.А.Лопатина он бежал за границу, оставшись в эмиграции до конца своей жизни. В Париже он устанавливает связи с научными кругами, избирается членом Антропологического общества. В эти же годы Лавров вступает в Первый Интернационал, принимает участие в Парижской коммуне и постепенно превращается в главную фигуру русской политической эмиграции.

В 1873 – 1877 г. был главным редактором журнала «Вперед», а в 1883 – 1887 – соредактором «Вестника народной воли ». На страницах этих изданий он ведет острую полемику против бланкизма и бакунизма, против теории заговора и «революционной диктатуры» «сверху», формулируя свою позицию следующим образом: «На первое место мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа… Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти». В 1882 г. Лавров примкнул к «Народной воле».

Основные политические взгляды Лаврова выражены в его «Исторических письмах» , оказавших большое влияние на русскую интеллигенцию 70 - ых годов Х1Х в. На почве, созданной революционной пропагандой Чернышевского и призывами Герцена и Бакунина «идти в народ», книга Лаврова была воспринята как теоретическое и нравственное обоснование роли интеллигенции в борьбе за освобождение народа. Помимо этого, он является автором большого числа публицистических работ, среди которых выделяются «Задачи революционной пропаганды в России» (1873), «Государственный элемент в будущем обществе» (1875), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884) и др. Характерная черта творчества Лаврова – признание «критически мыслящих личностей » основной движущей силой истории. Стремясь возродить традиции «Народной воли», Лавров не принимал марксистского учения. Он считал, что оно неприменимо к «русской почве».

Лавров органически соединяет философию с психологией и этикой, которые, в свою очередь, становятся мостом к социологии и революционной теории. Формируя свой научный метод, он опирается на левое гегельянство с его культом «критически мыслящих личностей», антропологический взгляд Фейербаха на человека, идея общественной солидарности Конта, учение Бокля о прогрессе, экономическая теория Маркса – все они были использованы и интерпретированы с позиций субъективного метода. Основные моменты политико-правого раздела учения Кропоткина таковы:



1) История делается людьми, которые руководствуются своими идеалами («единственным орудием и единственным предметом истории является человек»). В силу этого, человеческий идеал представляет собой движущую силу и цель истории;

2) Формирующая идеалы мыслящая личность не зависит от объективного хода вещей и может повернуть историю по пути реализации выработанных ею идеалов;

3) Основное содержание исторического процесса и цель прогресса составляет развитие человеческой личности в физическом, умственном и нравственном отношении;

4) История общества, таким образом, это борьба за прогресс и воплощение социального идеала с силами реакции;

5) Понять смысл социального идеала и этой борьбы способны лишь отдельные «критически мыслящие личности», которые благодаря образованию осознали законы развития и возвысились над толпой;

6) До последнего времени прогресс коснулся лишь меньшинства привилегированных классов, а основная масса народа находится вне цивилизации и лишена условий для полноценного развития – хотя именно она и создает все блага цивилизации;

7) Каждое поколение ответственно перед потомством за то, что оно сделало и не сделало поэтому все образованные люди должны либо бороться за прогресс, либо не мешать ему;

8) Главное орудие борьбы с самодержавием в России – критически мыслящее существо, то есть радикальная часть разночинной интеллигенции и революционно настроенная молодежь;

9) Однако ее малочисленность и неорганизованность, а также отсутствие в России демократических свобод затрудняют ее деятельность – что требует сплочения и организации всех революционных сил;

10) В качестве организующего начала революции должна выступить партия, которая призвана выработать тактику борьбы, концентрирующая и направляющая усилия «сознательных работников»;

11) Партия революционеров должна опираться на строгую внутреннюю дисциплину и быстро двигаться к цели, преодолевая внутренние распри и раздоры – сохраняя при этом разномыслие ее рядовых членов в процессе поиска истины (они должны «оставаться мыслящими личностями, не обращаясь в машины для чужой мысли»);

12) Партия должна быть дополнена «социалистически настроенными» группами общинных и артельных центрах России, которые призваны составить ядро революционной организации;

13) Несмотря на то, что государство по своей природе является злейшим врагом социализма, полный отказ от государственности сразу после революции невозможен, и оно должно сохраняться до построения зрелого социалистического общества;

14) Русский социализм опирается на систему усовершенствованных общин и артелей, и предполагает упразднение частной собственности и широкое общественное самоуправление.

