Если же согрешит против тебя брат твой. Обличение или осуждение? Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского

07.02.2014 00:00

«Если же согрешит против тебя брат твой…» (Мф. 18:15-17). Размышления священника.

Может быть, только у нас в провинции можно такое встретить, но подозреваю, что подобные случаи не редки и в других городах и весях нашей необъятной Родины: час пик, неплохая машина (чаще всего джип) останавливается на узкой проезжей части или напротив остановки, и ее хозяин или хозяйка, не обращая внимание на моментально скопившуюся сзади толпу автомобилей, величественно шествует к ларьку прикупить какую-нибудь мелочь…

Узнаете ситуацию? Наверняка, да. Хотя вроде бы давно уже не слышно анекдотов про «новых русских»: современные успешные предприниматели стали как-то посолидней да поинтеллигентней… Ну, так речь не про них. Мало ли на свете еще осталось грубоватых и неотесанных людей. В конце концов, нечто подобное можно встретить в любом сословии и классе, даже среди нас, призванных быть примером для всех и во всем, – попов.

Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям – родители. И без этого никуда.

Меня удивляет в этой ситуации совсем другое: почему почти никто не пытается напомнить зазнавшемуся (а может, и мечтательно зазевавшемуся) джентльмену или леди, что они не только нарушают правила дорожного движения, но и банально мешают другим? Что мешает взять и просто, без излишнего начетничества, остановиться и сказать: брат, ты не прав и так поступать нехорошо? Смотри, мол, друг-водитель, вдруг где-то там сзади сейчас отчаянно опаздывает «скорая» к твоему ребенку. Или к ребенку твоей сестры, или еще к кому-то… Ну, или можно ничего не говорить, а хотя бы без излишней агрессии коротко «бибикнуть».

Ведь Господь наш Иисус Христос не зря заповедовал нам, христианам, обличать друг друга, описав весь алгоритм этого спасительного действия: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

Без этого мы все погибнем, ведь со стороны – многое всегда видней. Так уж получилось, что наша самооценка неизбежно субъективна и мы, ежели желаем совершенствоваться сами и смиренно помогать другим, непременно нуждаемся в обличающем взгляде со стороны. Нуждаемся в человеке, который нам всегда без обиняков «бибикнет». Нобелевский лауреат и академик, написав новую монографию, отнесет ее на критику рецензенту, у которого может быть меньше регалий, но тот хоть немного, да «обличит» его труд. Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям – родители. И без этого никуда.

Если посмотреть на вопрос с другой стороны – со стороны обличаемого, то можно увидеть следующую психологию человека, совсем порабощенного грехом: как бы грешник низко ни падал – он всегда подсознательно и сознательно верит, субъективно расширяя рамки дозволенного, что на его месте, в его ситуации каждый вел бы себя так же. Заматеревший вор убежден, что все люди в той или иной степени воры, просто некоторые боятся воровать, а другим это, наверное, невыгодно. Подобным образом мыслит и развратник, и сребролюбец, и честолюбец, и любой другой человек, одержимый какой бы то ни было страстью.

Вот живет себе казнокрад, например, и в ус не дует. Но тут его спокойный мирок с высушенным чучелом совести на дальней полке начинают тревожить сомнения – один, а потом и второй близкий человек неожиданно говорит, что так поступать и жить дальше нельзя… Когда так скажет третий, уютный мирок перестает быть уютным, и какая-то неуверенность появляется у коррупционера: а вдруг оно, и правда, некрасиво – красть-то?

Ну а четвертое или пятое обличение может и вовсе пробить скорлупу субъективности, из-за которой покажется маленький, но кусачий птенец совести.

Так почему же так редко мы обличаем друг друга? Может быть, вспоминаем фразу из книги Притчей Соломоновых: «Обличаяй же нечестиваго, опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 2: 7–8). Да, наверное, так и есть. Нередки ситуации, когда обличение явно не вызовет раскаяния, но будет скорее всего использовано как предлог для скандала и лишь усугубит ситуацию. Некоторые, наверное, вполне справедливо не доверяют себе, полагая, что у них не получится обличить деликатно и кротко, и, скорее всего, они правильно делают, отмалчиваясь в некоторых ситуациях.

Это вообще «не всем дано» – обличать деликатно и с пользой для ближнего. Нередко сталкиваешься с жалобами людей: близкие, мол, перестали со мной общаться, звоню – кидают трубку. А начинаешь немного расспрашивать, и выясняется, что перед тобой стоит эдакий ходячий обличитель, который ежедневно настырно лезет к ближним и дальним с «духовными советами» по поводу и без. То обличение, которое не к ссоре, а к пользе – это событие редкое, исключительное в отношениях двух людей, событие обдуманное, взвешенное, совершаемое по сути нехотя, а не в боевом настрое «наставлю-ка я его сейчас на путь истинный!»

Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения.

А самая распространенная причина, по которой мы чаще всего всё же отказываемся обличать ближнего, – это не скромность и взвешенное решение не вмешиваться, а человекоугодническое желание всем нравиться и для всех быть приятными. Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения, но при этом бестактно жалуется на этого ближнего всем встречным и поперечным.

Как-то раз довелось мне среди многих других священников быть приглашенным на престольный праздник в один храм. И вот, встретив среди местных прихожан свою старую знакомую, я услышал от нее жалобу на местного священника:
– Батюшка у нас хороший настоятельствует: к людям внимателен, бескорыстен, попроси – последнюю рубашку отдаст, молитвенник… Но есть у него один недостаток, который смущает всех прихожан: произносит он очень длинные проповеди, прямо как кубинский лидер Фидель Кастро: говорит – не остановишь… Так вот, может, вы ему, отче, намекнете, чтобы чуть покороче говорил?

Я спрашиваю:
– А сами-то пробовали с ним поговорить?
– Нет, что вы… – отвечает, – он же обидеться может.
– Ну так и поговорите с ним так, чтоб не обиделся: мол, все мы знаем вашу любовь к Богу и к нам, недостойным, дорогой отче! Все мы счастливы от того, как вы славно совершаете свое служение в нашем храме, но, как известно, и солнце не без пятен. Поэтому хотим сказать, что, испытывая огромную радость от вашего служения, совсем изредка имеем мы мизерную скорбь от того, что ваше драгоценное время тратите вы на нас, присных своих богомольцев, временами слишком озадачивая наши темные умы вашими продолжительными проповедями…

Мой экспромт понравился опытной прихожанке, и она им вдохновилась. Не знаю, как там дальше было дело, но точно уверен, что если батюшку кротко обличили, то он обязательно примет к сведению и постарается исправиться, уже не беря своих горячо любимых прихожан, как говорят семинаристы, «на измор».

Станем и мы, дорогие братья и сестры, стараться в меру наших сил и способностей кротко и с любовью обличать близких, иногда (иногда!) им «бибикая» и не позволяя впасть в большее искушение. Ибо иначе и здесь можно своим равнодушным молчанием «предать Бога». Давайте, по завету Христа Спасителя, будем учиться с любовью обличать ближних и сами смиренно вкушать горькие, но спасительные пилюли обличения.

Иерей Димитрий Фетисов.

«pravoslavie.ru».

Взаимоотношения между христианами нарушаются, если христиане согрешают друг против друга. Независимо от того, что нарушает взаимоотношения (ложь, распространение слухов, непрощение, зависть, неверное толкование побуждений и т.д.), христианин должен следовать тем основным принципам. которые восстанавливают мир и приносят исцеление. Вот четыре принципа , основанных на Писании, которые помогут вам восстановить нарушенные взаимо отношения, если они имеются.

Ев. от Луки 17:3-6

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Принцип 1: Наблюдайте за собою

В стихах 1 и 2 перед прочитанным нами текстом, Иисус особенно предостерегал учеников не подавать соблазна (т.е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Поэтому Он далее говорит, чтобы мы наблюдали за собою, смотрели за собою, чтобы нам не согрешить против ближнего своего, не подтолкнуть кого-либо к греху своим примером или беспечием. Господь хочет, чтобы каждый из нас, как Давид, мог сказать: я "был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне " (2 Цар. 22:24).

Е сли же вы виновны, даже хотя бы частично в нарушении взаимоотношений со своим ближним, то сначала расскажите Богу о своём поступке и о мотивах, которыми вы руководствовались. Избавьтесь сначала "от бревна в своём глазу" (Мф.7:3-5). Ничего не скрывайте. Конечно, Бог знает всё, что вы сделали и почему это сделали, но открытое исповедание для вас очень важно. Исповедание восстановит наше общение с Богом, Который, "будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). Поэтому, наблюдение за собой и исповедание (если в произошедшем есть хотя бы часть вашей вины) - это первый шаг. Но мы не можем остановиться на этом. Необходимо идти дальше, что для нас, спотыкающихся и часто ошибающихся людей, весьма тяжело.

