Митрополит Корнилий: «Двери старообрядческой церкви открыты. Биография митрополита корнилия Старообрядческий митрополит

Материал из сайт

7 марта 2004 г. в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом служения ему был определен храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехова-Зуева, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 г. Освященным Собором иерей Константин Титов был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 г. о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

8 мая 2005 г. в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и всея Молдовы и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин возведения владыки Корнилия на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 г. Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия Митрополитом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась в Покровском кафедральном соборе 23 октября 2005 г.

За прошедшие годы митрополит Корнилий рукоположил трех епископов, множество священников, диаконов и чтецов. Каждый год своей архипастырской деятельности владыка посещает практически все епархии Церкви, где проводит епархиальные и приходские собрания, совершает рукоположения, освящает храмы. Немалое внимание митрополит Корнилий уделяет вопросам церковно-общественной жизни, встречаясь с представителями федеральной, региональной и муниципальной властей, общественными и политическими деятелями, учеными, специалистами в области отечественной культуры, истории русской Церкви и старообрядчества. Ежегодно 3 июня в день своего ангела митрополит Корнилий проводит торжественное богослужение в Покровском кафедральном соборе в Москве.

Литература

Календарь РПСЦ. 2011. С.119-12.

Календарь РПСЦ. 2013. С.190.

Сергей Калашников.

Ровно 350 лет назад завершился Большой Московский собор, который наложил анафемы на старые церковные обряды, осудил противников церковной реформы, проводимой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. С этого момента приверженцы старой, а точнее, дореформенной православной веры на несколько столетий оказались вне закона. О том, как в современной России живут старообрядцы, какие у них отношения со светской властью и Русской православной церковью, корреспонденту “Ъ” Павлу Коробову рассказал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий .


- Сколько приходов старообрядческой церкви сейчас в России? Какое количество старообрядцев у нас в стране?

Сначала я хочу сказать, что все-таки наша церковь не старообрядческая, а православная в первую очередь. Хотя действительно нас называют старообрядцами после раскола в XVII веке. Основное в названии Русская православная старообрядческая церковь - это православная. Ну а староверами нас называют, чтобы отличить от других церковных деноминаций.

Сейчас у нас примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. Много приходов в дальнем зарубежье.

Сегодня старообрядчество разделено на две большие части - старообрядцы, принимающие священство, у которых трехчинная иерархия, а также беспоповцы, у которых нет священников. До революции количество приверженцев старой веры исчислялось примерно от 10 до 20 млн человек. Хотя говорили, что их было гораздо больше. Долгое время староверы не афишировали свою веру, потому что опасались преследований. Сейчас после советского лихолетья, по разным подсчетам, нас насчитывается от одного до двух миллионов. Но это примерные данные, никакой официальной статистики нет.

- Новые приходы за пределами России у вас появляются?

Несколько лет назад к нам обратились православные из Уганды с просьбой принять их в лоно Русской православной старообрядческой церкви. Надо сказать, что это не русские эмигранты, а коренные жители этой страны. По их словам, они долго изучали множество конфессий и в итоге пришли к выводу, что самой спасительной церковью является старообрядческая. Мы с ними поговорили на совете митрополии, на соборе, и в результате они присоединились к нам. Сейчас у нас там несколько приходов, рукоположен священник.

А недавно к нам новое обращение поступило, теперь из Пакистана. Там более сложная ситуация, потому что это мусульманская страна, в которой преследуется христианство, там небезопасно быть православным. К нам приехал оттуда священник, который изъявил желание перейти в старообрядчество. Мы рассмотрели его просьбу и решили принять его в лоно нашей церкви. Он недавно вернулся на родину и активно проповедует христианство. Надеюсь, что это станет началом спасения для многих жителей Пакистана.

В чем отличие между Русской православной старообрядческой церковью и официальной Русской православной церковью?

Отличия начались после печального церковного раскола XVII века. Семь столетий с Крещения Руси наши предки жили по законам, которые им передавали их отцы, деды. Благочестивая церковь сохраняла эти законы. И вдруг в XVII веке насильно решили все поменять, объясняя это тем, что на Западе молятся по-другому. В то время была идея освободить Византию от иноверцев, тогда бы Алексей Михайлович стал православным царем-освободителем, а патриарх Никон - всемирным патриархом. Как мы знаем, это не удалось воплотить в жизнь, но когда эти планы готовились, решили сделать реформу церкви по западному образцу. Насильно стали вводить троеперстие. Патриарх Никон приказал, что надо молиться вместо двуперстия, которое зафиксировано было еще за сто лет до этого на Стоглавом соборе в 1551 году при Иване Грозном, троеперстием. А ведь русские святые, которые были канонизированы на Стоглавом соборе, молились только двуперстием, потому что так Христос благословлял, так, по преданию, апостолы молились. И эта традиция была нарушена в XVII веке. Помимо этого в ходе реформы были отменены земные поклоны. В общем, была изменена масса чинопоследований, или обрядов, которые для церкви всегда были очень важны. Может, сегодняшнему человеку они и не так важны. Сейчас часто говорят: лишь бы вера была, лишь бы любовь была в сердце. Но это не совсем правильное понимание, потому что вера является совокупностью всех традиций, обычаев, устоев церкви. Господь говорит: «Кто Меня любит, тот живет по моим законам». А это нарушалось. Поэтому наши предки после раскола сказали, что они не будут принимать этих реформ и чуждых западных обычаев, тем более вводимых насильно. Они понимали, что реформы проводились без соборного решения. Наша Церковь сохраняет истинное, нереформированное православие, спасительное, двуперстное православие, которое было до XVII века на Святой Руси.

