Изображение русской народной вышивки. Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)

Изучая народную вышивку, я понимаю, что надо понимать отдельные символы и их сочетание. В других темах я рассказываю об отдельных узорах, а здесь - о их сочетаниях. Узоры народной вышивки России, нашего Севера, удивительны. Их сочетания, простые схемы народной вышивки рождают целые истории!

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ- ГАРМОНИЯ»


Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»

Для кого : для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.

Значение : гармония.

Особенность этой вышивки : активность земной мужской силы.

Действие на женщину : лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо - призыв души ребенка, благополучное рождение.

Действие на мужчину : лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного центра «ярло», отвечающего за жизненные силы.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»



Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого : для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.

Особенность этой вышивки : преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.

Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины - суженного.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»



Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «полуромб»

Для кого : для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.

Особенность этой вышивки : преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.

Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.

Действие на мужчину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.

СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»

Название «Лучшая доля» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.



Схема народной вышивки «Лучшая доля»

Символы народной вышивки :

  • «Полрепья - Предок»
  • женский символ «Ромб»
  • женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
  • знак Богини - Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь

Для кого : для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.

Значение славянских узоров : просьба - уверенность в лучшей доле на будущее

Особенность этой вышивки : в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь - всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину - просительницу.

Действие на женщину : лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Название «Благополучие» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.



Народная вышивка России «Благополучие»

Символы народной вышивки:

  • Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь
  • Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба
  • Знак Богини Мать - Сыра Земля, дарующей благополучие
  • Знак Небесной Тучи – Оленухи
Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение

Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать - Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию

Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»

Название «Доспехи предков» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.



Народная вышивка России «Доспехи предков»

Символы народной вышивки:

  • знак «Крючки - Кони»
  • знак «Орепий - Предок»
  • Бога Перуна «Перунов цвет»

Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды

Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства - Орепий - Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.

Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.

Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.

СХЕМЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ РУССКОГО СЕВЕРА

Давно у нас просят схемы обережной народной вышивки показать. Мы их собрали по северным деревням и наконец-то с вами делимся этим знанием.

Все это - северный обережный крест, самый сильный защитный символ. Можно вышивать его привычным крестиком, а лучше - северным наборным (счётным) швом.

Помните главное правило обережной вышивки: всё должно быть натуральным, начиная от ткани и ниток, и заканчивая иглой. Лучше всего подойдут для этого иглы из кости или из латуни .


Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)


Одним из самых древнейших видов рукоделия всех времен и народов является вышивание. Каждый народ имел свой, уникальный вид шитья, внося в него свои национальные элементы, поэтому такая народная вышивка известна под названием традиционной, например, тарусская вышивка или венгерская. Человек, хорошо в ней разбирающийся, может сразу определить по характерным чертам рисунка, к какой народной традиции относится вышитое изделие.
Яркие, сочные геометрические фигуры говорят о том, что перед нами флорентийская вышивка, цветочные, выпуклые завитки в пастельных тонах – французская вышивка, объемная поверхностная – бразильская вышивка, шелковая гладь – китайская вышивка, строгий геометрический орнамент с красной нитью – чувашская вышивка. Каждая из применяемых техник получила название народа или области, в котором развивалась, например, индийская вышивка или известный всем швеям московский шов. Самым несложным видом счетной техники считается вышивка болгарским крестом. В современном мире техника вышивания крестом так же пользуется популярностью среди рукодельниц всех национальностей. Вышивка народов мира является одним из самых интересных материалов исследования для тех, кого интересует этот вид рукоделия. Так же и старинная вышивка, хранящаяся в музеях разных стран, представляет очень интересный предмет для изучения, особенно сучжоуская вышивка.









Китайская вышивка


Родиной этого вида рукоделия считается Древний Китай, поэтому самой первой стала известна китайская вышивка, ее относят примерно к 4 -5 веку до н. э. Это было шитье на шелковых тканях, так как именно в районах Китая впервые стали производится ткани из шелка. Основными вышиваемыми узорами были элементы природы, животные, птицы (сучжоуская вышивка), восточные иероглифы и узоры, орнамент, традиционные китайская флора и фауна. В современном мире интерес к традициям Китая не уменьшается, поэтому очень популярными являются различные изделия в китайском стиле: одежда, посуда, предметы интерьера. Китайская вышивка по праву считается одной из изысканных и утонченных. Самая известная и старинная – сучжоуская вышивка. В ней использовались только натуральные материалы – шелковые ткани и нити, сюжеты вышивались многосложные, с большим количеством цветов и оттенков, причем изнаночная сторона была без единого узелка, как и лицевая. Очень близок к этой технике аккуратный московский шов. Китайские экзотические мотивы так же использовала якобинская вышивка (гладь, выполняемая шерстяными нитками).

