Как слово наше отзовется тютчев. Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать “.

Метафора – “слово наше отзовется “.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “ как нам дается благодать “, метафора “ слово наше отзовется “, анафора “ как-как “.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 17.

В своих стихах Ф. Тютчев не только писал о красоте природы, но и затрагивал философские вопросы. Поэт был уверен в том, что у русского человека натура философа, которая старается постичь смысл жизни. Ниже будет представлен анализ стихотворения "Нам не дано предугадать", которое является своеобразным афоризмом.

Немного о Тютчеве-философе

В анализе стихотворения "Нам не дано предугадать" можно немного рассказать о другой, менее известной общественности стороне поэта. Федор Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом - около 20 лет он представлял интересы России в других странах. Поэтому он, как никто другой, понимал, как много значит слово.

Тютчев стремился к внутренней гармонии, невзирая на все волнения общественной жизни. В своих мемуарах он пишет о минутах просветления, когда ему становится все очевидным. И свои мысли тогда он записывал в виде стихов. Хорошим примером философских размышлений служит написанное в 1869 г. стихотворение "Нам не дано предугадать", анализ которого описывается в этом тексте.

Основная тема

В анализе стихотворения "Нам не надо предугадать" внимание нужно уделить определению главной мысли творения. Несмотря на то что оно совсем небольшое, при его прочтении читатель начинает задумываться о человеческих ценностях и о том, как слово может повлиять на жизнь людей.

По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, ведь сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Об этой великой силе Тютчев, поэт и дипломат, знал, как никто другой.

Но, к сожалению, человек не в состоянии оценить тот дар, который ему передан. Он не задумывается над тем, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому для Тютчева умение управлять словами - избранных, которые достойны этого. Почему же поэт придерживается такой позиции?

Если обращаться со словом бездумно, то оно превратится в обычную игрушку и потеряет свою значимость. А для других остается сочувствие, и трактовать эти строчки следует так: слова могут вызвать добрые чувства, и это для людей благодать.

Особенности композиции

Следующий пункт анализа стихотворения "Нам не дано предугадать" Тютчева - это определение особенностей его построения. Оно состоит из четырех строк, которые являются одной строфой. Таким образом, стихотворение представляет собой предложение-период.

Отнести его можно к философской лирике, и состоит оно из двух частей. В первой части говорится о человеческом общении и о том, что реакции на слова непредсказуемы. Не стоит думать, что речь идет только о простом общении, также важно то, какое место занимает слово в мире искусства.

Вторая часть - это следствие того, о чем говорится в первых строках. В них рассказывается о возможных последствиях - это чувство сострадания, милосердия, доброты. Тютчев считал, что возможность проявления добрых чувств - это благодать. Стихотворение написано используется кольцевая рифмовка.

Художественные средства выразительности

В стихе "Нам не дано предугадать" Тютчев использует следующие тропы: метафору, развернутое сравнение и анафору. Метафора здесь используется для одушевления слова, ведь оно может влиять на человека. Употребление возвышенных глаголов только усиливает волшебное воздействие слова.

А окончание стихотворения многоточием подталкивает человека на дальнейшие размышления, что подходит для его философской направленности. Это четверостишие открывает для читателей Тютчева с другой стороны - философа, понимающего, какую силу имеет слово, и ценно оно тем, что может вызывать в человеке добрые и светлые чувства, что представляло ценность для поэта.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Нам не дано предугадать» было написано в 1869 году. Впервые опубликовано было лишь в 1903 году, в сборнике «Северные цветы». Произведение представляет собой философское размышление поэта на тему общения и взаимоотношений в обществе.

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Структура стихотворения

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» поэт написал, используя классический четырехстопный ямб, с характерной кольцевой рифмой. Чтобы подчеркнуть и выделить главную мысль он использовал анафоры, метафоры и сравнения.

По сравнению с другими произведениями автора – данное стихотворение краткое, емкое, но содержащее четкий посыл к читателю. Тютчев старался вложить в свое творение все эмоции, переживания, собственное мировоззрение и видение современных межличностных отношений. Автор считал, что внутреннее спокойствие и гармонию с самим с собой нереально достигнуть, не будучи хорошим человеком, который ответственно относится к своим словам и поступкам.

Данная тема неоднократно поднималась и обсуждалась в произведениях и стихотворениях многих литераторов того времени. Это обусловлено тем, что душевная организация каждого поэта тонка, чувствительна и достаточно многогранна. Им гораздо сложнее находить общий язык и вливаться в коллектив, нежели не творческим личностям. Они пропускают через себя даже самые незначительные мелочи и проблемы, остро переживают моменты неудач, непонимания и отсутствия вдохновения.

Главная мысль стихотворения, которую Тютчев постарался донести до читателя это то, что нужно быть ответственным за каждое свое слово, и всегда ставить себя на место собеседника, прежде чем озвучить тот или иной факт.

