Дискуссии о состоянии языка. Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов

Вариант №7. ОБЗ ФИПИ

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Известный учёный-психолог Л. С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

1) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

3) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

4) Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

5) По мнению Л.С. Выготского, задача психологии - научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

И хотя

Даже если

Затем чтобы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1)

Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2)

То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

3)

Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4)

Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники .

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

укрепИт

загнУтый

заселенА

понялА

крАны

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт
к началу отопительного сезона.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые катера

скоро выздоровеет

трое братьев

все директора гимназий

у новых туфлей

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А ) неправильное употребление имени числительного

Б) ошибка в построении

сложноподчинённого предложения предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

Готовясь к устному выступлению, оратор прочёл много дополнительной литературы.

Трое спортсменок выступили очень удачно.

Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.

Чичиков приехал к Манилову и совершает свою первую сделку по покупке крестьян.

Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям

Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнят описание Бородинского сражения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..говор, пр..долгий

от..гнуть, з..месить

по..стегнул, о..бил

пр..звонкий, пр..жать

от..езд, из..являть

Ответ: ___________________________.

10. И .

рол..вой

фасол..вый

преодол..вая

дешёв..нький

отзывч..вость

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

(токарь) точ..т

неприемл..мые (условия)

(рука) сгиба..тся

омыва..мые

несгора..мый

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник - видеть его, музыка - это жизнь, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.

В ТО(ЖЕ) время М.В. Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.

Притяжение между парой электронов может возникать, (НЕ)СМОТРЯ на то что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.

Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно
и ТО(ЖЕ) понятие.

Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н Н.

На ногах у водолаза дли(1)ые ласты, сдела(2)ые из обыкнове(3)ой резины, а к спине прикрепле(4)ы баллоны с воздухом.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

16 . Расставьте знаки препинания:

Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы - это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля - разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот - сто тысяч слов, каждое из которых - не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них - прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому - своё.

(19)То же - в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее -Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) - российский прозаик и публицист.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2) Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3) Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4) Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5) Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона

Ответ: ___________________________.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1)

В предложениях 1-2 представлено описание.

2)

В предложениях 4-5 представлено рассуждение.

3)

В предложениях 12-13 представлено повествование.

4)

Предложение 16 объясняет содержание предложений 14-15.

5)

Предложения 21-22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые
в предложениях 19-20.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 1 - 2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23. реди предложений 17 - 25 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

24. «О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп - (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём - (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство - (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1)

цитирование

2)

восклицательные предложения

3)

лек-си-че-ский по-втор

4)

противопоставление

5)

анафора

6)

развёрнутая ме-та-фо-ра

7)

пар-цел-ля-ция

8)

разговорные слова

9)

контекстные синонимы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

загнутый

удачным

туфель

37165

разгореться

отъездизъявлять

отзывчивость

точит

нетерпеливого

несмотряпоэтому

245?

245?

дискуссииспоры

6493

(по новым критериям) (1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана... Что может быть причиной неприятия человека обществом? Можно ли изменить отношение к себе со стороны других людей? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Н.С.Лесков...


(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит... Что такое душа человека? Какие сокровища она хранит? Точно ответить на эти вопросы невозможно, ведь у каждого человека неповторимая душа, наполненная как удивительными достоинствами, так и неприятными недостатками. Именно проблему духовности, неоднозначности человеческой души и поднимает в своём тексте М.Пришвин...

(по новым критериям)
(1)С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки... Как проявляется любовь человека к природе? Почему люди по-разному воспринимают окружающий мир? Именно над проблем ой отношения человека к природе заставляет задуматься в своём те ксте Л. Леонов.

(по новым критериям) (1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы... Что такое настоящая любовь к родине? С чем связано ощущение родины у русского человека? Именно проблему ощущения родины поднимает в своём тексте В.Конецкий.

(по новым критериям) (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки... В чём смысл человеческой жизни? Для чего дан человеку огромный запас энергии?Именно над проблемой смысла жизни человека заставляет задуматься в своём тексте Б.Васильев...

7. (по новым критериям)
(1)Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… (2)Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. (З)Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. Что значит быть ответственным человеком? Именно проблему ответственного отношения к жизни затрагивает в своём тексте А.П.Чехов.

Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. … Что значит быть добрым человеком? Именно проблему гуманного, сострадательного отношения к людям затрагивает в своём тексте И.А.Бунин.




Едем в Болдино. С нами архитектор‑реставратор Петр Дмитриевич Барановский, и мы по старой Смоленской дороге ехали в его родные места. ....Именно проблему сохранения памятников затрагивает в своём тексте В.А. Чивилихин.

Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Почему дети видят окружающий мир иначе? Чем отличается восприятие мира взрослым человеком от ребёнка? Именно над этими вопросами предлагает задуматься в своём тексте Д.А.Гранин.

11. (по новым критериям)
Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт..." Бывает ли у людей врождённый поэтический слух? Почему не все любят стихи? Именно проблему восприятия литературы затрагивает в своём тексте Е.А.Евтушенко...

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? Честь и достоинство... Что они значат в наше время? Готовы ли современные молодые люди их защищать? Именно этими проблемными вопросами сохранения чести и достоинства задаётся Д.Шеваров в своём тексте...


(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк.

1. Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев ...

2. «Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека...

Какую роль играет истинное искусство в жизни человека? Какое влияние способна оказать музыка на человека? Именно проблему воздействия музыки на душу человека поднимает в своём тексте В.П.Астафьев...

(1)Однажды летом наша семья отдыхала в Эстонии, на берегу озера Пюхяярве. (2)Я видел много прекрасных озер. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-3алес­ского.

1. Природа… насколько она удивительна и неповторима. Но не все способны чувствовать её магическую силу. И в тексте С. Львов поднимает сложную проблему взаимоотношений человека и природы...

2 . Нужна ли природа человеку? Такую философскую проблему взаимоотношений человека с природой С.Львов поднимает в своём тексте...

(1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Какой ценностью обладает человеческая культура в сознании людей? Именно эту проблему признания ценностей культурного наследия человечества Д.Лихачёв поднимает в своём тексте...


(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. Почти в каждом уголке нашей планеты живут люди. Они чем-то похожи друг на друга, чем-то различаются. Но насколько правильно можно понять человека при знакомстве и в процессе общения с ним? Именно проблему предвзятого отношения к личности затронул в своём тексте С. Сивоконь... В чём проявляется самоотверженная преданность С.Я.Маршака своему делу? Именно проблему преданности творчеству затрагивает С.Сивоконь в своём тексте...

(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сказал: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он считал себя достойным примером для своей дочери. Было ли так на самом деле? Но во все времена взаимоотношения поколений являлись болезненным вопросом, на который каждый искал свой ответ. Так и в тексте А.Ивановой затрагивается актуальная проблема непонимания младшего поколения старшим, проблема отцов и детей...


(1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. И.Новиков затрагивает в своём тексте проблему восприятия жизни как источника радости...

Сочинение с дополненным комментарием (с учётом новых требований)

Что делает человека счастливым? Именно проблему восприятия жизни как источника радости затрагивает в своём тексте И.Новиков...


(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Русский язык - это национальный язык русского народа. Для любого человека, живущего на необъятных просторах нашей родины, язык - это гордость великого народа, это он "всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо". Именно проблеме экологии русского языка и посвящён текст Т.Жаровой ...

Что такое истинная красота? Как красота внешняя связана с внутренней одухотворённостью человека? Над этими вопросами заставляет задуматься в своём тексте В.А.Сухомлинский, раскрывая проблему восприятия красоты...
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. Ч асто ли мы проявляем мужество? Требуется ли оно в обычной жизни? Именно проблему проявления мужества затрагивает в своём тексте Ф.А.Вигдорова...

(1)Однажды я ехал в электричке . (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. Что такое счастье? Как его можно достичь? Именно над проблемой понимания счастья предлагает задуматься в своём тексте С.Л.Соловейчик.



Книги... Как много неповторимых,захватывающих дух историй хранят они на своих страницах! Книга - целый мир, в котором она рада каждому гостю. Порой небольшой, невзрачный томик переворачивает сознание читателя и меняет его мировоззрение. Именно над проблемой роли книги в жизни человека задумывается в своём тексте Е. А.Евтушенко.


Как искусство влияет на человека и его повседневную жизнь? Именно проблему роли искусства в жизни человека затрагивает в своём тексте Е.М.Богат.

Сочинение в формате ЕГЭ

Цели урока:

  • Образовательная цель: Отработка навыков написания экзаменационного сочинения согласно требованиям.
  • Вспомогательная цель: воспитывать внимательность, наблюдательность, умение работать на результат, умение мобилизоваться.

Оборудование: доска, распечатка с аргументами по теме, презентация по теме.

Тип урока: традиционный.

Приемы: Разъяснительный, проблемный.

Используемая литература:

Учебное пособие: «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Русский язык. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении ФИПИ.- Просвещение. – 2016.