Краткий обзор европейского рукоделия


Флорентийская вышивка «Барджелло»

Тарусская вышивка

Венгерская вышивка

Французская вышивка
Бразильская вышивка Флорентийская вышивка «Барджелло» (иногда это название заимствует итальянская вышивка). Эта техника характеризуется яркими, сочными цветами, среди рисунков преобладает орнамент, зигзаги, геометрические мотивы с плавными переходами, На итальянском языке название этой техники переводится, как «вышивка». В ней используется только прямой стежок с использованием шерстяных ниток.
По яркости цветов к ней близка славянская тарусская вышивка и венгерская.
Изысканная французская техника вышивания. Сочетает в себе множество декоративных видов – рококо, ришелье, бути, вышивку крестом и полукрестом, гладью и другие швы.
Оригинальная бразильская вышивка. В ней очень часто используется французское рококо, наравне с другими видами швов. Эта поверхностная техника, которая возвышает рисунок на ткани. В ней преобладают как яркие, так и пастельные тона, мотивы вышиваются цветочные и растительные, шитье происходит шелковыми нитями по тонкой ткани (как сучжоуская вышивка). В европейской вышивке представлена, в основном, гладь, но также встречается и вышивка крестом.

Как применялась вышивка народов мира


Как на Руси, так и европейских странах первоначальным применением стежков было соединение кусков тканей, которые использовались в одежде. Для подгиба ткани, например, использовался московский шов. Стежки были простыми, практичными, в качестве ниток использовалась шерсть животных.
Применение вышивке находилось везде: в постельном белье, повседневной одежде, в религиозных облачениях. На любом текстильном изделии можно было вышить красивые узоры, бытовые сцены, элементы природы, традиционный орнамент русской вышивки.


Болгарский крестПомимо эстетической стороны, вышивка несла так же сакральный смысл и имела собственное предназначение. Орнамент располагался, в основном, на одежде в местах соприкосновения с внешним миром: рукавах, вороте, головных уборах и исполняла роль оберега. Узоры орнаментов обычно вышивались крестом, которому придавалась магическая сила, название креста использовалось и в названиях техник (вышивка болгарским крестом).

Славянская вышивка


Рукоделие языческого периода на Руси почти все представляет собой магические обереги, защищающие человека от враждебных сил. Русская одежда вся была расшита этими сакральными символами, основными изделиями для такой шитья были метрики, рушники, украинские вышиванки. Основными элементами вышивки русского народного орнамента были геометрические фигуры – ромб и крест. Ромб был символом плодородия, солнца, крест обладал магической силой отгонять злых духов и снимать порчу. Постепенно вышивка крестом перестала нести сакральное значение и служить магическим оберегом. Современная вышивка крестом это просто красивый и увлекательный вид рукоделия, несущий скорее эстетическую нагрузку. Хотя, даже сейчас в некоторых поселениях русская народная вышивка несет характер оберегов. На ярмарках народных промыслов можно нередко увидеть такую одежду в древнерусском стиле, очень часто на ней используется вышивка болгарским крестиком. В современных модных коллекциях русский стиль и сейчас остается очень популярным. С принятием христианства в вышиваемые работы вносятся христианские мотивы, крестом вышиваются иконы и ризы, религиозные предметы, элементы быта. Вышивание становится более дорогим видом рукоделия, с применением дорогих нитей и драгоценных камней.

Древнерусская вышивка золотом и серебром


Богатейшая и красивейшая русская вышивка. Ее расцвет приходится на 16 – 17 века, когда знать украшала свою одежду и головные уборы драгоценными камнями. Золотное шитье с нанизыванием жемчуга использовалась для украшения интерьера, конских упряжек, в праздничной одежде. Этот вид вышивки считался одним из сложных, поэтому владеть им могла только умелая рукодельница, некоторые умелицы обучались этому мастерству в монастырях, иногда и сами монахини были опытными вышивальщицами. Драгоценными нитями вышивался растительный орнамент, сказочные существа, многосложные цветочные композиции, при работе использовались не только вышивка крестом, но и комбинировались разнообразные швы, что придавало изделию изысканность и оригинальность. Сейчас такая старинная вышивка с золотом и камнями сохранилась только в музеях или частных коллекциях. По сюжетной линии к ней очень близка якобинская вышивка, для обработки готовых изделий использовался московский шов.

