Героическое первенство великой отечественной. Псков в годы великой отечественной войны

Любимых страной храбрецов,

Вглядеться мне хочется близко

В героя простое лицо.

Семен Кирсанов.

Введение

История Военно-воздушных сил (ВВС) богата множеством славных и героических страниц. За 100 лет авиация России стала поистине легендарной. Уже в годы Первой мировой войны, во время испытаний Великой Отечественной войны русские летчики в полной мере проявили свое мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием. И мы по праву можем гордиться тем, что Вологодчина внесла немалый вклад в создание отечественной авиационно-космической империи.

Тамара Спивак в историко-литературном повествовании об участии вологжан в становлении и развитии отечественной авиации, о героизме летчиков-вологжан пишет:

«Что ни говори, а слово «первый» несет в себе особую магическую энергию. Произносишь его, и что-то обязательно всколыхнется в душе, точно прикоснулся к чему-то таинственному, неведомому. А если это слово еще и соотносится с твоим отчим краем!?

кто первый в годы Великой Отечественной войны удостоился звания Героя Советского Союза? Припоминаете?.. С трудом?.. Да, конечно, это были летчики 158-го истребительного авиаполка младшие лейтенанты Петр Харитонов, Степан Здоровцев и наш земляк, уроженец Череповецкого района Михаил Жуков».

Знать имена прославленных земляков необходимо. Мы стремимся к этому. Совсем недавно нашей школе присвоено имя прославленного летчика, Дважды Героя Советского Союза Александра Федоровича Клубова, открыт музей, где собрано множество экспонатов, связанных с авиацией. Хотелось бы внести свой вклад и представить материал еще об одном нашем земляке, летчике-истребителе М. П. Жукове.

Цель данной работы – исследование жизненного и боевого пути М.П. Жукова.

Задачи исследования:

    Рассмотреть становление личности М. П. Жукова в предвоенные годы.

    Проследить формирование мировоззрения советского патриота.

    Изучить отзывы о летчике в печати (в публицистике, мемуарах, стихах).

    Систематизировать информацию о герое, полученную в музее МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа».

Основная часть

Становление личности героя

И гложет, снедает тревога: неужели так и уйдут в небытие не- узнанные?

Т. Спивак

В первые дни начала Великой Отечественной войны вся страна узнала о героическом подвиге трёх летчиков: Степана Здоровцева, Петра Харитонова и Михаила Жукова, которые впервые в истории воздушного боя таранили вражеские самолеты и первыми в Великой Отечественной войне были удостоены звания Героя Советского Союза.

10 июля 1941 года газета «Правда» писала: «Это первые орденоносцы священной Отечественной войны советских народов против кровавых псов фашизма. Как только телеграф и радио разнесли по стране Указ о первых героях Отечественной войны, популярны и любимы стали имена Героев Советского Союза Степана Здоровцева, Михаила Жукова, Петра Харитонова…. Так воюют и побеждают простые советские люди, не знающие страха в борьбе, гордые сыны нашего крылатого народа. Они множат мастерство и отвагу и бьют врага, беспощадно обрушивая на него тонны стали, уничтожая его в воздухе».

Уроженцу Череповецкого района летчику-истребителю М.П. Жукову за таран фашистского бомбардировщика, совершенного в ленинградском небе, 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился Михаил 10.11.17 г. в деревне Ружбово Вологодской области в многодетной крестьянской семье. Русский.



В музейных фондах Череповца хранится несколько фотографий, на которых запечатлена семья Героя Советского Союза Михаила Жукова. Вот его мама – Анна Матвеевна вместе с ещё совсем юным Мишей и его старшим братом Семёном. Снимок сделан в Ярославле, где Михаил Жуков некоторое время работал на местном шинном заводе.

В 1930 г. окончил начальную сельскую школу в с. Покров.


Затем учился в неполной средней школе в с. Абаканово.

В 1931 г. поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 г. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент.

В январе 1934 г. был направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества.

С сентября того же года работал слесарем на Ярославском шинном заводе. Одновременно учился в ФЗУ при резино-астбестовом комбинате. По окончании ФЗУ получил 4 разряд (высший для учеников) и поступил на работу в электроцех шинного завода.

Воскресник на строительстве резинокомбината. 1929 год.

Осенью 1936 года по комсомольской путёвке направлен в аэроклуб.

Установлена на здании, где размещался ярославский аэроклуб

Михаил с юных лет вынашивал в сердце мечту стать летчиком. То было героическое время. Советские люди ставили невиданные трудовые рекорды, строили заводы, электростанции и железные дороги, осваивали морские просторы и воздушный океан...

Жуков пришел в Ярославский аэроклуб. Учился он прилежно, внимательно ко всему приглядывался. Когда совершил первый самостоятельный полет, мечта стала приобретать реальность, и Михаил поступил в Сталинградское авиационное училище. Ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

В октябре 1940 г. окончил Сталинградское военное авиационное училище. В училище освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16.


Истребитель И-16 в полете

В РККА (рабоче-крестьянская красная армия) с ноября 1938 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Служил летчиком в 3-й эскадрилье 158-го истребительного авиаполка ПВО. Участвовал в обороне Ленинграда.

«Дорога жизни» в апреле 1942 года. Авиация прикрывает машины, идущие на Ленинград (рис. из историко-литературного повествования об участии вологжан в становлении и развитии отечественной авиации, о героизме летчиков-вологжан… Т. Спивак)

23.06.41 г. в 11.00 он совершил первый боевой вылет.

Первая встреча с врагом состоялась 23 июня, на второй день войны. Жуков патрулировал над аэродромом. Внизу блестела река, по мосту двигалась длинная войсковая колонна, направлявшаяся к фронту.

А враг уже подкрадывался, прячась в облаках. Высоко в небе был Михаил Жуков, но все же успел разглядеть черную тень, мелькнувшую под ним,- фашист летел к мосту с грузом бомб.

