Восточный титул 3. Восточный титул знати

ВОСТОЧНИЕ ТИТУЛЫ (Дворянские титулы). Шах (перс. شاه‎ - титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, Делийском султанате и государстве Великих Моголов (в форме «падишах»). Шахиншах (др.-перс. xšāyaθiya xšāyaθiyānām, перс. شاهنشاه‎ - царь царей) - древний персидский (мидийского происхождения, заимствованный Ахеменидами), позже иранский монархический титул. Титул впервые был принят правителями Ирана из династии Сасанидов, однако восходит он к титулу эпохи Ахеменидов «xšāyaθiya xšāyaθiyānām», поэтому первым шаханшахом в Иране называют ахеменидского царя Кира II Великого. Титул использовался с перерывами на протяжении 2500 лет. Последним шаханшахом Ирана был Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году во время исламской революции. Сын Мохаммеда Резы Реза Кир Пехлеви считается иранскими монархистами законным шаханшахом. В русскоязычной литературе титул шахиншах обычно переводится как «царь царей», когда речь идёт о древней Персии, и не переводится, когда речь идёт о современном Иране. Аналогичный греческий титул Basileos Basileon принял византийский император Ираклий после победы над Сасанидами. Титул шаха существовал в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока. Последние шахи в XX веке были свергнуты в Афганистане в 1973 и в Иране в 1979 году. Впервые (в форме «шаханшах») стал употребляться в государстве Сасанидов. Восходит к титулу Ахеменидов «xšāyaθiya xšāyaθiyānām» - «царь царей» (подобные титулы известны и из более ранних времён; первым известным «царём царей» (šar šarrāni) был ассирийский царь Тукульти-Нинурта I, правил ок. 1244-1207 до н. э.). Хан – это суверенный (от суверен, независимый правитель) и военный титул, для обозначения правителя в алтайских языках. Первоначально титул происходил из турецкого языка, означая племенных вождей Монголов и Турков. У этого титула теперь есть много эквивалентных значений, таких как командующий, лидер, или правитель. Теперь Ханы существуют главным образом в Южной Азии, Средней Азии и Иране. Женская альтернатива титулу - Хатун, Хатан и Ханум. Хан управляет ханством (иногда записывался, как ханат). Хан возглавляет правящую династию, и является правителем в монархическом государстве, Хан также иногда воспринимается в европейском понимании, как король или принц, но это неправильно. Первоначально ханы только возглавляли относительно незначительные племенные владения, в обширной евразийской степи, где племена в основном вели кочевой образ жизни. Некоторым ханам удалось основать небольшие княжества, поскольку их вооруженные силы могли и, неоднократно, доказывали, что представляют серьезную угрозу таким империям как Китай, Рим и Византия. Одним из самых ранних известных примеров таких княжеств в Европе была Дунайская Болгария, управляемая ханом или каном, по крайней мере, с 7-ого до 9-ого столетия нашей эры. Нужно отметить, что использование правителями этого государства титула "хан" не засвидетельствовано непосредственно в надписях и текстах, единственное подобное название - Канасубиди, было найдено исключительно в надписях трех последовательных болгарских правителей, а именно, Крума, Омуртага и Маламира. Титул Хан стал использоваться, когда племенной вождь монгол, Темуйджин доказал себя, как военного гения, создавая империю Монголов, самую большую империю на земле когда-либо существовавшую. Он носил титул хагана "Хан Ханов" (как персидский Shahanshah в значении Король Королей). После смерти последнего монгольского императора, в империи начался процесс постепенного распада, и его преемники, первоначально сохраняли титул "хан". Хан также было названием правителей различных отколовшихся государств, позже воссоединенных в Иран, например 1747 – 1808 гг. Ханство Ардабил (на северо-западном востоке Ирана и к западу от юго-западной части Каспийского моря), 1747 – 1813 гг. Ханство Хой (северо-западный Иран, к северу от Озера Урмия), 1747 – 1829 гг. Ханство Маку (в северо-западном Иране, к северо-западу от Хой, и в 60 милях к югу от Еревана, Армения), 1747 – 1790 гг. Ханство Сараб (северо-западный восток Ирана), 1747 - 1800 гг. Ханство Тебриза (столица иранского Азербайджану). Были различные маленькие ханства на Кавказе и около него. В современной Армении было ханство Ереван. Разнообразные ханства существовали в Азербайджане, включая Баку (современная столица государства), Гянджа, Джавад, Куба, Сальян, Шакки и Ширван, Талиш (1747-1814 гг.); Нахичевань и Карабах. Титул Хан Ханов был среди многочисленных титулов, используемых Султанами Османской империи, а также правителями Золотой Орды и ее государствами - потомками. Титул Хан также использовался в турецких династиях Сельджуков на Ближнем Востоке, чтобы обозначить главу множества племен, кланов или наций. Падишах, (Padshah, Padeshah, Badishah или Badshah) является очень престижным титулом, который составлен из персидских слов Pati "владелец" и знаменитый титул Shah "Король", который был принят несколькими Исламскими монархиями, будучи самым высоким титулом правителя, примерно эквивалентного христианскому Императору или Древнему понятию Великого Короля. Правители следующих главных мусульманских империй, носили титул Падишаха: Шаханшах Ирана (Король Королей Персии), также признанный некоторыми Мусульманами-шиитами как законный Калиф (требование универсального правления Ариев, поскольку их Зороастрийские предшественники и Сасаниды часто выражали свое государство как "Иран"). Великий Султан Османской империи, также носил титул Калифа (самый высокий религиозный титул, означающий преемника Пророка Мохаммеда), был признан большинством Мусульман-суннитов; его персидский главный соперник