Украинская и чувашская вышивка


Украинская вышивкаСлавянские, украинские и русские вышивки объединяет применение в работе небольшого количества цветов, геометрический и растительный орнамент, использование вышивки крестом. Особенного внимания заслуживают вышиванки – национальные женские и мужские рубахи. Изображениям на них придавался сакральный смысл (защита от порчи, богатство и плодовитость). Основным элементом был ромб, самый популярный славянский символ, и восьмиконечная звезда. В различных областях использовались разные виды швов, украинские мастерицы использовали вышивку крестом, полукрестом, гладью, мережкой, к традиционным красным нитям добавлялись черные, синие, желтые. Вышивание производилась, в основном, по белому или серому фону.


Чувашская вышивкаОчень близка к украинской чувашская вышивка. В ней также используется серый и белый фон, строгий геометрический орнамент, использование малого количества цветов. Основные используемые цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Украинская и чувашская вышивка используют одни и те же элементы – розетки с восьми лепестками (символ Солнца) и древо жизни, их элементы присутствуют и в государственной символике. Чувашские вышитые рушники, половички, мотивы в одежде очень похожи на украинские, поэтому нередко их путают. Отличить чувашский национальный костюм можно по головному убору, украинские женщины используют в качестве него цветочные венки. На чувашскую и украинскую вышивки очень похожа тарусская вышивка. Такими же похожими свойствами обладает и белорусская вышивка.

Русская народная вышивка


Карельская вышивкаОсобенностью карельской вышивки является использование ниток одного цвета.
Многие народности используют в работе один цвет, таким примером может служить марийская вышивка. Узоры вышивались красной нитью по белой или серой ткани, если шитье было сквозным– белым по белому. В первом случае получалось простое, но изысканное полотно, во втором – ажурная вышивка.
Рукодельницами использовались такие техники, как крест, набор, настил по сетке, двухсторонний шов, тамбур, сочетание тамбура и набора. На вышитом полотне получался прямолинейный рисунок с геометрическими фигурами, вышивался так же орнамент, со множеством крестов и восьмиконечных звезд, узоры соединялись в сложные композиции. Помимо этого вышивались растительные мотивы, люди, животные птицы.


Марийская вышивкаКарельская вышивка очень лаконична, но, тем не менее, очень популярна среди рукодельниц. На нее очень похожа марийская вышивка. В ней использовалась счетная техника вышивки крестом, цветовая гамма состояла из красного, синего, зеленого и черного цветов. Узоры четко выделялись на полотне благодаря прямым линиям. По цветовой гамме к марийской близка тарусская вышивка. Здесь использовалась цветная перевить, вставки из настила, белая строчка.

Вышивка центральных и южных областей

Владимирская вышивкаДля этих регионов характерен геометрический орнамент, с использованием множества ярких нитей – малиновых, золотых, алых, помимо этого вышиваются растения, животные, люди. В южных районах используются цветная перевить и счетная гладь, московский шов, белая строчка с жучками, паутинкой, воздушными петлями, к ней иногда присоединялись разноцветные нити. Это была яркая и красивая вышивка, радующая глаз. В этих областях практиковалась и вышивание по черному шелку, с использованием золотых нитей. Одной из самых известных в центральном регионе является владимирская вышивка. Основной ее элемент – крупный стежок гладью (владимирский шов), им вышивались различные орнаменты, выполнялся он красной нитью, с добавлением других цветов. Московский шов, относящийся к этим регионам, и сейчас активно пользуется швеями и рукодельницами, раньше он выполнялся вручную, сейчас его можно легко выполнить с помощью швейной машинки.

С давних времен женщины украшали свои наряды различной вышивкой, а для обработки края изделия использовали московский шов. Изначально только обеспеченные люди могли себе позволить такое украшение, да и вышивка, чаще всего, осуществлялась золотыми нитками. И только с 18 века она вошла в жизнь различных слоев населения и так началась . В разных странах имеются свои особенности вышивания. Очень интересна русская народная вышивка , ее принято разделять на два вида.


  1. Городская вышивка;
  2. Крестьянская вышивка.

Владимирская вышивка

Девочки из бедных деревенских семей вышивкой украшали свое приданное (скатерти, полотенца, ). Таким же образом изготавливались и подарки для будущей родни. А вот городские рукодельницы вышивали по своему усмотрению, старались следовать европейской моде, стараясь выглядеть как французская дама..
Россия огромная страна, поэтому русская народная вышивка имела свои особенности в каждой области и даже районе. Принято деление территории России на 2 большие группы в зависимости от способа вышивания:

  1. Северная полоса;
  2. Среднерусская полоса.