Развернутую программу будущего социалистического переустройства России Лавров излагает на страницах редактируемого им журнала «Вперед»: «Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянину то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сможет воспользоваться своими легальными правами... даже в случае самого удачного переворота, - вот специально русские цели, которым должен содействовать всякий русский, желающий прогресса своему отечеству».

Как мыслитель и человек, П.Л.Лавров был исключительно сложной и многосторонней личностью. По мнению советских исследователей, Лавров, построив стройную и последовательную программу революционной деятельности, стал как бы переходной фигурой от революционного народничества к марксизму и рабочей социал-демократии. Значение Лаврова определяется и тем, что он был одним из первых народников, которые смогли в 1880 - ых годах в той или иной степени признать утопичность и иллюзорность надежд на общину и на «социалистические инстинкты» русского крестьянства, признать реальность и неизбежность развития капитализма в России, предпринять попытку поставить социализм на научную основу.

4. П.Н.Ткачев – идеолог заговорщического направления в народничестве.

Идеологом заговорщического (бланкистского) направления в народничестве стал Петр Никитович Ткачев (1844 – 1885). Он родился в мелкопоместной дворянской семье в Великолукском уезде Псковской губернии, где у его отца было небольшое имение.

Имя Ткачева связано со многими выступлениями революционной молодежи 1860 - ых гг., а его биография типична для представителя этой социальной группы. Став студентом Петербургского университета в 1861 г., Ткачев сразу же вошел в кипящую студенческую среду. Так, в течение 1861 – 1866 гг. он четырежды арестовывался за участие в студенческих политических организациях. В 1865 г. приглашается сотрудником в «Русское слово» вместо арестованного Писарева (журнал был закрыт после покушения Каракозова на Александра Второго). Вскоре Ткачев сближается с тайным обществом «Народная расправа» , во главе которого стоял С.Г.Нечаев. При их непосредственном участии была разработана «Программа революционного действия» . В 1869 г. он попал в руки Третьего отделения по печально знаменитому «нечаевскому делу». В 1873 г. Ткачев бежал из - под надзора полиции за границу. К этому моменту за его плечами имелся не только значительный революционный стаж, но и опыт литературной работы. Благодаря этому он заслужил репутацию сильного и яркого литератора, пишущего на экономико-юридические и литературно – критические темы. Вскоре после побега за границу он устраивается в руководимый П.Лавровым журнал «Вперед» – но вскоре покидает его из - за идейных расхождений с главным редактором. В 1875 г. вместе с группой единомышленников он приступает к изданию журнала «Набат» , который ориентировал революционеров на развертывание политической борьбы с целью захвата власти партией «интеллигентского меньшинства».

Однако яркая карьера русского мыслителя – революционера прерывается тяжелым психическим заболеванием, которое приводит к его преждевременной смерти. Это, однако, не ослабило значимости его наследия. Наиболее яркие произведения Ткачева – публицистические статьи «Революция и государство» (1876), «Народ и революция» , «Анархическое государство», «Возможна ли социальная революция в России в настоящее время», «Социальные отношения в России» (1875), «Открытое письмо Фридриху Энгельсу» (1874) и др.

Что касается идейной позиции Ткачева, то он в целом принимал марксистское учение, но считал его неполным, и поэтому дополнял положениями из буржуазной политико-правовой мысли. Наряду с этим, он требовал учета национальной специфики при построении социализма в России. Так, в частности, он писал в одном из писем Энгельсу: «У нас требуется совершенно особенная революционная программа, которая в такой степени должна отличаться от германской, в какой социально - политические условия России отличаются от Германии».

Основные моменты политико-правового учения П.Н.Ткачева таковы:

1) Русское государство лишено корней в экономической жизни, и не воплощает в себе интересов какого – либо сословия;

Более конкретно это означает, что оно одинаково давит на все общественные классы, и они одинаково ненавидят его.

2) Революционная пропаганда в народе не имеет смысла, поскольку он настолько угнетен и задавлен, что просто не воспримет ее;

Последнее усугубляется консервативным характером крестьянства, составляющего большую часть общества.

