Легендарный корабль террор. Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор

«Мы успешно проникли в кают-компанию, сумели побывать в нескольких каютах, нашли продуктовый склад с тарелками и одной банкой консервов на полке. Мы заметили две бутылки вина, столы и пустые полки. Обнаружили стол с выдвинутыми ящиками с содержимым», — сообщил The Guardian Адриан Шимновски, представитель Арктического научно-исследовательского фонда, один из руководителей организации с борта исследовательского корабля Martin Bergmann.

Проникнуть внутрь судна исследователям удалось в минувшее воскресенье, однако фрагменты корабля были обнаружены чуть раньше — 3 сентября, недалеко от острова Бичи в бухте Нунавут благодаря наводке участвовавшего в экспедиции инуита . При этом корабль был найден в 96 километрах южнее от того места, где, по мнению ученых, судно было затерто льдами (между островами Кинг-Вильям и Виктория).

По словам Шимновского, корабль сохранился в отличном состоянии на глубине 24 метров: «Если поднять его и откачать воду, он все еще мог бы плавать». Все три мачты корабля сломаны, но по-прежнему стоят. Люки корабля оказались закрытыми, а все снасти укомплектованы. Кроме того, уцелела металлическая обшивка судна, которая должна была выдерживать давление арктических льдов. Изначально моряки считали, что корабль лежит на правом борту под углом 45 градусов, но после третьего погружения обнаружили, что он лежит ровно на дне моря.

«Это говорит о том, что корабль ушел под воду плавно», — уточнил Шимновски.

Джим Балзилли, канадский бизнесмен и учредитель Arctic Research Foundation, уверен: данная находка является исторической. «Учитывая расположение обломков и состояние затонувшего судна, можно практически с уверенностью говорить, что HMS Terror был оперативно задраен выжившими членами экипажа, которые затем перебрались на HMS Erebus и отправились на юг, где их в конце концов постигла трагическая судьба», — считает Балзилли. Корабль «Эребус», на котором, предположительно, находился сам , был обнаружен в сентябре 2014 года. Останки судна были обнаружены на дне на глубине 11 метров, вблизи острова Кинг-Вильям.

Штурвал обнаруженного на морском дне судна HMS Terror. Фото: Arctic Research Foundation

Экспедиция Джона Франклина (1845-1847), состоявшая из двух кораблей — «Эребус» и «Террор», должна была пересечь северо-западный проход Арктики из Атлантического в Тихий океан. На тот момент проход уже был картографирован с востока и с запада, но не покорен человеком. Франклин и его экипаж — 129 моряков — отплыли из Британии в мае 1845 года. В августе корабли видели в последний раз в водах Баффинова залива.

Восстановить картину произошедшего отчасти помогли спасательные экспедиции, которые направлялись в предполагаемое место крушения в течение последовавших 11 лет. Моряки пришли к выводу, что оба корабля были затерты льдами и брошены своими экипажами. Все 129 человек погибли, пытаясь добраться по суше до канадского Форт-Резольюшен.

Поскольку консервы участников экспедиции оказались испорченными, некоторые из них дошли до каннибализма — это подтверждают слова местных эскимосов, а также разрезы на костях скелетов, найденных на острове Кинг-Вильям в конце XX века.

В XXI веке главным инициатором поисков затонувших кораблей стал бывший министр Канады . Канадские экспедиции в Арктику стали частью более широкого плана по защите суверенитета Канады в арктическом секторе и исследованию энергетических ресурсов — в том числе огромных запасов нефти и природного газа. Миссия проводилась под руководством Парков Канады — правительственного учреждения, которому поручено защищать и представлять в национальном масштабе примеры Канады по природному и культурному наследию.

Теперь Парки Канады должны подтвердить аутентичность обломков «Террора», посетив место крушения или изучив снимки.