был шиитом)). По большей части индийского субконтинента, Султан Мунгаль в Дели в качестве главы обширной Империя Монгаль. Этот титул также использовался мусульманскими правителями по меньшим частям этого субконтинента. В Афганистане Ахмед Шах Дуранни основал Империю Дуранни в 1747 году, приняв титул Падишаха. После свержения Садозаи в 1823 году, было кратковременное восстановление титула Шахом Шоджа в 1839 году. Титулом никто не пользовался после его убийства в 1842 году, до 1926 года, когда Хан Амануллах возродил титул Падишаха с 1937 года, но в 1973 году афганская монархия использовала титул Эмира или Малика. Последний Баша бей Туниса, Мухаммад (VIII) Аль-амин (управлял с 15 мая 1943 года), принял верховный титул падшаха 20 марта 1956 года, и носил его до 25 июля 1957 года. Главный престиж этого титула в Исламском мире, и даже вне его, ясно очевиден из деловых отношений Османской империи с (преобладающе христианскими) европейскими государствами. Поскольку европейцы и русские постепенно изгнали турок из Балкан, Средней Азии, и Кавказа, они даже настаивали на использовании титула "Падишах" для себя в турецких версиях соглашений с Высокой Оттоманской Портой, как подтверждение того, что их христианские императоры были во всех дипломатических и протокольных традициях равны турецкому правителю. Составной титул Падшах-и-Гхази (Padshah-i-Ghazi) или "Победный Император" использовался только двумя индивидуальными правителями: H.M. Шах Ахмад, носил титул Падишах-и-Гхази, Дур-и-Дурран Падшах Хорасана (современный Афганистан) (Padshah-i-Ghazi, Dur-i-Durran ("жемчуг жемчуга)) 1747 – 1772 гг. H.H. Рустам-и-Дауран Аристу-и-Заман, Асаф Ян IV, Музаффар уль-Мамалюк, Низам уль-Малк, Низам уд-Даула, Наваб Мир Фаркхунда Властитель Али Хан, Сипах Салар, Фаз Янг, Айн ваффадар Фидви-и-Сенлина, Иктидар-и-Кишварситан Мухаммад Акбар Шах Падшах-и-Гхази, Низам Хайдарабада 1829 – 1857 гг. МАЛИК - мелик (араб. владеющий, правитель, король, царь, монарх), до возникновения ислама властитель в араб. гос вах Гассанидов и Лахмидов, глава конфедерации племен в Центр. Аравии и некоторых племен Юго Вост. Аравии, представитель родовой знати племени. Ильхан - титул высших правителей у тюркских и монгольских народов. Впервые встречается в источниках как титул Бумына, основателя Тюркского каганата (552 год). Наиболее известные носители - монгольские правители государства Хулагуидов на Среднем Востоке (XIII-XIV вв.). Титул образован из тюркских слов эль/иль («народ») + хан и буквально означает «правитель народов». Более точное значение зависит от понимания термина эль/иль, который по-разному трактуется различными исследователями. Визи́рь (также вазир, везер, везир, визир; араб. وزير‎‎ - «министр») - титул первых (главных) министров и высших сановников во многих восточных государствах, глава всей администрации, как военной, так и гражданской. Слово «визирь» происходит от пехлевийского - vih’r (арбитр/тот кто решает). По традиции термин «визирь» применяется для обозначения аналогичных должностей, для которых в некоторых восточных странах имелись (или имеются до сих пор) собственные оригинальные названия, например, «чати» в Древнем Египте. В Хазарском каганате звание везира (вазир) носил командующий хорезмийской наемной гвардией Ал-ларисия. В Османской империи великий, или верховный, Везир (везир-и азам, садр-азам) возглавлял правительство (Порту) и государственный совет (Диван); обнародовал указы султана (ферманы), издавал от имени султана указы (ираде), подписывал мирные договоры; с ликвидацией султаната в Турции (1922) эта должность упразднена. Атабек, или атабей (композитум из двух тюркских слов «ата» - отец и «бей», или «бек» - вождь) - наследственный титул у сельджуков, который означал, что лицо, носившее его, являлось губернатором страны или провинции, подотчётным монарху - и часто - выполняющим обязанности регента при малолетнем наследнике, или наследниках покойного государя. Порой атабеки женились на вдовствующих матерях доверенных их попечению сыновей господина. Бывало атабеки становились независимыми правителями, складывались даже целые династии атабеков. Как пример такого самовластного атабека можно взять Имад-эд-Дина Занги. Бейлербей (беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) - наместник в государстве Сефевидов и в Османской империи, подчинявшийся только монарху (шаху и султану соответственно), соединявший в своих руках гражданскую и военную власть. Возглавлял административно-территориальную единицу (бейлербейство или беглярбегство). Избирался из ханов. Этот титул и структура управления существовали и позже, при династиях Афшаров, Зендов и Каджаров, а также в Османской Турции и в Золотой Орде. На территории Закавказья при Сефевидах существовало 4 бейлербейства - Тебризское (Азербайджанское), Чухур-Саадское (Эриванское), Карабахское и Ширванское. На территории Османской империи существовало 2 бейлербейства (эялета) - Румелия (европейское) и Анатолия (азиатское). Мурза - аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское и Крымское ханство. После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало. Мурза - это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников - различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. Если говорить о Казанском ханстве, то можно сказать следующее, что князья в Казанском ханстве составляли 4 группы - эмиры, бики, мурзы и инородческие владетельные князья. Эмиры, число которых ограничивалось немногими лицами - по одному члену знатнейших родов, занимали наследственные должности карачи. Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул "мурза" или "мирза" - слово, составленное из персидских "эмир" (князь) и "задэ" (сын), т.