Как вы помогаете ребенку достигать жизненных целей. Учим ребенка настойчивости и целеполаганию

Анна Сызгаева
Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка

Профессиональное поведение педагога , его изменение, то какими новыми профессиональными умениями он овладел, и какая ценностная мотивация лежит в основе всех его преобразований, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих сопровождение и воспитание ребёнка дошкольного возраста. Мастерство современного педагога формируется через постоянную профессиональную работу по самообразованию. Современному педагогу необходимо владеть предметными и психолого - педагогическими знаниями ; обладать высокими профессиональными качествами; способностью помочь ребёнку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим, уверенными в себе человеком. Цель личностного и профессионального саморазвития педагога – успех в его педагогической деятельности . Можно развести личностную (внутреннюю) успешность : ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т. д. – и профессиональную (внешнюю) успешность , которая обычно выражается в формальных показателях : профессиональном статусе, квалификационной категории. Внутренний успех возможен без внешнего успеха ,

но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха .

Успешный педагог , удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе , оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным . Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех » в различных аспектах : в психологическом : «успех » понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний, либо превзошел их; в социально-психологическом : «успех » рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе ); в педагогическом аспекте «успех » трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения . Таким образом, понятие «успех » можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность , которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); высокий уровень знаний, способность использовать полученные знания в жизни, положительная мотивация к обучению, сохранение познавательного интереса, адекватно-позитивная самооценка.

Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей .

Успеху способствует следующие особенности личности :

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха .

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе .

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность , которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству и достижению успеха .

Мотивация достижения успеха , по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается , когда учащиеся имеют возможность двигаться - в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах, рисовать, исследовать. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Преимущество такого представления об интеллекте - отсутствие дискриминации. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов. К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект - это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект - операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях.

4. Музыкально-ритмический интеллект - здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии , их оценивании и создании.

5. Телесно-кинестетический интеллект - это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностный интеллект - под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения , темперамент и потребности других, как реагируем на них.

7. «Внутриличностный» интеллект - это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства , установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному : одни сильнее, другие слабее. Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта. Человек как животный организм может получать информацию с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи, мышц) . Соответственно этому и различают виды информации : зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, мышечное чувство.

Теория Гарднера - не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание) . Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал : если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям детей, их личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов работы : не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством, взаимодействием и самонаблюдением.

Литература :

1. Говард Гарднер. Структура разума : теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И. Д. Вильямс» , 2007. – 512 с.

Ставить цели и достигать их не учат в школе и университете. Родителям самим нужно объяснить ребёнку, почему это важно и как добиваться желаемого. Ниже - примерная схема, как поговорить с подростком о целях, а также простое и полезное упражнение, которое поможет ему стать целеустремлённым.

Мифы

Не всему, что говорят о целях, можно верить. Разберёмся, что вымысел, а что правда.

Миф № 1. «Всего можно добиться и без целей»

Цель - это как фонарь в ночи. Петляя и спотыкаясь, вполне можно дойти до нужного места. Но это не точно. А с фонарём этот путь преодолевается быстрее и гораздо легче. Цели не только дают нужное направление, но и вдохновляют на движение вперёд.

Миф № 2. «Чтобы поставить цель, нужен повод»

Так уж устроен человек, что начало он планирует на 1 января, 1 сентября или, на худой конец, ближайший понедельник. Всё это стереотипы. В эти периоды жизни и так достаточно хлопот, поэтому «красивые» даты не лучшее время для важных перемен. Не стоит ждать особого случая, сегодня - идеальный день для этого.

Миф № 3. «Всё придётся делать самому»

Цели - индивидуальное дело, но из этого не следует, что нельзя рассчитывать на помощь. Помогать тому, кто точно знает, куда идёт, гораздо приятнее, чем тому, кто живёт в сомнениях или без желания чего-то добиться. Учителя, друзья, родственники - все, кто есть в жизни подростка, - наверняка готовы помогать и поддерживать.