Жуков бросил свою машину на врага. Все ближе и ближе вражеский самолет. Вот уже видна свастика, похожая на паука. И рука Михаила легла на гашетку пулемета. «Юнкерс» (немецкий бомбардировщик «Ю–88») встретил Жукова ливнем трассирующих пуль, завязалась дуэль. «Только бы не промазать!» - думал Жуков. Ведь он впервые видел так близко врага. На металлической обшивке забелели полосы от пуль. Враг не выдержал, дрогнул, резко перешел в пике, стараясь уйти от преследования. Так начались для молодого летчика напряженные боевые будни.

Обычно говорят: мастерство приходит с годами. Не было большого срока на овладение наукой побеждать у Михаила Жукова и его боевых товарищей. Нужно было бить врага сейчас, сегодня. И, встречаясь в воздухе с «юнкерсами», «хейнкелями», Жуков присматривался к повадкам фашистских асов, изучал их тактику, выискивал уязвимые места. Уже в первые дни войны знал, что лучше всего бить «юнкерса» снизу, чего бронированный фашист смертельно боится...

27.06.41 г. фашистский бомбардировщик таранил сослуживец Жукова младший лейтенант Харитонов.


28.06.41 г. совершил таран еще один летчик 158-го истребительно-авиационного полка младший лейтенант Здоровцев.


29 июня 1941 года Михаил Жуков дежурил на аэродроме. В 5часов 40 минут над аэродромом показалось двенадцать вражеских бомбардировщиков “ Ju -88”. В составе восьмерки истребителей И-16 под командованием лейтенанта В. Иозицы Жуков вылетел на перехват. «Юнкерсы» шли без прикрытия: в это время они были слишком уверены в своем превосходстве, в своей неуязвимости в воздухе. Им ведь долго и настойчиво вдалбливали: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне – это оружие могущественных людей, германская форма боя» [Т. Спивак]

Решительной атакой наши истребители нарушили строй вражеских самолетов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один бомбардировщик решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы…

Михаил Жуков посылал свою машину в одну атаку за другой. Но вот израсходован весь боекомплект. И тогда отважный летчик пошел на таран. Он буквально насел на вражеский бомбардировщик, но тот увертывался от него, и Жукову никак не удавалось настичь фашистского стервятника, хотя истребитель Михаила все время висел над хвостовым оперением вражеского самолета. Только Жуков собирался ударить винтом или плоскостью по бомбардировщику, как тот снижался. Волной близкого взрыва машину Жукова подкинуло кверху, но он продолжал преследовать врага. Чуть впереди летел командир звена Горбачевский, слева - лейтенант Федоренко. Уверенно чувствовал себя Михаил рядом с такими друзьями.

А.И.Горбачевский В.И. Федоренко

Впереди засверкало Псковское озеро. Немецкий летчик снизился почти к самой воде. Жуков «насел» на него еще плотнее. Уходя от возможного тарана, фашист совсем прижал машину к водной глади и его самолет зарылся носом в озеро. Жуков выровнял свой «И-16» и вернулся на свой аэродром. Это был его третий боевой вылет.

На аэродроме Михаил Петрович сказал своим боевым друзьям:

- Насчет тарана я так думаю, удивляться не следует. Техника техникой, а на войне и врукопашную надо уметь сражаться. Таран - это вроде рукопашной в воздухе.

Воспоминания о М. Жукове

Вспоминает генерал-майор авиации Покрышев: « Хорошо помню те дни… Наш полк тогда базировался недалеко от Пскова. Трудное было время. Едва улетала одна группа фашистских самолетов, как появлялась другая. Можете себе представить напряженность обстановки, если, например, двадцать восьмого июня летчики нашего полка участвовали в двадцати групповых воздушных боях. Так что в эти дни можно было увидеть всякие приемы. И не предусмотренные уставами - тоже. Как таран, например…

Михаил Жуков действовал с такой же смелостью и решительностью, как и его товарищи Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Так же, как и они, когда вышли боеприпасы, бросился на врага, чтобы таранить его самолет, и поэтому его действия заслужили столь высокую оценку. Это равноценно броску на амбразуру дота. Бывало, что герои оставались живы, но от этого их подвиг не становился менее значительным ».

Главный маршал авиации Новиков вспоминает: « Михаил Жуков преследовал своего врага… и настиг его только над Псковским озером... Бомбардировщик врезался в воду .

Подвиги ленинградских летчиков показали, что даже наша фактически еще необстрелянная молодежь не только не дрогнула перед опытным противником, но в первые же дни войны начала бить его. Это означало, что моральный фактор был и остался нашим верным союзником.

Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал командующему войсками Северного фронта М.М. Попову и А.А. Жданову (член Военного совета фронта) о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза.

В тот же день, только несколько позже, Жданов при мне позвонил в Москву и доложил И.В. Сталину о героях-ленинградцах. Сталин поддержал наше представление о награждении отличившихся летчиков. Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было. Разговор Жданова со Сталиным да телеграмма в Ставку заменили обычные наградные листы ».

В документальном очерке Валентина Викулова под названием «Один из первых», опубликованном в газете «Коммунист» в 1975 году приводится выдержка из письма начальника архивохранилища Министерства обороны СССР Кореняка: « 29 июня 1941 года летчики полка отражали многочисленные попытки вражеских самолетов атаковать станцию Ретуппе и город Псков. В этот день особо отличился в воздушных боях младший лейтенант Жуков. Не имея боеприпасов, он преследовал бомбардировщик противника, имитировал атаки и наседал до тех пор, пока не вогнал его в Псковское озеро » .

8.07.41 г. младшему лейтенанту Жукову Михаилу Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 542 .

Однополчане поздравляют М.П. Жукова с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Июль 1941 года.

В то июльское утро бой был жаркий. Уставший и возбужденный, Михаил Жуков плавно приземлил свой самолет, подрулил почти к самому лесу, где укрывали боевые машины. «Пойду сразу к озеру. Надо искупаться, снять с себя усталость»,- подумал летчик и быстро выбрался из кабины. Но к нему бежали по полю боевые товарищи, и младший лейтенант задержался у самолета. А друзья, что-то радостно крича, подбежали к Жукову и стали его качать. Когда, наконец, он ступил на землю, друзья поздравили Михаила:

- С присвоением звания Героя...