"Если же согрешит против тебя брат твой" , а ты наблюдал за собою, остерегался, чтобы не согрешить тебе, исследовал свой "глаз" на предмет "бревна" в нём, раскаялся пред Богом даже за "сучок в своём глазу", то...

Принцип 2: Пристыдите обидчика

выговори ему " , - говорит Иисус. В наших взаимоотношениях есть не только риск соблазнить других. Есть также опасность в затаенной злобе, желании "свести счёты", в нежелании брать инициативу примирения с обидчиком. Не ждите, пока другой человек подойдёт к вам. Не говорите: "Это его проблема. Он сам должен подойти ко мне". Не думайте, что если вы помолитесь о проблеме, вам самим не придётся говорить об этом с тем человеком. Не имеет значения, кто прав или не прав, если речь идёт о нарушенных взаимоотношениях, в которые вы вовлечены, - это и ваша проблема. Как раз об этом и говорит здесь Господь Иисус. Долг христианина - не таить злобы на обидчика, а вести себя открыто по отношению к согрешающему брату или сестре, взять на себя инициативу в восстановлении взаимоотношений. Сделайте вы первый шаг. Даже если явно виноват другой, идти нужно вам .

В Мф.16:24 Христос сказал: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя..." . Отвергните свою гордость, которая препятствует вам восстановить нарушенные взаимоотношения. Встаньте и идите! Идите с единственной целью - возобновить мир. Не посылайте кого-то и не пишите писем (конечно, если вас не разделяют тысячи километров). Ведь так вы не сможете увидеть лицо человека и выражение его глаз, а также не сможете пожать ему руку. Встретьтесь с человеком с глазу на глаз .

Признайте свою вину перед ближним, если она была даже частично . Не оправдывайтесь и не старайтесь вызвать к себе жалость. Скажите, что вы сожалеете о случившемся, а также надеетесь, что вреда ему не причинили. И в конце попросите прощения. Обычно это лучше всего сделать как можно проще: "Прости меня, пожалуйста".

Но если нет вашей вины, но у вас возникло чувство, что кто-то поступил несправедливо по отношению к вам, то вы должны немедленно высказать ему свою жалобу. Может случиться, что ваша обида на брата или сестру окажется необоснованной. Может вы думали, что в случившейся с вами несправедливости есть вина того ч еловека, но на деле оказалось совсем не так. Тогда не много потребуется для восстановления взаимоотношений. Хуже всего, если мы будем вынашивать обиду в душе и будем заняты только причиненной нам болью, когда на деле нет для этого повода. Но стоит только эту обиду сформулировать, посмотреть на нее по существу, а иногда даже просто заговорить о ней, как станет ясно, насколько все маловажно и банально.

Если же причинённое вам окажется согрешением, то пристыдите обидчика за грех один на один (Мф. 18:15). Цель - чтобы человек покаялся, а о грехе его знало как можно меньше людей. Ни в коем случае нельзя оглашать грех перед всем миром. Вся беда в том, что мы часто этого не делаем. Мы сплетничаем об этом с другими. Тогда проблема распространяется подобно огню, и ссора усиливается. Давайте запомним этот шаг - "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему " , а не другим о нём. Объясните согрешившему, что вы знаете о его поступке, а также, что вы об этом думаете. Будьте при этом просты, ясны и любящи . Старайтесь при разговоре контролировать свои эмоции. "Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово в озбуждает ярость" , - учил мудрый Соломон (Прит. 15:1).

Прекрасно, если признание проступка принесёт исцеление в ваши отношения. Ап. Иаков пишет: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16) .

В тоже время, нам нужно осознавать, что, возможно, после обсуждения проблемы взаимоотношения ещё более усугубятся. Поэтому очень важно ревностно помолиться прежде , чем вы пойдёте к человеку. Помолитесь, чтобы Бог дал вам прощение обидчика за зло причинённое вам. Прежде, чем идти к брату, удостоверьтесь, что вы уже простили его в своём сердце. Помолитесь, чтобы Бог показал вам, "как вынуть сучок из глаза брата твоего" для исцеления ваших взаимоотношений. Помолитесь, чтобы Бог, знающий побуждения вашего сердца, Духом Святым руководил вами.

Принцип 3: Простите согрешившего

"Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему ; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему ". Если согрешивший признает свой неверный поступок и покается, нужно сказать, что он прощен. Обсудите с братом разногласия и разойдитесь друзьями.

Даже, если он не желает признать, что поступил неправильно, и не просит прощения, вы всё равно должны простить его .