В своем фейсбуке организация

Дэн Симмонс

Американский писатель, работающий в жанре фантастики, ужасов и криптоистории. До того как полностью сосредоточиться на писательстве, Симмонс почти двадцать лет преподавал английскую литературу в школе, и любовь к предмету заметна во всех его сюжетах. Главным трудом фантаста считаются четыре романа из цикла «Песни Гипериона» - космические оперы о кибермире будущего. Последние его романы - фэнтези про приключения Чарльза Диккенса в подземном Лондоне («Друд») и альпинистский хоррор о нацистских тайнах покорения Эвереста («Мерзость»). Роман «Террор» - двадцать шестая по счету книга Симмонса - был сразу с восторгом принят читателями, критиками и мастерами жанра, в том числе и Стивеном Кингом. Телеэкранизация «Террора» станет своеобразным подарком к 70-летию писателя, родившегося 4 апреля 1948 года.

В 2007 году Дэн Симмонс выпустил свой лучший на данный момент роман - «Террор». Книга увлекает даже тех, кто никакое фэнтези на дух не переносит: психоделический хоррор на фоне детальной реконструкции всего того, что было на тот момент известно о пропавшей в Арктике экспедиции Джона Франклина.

Сегодня, 26 марта, канал AMC начинает показ экранизации «Террора». Сразу привлекает кастинг: главные роли играют Киран Хайндс (Джон Франклин) и Джаред Харрис (капитан Крозье). Хайндс запомнился многим как Юлий Цезарь в «Риме» и Манс-Налетчик в «Игре престолов», а универсальный артист Харрис кажется просто созданным для своей роли. Режиссеры - Тим Милантс, Эдвард Бергер, Серджо Мимика-Геззан. Зрители Берлинского кинофестиваля уже увидели первые две серии, и отзывы пока положительные. В любом случае это одна из самых ожидаемых премьер 2018 года. Подготовимся к ней.

Киран Хайнс в роли адмирала Франклина. «Террор», 2018

1. Последнее дело Франклина

«Террор» - тот случай, когда знание реальной истории не будет спойлером, а только усилит впечатление - интрига сюжета Симмонса начинается там, где исторические сведения кончаются. Итак, 19 мая 1845 года корабли Ее Величества «Террор» и «Эребус» отошли от причалов Гринхайта в графстве Кент и направились в сторону канадской Арктики. На борту было 134 человека, но пятерых почти сразу отчислили за проступки или непригодность. Они оказались самыми везучими - как пассажиры, опоздавшие на разбившийся самолет. В итоге осталось 129 офицеров и матросов, которыми руководил сэр Джон Франклин, опытный мореплаватель и полярник, завершавший свою карьеру.

Целью экспедиции было исследование Северо-Западного прохода - морского пути вдоль северного побережья Канады из Атлантического океана до Берингова пролива. Предполагалось, что до него можно дойти по открытому Полярному морю, и неисследованным оставался небольшой район, куда и направились корабли Франклина.

«Корабли сэра Джона Франклина «Эребус» и «Террор» на реке Темзе в Лондоне»

Флагманским «Эребусом» командовал сам 59-летний глава экспедиции, «Террором» - 49-летний капитан Френсис Крозье, который станет главным героем у Симмонса. Суда были специально подготовлены к арктическому плаванию: бронированы, оборудованы паровыми установками для отопления и системой дистилляции воды, снабжены запасом разнообразной провизии на три года. При этом полярный опыт имели только четверо из 129 моряков - Франклин, Крозье и пара ледовых лоцманов. Поход должен был стать триумфом Франклина - он и правда оставил имя адмирала в веках, но, увы, совсем по другим причинам.

В последний раз «Террор» и «Эребус» видели в августе того же 1845 года - английские китобои встретили их, дожидающихся улучшения погоды, в море Баффина. Зимовки во льдах были запланированы, экспедиция рассчитывалась не на один год. Судя по найденной почти через десять лет записке, первая зимовка мирно прошла у острова Бичи. Еще через два года моряки покинули корабли, прочно затертые многолетними льдами, чтобы разбить лагерь на острове Кинг-Уильям, - и пропали.

Четыре десятка поисковых экспедиций искали следы Франклина на протяжении полутора веков. Через 166 лет после исчезновения нашлись оба корабля, но убедительного ответа на вопрос, что произошло, все еще нет. Находки только добавляют загадок.