Северная полоса включает в себя Владимирскую, Архангельскую, Новгородскую, Вологодскую, Ивановскую и прилегающие к ним области. Отдельно принято выделять владимирскую вышивку.

Центром среднерусской полосы является Москва. Есть даже московский шов, который используется для обработки изделий из деликатных тканей.

Удивительно, но славянская вышивка, которая выполнялась, в основном, крестом, использовалась в качестве оберега. Это очень старинная вышивка. Каждая ее деталь была наполнена особенным смыслом. Орнамент очень разнообразен. Часто вышивали женщину, которую окружали олени. Это была мать Рода. Очень часто она вышивалась на свадебной одежде или на одежде младенцев, чтобы оберегала их от всяких напастей. А вот орнамент русской народной вышивки лельник означал защиту от всех напастей.

Интересно, что когда вышивали крестом красной нитью на белой ткани, то это было символом земли, которая вобрала в себя живительную энергетику солнца.

Особенности вышивки в разных уголках России

Чувашия

Очень трепетно относились к вышивке в Чувашии, это было их отличительной национальной чертой. Для вышивки в таком стилеи

Чувашская вышивка

спользовались нити трех основных цветов: черного, красного и белого. Каждый из них имел свое значение. Красный обозначал стремление к новому, хорошему, белый символизировал чистоту, наивность, а черный служил чем-то вроде рамки.

При этом чувашская вышивка выполнялась без специальных приспособлений, которые могли бы облегчить работу. Девушка просто брала в руки ткань и на ней вышивала. В процессе работы использовалось большое количество швов, в сочетании которые давали интересный орнамент. Интересно, что нитки приходилось окрашивать самим, поэтому сам процесс получения готового изделия довольно трудоемкий, а чувашская вышивка не такая уж и простая. В ее основе лежат самые разные геометрические фигуры, имеющие свое значение. Чаще всего вышивали простым швом, крестом, двусторонним швом.

Карелия

Карельская вышивка

Отдельно стоит сказать о рукодельницах из Карелии. Они тоже довольно много времени проводили за вышивкой. Орнамент, вышитый ими изначально имел религиозное назначение, и только намного проще карельская вышивка стала своего рода искусством. Чаще всего при вышивании здесь используют красный цвет, который эффектно смотрится на белой одежде. Очень часто вышиваются животные и растения, они являются центром композиции.

Карельская вышивка используется для украшений белья, столовых принадлежностей, скатертей. Изделия карельских вышивальщиц имеют большую популярность не только в России, но и в странах Европы. Не раз они удостаивались там самых высших похвал. Эта старинная вышивка претерпела различные изменения, но не утратила своей популярности до сих пор.

Марий-Эль

Если чувашская вышивка изобилует красным, белым и черным цветами, то здесь за основу

Марийская вышивка

берется красная нить. При этом вышивают в основном на домотканой одежде. Это искусство девочка осваивали довольно рано. Узоры были достаточно разнообразны, это и геометрические фигуры, и растения, и животные. Они воплощали надежды человека, его мечты. Особый смысл был у вышитых деревьев, они являлись определенной защитой для семьи. Поэтому марийская вышивка и содержит их так много.

И в настоящее время марийские женщины не забыли все тонкости вышивки, они украшают узорами подушки, накидки, полотенца. Очень часто марийская вышивка используется при украшении одежды звезд эстрады. Основным считался красный цвет, это сохранилось и до настоящего времени.

Калуга

Удивительно, но жители этого небольшого городка вышивали особым образом, что позволило выделить их вышивание в отдельный вид, который получил название тарусская вышивка. Есть у нее и второе название «вырезы». Была создана целая артель, которая вышивала таким способом дорожки, скатерти, полотенца. Позже она переросла в фабрику.

Тарусская вышивка

При вышивке использовались исключительно льняные нити. Была здесь и своя техника, цветная перевить и белая строчка. Тарусская вышивка была основной в Калуге и на прилегающей к ней территории. На изделии вышивались деревья, растения, целые картины. Отличительной чертой было то, что у такой вышивке нет изнаночной стороны. Очень интересны блузы с расшитыми на них птицами, деревьями, цветами. Настоящие умелицы вышивали белыми нитками на белой матери, и те, кто не был знаком с азами вышивки, долго не могли понять, как такое возможно.