- По радио Указ передали...

- Поздравляем! Гордимся...

Товарищи искренне, от души жали руку летчику. На горизонте показались машины Здоровцева и Харитонова.

- Всем вам троим звание Героя Советского Союза, присвоено,- сказал командир звена Горбачевский и вслед за другими побежал к самолетам, заруливавшим на стоянку.

Жуков видел, как летчики схватили в свои объятия Здоровцева и Харитонова и начали тоже качать...

Михаилу хотелось побыть одному. К озеру он не пошел, а сел на бровку летного поля, задумался. Думал о том, как хотел иметь крылья, чтобы парить над землей, и, гордый и счастливый, получил эти крылья. И вспомнилась ему вся его короткая, двадцатичетырехлетняя жизнь...

Здоровцев, Харитонов, Жуков!

Вас обнимает вся страна!

И все от дедов и до внуков,

Твердят родные имена.

Пусть множатся ряды героев,

Пусть в наши грозовые дни

Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!

Подвигу Жукова свои стихи посвятил и поэт Александр Прокофьев, автор слов известной песни «Товарищ»:

Где б враг ни встретился в пути

И что б ни делал он,

Не дать уйти, не дать уйти -

Вот воинский закон.

Второй закон дала страна,

Как первый, он хорош:

Воздай за все врагу сполна,

Разбей и уничтожь!

И Жуков в воинском пути

Законы эти знал,

Настиг врага, не дал уйти -

И в озеро вогнал!

Ленинградский военный журналист А. В. Буров взял интервью у героя. Он застал лётчика у его "ястребка", только что вернувшегося с боевого задания. Карие глаза, чёрные волосы, смуглое мужественное лицо. Широкоплечий, статный. Пилот рассказал:

Наша старушка - мать сейчас одна. Братья Александр и Павел - в Действующей армии. Афанасий и Иван имеют опыт гражданской войны и тоже бьются с врагом. Младшие братья, Семён с Тимофеем, конечно, не сидят дома - оба призывного возраста. Выходит, шестеро, я седьмой. А восьмая, Евдокия, - медицинская сестра.

Узнав о присвоении сыну высокого звания Героя Советского Союза, 64-летняя мать лётчика, колхозница из далёкой череповецкой деревни Ружбово Анна Матвеевна Жукова писала на страницах "Красной Звезды":

"...Дорогой и любимый Миша! Даю тебе наказ: продолжай так же бесстрашно и мужественно громить фашистских псов... И другим сыновьям говорю: мои дорогие, любимые, отстаивайте каждую пядь советской земли, деритесь с проклятым врагом до последней капли крови!.."

О нем, а точнее – о них, потому что с этого времени их имена стали неразделимы, не только писали, не только передавали по радио. О них говорили в полках, в эскадрильях. Обсуждали, спорили, примеривали их подвиг на себя…

Не обошли молчанием тараны и фашисты. Они объявили этот прием уничтожения противника «варварским» методом ведения войны, приемом «обреченных». Видимо, эти утверждения требовались им для того, чтобы оправдать собственный страх перед тараном. История Великой Отечественной войны не знает ни одного случая, когда бы немецкий летчик сознательно, целенаправленно осуществил таранный удар. Более того, столкнувшись с таким непостижимым для них явлением, как таран, немецкие летчики в дальнейшем старались избегать сближения с нашими истребителями на расстояние меньше ста метров. О причинах такого поведения противника в воздушном бою размышлял уже годы спустя после войны Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков. « Думаю, - писал он, - что причина здесь не в отсутствии боевых качеств у противника. Дело гораздо тоньше. Гитлеровские летчики, особенно их старые вышколенные кадры, были не из робкого десятка. А на важные объекты, такие как Ленинград или Москва, немецко-фашистское командование бросало не желторотых птенцов, а матерых и опытных пилотов, уверенных в себе и в своей технике. Но отвага отваге рознь… »

Что и говорить, отвага фашистов – это была отвага профессиональных убийц. Они уничтожали своего противника ради обретения господства, а потому главным для них было сохранение собственной жизни. Советские воины защищали в той войне свою землю, своих отцов и детей. Ради уничтожения завоевателей они готовы были пожертвовать своей жизнью.

Таран в небе как разновидность проявления героизма и самоотверженности – явление сугубо российское [Т. Спивак].

Заслуженная награда

39–я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС – единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие в город боеприпасы, медикаменты, продовольствие, а обратно вывозившие раненых, детей, стариков. Эскортировали штурмовиков, прикрывали порты, другие важные объекты, вели ожесточенные бои с вражескими самолетами.

03.09.1941 г. Жуков одержал очередную победу – сбил в паре многоцелевой двухмоторный самолёт Ме-110.

22.10.41 г. около тридцати вражеских судов с пехотным десантом вышли на Ладогу, чтобы внезапным ударом захватить о. Сухо, расположенный в юго-восточной части озера и удерживаемый небольшим гарнизоном советских воинов. Захватом острова противник намеревался перерезать ладожскую коммуникацию и тем самым нарушить связь Ленинграда с восточными районами страны.

Получив по радио сообщение о вражеском десанте, командование Ленинградского фронта подняло в воздух несколько эскадрилий штурмовиков. Действия штурмовиков прикрывали истребители.

В течение получаса штурмовики утюжили фашистскую пехоту, бомбили вражеские суда. Семнадцать самоходных судов и барж были охвачены огнем. В воздушном бою было сбито более двадцати самолетов противника.

В этом бою лейтенант Жуков сбил один вражеский истребитель лично, а второй в группе. А, кроме того, сделал четыре захода на штурмовку вражеских судов и пехоты.

3.12.41 г. возле мыса Осиновец сбил два вражеских самолёта. А всего в этот день над «Дорогой жизни» летчики 158-го истребительно-авиационного полка сбили 8 самолетов противника.

