Гриф учебного издания. Грифование учебной литературы вуза

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке присвоения учебным изданиям

грифа Учебно-методического объединения высших учебных заведений

Российской Федерации по агрономическому образованию

1. Общие положения

1.1.Настоящее положение определяет порядок присвоения грифа учебно-методического объединения по агрономическому образованию учебным изданиям для высших учебных заведений.

1.1.1.К учебным изданиям, которым может быть присвоен гриф УМО, относятся: учебники, учебные пособия , учебно-методические пособия, практикумы, задачники, словари, справочники, пособия по самостоятельной работе студентов.

1.2.Присвоение грифа УМО реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, на основании результатов которой учебно-методические комиссии (советы) по направлениям, курируемым УМО, принимают решение о присвоении или об отказе в присвоении данного грифа.

1.3.Гриф УМО свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования , примерной программы дисциплины, другим требованиям, установленным УМО при проведении экспертизы учебных изданий и может быть использовано в высших учебных заведениях при подготовке бакалавров и магистров по направлениям «Агрохимия и агропочвоведение», «Агрономия», «Садоводство» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

1.4.Гриф УМО может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам базовой и вариативной части математического и естественнонаучного, профессионального циклов ФГОС ВПО, относящимся к компетенции данного УМО.

1.5.Возможны следующие формулировки (редакции) грифа УМО, присваиваемые учебным изданиям.

Учебная литература при первом издании получает гриф:

«Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию для подготовки бакалавров (магистров) по направлению ________________________________________ » .

Учебная литература, имеющая гриф «Допущено УМО ...» и прошедшая апробацию в вузах, при последующем издании получает гриф:

«Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию для подготовки бакалавров (магистров) по направлению _________________________________ (далее указываются шифр и наименование направления)».

1.6.Текст грифа УМО размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора (авторов).

1.7.Максимальный срок работы по присвоению грифа УМО одной рукописи до 2-х месяцев.

1.8.После получения грифа УМО литература должна быть издана в течение 1 года. Если за это время учебная литература не издана, то необходимо получить новое разрешение на гриф УМО.

2. Порядок представления материалов в УМО

Для решения вопроса о присвоении грифа УМО автор (авторы) через заявителя (издательство, вуз) направляют в базовый вуз УМО на имя председателя Совета УМО следующие материалы:

2.1.Авторский вариант рукописи (на бумажном и электронном носителе), объемом не менее 6 п. л. (1 п. л. равен 16 стр. машинописного текста). Учебное издание должно иметь словарь употребляемых понятий и терминов, тестовые задания или контрольные вопросы в конце каждой главы или раздела.

2.2.Сопроводительное письмо заявителя (приложение 1), в котором дается краткая информация об издании, его выходные данные (название рукописи, фамилия, имя отчество автора (авторов), их ученые степени и звания, планируемое место издательства, тираж и год выпуска, объем в печатных листах, а также указываются направление подготовки и дисциплина, по которой подготовлена рукопись. Сопроводительное письмо, подписанное издателем или ректором (проректором) вуза, завершается запросом на присвоение учебному изданию грифа УМО.

2.3.Выписка из протокола заседания кафедры (приложение 2) и выписка из протокола заседания ученого Совета факультета (приложение 3) с рекомендациями на предмет присвоения грифа УМО, 2 рецензии с заверенными подписями:

для учебника 2 внешние рецензии – одна от ведущего специалиста, доктора наук, профессора; другая - от выпускающей кафедры, реализующей соответствующую образовательную программу с указанием даты и номера протокола заседания кафедры, на котором утверждена данная рецензия, подписанная заведующим кафедрой и секретарем;

для учебного пособия издаваемого через центральные издания 2 внешние рецензии: от ведущего специалиста, доктора наук, профессора, кандидата наук, доцента; другая от выпускающей кафедры, реализующей соответствующую образовательную программу с указанием даты и номера протокола заседания кафедры, на котором утверждена данная рецензия, подписанная заведующим кафедрой и секретарем.

Если учебное пособие предназначено для внутривузовского издания, то необходимо представить 1 внешнюю и 1 внутреннюю рецензии.

2.4.Рабочая программа дисциплины с указанием компетенций (для дисциплин базового цикла ФГОС ВПО рабочими программами, разрабатываемые в соответствии с примерными программами; для вариативной части дисциплин - в инициативном порядке).

2.5.Гарантийное письмо от заявителя на оплату работ по присвоению учебному изданию грифа УМО (кроме вузов, членов Совета УМО, заплативших взносы по Договору об оказании консультационных и организационных услуг УМО).

3. Порядок проведения экспертизы учебного издания

3.1.Рукописи, поступившие в УМО, проходят регистрацию и направляются с краткой информацией по ним для экспертизы независимым рецензентам (экспертам), являющимся ведущими специалистами в данной области.

3.2.Рецензия на рукопись составляется с учетом вопросов, приведенных в приложении к настоящему положению. Рецензия должна заканчиваться аргументированным выводом о целесообразности либо нецелесообразности присвоения грифа УМО (приложения 4,5).

4. Порядок оформления грифа и выдачи документов

4.1.Присвоение грифа оформляется решением учебно-методической комиссии совета (УМС) по направлению подготовки бакалавров (магистров) в соответствии с ФГОС ВПОо присвоении учебному изданию грифа УМО с соответствующей формулировкой. Решение доводится до сведения заявителя и автора (авторов) в виде экспертного заключения, подписанного председателем (зам. председателя) Совета УМО. В случае отказа в присвоении грифа комиссией УМО составляется заключение, аргументирующее данный отказ.

4.2.Отклоненная рукопись может быть повторно представлена на рассмотрение в УМО после доработки по замечаниям рецензентов, но не ранее, чем через три месяца после отклонения.

4.3.Издающая организация (вуз), выпустившее учебное издание с грифом УМО, обязано представить в базовый вуз УМО (Российский государственный аграрный университет – МСХА имени) один экземпляр данного издания в месячный срок со дня выхода его в свет.

5. Финансирование работ по присвоению грифа УМО .

5.1.Финансирование работ по присвоению учебным изданиям грифа УМО осуществляется за счет средств заявителя (издающих организаций), а также других заинтересованных юридических и физических лиц.

5.2.При поступлении материалов, УМО заключает двухсторонний договор возмездного оказания услуг в виде проведения УМО экспертизы рукописи учебного издания, в заключении выставляет в адрес издающей организации или вуза счет на оплату экспертизы.

Порядок и размеры выплаты денежных вознаграждений за экспертные работы по присвоению грифов УМО определяются в соответствии с письмами Минобразования России от 01.01.2001 г. № ин/15, от 01.01.2001 г. № ин/15, от 24.04.98 г. № 18-55оин/16-16.

Приложение 1

БЛАНК ВУЗА

Председателю Совета УМО

по агрономическому образованию

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Направляем Вам учебное пособие (учебник) «_____________название », автора (ов) ______________________, которое подготовлено в соответствии с примерной (рабочей) программой по дисциплине ____________________ направления подготовки ___________________.

(шифр и название направления)

Рукопись учебного пособия (учебника) была рассмотрена и рекомендована к изданию на заседании кафедры « название » __.__.20___ г. протокол №_____ и на заседании Ученого Совета факультета « название » __.__.20___ г. протокол №_____.

Объем учебного пособия (учебника) _________ печатных листов (страниц), предполагаемый тираж __________ экземпляров, год выпуска _____, издательство __________________(центральное, внутривузовское).

Учебное пособие (учебник) издается впервые (переиздается)

На учебное пособие (учебник) имеется две положительные рецензии (прилагаются).

На основании вышеизложенного прошу присвоить учебному пособию (учебнику) «_______________________________________» гриф

«Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия (учебника) для подготовки бакалавров (магистров), обучающихся по направлению ».

Ректор подпись

Приложение 2

Выписка из протокола № ____

заседания кафедры "_______________________________________"

от «___» ___________20 ___ года

Присутствовали : ____________________________________________

______________________________________________

шифр _ « название направления _ » к изданию с присвоением грифа

«Допущено (рекомендовано) (далее указываются шифр и наименование направления)».

шифр _ « название направления _ » к изданию.

Ходатайствовать перед УМО о присвоении изданию грифа

«Допущено (рекомендовано) Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия (учебника) для подготовки бакалавров (магистров), обучающихся по направлению _________________ (далее указываются шифр и наименование направления)».

Зав. кафедрой ______________________

Секретарь кафедры ______________________

Приложение 3

Выписка из протокола № ____

Совета факультета "_______________________________________"

от «___» ___________20___ года

Слушали: Об издании учебной литературы

Постановили: Рекомендовать рукопись учебного пособия (учебника) «___название ___________________________________________________ » автора (ов) ______________________ по дисциплине ____________________ по направлению

шифр _ « название направления _ » к изданию.

Ходатайствовать перед УМО о присвоении изданию грифа «Допущено (рекомендовано) Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия (учебника) для подготовки бакалавров (магистров), обучающихся по направлению _________________ (далее указываются шифр и наименование направления)».

Председатель ученого Совета ______________________

Секретарь ученого Совета ______________________

1. Название рукописи, предлагаемый тираж и год выпуска.