Правда

Правда № 1. «Цели важны»

Цели - это возможность для подростка представить себя в будущем, понять, о какой жизни он мечтает. Такое понимание помогает сохранять , улучшает физическое и эмоциональное состояние и ведёт к успеху. Наверняка в вашем окружении есть человек, который добился чего-то значимого. Посоветуйте подростку поговорить с ним. Успешный человек может рассказать, как он впервые поставил цель, как шёл к своей мечте, а заодно поделится советами и поддержит.

Правда № 2. «Не все ставят цели»

По данным исследований, цели есть лишь у трёх человек из 100. И даже у этих трёх цели чаще всего абстрактны и не имеют срока исполнения. Возможно, именно поэтому немногие добиваются успеха. Не стоит ориентироваться на большинство.

Правда № 3. «Стать целеустремлённым может каждый»

Целеустремлённость - это такой же навык, как умение читать, писать или считать. От подростка требуется только желание им овладеть, а также действия. Он может начать прямо в эту минуту, вот первое задание:

  • Пусть подросток поразмышляет, чем он хочет заниматься, чего желает добиться.
  • Затем пусть запишет мысли в блокноте или на листке бумаги.
  • Нужно заглядывать в блокнот каждый день или повесить листок на видное место.

Вот и сделаны три первых шага на пути к целеустремлённости. Осталось составить план действий и придерживаться его, пока желаемое не будет достигнуто.

Что такое «лестница цели» и как на неё взобраться

Попросите подростка представить себе лестницу. Наверху его ждёт мечта. Чтобы до неё добраться, нужно подняться по ступенькам, и каждая ступенька - это маленькая цель на пути к большой мечте. В этом состоит суть «лестницы цели».

Это «лестница целей». Объясните подростку, как взобраться на самый верх.

Чтобы сконструировать такую «лестницу», нужно выполнить следующие шаги.

Шаг первый. Выбрать

В начале необходимо определиться, чего хочется достичь в первую очередь. Пусть это будет не слишком долгосрочная цель, чтобы потренироваться, почувствовать уверенность и вдохновиться первыми результатами. В нашем примере эта цель звучит как «найти место для стажировки».

Шаг второй. Правильно сформулировать

Цель должна быть:

  • конкретна («получить пять на экзамене по алгебре», а не «выучить алгебру»);
  • измерима (должно быть предельно ясно, что и сколько нужно сделать: например, получить пятёрку, прочитать пять книг, пробежать десять километров);
  • достижима (нужно реально оценивать свои силы: стать голливудским актёром за год вряд ли получится);
  • важна (подростку стоит прислушаться к себе: действительно ли он хочет этого добиться или же он попал под влияние друзей, любимой передачи или фильма);
  • иметь срок выполнения (то есть нужно всегда назначать дату, к которой нужно достигнуть желаемого).

Если желание соответствует этим критериям, можно переходить к третьему шагу. В ином случае придётся переформулировать цель. Вот пример.

Цель : стать хорошим человеком.

Почему такая цель не подходит : стать хорошим человеком - стоящая цель, но непонятно, что для этого нужно делать. Какие действия сделают лучше? Уборка на столе? Большая активность на уроках? Помощь приюту для бездомных? Чтобы сделать свои цели достижимыми, нужно добавить в формулировки глаголы, которые означают конкретные действия, ведущие к цели.

Правильная цель : хотя бы два часа в неделю проводить занятия для маленьких детей в библиотеке.

Шаг третий. Определиться с действиями

Попросите подростка ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться желаемого?» Речь идёт именно о маленьких шагах, которые помогут дойти до самого верха лестницы. Лучше придумать как можно больше шагов и записать эти действия в столбик на листке бумаги. Это может быть звонок кому-то, просьба о помощи, изучение материала, дополнительные занятия, овладение каким-то .

Шаг четвёртый. Заполнить все «ступеньки»

В получившемся плане действий нужно вычеркнуть повторы и пункты, которые кажутся бесполезными. Затем переписать оставшиеся пункты плана в логическом порядке. Например, чтобы получить пятёрку на контрольной, нужно:

  • спросить учителя, что будет на контрольной;
  • прочитать главы из учебника на соответствующие темы;
  • просмотреть материал с урока;
  • решить задачки;
  • пройти тренировочный тест;
  • попросить кого-то проверить знания.

Длина «лестницы цели» зависит от сложности цели. Чем она сложнее, тем больше пунктов.