е. сын князя. Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу Мухаммедом, например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские (Раст с сыновьями, Кебек и др.), ногайские (Зенкет), касимовские (мурза Hyp-Али Городецкий), крымские (мурза Бегадур, кн. Челбак и др.) и т.д. Такой титул мурза был полностью изжит в скором времени, потому что его предназначение не отвечало ничему в данном обществе. Бек, бег, бик, бай, бий, би, бей (тюрк. бәй, bəy) - дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения. Синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин. Титул бек изначально, при родо-племенных отношениях в среде древних тюрков, был главой рода и возглавлял родовое ополчение в составе общеплеменного войска, во главе которого стоял хан. Впервые титул упоминается в XIV веке, когда хан Золотой Орды Узбек-хан присвоил титул «бег» монгольским феодалам - нойонам, принявшим мусульманство. Позже приобрёл и иные значение (см. ниже), а также распространился среди других народов. Титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока. У тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века и Новое время титул землевладельца. В Турции, со второй половины XIX века и в Азербайджане, уважительная форма обращения. В Тунисе в 1705-1957 наследственный правитель. В Дагестане бек по рангу выше, чем чанка: последние - дети от неравного брака, когда отец - хан или бек (князь), а мать узденька (дворянка), или отец - уздень (дворянин), а мать бийке (княжна). Часто титул «бек» добавляли к имени, как пример; Албури-бек, Асельдер-бек. В некоторых районах Ирана титул правителей племён. В армянских меликствах Карабаха беками звались младшие сыновья меликов (князей). В Башкортостане баями становились башкиры-вотчинники, владевшие крупным поголовьем скота, землёй или капиталом. Некоторые баи имели наследственные титулы (бий, князь, мурза, тархан, хан). Баи обладали преимущественными правами в землевладении и землепользовании и использовали труд беднейших слоёв населения. Баи возглавляли племена, роды и родовые подразделения, организовывали курултаи, йыйыны и др. Беклярбек - управляющий областью, внутренним улусом. Одна из двух главных административных должностей в Золотой Орде. Беклярбеком были Ногай при хане Менгу-Тимуре и Мамай при хане Бердибеке. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. Вали - должность в администрации исламских стран, соответствующая должности наместника провинции или другой административной единицы, на которое делится страна. Должность известна с VII века, с самого начала складывания исламского государственного аппарата. Вали были наместниками халифов во вновь завоёванных землях и ими непосредственно назначались. Впоследствии, по мере ослабления центральной власти, вали получили значительную автономию и некоторые из них стали родоначальниками независимых мусульманских династий. В Позднее Средневековье и Новое время вали назывались наместники (губернаторы) провинций Оттоманской империи, а сами провинции получили название вилайетов. В Египте Мухаммед Али и его наследники, до того как принять титул хедив, использовали в 1805 - 1866 годах титул вали. В настоящее время термин вали как название должности управляющего провинцией используется в ряде исламских стран, в том числе в Афганистане, Алжире, Марокко, Омане, Тунисе, Турции и Туркменистане. Инал (їnal/inäl) - древнетюркский титул с двумя основными толкованиями термина: «. 1. Сын женщины из ханского рода и простолюдина; лицо, имеющее знатное происхождения; высокородный; 2. титул, должность. II. …имя собственное» О термине инал интересные сообщения раннесредневековых авторов привел С. М. Ахинжанов: «у Махмуда Кашгарского имеются сведения для начала XI в. о существовании среди кипчаков некоего хана по имени Инал Уз. Инал является одним из тюркских титулов и означает наследник престола». Ал-Хорезми (Х в.) сообщал следующее: Йинал-тегин - это наследник джаббуйи, и у каждого предводителя тюрок - царя или дехкана - есть йинал, то есть наследник. Иналы занимали одну из высших ступеней в социально-политической иерархии огузо-туркменского общества X-XI вв. Термин активно употреблялся и в XIII веке, в Отраре наместником был Иналчик («Кадыр-хана»). Иналами (кит. а-жэ) были правители енисейских кыргызов, что и подтверждается соответствующим свидетельством Рашид-ад-дина: «Титул их государя, хотя бы он имел другое имя, - инал». Л. Будагов привёл сведения о том, что у киргизов «дикокаменных» (то есть кыргызов Тянь-Шаня и Памира) данный термин «обозначает царь, хан». Ещё в XVII веке Абул-Гази сообщал, что «Киргизы своего правителя называют Иналь; это слово у них тоже, что у Монголов (каан) и Таджиков падшах». Сеид, Саййид (араб. سيّد‎‎ - вождь, господин, глава) - почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда (у шиитов - Али) через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана - шерифы. В исламских странах Саиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличительной особенностью Саида была зеленая чалма. Саиды пользуются особым почитанием. Саидами называли в мусульманском мире потомков пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и четвертого халифа и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Саиды составляли обособленную группу в социальной иерархии мусульманского общества. В сознании мусульман Саиды часто отожествлялись со святыми (аулие). Сеиды считались главными представителями религиозных идей ислама. Имена Сеидов зачастую начинаются с "Мир". Например: Мир Сеид Али, Мир Мусаввир, Ми́р-Али́ Кашка́й, Мир-Хосейн Мусави. От первой жены, то есть Фатимы, родились Хасан и Хусейн. Но