3. Название основной образовательной программы (направления подготовки) цикла дисциплин и дисциплины, относящейся либо к базовой части ФГОС ВПО, либо к его вариативной части (профилю) программы, по которой подготовлена рукопись.

5. Оценка структуры и содержания рукописи.

6. Степень соответствия содержания рукописи примерной (рабочей) учебной программе дисциплины.

7. Отличие рукописи от имеющейся литературы, степень ее преемственности.

8. Научный уровень содержания рукописи.

9. Степень освоения практических вопросов, их актуальность.

10. Методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.

11. Степень соблюдения психолого-педагогических требований к трактовке излагаемого материала и к его применению.

12. Целесообразность (нецелесообразность) присвоения рукописи грифа.

Должность, ученая степень

ученое звание эксперта,

служебный адрес и телефон ()

Внешняя рецензия ведущего специалиста отрасли заверяется в отделе кадров.

Во внешней рецензии от выпускающей кафедры, кроме перечисленных выше исходных данных, необходимо указать номер и дату протокола заседания кафедры. Рецензия подписывается заведующим кафедрой, секретарем и заверяется специалистами отдела кадров.

«____» ______201__ г. № ___

Приложение 5

Экспертное заключение

о присвоении грифа УМО вузов Российской Федерациипо агрономическому образованию учебнику (учебному пособию)

«Название учебного издания»

1. «Название учебного издания», город, издательство, тираж ___ экземпляров, год выпуска ___.

3. Рецензенты: ФИО, должность, звание, место работы .

4. Рукопись учебного пособия объёмом ___ с. состоит из (краткое описание содержания рукописи).

Учитывая вышеизложенное, положительные заключения рецензентов, УМО высших учебных заведений РФ по агрономическому образованию считает целесообразным присвоить данному учебному пособию гриф в следующей редакции: «Допущено (рекомендовано) Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия (учебника) для подготовки бакалавров (магистров), обучающихся по направлению _________________ (далее указываются шифр и наименование направления)».

Рассмотрено на заседании комиссии УМС по направлениям курируемым УМО.

Протокол №___ от «___»________20 г.

После выхода учебного пособия из печати просим направить 1 экземпляр в адрес УМО.

Проректор по учебной работе,

зам. председателя совета УМО,

д. т.н., профессор, академик РАЕН

Учебник : это основная учебная книга по конкретной дисциплине.

В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям федерального государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать программу по конкретной дисциплине.

Учебное пособие : Учебное издание, дополняющее учебник или заменяющее его частично или полностью, официально утверждённое в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания дисциплины.

Кроме вузов, членов Совета УМО, заплативших взносы по Договору об оказании консультационных и организационных услуг УМО.

4.6 Рецензирование, экспертиза и получение грифа

Практические модели оценки качества учебных вузовских изданий в общем случае представляют собой некоторую проекцию теоретических моделей, т.е. набор суждений и определений принятых (согласованных и утвержденных) в организационной системе высшего профессионального образования. Практическое моделирование качества состоит из технологии грифования, рецензирования и экспертизы. Качество учебного издания определяется уровнем грифа, научно-педагогическим статусом рецензентов и результатом экспертизы.

Основой практической модели качества является иерархия документированных экспертных оценок — грифов . В отечественной высшей школе используются следующие основные грифы:

  • грифы кафедры, факультета, вуза — произвольная формулировка.
  • "Допущено (или Рекомендовано) УМО по … образованию в качестве учебника (учебного пособия) по дисциплине … (специальности или направлению подготовки) ВПО (далее указывается наименования специальности и (или) направления подготовки с кодами по новому Перечню направлений подготовки (специальностей) ВПО в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12 января 2005 года № 4)».
  • "Допущено (или Рекомендовано) Министерством образования и науки РФ в качестве учебника (учебного пособия) …».

Реальная система грифов в отечественной высшей школе пятиуровневая. Самым «нижним» уровнем является гриф вузовской кафедры, далее следуют грифы факультета, вуза, УМО и министерства.

Грифы кафедры, факультета и вуза (университета) присваиваются учебным изданиям по решению учебно-методических комиссий, организованных при соответствующих организационных структурах. Комиссии утверждаются распоряжениями и приказами руководителей этих структурных подразделений и университетов. Механизмы присвоения этих грифов практически во всех вузах одинаковые и состоят из следующих процедур:

  • обсуждение содержания учебного издания на кафедре (на заседании кафедральной учебно-методической комиссии и/или заседании кафедры);
  • внутреннее и/или внешнее рецензирование (обычно готовятся две рецензии);
  • обсуждение рукописи и рецензий учебного издания на заседании учебно-методической комиссии факультета, а затем, при необходимости, - и вуза.

Грифы УМО и министерства присваиваются по правилам установленным в приказах соответствующих УМО и министерства. Процедура присвоения грифа аналогична, но включает обязательную экспертизу и удовлетворение ряда формальных требований.

Основным приказом, регламентирующим присвоение грифов УМО и министерства, является Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2004 года №95. Как правило, во исполнение этого приказа различные УМО выпускают соответствующие ему свои приказы, распоряжения и положения, тем самым организуя процесс грифования. В настоящее время в процедуру грифования вносятся изменения.

4.6.1 Технология грифования

Объектами грифования являются учебные вузовские издания двух типов: учебники и учебные пособия. В соответствии с письмами Минобразования России от 23.09.2002 №27-55-570/12 и от 20.11.2000 №14-55-690ин/15:

Учебник — это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям ГОС ВПО и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Допускается создание учебника по отдельному курсу (части учебной дисциплины) при условии, что этот курс входит самостоятельной дидактической единицей в примерный учебный план и для него разрабатывается учебная программа.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

4.6.1.1 Гриф учебно-методического объединения

Гриф УМО по университетскому политехническому образованию присваивается рукописи учебного издания через процедуру экспертизы, которая организуется учебно-методическим советом (УМС) по соответствующей группе специальностей направления подготовки. На основании результатов этой экспертизы и рассмотрения на заседании совета или президиума совета принимается решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа. Это решение утверждается председателем Совета УМО.

Гриф УМО может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам федерального компонента циклов ОПД и СД и может иметь следующую формулировку: «Рекомендовано (Допущено) УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебника (учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности (направлению подготовки) ВПО (далее указываются наименования специальности и (или) направления подготовки с кодами по Перечню направлений подготовки (специальностей) ВПО в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12 января 2005 года № 4)».

Гриф УМО может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам федерального компонента циклов ГСЭ и ЕН (если эти дисциплины вошли в ГОС по рекомендации УМО). В таком случае гриф УМО присваивается только учебным изданиям вида "учебное пособие" и может иметь следующую формулировку: «Рекомендовано (Допущено) УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по …»

Гриф УМО может присваиваться также учебным изданиям по дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента, и дисциплинам специализаций при условии регистрации этих специализаций в УМО. Присваиваемый гриф УМО в таком случае может иметь следующую формулировку: «Допущено УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебника (учебного пособия) по дисциплине национально-регионального (вузовского) компонента (дисциплине специализации) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по …».

Гриф УМО свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программе дисциплины и другим требованиям, установленным УМО при проведении экспертизы учебных изданий.

Текст грифа УМО размещается на лицевой стороне титульного листа. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора (авторов).

Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа УМО — 1 год.

Объем рукописи, представленной на присвоение грифа УМО, не должен быть менее 4-х печатных листов.

4.6.1.2 Гриф Министерства образования и науки РФ

До 2007 г. рукописи учебного издания мог быть присвоен гриф Министерства образования и науки РФ в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 октября 2004 года №95. Департамент государственной политики в сфере образования обеспечивал проведение экспертизы учебников (учебных пособий) для присвоения грифа "Рекомендовано Минобрнауки России…" ("Допущено Минобрнауки России…") в порядке, установленном Министерством образования Российской Федерации.

Гриф Минобрнауки России свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программе дисциплины и другим требованиям, установленным Минобрнауки России при проведении экспертизы учебных изданий.

Текст грифа Минобрнауки России размещается на лицевой стороне титульного листа. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора (авторов).Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа Минобрнауки России — 1 год. Объем рукописи, представленной на присвоение грифа Минобрнауки России, не должен быть менее 6-и печатных листов.

В соответствии с Приказом Минобразования России от 14.07.99 №81 "Об утверждении положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации" гриф "Рекомендовано" дается учебникам (учебным пособиям), уже имеющим гриф "Допущено в качестве учебника (учебного пособия)" при переиздании.

На момент написания рукописи монографии вышел Приказ Минобрнауки России №10 от 15 января 2007 г. «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», который изменяет процедуру получения грифа Минобрнауки.

В рамках нового положения подготовка рецензии на учебные издания проводится государственными учреждениями, уполномоченными Министерством образования и науки Российской Федерацией соответствующим приказом, а организационно-техническое обеспечение деятельности по подготовке рецензии возлагается приказом на базовые учреждения: Федеральный институт развития образования и Московский государственный университет печати .