I.Ход урока.

Запись на доске:

Сочинение в формате ЕГЭ.

Проверка д/з (5 мин.)

II. Опрос. (3 мин.)

Какова структура сочинения в формате ЕГЭ?

Какие требования предъявляются к комментарию, аргументам, объему сочинения и композиции в целом?

III. Работа с текстом.

1. Какие проблемы поднимает автор текста?(2 мин.)

  • А) Проблему состояния русского языка. (Умирает ли наш язык?)
  • Б) Проблему охраны окружающей среды. (Как заботятся о состоянии водных ресурсов ученики школ?)
  • В) Проблему влияния перемен, происходящих в обществе, на судьбу русского языка. (Как перемены, происходящие в современном мире, влияют на язык, на его судьбу?)
  • Г) Проблему охраны русского языка. (Нужно ли охранять родной язык?)

2. С какой целью автор упоминает фамилии известных классиков в самом начале текста?(2 мин.)

  • А) Чтобы сравнить их творчество с современными писателями и поэтами.
  • Б) Чтобы придать конкретной проблеме широкий обобщающий смысл.
  • В) Убедить читателя в необходимости читать русскую классику.
  • Г) Их размышления о судьбе родного языка – свидетельство тревоги за судьбы народа и его культурного наследия.

3. Какие высказывания автора по проблеме №1 заслуживают особого внимания? Почему?(2 мин.)

4. Какими фактами, событиями автор иллюстрирует данную проблему? (Автор говорит о спорах между могучими «витиями» прошлых веков, касающихся судьбы русского языка. Он отмечает их вклад в русскую литературу, называя размышления о судьбе родного языка «высокими уроками человеческой мысли»). (2 мин.)

5. В каких словах вы видите отражение авторской позиции? (Нет «упадка» и «деградации» языка. Деградация происходит в умах людей. Судьба языка зависит от нашего отношения к языку, от нашей совести).(2 мин.)

6. Приведите (устно) примеры, которые доказывают мысль о том, что от человека, его бережного отношения к слову, к языку зависит состояние последнего. (Работа с распечаткой и презентацией).(17-20 мин)

IV. Домашнее задание. (1 мин.)

Написать сочинение.

Аргументы для доказательства позиции:

1. И.С.Тургенев как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка становится актуальным, и призывал бережно относиться к языку в стихотворении «Русский язык». Родной язык – это духовная опора человека. Писатель признавался, что родной язык является для него не только средством общения, но и «надежной опорой» всей его жизни. Он призывал любить, беречь родное слово и правильно им пользоваться. Следуя совету великого классика, можно попытаться решить проблему сохранения и развития русского языка.

2. В книге К.И.Чуковского «Живой как жизнь» изложен взгляд писателя на состояние родного языка. Книга состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о языковых явлениях, засоряющих речь, свидетельствующих о состоянии отечественной культуры. «Вульгаризмы», «канцеляризмы», «иноплеменные слова», «умслопогасы», «жаргонизмы» искажают живую, сильную, «искрящуюся» разговорную речь, которая, в свою очередь, является индикатором роста или упадка культуры. Писатель убедительно доказывает, что проблемы языка порождаются невежеством самих людей. В последней главе, которая называется «Наперекор стихиям», К.Чуковский высказывает мысль о том, что в современном мире есть возможности и условия для изучения родного языка. Никто не имеет права быть неграмотным. Все неправильные слова и речевые обороты должны искореняться, а культура масс должна расти.

3. В рассказе А.Г.Кнышева «В эфире ньюзости» читатель видит последствия чрезмерного употребления в речи заимствованной лексики. В тексте в большом количестве используются иностранные слова, которые ежедневно употребляются в официально-деловой, разговорной речи. Они живут в языке, изменяя свою форму согласно грамматическим правилам русского языка, но от этого становятся еще более непонятными. Так, День независимости называется днем «индепендности», школьные каникулы – «скульные» каникулы, Лев Толстой – Лев Фэт и так далее. Рассказ А.Кнышева – гротеск на современную русскую речь. Для тех, кто не понимает этот тарабарский язык, в конце произведения приводится словарик, который предлагается дописывать самостоятельно.Хуже всего то, что среди нас уже немало тех, кто не видит ничего особенного в этом рассказе и вполне обходится без «словарика».

4. Что не складно, то и не ладно.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не говори того, что не знаешь.