они - не близнецы. Имам Хасан родился: 15 рамазана в 3-ем году по хиджре в Медине. Имам Хусейн родился: 3 шабана в 4-ом году по хиджре в Медине. Кадиаскер, Казаскер (тур. Kazasker - «войсковой судья») - должность верховного судьи по военным и религиозным делам, введённая в Османской империи в середине XIV столетия. С учреждением в XV веке должности шейх-уль-ислам в ве́дение казаскера переходили только военные тяжбы. Казаскер был членом Государственного дивана (Диван-и Хумаюн), где разбирал приходившие на рассмотрение судебные дела и жалобы; решение казаскера было окончательным. За исполнение своих обязанностей казаскеры держали земельные пожалования (поместья-арпалыки) и получали денежное содержание. В 1481 году в империи были учреждено две должности казаскера. Решениям румелийского казаскера подчинялись европейские владения султана, анатолийского - азиатская и африканская части государства. Пост казаскера Анатолии занимал в своё время Бакы, придворный поэт Сулеймана Великолепного. После проведённых султаном Махмудом II в 1820-1830-х годах военно-административных реформ должность казаскера лишилась былого значения, однако как один из высших османских титулов просуществовал до 1922 года, когда Турция была объявлена республикой. Каймака́м (тур. kaymakam, крымскотат. qaymaqam, осман. قائم مقام‎ от араб. قائم مقام‎‎ «местоблюститель, наместник, заместитель») - в Турции, на Северном Кипре и в Ливане, а ранее в Османской империи глава администрации уезда (тур. ilçe, осман. kaza‎) - административно-территориальной единицы второго уровня. Паша́ (сокращ. персидск. «падишах»; тур. paşa, осман. پاشا‎ - paşa, от перс. پادشاه‎, восходяшего к др.-перс. pāti-xšāya- - правитель) - высокий титул в политической системе Османской империи. Восходит к титулу пеха, применявшемуся к наместникам провинций ещё в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии. Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и (делегированием) хедив Египта могли жаловать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже - беи. Существовали паши трёх степеней - бейлербей-паша, мирмиран-паша и мирлива-паша, что отмечалось числом конских хвостов (бунчуг), павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник. Санджак-бей, Санджак-бек (тур. Sancak Beyi) - правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи. Санджак соответствует округу, а правитель санджака одновременно являлся начальником его вооруженных сил. Слово «санджак» буквально означало «знамя». Этим словом определялось воинское формирование, которое выставлял данный санджак. Соответственно правитель санджака считался и командиром этого военного отряда. Санджак-бей обладал теми же правами, что и бейлер-бей, но был подчинён бейлер-бею. Его права распространялись только в пределах своего округа. В обязанности санджак-бея также входили погоня за бандитами, преследование еретиков, обеспечение оружия и продовольствия для армии и флота. Бей, бий - тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək - вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана. Как обычно в тюркских языках, этот титул имеет прямую параллель в терминах, определяющих семейные отношения - муж, супруг, глава семьи. Первоначально глава самостоятельного родового, родо-племенного и даже политического (государственного) территориального подразделения. В поздних тюркских языках существовало понятие «беглербеги», означавшее административную должность. В крупных тюркских политических объединениях - каганатах, султанатах и т. п. - бег (бей) занимал определенную иерархическую позицию среди титулованных администраторов. В Османской империи нисходящая последовательность была такова (хотя и не во все времена) - паша, бей, ага, эфенди. Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии, Валахии, Тунис, острова Самос и т.д. В современной Турции и Азербайджане, а также среди крымских татар слово «бей» приобрело смысл вежливого обращения к уважаемому лицу (аналог европейских обращений господин, мистер, месье, синьор, пан и т. д.). У кумыков, карачаевцев, балкарцев: бий - это князь; уллу-бий - старший князь. У степняков кочевников Центральной Азии в частности у казахов, киргизов, каракалпаков а также у алтайцев и ногайцев слово бий в прошлом являлось дополнением к имени, например Толе бий, Айтеке бий, Казыбек бий, Кокым-бий Карашорин, Сасык-бий и так далее. Такое дополнение к имени присуждалось лишь судьям: например, судьям, руководствующимся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений). У башкир слово "бий" означал лицо, по сути являвшееся главой племени, например, Муйтен-бий, Майкы-бий. Наиб (араб. نائب‎‎ - заместитель, уполномоченный, наместник) - в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда - начальник местной полиции, старшина сельской общины. Слово «наиб» (араб. نائب‎‎) в переводе с арабского означает «заместитель». Слово произошло от «наба» (араб. ناب‎‎ - «занимать чье-либо место», «замещать кого-либо»). Паломничество в Мекку (хадж) является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. Иногда случается так, что мусульманин имеет средства совершить хадж но по каким-либо причинам не может сделать это (например из-за плохого состояния здоровья). Ислам разрешает человеку, который не в состоянии сам совершить хадж уполномочить совершить его другого человека (наиба). Наиб должен взять деньги только на покрытие своих ежедневных, жизненно необходимых расходов. Целью наиба должно быть совершение всех обрядов хаджа вместо пославшего его человека и он ни в коем случае не должен ехать в Мекку с целью торговли и других дел. Расходы наиба несёт тот человек, который отправил в хадж наиба вместо себя.