  • соответствие названия учебного издания его содержанию;
  • соответствие общего объема учебного издания или его структурных компонентов (разделов, глав) количеству учебных часов, предусмотренных на изучение данной дисциплины, как правило, из расчета: 1 авторский лист на 10-12 академических часов для образовательных учреждений НПО и СПО; 5-7 академических часов для образовательных учреждений ВПО (для учебников и учебных пособий);
  • соответствие содержания учебного материала государственному образовательному стандарту, примерной программе;
  • логичность и последовательность изложения материала;
  • отличие учебного издания от имеющейся учебной литературы по данному вопросу;
  • научный и методический уровень материала;
  • соответствие содержания учебного издания современному уровню развития науки, техники, и технологии, организации труда в данной сфере деятельности.
  • наличие и качество дидактического аппарата издания (обобщений, выводов, контрольных вопросов, заданий и т. п.);
  • качество иллюстративного материала (текстов, рисунков, схем, чертежей, иллюстраций) и их соответствие изучаемому материалу.

4.6.1.3 Порядок представления материалов в УМО

Сопроводительное письмо в УМО. Издательство или вуз, берущий на себя издание учебника (учебного пособия), направляет на имя председателя Совета УМО (по университетскому политехническому образованию) письмо с просьбой дать экспертное заключение о целесообразности присвоении грифа Минобрнауки России или УМО по университетскому политехническому образованию соответствующему учебному изданию.

В письме дается краткая информация об учебном издании:

  • Ф.И.О. автора (авторов), название учебного издания, указывается первое это издание или переиздание, предполагаемый тираж и год выпуска, объем (в печ.л.).
  • По какой дисциплине федеральной компоненты (с указанием индекса дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования), для какого действующего ГОС ВПО (с указанием кода по Перечню направлений подготовки и специальностей ВПО в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12 января 2005 года № 4) подготовлена рукопись.
  • К какому типу учебных изданий относится рукопись (учебник, учебное пособие).
  • Полная редакция запрашиваемого грифа будущего издания: "Допущено (или Рекомендовано) Минобрнауки России (УМО по университетскому политехническому образованию) в качестве учебника (или учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки или специальности (указать наименование с кодом по Перечню направлений подготовки и специальностей ВПО).
  • Сведения об авторе (авторах): ученая степень, звание, место работы и должность, какие дисциплины он преподает, какая учебная литература им написана.

Материалы учебного издания. К сопроводительному письму прилагаются:

  • полностью подготовленная рукопись учебного издания (отредактированная);
  • выписка из протокола заседания ученого совета вуза (факультета) или заседания кафедры о представлении учебного издания к присвоению грифа;
  • рецензии на рукопись;
  • гарантийное обязательство оплаты работ по грифованию учебного издания.

Рукопись учебного издания может быть представлена в нескольких вариантах — авторском и издательских.

Возможно представление рукописи в варианте с редакторской правкой (если он определен). Этот случай предусмотрен в процедурах экспертизы. Один из пунктов экспертного заключения требует указания на то, как автор учел постраничные замечания рецензентов и редакторов, внесена или нет соответствующая правка в текст рукописи.

Издательским вариантом рукописи является также и полученный после редактирования и корректуры в издательстве оригинал-макет издания, почти полностью (кроме титульной полосы) подготовленный к тиражированию (передачи в производство).

Рукопись может представлять и уже изданную ранее книгу, для повторного или дополнительного тиража которой издатель запрашивает гриф или его новую редакцию.

Выписка из протокола заседания ученого совета вуза (факультета) или кафедры о представлении учебного издания к присвоению грифа является документом, подтверждающим апробацию учебного издания в реальном учебном процессе на какой-либо кафедре (факультете) вуза. Выписка должна содержать все сведения, которые сообщаются заявителем в сопроводительном письме, т.е. не должна ему противоречить, за исключением формулировки предоставляемого грифа.

Например, получение выписки из протокола заседания ученого совета факультета «Информатики и систем управления» МГТУ им Н.Э.Баумана представляет собой процедуру, основными этапами которой являются:

  • Апробация на какой-либо кафедре. В качестве заявителя на получение одобрения выступает автор или соавтор учебного издания. В письменной или устной форме он обращается к заведующему кафедрой с просьбой рассмотреть рукопись на предмет грифования. Заведующий кафедрой назначает из числа преподавателей кафедры специалиста, который знакомится с материалами рукописи и представляет ее на учебно-методической комиссии. Рукопись и рецензии рассматриваются на учебно-методической комиссии кафедры, а затем при положительном решении на заседании кафедры. По итогам заседания кафедры оформляется выписка из протокола, содержащая принятое решение.
  • Апробация на методической комиссии факультета. Рукопись, рецензии и выписка из заседания кафедры обсуждаются на заседании методической комиссии и в случае положительного решения оформляется соответствующая выписка из протокола заседания, а материалы рукописи передаются для обсуждения на заседании ученого совета факультета.
  • Апробация на заседании ученого совета факультета. После обсуждения на ученом совете факультета в случае положительного решения оформляется соответствующая выписка из протокола его заседания.

Рецензия на учебное издание представляет собой документ, содержащий его анализ, замечания и оценку его качества. Рецензия обязательно должна содержать сведения о рукописи, не противоречащие тем, которые представлены в сопроводительном письме, за исключением формулировки предоставляемого грифа. Рецензия должна быть подписана рецензентом, а его подпись заверена печатью организации его основного места работы.

На рукопись подготавливаются следующие рецензии:

  • рецензия кафедры одного из вузов, в котором будет использоваться учебная книга;
  • рецензия специалиста вуза, где работает автор (авторы);
  • рецензия специалиста в данной области знания, работающего в соответствующем вузе, научной, проектной организации или на производстве.

3. Название дисциплины (с указанием цикла ГОС, к которому относится эта дисциплина) и наименование ГОС с указанием кода по Перечню направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которому подготовлена рукопись.

4.Оценка структуры и содержания рукописи, соответствие содержания рукописи государственному образовательному стандарту и примерной программе учебной дисциплины.

5. Новизна содержания.

6. Соответствие современному научному уровню (по данному направлению).

7. Степень освещения практических вопросов, их актуальность.

8. Методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.

9. Степень соблюдения психолого-педагогических требований к содержанию и оформлению учебного издания.

10. Целесообразность (нецелесообразность) присвоения грифа.

11. Должность, ученая степень, ученое звание, подпись, имя, отчество и фамилия рецензента.

Дополнительно указываются служебный адрес, телефон, адрес электронной почты.

Перечисленные аспекты представляют собой вопросы, на которые в обязательном порядке должны быть даны ответы во время последующей экспертизы.

Гарантийное обязательство от заявителя (издательства, вуза) на оплату работы по грифованию может быть оформлено отдельным гарантийным письмом или соответствующей существу вопроса записью в сопроводительном письме. При этом должны быть указаны платежные реквизиты для выставления счета на оплату.

Финансирование работ по присвоению учебным изданиям грифа УМО осуществляется за счет средств заявителя (издающих организаций, вузов), а также других заинтересованных юридических и физических лиц.

Размеры оплаты работ по присвоению грифа УМО определяются исходя из объема рукописи с учетом накладных и технических расходов (на основании письма Минобразования России от 26.08.2003 №14-52-994 ин/13).

Оплата экспертных работ осуществляется на основании направленного в адрес заявителя счета и заключенного с ним Договора (в соответствии с нормами оплаты, определенными письмом Минобразования России от 26.08.2003 №14-52-994 ин/13) после официальной регистрации документов в УМО. Экспертные работы выполняются в течение трех месяцев со дня регистрации поступивших документов.

4.6.2 Экспертиза

Материалы учебного издания, поступившие в УМО, проходят регистрацию и направляются с краткой информацией для экспертизы одному или двум экспертам, которые назначаются руководством УМО или УМС и являются ведущими специалистами в данной профессиональной области.

Заключения на учебное издание составляются экспертами с учетом ниже перечисленных вопросов:

1. Название рукописи, объем в п.л., предполагаемый тираж и год выпуска.

3. Сведения о запрашиваемом грифе.

4. Название дисциплины (с указанием цикла ГОС, к которому относится эта дисциплина) и наименование ГОС с указанием кода по Перечню направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которому подготовлена рукопись.

5.Оценка структуры и содержания рукописи, соответствие содержания рукописи государственному образовательному стандарту и примерной программе учебной дисциплины.

6. Новизна, оригинальность и преемственность содержания.

7. Соответствие современному научному уровню (по данному направлению).

8. Степень освещения практических вопросов, их актуальность.

9. Методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.

10. Степень соблюдения психолого-педагогических требований к содержанию и оформлению учебного издания.

11. Целесообразность (нецелесообразность) присвоения грифа.

12. Сведения о замечаниях редактора издательства.

13. Сведения о рецензентах и их замечаниях.

14. Предлагаемая редакция грифа со строгим соблюдением принятых формулировок.

Форма экспертного заключения может быть произвольной или содержать ответы по перечисленным пунктам.

Экспертное заключение может содержать замечания и рекомендации по их устранению, а также условия, при которых гриф может быть присвоен. Оно подписывается экспертом (экспертами) с указанием их должности, ученой степени, ученого звания, имени, отчества и фамилии, а затем рассматривается на заседании совета или президиума УМС и подписывается его руководителем или руководством УМО.

Порядок получения экспертного заключения УМО.

В случае положительного решения о присвоении грифа УМО оформляется письмо в адрес заявителя (издательства или вуза). В письме сообщается о рекомендации присвоить изданию гриф УМО. Если в процессе экспертизы высказываются замечания, которые необходимо учесть авторам, то об этом также сообщается в письме. При этом оговариваются условия, при которых положительное решение о присвоении грифа УМО имеет силу. Заявителю также направляется и экспертное заключение.

