Сократ был автором известной фразы. Афоризмы

Сокра́т - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Представители греческой ветви патристики проводили параллели между Сократом и Христом.

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший имущество отца. Родившись 6-го фаргелиона в нечистый день афинского календаря, Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом здравия афинского государства без содержания, и в архаическое время мог быть принесен в жертву по приговору народного собрания, чтобы решить возникшие общественные проблемы. В молодости учился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая, умел читать и писать, однако, никаких сочинений после себя не оставил. Был женат вторым браком на женщине по имени Ксантиппа и имел от неё нескольких сыновей, младшему из которых на момент смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости как афинский ополченец-гоплит. Вёл образ жизни афинского парасита и нищего мудреца и никогда не покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и всегда ходивший в старой одежде и босиком. Был высмеян как софист и платный учитель красноречия в комедии Аристофана «Облака» , на представлении которой встал, предлагая собравшимся сравнить себя с актёром.

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам, родным, друзьям, Отечеству, согражданам» .

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе. Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада, в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

Сократа можно считать родоначальником европейской философии. Он первым заговорил о необходимости изменения человека как такового и его образа жизни. До него философы рассуждали о природе мира, строили разные «научные» умозаключения, а он сделал поворот на 180 градусов и наиболее важным утвердил то, что происходит внутри человека.

Несколько интересных фактов о жизни Сократа:

— Примерная дата рождения 469 год до н.э., дата смерти 399 год до н.э.

— Был дважды женат. Первая жена Ксантиппа о злобности которой ходили легенды и на которой Сократ оттачивал своё непоколебимое терпение. Вторая — Мирта. Всего имел трех детей (сыновей).

— Первым начал преподавать искусство риторики. Причём платы с учеников не требовал.

— Сократ был учителем Платона, не менее известного и выдающегося древнегреческого философа. Но образы жизни у них были различны. Сократа интересовала прежде всего практическая сторона философии, нравственность образа жизни и поведения, а Платона — теоретические модели.

— Как и Христос он не делал никаких записей своих речей и поучений. И вообще не много читал. Все известные его цитаты и высказывания были позже записаны учениками, — в основном Ксенофонтом Афинским и Платоном.

— Имел чрезвычайно высокоразвитую интуицию с которой соизмерял все свои поступки. Если чисто рационально дело казалось 100% верным, но интуиция ему противилась — Сократ от него отказывался. И такое случалось регулярно.

— Питался исключительно простой, дешевой пищей (опять же, подобно христианским монахам), причём редко и в малых количествах, от секса старался воздерживаться, ходил босиком и регулярно занимался физическими упражнениями. Что в итоге сделало его здоровье необычайно крепким, а дух стойким. Это было часть его программы «философской жизни».

— Одно время занимался торговым «бизнесом», покупая и перепродавая товары.

— Был настолько сильным оратором, что в итоге Тираны ему даже запретили преподавать свое искусство.

— Пифия прорицательница произнесла известную цитату, что «Сократ выше всех в своей мудрости».

— Взбучки Сократ получал не только дома от Ксантиппы, но и от побежденных в словесных диспутах. Также тренировки ради ходил в злачные места где его оскорбляли женщины легкого поведения.

— Не любил путешествовать (возможно это было частью его практики философского образа жизни).

— Щедрые подарки друзей Сократ с благодарностью отклонял, считая более высоким благом независимость.

— Из видимых жизненных благ более всего ценил друзей.

— Не стеснялся учится чему то новому. Так в старости изучал искусство игры на лире.

— Когда он уже собирался пить ядовитую цикуту (в качестве смертного приговора вынесенного судом), друг Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы в нем умереть. «Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?» - сказал Сократ.

Известные цитаты и высказывания Сократа

Без добрых взаимных чувств общение между людьми не имеет пользы.

Самообразование занятие трудное, но нет ничего более важного в жизни чем разумное воспитание самого себя и своих близких.

В ясном различении полезного и вредного - корень мудрости.