Аристократия Японии

АРИСТОКРАТИЯ придворная (кугэ) — один из самых загадочных социальных слоев феодальной Японии. О нем известно значительно меньше, чем о военно-феодальном дворянстве — букэ.

В ее истории можно выделить три периода. Первый период (VI-ХII вв.), когда с возникновением императорского двора возникла придворная аристократия. Ее золотой век пришелся на период Хэйан (IХ-ХII вв.), когда блеск, величие и влияние этой элиты тогдашней Японии сыграли значительную роль в формировании японского общества и национальной культуры.

Система придворных рангов была введена в Японии в 603 г. принцем Сётоку. В дальнейшем она несколько раз пересматривалась. В VIII в. кодексом «Тайхорё» был установлен долгое время остававшийся неизменным порядок получения рангов, действовавший до Реставрации Мэйдзи. Ранги получали все придворные — и мужчины, и женщины.

Один император не имел ранга. Для членов императорской фамилии существовала особая система, определявшая их положение в семье. Для них имелись 4 градации, принадлежность к которым зависела от степени родства с императорским родом. Сначала все сыновья и братья императора получали титул синно (ближайший родственник монарха) и один из высших рангов.

Постоянное расширение императорской семьи было существенной материальной проблемой для императорской казны, поэтому начиная с IX в. многим сыновьям и внукам императоров стали давать фамилии и отдельные владения.

Для придворных существовало восемь рангов с добавлением начального ранга и со множеством подразделений на ступени и степени, в сочетаниях дававших 30 градаций. За небольшим исключением, все обладатели первых трех рангов («ки» — «благородные») и многие обладатели четвертых и пятых рангов составляли придворную элиту.

При японском дворе присвоение ранга обычно предшествовало занятию официальной придворной должности. Первые пять рангов даровались непосредственно императором, ранги с шестого по восьмой распределялись императорским правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в полном распоряжении правительства. Каждый год пятого или шестого января имена получивших ранги оглашались в присутствии императора на церемонии пожалования придворных рангов. Восьмого января раз в два года проводилась церемония пожалования рангов женщинам.

За редким исключением, обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе: регентов при малолетних императорах, канцлеров, главного министра правительства, левого министра и правого министра. Иногда в эту же группу включались средний министр и советники разного достоинства. Эта группа составляла верхушку придворной аристократии.

Обладатели четвертых и пятых рангов служили чиновниками при министрах, начальниками и старшими офицерами охраны императора, руководителями различных отделов. Более мелкие должности заполнялись обладателями оставшихся низких рангов.

Второй период (ХII-ХIХ вв.) — время господства самурайского сословия, когда императорский двор жил в Киото изолированно и обособленно, застыв в своем потускневшем, номинальном величии. К нему относились семья императора, небольшое число знатных аристократических домов — Фудзивара, Сугавара, Тайра, Минамото, Киёвара, Абэ, Урабэ и др., которые имели право служить при императорском дворе, а также офицеры охраны императора.

Процесс обеспечения многочисленных родственников императора всеми мыслимыми и немыслимыми благами заметно осложнился после того, как император утратил власть и попал в материальную зависимость от сёгунов.

Поскольку число принцев постоянно возрастало, в начале XVII в. был издан декрет о том, что представители только трех семей будут иметь право носить титул синно и при чрезвычайных обстоятельствах наследовать престол: Фусими, Кацура и Арисугава. В XVIII в. к ним была добавлена семья Каннин. Они составили четыре главные ветви императорской фамилии, члены этих семей считались принцами крови. Поскольку и их число быстро возрастало, некоторых из них обязывали становиться бонзами. Было 13 буддийских храмов, где настоятелями являлись принцы крови, они лишались придворных рангов и снимались с придворного довольствия.