А свое начало тарусская вышивка берет в небольшом городке близь Калуги Тарусе. Именно там зародилась такая техника вышивания, оттуда и пошло само название.

Видео: узоры в русской народной вышивке

Орнаменты славянских народов и их обозначение


Вышивка в разных уголках мира

Не только Россия славилась своими вышитыми изделиями, но и мастерицы из различных стран смогли добиться невероятных успехов в этом деле. Украинская и белорусская вышивки наиболее схожис российской.

Белоруссия

Самая близкая к русской белорусская вышивка. Здесь также используют для обработки изделия, выполненного из тонкой ткани,московский шов. Основной отличительной чертой является строгий орнамент. Украшались холщевые изделия: рубашки, скатерть и полотенца. Орнамент довольно строгий, преобладают геометрические фигуры. Для украшения полотенец очень хорошо подходит вышивка болгарским крестом.

Украина

Украинская вышивка

Не стоит забывать, что украинские мастерицы создают уникальные вышитые шедевры. Чаще вышивали на рукавах рубашек и блуз, воротничках, подолах. Любили украшать вышивкой полотенца и наволочки. Очень часто вышивали крестом. Красивый орнамент можно увидеть по вороту рубах.

Каждая украинская область, как и в России, имеет свои отличительные черты в вышивке. На Полтавщине отдают предпочтение белым ниткам. Очень редко используют красные и серые. Остальные цвета не используются совсем. В Харьковской и Донецкой областях вышивают преимущественно крестом. В полесье любят вышивать красными нитками на серо-белом фоне.

Украинская Киевщина известна растительными мотивами (виноградная лоза, хмель). Популярны здесь черный и красные нити. А вот в Подольске более сложная техника, цветовая гамма разнообразнее.

А вот украинская свадьба предполагает, что одежду необходимо расшить веточками калины, так как она символизирует продолжение рода. Или сделать . Каждое растение, вышитое на одежде несет свой смысл. Лилия значит невинность и чистота. Хмель – молодость. Павлин – жизненная энергия. Но самой любимой птицей считается ласточка. Очень красива вышивка болгарским крестом.

Вышивка в Европейских странах

Не стоит забывать, что и в Европе много сторонников вышивки. Более того, именно они были в свое время законодателями моды на расшитые одежды. При этом их вышивка значительно отличалась от русской и украинской.

Одной из самых красивых и интересных считается итальянская вышивка. Но имеет она и другое название, связанное с место ее наибольшей популярности флорентийская вышивка. Здесь используются нитки различных цветов, узоры формируются из зигзагов, которые напоминают языки пламени. Вышивка получается как бы нарисованной, так как берутся разные оттенки одного цвета, что придает композиции естественность. При этом вышивают одним видом стежков – прямым вертикальным. Вот только можно варьировать его длину.

В свое время в итальянском стиле были расшиты одежда придворных и находящихся у власти особ. Она очень пришлась по душе семейству Медичи. А вместе с этим флорентийская вышивка завоевала популярность и у простых граждан.

Характерная особенность такой вышивки полное покрытие изделия стежками. На нем не должно быть ни одного пустого места. Все заполняют цветные нити, для обработки изделия используется московский шов, так как он очень тонкий.

Некоторые считают, что правильней было бы говорить венгерская. Так как происхождение вышивки неизвестно, и ее родоначальницей может быть и Венгрия. Изначально для вышивки использовалась красивая ткань, которая приходила с востока. Нити тоже были высокого качества. Простым людям такое удовольствие было не по карману.

Французская вышивка

Еще одной страной, поклонницей вышивки, является Франция. Эта законодательница мод не могла остаться в стороне, и флорентийская вышивка прочно вошла в жизнь французов. Но вместе с тем, у них сформировалось и свое направление в вышивке.

Это очень нежная вышивка, здесь не пользуются крестом, основной стежок узелок. Он еще очень похож на миниатюрную розочку. Он может быть вышит отдельно, например, небольшой бутон, а можно французским стежком вышить и весь узор. Чтобы французская вышивка поучилась аккуратной нужно знать одну особенность. Когда вышивается один стежок, его следует закрепить, а вот если несколько, то этого можно не делать, нить следует к следующему стежку с изнаночной стороны.

Индийская вышивка

Вышивка народов мира

Индия

Но не только в Европе и России вышивали, очень интересна вышивка народов мира. Например, одной из наиболее древних считается индийская вышивка. До сих пор там сохранилась традиция вышивать узоры на свадебных нарядах. А вот свадебную шаль начинают вышивать в очень раннем возрасте, потому что узоры украшают ее всю. И на это понадобится не один год. Как и для , необходимо мвстерство и терпение.