Адмирал Джордж Бэк. Корабль Ее Величества «Террор» на якоре возле айсберга в водах Баффиновой Земли

2. Мрак и ужас

Название «Террор» очень подходит для версии Симмонса - людей Франклина действительно терроризируют. Но и без того имена кораблей поражают. Разумно ли идти в долгий полярный поход на судах «Мрак» и «Ужас»? Старинный обычай давать военным судам устрашающие названия подтвердил мудрость капитана Врунгеля.

Британское адмиралтейство объявило солидную награду тому, кто найдет следы Франклина, и экспедицию искали очень активно. Поиски начались в мае 1848-го, через три года после потери связи. Судя по записке на официальном бланке адмиралтейства, которую обнаружили только через десять лет, в тот момент часть людей Франклина, скорее всего, были живы.

Сама записка - удивительный документ. Она, так сказать, двухсерийная: первое оптимистическое сообщение оставлено в конце мая 1847 года, второе написано прямо на полях первого через год, и оно зачеркивает весь оптимизм. Согласно первой депеше, экспедиция благополучно перезимовала, сэр Джон Франклин по-прежнему руководит своими людьми, и в целом «все в порядке». Согласно второй, через две недели после первого сообщения сэр Джон умер, и командование принял капитан Крозье. В следующем году умерли уже в общей сложности 24 члена экспедиции, корабли были намертво затерты льдами, и оставшиеся в живых покинули их. Приводятся координаты места, где они встали лагерем, и их намерение «завтра» выступить в сторону реки Бака на северо-западном побережье Канады. Что стало причиной смерти Франклина и где его могила, не говорится, зато есть почти бессмысленные подробности закладки сообщения.

Адмирал Джордж Бэк. Корабль Ее Величества «Террор» в Арктике

В ряду странностей выделяется отсутствие могилы Франклина. За все прошедшие годы не найдено ничего, что напоминало бы захоронение руководителя экспедиции, который умер, когда все еще было «в порядке». Или уже не было? Но непорядок тоже заслуживал бы упоминания. Вряд ли сэра Джона решили похоронить в замерзшем море. Три простых члена экспедиции, умершие от болезней до него, были погребены как положено на острове Бичи, и вечный лед сохранил их нетленными до наших дней. При желании можно увидеть жутковатые фотографии тел.

Надо отметить, что природа была явно против полярников. Как раз эти годы в устной истории эскимосов-инуитов считаются наиболее тяжелыми: лета фактически не было, льды не вскрывались, аборигены уходили со старых мест. Британцы вообще не стремились ни к контактам с «дикарями», ни к использованию их методов выживания. В том числе и поэтому инуитские предания об экспедиции Франклина долго не принимали всерьез - должное внимание на них обратили только в наши дни.

3. Каннибалы во льдах

Записку на бланке адмиралтейства нашли в 1859 году, а первые сведения о людях были получены за четыре года до этого от инуитов на северо-западном побережье Канады. По их словам, полсотни белых людей умерли там от голода, в крайности дойдя до каннибализма. Викторианской публике рассказы о людоедстве принять было трудно - не может же один джентльмен съесть другого. Но слова подтверждались опознанными вещами с «Эребуса», которые передали эскимосы. Как бы в противовес этому Уилки Коллинз даже написал об экспедиции романтическую пьесу «Замерзшая бездна»: никаких каннибалов, только героизм, любовь и северное сияние. Одного из героев сыграл сам Чарльз Диккенс, а на премьеру пришла королева Виктория.

Но известнейшим произведением искусства на эту тему стала картина Эдвина Ландсира «Человек предполагает, а Бог располагает» - воистину кошмарное полотно. Вообще-то Ландсир был мирным анималистом и в арктическом сюжете от своей любимой темы не отошел. Он изобразил двух злобных белых медведей во льдах, один из которых обгрызает человеческий остов, а другой рвет британский флаг. Огромное полотно пугало людей до обмороков, но оно продолжает висеть в зале Королевского колледжа Лондонского университета.