Браки между знатными придворными и членами императорской фамилии привели к тому, что в конечном счете почти все семьи придворной аристократии находились в прямом или косвенном родстве с императорами.

Иногда ранги присваивались и наиболее знатным самураям.

Государственными делами двор обременен не был. Занятия придворных были чисто традиционными — интриги с целью получения более высокого ранга и приближения к императору, церемониал и этикет, поэзия, науки и искусства, тем более что в кодексе для придворной аристократии «Кугэ сёхатто» было четко зафиксировано: «Повышаются в чинах вне очереди лица, выказавшие ученость, способности по службе и таланты в стихосложении».

Император продолжал выполнять религиозный ритуал поклонения главному божеству синтоистского пантеона — богине солнца Аматэрасу, а также обряды и церемонии, имевшие многовековую традицию, например, связанные с посадкой риса и уборкой урожая.

Так или иначе, но функции хранителя и носителя традиционной культуры императорский двор выполнял исправно.

Киото оставался центром традиционной культуры, даже не будучи резиденцией правителей.

Третий период (ХIХ-ХХ вв.), от Реставрации Мэйдзи до принятия в 1946 г. Конституции Японии, когда система придворных рангов стала постепенно упрощаться. С 1869-го по 1887 г. число придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 г. отменялись все феодальные титулы и звания и учреждались три сословия: аристократия (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простонародье (хэймин).

В 1884 г. правительство ввело пять аристократических титулов по европейскому образцу: князь, маркиз, граф, виконт и барон. Новые титулы были дарованы кугэ, даймё и некоторым самураям. После 1889 г. члены императорской фамилии перестали получать ранги, а в 1946 г. решением кабинета министров присуждение придворных рангов было отменено.

Китайская аристократия

У китайской аристократии есть одна очень важная особенность - ни происхождение, ни личное богатство не давало никаких прав и привелегий. Другими словами, будь ты хоть первым богачем в городе, . В средневековом Китае аристократия фактически была привязана к бюрократии и имела довольно значимую зависимость от нее. Влияние аристократии на политику во многом зависело от того, какой ранг и должность занимали представители того или иного аристократического клана.
Кроме того, аристократия в Китае фактически не была оформившимся сословием, не существовало у нее и юридического оформления своих прав и обязанностей.
Принимать такое положение аристократы могли только потому, что тесная связь и подчинение государству гарантировало сохранение основы аристокркатии - родовитости.
И здесь на первый план выходит так называемый «институт тени». «Дать тень» в средневековом Китае означало «возможность в соответствии со значимостью ранга оказывать протекцию и защиту своим сыновьям, а также внукам и правнукам»

Интересна система рангов, которая применялась в отношении родственников имератора женского пола. Тетки императора «да чжан гунчжу», сестры «чжан гунчжу» и его дочери «гун-чжу» имели ранг первого разряда. Жены и матери чиновников зависели от рангов своих мужчин - мужей и сыновей. Именовались они «го фужэнь».

Принадлежность к аристократическому классу проявлялась и в одежде. Носили халаты, подпоясанные широким поясом с длинными, свисающими до пола рукавами. Выходной халат украшали вышивками дракона.
Халаты у каждого сословия были свои. Халат, принадлежавший аристократической особе отличался количеством и качеством ткани, цветом и присутствием на них вышивки и других украшений.

Хан - это суверенный (от суверен, независимый правитель) и военный титул, для обозначения правителя в алтайских языках. Первоначально титул происходил из турецкого языка, означая племенных вождей Монголов и Турков. У этого титула теперь есть много эквивалентных значений, таких как командующий, лидер, или правитель. Теперь Ханы существуют главным образом в Южной Азии, Средней Азии и Иране. Женская альтернатива титулу - Хатун, Хатан и Ханум.

Хан управляет ханством (иногда записывался, как ханат). Хан возглавляет правящую династию, и является правителем в монархическом государстве, Хан также иногда воспринимается в европейском понимании, как король или принц, но это неправильно. Первоначально ханы только возглавляли относительно незначительные племенные владения, в обширной евразийской степи, где племена в основном вели кочевой образ жизни.

Некоторым ханам удалось основать небольшие княжества, поскольку их вооруженные силы могли и, неоднократно, доказывали, что представляют серьезную угрозу таким империям как Китай, Рим и Византия.

Одним из самых ранних известных примеров таких княжеств в Европе была Дунайская Болгария, управляемая ханом или каном, по крайней мере, с 7-ого до 9-ого столетия нашей эры. Нужно отметить, что использование правителями этого государства титула "хан" не засвидетельствовано непосредственно в надписях и текстах, единственное подобное название - Канасубиди, было найдено исключительно в надписях трех последовательных болгарских правителей, а именно, Крума, Омуртага и Маламира.