/Эта цитата параллельна высказыванию признающему знание величайшим достоянием человека./

Слово добродетельного человека прочно и дорогого стоит. В его случаи громкие обещания и клятвы совершенно излишни.

Каждый порядочный человек должен руководствоваться в своих поступках простым критерием - справедливо ли то, что я собираюсь сделать, и принесет ли это благо людям.

Когда человек внимательно и бережно относится к своему здоровью, то не найти врача, который определит лучше него, что полезно для его здоровья.

Мудрость - величайшее благо, глупость - страшнейшее несчастье.

Если хочешь жениться - женись. С хорошей женой будешь счастлив, с плохой - научишься философствовать.

Чтобы я понял каков ты человек - заговори!

Как нельзя вылечить глаза, позабыв о голове, так невозможно вылечить и тело, не позаботившись о душе.

Возможно ли, быть здоровым телом и духом оставаясь при этом рабом наслаждений?

/Что губит наше здоровье как не страстная привязанность к чревоугодию и сексу?!/

Коль хочешь мир ты изменить,
Себя сперва переработай.

Чем жить в позоре и бесчестье
Погибель лучше избери.

Девичья любовь куда опасней мужской вражды. Яд тем хуже, чем он приятней.

В богатствах, наслаждениях и роскоши люди видят источники счастья. Но мне кажется, что отсутствие желаний - вот подлинное счастье, вот где божественная услада. Поэтому человек, которому для жизни нужно меньше всего благ - бывает наиболее счастливым.

Огонь распаляется ветром, а страсть — близостью.

Сделанное второпях редко бывает сделано качественно.

Самым богатым я считаю того, кому нужно меньше других.

Добрый друг дороже любых сокровищ.

/В этой цитате Сократ говорит, что друзья могут заменить деньги, а деньги друзей - нет./

Чем меньше нужно человеку,
К богам тем ближе он.

/Цитата вольная. Высказывался он, разумеется, не в поэтической форме./

Люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить.

Приятнее всего кушать тогда, когда проголодался.

Для меня несносная супруга это тоже самое, что для наездников дикие жеребцы. Одолев их, они запросто справляются с другими. Вот и я в общении с Ксантиппой обучаюсь искусству взаимодействия с другими людьми.

Здоровье это ещё не всё - но без него, всё ничто.

Будь доволен тем, что есть. Но и к лучшему стремись.

Реализация наших самых страстных желаний часто приводит к самым большим неприятностям.

/В современных религиях множество цитат с подобным смыслом. Даже есть народная мудрость — «Бойся своих желаний»./

Обман не только отвратителен сам по себе, но он также пагубно влияет и на душу человека.

Испытывать на себе зло, лучше, чем делать его самому.

Чтобы стать многознающим будь любознателен.

Как много есть в мире разных вещей,
Легко без которых можно прожить!

/Афоризм призывающий нас к умеренности, в противовес потребительской культуре. Видно ещё 2.5 тысячи лет назад она вполне себе процветала./

Богатство и известность не делают человека лучше. А иногда даже наоборот.

— Твои любимые сограждане осудили тебя на смерть.
— Ну а природа осудила на смерть их самих.

Забавно, что пропавшего раба мы искать не ленимся, а поиск добродетель пускаем на произвол судьбы.

Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, - настолько они не в цене.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается и с мелочи.

/Напоминает высказывание из о том, что длительный путь начинается с одного небольшого шага. /

Когда ему сообщили, что кто-то высказывается о нем дурно. «Это потому, что его не научили говорить хорошо».

Когда Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры в плаще, он сказал Антисфену: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие».

Когда кто-то сообщил ему, что Антисфен родился от фракиянки, Сократ ответил: «А ты думал, что такой благородный человек мог родиться только от полноправных граждан?

/Цитата указывающая, что Сократ был толерантным человеком (во времена процветающего рабства). И уж достоверно известна его преданность демократическим ценностям./

Математику изучать следует лишь в такой мере, чтобы уметь пользоваться ей в быту и торговле.