Вывод

С момента написания стихотворения «Нам не дано предугадать» прошло больше века, все метафоры и многие слова, которые использовал поэт во время написания своего произведения давно потеряли актуальность и по праву считаются устаревшими. Несмотря на это, сама тема и идея стихотворения на сегодняшний день как никогда актуальна и востребована в современном обществе. Любой человек, который прочитает данное творение автора прочувствует каждую мысль и эмоцию, вложенную в написание строк и примет их близко к сердцу, задумавшись о главной теме стихотворения.

Великий русский поэт Ф.И. Тютчев был глубоким знатоком жизни и характеров людей. Его творчество находится под влиянием лирических произведений таких выдающихся поэтов позапрошлого века, как Пушкин, Лермонтов и Фет. Он жил в ту эпоху, когда имели место великие потрясения, изменения и катаклизмы в общественной жизни России, которые в значительной степени получили отражение в творчестве этого поэта.

Многие исследователи наследия Тютчева считают его последним русским романтиком, творчество которого приходится на эпоху реализма. Кроме того, он является предшественником таких направлений в русской поэзии, как символизм и экзистенциализм. Юрий Тынянов видел в Тютчеве мастера фрагмента, подчёркивая краткость и ёмкость его стихотворных произведений, которые буквально цепляют за душу. И он был не просто великим поэтом, но философом и даже психологом.

За свою жизнь Тютчев написал несколько сотен стихотворений, которые стали широко известными лишь после смерти поэта. За последние годы своей жизни он написал около полусотни произведений стихотворного жанра, в том числе и известное произведение:

Нам не дано предугадать

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Данное произведение получило широкую известность во многих странах мира, где ценят и любят русскую поэзию, а также интересуются творчеством известных писателей и поэтов.

Фёдор Тютчев был не только прекрасным поэтом и философом, но и великолепным дипломатом, с молодости посвятивший себя этой сфере деятельности. На протяжении двух десятилетий он представлял интересы своей страны за границей. В целом, Тютчев был образованным человеком, разбиравшимся во многих областях жизнедеятельности людей.

Произведения Тютчева выводят любителей русской поэзии на качественно новый уровень в восприятии жизненных ценностей. Во многом они способствуют морально-этическому формированию молодого поколения, стремящегося впитывать всё самое лучшее от русского поэтического наследия. А это имеет большое значение в плане роста и формирования личности на основе позитивных тенденций, заложенных в русской поэзии.

История стихотворения «Нам не дано предугадать»

Известное стихотворение поэта Тютчева Ф.И. «Нам не дано предугадать» было написано в конце февраля 1869 года во время его пребывания в Санкт-Петербурге. Этот период был завершающим в творчестве и жизни поэта. Данное стихотворение является своеобразной философской миниатюрой - сжатой, краткой и чрезвычайно выразительной, которая не может оставить равнодушными истинных ценителей глубокой поэзии. Можно отметить, что это произведение вышло из-под пера очень зрелого и мудрого человека, который многое повидал и пережил.

Что касается публикации, то впервые его выпустил альманах «Северные цветы» только в начале двадцатого века (в 1903 году). Таким образом, после написания данного произведения прошло почти три с половиной десятилетия, прежде чем оно было опубликовано и оценено любителями литературы. По всей видимости, оно зародилось вследствие многолетних размышлений Ф.И.Тютчева о смысле жизни людей, роли слова в формировании их поведения и настроения.

Академик Жирмунский отмечал, что каждое слово, которое использовал поэт, является темой, и его можно использоваться в качестве самостоятельного художественного мотива. С его мнением согласны и исследователи творчества Ф.И.Тютчева, подчёркивая глубину и поэтичность стихотворных произведений этого русского поэта. Любители его творчества очень часто цитируют его стихотворения, которые стали особо популярными в народе.

Стихотворение несёт в себе вполне законченную мысль. Оно является своеобразным предложением-периодом. Для его написания автор использовал четырёхстопный ямб, и оно является катреном, имеющим кольцевую рифмовку. Метафора, анафора и развёрнутое сравнение – это те тропы, которые использует Тютчев в данном шедевре.

Произведение условно можно разделить на две части, каждая из которых состоит из двух строк. Обе части гармонично сочетаются между собой, создавая мелодичность и ритмичность стиха. Это обстоятельство было отмечено литературоведами, которые исследовали творчество Тютчева.

В первой части поэт утверждает, что человеческие реакции на слова могут быть вполне непредсказуемыми:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…


Здесь подчёркивается не только общение людей как таковое, но и поэтическое слово, которое идёт в широкие массы и распространяется среди любителей поэзии. В этом произведении Тютчев стремился отразить окружающую действительность в художественных образах, что является актуальной задачей для русской поэзии во все времена. И надо отметить, что в представленном фрагменте это удалось Тютчеву практически на все сто процентов!