В случае отказа в присвоении грифа заявителю направляется только экспертное заключение, в котором содержатся замечания и аргументация данного отказа. Отклоненное учебное издание может быть повторно представлено на рассмотрение в УМО после доработки по замечаниям, отраженным в экспертном заключении, но не ранее, чем через три месяца после отклонения. Повторная экспертиза осуществляется на общих основаниях.

Издающая организация (издательство, вуз), выпустившая учебное издание с грифом УМО, обязана представить в соответствующий УМС один экземпляр данного издания в месячный срок со дня выхода его в свет.

4.6.3 Подбор кандидатов для рецензирования

Подбор кандидатов для рецензирования учебного издания является важным этапом подготовки рукописи к изданию и получению грифа. Рецензенты учебных изданий не назначаются, а выбираются самим автором. Основными требованиями к рецензентам являются их компетентность и способность к конструктивной критике рукописи. Априорно рецензенты для автора учебного издания являются авторитетами в предмете и издательской деятельности.

Компетентность рецензента обычно связывают со следующими основными его характеристиками: ученый статус (ученые степени и звания), занимаемая должность, корпоративная принадлежность, опыт учебно-педагогической деятельности, результативность авторской деятельности, известность и авторитетность для учебно-научного сообщества, профессионализм и др.

Сведения о первых пяти характеристиках рецензентов являются обязательными для документального оформления рецензий. Сведения об остальных характеристиках рецензентов документально не предоставляются и являются знаниями людей ответственных за принятие решений в процессе грифования рукописи.

Ответственными за принятие решений о присвоении грифа УМО являются эксперты и руководители УМК, УМС и УМО. Они являются специалистами в различных предметных областях, преподавателями со значительным опытом работы, авторами учебных изданий, а также организаторами научно-исследовательских работ и учебного процесса. Им фактически известны и/или доступны сведения о научно-педагогической деятельности своих коллег-рецензентов. Источниками этих сведений являются печатные и электронные средства информации, документы лицензирования и аттестации вузов и т.п.

Наиболее часто в качестве рецензентов выбираются доктора наук, профессора, руководителя кафедры и подразделения научных и учебных учреждений. Нередки случаи выбора в качестве рецензентов членов общественных научных организаций. Как правило, рецензенты являются авторами известных учебников, монографий и научно-технических разработок.

Наиболее важной характеристикой рецензента является его профессионализм, под которым в данном случае следует понимать способность (возможность) подготовить рецензию, отвечающую требованиям грифования.

Способность рецензента к конструктивной критике рукописи связывается с ожидаемой формой замечаний по ее содержанию и представлению. Чаще всего конструктивными считаются конкретные замечания, т.е. те которые можно в последующем принять, учесть и реализовать. Конкретные замечания являются не только императивными утверждениями, но и содержат их логическое обоснование, связаны с пагинацией рукописи (представлены «постранично») и включают рекомендации по их возможному устранению. В дальнейшем при экспертизе устанавливается полнота учета замечаний рецензентов авторами рукописи.

4.6.4 Подготовка рецензий

Подготовка рецензий включает следующие этапы: написание, согласование и документирование. При рецензировании учебных изданий сложились две традиции.

Первая традиция состоит в написании проекта рецензии автором рукописи и согласовании его с рецензентом. Данная традиция теоретически обоснована, не противоречит творческому процессу написания учебного произведения и встречается наиболее часто. В этом случае рецензенту предоставляется, помимо рукописи и других, необходимых для рецензирования данных и документов, проект рецензии («рыба»). А согласование состоит в апробации текста рецензии и внесении в него изменений.

В случае, когда изменения не вносятся, действия рецензента сводятся к ее подписанию и утверждению своей подписи. В такой традиции вся ответственность за качество рецензий ложится на авторов рукописи, а соответствие рецензий предъявляемым к ним требованиям определяется способностью автора к «саморецензированию». Тексты рецензий, подготовленные по этой традиционной схеме, содержат следующие характерные признаки: отсутствие замечаний, использование авторской стилистики, повторение формальных ошибок автора рукописи. Рецензии, подготовленные в данной традиции, на этапе экспертизы учитываются формально, или отмечается их малая значимость.

Внесение изменений в проект рецензии в большинстве случаев оказывает положительное влияние на ее текст, а если они являются замечаниями к рукописи, то способствуют и её совершенствованию.

Вторая традиция состоит в предоставлении рецензенту рукописи и сопроводительных материалов, в числе которых рекомендации по содержанию рецензии — так называемая «памятка рецензенту». В этом случае написание рецензии представляет собой результат творческого процесса ее осмысления «взыскательным читателем». Согласование рецензии является совместным творчеством автора рукописи и рецензента, которое реализуется очно, заочно или виртуально. Целью согласования является формирование текста рецензии, который обеспечит дальнейшее продвижение рукописи к получению грифа и ее совершенствование. Наиболее важным является решение проблемы замечаний, которое находится в виде согласованных формулировок, и приближение текста рецензии к рекомендуемой структуре.

Проблема замечаний возникает в результате сопоставления концепций представления предмета учебного издания автором и рецензентом, и последующего неприятия рецензентом формы его изложения в авторской рукописи. Особенностью проблемы замечаний рецензента является контекст, в котором эти замечания выражаются — положительное суждение о возможности издания рукописи и рекомендация к присвоению грифа (рукописи с рецензиями, содержащими отрицательные суждения, к грифованию не принимаются).

Разрешение проблемы замечаний состоит в поиске приемлемых формулировок, направленных на добавление, удаление или изменение текста учебного издания.

Приближение текста рецензии к рекомендуемой структуре (см. выше аспекты, которые рекомендуется отметить в рецензии) состоит в нахождении такой формы рецензии, которая удовлетворяет автора рукописи, рецензента и может эффективно использоваться на последующих этапах грифования.

Используются в основном две формы рецензий: произвольная и «формализованная». Произвольная форма рецензии является текстом, в котором содержатся ответы на вопросы, которые возникают в процессе грифования, в частности на этапе экспертизы, в произвольном порядке. В «формализованной» рецензии характеристики рукописи представлены «попунктно» в соответствии с рекомендованным списком, и определяют ее структуру.

Рассмотрим более подробно содержание этих пунктов.

1. Название рукописи, объем в п.л., предполагаемый тираж и год выпуска.

Название рукописи рецензент берет с титульного листа, при этом возможны следующие несовпадения, которые возникают вследствие недостаточной внимательности автора:

  • названия на титульном листе и в сопроводительных документах различны;
  • рукопись называется автором в аннотации, введении или в содержании иначе, чем она названа на титульном листе.

Сведения об объеме рукописи берутся из сопроводительных документов. Возможно и самостоятельная оценка объема рукописи, при этом необходимо выполнить вычисления объема текста и графической части и преобразовать полученные данные в печатные листы, зная полиграфический формат издаваемой книги. Наиболее простой путь в случае отсутствия информации об объеме рукописи — указать его в страницах представленного формата бумаги.

Сведения о тираже и годе издания могут быть взяты только из сопроводительных документов.

3. Название дисциплины (с указанием цикла ГОС, к которому относится эта дисциплина) и наименование ГОС с указанием кода по Перечню направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которому подготовлена рукопись.

Данные сведения берутся рецензентом из сопроводительных документов, однако они должны быть представлены и в самой рукописи: в тексте аннотации на обороте титульного листа обычно указывается контингент читателей, кому адресована книга — читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя; в разделах рукописи «Предисловие» и/или «Введение». Этим сведениям придается большое значение на последующих этапах грифования.

4. Оценка структуры и содержания рукописи, соответствие содержания рукописи государственному образовательному стандарту и примерной программе учебной дисциплины.

Данный пункт рецензии наиболее емкий и требует от рецензента внимательного изучения рукописи и высказывания замечаний по существу рецензируемой работы. Рецензенты формируют замечания на основе своего личного прецедентного опыта, однако при этом учитывают и общие (традиционные) правила подготовки учебных книг.

Ниже представлены типовые замечания, к рукописямучебных изданий, возникших на последующем этапе грифования — экспертизе, а конкретные примеры приводятся в разделе 8.3.

Методические замечания:

  • Справочный аппарат:
    • Справочный аппарат учебника недостаточен — отсутствуют список сокращений, глоссарий (предметный и именной указатели).
    • Материал рукописи содержит большое количество сокращений и аббревиатур, которые не вошли в соответствующий список.
    • Отсутствуют указатели наименований фирм, организаций, пакетов прикладных программ и т.п.
    • В тексте практически отсутствуют ссылки на литературные источники, а также на современные электронные источники информации.
    • Список основной литературы включает труднодоступные в настоящее время издания (например, выпуска 1959, 1960, 1967, 1975, 80-х гг.).
    • Списки литературы содержат источники труднодоступные для студентов вузов.
    • В тексте отсутствуют ссылки на приведенные в библиографическом списке источники.
    • Списки литературы не содержат методических комментариев по ее дополнительному освоению студентами.
  • Академический стиль изложения:
    • Рекомендуется удалить из текста пособия афоризм Козьмы Пруткова, т.к. сам текст учебного пособия недостаточно убедительно и полно раскрывает его идею.
    • Использование таких риторических фигур как шутки, загадки, ребусы, а также различных тропов для задания формулы смысла понятия не традиционно для учебной литературы.
    • Рекомендуется применять дидактически апробированные способы - дескрипции и дефиниции, в которых нет жаргонных и эмоционально окрашенных слов и выражений.
  • Закрепление материала:
    • В тексте учебника отсутствуют контрольные вопросы и задания для самопроверки.
    • Значительная часть тестов не имеет непосредственного отношения к материалу пособия, т.е. содержит вопросы, ответы на которые нельзя найти в тексте пособия.
    • Некоторые из альтернатив ответов на тесты сформулированы некорректно.
    • Информационная полнота дидактических единиц (контрольных вопросов) существенно различается в главах рукописи.