Китай

Как не красива венгерская или индийская вышивка, но самая старинная вышивка китайская. Мастера из Китая давно известны своим умением. Если они что-то начинают делать, то пытаются достичь идеала. Такая особенность их менталитета.

Раньше только обеспеченные люди могли приобрести работы китайских мастеров, так как стоили они довольно дорого. Китайская вышивка имеет отличительную черту – использование шелковой нити. В бразильской вышивке также используются нити из шелка. Они очень тонкие и сама ткань очень нежная, для ее обработки лучше всего использовать московский шов.

Сучжоуская вышивка

Каждая китайская провинция имеет свои особенности выполнения вышивки. Так, сучжоуская вышивка требует усидчивости. Она является настоящим произведением искусства. Для работы берутся тонкие иглы и шелковые нити. Тщательно выполняется каждая деталь. Шелковые нити переливаются, создавая красивый эффект. А при смене освещения меняется и оттенок. Это очень красиво.

Сучжоуская вышивка очень древняя, ей более 2000 лет. Вышивку выполняют гладью. Опытные мастерицы могли вышивать с двух сторон. Сучжоуская вышивка не просто двух сторонняя, так как при работе не было видно узелков. С разных сторон вышивались разные орнаменты. Но они имели одинаковую форму. Здесь надо быть художником, чтобы изменить сам рисунок, но сохранить его очертания.

Не только сучжоуская вышивка прославила Китая, здесь много провинций, которые имели уникальную технику вышивания. Китайская вышивка из провинции Хунань известна одухотворенностью работ.Все рисунки яркие, имеющие насыщенные цвета и приближенные к реальности. Если вышиты животные, то кажется, они сейчас побегут, а птицы полетят. Вышивать можно не только гладью, но и крестом. Тогда китайская вышивка будет смотреться немного подругому.

Бразилия

Бразильская вышивка

Удивительно, но и бразильянки не остались в стороне от этого рукоделия. Бразильская вышивка также использует шелковые нити. При работе используется несколько видов стежков:

  1. витой шов;
  2. наборной стежок;
  3. петличный.

Каждый из них используется для вышивки определенного узора. Элементы,которые содержит бразильская вышивка,очень похожи на настоящие, у них присутствует объем.

Как и многие, имеет бразильская вышивка и отличительные черты в основе вышивки лежат цветы, для вышивания которых использовались специальные длинные иглы и искусственный шелк. А вот китайская вышивка отдает предпочтение натуральному шелку.

Более доступная, но не менее красивая якобинская вышивка. Здесь также изображаются растения, животные, оригинальные узоры, но только используются более доступные шерстяные нити. Но больше всего якобинская вышивка содержит цветов.

Якобинская вышивка

Рисунок фактурный, это объясняется и разнообразием швов, вышивают и крестом, и гладью, и другим швами, а также особенностью шерстяных ниток. Свое распространение якобинская вышивка получила благодаря низкой стоимости шерстяных ниток, которые никак снижали качество работы.

Имеет якобинская вышивка и второе название «крюил». Оно произошло от названия пряжи, смотанной особым образом.

Можно бесконечно долго говорить о различных направлениях вышивки. Каждое из них имеет свои особенности. И для освоения новой техники придется подучиться. Современная вышивка крестом довольно проста, и подходит для начинающих мастериц. Научившись ей, можно будет осваивать и более сложные техники, например вышивку болгарским крестиком.Древнерусская вышивка очень красива, и ей тоже не сложно научиться, но тут стоит помнить, что каждый орнамент имеет свое значение.

Следующая запись Урок объёмной вышивки в технике бути

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам. Вышивали преимущественно девушки и лишь весной, до начала полевых работ, словно бы творя заклинание на урожай. Большинство узоров, что вышила молодуха на приданом, образно повествует, как небо дает плодородящую силу земле, а она родит на благо людей свои плоды. «Пусть так будет всегда», - словно говорят вышивки, которые были своего рода молитвой о будущем урожае, просьбой, чтобы вечно светило солнце, родила земля и никогда не пресекся род человеческий.

Известно, что в древности славяне, тоже земледельцы, поклонялись полотенцам-убрусам, - вернее, священным изображениям, вышитым на холсте. На протяжении многих веков узоры эти бережно передавались из поколения в поколение, из рода в род, от матери к дочери и сопутствовали человеку во все дни его жизни. Само слово «узор» происходит от древнеславянского «узрети» (увидеть).