Шаг пятый. Определить сроки

Цель так и останется мечтой, если не обозначить конкретные сроки. Всё, что нужно, - это добавить к каждой «ступеньке» дату, к которой планируется выполнить ту или иную задачу.

Шаг шестой. Начать подниматься

На самую первую «ступеньку» можно подняться уже сегодня. Выполнив самое простое действие, подросток закрепит в голове ощущение «Я могу!». Не стоит откладывать на завтра или на понедельник то, что можно сделать сейчас.

Когда дети устанавливают и достигают свои собственные цели, их самооценка и самовосприятие меняются, что положительно сказывается на академическом и личном будущем ребенка. Однако, для многих даже установка цели это уже почти невозможное задание. Часто это полученный навык, который требуется помощи со стороны взрослых, поддержки и мотивации. Наши 10 советов могут помочь:

Ранний старт - залог успеха

Основы структуры закладываются путем помощи подбора цели, к которой нужно стремиться. Например, если ребенок хочет новый набор Лего или игрушку, помогите ему советом: пусть копит карманные деньги, пока их не хватит на заветную покупку. Для тех, кто повзрослее и, к примеру, хочет получить хорошую оценку, помогите ему понять как «есть слона по кусочкам».

Составьте список пожеланий и идей

Чтобы убедиться, что цель ориентирована на ребенка, убедитесь, что она исходит именно от него, а не от вас. Ваши идеи тоже могут учитываться, но для того, чтобы ребенок был действительно мотивирован, цель должна исходить от него самого.

Запишите цель на бумаге

Убедитесь что цель ясна и понятна. Пусть ребенок укажет почему эта цель важна для него.

Повесьте этот лист бумаги в детской или на холодильнике, там где он будет его видеть каждый день. Если в вас есть творческая жилка, то можно сделать из этого целый проект сделай-сам: украсив рамочкой, или добавив график, который будет демонстрировать прогресс и близость к достижению цели.

Сформулируйте цели

Опишите ребенку полную картину и из каких шагов будет состоять достижение его цели. Разбиение большого отрезка на маленькие помогает детям концентрироваться и дает ощущение контроля, предсказуемости и чувство достижения по пути к конечной цели.

Заимствуйте чужой опыт и идеи

Пользуйтесь книгами, ДВД, готовыми уроками и чужим примером для лучшего понимания того, как ставить и достигать цель.

Преодолевайте препятствия

Будьте готовы к преградам по пути к цели и держите наготове стратегию их преодолевания. Предупредите ребенка о этом, постарайтесь объяснить, что такие ситуации позволяет им улучшить навыки решения задач и стать лучше.

Установите дату достижения задуманного

Временные рамки позволяют ребенку держать себя в тонусе и чувствовать срочность ситуации.

Следите за прогрессом

Отмечайте достижения очередных маленьких целей медалями, наклейками, записями на листке с записанной целью. Это повысит степень мотивированности ребенка.

Если необходимо, откорректируйте временные рамки

Напомните ребенку, что иногда возникают непредвиденные обстоятельства, которые будут мешать достижению цели с установленный срок.

Поддержка и мотивация

Интересуйтесь его целью, настроем, возникшими проблемами. Старайтесь максимально поддержать своего ребенка в процессе продвижения к конечной цели.

И, самое главное, подавайте положительный пример. Говорите с чадом о своих собственных целях и как вы их добиваетесь, преодолевая препятствия.

Секрет практики детского психолога в том, что в большинстве случаев родители приходят на консультацию вместе с малышом, чтобы решить и свои проблемы. Поэтому поговорим сейчас о родителях.

Что необходимо родителям, чтобы вырастить счастливого ребенка? Им самим нужно быть счастливыми людьми и гармоничными личностями. Самый важный закон взрослого человека - нужная постановка целей и их достижение. Из истории жизни успешных людей мы видим, что в самом начале жизни у них были конкретные мечты, планы, цели. Хосе Сильва парапсихолог из США когда-то собрал все исследования по этому поводу вместе и создал методику. Согласно ей мысли людей, их интеллект, мышление имеют силу управлять сознанием, подсознанием, а, следовательно, и будущим человека.

Хоcе Сильва считал, что во время постановки целей нужно учитывать три пункта, благодаря которым можно достичь результата.