Технические замечания:

  • Имеют место синтаксические ошибки и опечатки.
  • Текст рукописи нуждается в литературном (грамматика, стилистика, повторы и др.) и техническом (сокращения, аббревиатуры, нумерация формул, ссылки на литературу, технические повторы и др.) редактировании в издательстве.
  • Следует обратить внимание на лексические сочетания: «проблемы ИБ деятельности», «опасность в ИБ», «обеспечение ИБ функционирования» и т.п.
  • Библиографический список должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ.
  • Данная глава по стилю изложения и форме представления содержания существенно отличается от предыдущих глав.

Замечания по содержанию:

  • Неясно в чем состоит суть самостоятельной работы, каковы ее цели и задачи, в какой форме должны быть представлены ее результаты.
  • В рецензируемом учебном пособии не представлено...
  • Допускается путаница в обозначении и переводе понятий …
  • Не рассмотрен метод …
  • Фактический материал рукописи и логика его представления не подтверждают суждение о том, что …
  • Материал недостаточно обоснован и не содержит ссылки на конкретные материалы исследований, суждения из которых приводятся.
  • Необоснованны, недостаточно полно и всесторонне представлены суждения …
  • Представленные в книге методы и модели заслуживают более глубокого рассмотрения, соответствующего их роли в практике проектирования информационных систем.
  • Рассуждения автора о знаке основаны на использовании им фрагментов одного источника, не учитывают иных суждений и современных семиотических представлений, небрежные противопоставления … автором пособия изложены неудовлетворительно и дискредитирует позицию ученого.

Организационно-методические замечания:

  • Объем … главы пособия существенно отличается от объема других глав
  • Содержание раздела «Введение» («Предисловие») следует привести в соответствие традиционным требованиям к данному элементу учебных изданий, например, включить в него методические рекомендации по освоению студентами материала пособия, отразить связь с содержанием учебных программ и др.;
  • В рукописи отсутствует разделы … («Введение», «Заключение», «Литература»).
  • Следует отметить необходимость уточнения аннотации в части рекомендаций использования учебного пособия в обучении по различным специальностям;
  • Следует отметить необходимость уточнения предмета, цели и главной идеи пособия применительно к другим специальностям направлений …

5. Новизна содержания.

Само понятие «новизна» или «новое» является абстрактным и его использование для оценки учебного издания, т.е. конкретного действия рецензента или эксперта по отношению к конкретной рукописи вызывает определенные трудности. В практике рецензирования учебных изданий сложились два варианта преодоления этих трудностей: первый вариант оценивания основывается на формальных (стандартных) определениях учебных изданий; второй — на аналогии с понятием «научная новизна», которое активно используется при оценках квалификационных научных работ (диссертаций). Во всех случаях оценка новизны содержания осуществляется путем сравнения рецензируемой рукописи с уже существующими учебными изданиями.

Особенностями первого варианта являются:

  • использование стандартных (ГОСТ СИБИД и др. документы) определений учебного издания и его типов для формулирования оценки;
  • зависимость оценки новизны содержания от типа учебного издания;
  • учет двойственности учебного издания (наличия в нем предметной и психолого-дидактической составляющих);
  • толкование новизны как оригинальности;
  • связывание понятия новизны с понятием преемственность.

Особенности второго варианта состоят в акцентировании внимания на оценке новизны конкретных предметов, представляемых в учебном издании:

  • объектов, процессов, ситуаций, их свойств;
  • методов наблюдения, анализа и синтеза;
  • конструкторских построений, способов и технологий использования и др.

Также как и в первом варианте учитывается двойственность учебного издания, но внимание привлекается к научной новизне психолого-дидактических приемов представления предмета.

6. Соответствие современному научному уровню (по данному направлению).

Рецензирование или экспертиза предполагает подробный анализ рукописи на соответствие современным достижениям науки и критическую оценку несоответствиям. В случае положительной оценки рукописи, данный анализ не приводится, документируется только окончательное суждение, например: «Рукопись учебного издания (учебника или пособия) соответствует современному научному уровню в … (далее указывается предметная область, направление)». В случае отрицательной оценки требуется указание на конкретные несоответствия.

7. Степень освещения практических вопросов, их актуальность.

Степень освещения в учебном издании практических вопросов зависит от типа этого издания. Однако, независимо от типа любое учебное издание содержит и теоретическую и практическую составляющие. Практическая составляющая оценивается тремя показателями: практической значимостью, ценностью и актуальностью материала учебного издания.

Практическая значимость понимается как полезность приведенной в издании информации для решения конкретных задач на субъектном или каком-либо социальном уровне.

При оценке практической ценности, как правило, используются социально-экономические и финансовые показатели.

Под актуальностью практических вопросов, представленных в учебном издании, чаще всего понимают предназначенность его практической составляющей для деятельности конкретных людей, профессиональных или социальных групп в настоящее время.

8. Методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.

Методический уровень материала рукописи оценивается как «высокий», «удовлетворительный» (в случае положительной оценки всей рукописи), или как «низкий», «недостаточный» (в случае отрицательной оценки).
При этом подразумевается возможность использовать материал в реальном учебном процессе, т.е. в формах предусмотренных в регламентах высшей школы и конкретных вузов.

На грифование не представляются учебные издания, не имеющие апробации в каком-либо учебном заведении. Однако конкретные условия организации учебного процесса в вузах различаются. Грифование предусматривает возможность использования учебного издания для обучения студентов различных вузов, именно в связи с этим обстоятельством от рецензентов и экспертов требуется оценка возможности адаптировать (внедрить) рецензируемое учебное издание в типовые образовательные технологии. Основным компонентом образовательных технологий являются учебная программа дисциплины, в которой определяются содержание и форма представления знаний передаваемых студентам, а также необходимые учебные ресурсы (время, оборудование, литература).

Рецензент оценивает возможность включения учебного издания в список основной и дополнительной литературы по дисциплине и возможность использования его при чтении лекций, проведении практических и лабораторных занятий, в самостоятельной работе студентов.

В связи с этим низкой адаптивностью обладают дорогие учебные издания, ориентированные на использование уникального или дорогостоящего учебного оборудования, представляющие знания по оригинальным методикам.

9. Степень соблюдения психолого-педагогических требований к содержанию и оформлению учебного издания.

Большинство авторов и рецензентов учебных изданий не обладают профессиональными знаниями в областях психологии и педагогики. В связи с этим данный аспект рецензирования и экспертизы встречает наибольшие трудности. Чаще всего эти трудности преодолеваются сведением психолого-педагогических требований к дидактическим и эргономическим. Эргономические параметры учитываются, если на рецензию или экспертизу представлен оригинал-макет издания или сама книга.

Основными дидактическими требованиями к учебным изданиям являются:

  • полнота представления предмета,
  • систематизированность содержания,
  • научная беспристрастность,
  • определенность терминологии,
  • последовательность и логичность изложения,
  • явное указание связей между частями издания,
  • структурированность,
  • наличие примеров,
  • наличие контрольных вопросов,
  • иллюстрированность,
  • наличие библиографии по предмету,
  • научный стиль изложения,
  • понятный язык и др.

Основные эргономические требования к учебному изданию оговорены в соответствующих ГОСТ СИБИД и сводятся к характеристикам информационной насыщенности, параметрам шрифтового оформления, размерам страниц, текстовых полей, пагинации и др. параметрам учебной книги как полиграфической продукции.

10. Целесообразность (нецелесообразность) присвоения грифа.

Суждение рецензента о целесообразности присвоения грифа является заключительным и основано на предыдущих оценках. Оно не может быть положительным, если имеются замечания и отрицательные оценки по другим пунктам рецензии.

При определении целесообразности во внимание также принимается и предполагаемый тираж издания. Он соотносится с потенциальным контингентом читателей. Нецелесообразным считается присвоение грифа в случаях, когда читательская аудитория ограничена и существенно меньше тиража издания.

Материалы этого раздела подготовил Филиппович Ю.Н., обобщив многолетний опыт работы по грифованию и рецензированию учебников и учебных пособий.

Слово гриф происходит от франц. Griffe. Одним из значений слова - надпись на документе или издании, определяющая порядок пользования им.

На момент издания книги новая процедура еще не получила широкое распространение, а издательства, специализирующиеся на учебной литературе, используют преимущественно грифы УМО.

"УТВЕРЖДАЮ"

Зам. председателя Совета УМО вузов РФ

по образованию в области строительства

проректор О.В. Игнатьев

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

г. Москва

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения грифа учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области строительства для высших учебных заведений.