За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере лейтенант Жуков был награждён орденом Красного Знамени .

В начале Мая 1942 года Михаилу Жукову довелось побывать в Ярославле. Он встретился с друзьями, выступил на областном собрании бойцов всевобуча. Герой призывал молодых патриотов усилить помощь фронту, овладевать военными знаниями, отдавать все силы делу победы.

Вернувшись в полк, продолжал свою боевую работу.

На фотографии 1942-ого года Жуков со Звездой Героя на кителе в окружении вологодских партийных и комсомольских работников. Это один из последних снимков. В начале 43-ого в Вологодскую область придёт скорбная весть.

26.06.42 г. Жуков участвовал в отражении массированного налета на Волховскую ГЭС.

56 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 9 истребителей Ме-109 и 3 Ме-110 предприняли массированный налёт на Волховстрой, пытаясь разрушить главную энергетическую базу Ленинграда. Навстречу фашистской армаде вылетели Сергей Литаврин, Михаил Жуков, Илья Шишкань, Григорий Медведев, Юрий Головач, Пётр Шестаков, Пантелей Высоцкий, Иван Плеханов, Александр Канин, Григорий Богомазов. Они рассекли все девятки врагов, сбили 13 фашистских самолётов, сами не потеряли ни одной машины, ни одного лётчика! Бой продолжался 1 час 10 минут!

Лётчики уже шли на посадку, когда получили новый приказ командира авиадивизии:

К Волховстрою идут 18 "Юнкерсов-88". Атакуйте их!

Боеприпасов почти не было, но лётчики выполнили и этот приказ - фашисты не прошли к ГЭС. Наши пилоты имитировали атаки, пугали врагов призраком тарана, и разогнали их!..

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова – обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых – прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи Череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских «богатырей».

В боевой характеристике от 31 декабря 1943 года командир 2 авиаэскадрильи капитан Древятников на Михаила Жукова написал: «За время войны произвел 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель «Ме –109» и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12.01.43 г. Утром, в самом начале прорыва блокады Ленинграда, командир звена того же полка (13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) Старший лейтенант М. П. Жуков, в составе 4 истребителей прикрывал наступавшие наземные войска в районе Мга - Верхняя Дубровка. Над посёлком Московская Дубровка группа вступила в бой с 9 немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак его "Киттихаука" попал вражеский снаряд. Почти сгоревший истребитель врезался в снежное поле...

Всего старший лейтенант Жуков совершил 263 боевых вылета, провел 66 воздушных боев, сбил 9 самолётов лично и 5 в группе.

20.01.43 г. За мужество и героизм он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно .

Памятные места

В памяти ярославцев никогда не изгладится мужественный образ Михаила Жукова. Его именем в 1948 году названа улица в Ярославле. Герой навечно занесён в список тружеников орденов Ленина и Октябрьской Революции Ярославского шинного завода и книгу Почёта завода. На здании ГПТУ-7, где учился М. П. Жуков, установлена мемориальная доcка, а в 1974 году в сквере училища поставлен бронзовый бюст героя. Бюст Героя установлен также и у школы № 3, комсомольская организация которой долгие годы носила его имя.

Память о М. П. Жукове увековечена и на его родине: в селе Абаканово, селе Шухободь, в школе № 14 города Череповца, пионерская дружина которой была удостоена его имени.

Нам удалось связаться с Шухободской основной общеобра-зовательной школой, обучающиеся которой многие годы собирают материалы о своем легендарном земляке. В школе создан музей, в котором хранятся уникальнейшие документы, в том числе переписка учащихся школы с сестрой М. Жукова, воспоминания о нем его друзей, одноклассников, справка Минобороны о наградах и присвоенных званиях, извещение о смерти. Это ценнейший материал, который может послужить основой нашей следующей исследовательской работы. Значимость такой работы неоспорима, ведь имя героя должно быть известно подрастающему поколению, его жизнь, подвиг – пример беззаветного служения своему народу. Необходимо учесть еще и тот факт, что последние публикации в районной прессе, посвященные Михаилу Жукову, датируются февралем 1974 года (статья «Отважный сокол) и 1975 годом (переписка 1941 года).

Музей боевой славы. Шухободская школа

Заключение

Великая Отечественная война уходит от нас все дальше, но не уменьшается в памяти, напротив, растёт величие этой горестной эпохи. Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой: время позволяет глубже и шире видеть результаты подвига советских людей в битве с фашизмом. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, экономики, науки, Вооруженных Сил, на которое история отвела 1418 дней и ночей. И не было среди них ни одного «легкого» дня. Поэтому никогда подвиги советских воинов, совершенные ими в годы Великой Отечественной войны, не будут забыты.

Сын Родины своей!

Герой и патриот!

Как в мужестве твоем,

Характере и силе

Естественно и просто предстает

Национальное достоинство России!

Владимир Соловьев

Список использованных источников

    Спивак Т.О. Крылатое мужество. Издательство «Грифон», Вологда, 2007, - стр. 224, илл.

    Архив музея боевой славы МОУ «Шухободская основная образовательная школа»

    При подготовке исследовательской работы использованы материалы из фондов: Патриотический интернет-проект «Герои Страны», .

Приложение

Переписка с сестрой героя

Герой Советского Союза Здоровцев Степан Иванович

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвском, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1932 году поступил и в 1933 году окончил Константиновскую тракторно-механическую школу (ныне СПТУ № 91, носящее имя Героя). Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военное авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант С. И. Здоровцев отличился, прикрывая в составе полка воздушные подступы к Ленинграду в районе Пскова. 28 июня 1941 года в воздушном бою с 3 вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил самолёт противника. Сам благополучно вернулся на свой аэродром.

8 июля 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

9 июля 1941 года при выполнении боевого задания в районе Пскова пропал без вести. Зачислен навечно в списки воинской части. На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде — улицы. В Астрахани установлен памятник.