Писание не призывает нас прощать согрешившего человека только после того, как он попросил прощения. Мы должны прощать наших обидчиков, несмотря на их отношение к нам. Мы должны прощать наших обидчиков, смотря на отношение Бога к нам .

"Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф. 4:32) . Бог ожидает от нас, что мы перенесём на других людей то прощение и любовь, которые Он простер на нас во Христе. Это принесёт исцеление от обиды в ваше сердце и вы будете свободны, чтобы поблагодарить Бога за это.

Вы могли бы спросить: " Но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? " . Господь говорит: "Если он снова покается, прости ему". Даже если он неоднократно согрешает, а затем говорит, что кается, его нужно прощать. Иисус призывает нас прощать человека, даже семь раз в день. Но дело не в цифрах. Эти слова не означают, что восьмое прегрешение уже не может быть прощено; напротив, прощать раскаявшегося следует всегда. Вспомните вопрос Петра Христу о лимите прощения и ответ Господа: "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз" (Мф. 18:21,22) . Другими словами, когда прощаешь, не считай сколько раз прощаешь.

Но не значат ли эти слова, что верующий должен позволять кому-то бесконечно оскорблять и унижать себя? Нет, как раз наоборот, эти слова значат, что верующий не должен позволять кому-то оскорблять себя. Потому что он наблюдает за собою, остерегается, чтобы не подавать соблазна, чтобы не дать повода к согрешению брату своему против него. Он открыт, чтобы пристыдить согрешившего с любовью и помочь ему понять его грех и раскаяться в нём пред Богом и ним. Его готовность прощать не только останавливает прогрессию зла (в ответном унижении обидчика, в мести, в сведении счетов с ним), хранит его сердце от обиды и злобы, но и восстанавливает взаимоотношения с бывшим обидчиком. Нам не дано судить, было ли истинным покаяние обидчика. Мы должны верить ему на слово, что он покаялся. Вот почему Иисус говорит: "И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему". В этом - то милосердие, которое проявляет к нам наш Отец. Независимо от того, как часто мы не оправдываем Его ожиданий, мы все же сохраняем уверенность в том, что "если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). Не будем забывать, что Бог - не человек, Он смотрит на сердце согрешившего и хочет увидеть искреннее раскаяние, которое ведёт к возрождению сердца и изменению образа поведения.

Но что делать, если, несмотря на все старания с вашей стороны, примирение всё же не было достигнуто? Тогда человек, которому была причинена несправедливость или какой-то ущерб, должен взять ещё одного или двух свидетелей (Мф. 18:16). Если же обидчик не послушается их и не покается, тогда это дело нужно вынести перед церковью. Отказ прислушаться к решению церкви должен повлечь за собой отлучение (Мф. 18:17). Цель такого наказания не в сведении счетов или унижении обидчика, а в том, чтобы привести его к сознанию греха и исповеданию. Пока эта цель не достигнута, верующие своим отношением должны показывать согрешившему, что они не смиряются с его грехом и не могут иметь с ним общение как с христианином, однако при этом они не должны обращаться с ним грубо. Община должна предупредить его о том, что он будет вновь принят, как только появятся признаки искреннего покаяния.

Принцип 4: Действуйте верой

Выслушав предыдущие слова Иисуса (ст. 3,4), ученики сказали Ему: "умножь в нас веру" . Буквально они сказали: "Дай нам больше веры" . Они чувствовали, что не соответствуют тому высокому стандарту, который установил для них Иисус. Ученики решили, что, лишь обладая великой верой, можно научиться так поступать, так прощать и отстаивать святость взаимоотношений. Но Иисус сказал, что ты не устанешь прощать брата своего даже если обладаешь маленькой верой. Важна не степень веры, а ее истинность. И малая вера может творить чудеса. Если ты обладаешь верой хотя бы с зерно горчичное, то сила простить оказывается в твоём распоряжении. Вспомните слова Христа из Откровения Филадельфийской церкви: "ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Откр. 3:8). Истинная вера высвобождает Божию силу для исполнения слова Христова. Лишь с Богом мы сможем остановить прогрессию зла и восстановить разрушенные грехом отношения.

A какова ваша вера? Как видна её истинность в решении проблем ваших взаимоотношений?

23 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 18, 15-20

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Мф 18, 15-20)

Дорогие братья и сестры.