1.2. Гриф УМО присваивается учебным изданиям вида учебник и учебное пособие, к которому относятся: учебно-методическое пособие, практикум, задачник, пособие по самостоятельной работе студентов и др.

1.3. Присвоение грифа УМО реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, на основании результатов которой УМО принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа.

1.4. Гриф УМО может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам базовой и вариативной части гуманитарного,естественнонаучного и профессионального циклов ФГОС ВПО, относящимся к компетенции данного УМО.

1.5. Гриф УМО свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерным программам дисциплины и другим требованиям, установленным в УМО при приведении экспертизы учебных изданий.

1.6. Гриф УМО, присваиваемый учебным изданиям имеет следующую формулировку:

(указывается читательское назначение учебного издания)

1.7. Текст грифа УМО размещается на лицевой стороне титульного листа.

Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора (авторов).

1.8. Максимальный срок работы по присвоению грифа УМО учебному изданию до 3-х месяцев.

1.9. Срок действия права на издание учебной литературы после получения грифа УМО - 1 год.

1.10. Объем рукописи, представленной на присвоение грифа УМО не должен быть менее 5 печатных листов для учебного пособия и 6 печатных листов для учебника.

2. Порядок проведения экспертизы и оформление грифа УМО

2.1. Учебные издания, поступившие в УМО, проходят регистрацию и направляются с сопроводительным письмом на профильную кафедру головного вуза УМО для рецензирования.

2.3. Принимается решение о присвоении грифа УМО (или отказе) на основании представленных рецензий. Решение оформляется и доводится до сведения заявителя в виде письма.

2.4. Отклоненное учебное издание может быть повторно представлено на рассмотрение в УМО после доработки по замечаниям рецензентов, но не ранее чем через 3 месяца после отклонения.

3. Финансирование работ по присвоению грифа УМО

3.1. Финансирование работ по присвоению грифа УМО осуществляется за счет средств заявителя (издательства, вуза), а также других заинтересованных юридических и физических лиц.

3.2. Размеры оплаты работ по присвоению грифа УМО определяются исходя из объема рукописи и минимального размера оплата труда (МРОТ) с учетом налогов и накладных расходов.

Какие книги публикует ИД?

Издательским домом публикуется учебная и научная литература российских и зарубежных авторов по кругу дисциплин, преподаваемых в ВШЭ. Издаются книги тиражом от 100 до 2000 экз. в зависимости от задачи, поставленной при принятии решения о публикации. Все книги издаются в профессиональном редакционно-издательском и полиграфическом исполнении. Есть книги только для внутреннего использования, а есть - и для реализации на внешнем рынке. Большинство книг доступно читателю, как в бумажной, так и в электронной форме.

Выпуск ИД сейчас формируется из следующих составляющих:

Рукописи, издание которых осуществляется по поручению руководства НИУ ВШЭ (материалы Международной апрельской конференции, например);
рукописи, отобранные на основе положительно оцененных экспертами заявок, которые раз в год в сентябре подают в ИД сотрудники Вышки;
рукописи, издание которых предусмотрено в рамках проектного финансирования. В настоящее время это три проекта:

− программа по выпуску серийных монографий
− программа по выпуску переводных учебников
− программа по выпуску авторских учебников

заказы подразделений и внешних заказчиков.

Решение об издании того или иного произведения (за исключением изданий по поручению руководства) принимает Совет ИД – орган управления издательской деятельностью.

Первый способ – плановая публикация. Ежегодно в сентябре ответственный секретарь Издательского дома рассылает по электронной почте на адреса всех пользователей сети ВШЭ Информационное письмо о приеме заявок на публикацию авторской книги. Заявки принимаются до конца октября. Оценка заявок проводится независимыми экспертами Управления академическиой экспертизы НИУ ВШЭ. На основе полученных оценок Совет ИД обычно в начале следующего года принимает решение о принятии заявки к публикации. Часть заявок отбирается к публикации за счёт средств Школы, часть – за счёт средств ИД. К публикации за счёт средств Школы отбираются в основном монографии, авторами которых являются сотрудники ВШЭ. Гонорары авторам не выплачиваются. Книги издаются тиражами от 300 до 600 экз., как правило, подлежат реализации. Собственные средства ИД вкладывает только в издание учебной литературы, которая издается тиражами от 1000 экз. и подлежит реализации. Выплачивается гонорар в размере 10% от реализации. Гонорары выплачиваются ежеквартально, при этом автор получает расчётный листок и может судить о продаже книги. Если автор как сотрудник НИУ ВШЭ получил грант на подготовку рукописи книги, то гонорар выплачивается начиная со второго издания. Первое издание проходит как безгонорарное.

Рукописи сдаются в ИД по мере готовности, но не позже сентября следующего за годом одобрения заявки года. Рукописи проходят независимое рецензирование, по результатам которого принимается окончательное решение о публикации, отказе в публикации или отправке на доработку. По возможности, на учебную литературу получаются грифы УМО или уполномоченного Минобрнауки России вуза.

Рукописи можно сдавать в ИД ВШЭ весь год принятия заявки и до сентября следующего за ним года.

Второй способ – проектное финансирование. Как уже было сказано выше, сейчас в ИД три проекта:


Первый проект
– серийные монографии по социально-экономическим наукам, основан в 2009 г. Он включает переводы и авторские книги российских авторов. Основным идеологом насыщения программы является главный редактор ИД ВШЭ В.В. Анашвили. Сформированный им список предполагаемых к изданию книг рассматривает Совет ИД. Если у вас есть авторская книга, соответствующая проекту как тематически, так и по стилю, просим обращаться к В.В. Анашвили. Так же вы можете поступить с интересной для проекта переводной книгой. Это можно сделать в течение года. Разработано специальное серийное оформление. Книги подлежат реализации.

С 2012 г. проект имеет гонорарный фонд на заказ монографий российским авторам. Выплачивается до 300 тыс. руб. авторам, чьи расширенные заявки - план-проспект + демоглава – одобрены главным редактором ИД В.В. Анашвили и получили положительное экспертное заключение. Окончательное решение выносится на Совете ИД. Аванс (50% гонорара) выплачивается при принятии заявки к публикации и заключении авторского договора-заказа. Остальные средства выплачиваются при сдаче рукописи в ИД.

Второй проект – выпуск переводных учебников, открытый в 2011 г. Отбор проводится Советом ИД по инициативным заявкам, оцененным так же двумя независимыми экспертами Управления академической экспертизы НИУ ВШЭ. На первом этапе в 2011 г. было отобрано семь учебников, многие из которых уже изданы. Учебники выходят в едином художественном исполнении (специально для них был разработан единый оригинал-макет и дизайн обложки). Проект является продолжающимся. И в 2013 г. был объявлен его второй этап. К изданию было отбрано еще семь учебников.

Третий проект – выпуск грантовых авторских учебников. Он стартовал в 2012 г. Отбор проводился по инициативным заявкам, прошедшим экспертизу. Авторам выплачивается заметное вознаграждение за подготовку учебников (до 450 тыс. руб.) Учебники представляются к получению грифа УМО и уполномоченного Минобрнауки России вуза. На первом этапе к изданию было отобрано 17 заявок. Первый учебник вышел в свет в начале 2014 г. – А.С. Селивановский . Книги пополнят серию и подлежат реализации. Проект намечен как продолжающийся.

Второй и третий проекты планируется чередовать по годам.

Объявление о старте сбора заявок во второй и третий проекты вывешивается на портале НИУ ВШЭ, на сайтах факультетов и ИД ВШЭ.


Третий способ
– книга издается за счет средств подразделений НИУ ВШЭ. В ИД за подписью руководителя подразделения-распорядителя денежных средств (декан факультета, директор института, др.) подается Заявка на публикацию за счет средств подразделения . Заявки принимаются в течение года.
Рекомендуется до подписания переслать заполненную заявку по электронной почте Директору ИД ВШЭ () с просьбой ее планового обсчета. Если при заполнении заявки возникают вопросы, то рекомендуется заполнить то, что возможно и переслать форму с указанием телефона контактного лица, уполномоченного принимать решения по уточнению параметров. Как правило, приходится консультировать подразделения по вопросам оптимизации цена/качество, что связано с выбором тиража, внешнего вида и полиграфического исполнения издания, полноте редакционно-издательского цикла.
На основе параметров, заложенных в заявке, ИД обычно в течение трех рабочих дней составляет плановую смету и пересылает подразделению-заказчику. Таким образом, у подразделения появляется полностью согласованная заявка с плановой сметой, которая теперь уже подписывается руководителем подразделения-распорядителем денежных средств, а также визируется в ПФУ куратором, который указывает источник финансирования (субсчет подразделения, др.) и подтверждает наличие необходимых средств. После этого заявка приносится непосредственно в издательство (ул.Профсоюзная, д.33 к.4, оф. 516) или передается через общий отдел НИУ ВШЭ (ул. Мясницкая, 20, оф. 441-к).
После завершения работы над книгой ИД составляет калькуляцию. Она может отличаться от плановой сметы, главным образом за счет объема издания. Как правило, его нельзя точно рассчитать по рукописи, а так же он претерпевает изменения в ходе редакционно-издательской работы над рукописью (рукопись сокращается или дописывается). Кроме того, обычно объем изначально рассчитывается заказчик, пользующийся компьютерной программой «Статистика» в меню «Сервис», которая «не умеет считать» графику, таблицы и формулы. Рост объема, естественно, ведет к увеличению средств, расходуемых по факту на редакционно-издательскую обработку и тиражирование книги. При этом расценки ИД не меняются, они сохраняются на уровне плановой сметы.
По выполнению заказа в соответствии с калькуляцией с подразделения-заказчика ПФУ НИУ ВШЭ снимает денежные средства, которые перечисляются на субсчет ИД. Книги, выпущенные за счет средств подразделений, обычно не продаются. Весь тираж передается подразделению-заказчику. Однако последний может дать ИД ВШЭ книгу на реализацию. Тираж и цену следует согласовать с зам. зав. отделом реализации ИД ВШЭ ().