Эдвин Генри Ландсир. Человек предполагает, а Бог располагает. 1864

4. Блокнот мертвеца

По разным рассказам инуитов, они встречали выживших членов экспедиции даже десять лет спустя после ее пропажи. Судьба экспедиции Франклина с тех пор прочно срослась с эскимосской историей. Уже в наши дни историк-инуит Луи Камукак говорит о том, что его дед пользовался долотом, сделанным из столового ножа Франклина, а школьные уроки на тему экспедиции дополнялись знакомыми с детства легендами. Сейчас Камукак уверен, что сможет найти могилу адмирала.

Вещи экспедиции Франклина сами по себе изумляют - полярники, как хоббиты, взяли с собой в Арктику не только огромную библиотеку, но всю привычную утварь вплоть до серебряных вилок с монограммами. Самый странный арсенал обнаружили на побережье острова Кинг-Уильям в большой лодке с двумя скелетами, водруженной на огромные тяжелые сани: шелковые платки, душистое мыло, губки, ботинки, книги, чай и 18 кг шоколада.

В другом месте острова обнаружился скелет в форме стюарда, который сыграет роль в сюжете Симмонса. При нем был паспорт моряка на имя Генри Пеглара - не стюарда, но старшины верхней команды, а также расческа и блокнот. (Рассмотреть эту и другие находки, связанные с экспедицией Франклина, можно на сайте Королевских музеев Гринвича .)

Записи из этого блокнота тянут на завязку хоррора. Они сделаны двумя разными людьми, часто - зеркальным шрифтом: слова выведены задом наперед. На одной странице записи образуют правильный круг, а внутри него несколько бессвязных, тоже зеркальных фраз, в том числе такая: «Terror camp clear» - «Лагерь «Террора» опустел». На обороте - слова погребальной молитвы.

И лагерь «Террора», что бы это ни значило, действительно опустел. Кроме этих трех скелетов за все время поисков были найдены и опознаны три первых мертвеца 1846 года, когда экспедиция еще не пропала, разрозненные останки и захоронения - в общей сложности не более трех десятков человек. Куда исчезла еще сотня, ответа нет. Ни одна из версий - переохлаждение, голод, цинга, отравление свинцом из плохо запаянных консервов либо из системы опреснения воды - не объясняет массовой и быстрой гибели и исчезновения следов. Самое логичное допущение: люди Франклина пострадали от какого- то непредвиденного чрезвычайного происшествия.

5. Возвращение

Через восемь лет после выхода романа Симмонса корабли Франклина внезапно нашлись. Именно «внезапно» - на них буквально наткнулись. Сначала обнаружился затопленный «Эребус». В сентябре 2016 года гидрографы и археологи, которые составляли карту неисследованного участка залива Королевы Мод, посадили вертолет на удобный, ничем не примечательный островок.

Уже на земле, во время прогулки по берегу, наметанный глаз полярного исследователя отметил некий необычный предмет - металлический обломок правильной формы. На нем оказались метки Британского королевского флота, а дальше по берегу нашлись новые обломки, опознанные как части шлюпбалки. В итоге сонар, отправленный на дно, передал на поверхность изображение большого затопленного корабля. На судовом колоколе ясно читалось название: «Эребус». Без преувеличений - находка века.

Подъем колокола «Эребуса», 2016

Археологи говорили, что корабль будто сам хотел быть найденным. Похоже, подтверждается самый эффектный рассказ эскимосов, который сто лет не принимали всерьез: они видели огромный корабль с улыбающимся мертвецом на борту, дрейфовавший по льдам к югу.

Через два года, и тоже по случайности, нашли «Террор». Удивительно, но он лежит на дне в заливе Террор, названном в начале XX века в его же честь. Место определили благодаря селфи одного из членов команды исследовательского корабля «Мартин Бергманн». Семь лет назад тот запечатлел себя на фоне какой-то мачты, торчавшей изо льда залива, и рассказал об этом руководителю экспедиции, когда «Бергманн» оказался неподалеку. Они сразу двинулись в ту сторону, и у юго-западной части острова Кинг-Уильям эхолот обнаружил на дне корабль. В отличие от сильно поврежденного «Эребуса» «Террор» оказался практически целым. Он тщательно задраен на зиму и, как предполагают ученые, мог бы плыть, если б освободился ото льдов. Главное - оба корабля найдены очень далеко и от места, обозначенного в записке капитана Крозье, и друг от друга.