28 июня 1941 года в 4 часа 30 минут утра в штаб 158-го истребительного авиаполка поступило сообщение, что бомбардировщики противника пытаются прорваться к аэродрому. Дежурное звено И-16 лейтенанта В. П. Иозицы получило приказ на вылет. В районе города Острова на высоте 7000 метров наши лётчики вступили в бой с группой бомбардировщиков Ju-88, который закончился безрезультатно.

При возвращении Здоровцев обнаружил ещё один Ju-88 который тоже возвращался с задания, и атаковал его. Немецкий самолёт начал резко маневрировать, его стрелки открыли огонь по истребителю.

Первая атака Здоровцева не удалась. Он сделал маневр и зашёл «Юнкерсу» под фюзеляж. Однако и в этот раз вражеский пилот перехитрил его: Ju-88 вдруг задрал кверху нос и на Здоровцева в упор глянуло дуло крупнокалиберного пулемёта. Огненная трасса пронеслась рядом с кабиной И-16.

Лишь в третьей атаке младший лейтенант прикончил стрелка-радиста, а в четвёртой добрался и до командира экипажа. Поймав в перекрестие прицельной сетки голову пилота, он нажал на гашетку. Но пулемёты молчали — кончился боезапас. А до «Юнкерса» было рукой подать. Ещё бы десяток патронов и как бы он всадил их в голову врага! Что делать?

На глаза Здоровцеву попался хвостовой стабилизатор бомбардировщика, который мелко вибрировал под напором обтекавшего его воздуха. Здоровцев вспомнил о подвиге Харитонова и решил таранить его. Он увеличил обороты двигателя и стал приближаться к бомбардировщику. Он подвёл И-16 под самый хвост «Юнкерса», задрал нос своей машины и винтом ударил по рулю глубины. Сперва послышался металлический скрежет, потом истребитель сильно встряхнуло, и Здоровцев почувствовал, как какая-то сила отрывает его от сидения. Но привязные ремни удержали лётчика в кабине. И-16 на какое-то мгновение лишился управления и завалился на бок, однако пилот успел вовремя выровнять самолёт.

Убедившись, что машина в исправности, Здоровцев огляделся. Ни впереди, ни выше бомбардировщика не было. Здоровцев глянул вниз. Переваливаясь с крыла на крыло, «Юнкерс» падал на землю. Ещё через несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облачка. Это выбросились с парашютами немецкие лётчики, на земле они были взяты в плен нашими пехотинцами.

И-16, несмотря на таран, продолжал слушаться рулей. Сбавив обороты двигателя и используя запас высоты, Здоровцев благополучно вернулся на свой аэродром.

Вот как рассказывал об этом поединке сам С. И. Здоровцев:

«Когда вражеский самолёт пролетел около аэродрома, я поднялся в воздух. Мой самолёт быстро набрал высоту, и я погнался за „Юнкерсом“. Экипаж фашистского стервятника заметил преследование и стал уходить вверх. Догоняя его, я удалился от своей базы на 100 километров. Одновременно я достиг высоты свыше 5000 метров. Стало трудно дышать. Пришлось включить кислород. На высоте 6000 метров я настиг гитлеровских молодчиков и вступил с ними в бой. Несколько раз я атаковал бомбардировщик, но он продолжал лететь. Сделал ещё один заход. Дал очередь. Хотел ещё раз стрельнуть, но пулемёты молчали. Оказалось, что вышли все патроны. Это было в тот момент, когда моя машина находилась в 80-100 метрах от хвоста вражеского бомбардировщика...

Увеличиваю газ. Расстояние, отделяющее меня от врага, уменьшается. Вот уже осталось два, один метр до хвостового оперения самолёта противника, но преодолеть их не могу. Делаю последнее усилие регулятором оборотов, увеличиваю шаг винта. И вот пропеллер моего „ястребка“ уже под хвостом „Юнкерса“. Начинаю легонько задирать хвост истребителя.

Мой самолёт ударил винтом по хвосту „Юнкерса“ и срезал его рули поворота. Вторым приёмом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками.

Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. Повреждён винт, подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу...»

Таран Здоровцева оказался 2-м в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Пётр Харитонов, а 29 июня — младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики Ju-88.

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет:

«Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трёх героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года , С. И. Здоровцеву и было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Он родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Ростовской области. Усвоив ещё в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной 7-летней школе, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД — Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошёл хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошёл неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Спустя 2 года, после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой лётчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в 158-й авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы.

Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолёты ещё не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолёт. Взлетев по зелёной ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно враг, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «Юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева. А на следующий день он совершил таран...

9 июля 1941 года Младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку недавно оставленного аэродрома. В его задание входила только разведка, но, оказавшись над знакомым аэродромом, лётчик не смог сдержаться и нанёс по стоявшим на стоянках фашистским самолётам штурмовой удар.

Взлетевшие истребители противника догнали его и навязали бой. Силы оказались слишком неравными...

Вылетевшие на розыски Здоровцева товарищи заметили дым пожаров на вражеском аэродроме, но самого лётчика им найти так и не удалось.

В своём последнем письме жене он писал:

«История моей фронтовой биографии — несколько коротких дней войны — уже довольно велика, но писать обо всём, что произошло, не имею ни одной свободной минуты. Даже сплю на ходу, и то максимум один час в сутки.

Идут ожесточённые бои, в которых мы, авиаторы, играем большую роль. Мне довелось отправить на тот свет 3 вражеских самолёта. Вот и всё. Сам жив здоров. Пока невредим. Остальное сама скоро узнаешь. Живи спокойно, моя родная. Твой Степан».

Хочется упомянуть о той большой работе, которая проводится в Ростовской области по увековечению памяти Героев Советского Союза — выпускников средних школ и профтехучилищ. Интересный опыт работы накоплен в СПТУ № 91 города Константиновска, подготавливающем рабочих для сельскохозяйственного производства. В училище под руководством ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда, заведующего библиотекой О. А. Самсонова была создана группа «Поиск», которая несколько лет вела работу по увековечению памяти выпускника училища Степана Ивановича Здоровцева.