Титул Хан стал использоваться, когда племенной вождь монгол, Темуйджин доказал себя, как военного гения, создавая империю Монголов, самую большую империю на земле когда-либо существовавшую. Он носил титул хагана "Хан Ханов" (как персидский Shahanshah в значении Король Королей). После смерти последнего монгольского императора, в империи начался процесс постепенного распада, и его преемники, первоначально сохраняли титул "хан".

Хан также было названием правителей различных отколовшихся государств, позже воссоединенных в Иран, например 1747 - 1808 гг. Ханство Ардабил (на северо-западном востоке Ирана и к западу от юго-западной части Каспийского моря), 1747 - 1813 гг. Ханство Хой (северо-западный Иран, к северу от Озера Урмия), 1747 - 1829 гг. Ханство Маку (в северо-западном Иране, к северо-западу от Хой, и в 60 милях к югу от Еревана, Армения), 1747 - 1790 гг. Ханство Сараб (северо-западный восток Ирана), 1747 - 1800 гг. Ханство Тебриза (столица иранского Азербайджану).

Были различные маленькие ханства на Кавказе и около него. В современной Армении было ханство Ереван. Разнообразные ханства существовали в Азербайджане, включая Баку (современная столица государства), Гянджа, Джавад, Куба, Сальян, Шакки и Ширван, Талиш (1747-1814 гг.); Нахичевань и Карабах.

Титул Хан Ханов был среди многочисленных титулов, используемых Султанами Османской империи, а также правителями Золотой Орды и ее государствами - потомками. Титул Хан также использовался в турецких династиях Сельджуков на Ближнем Востоке, чтобы обозначить главу множества племен, кланов или наций.

Падишах

Падишах, (Padshah, Padeshah, Badishah или Badshah) является очень престижным титулом, который составлен из персидских слов Pati "владелец" и знаменитый титул Shah "Король", который был принят несколькими Исламскими монархиями, будучи самым высоким титулом правителя, примерно эквивалентного христианскому Императору или Древнему понятию Великого Короля.

Правители следующих главных мусульманских империй, носили титул Падишаха:

* Шаханшах Ирана (Король Королей Персии), также признанный некоторыми Мусульманами-шиитами как законный Калиф (требование универсального правления Ариев, поскольку их Зороастрийские предшественники и Сасаниды часто выражали свое государство как "Иран" .
* Великий Султан Османской империи, также носил титул Калифа (самый высокий религиозный титул, означающий преемника Пророка Мохаммеда), был признан большинством Мусульман-суннитов; его персидский главный соперник был шиитом)).
* По большей части индийского субконтинента, Султан Мунгаль в Дели в качестве главы обширной Империя Монгаль. Этот титул также использовался мусульманскими правителями по меньшим частям этого субконтинента.
* В Афганистане Ахмед Шах Дуранни основал Империю Дуранни в 1747 году, приняв титул Падишаха. После свержения Садозаи в 1823 году, было кратковременное восстановление титула Шахом Шоджа в 1839 году. Титулом никто не пользовался после его убийства в 1842 году, до 1926 года, когда Хан Амануллах возродил титул Падишаха с 1937 года, но в 1973 году афганская монархия использовала титул Эмира или Малика.
* Последний Баша бей Туниса, Мухаммад (VIII) Аль-амин (управлял с 15 мая 1943 года), принял верховный титул падшаха 20 марта 1956 года, и носил его до 25 июля 1957 года.

Главный престиж этого титула в Исламском мире, и даже вне его, ясно очевиден из деловых отношений Османской империи с (преобладающе христианскими) европейскими государствами. Поскольку европейцы и русские постепенно изгнали турок из Балкан, Средней Азии, и Кавказа, они даже настаивали на использовании титула "Падишах" для себя в турецких версиях соглашений с Высокой Оттоманской Портой, как подтверждение того, что их христианские императоры были во всех дипломатических и протокольных традициях равны турецкому правителю.

Составной титул Падшах-и-Гхази (Padshah-i-Ghazi) или "Победный Император" использовался только двумя индивидуальными правителями:

* H.M. Шах Ахмад, носил титул Падишах-и-Гхази, Дур-и-Дурран Падшах Хорасана (современный Афганистан) (Padshah-i-Ghazi, Dur-i-Durran ("жемчуг жемчуга)) 1747 - 1772 гг.
* H.H. Рустам-и-Дауран Аристу-и-Заман, Асаф Ян IV, Музаффар уль-Мамалюк, Низам уль-Малк, Низам уд-Даула, Наваб Мир Фаркхунда Властитель Али Хан, Сипах Салар, Фаз Янг, Айн ваффадар Фидви-и-Сенлина, Иктидар-и-Кишварситан Мухаммад Акбар Шах Падшах-и-Гхази, Низам Хайдарабада 1829 - 1857 гг.