2018 год должен стать поворотным для этой истории: начинает работу масштабная археологическая экспедиция, которая будет исследовать корабли. До сих пор одной из главных забот археологов была защита находок от покушений любопытствующих и энтузиастов. С выходом экранизации их количество явно увеличится. Кроме того, на наших глазах может родиться еще один сюжет традиционного хоррора: никто не предскажет, какие тайны «Ужаса» и «Мрака» поднимутся на поверхность из-под вековых льдов.

Корабли пропавшей экспедиции Франклина по изучению северо-западного прохода из Европы в Азию.

Корабли-бомбардиры с усиленным корпусом, который должен выдерживать удар мортиры. Размеры - приблизительно 35м на 7м, но водоизмещение - около 350 тонн. Для путешествий во льдах были переоборудованы - корпус укрепили листами металла, сделали специальные заслонки для винтов, поставили паровые котлы для локомотивных двигателей и отопления. Могли развивать скорость до 7.4 km/h только на двигателях. Так же на кораблях имелась библиотека - более 1000 книг. Запас провианта был заготовлен из расчета - 3 года.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Franklinexpeditionnote.jpg

Заметка написана на одной из печатных форм, которые специально предназначены, чтобы оставить информацию о судне в случае каких-либо проблем. На форме на нескольких языках написана просьба отправить эту записку в Адмиралтейство Великобритании с указанием времени и места, где она была найдена. Текст на записке был написан по-видимому лейтенантом Гором. Было указано, что корабли вмерзли в лед на координатах 70°5" с. ш. и 98°23" з. д., сир Франклин управляет экспедицией и всё хорошо.

Итак, если восстановить хронологию:

Была зимовка на о. Бичи в 1845—1846гг. (дата в записке почему-то указана неверно), далее корабли повернули на юг...

24 мая 1847 года 2 офицера и 6 матросов сошли с корабля (Party consisting of 2 officers and 6 men left the ships on Monday).

28 мая 1847 года корабли уже полгода стоят севернее острова Кинг Вильям (3) - 70°5" с. ш. и 98°23" з. д. Тогда, судя по записке, Франклин был еще жив, и все было хорошо. (Sir John Franklin commanding the expedition. All well.) Записка подписана лейтенантом Гором.

Запись на полях от 25 апр 1848 года - корабли стоят во льду уже полтора года, и команда покинула корабли 22 апреля 1848 года . The officers and crews, consisting of 105 souls , under the command of Captain F. R. M. Crozier, landed here in lat. 69° 37" 42" N., long 98° 41" W. Сир Джон Франклин мертв, всего на этот момент потерь в экспедиции - 9 офицеров и 15 матросов.

Крозье возглавил экспедицию. Они должны были выдвинуться на следующий день 26 апр 1848 года на юг к реке Бак (до нее 300 км по прямой!!! запас провианта к этому времени должен был подходить к концу)

Координаты лагеря Крозье, скорее всего, указаны неверно, т.к., если предположить, что верно то, что они ушли на 5 лиг на ЮЮВ от кораблей, попадаем на самый северный мыс о. Короля Вильяма - Cape Felix, а указанные координаты - это пролив.

Так же в записке есть информация относительно переноса ее на текущую позицию из предыдущего места хранения (на 4 мили мили севернее около Point Victory), где она была ранее расположена бывшим коммандером Гором в июне 1847г в столбе (pillar) сира Джеймса Росса, сложенном в 1831 году.

КАРТЫ:


Найти корабли пытались на протяжении 170 лет. Было проведено несколько поисковых экспедиций... Эребус нашли севернее острова О"Райли (южнее о. Король Вильям) только в 2014 году. А Террор - в 2016, немного южнее о. Король Вильям около бухты Террор. При обследовании о. Короля Вильяма были найдены кости и остатки имущества экспедиции вдоль западного побережья острова - по ходу движения остатков команды Эребуса и Террора. Они почти достигли своей цели - реки Бак. Они дошли до о. Монтреал неподалеку от устья "Рыбной реки"...