В древней Руси понимали смысл этого слова еще и как «красота», «благо». В славянских языках, в частности, в русском, «узор» имеет много однокоренных слов: заря, зарница, зарево. Все они по своему смыслу связаны со значениями «свет» и «тепло». Восходя к первоначальному древнему культу неба и солнца, узоры являли собой «знамения неба», Конец поло­тенца. Вторая половина XIX в. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити.

«Божественные знаки».
Шов роспись, счетная гладь. 47×33. Из Карго­поля.

Когда-то были они не столько украшением в нашем понимании, сколько знаками и образами божества у наших древних предков. Украшенное ими полотенце всегда висело в «красном углу», иным отирали новорожденного ребенка, а разузоренный плат-ширинка необходим был в свадебной обрядности.

Г.П.Дурасов - "Каргополье. Художественные сокровища"

Конец полотенца. Холст, х.-б. Вторая половина XIX в. Ткань, льняные, шерстяные и х.-б. нити.
Шов роспись и счетная гладь. 34 х 32. Из деревни Калитинская.

Подол празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, шелковые и х.-б. нити.
Досюльный шов, косой крест. 26 х 146.

Стан празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, кумач, шелковые, шерстяные, х.-б. нити. Двусторонний шов, счетная гладь. 80 X 60.


Стан празд­ничной женской рубахи. Начало XIX в. Фраг­мент. Холст, х.-б. и шелковые нити.

Дву­сторонний шов, счетная гладь. 78 X 190.

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования в XXI веке. Модельеры используют узоры русской вышивки для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, бизнесмены используют славянскую стилизацию, чтобы выделиться из числа конкурентов и позиционировать свой бренд как отечественный. Вышивка в русском стиле украшает одежду и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.

Изначально ручная вышивка была ручным ремеслом, но в наши дни ручной труд потеснила машинная вышивка . Дело в том, что машинные технологии позволяют сделать вышивку гораздо более аккуратной и привлекательной, долговечной и прочной. Кроме того, русская машинная вышивка позволяет выпускать многотысячные тиражи в короткие сроки.

Мы вышиваем с 2007 года. В числе наших клиентов - многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, а так же современные славяне, ролевики и реконструкторы, участники фольклорных ансамблей, организации славянской направленности, а так же многочисленные частные лица, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которую он искал. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Фото русской вышивки в нашем исполнении

Вышивка на рубашке "Цветы"

Вышивка на толстовке "Птица"

Нашивка с эмблемой образцового хореографического ансамбля "Сирин"

История русской вышивки

На Руси вышивка имела сакральное значение: то есть, была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Языческая вышивка славян появилась задолго до прихода на княжение Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Господствовал красный цвет ниток: на белом полотне он ярко выделялся, привлекал внимание.

С принятием христианства начался новый виток развития русской вышивки. Несмотря на ярую борьбу с языческими корнями, здесь, как и в других областях, вытравить древние обычаи не удалось: народная вышивка совместила старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, оно символизировало весёлого бога Ярило. С принятием христианства солнце никуда не исчезло из вышивок, но теперь он символизировало Божье величие.

В эти времена – X-XII века – зародилось и стало развиваться русское золотошвейное искусство . Роскошные узоры украшали иконы, предметы церковного обихода, одежду богатых людей. Тогда же – характерная для русской вышивки черта – вошёл в декоративное искусство речной жемчуг. Вышивка жемчугом с тех пор прочно вошла в мировую историю как характерная славянская особенность.

Русская традиционная вышивка

Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини: это связано было с тем, что с помощью вышивки на Руси украшали в основном церковные атрибуты. Постепенно вышиванием занялись знатные женщины: было ли это влиянием Анны Ярославовны, ставшей французской королевой и поведавшей об этой западной традиции, или просто юным девицам так прививали благочестие – неизвестно.

Параллельно славянская вышивка развивается в крестьянской среде. Здесь история вышивки словно стоит на месте: древние языческие узоры и символы по-прежнему украшают одежду, бельё, занавески. К XVII веку народная вышивка входит в моду, и её мотивы проникают и в дворянскую среду.

С XVIII века и далее на русскую вышивку начинают оказывать влияние западные мотивы. Пётр I вводит европейский костюм, и дамы спешат украсить свои платья на парижский или берлинский манер. Наиболее востребована мужская вышивка , при дворе расшитые кафтаны входят в моду. Особого рассвета русская вышивка достигает в XIX: галантная эпоха требует изящества и эстетики.