Однажды Сократ позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед. «Не бойся, - сказал он, - если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».

Post Views: 175

Изречения Сократа

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.

Во время осады все горевали о своей участи, а я жил, так же ни в чем не нуждаясь, как в дни наивысшего благоденствия нашего отечества.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если бы теперь, когда меня Бог поставил в строй, обязав, как я полагаю, жить, занимаясь философией и испытуя самого себя и людей, я бы вдруг испугался смерти или еще чего-нибудь и покинул строй, это был бы ужасный проступок. И за этот проступок меня в самом деле можно было бы по справедливости привлечь к суду и обвинить в том, что я не признаю богов, так как не слушаюсь прорицаний, боюсь смерти и воображаю себя мудрецом, не будучи мудрым. Ведь бояться смерти, афиняне, – это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ; между тем ее боятся, словно знают наверное, что она – величайшее из зол.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Избегнуть смерти нетрудно, афиняне. А вот что гораздо труднее – это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти.

Как мне кажется, Антифонт, ты представляешь себе мою жизнь настолько печальной, что предпочел бы, я уверен, скорее умереть, чем жить, как я… А по моему мнению, не иметь никаких потребностей есть свойство божества, а иметь потребности минимальные – это быть близким к божеству.

Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может.

Кто из нас совершил дела более полезные и славные на вечные времена, тот и победитель.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Началось у меня это с детства. Возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я, бывало, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.

Но вот уже время идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Странно было бы, мне кажется, если бы человек, ставши пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом; но еще страннее, что человек, ставши правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства.

У меня нет учеников, а только друзья, мы учимся вместе.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Что боги предоставили людям познать и делать, тому должно учиться, а что людям неизвестно, о том – стараться узнать волю богов.

Что есть Бог, я не знаю. Я знаю, чем Он не является.

Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать… Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение Богу… послушаетесь вы Анита или нет, отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.

Я всю жизнь жил в Афинах, и эти законы меня защищали – они определяли, как мне жить, трудиться, растить детей. И я не выступал против них (законов). Я не уехал из этого города, хотя имел такую возможность. И теперь, когда один из этих законов применили против меня, я не стану бежать, потому что тогда рухнет все здание законов, – я этого не хочу.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. И я остаюсь при своем наказании, и они при своем. Так оно, пожалуй, и должно было быть, и мне думается, что это правильно.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Разговор Сократа У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:«Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» -

Из книги Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств) автора Ксенофонт

ПЛАТОН АПОЛОГИЯ СОКРАТА После обвинительных речейКак подействовали мои обвинители на вас, о мужи-афиняне, я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл так убедительно они говорили. Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы» К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».Сторонись похвалы, стыдись же укора.Меч губит многих, но злой язык

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

автора Коплстон Фредерик

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги О знаменитых иноземных полководцах автора Непот. Корнелий

Приложение Плутарх изречения царей и полководцев (фрагменты) Фемистокл 1. Фемистокл подростком увлекался женщинами и пьянством, но после того как Мильтиад разбил варваров при Марафоне, застать его за такими беспутствами стало невозможно. Когда люди удивились такой

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.6.5. За что убили Сократа? Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых

Из книги О, Солон! автора Остерман Лев Абрамович

Глава 13 КАЗНЬ СОКРАТА Критическая оппозиция демократииВесной 399 года, по приговору Афинского суда, Сократ выпил бокал смертельного яда цикуты. Чтобы понять круговращение темных сил, побудивших афинян казнить семидесятилетнего философа, необходимо дополнить наш беглый

автора Стадничук Борис

«Мыслильня» Сократа Школа Сократа, если верить Аристофану, находится непосредственно в его доме. Во всяком случае Сократа можно застать здесь в любое время суток. Здесь же ночуют и все его ученики, причем страдают от клопов и блох, но ни за что не сходят в баню