5. «Нравственность человека видна в его отношении к слову». (Л.Н.Толстой)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский)

« …Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше существование в мире». (В.Г.Распутин)

« Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Г. Паустовский)

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И.С. Тургенев)

«Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи». (Н.С. Лесков)

ТЕКСТ

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского.

(2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей.

(5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу.

(8)Так было.

(9)Видимо, так и будет.

(10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан?

(11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит.

(12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно.

(13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые.

(15)Укорам да упрёкам не внемлют.

(16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их.

(18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка.

(20)Тут дело в совести и, главное, в таланте.

(21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка.

(22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились.

(23)Вот и всё объяснение.MM/p>

(24)Для меня лично оно основательно.

(25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы.

(27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Приложение

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

В 1991 году в Москве состоялась конференция «Русский язык и совре­менность. Проблемы и перспективы развития русистики» (см. Русская речь. 1992. № 1). В процессе подготовки этой конференции членом-коррес­пондентом РАН, директором Института русского языка РАН Ю. Н. Карауловым была организована почтовая дискуссия «О состоянии русского языка». Публикуя материалы этой дискуссии (в этом и последующих номерах), мы рассчитываем на то, что наши читатели в высказываниях видных уче­ных-русистов получат ответы на многие интересующие их вопросы.

Ю. Н. Караулов, член-корреспондент ран

I .

В наше перестроечно-смутное время, когда состояние экономики страны, состояние окружающей человека среды, состояние его души да и физиологическое его состояние оцениваются как деградирующие, как пришедшие к упадку, как требующие решительного вмешательства с целью приведения их соответственно - к регулируемому рынку, к эколо­гически чистому виду, нравственному возрождению и физическому оздоровлению; в это безжалостное к человеку, но все-таки прекрасное (пото­му что мы с вами в нем живем) время часто слышатся сетования по поводу плохого состояния («упадка», «оскудения», «обеднения» и даже «вырождения») русского языка.

Итак, вопрос первый: считаете ли Вы, что нынешнее «состояние рус­ского языка» внушает такую же тревогу, как и перечисленные вначале другие «состояния», и так же требует решительного вмешательства?

II .

Свойственно ли Вам употреблять такое сочетание?

Не кажется ли Вам, что уже само это сочетание, подразумевая организмическую метафору (ср. «состояние больного»), с неизбежностью вы­зывает эпитеты отрицательной оценки: плохое, тяжелое, внушающее бес­покойство, слабое, некудышное и т. п.? [ 48 ]

Как известно, есть три наиболее распространенных, тотальных, я бы сказал, метафоры языка - естественно-биологическая, социально-игровая и социально-инструментальная.

1) Если развернуть первую из них, то язык предстанет в виде «дре­ва», невидимые «корни» которого уходят в дописьменную пору истории народа и на уровне этимологии смыкаются с «корнями» родственных язы­ков. «Ствол» символизирует поддающуюся реконструкции по письменным памятникам эволюцию языка, где макроизменения в его структуре отло­жились в виде древесных колец, формы и характера коры или узора на ней и т. п. Ветви же и крона отражают современные формы и способы бытования языка (устная диалектная речь, разговорный литературный язык, язык художественной литературы, научно-технический язык, поли­тический язык...), и сомасштабные человеку микроизменения в нем могут выражаться в колебании ветвей, шелесте и движении листьев, их окраске и т. п. Древесная метафора языка при некоторой ее неуклюжести и ста­ромодности хороша тем, что навевает мысли о цикличности существования языка, о цикличности его состояний, когда пора цветения и роста череду­ется с порой зрелости, а потом увядания и замирания жизни...

Какую же пору переживает наш язык сейчас и переживал в неда­леком прошлом, каким представляется Вам его завтра?

2) Соссюровская «шахматная» метафора языка акцентирует внимание на правилах игры, свойствах «фигур», искусстве участников и ограничен­ности (8X8) «поля». Если опереться на нее, то вопросы о «состоянии» рус­ского языка должны выглядеть так: что случилось с языком сегодня:

Мы потеряли много фигур и пешек, и игра не может быть полно­ценной?

Мы забыли правила и разучились «делать нужные ходы»?

Поле «игры» вдруг сузилось и теперь невозможно использовать все фигуры, либо наоборот, как предлагал когда-то М. Ботвинник, поле расширили до размеров 15X15, что вызвало растерянность партнеров?

Или...? и т. д.