Группа «Поиск» установила связь с музеем Золотарёвской средней школы, носящей его имя. Члены поисковой группы разыскали родных героя: мать Александру Меркурьевну, сестру Веру Ивановну, ныне живущих в городе Астрахани, жену — Александру Григорьевну Здоровцеву, дочь Галину Степановну, внуков Игоря и Алексея, проживающих в городе Волгограде. На основе записанных воспоминаний и собранных документов в профтехучилище создан музей народной славы, в котором хранится всё, связанное с именем С. И. Здоровцева.

По инициативе ученического и инженерно-педагогического коллектива училища 3 Декабря 1982 года исполком Константиновского районного Совета народных делутатов принял решение об установлении на здании училища мемориальной доски. 7 мая 1983 года, в канун Дня Победы, доска была установлена. Высеченный на беломраморной плите золотом текст гласит: «Здесь в 1932—1933 годах учился Герой Советского Союза Степан Иванович Здоровцев».

Зачем, во имя чего мы живем?

Многие люди и во все века задавали и задают этот вопрос. Ради Родины, ради своего народа, своей семье. Наверное, эти ценности вечные. Замечательно, если ценности общества понимаются через историю своей семьи, своих родных.

Мой прадед, Здоровцев Степан Иванович - один из многих советских людей, беззаветно любивших свою страну. В начальный период Великой Отечественной войны он, лётчик, одним из первых совершил воздушный таран и при этом остался жив. Погиб он в другом бою, спустя несколько дней. Ему было 25 лет. Он сознательно готовил себя к служению Родине в качестве пилота. 8 июля 1941 года ему и его товарищам Харитонову и Жукову было присвоено звание Героев Советского Союза. Они стали первыми Героями страны. Степан Здоровцев погиб 9 июля 1941 года. Но о нем знала страна. И равнялась на него. Мой прадедушка прожил жизнь не зря.

Впервые за время Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 8 июля 1941 года звание «Героя Советского Союза» Родина присвоила лётчикам Ленинградского фронта - пионерам таранного воздушного удара Здоровцеву, Харитонову и Жукову.

Мой прадедушка родился 24 декабря 1916 года в семье крестьянина- середняка на казацком хуторе Золоторёвском Семикаракорского района Ростовской области.

В станице Константиновской окончил тракторно-механическую школу. Семья переехала на постоянное местожительство в Астрахань. В Астрахани и сейчас живёт его родная сестра Здоровцева-Гредяева Вера Ивановна.

Степан Иванович работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе. Всегда у него была мечта - стать летчиком. Многие молодые люди того времени стремились быть на самых трудных рубежах, хотели защищать своё Отечество.

В 1940 году Степан Иванович окончил Сталинградское военное авиационное училище. К этому времени он был уже женат на Николаевой Александре Григорьевне, жительнице Красной Слободы Средне-Ахтубинского района. У них родилась дочь Галина, будущая моя бабушка. Она и сейчас живет в городе Волгограде.

В 1940 году летчик Здоровцев был направлен служить в 158 истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Он участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Авиационная часть, в которой он служил, дислоцировалась на аэродроме Кресты в районе города Пскова. Она прикрывала от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта.

Особенно он отличился в бою 28 июня 1941 года. В этот день группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков «Ю-88» в сопровождении истребителей «МЕ-109». Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом бою Здоровцев израсходовал все боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропустить фашистский самолёт, лётчик таранил его. Потеряв управление, вражеский бомбардировщик врезался в землю. Фашистский лётчик выбросился с парашютом и на земле был взят в плен пехотинцами. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа вылетел на новое задание.

За этот подвиг 8 июля 1941 года Здоровцеву Степану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Звезда».

За 18 дней войны прадедушка сделал 120 вылетов из них 20 - боевых. Сбил 5 самолётов противника.

9 июля 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе города Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались неравными. В этом бою мой прадедушка погиб. Он выполнил свой патриотический долг до конца.

Короткой жизни летчика Степана Здоровцева оказалось достаточно, чтобы оставить о себе память не только в нашей семье, но и в стране.

В городе Астрахань установлен ему памятник.

Одна из улиц Ленинграда носит его имя.

В Волгограде на Аллее Героев увековечена его фамилия среди многих других и на Спартановке в поселке Забазном на одном из домов мемориальная доска в память о нем.

Прадедушка навечно зачислен в списки личного состава воинской части 3ВЭ в. 55745 Ленинграда приказом Мин. Обороны СССР № 121 от 30 апреля 1965 года. Там есть комната- музей, где находятся его кровать и личные вещи, также его бюст.

В хуторе Золотаревский Семикаракороского района Ростовской области, где родился прадедушка, ему установлен бюст.

Первые герои Великой Отечественной

Четыре десятилетия минуло с того рокового предрассветного часа, когда на советскую землю от Черного до Баренцева морей, обрушился удар гигантской силы Пять с половинои миллионов солдат и офицеров более 47 тысяч орудий и минометов, почти четыре тысячи танков пять тысяч бомбардировщиков и иетребителеи внезапно и вероломно бросил против Страны Советов маньян Гитлер Запылали мирные города и села, полилась кровь детей, женщин, стариков. Фашистские варвары уничтожали все и всех.

Советский народ, его Вооруженные Силы по призыву Коммунистическом партии поднялись на священную Великую Отечественную войну против норичневои бронированной чумы. На земле, на морях и в воздухе развернулись ожесточенные сражения. Сове ские люди на фронте и в тылу проявили массовый героизм и отвагу.

Самоотверженно бились с фашистскими воздушными пиратами летчики В схватках с «юнкерсами» применялось и такое средство борьбы, как таран. В первые же дни боев Родина узнала имена летчиков-истребителей, которые, израсходовав в бою снаряды, разили врага крыльями и винтами своих боевых машин.

8 июля 1941 года, на восемнадцатый день войны, троим из них - молодым летчикам-истребителям коммунисту Степану Здоровцеву, комсомольцам Михаилу Жукову и Петру Харито нову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Все трое в свое время оканчивали аэроклубы Осоавиахима.