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Глава 4 Уход Сократа Двадцать лет спустя Через двадцать лет, стоя перед афинским судом, постаревший Сократ словно переживал дежавю. Обвинение, выдвинутое против него, было похоже на конспект комедии Аристофана. Только теперь ему пришлось подняться с места не для того,

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Несколько уроков Сократа Но, конечно, гладкими человеческие отношения бывают только на бумаге. Конфликты в таком деле, как командование десятитысячной армией, неизбежны. Особенно если речь заходит о снабжении. Понятно, что ни одно племя, ни один народ, через территорию

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Глава 7 После Сократа Человек идеи Ксенофонт и Платон «хранили в памяти» разных Сократов и, соответственно, разную мудрость. Ксенофонт – в основном житейскую, человеческую, обращенную к миру и людям. А Платон – философскую. Ксенофонт взял с собой «сократову

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –

автора Шредер Эрик

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Сократ, стиснув зубы и собрав волю в кулак, стерпел издевательства и обидный пинок. Когда мудреца спросили о сдержанности, то услышали оригинальный ответ: « Разве подают на ишака в суд, когда тот ненароком задевает прохожих своим тяжелым копытом?»

Молодежи полезно смотреться в зеркало: красавцам, чтоб видеть прелесть своей души, а уродцам, чтобы безобразие скрасить воспитанием и добротой сердца.

Истинное счастье ничего не имеет общего с экстазом, наслаждением, богатством и роскошью. Блаженство богов – вот к чему необходимо всей душой стремиться или хотя бы приблизиться к идеалу, хоть на йоту.

Глупые живут, чтоб набивать живот, кушая и напиваясь, умные едят и пьют, чтобы осмыслено жить.

Великой прибылью для себя и человечества считается изучение и заимствование древних манускриптов, фолиантов и раритетов, которые переполнены мудрыми мыслями и здравым смыслом. – Сократ

Если человек дорожит здоровьем, оберегает и лелеет его, эскулап ему не требуется. Ибо он лучше всякого врачевателя знает, что вредит и что полезно для здоровья.

Я поступаю в соответствии со своим индивидуальным пониманием философии, принципов, нравственности, идеологии, при этом становлюсь частью мировоззренческих познаний.

Продолжение красивых цитат Сократа читайте на страницах:

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь.

Ничего сверх меры.

Голод – лучшая приправа к пище.

Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.

Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Существует лишь одно добро – знание. Существует лишь одно зло – невежество.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излищество.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Красота - это королева, которая правит очень не долго.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Смерть – это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём – её ещё нет, когда мы умерли – её уже нет.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Мудрость – царица неба и земли.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Лучшая приправа к пище – голод.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это – яд, тем более опасный, что он приятен.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

То, что я понял, – прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, – тоже прекрасно.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и что бы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.

Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться ее нелогично.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.

Женишься или не женишься – все равно раскаешься.

Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.

Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Хороший советник лучше любого богатства.

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

Точное логическое определение понятий – условие истинного знания.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

Сократ, (примерно 469–399 гг. до н. э.), древнегреческий философ, который не оставил после себя ни одной письменной

Не очень то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

Хороший советник лучше любого богатства.

У солнца один недостаток: оно не может видеть само себя.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Если будешь любознательным, то будешь многознающим.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Лучшая приправа к пище – голод.

Брак, если уж говорить правду, – зло, но зло необходимое.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Кто хочет делать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.

Без никакое общение между не имеет ценности.

Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.

Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все?».

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который лучше, чем он сам, знал бы то, что полезно для его здоровья.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.

Лучше мужественно , чем жить в позоре.

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Нельзя лечить тело, не излечив душу.

Наделила нас двумя , двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Хорошее начало - не мелочь, хотя и начинается с мелочи.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Что за странная вещь наслаждение! Как удивительно срослось оно со своей кажущейся противоположностью - болью! Вместе они не желают приходить к человеку, но если человек преследует и настигает что-нибудь одно из них, то почти неизбежно приходит к нему и другое; можно подумать, что это два тела об одной голове.

Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько имеет друзей, настолько они не в цене.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Я знаю, что я ничего не знаю.