Возникновение и распространение машинной вышивки производит переворот в этой сфере искусства. В XX веке происходит интеграция искусств и национальностей: африканские мотивы могут соседствовать со средневековой символикой, вышитые строки из стихотворения А.Блока – украшать танцевальный наряд для бала-маскарада.

Русский орнамент в вышивке

От простого узора орнамент отличается многократным повторением одного и того же элемента. Как возникла такая идея? Дело в том, что в древности узоры для вышивки не были простым украшением: они передавали сакральное знание. Раз за разом повторяя тот или другой символ, вышивальщица подчёркивала и усиливала его значения. Особенно это относится к обережной вышивке.

Старинные русские вышивки

Рассмотрим основные символы русской вышивки.

Солнце. Славяне высоко чтили солнце: впрочем, как и любой древний языческий народ. Солнце символизировало жизнь, радость, плодородие. В народной вышивке чаще всего светило представляется как колесо или розетка. Чаще всего такой символ был центром, вокруг которого закручивается орнамент, однако встречались и повторяющиеся мотивы колеса.

Ромб. Сейчас популярность этого символа кажется странной, потому что мы позабыли его значение. В древности же ромб символизировал женское начало, материнство. Ромб повторялся в разных вариациях на полотенцах и скатертях, подолах платья и рубахах. Он был обязательным украшением женской одежды, а так же служил талисманом для плодородия.

Крест. Этот символ был нам известен задолго до принятия христианства. Равноконечный крест символизировал солнце: его расходящиеся лучи. Близкая вариация символа – свастика – символизировала вращение солнца. Удивительно, как национал-социалистическая партия Германии умудрилась выбрать своей эмблемой символ нации, которую они намеревались уничтожить под корень! Так или иначе, в XX веке коловорот – наше название свастики – окончательно ушёл в прошлое, считается осквернённым символом.

Ёлочка . Частенько вы можете увидеть на старинных вышивках узор-ёлочку. Это традиционная вышивка России, она символизирует дерево вообще и Древо жизни, лес и природу.

Другие элементы русской вышивки

Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.

Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.

Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.

Часто возникает в орнаменте женская фигура : символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.

Символы русской вышивки. Вышивка крестом, Россия

Вышивка в русском народном костюме

Особую роль играет вышивка в русском народном костюме. Она была скорее не украшением, а оберегом. Вышивку делали на тех местах, которые соприкасаются с внешним миром: по краю рукавов, по подолу, по вороту. Такой узор должен был защитить человека.

Интересно, что дети до трёх лет носили рубахи, перешитые из одежды родителей и сохранившие их обереги. Так, если отец мальчика был охотником, то его будут защищать охотничьи обереги. Это не предрешало судьбу ребёнка, а всего лишь символизировало связь поколений. В три года дитя получало первую собственную рубаху со своими оберегами: специальными, для детей.

Вышивка в русском стиле

В настоящее время вышивка в русском стиле не забыта. Талантливые модельеры, знаменитые кутюрье создают коллекции, украшенные нашей народной модной вышивкой . Например, осенне-зимняя коллекция Валентино 2013-2014 радует нас мотивами гжели! Замечательный образ с платьем под гжель создаёт Джулия Робертс. А Дольче и Габбана порадовали нас весной-летом 2013 традиционными красными узорами на белом фоне в русском стиле.

Это далеко не единственные примеры. Сложно представить себе Валентина Юдашкина без его визитной карточки: одежды с русской народной вышивкой. Да и другие модельеры время от времени возвращаются к этой теме, радуя нас новым свежим взглядом на нашу культуру и традиции.

Мы так же приложили руку к некоторым модным коллекциям в русском стиле. Например, коллекция Alena Akhmadullina осень-зима 2015/16 сделана на основе иллюстраций к русским сказкам Татьяны Мавриной. Специально для этой коллекции мы вышили зайцев для сумочек и множество нашивок для украшения платьев. Так же мы участвовали в декоре изделий для бренда славянской одежды Белояр.

Наши работы в стиле русской вышивки в мире моды

Стоимость вышивки в русском стиле

Рады вышить по вашему эскизу! Минимальный заказ - 1 экземпляр, для оптовых тиражей - скидки. Вышиваем на одежде и головных уборах, обуви и аксессуарах, готовых изделиях и предметах интерьера, крое и тканях. Имитируем ручную вышивку крестиком. Предлагаем так же вышивку шнуром и пайетками.