По просьбе читателей журнала мы рассказь ваем о боевых подвигах и судьбе первых героев великой битвы за свободу и независимость Родины, ее славных крылатых патриотах. Утром 27 июня, на шестой день Вели кой Отечественной воины, как всегда командир 158-го истребительного авиационного полка собрал личный состав

Наши наземные войска ведут ожесточенные бои с превосходящими сила ми врага. Мы должны прикрыть их от фашистском авиации

Младшим лейтенант Здоровцев, согласно плановой таблице, должен был вылететь на патрулирование последним Однако с командного пункта поступило сообщение: в сторону аэродрома приближается самолет противника.

В во: дух взвилась зеленая ракета Здоровцев запустил мотор и вырулил на старт Черет минуту коротнокрылый тупоносый И-16 устремился вперед. Набрав вь соту, Степан начал поиск, переклады вая истребитель с крыла на крыло Под нижней кромкой обЛака показалась точка Она быстро росла в размерах Вот уже видны все очертания самолета. Это был бомбардировщик Заметив И-16, эки паж «юнкерса» попь тался скрыться в густой пелене Здоровцев настиг противника и открыл огонь Вражеские стрел ни дали ответные очереди. Советский летчик продолжал бить по «юнкерсу» из всех пулеметов На левой плоскости Ю 88 появилось пламя Степану удалось подойти вплотную н разведчику и сверху дать новую длинную очередь Самолет с черными нрестами на крыльях как-то неуклюже накренился, опустил нос, устремился к земле и врезался в лес у небольшого озерка.

Степан заторопился на аэродром, плавно, на три точки посадил своего «ишачка», зарулил, сбросил с плеч лямки парашюта, выпрыгнул из кабины и доложил о первой своей победе.

28 июня первый вылет на патрулирование прошел сравнительно спокойно. В полдень погода ухудшилась. С неба начали срываться капельки дождя Степан Здоровцев и его ведомые сидели в каби> ах в готовности номер один. В термосах подвезли обед. Дотронуться до него не удалось. Поступила команда на вылет.

К аэродрому приближалась группа фашистских бомбардировщиков. П унявшись в воздух Здоровцев и его товари щи сразу увидели звено Ю-88 Оно с ходу начало сбрасывать бомбы на летное поле. Советские истребители вступили в бой. Позднее Степан Здоровцев об этом рассказывал сам в письме, которое опубликовала в те дни областная газета «Сталинградская правда».

«Три фашистских бомбардировщика, - писал Здоровцев, - начали бомбардировку нашего аэродрома. Мы пошли в атаку. Один из Ю 88 был сразу же сбит Я увязался в хвост другому вра жескому бомбардировщику. Сблизившись на положенную дистанцию, я нажал гашетки пулеметов. Фашистский самолет дрогнул, но продолжал лететь. Стрелки вражеского самолета открьли по мне огонь, но пули шли мимо. Я находился у врага в мертвом конусе, и как бь вра жеский самолет ни маневрировал, я повторял все его маневры Затем настала минута, когда у меня кончились патроны Враг удирал. Меня охватила ярость. Ненависть к врагу и преданность социа лнстической Родине заставили меня пойти на опасный риск - врезаться во вражеский самолет и зарубить его вин том своего истребителя. Так я и сделал.

Вот уже замелькали в глазах знаки фашистского самолета. Осталось пять, три, один метр. Вдруг от сильного удара меня отбросило от сиденья, но ремни удержали. Я дал ручку от себя, сделал переворот и стремительно пошел книзу. Затем, выровняв машину, я дал газ, но тотчас же почувствовал разрушительную тряску мотора Однако благодаря тому, что лопасти винта истребителя обломи лись симметрично и я находился на достаточно большой высоте, мне удалось благополучно посадить самолет на своем аэродроме.

Идя на такой риск, я ожидал гораздо худшего последствия. Ну, а с «Юнкерсом-88» дело вышло куда скучней. С отрубленным хвостом он врезался в землю и сгорел. Выпрыгнувших с парашютами фашистских летчиков забрали наши красноармейцы...»

Прошло еще несколько тяжелейших боевых суток Еще два фашистских самолета уничтожил в боях Степан Здоровцев.

8 июля он писал жене домой: «История моей фронтовой жизни за короткий срок воины велика, на письма нет ни одной минуты. Даже сплю на ходу... Идут ожесточенные бои, в которых мы, авиа Ция, - играем большую роль Мне уда лось отправить в черную пучину воины три вражеских самолета. Сам жив и здоров, пока невредим, но потерял некото рых дорогих мне товарищей».

Не знал Степан, когда писал письмо, что этот день, 8 июля 1941 года, явится для него совсем необычным. К стоянке его самолета, размахивая руками, вдруг подбежал молоденькии лейтенант, дежур ный по штабу.

Здоровцева, Жукова, Харитонова - срочно к командиру!

Не мешкая, летчик явился в штаб, вытянулся в струнку у двери, доложил-

По вашему приказанию, товарищ командир, младший лейтенант Здоровцев явился.

Командир полна шагнул навстречу:

Какой там приназ - громко пробасил он. - Не приказ, а Указ! Только что по радио передали. Вам, Михаилу Жукову и Петру Харитонову присвоено звание Героя Советского Союза!

Видя улыбающееся лицо командира, Здоровцев спросил:

Неужели только нам троим? Ведь столько отличных летчиков - и в пол ку, и в соединении, да и на других участках фронта!..

Вы - первые, самые первые! - ответил командир и обнял героя, как прижимает к сердцу отец родного сына.

Вечером на связном самолете достави ли свежие номера газет

Три портрета были помещены в «Правде» и Указ Президиума Верховного Совета СССР. Его слова звучали по-особенному торжественно: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом о- вагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»... Под Уназом - стихотворение В И. Л е бедева-Кумача «Первые три». Его зачитал на митинге один из летчиков полна.

Здоровцев, Жуков, Харитонов! Вас обнимает вся страна! И все от дедов и до внунов Твердят родные имена... Пусть множатся ряды героев, Пусть в наши грозовые дни Дерутся все, кан эти трое, И побеждают, как они!