Все тексты Священного Писания, которые мы слышали, таким или иным образом связаны с взаимоотношениями. Некоторые больше смотрят на жизнь верующего человека, общение верующих. Некоторые, можно сказать, имеют более общее значение. Однако, таким или иным образом, все они связаны с каждым из нас. Потому, что каждый из нас — верующий человек. Каждый из нас, таким или иным образом, живет в общине верующих. Кто-то теснее, кто-то слабее. Но думаю, каждый здесь присутствующий человек считает себя верующим. Таким образом, он находится не только в каком-то безвоздушном пространстве, а именно в Церкви. И не только в церкви, которая построена сколько-то лет тому назад из камней. А в Церкви, которая построена из «живых камней». В приходе, в конкретном приходе здесь у нас.

Тема, о которой эти тексты говорят, очень непростая. Речь идет о том, что и в приходе бывает, что люди поступают неправильно. И в приходе бывает, что люди грешные. Мы все грешные, да. Можно, правда, сказать «мы все не святые, к сожалению». Однако, как раз эти тексты, которые мы слышали, сосредоточены на том, как мы должны поступать. И удивительным образом они не говорят о том, что мы все грешны. А говорят о том, что делать, если есть человек, который поступает так, как он не должен поступать, как не надо. Сами подумайте, какие шаги вы принимаете, если видите, что в приходе кто-то поступает так, как не надо.

Бывают разные подходы к этому вопросу. Бывает, что человек вообще не видит такого. Бывает, что человек видит и говорит: «Что я буду вмешиваться? Пусть сами разбираются». Бывает, что человек начинает обсуждать это со своими близкими друзьями. Если тот человек, который поступает неправильно, не близкий друг. Бывает, что человек сразу прекращает общение с тем человеком. Тут не нужно прилагать особых усилий и напрягать фантазию. Каждый из вас знает, как мы часто поступаем, когда видим, что другой человек поступает по нашему мнению неправильно. И все, что я выше перечислил, все это не согласуется с теми текстами, которые мы слышали из Священного Писания. А Священное Писание очень ясно говорит, что надо было бы делать.

В Евангелие Иисус говорит, что если согрешит против тебя брат твой, — ну или сестра твоя, это тут тоже включено, — пойди и разбирайся между тобою и им одним. Разбираться, естественно, словами, не о единоборстве речь. И только после того, как вопрос окажется неразрешимым, можно пригласить свидетелей, чтобы каждое слово было подтверждено устами двух или трех свидетелей. И даже если их не слушают, тогда уже можно публично что-то сказать. Это сложный путь, это очень «тонкая материя». Однако, каждый из нас, думаю, делает хорошо, если думает, упражняется, может быть, и поступает по слову Евангелия.

Из книги пророка Иезекииля мы слышали, что если мы не будем принимать мер, когда видим, что брат грешит, то человек может умереть в своем грехе, а грех его будет на нас. Потому, что мы молчали. Потому, что мы не говорили. Потому, что мы никакие меры не приняли из-за всяких разных причин: «не мое дело», «что я буду выпендриваться»… Иисус очень ясно говорит, если есть такое - скажи. Любопытно, что Иисус в Евангелии, как и текст Ветхого Завета, не говорит о том, что мы все грешные, никто из нас не лучше другого. Нет такого. Наоборот, очень ясно сказано - иди и скажи, иди и исправляй, иди и подними речь о том, что на самом деле тебе мешает, иди и разберись.

Однако, было бы странно, находить себе такое извинение: «я не самый лучший, я сам грешный человек, поэтому я не буду». Опять мы отступаем от слов Иисуса. Который очень ясно говорит - иди и разберись с братом своим. Речь не идет о твоей чистоте, о твоей «святой душе», о том, что ты тут самый лучший. Это не основание для того, что мы можем идти к другому человеку и говорить: «вот я считаю, что ты поступаешь неправильно». Конечно, нам легче, если мы стараемся соблюдать заповеди. Нам легче, если к нам никто не придет с такими или иными претензиями. Нам легче, если мы можем свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о том, что возможно жить по заповедям, если мы можем свидетельствовать нашей жизнью. Однако, мы все должны быть готовы, что в какой-то прекрасный день и к нам приходят и говорят: «Почему так? Не делай этого, так нельзя».

Я уже в начале говорил, что это очень «тонкая материя», очень сложно. И может пройти немало времени, пока мы упражняемся в таком воистину Евангельском подходе ко взаимоотношениям. Особенно в таких моментах, когда мы обычно отругаем другого и сразу же найдем определенные часто очень обидные слова. Христианский подход очень специфический, очень сложный. Однако, есть один фундамент, есть одно дело, на котором все основано. И об этом пишет апостол Павел в Послании к римлянам. Мы это тоже слышали: «не оставайтесь должными никому ничем». И здесь речь идет не только о материальных вещах, но и о том, о чем мы уже говорили.