Мурза

Мурза — аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское и Крымское ханство. После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало. Мурза — это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами.
Если говорить о Казанском ханстве, то можно сказать следующее, что князья в Казанском ханстве составляли 4 группы - эмиры, бики, мурзы и инородческие владетельные князья. Эмиры, число которых ограничивалось немногими лицами - по одному члену знатнейших родов, занимали наследственные должности карачи. Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул "мурза" или "мирза" - слово, составленное из персидских "эмир" (князь) и "задэ" (сын), т.е. сын князя. Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу Мухаммедом, например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские (Раст с сыновьями, Кебек и др.), ногайские (Зенкет), касимовские (мурза Hyp-Али Городецкий), крымские (мурза Бегадур, кн. Челбак и др.) и т.д.
Такой титул мурза был полностью изжит в скором времени, потому что его предназначение не отвечало ничему в данном обществе.

Махараджа

Слово Махараджа (Maharaja) происходит из Санскрита, и означает "великого короля" или "высокого короля" (karmadharaya от mahant "великого" и rajan "короля" . Из-за сильного влияния Санскрита на большинство языков в Индии, термин "махараджа" распространен во многих новых языках, таких как бенгальский, хинди, гуджрати, и т.д. Его использование, прежде всего, характеризует индусских властелинов (правителей или суверенов). Женский эквивалентный этого титула - Махарани (Maharani) обозначает или жену Махараджи или, в государствах, где было общепринятым управление женщиной в государстве, главу государства. Термин Махарадж также обозначает отдельные благородные и религиозные титулы.

Накануне независимости в 1947 году, Индия (включая современный Пакистан) включала больше чем 600 королевств, каждое со своим собственным правителем, часто называемым Раджой или Такуром (если правитель был индусом) или Навабом (если он был мусульманином). Британцы непосредственно управляли 2/3 из королевств Индии, остальные были под косвенным правлением вышеупомянутыми принцами под значительным влиянием британских представителей.

Титул Махараджа не был распространен перед британской колонизацией Индии, после которой много Раджей и других индусских правителей, были подняты к титулу Махараджи, независимо от того факта, что множество этих новых Махарадж управляло маленькими государствами. Два Раджи, которые стали Махараджами в двадцатом столетии, были Махараджей Кохинхинки и легендарный Махараджа Джагатджит Сингх Капуртала.

* Изменения этого титула включают: Maha-", большой" с альтернативной формой Раджи "король", таким образом все последующие титулы подразумевают "Великий Король": Махарана (как в Удайпуре), Махаравал (как в Дангарпуре/Джайсалмере), Махарават (Пратапгарх), Махарао (как в Коте, Бунди) и Махараол (как в Барии).
* Титул "Магараджа" был изменен в написании из-за изменений времени. Этот титул был даже сокращен к "Махарадж" и "Марадж".
* Дхарма-махараджа была церковным титулом правителей династии Ганга.

В империи Мугхаль было очень распространено награждать различных принцев (наследственных или нет) рядом высоких титулов. Многие из них основывались на титуле Махараджа:

* Господин Махараджадхираджа
* Махараджадхираджа: Великий принц над принцами.
* Саваи Махараджа
* Господин Махараджа

Как и Раджа, и различные другие титулы, Махараджа служил титулом, которым неоднократно награждали знаменитостей, не происходящих из правящих династий.

Восточный титул знати

Первая буква "б"

Вторая буква "е"

Третья буква "й"

Последняя бука буква "й"

Ответ на вопрос "Восточный титул знати ", 3 буквы:
бей

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова бей

Титул высших офицеров и чиновников в султанской Турции

Определение слова бей в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Бей - многозначное слово: Бей - тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула ""bək ""- вождь. Бей - повелительное наклонение от русского глагола «бить», используется в названиях многих фильмов и других...

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я и БЕК, -а, м. Титул мелких феодальных правителей и должностных лиц в нек-рых странах Ближнего и Среднего Востока (до 1917 г. также в Закавказье и Средней Азии), а также лицо, имеющее этот титул; добавление к имени в знач. господин.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
титул родоплеменной, а затем феодальной знати в странах Ближнего и Среднего Востока: см. Бег.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Титул родоплеменной и феодальной знати, должностных лиц - правителей областей, военачальников и т.п. (в странах Ближнего и Среднего Востока). Лицо, имеющее такой титул. Господин (употр. после имени собственного как форма вежливого обращения или упоминания)....

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
бея, м. (тур. bey). В старой Турции - титул мелкого вассального князя; теперь - прибавка к имени, в знач. господин.

Примеры употребления слова бей в литературе.

Верхом на лошади требовалось примерно около часа, чтобы от имения Оман бея добраться до Даулад Абаза, крошечного городка, который все жители близлежащих мест считали чем-то вроде столицы.

Это было желание, хоть на время, избавиться от бесконечного ожидания, вопросов, подсчета часов и минут которые понадобятся для того, чтобы имя победителя достигло сперва Майманы, потом Дуалад Абаза, а потом и Осман Бея .

Вечером, когда Айвазовский вошел в класс, ему на голову набросили чье-то пальто, кто-то погасил электричество, затем раздался клич: - Бей !

Беи угощают ее иримчиком и айраном, и расспрашивают о Павлодарском восстании.

Позднее мы узнали, что бригадира Таха Бея перевели на второстепенный пост в Асьют, на юге Египта.