Выступая на митинге, Здоровцев произнес взволнованно:

В эти минуты моей жизни клянусь тебе, любимый народ, дорогая партия, буду беспощадно драться с врагом, не щадя ни сил, ни жизни!..

И он клятву свою сдержал. В послед нем в своей жизни воздушном бою, защищая любимую социалистическую Отчизну, землю, которая взрастила и воспитала его, коммунист Здоровцев сражался до тех пор, пока билось его сердце - пламенное сердце патриота.

Степан Здоровцев и сейчас с нами. Его имя носит в Астрахани одна из средних шнол. Именем Здоровцева названы пассажирский теплоход Волжского пароходства, колхоз.

Подвиг одного из первых Героев Великой Отечественной воины служит примером для курсантов аэроклуба, в котором он обрел крылья.

г. Псков, Ленинградское шоссе

Памятный Знак летчикам - первым Героям Советского Союза в годы Великой Отечественной войны – Здоровцеву С.И., Харитонову П.Т., Жукову М.П. был открыт 22 июля 2005 года в год 60-летия Победы. Обороняя Псков пошли они на таран, жертвуя жизнью для Родины. Вряд ли рассчитывали они уцелеть в бою, но сумели победить смерть, посадив свои самолеты.

Воинский монумент

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны это был первый Указ о присвоении высокого звания.


Герои Советского Союза. Памятный Знак летчикам на современной карте

Средства на возведение памятного знака были собраны учащимися общеобразовательных учреждений Западного административного округа Москвы и жителями Пскова и области. Памятник установлен на международной трассе Санкт-Петербург-Киев (район Кресты).


Левая памятная доска. Правая памятная доска


Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ, кандидат в члены ВКП(б).

В 1929 году его семья переезжает в станицу Константиновскую Ростовской области, где Степан продолжает учиться. В 1933 году окончил 9 классов и в этом же году поступил и окончил тракторно-механическую школу (ныне ПУ-91 носит его имя, на здании - мемориальная доска, во дворе училища установлен бюст героя).

После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД. Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года и был направлен служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - Здоровцев С.И. отличился, прикрывая в составе полка воздушные подходы к Ленинграду в районе Пскова.

28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил немецкий самолёт «Юнкерс-88», сохранив при этом свой.

За этот подвиг 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. 9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, в этом бою Здоровцев погиб.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево, ныне Моршанского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Русский. Образование среднее. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

Учился в Улан-Удэнском аэроклубе, открытом 4 февраля 1934 года. В Красной Армии с 1938 г. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) кандидат в члены КПСС младший лейтенант Харитонов 28 июня 1941 в воздушном бою над Ленинградом, израсходовав все боеприпасы, впервые за время обороны Ленинграда применил воздушный таран, срезав пропеллером руль высоты самолёта противника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года Харитонов - полковник в запасе. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года, похоронен в Донецке.

Герой Советского Союза родился 10 октября 1917 года в деревне Ружбово Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье крестьянина.

В 1933 году закончил сельскую школу и Шухободскую профессионально-техническую школу. Затем завербовался в Ленинград, обучался в школе строительного ученичества по кровельно-жестяному делу.

В сентябре 1934 года по приглашению старшего брата приехал в Ярославль, окончил ФЗУ при Ярославском резино-асбестовом комбинате и стал работать электромонтёром на шинном заводе. Был активным комсомольцем: пионервожатым в начальной школе, членом «Лёгкой кавалерии», агитатором по первым выборам депутатов в Верховный Совет СССР.

После окончания Ярославского аэроклуба Михаил Жуков был отобран комиссией и направлен райвоенкоматом в 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. В мае 1941 года младшего лейтенанта Жукова назначили пилотом 158-го истребительно-авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии.

Союза Михаил Петрович Жуков

Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны. В воздухе встретил немецкий бомбардировщик «Ю-88». Воздушный бой немецкий лётчик не принял, развернулся и улетел из зоны барражирования Михаилом.

24 июня 1941 года М. Жуков преградил полёт фашистскому разведчику, который, не выполнив задание по аэрофотосъёмке района, развернулся и ушёл в облака. Боевой счёт открыл на четвёртом вылете, сбив «Юнкерс».

29 июня 1941 года в воздушном бою над Псковским озером Михаил Петрович израсходовал весь боезапас и, не желая упустить врага, пикированием вогнал немецкий бомбардировщик в озеро. Сам невредимым вернулся на свой аэродром базирования.

8 июля 1941 года по радио и в газетах был опубликован первый в Великой Отечественной войне Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам 158-го истребительного авиаполка С.И. Здоровцеву, П.Т. Харитонову и М.П. Жукову.

39-я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС - единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Особенно тщательно лётчики охраняли «Дорогу жизни», по которой шло снабжение города продовольствием, боеприпасами и военной техникой, передислокация войск и эвакуация измождённых от голода ленинградцев.

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова - обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых - прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских „богатырей“».

В боевой характеристике на Михаила Жукова от 31 декабря 1943 года командир 2-й авиаэскадрильи капитан Древятников написал:

«За время войны произвёл 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель „Ме-109“ и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12 января 1943 года соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2-й ударной армии Волховского фронта начали операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда с целью восстановления сухопутного сообщения, связывающего город со страной.

При поддержке авиации ВВС, артиллерии и авиации Балтийского флота, 67-я и 2-я армии нанесли встречные удары по войскам противника на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявино. 18 января войска фронтов встретились в районе рабочих поселков № 1 и № 5. Январская «Искра» прожгла брешь во вражеской осаде шириной 8-11 километров и разорвала кольцо блокады.

В день начала операции Михаил вылетел на свой последний 263-й боевой вылет. Четвёрка истребителей, руководимая старшим лейтенантом Жуковым, прикрывала наши наземные войска в районе Невской Дубровки. В бой вступили с девятью вражескими истребителями. Самолет Михаила Жукова был сбит и упал на территорию врага.