Вторая часть стихотворения повествует о реакции людей на поэтическое слово, о том, что у них пробуждаются такие возвышенные чувства, как сострадание, доброта и сочувствие. И здесь поэт приводит сравнение сочувствия с благодатью. Тютчев полагал, что сочувствие к проблемам, заботам и бедам окружающих людей, является великой благодатью для каждого человека.

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…


Говоря простым языком, первая часть стихотворения является причиной, а вторая – следствием, но они вместе образуют единое целое, создающее своеобразную картину мировосприятия поэта. И в этом стихотворении раскрывается существенная часть души поэта, который смотрит на жизнь с некоторым мистическим уклоном.

Основная идея стихотворения

Исследователи творчества Тютчева полагают, что поэт в этом стихотворении призывает крайне осторожно относиться к словам, которые могут привести к неожиданным последствиям. Если одни слова оживляют и возвращают надежду людям, то другие – могут просто уничтожить человека морально и даже физически, нанеся тем самым вред его родственникам и друзьям.

Стихотворение относится к жанру стихотворного афоризма, и оно наполнено философской лирикой. В этом литературном произведении Тютчев размышляет о роли слова в жизни людей, каким образом оно может повлиять на их судьбы и роль в человеческом обществе. Тесным образом поэт связывает между собой божественное начало и человеческое существование, делая акцент в пользу необратимости происходящего в реальной жизни.

Несмотря на то, что стихотворение состоит всего из одного четверостишия, в нём содержится очень глубокий философский смысл. В нём нашло отражение отношение поэта к жизни, а также к тому, к чему может привести необдуманность в высказываниях. Кроме того, Тютчев считает, что божественное начало осуществляет управление людьми, их мыслями и действиями. Эту же мысль он выражает и в ряде иных произведений.

В целом, данное произведение Тютчева можно рассмотреть в контексте размышлений поэта на философские темы, среди которых можно выделить роль слова в жизни людей. И через всё стихотворение проходит отчаяние поэта, что невозможно обрести гармонию в процессе общения людей между собой. Всего лишь четыре строки вмещают в себя глубокий философский смысл, который разгадать под силу только истинным ценителям высокой поэзии!

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева "Нам не дано предугадать" стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.

Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Критики о стихотворении

Многочисленные литературные критики, которые анализировали данное стихотворение, отмечали в нём глубокий философский смысл и откровенную жизненную правду, присущую для духовно чистого человека. Это литературное произведение, по их мнению, несмотря на свой небольшой размер, входит в число выдающихся достижений русской поэзии девятнадцатого века.

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.

Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.

Как много мы произносим слов. Добрых, злых, ласковых, насмешливых – очень разных. И какие же они различные по воздействию! Они, словно камушки, которые мы бросаем в Вечность: мы и понятия не имеем, где и когда могут закончить расходиться круги от этих камней.

Как в стихах Вадима Шефнера:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Велика сила человеческого слова! Именно поэтому мы должны очень аккуратно и бережно обращаться с ним, всякий раз обдумывать и рассуждать, не обижаем ли мы кого своим высказыванием, не задеваем ли чьих-то чувств.

Человек у святых отцов, в отличие от прочих Божьих творений, именуется “существом словесным”. И поэтому грехи словесные, как не странно, могут быть очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, недобрые речи… Такие слова отражают то самое “злое сокровище” – недобрую часть сущности человеческой, которая к сожалению, присутствует в каждом из нас: прежде всего, и во мне самой. Дар слова – дар творческой созидательной силы, с помощью которого можно сделать так много полезного, доброго, но как пользуюсь им я? Сколько злых и просто пустых речей я произношу вслух. Как часто обижаю и делаю больно окружающим: даже не со зла, а просто не обдумав свои слова.

Почему-то в нашей культуре вообще не принято говорить добрые, ласковые, ободряющие слова – даже близким. Напротив: считается, что нельзя хвалить никого, даже детей. То ли боятся избаловать, то ли готовят к суровым жизненным испытаниям…

«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» – это предупреждение часто кажется нам непонятным: что значит слово, важны лишь дела! Но если Христос сказал так, значит, это правда. Между нашими словами и нашей жизнью существует очень тесная, нерушимая связь, даже если мы ее не замечаем. Наши слова влияют не только на жизнь тех, кому они адресованы, но и на нашу жизнь – самым непосредственным образом. И либо мы управляем своими словами, ответственно относясь к ним, обдумывая то, что произносят наши уста, либо наши слова будут управлять нами. Злые и жестокие слова будут ожесточать наше сердце и умножать в нас злобу и холодность.

Слово может ранить, задеть, оскорбить, но может и вдохновить, возродить к жизни, зажечь и согреть. Так нужно, чтобы мы взвешивали и обдумывали наши слова, ведь нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы из нашего сердца исходили только слова, взвешенные на весах нашей совести.