Другой человек поступает неправильно и мы обычно говорим: «Как так можно! Какой он плохой!». Не оставайтесь должными никому и ничем, кроме взаимной любви. Взаимная любовь, это не то, что мы сидим здесь, радуемся, что мы все вместе. Бог есть любовь. Взаимная любовь - это очень конкретное. Это любовь во Христе, которая преодолевает все то, что нам мешает быть друг с другом. Все то, что нас отделяет друг от друга. Это любовь Христова, которая должна жить в каждом из нас. Это любовь божественная, которая покрывает многие грехи. Эта любовь должна быть фундаментом всего. Только в этой любви мы можем воистину просить о прощении, если мы что-то сделали не так. Только в этой любви мы можем воистину простить другому человеку. Только в этой любви мы можем намекнуть или сказать другому человеку, если мы считаем, что он что-то делает не так. Но главное, чтобы была эта любовь.

Когда у нас возникает возмущение о чем-то, — или точнее, о ком-то, — бывает, что нам хорошо в этом. Мы видим, как человек неправильно поступает, внутри нас уже кипит, и ощущения странные, но нельзя сказать, что неприятные. Мы же знаем, что он неправильно делает. И мы знаем, как надо было бы, и это все в нас кипит и кипит. И мы уже забываем, что фундаментом наших действий должна быть любовь. У нас на языке уже лежат слова, которые мы говорили бы, если бы человек был перед нами. Мы уже готовы высказаться. И давным-давно уже забыли, что мы должны принимать решения в любви.

Любовь — это то, что мы всегда должны другим. В первую очередь. В любви мы должны принимать решения и высказывать претензии. Согласитесь, если смотреть на такой фундамент, на фундамент любви, то многое из того, что мы обычно говорим, говорить нельзя. А то, что можно было бы сказать, очень трудно найти. Найти слова, которые можно было бы сказать в любви, несмотря на то, что другой человек поступает неправильно, это сложно. Этому надо учиться, в этом надо упражняться.

Приглашаю всех в течение всего года упражняться в любви. Упражняться в том, чтобы все наши действия, все наши замыслы, все наши реакции, — может быть, бурные, — чтобы все они были основаны на любви. Чтобы мы не забывали, что как верующие во Христа, мы призваны основывать все наши действия на фундаменте любви. И тогда мир не станет сразу же лучше, не решатся сразу все проблемы вокруг. Тем более, другой человек не станет сразу же поступать по-другому. Так, как мы хотели бы. Но тогда мы сможем быть спокойны за себя. Что уже немаловажно. Такой подход не будет незаметен для других. Таким образом мы будем свидетельствовать. И, возможно, что другой человек на самом деле задумается: «а как надо было?» Пусть любовь действует в нас всегда.

АУДИО

Комментарий архимандрита Ианнуария Ивлиева к тексту евангелиста Матфея

Мф. 5:43-48

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Мф. 6:9-15

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Мф. 7:1-12

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Мф. 18:15-35

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Как должно обличать согрешающих. — Почему Спаситель посылает оскорбленного к оскорбившему и повелевает обличать ему, а не кому другому. — Цель обличения. — Почему молитва живущих согласно не всегда бывает услышана. — Любовь к ближним должна иметь основанием Христа. — Непостоянство любви, проистекающей из житейских выгод, и твердость любви ради Христа.