3) Наконец, социально-инструментальный взгляд на язык совсем как будто превращает его в орудие, - орудие, изобретенное человеком, цели­ком ему подвластное, поддающееся разного рода манипулированию с ним, - особенно, если такой взгляд опирается на модную теперь «компьютерную метафору языка». Условия ее появления внутри науки о языке были подготовлены книгами Н. Хомского, а суть метафоры сводится к следую­щему: язык представляется состоящим из двух рядов разнородных яв­лений - элементов или единиц (слов, фонем, слогов, морфем, дифферен­циальных признаков, предложений, элементарных смыслов...) и систем продукции, то есть правил получения единиц одного уровня из еди­ниц другого, правил их комбинирования и сополагания и т. п. Вспомним также идею Л. В. Щербы о принципиальной противопоставленности в языке словаря (единиц) и грамматики (правил). Аналогичным образом элементы (символы) и правила (алгоритмы и программы) составляют два ряда феноменов в компьютерной технология, в процессах оперирова­ния данными на ЭВМ, в результате которых тоже проявляются некоторые «тексты».

Теперь, если с нашими вопросами о состоянии русского языка обра­титься к его компьютерной метафоре, то недовольство этим состоянием, его негативные оценки могут быть вызваны:

Простым сокращением числа элементов (единиц)?

Ухудшением качества и ограничением количества наиболее часто используемых из них?

Упрощением и недоброкачественностью систем продукции, то есть правил («испортилась» грамматика? не используются ее потенции, целые грамматические зоны, наборы правил не находят применения, а преоб­ладающими оказываются правила, подходящие не для всех сфер или не для всех элементов?);

IV .

Но оставим в стороне метафоры. Мы - языковеды - и без них способ­ны договориться о том, что мы вкладываем в понятие «язык» и в поня­тие «состояние». Когда мы говорим «русский язык», то имеем в виду:

Либо всю совокупность текстов на нем, все написанные книги, статьи и т. п., все произносимые речи, отдельные звуки, слова, реплики, в том числе только что купленную газету и базу данных по русской раз­говорной речи в Машинном фонде русского языка...;

Либо сделанные специалистами научные описания строя русского языка, его словарного состава, особенностей его функционирования в раз­ных стилистических условиях и т. п., иными словами, очень сжатое, эко­номное представление его потенций в словарях, грамматиках и учебниках;

Либо, наконец, не то и не другое, а нечто неуловимое, существую­щее однако в голове каждого носителя в виде способности, умения строить и понимать предложения и тексты на русском языке, причем такие, ко­торые никогда ранее не были этим носителем произведены или услы­шаны.

Итак, в науке есть только три способа репрезентации языка: язык - как совокупность текстов, язык - как структура (в конечном сче­те тоже сводимая к совокупности, но уже единиц и правил) и язык как способность. Чем мы не удовлетворены, говоря о состоянии русского языка - текстами на нем, структурой и ее описаниями или компетенцией носителей, их умением на основе знания языкового строя производить тексты? [ 50 ]

V .

Тем не менее, несмотря на наше недовольство, русский язык живет повседневно вместе с народом и успешно функционирует сегодня, как и много столетий подряд, обслуживая мысль и чувство отдельного че­ловека, то есть внутри личности, и интересы всего общества. Правда, этот «внутренний» язык, внутренняя речь «для себя» не всегда согласу­ется, не всегда совпадает с речью внешней, речью «для других», и такой затяжной в нашей жизни конфликт «думания про одно», а «говорения про другое» не пошел на пользу ни личности, ни языку. Ведь для одних гласность сегодня - это только языковая проблема, это всего лишь воз­можность привести в соответствие внешнюю речь своей внутренней речи при сохранении неизменными идейных, этических, эстетических позиций и целей, своего видения мира и своего места в нем. Тогда как для других гласность означает полное разрушение, ломку сложившейся и устояв­шейся картины мира, смену жизненных установок, ценностей и мотивов, то есть заставляет выходить далеко за рамки собственно языка, хотя восприниматься это все может тоже как «состояние русского языка».

Так, может быть, наша обеспокоенность, наша неудовлетворенность «состоянием русского языка» вызвана вовсе не тем, как мы говорим (то есть состоянием в обществе культуры речи в узком смысле термина), а тем, что мы говорим, то есть состоянием Культуры (с большой буквы)?

[email protected] в категроии , вопрос открыт 01.05.2018 в 18:33

Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка
(и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)
Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2)
Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3)
Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4)
Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5)
Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)
В предложениях 1–2 представлено описание.

2)
В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3)
В предложениях 12–13 представлено повествование.

4)
Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5)
Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые
в предложениях 19–20.

Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.