Четвертый способ – издание книги за счёт средств внешних заказчиков – юридических или физических лиц. В этом случае заключается договор на заказное издание. Оплата производится по безналичному расчёту. Обычно, если даже книга заказывается извне, требованием ИД является наличие рецензентов из Вышки, что гарантирует её определённый содержательный уровень. Решение о приёме заказной книги к изданию выносится на Совет ИД. Внешним заказчиком может выступать спонсор, готовый профинансировать издание книги для факультета или другого подразделения НИУ ВШЭ. Все чаще внешними заказчиками выступают профессора и сотрудники НИУ ВШЭ, которые хотят гарантированно получить книгу без длительных отборочных процедур.

По вопросу издания книги по договору заказа следует обращаться к директору ИД Е.А. Ивановой. При этом типе финансирования весь тираж передается заказчику и обычно реализации не подлежит. Однако ИД может взять согласованную часть изданного тиража книги на реализацию. Для этого заказчику необходимо заключить с издателем договор комиссии.

Как организован процесс рецензирования?

Заявки на плановые и грантовые публикации обобщает Управление академической экспертизы ВШЭ. Каждая из них оценивается двумя экспертами по пятибальной системе. Затем заявки с оценками выносятся на заседание Совета ИД. В зависимости от имеющихся ресурсов и полученных оценок Совет ИД определяет «проходной» балл. Заявки, получившие более низкие оценки, отсекаются.

Для переводной литературы – оценка заявки равнозначна принятию книги к публикации. Затем может рецензироваться перевод, если у научного редактора перевода есть сомнения в его качестве.

По оригинальным произведениям рецензируется еще и рукопись. Независимый рецензент определяется координатором направлений. Но координатор направления может и самостоятельно принять решение о рекомендации рукописи к изданию.

Состав координаторов направлений:

Психология – А.Н. Подъяков

Философия – А.М. Руткевич

Социология – В.В. Радаев

Экономика – М.Г. Колосницина, В.М. Солодков, Н.И. Берзон

Международные отношения – Л.Л. Любимов

Право – М.А. Краснов

ГМУ – А.В. Клименко

Бизнес-информатика – С.В. Мальцева, О.Р. Козырев

Математика - Г.Л. Рыбников

Статистика – Л.М. Гохберг

История – И.М. Савельева

Образование – И.Д. Фрумин

Политология, культурология – С.А. Медведев

Менеджмент, маркетинг – М.Ю. Шерешева

Лингвистика росс . – Е.Н. Пенская

Лингвистика заруб. – Е.В. Великая, Н.В. Ралык.

Оценка заявок и рецензирование рукописей - анонимные. Но с ними можно ознакомиться у ответственного секретаря ИД ВШЭ.

Перечень отобранных заявок вывешивается на сайте ИД. Кроме того, все податели заявок оповещаются по электронной почте в течение трех рабочих дней после принятия решения. Аналогично доводятся сведения о результатах рецензирования рукописей и переводов.

Как учебник может получить гриф?

Чтобы получить гриф, учебник или учебное пособие должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к подобным учебным материалам. ИД ВШЭ проводит всю оргработу по получению действующих в России грифов - грифы УМО и грифы уполномоченного Минобрнауки России вуза (бывший гриф Минобрнауки России). Издательство взаимодействует с автором рукописей на предмет получения информации, необходимой для подачи документов (специализация, направления учебных курсов, учебные планы, др.) Издательский дом самостоятельно заключает договоры на получение грифов с внешними УМО или Университетом печати, через который сейчас происходит присвоение грифов уполномоченных Минобрнауки России вузов. Обычно процедура грифования занимает от трех до шести месяцев. Ее оплату берет на себя ВШЭ.

Как разместить книгу в базе данных РИНЦ?

С 2016 г. Издательский дом ВШЭ начал размещать изданные книги в базе РИНЦ на портале .

По плановым изданиям процедура действует автоматически.
По заказным – необходим ряд действий. Подразделение-заказчик должно при заполнении отметить необходимость этой опции в предусмотренном для этого пункте. С авторами книги ИД ВШЭ заключит лицензионный договор, который готовит ответственный секретарь ИД ВШЭ
При публикации за счет средств автора пункт о включении книги в РИНЦ предусматривается в договоре-заказе.
К сожалению, выгрузка книг и сборников в базу требует у технической службы РИНЦ длительного времени, некоторое время издания будут находится в базе переданных, но не размещенных книг.

Как присвоить книге DOI в системе CrossRef?

С 2017 г. Издательский дом ВШЭ начал присвоение издаваемым книгам цифровых идентификаторов объектов - DOI (сокращение от Digital Object Identifier). Он является наиболее надежным и всемирно признанным средством идентификации и поиска научных публикаций, размещенных в сети Интернет. DOI используется сейчас всеми крупнейшими издательствами мира.
DOI присваивается всей книге целиком. Кроме того, в случае коллективных монографий, каждая глава которых написана конкретными авторами и посвящена конкретной тематике, а также сборников научных статей, помимо общего DOI, идентификаторы даются еще и каждой обособленной главе (статье) произведения. Учебник, даже если он написан авторским коллективом, является целостным произведением, и ему присваивается только один общий DOI.
Для исследователей-авторов книг DOI имеет еще и дополнительное значение. Улучшение возможностей для нахождения публикации в Интернете ведет к увеличению её читательской аудитории как в печатном, так и в электронном видах, а за счет этого повышается цитируемость произведения.
По плановым изданиям ИД ВШЭ процедура присвоения DOI действует автоматически. По заказным изданиям подразделение-заказчик должно при заполнении отметить предусмотренный для этого пункт.

Договор на издание книги с автором (авторами) в установленной НИУ ВШЭ форме, соответствующей действующему в России законодательству, заключается в ИД при сдаче принятой к изданию рукописи. Обычно автор передает издателю эксклюзивные права на использование произведения в бумажной и электронной формах. При издании за счет средств НИУ ВШЭ договор заключается, как правило, на три года. Научные издания обычно не переиздаются. Но ИД имеет опыт продажи иностранным издательствам авторских прав на перевод и публикацию научных произведений (в этом случае средства, полученные от продажи авторских прав, передаются автору). При издании за счет средств ИД, договор заключается, как правило, на 5 лет. Весь этот срок издательство обязано переиздавать книгу, при условии реализации ранее выпущенного тиража. В ИД имеется практика пяти-шести переизданий учебной литературы. Однако сейчас спрос на книги резко упал и эта практика, увы, в прошлом. По вопросам заключения договора в ИД следует обращаться к (решение принципиальных вопросов) и (подготовка договоров).

Можно ли использовать материалы, скачанные из сети Интернет?

Опубликованные в сети Интернет фотографии, рисунки, графики и диаграммы как правило охраняются авторским правом и не могут использоваться в коммерческих целях без явного письменного разрешения правообладателя. Поэтому предпочтительно использование материалов (текстов, фотографий, иллюстраций), созданных непосредственно автором.

Можно свободно использовать фотографии и другие иллюстрации, опубликованные в фотобанках и вики-энциклопедиях на условиях свободной (открытой) лицензии (Creative Commons,GNU/GFDL) либо переданные в общественное достояние для свободного использования (public domain).

Какие требования предъявляются к переводным изданиям?

При подготовке заявки на переводное произведение следует помнить, что ни в коем случае не следует начинать подготовку рукописи перевода с иностранного языка, пока ИД не заключил с правообладателем договор о лицензировании прав на перевод – права могут быть уже заняты.
Помните, что перевод может быть издан только с согласия правообладателя – авторов оригинального произведения на иностранном языке, их наследников, либо издательств и агентств, которым авторы передали свои авторские права. Переводчик также имеет авторские права на созданный им текст перевода – они могут охраняться, даже если оригинальное произведение уже перешло в общественное достояние. Для перевода используйте рабочий экземпляр книги, предоставленный издательством. Переводчик обязан соблюдать право автора на неприкосновенность произведения - перевод должен быть выполнен точно и достоверно, без каких-либо изменений, дополнений и сокращений. Иностранный правообладатель имеет право контролировать качество перевода на русский язык, а при нарушении условий лицензионного договора может отозвать разрешение на публикацию без возврата стоимости лицензии.

Как книга готовится к выпуску?

Рукопись книги сдается в издательство , о чем делается запись в журнале регистрации рукописей. Рукопись должна быть сдана с соблюдением определенных требований .