1. Так как Спаситель произнес строгое обличение против соблазнителей и поразил их страхом, то чтобы, в виду этого обличения, в свою очередь и соблазняемые не впали в беспечность и, все, почитая не до них касающимся, по ложной надежде, что все им должно служить, не впали в безумную гордость, — смотри, как Он и их воздерживает. Он повелевает их обличать, но обличать только наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Потому и говорит: “Обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” . Что же это значит: “если послушает” ? Если осудит самого себя, если сознается в своем грехе. “То приобрел ты брата твоего” . Не сказал: ты достаточно отмстил ему, но: “приобрел ты брата твоего” , — показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Не сказал: он получил пользу только для себя; но: и ты с своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот, и другой прежде того много теряли, — один терял брата, а другой — собственное спасение. Тому же учил Он и тогда, когда сидел на горе; то оскорбившего Он посылал к оскорбленному, и говорил: если ты, предстоя алтарю, “там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, … пойди прежде примирись с братом твоим” (Мф. 5:23,24); то оскорбленному повелевал простить ближнего: “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Мф. 6:12), — так Он учил говорить в молитве. Здесь же употребляет и другой способ: не оскорбившего посылает Он к оскорбленному, а последнего к первому. Так как оскорбивший, от стыда, неохотно бы пошел просить прощения, то он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство, и не говорит: обвини, или укори, или потребуй на него суда и наказания; но только — обличи. Оскорбивший тебя, от гнева и стыда, находится как бы в усыплении; а ты, здоровый, и должен придти к больному, и для того, чтобы врачевство твое скорее могло быть принято, ты должен производить суд не публично. Слово: “обличи” не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе, и скажи ему о том, что ты от него претерпел. Если это будет сделано как должно, то ты сделаешь два дела: и себя будешь оправдывать, и другого склонять к примирению. Но что, если он не послушает и будет упорствовать? “Возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” (Мф. 18:16). Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими. Если же и тогда он будет упорствовать, то посылает вместе с Церковью: “Скажи ,говорит, — церкви” (ст. 17). Если бы Он искал только пользы оскорбленного, то не повелел бы кающегося прощать до седмижды седмидесяти раз и не указал бы столько врачей для его болезни, но раз он остается упорным после первого обличения, и приказал бы его оставить; напротив, Он повелевает врачевать его однажды, и дважды, и трижды, и то одному, то с двоими, то, наконец, со многими. Когда дело касалось одних внешних, то Он там ничего такого не заповедовал, а говорил: “Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мф. 5:39), а здесь не так. Тому же самому и Павел научает, говоря: “Что мне судить и внешних” (1 Кор. 5:12)? И тот же Павел повелевает и обличать, и обращать братьев, а непокорных отсекать, дабы устыдились. И Спаситель здесь то же делает, когда предписывает такое правило касательно братьев; троих дает оскорбившему учителей и судей, которые бы вразумили его в том, что сделал он во время Своего опьянения. Хотя он и сам говорил и делал все непристойности, но имеет нужду в постороннем вразумлении, как и пьяный. Гнев и грех приводят человека в сильнейшее исступление, нежели всякое пьянство. Кто был мудрее Давида? Но и он, когда согрешил, ничего не чувствовал, похоть овладела всем его рассудком и, подобно дыму, наполнила его душу. Потому-то он и имел нужду в светильнике пророческом и в тех словах, которые бы привели ему на память то, что он сделал. Потому-то и здесь Спаситель приводит к согрешившему таких людей, которые бы рассказали ему о его поступке.

2. А почему повелевает обличать оскорбленному, а не кому-либо другому? Потому что оскорбивший может удобнее перенести обличение от него, как от обиженного, оскорбленного и потерпевшего вред. Не все равно слышать обличение от других, которые вступаются за обиженного, и от самого обиженного, — особенно когда обличителем бывает только он один. В самом деле, если тот, кто имел бы право требовать от него удовлетворения за обиду, появляется перед оскорбившим с заботами о спасении его, — тогда скорее всех может привести его в стыд. Видишь ли, что обличение здесь делается не с тем, чтобы обидеть, но чтобы исправить. С тою же целью и двоих повелевает Спаситель брать для обличения не вдруг, а когда сам обиженный уже не будет иметь успеха; да и тогда не повелевает обличать вдруг многим, но повелевает взять только двоих, или одного; а когда обличаемый презрит и этих, тогда предоставляет его суду Церкви. Таким образом Спаситель великое прилагает попечение о том, чтобы о грехах ближнего не было разглашаемо. Хотя право поведать Церкви Он мог бы предоставить обиженному в самом начале, но чтобы грех не разглашался, Он повелевает делать это уже после одного и двух обличений. А что значит: “устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” ? Это значит, что ты с своей стороны сделал все, и не опустил ничего, что тебе надлежало сделать. “Если же не послушает их, скажи церкви” , то есть, ее представителям; “а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” . Таковой неизлечимо болен. Вспомни, что Он везде мытаря представляет в пример самого тяжкого грешника. И выше сказал Он: “Не то же ли делают и мытари” (Мф. 5:46)? И еще в другом месте: “Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие” (Мф. 21:31), — т. е. люди самые презренные. (Пусть слушают те, которые ищут неправедных ростов, и требуют процентов на проценты!). Почему же Он поставил человека, преслушавшего Церковь, в ряду с мытарями? В намерении утешить обиженного и устрашить того. Но в этом ли только наказание? Нет; но послушай далее: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе” (Мф. 18:18). Он не говорит предстоятелю Церкви: свяжи его; но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), — то узы будут также неразрешимы. Итак, он подвергнется крайнему несчастию; но не тот виноват, кто связывает, а тот, кто не хочет покоряться. Смотри, каким бедам он подвергает упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению! А этим он угрожает не для того, чтобы так и случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на небесах, стал кротче и, зная то, если не в начале, то по крайней мере после многих осуждений, оставил гнев. Так Спаситель установил первый и второй и третий суд, а не вдруг отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и этот, то устрашился бы третьего, если же не уважит и последнего, ужаснулся бы будущего наказания, — определения и суда Божия.

“Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного” (ст. 19). “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (ст. 20). Смотри, как еще Он разрушает вражду, истребляет мелкие расчеты и мирит враждующих, — не возвещением только казни, но и представлением благ, от любви проистекающих. После вышесказанных угроз против вражды, Он возвещает великие награды за согласие. Единодушные преклоняют Отца на то, чего просят, и Христос пребывает среди их. Но что же? Ужели нет нигде и двух, между собою согласно живущих? Есть, конечно, во многих местах, а может быть, и везде. Почему же они не все получают? Потому, что есть много причин других, которые препятствуют получать. Не получают например потому, что часто просят бесполезного. И чему же дивиться, если так бывает с другими, когда то же самое испытал и Павел: “Довольно для тебя, — сказано ему, — благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12:9)? Не получают потому, что недостойны того, чтобы слушали их, не делая с своей стороны того, что от них требуется; а Спаситель ищет таких молящихся, которые бы уподоблялись апостолам, почему и говорит: (два) от вас , т. е. добродетельные и ведущие жизнь ангельскую. Или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено, именно говорится: ? “Любите врагов ваших , благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас … и молитесь за обижающих вас” (Мф. 5:44). Или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить невозможно, хотя бы не только они сами просили, но и даже другой, имеющий дерзновение к Богу, ходатайствовал за них. И Иеремия, молившийся за иудеев, услышал в ответ: “Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу” (Иер. 11:14). Если же все эти требования исполнены, то есть: если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, — то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив.

3. Далее, так как Спаситель сказал: “от Отца Моего” , то, чтобы показать, что и Он сам есть податель, а не один Отец, присовокупил: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:19). Итак, что же? Неужели не случается, чтобы двое или трое собрались во имя Его? Случается, но редко. Христос не просто говорит о собрании, и не его только требует, но главным образом, как я и выше сказал, вместе с тем другой добродетели; а потом уже и этого также непременно требует. Слова Его имеют такой смысл: если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему, и если притом имеет другие добродетели, с тем Я буду находиться вместе. Но мы видим, что многие имеют другие побуждения к любви: один любит потому, что его самого любят; другой потому, что его уважают; иной потому, что ближний в некотором житейском деле был для него полезен; а четвертый почему-нибудь другому. Но трудно найти такого, который бы любил ближнего искренно и как должно — для Христа. Большинство соединены друг с другом только житейскими делами. Павел не так любил: он любил для Христа; потому-то, хотя и не был любим так, как сам любил, однако не ослаблял любви своей, а дал ей укорениться в себе. Не такова нынешняя любовь. Если мы исследуем все причины любви, то найдем, что у большинства они отличаются от указанной. И если бы кто позволил мне в этом многолюдном собрании учинить такое исследование, то я показал бы, что весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду. Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня. Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: “Любовь никогда не перестает” (1 Кор. 13:8). Что ты скажешь мне в защиту свою? Что тебя обидел тот, который был почтен тобою? Или что облагодетельствованный тобою хотел убить тебя? Но если ты любишь для Христа, то и это самое располагает тебя к большей любви. Что у других служит к разрушению любви, здесь то же самое служит к утверждению ее. Почему же? Во-первых, потому, что таковой бывает для тебя виновником наград; во-вторых, потому, что он имеет нужду в большей помощи и заботливости о нем. Вот почему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви — Христа. На Него неуклонно взирая, он пребывает тверд и неизменен. И Христос таким же образом любил врагов, неблагодарных, обидчиков, поносителей, ненавистников, не хотевших и смотреть на Него, предпочитавших Ему даже дерево и камни, — любил их высочайшею любовью, которой нельзя найти подобной. Он говорит: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13). Смотри, как он заботится и о тех, которые распяли Его, и которые столько оказали неистовства над Ним! Так говорил Он об них к Отцу: “Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34)! И впоследствии послал еще к ним учеников. Итак, поревнуем и мы этой любви, и будем взирать на нее, чтобы, сделавшись подражателями Христу, удостоиться и здешних, и будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.