3) Политические преследования исключают легальную работу среди пролетариата и мешают его политическому созреванию;

4) Поскольку пропаганда и любая легальная деятельность неэффективны, единственным выходом остается революционная борьба с самодержавием;

5) В то же время отрыв государственной власти от социальной базы облегчает революционерам ее захват и последующее использование ее в своих целях;

6) Ведущее силой революции в условиях России должно стать сознательное меньшинство, объединенное дисциплиной в централизованную партию;

7) Партия призвана при помощи заговора захватить верховную власть в обществе, в дополнение к чему должен быть организован народный бунт «снизу»;

8) Главное для русских революционеров – не опоздать с мятежом, поскольку развитие капитализма и распад общины укрепляют реакцию и ослабляют социалистические начала в русском народе;

9) После революции государство не упраздняется, а превращается в государство «революционной диктатуры», реализующее следующие революционные преобразования:

а) обобществление средств производства и превращение сельских общин в общину – коммуну;

б) упразднение торговли и введение прямого распределения и обмена продуктов;

в) уничтожение семейного, физического, умственного и нравственного неравенства;

г) ослабление центральной государственной власти через создание органов самоуправления.

10) Новое социалистическое общество будет основано на принципах равенства, а не анархии («… и равенство, и анархия, и свобода – все эти понятия совмещаются в одном понятии, в одном слове «рабство»).

Программа Ткачева дала обоснование одному из направлений народничества. Число ее последователей к концу 1870 - ых гг. значительно возросло. В известной степени под ее влиянием в «Земле и Воле» стали усиливаться тенденции к политической борьбе, понимаемой в духе заговорщичества. В глазах народников, потерпевших целый ряд крупных неудач в период «хождения в народ» в целях социалистической пропаганды (лавризм) и бунтарской агитации (бакунизм), четкий план Ткачева стал представляться все более реалистичным с минимальной затратой времени и сил. Позднее уже совершенно независимо от Ткачева народники оказались вовлеченными в террор логикой борьбы.

В то же время классики марксизма отнеслись к ткачевскому наследию критически. Ф.Энгельс в ряде статей, написанных в 1874 – 1875 гг., подверг Ткачева суровой критике, указав на опасность и вред присущего ему авантюризма, отказа от упорной работы по привлечению широких трудящихся масс на сторону революции.

В последние десятилетия деятельность и идеи П.Н.Ткачева вызывают особый интерес как в СССР, так и на Западе. В 1920 - ые гг. некоторые советские ученые, в частности М.Н.Покровский , изображали его как первого русского марксиста, признавшего примат экономических отношений перед политической и идеологической надстройкой.

На Западе обостренный интерес к Ткачеву связан с изучением истоков большевизма и его революционной стратегии и тактики: ведь из идей и действий людей, которые в свое время казались чудаками - одиночками, выросло движение, изменившее в ХХ веке лицо мира. В частности, вышедшая в 1968 г. книга американского историка А.Л.Уикса так и называется: «Первый большевик. Политическая биография Петра Ткачева ».

Глава 39. Политико-правовая доктрина российского либерализма

Русская либеральная мысль зарождалась в процессе постоянного противостояния и преодоления традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической вседозволенности. Она была направлена на поддержку и обоснование необходимости дальнейшего проведения социально – экономических реформ, на признание прав отдельного индивида по отношению к обществу и государству. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву, преодоление веками свойственного России (причем как власти, так и народу) правового нигилизма. При этом на фоне поднимающегося леворадикального революционного движения русские либералы стремились сочетать свои реформаторские устремления с определенной долей просвещенного консерватизма и уважения к идее государственности. Данная особенность прежде всего характерна для творчества таких мыслителей, как Б.Н. Чичерин, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич, Н.М.Коркунов и М.М.Ковалевский . Методологической базой указанных выше направлений стала философия позитивизма, приобретшая популярность в России и оказавшая влияние практически на все гуманитарные науки.

Общим проблемам государственности, а также специфике развития и роли государства в России были посвящены работы таких мыслителей этой эпохи, как К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин и А.П.Градовский .

Собственно русская правовая мысль развивалась в рамках таких направлений, как юридический позитивизм (М.Н.Капустин, Н.К.Реннекампф, С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич), социологический позитивизм (С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), психологическая теория права (Н.М.Коркунов, Л.И.Петражицкий, Н.И.Кареев) . Рассмотрим творчество наиболее значимых представителей указанных выше направлений политико-правовой мысли.