Корабли «Эребус» и «Террор»

Daten der Weltgeschichte, S. 623 / Wikimedia Commons

Исследователи из канадской некоммерческой организации Arctic Research Foundation обнаружили корабль «Террор» из пропавшей в 1847 году полярной экспедиции Джона Франклина. Затонувший корабль был обнаружен рядом с островом Кинг-Уильям Канадского Арктического архипелага. О находке сообщает The Guardian .

Сэр Джон Франклин - контр-адмирал британского военно-морского флота и исследователь Арктики - участвовал в трех арктических экспедициях, в ходе которых, в том числе, было исследовано северное побережье Канады. Целью последней («Потерянной») экспедиции под руководством Франклина было исследование последней неизвестной части Северо-Западного прохода , морского пути через Северный Ледовитый океан.

В плавании участвовали два бывших корабля британского военно-морского флота, «Эребус» и «Террор», перестроенные для плавания во льдах и оснащенные паровыми двигателями. Экспедиция стартовала из порта Гринхайт на юго-востоке Великобритании 19 мая 1845 года, в ней участвовали 129 человек. Корабли дошли до Гренландии, где члены экспедиции написали последние письма домой. Последний раз «Эребус» и «Террор» видели в море Баффина, где они пришвартовались ко льду и ждали благоприятных условий для пересечения пролива Ланкастер.

Поиски пропавших кораблей начались в 1848 году, под давлением жены Франклина. Поисковые экспедиции снаряжались в течение следующих 11 лет, а начиная с 80-х годов прошлого века было проведено несколько научных экспедиций. Постепенно исследователям удалось восстановить дальнейшие события. Члены команды в 1845-1846 годах перезимовали на острове Бичи. В сентябре 1846 года корабли затерло во льдах около острова Кинг-Уильям. Участники экспедиции провели на острове две зимы. За это время умерли несколько матросов и офицеров, в том числе Франклин. В апреле 1848 года оставшиеся в живых планировали выйти из лагеря и попытаться достичь канадского побережья, но все погибли по дороге.


Предполагаемый путь кораблей «Эребус» и «Террор» в ходе экспедиции: синяя линия - путь из залива Диско (5) к острову Бичи, 1845; фиолетовая линия - обход вокруг острова Корнуоллис (1), 1845; красная линия - путь от острова Бичи через пролив Роберта Пила между островом принца Уэльского (2), островом Сомерсет (3) и полуостровом Бутия (4) к острову Кинг-Уильям (выделен ярко-зеленым цветом), 1846

Finetooth, Kennonv, U.S. Central Intelligence Agency / Wikimedia Commons


В сентябре 2014 года рядом с островом О"Рейли был найден остов «Эребуса». 3 сентября этого года на глубине 24 метров канадские исследователи обнаружили «Террор». По словам ученых корабль был в отличном состоянии, сохранились даже стекла в трех окнах кормовой каюты, где жил командир корабля. Также было хорошо видно металлическое покрытие корпуса, которое защищало корабль ото льда.


Рулевое колесо корабля

Arctic Research Foundation


Фотография с палубы затонувшего корабля

Arctic Research Foundation

Затонувший корабль был найден в 96 километрах к югу от предполагаемого места крушения. Чтобы идентифицировать корабль, исследователи в течение недели делали подводные снимки судна и сравнивали их с планом судна XIX века. Ключевые элементы затонувшего корабля, например широкая труба, поднимавшаяся над внешней палубой, соответствовали плану «Террора».

Специалисты из Фонда арктических исследований обнаружили на корабле кладовку, где на полках хранились тарелки и одна консервная банка. Также им удалось сделать снимки столовой и нескольких кают. «Мы заметили две бутылки вина, столы и пустые стеллажи. Найден стол с открытыми ящиками, с чем-то лежащим в дальнем углу одного из них», - написал в письме The Guardian операционный директор фонда Адриан Шимновски.