  • Желание. Для начала нужно очень сильно хотеть достичь цели.
  • Убежденность. Затем нужно быть убежденным в том, что ваша цель реальна и доступна.
  • Ожидание. И наконец, нужно быть в состоянии ожидания - вы должны быть всегда готовы к результату.

Какое отношение все это имеет к воспитанию ребенка? Самое прямое. Неорганизованность мамы как личности создает множество проблем, виноваты в которых, оказываются в итоге дети. Допустим, есть мама Н., она хочет, чтобы ее дочка М. 5 лет от роду научилась кататься на коньках, но ничего не получается, хотя она очень старается, водит ее к хорошему тренеру. Как здесь поможет метод Сильва?

  1. Нужно проанализировать, что для вас важно.
  2. Зачем вы решили отдать ребенка на фигурное катание? Чтобы вы могли гордиться им на показательных выступлениях, посвящать время себе во время тренировок, чувствовать себя успешной мамой или потому что дочка уже подросла и ей нужно куда-то ходить, чем-то заниматься? А может быть, потому что свекровь и другие родственники говорят вам, что вы плохая мать, раз ребёнок у вас не занимается никаким спортом? Подумайте, что вас мотивирует, найдите истину, чтобы занятие фигурным катанием было полезно ребенку и вам, а не вашим родственникам.

  3. Цель должна быть долгосрочной.
  4. Применительно к нашей теме, например: « через год ребенок будет выполнять на льду сложные пируэты». Вполне подходящая мечта!

  5. Разделите вашу цель на несколько шагов, продумать которые нужно детально.

    Допустим:

    • 1 сентября - покупаем тренировочный рюкзак. Это может быть красивый розовый рюкзак или спортивная сумка как у мамы - без разницы. Отдаем его ребенку перед первой тренировкой.
    • 2 сентября - первая тренировка. Вечером после детского сада, садимся с ребенком в машину даем ему рюкзак, и рассказываем историю про известную спортсменку, фигуристку, которая выступала на Олимпиаде, и говорим об этом по пути на тренировку.
    • 5 сентября - ребенок, отказывается идти на тренировки, она поняла, что упражнения выполнять трудно, что тренер строгая. Она кричит, отказывается выходить на каток, говорит, что болит живот, хочет гулять и т.д. Не нужно идти на поводу у нее, делаем все как вчера.
    • 9 сентября - рисуете с ребенком календарь «Молодец, ты здорово катаешься на коньках», красочно оформляете и вешаете на стену. После каждой тренировки вы наклеиваете красивый цветочек в нужную клеточку.
    • 14 сентября - выдаем первую награду «Настоящей спортсменке, проходившей на тренировки две недели», ее можно обменять на новую игрушку.
    • И так каждые две недели, затем месяц…
  6. Такой пошаговый метод позволит достигнуть результата, не теряя цели и не переживая из-за ерунды.

  7. Отмечайте все шаги на листочке.
  8. Такая практика поможет настроить подсознание на нужный лад, позволяя вам быстрее двигаться в нужном русле.

  9. Отмечайте победы.

Они не бывают ежедневными. Дочка сама стоит на коньках? Ура! Ведь еще недавно ей и это было не под силу. Дочка сделала первое упражнение? Отлично! Запишите этот успех и купите торт. Невозможно победить в сражении без таких маленьких достижений.

Нужно понимать, чтобы достичь цели необходимо время.

Очень часто родители требуют от своих детей слишком многого. Одновременно научить читать, одеваться и кататься на коньках? Не слишком ли большая нагрузка? Подумайте, что важнее для вас, а главное для ребенка, отталкиваетесь от этого.

Удачи вам в осуществлении ваших желаний! Будьте уверены, дети покажут вам отличный пример достижения нужных целей.

Нажмите клавиши Ctrl + D чтобы добавить статью в закладки.

Непостоянство — одна из самых ярких черт детского характера. По свидетельству психологов, с возрастом это проходит, однако многие родители справедливо беспокоятся: что, если ребенок и в дальнейшем будет с такой же легкостью менять свои решения? Больше всего в этом контексте взрослых волнует неспособность детей достигать поставленных целей. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

В первую очередь следует отметить, что воспитание целеустремленности, особенно у малыша — задача непростая. Знаете ли вы, что в психологии умение ставить цели считается социальным навыком, наряду со способностью находить общий язык с другими людьми и разрешать конфликты? А, значит, как и другим социальным навыкам, этому можно научиться.