При сдаче рукописи желательно присутствие автора (одного из авторов). На книгу заводится карточка, где фиксируется ее движение в ИД. Обычно рукопись изначально отдается редактору, который затем, по ее прочтении, связывается с автором (авторами) для снятия вопросов. Автор (авторы) подписывает верстку книги. Пожелания автора относительно внешнего вида издания носят для ИД ВШЭ рекомендательный характер, если он не является заказчиком или инвестором проекта. С заказчиком или инвестором проекта согласуется весь оригинал-макет издания. Авторы, заказчики и инвесторы не могут настаивать на отступлении ИД ВШЭ от издательских и полиграфических стандартов и нормативов. Также они не могут требовать от ИД отступления от нормативных документов НИУ ВШЭ, в частности, относительно использования товарного знака (логотипа) Школы и его взаимодействия с другими товарными знаками (логотипами). Логотипы подразделений НИУ ВШЭ, не прошедшие процедуру регистрации, не могут размещаться на изданиях.

Без корректуры, верстки и сверки-выпуска, составляющими минимальный цикл редакционно-издательской обработки, книги под маркой НИУ ВШЭ не выпускаются. Обычно книга проходит полный цикл редакционно-издательской обработки, отличающийся от минимального наличием редактирования. В коммерческих издательствах с автора за переделки по его вине берут деньги. В ИД такой практики пока нет. Иногда об этом можно пожалеть. Особенно больно, когда переделки делаются на стадии второй и последующих версток. Бывают случаи, что рукопись уже полностью отредактирована и сверстана исходя из пожеланий одного научного редактора, и тут возникает фигура второго научного редактора, который вдруг решил внести свой вклад в общее дело. Иногда издательство становится свидетелем пламенных научных дискуссий между авторами, хотя все должно было быть выяснено до сдачи рукописи в ИД.

Каким советам лучше последовать при подготовке книги?

Чего следует избегать и к чему стремиться, если вы хотите получить книгу в обозримый срок, а не спустя три-четыре года (а такие случаи, увы, есть) после ее сдачи в ИД.

  1. Не сдавайте в издательство полуфабрикат.
  2. При работе над рукописью отдельное внимание уделяйте ее структуре.
  3. Указывайте в заявках взвешенные сроки сдачи рукописи в издательство. Если ваша заявка отобрана к публикации, но вы не готовы соблюсти заявленный в заявке срок ее сдачи в ИД, сообщите ответственному секретарю ИД о реальном сроке сдачи рукописи, естественно, в пределах установленного периода (год принятия заявки + следующий год до сентября). Это связано с финансовым планированием, с планированием редакционно-издательских работ, с закупочными процедурами на услуги типографий.
  4. Отводите время на работу с издательством, подстраивайте под редакционно-издательский цикл свой рабочий и особенно командировочный графики.
  5. Проверьте все данные в таблицах, диаграммах и схемах, в том числе на их комплектность.
  6. Если в книге планируется использование большого количества формул и графики, предварительно согласуйте с зав. книжной редакцией, в каком виде данные должны быть представлены в издательство.
  7. Используйте только проверенные сноски с полным описанием источника.
  8. Не начинайте перевода книги с иностранного языка, если издательство не получило авторские права на перевод.
  9. Тщательнее подходите к отбору переводчиков, привлекаемых к переводным проектам.

В какой срок книга будет издана?

Срок выпуска в ИД книги зависит от многих факторов. Сразу отдельно скажем о переводных книгах, на издание которых следует отводить больше времени, чем на русскоязычные издания. Это связано с достаточно длительной процедурой получения авторских прав (до полугода), дальнейшим переводом и его научным редактированием (еще порядка года). Правда, проектное финансирование, когда деньги выдаются на проект на обозримый период, стало важным дисциплинирующим фактором. И по переводным учебникам почти все обязательства по срокам соблюдаются и шестилетнего «зависания», как по ранее осуществлявшимся переводам нет. Но меньше двух лет на работу над переводной книгой до сих пор не уходит.

Что касается оригинального произведения на русском языке, то когда работа сдана в согласованный с ИД срок (т. е. под освободившегося редактора, не в период отпусков или национальных праздников), комплектно (т. е. текст с проверенными сносками, с оглавлением, приложениями, библиографией, предметным или алфавитным указателем, сведениями об авторе на обложку и его фото), аккуратно (даны грамотные ссылки на использованную и рекомендуемую литературу, в таблицах доли в сумме дают 100%, а не 98% или 105%), а, кроме того, автора или научного редактора «не возбуждает» процесс вёрстки (а именно на этой стадии огрехи авторского текста или научного редактирования становятся очевидными), автор не забирает рукопись, отданную редактором для снятия вопросов, в трехмесячную командировку за рубеж, не теряет её и т. п., ИД может сделать книгу в переплёте оговоренного объёма «под ключ» (т. е. с типографским циклом, занимающим три недели) за четыре месяца.

И к этому следует стремиться. Но это обоюдный процесс, в котором принимает участие и издательство, и автор. И для автора соблюдение жестких издательских сроков – это сложный процесс, требующий сосредоточенности и расстановки определённых профессиональных предпочтений.

Выдаются ли авторам бесплатные экземпляры?

Из-за действующей в России налоговой политики ИД отошёл от широко распространенной ранее практики выдачи бесплатных экземпляров книг авторам. Книги в количестве десяти экземпляров передаются автору только в счёт гонорара, если последний предусмотрен авторским договором.

При заказе издания, естественно, заказчик получает весь тираж за вычетом экземпляров, подлежащих обязательной рассылке, предусмотренной действующим в России Федеральным законом «Об обязательном экземпляре», согласно которому от 16 экземпляров каждого издания должно направляться в Российскую книжную палату, которая затем распределяет их по ведущим библиотекам страны. Один экземпляр направляется в Федеральное агентство по печати. Так же обычно два экземпляра остаются в типографии (сигнальный и контрольный). Кроме того, в распоряжении ИД остаётся до шести контрольных экземпляров каждого издания. Подразделения ИД, получившие по накладной на внутреннее перемещение тираж заказного издания, должны его самостоятельно оприходовать на складе ВШЭ и списать по мере использования.

Также в последнее время стала практиковаться выдача книг, изданных за счёт средств ВШЭ, под презентации. Для их получения необходимо подать служебную записку на имя первого проректора В.В. Радаева с указанием количества запрашиваемых экземпляров. При положительном решении книги путём внутреннего перемещения попадают материально ответственному лицу подразделения, проводящего презентацию. После раздачи книги подвергаются списанию. Кроме того, авторы имеют 20% скидку на покупку своих книг в Университетском книжном магазине «БукВышка».

Как книги попадают в библиотеку ВШЭ?

Монографии обычно библиотека заказывает в ИД самостоятельно в количестве десяти экземпляров. Учебники должен заказывать в библиотеке их автор через кафедру (имеется форма, рассылаемая библиотекой). Число заказываемых автором учебников зависит от количества студентов, которые будут по ним заниматься. Оно доходит до 500 экземпляров.

Что такое гриф и виды грифов.
Гриф – надпись на документе или издании, определяющая порядок пользования им.
Присвоение грифа учебному изданию свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Федерального государственного образовательного стандарта, учебной программы дисциплины и другим требованиям, установленным экспертным органом при проведении экспертизы учебных изданий.

Обеспеченность вуза учебными изданиями с грифом (с рецензией уполномоченных вузов РФ) является важнейшим показателем при проведении комплексной оценки деятельности вуза со стороны Министерства образования и науки РФ.
Категории грифов, присваиваемых вузовским учебным изданиям:
Рецензия Министерства образования и науки РФ (базовые вузы ФИРО, МГУП) свидетельствует о том, что данный учебник или учебное пособие соответствует содержанию ГОС ВПО, ФГОС, примерным или рабочим программам дисциплин (предметов), современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы деятельности с учетом уровня профессиональной образовательной программы, а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий.
Гриф Учебно-методического объединения (УМО) вузов России может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам федерального компонента, по дисциплинам вуза и по выбору студента (относящимся к компетенции данного отделения УМО), а также по дисциплинам специализаций или профилей;
Гриф Региональных учебно-методических центров Дальневосточного регионального учебно-методического и Сибирского регионального учебно-методического центра (на основе имеющихся подписанных договоров с университетом) может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам федерального и национально-регионального и вузовского компонентов, отражающим, в том числе, региональную специфику. Региональные центры учебники не грифуют.
Рецензирование учебных изданий проводится по инициативе заказчика рецензии. Заказчиками рецензии могут быть как юридические так и физические лица. Объектом рецензирования являются печатные и электронные учебные издания. Объем печатных учебных изданий (учебников, учебных пособий, а для ВПО и учебно-методических пособий) должен быть не менее пяти авторских листов; тираж не менее пятисот экземпляров. Электронные учебные издания, печатный аналог которых может быть получен без потери дидактических свойств, представляются в печатном виде и рецензируются как печатные издания.

Рецензирование учебных изданий проводится на платной основе. Стоимость работ, связанных с подготовкой рецензии, оплачивается заказчиком.

Рецензия действительна в течение периода действия соответствующих государственных образовательных стандартов профессионального образования с момента регистрации ее уполномоченным учреждением. На переиздание типового учебного издания повторное рецензирование не требуется.