Также исследователи заметили след от длинного тяжелого каната, который проходил в отверстие в палубе корабля. Предположительно, команда бросила якорь до того, как «Террор» пошел ко дну. Судовой колокол лежал недалеко от того места, где вахтенный матрос отбивал склянки.

Новость конечно не космическая, но так как меня всегда интриговала эта история, не могу пройти в стороне. Канадская экспедиция нашла «Террор» — тот самый корабль из знаменитой пропавшей экспедиции Джона Франклина. Если кто не знает про эту эпопею — в принципе, на Википедии об этом в принципе достаточно подробно насписано. Ну а может кто-то читал роман «Террор» Дэна Симмонса, по мотивам которого AMC скоро выпустит сериал.
Итак, в 1845 году суда королевского военно-морского флота «Эребус» и «Террор» отправились на покорение Северо-Западного прохода и исчезли. Долгие годы судьба экспедиции оставалась неизвестной. Лишь в 1859 была найдена записка, из которой следовало, что 12 сентября 1846 года (т.е. ровно 170 лет назад) корабли были затерты во льдах у острова Бичи. К весне 1848 года из 129 членов экспедиции в живых осталось 104. Из записки следовало, что офицеры и команда решили покинуть корабли и отправиться на юг к реке Бака. Что было потом, до сих пор остается предметом споров. Точно известно лишь, что никто из моряков так и не добрался домой.

Многочисленные спасательные экспедиции, пытавшиеся разгадать тайну экспедиции Франклина, нашли останки некоторых членов экипажа, шлюпку, их вещи, а также собрали большую коллекцию рассказов инуитов, из которых сложилось общее представление о последних днях экспедиции, которое можно описать как: умирающие от голода, холода и болезней люди + каннибализм. Также, сохранилось предание о том, что инуиты поднялись на борт большого корабля, внутри которого нашли улыбавшегося мертвеца. Многие сомневались в достоверности подобных рассказов, но в 2014 году исследователи действительно обнаружили «Эребус» именно там, где об этом говорили инуитские легенды — и намного южнее района его предполагаемой последней стоянки.

Найти же «Террор» помогло… селфи. Один из местных жителей, поведал главе экспедиции историю о том, как шесть лет назад во время поездки на снегоходе он увидел торчащий изо льда одного из заливов кусок дерева, похожий на мачту. Он сделал с ним селфи, но когда вернулся домой, обнаружил, что фотоаппарат пропал. Он списал все на злых духов, по местным легендам населяющие эти места и погубившиХ экспедицию Франклину. Есть духи злые духи или их нет — науке об этом неизвестно, а вот «Террор» действительно оказался в месте не получившегося селфи.

Корабль лежит на глубине 24 метра, в и отличие от сильно поврежденных останков «Эребуса» находится в прекрасном состоянии. Исследователи говорят о том, люки корабля закрыты, снасти укомплектованы, уцелела металлическая обшивка, видны следы того, что якорь был спущен. В каюте капитана сохранились стекла в трех из четырех иллюминаторов, в столовой удалось заснять две бутылки вина, столы и пустые стеллажи. По этой ссылке можно посмотреть видео, заснятое подводным роботом.

«Террор» покоится в 30 милях к северу от «Эребуса». Учитывая состояние и положение судна, общепринятую версию гибели экспедиции возможно придется пересмотреть. Если исключить вариант того, что брошенные корабли были отнесены льдами на юг, где потом и затонули, можно предположить следующее. Поняв, что никто из них не дойдет живым до реки Бака, уцелевшие члены экспедиции (по крайней мере какая-то их часть) вернулись на «Террор» и «Эребус» и предприняли отчаянную попытку вырваться из ледяного плена. Через некоторое время они по каким-то причинам оставили «Террор» и перебрались на «Эребус», сумев преодолеть еще некоторое расстояние. Будь это сюжетом голливудского фильма, наверно они бы вырвались из льдов, после чего их бы чествовали как героев. Но увы, в жизни далеко не все заканчивается хэппи-эндом. Остается надеяться, что дальнейшее изучение «Террора» поможет поставить окончательную точку в одном из самых знаменитых исчезновений в истории.