Как известно, обучение детей подобным вещам может происходить двумя способами: они либо копируют поведение окружающих, либо «впитывают» информацию, которую им предоставляете вы, родители. Как показывает практика, идеальный возраст для развития целеустремленности — 7 лет, поскольку именно в это время большинство детей идут в школу и сталкиваются с определенными обязательствами и требованиями, которые необходимо выполнять строго в срок. А вот затягивать этот процесс не рекомендуется: по свидетельству специалистов, после 12-13 лет справиться с этим будет гораздо сложнее.

С чего начать?

Для начала научите ребенка ставить только четкие и ясные цели. Конкретика и еще раз конкретика: согласитесь, между словами «хочу в будущем лучше учиться» и «хочу закончить эту четверть без троек» есть огромная разница? Чем лучше вы и ваш ребенок сформулируете свое желание, тем выше будет вероятность, что оно исполнится.

Второе незыблемое правило логически вытекает из первого: цели должны быть реальными. Мечтать о том, что, возможно, никогда не произойдет — прекрасно. Однако подобный подход расхолаживает ребенка, заставляет усомниться в своих способностях. Объясните ему, что следует браться за решение только тех задач, которые ему по силам.

Спешка — главный враг

Одну крупную цель можно разделить на несколько этапов. Например, если ребенок загорелся мыслью побывать в Англии, предложите ему следующее: сначала в течение месяца он регулярно учит английские слова, затем добивается хорошей оценки в школе, после этого вы отправляете его на специальные курсы английского языка, после чего он получает долгожданную поездку. Все, что от вас требуется — сделать цель зримой, пусть и отдаленной, но возможной. Каждый вечер вы можете вместе обсуждать, насколько он продвинулся в достижении своей мечты.

Вообще деление на этапы считается одним из самых действенным приемов в развитии целеустремленности. Нередко дети в порыве энтузиазма хватаются за несколько дел сразу, но быстро устают и «перегорают», бросив начатое на полпути. Чтобы этого не происходило, мягко направляйте его, объясняйте, что лучше сделать сначала, а что — отложить на потом.

Очень важно при этом поддерживать ребенка, не давать ему усомниться в своих силах. Мотивация в борьбе с детским непостоянством играет очень важную роль. Объясните, что радость от достигнутого результата не может сравниться ни с чем другим, и вскоре он сам сможет в этом убедиться. Ни в коем случае не позволяйте себе высмеивать его в случае провала: ваша ирония не только не подстегнет его, но и, скорее всего, лишит уверенности в себе.

Очень важно дать понять ребенку, что цели и планы могут корректироваться в процессе — в этом нет ничего страшного. Вместо того, чтобы при малейшей трудности отказываться от желаемого и браться за что-то новое, стоит спокойно разобраться в ситуации.

Планы и списки своих целей

Неплохим практическим упражнением считается составление планов. Начинать лучше с небольших временных отрезков: заведите специальную тетрадку, в которую ребенок будет записывать свои планы на следующий день. При этом они не должны быть слишком сложными — приступая к планированию, выбирайте дела попроще.

Можно вообще схитрить и попросить детку вписать действия, которые он совершает каждый день: чистка зубов, завтрак, посещение школы, выполнение домашних заданий. Это необходимо для того, чтобы продемонстрировать ему принцип составления списков.

Пусть он вычеркивает пункты по мере их выполнения: специалисты утверждают, что вид списка с достигнутыми целями сам по себе является мощным мотиватором. После того, как у ребенка выработается привычка планировать, переходите к постановке более сложных и долгосрочных целей. Научите его четко формулировать свои мысли, детализировать. Еще одна хорошая идея — так называемая «Тетрадь достижений». Заведите красивый блокнот и попросите его заносить туда все свои успехи.

Как видите, сделать ребенка более целеустремленным и научить его добиваться поставленных целей вполне реально. От вас потребуется терпение, внимание, капелька фантазии и, конечно, родительская поддержка. Ободряйте его, хвалите, заставьте поверить в себя — и все получится.