У современного человека может сложиться впечатление, что староверы - это люди из средневековья, которые не пользуются мобильными телефонами, компьютерами, живут по законам XVII века, сидят при лучине и молятся. Старообрядцы пользуются современными технологиями?

То, что старообрядцы не пользуются техникой, это один из мифов. На самом деле старообрядцы во все времена использовали передовые технологии. Например, старообрядческие купцы в свое время закупали передовую технику. Ездили учиться в западные страны. В России налаживали производство. Например, купцы Рябушинские построили первый автомобильный завод в России. Староверы не только всегда использовали технику, но и сами ее производили. Они в основном были людьми образованными, учеными и деловыми.

Что касается сегодняшнего дня, то старообрядцы пользуются всеми современными технологиями. Принципиального отторжения техники у старообрядчества нет. У нас есть сайты митрополии, училища, епархий. Мы пользуемся мобильной связью и всеми видами техники, лишь бы это приносило пользу и не вредило нашей душе.

А сейчас в среде старообрядчества есть меценаты, такие как Савва Морозов, Рябушинские, которые помогают церкви?

Дело в том, что ХХ век не способствовал тому, чтобы Саввы Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы и другие предприниматели продолжали свое дело. Все было разрушено и на корню уничтожено в 20–30-е годы прошлого столетия, когда закончился золотой век старообрядчества. Как пишут историки, до революции где-то 60–70% всего капитала России было в руках предпринимателей-старообрядцев. До 1917 года казачество в основном состояло из старообрядцев, зажиточное купечество и те зажиточные люди, которые жили в деревнях, которых потом называли кулаками, тоже в большинстве были староверами. Они были честными людьми, умели работать не на страх, а на совесть. Помогали друг другу. Вот это очень важно. И важно, что старообрядцы были патриотами, в хорошем смысле этого слова. Например, девиз Морозовых был «Благо России - наше благо». Очень хотелось бы, чтобы сегодня как можно больше людей, особенно предпринимателей, понимали, что они живут в той стране, в которой они родились. Что здесь их Родина, а не там, за границей, куда они вывозят капиталы. Морозовы, Рябушинские никогда этого не делали, они были другими, они делали все, чтобы поддержать культурное наследие страны. Например, Павел Третьяков собирал картины, на свои средства построил галерею, все он это сделал для своей страны. Они ничего не требовали у царя взамен. Они считали, что это надо делать для того, чтобы наша Родина была крепкой, могучей, тогда и всем будет хорошо. И Бог им помогал в этом важном деле. Хотелось бы, чтобы это понимание вернулось. Сегодня у нас не так много людей, которые считают, что благо России - их личное благо.

Пока в России не создались условия для того, чтобы появились новые Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы. Но я думаю, что со временем они появятся. Сейчас нам правительство оказывает помощь в переселении старообрядцев из зарубежья на Дальний Восток. Думаю, если это произойдет, будет хороший потенциал для появления новых меценатов. Мы о переселении старообрядцев говорили с Владимиром Владимировичем Путиным, когда он приезжал к нам в мае этого года.

- А откуда переселенцы?

Сейчас речь идет о переселенцах из Латинской Америки, сотни человек готовы переехать, уже разработана специальная программа, чтобы им создать нормальные условия. Будут созданы базовые поселения. Со временем, надеюсь, желающие переехать в Россию увидят, что есть поддержка правительства России, начнут переселяться и смогут стать образцом для наших сограждан, так как они не пьют, не воруют. Сегодня старообрядцы могут показать положительный пример, какой они показывали во все времена. Я думаю, это понимает и президент. Сейчас очень востребован честный труд. Если программа переселения старообрядцев будет запущена в действие, она, несомненно, даст свои положительные результаты.

- То есть вы считаете, что старообрядцы могут оздоровить нравственность в экономике?

Здесь основное - вера. Старообрядцы могут оздоровить наше общество и многое сделать. Чтобы костер разгорелся, нужно уголек раздуть, потом от него может разгореться пламя. Вот этой искрой, этим угольком вполне могут стать старообрядцы. Конечно, важна Божия помощь в деле оздоровления общества. Я вообще думаю, что Господь сохранил старообрядцев только для того, чтобы мы могли сегодня в истинном православии молиться за Россию, как это делает Агафья Лыкова (отшельница, старовер беспоповского толка.- “Ъ” ). Я думаю, что ее молитвы прямо к Богу доходят, потому что она - святая отшельница. Это чудо, что сейчас есть старообрядцы, потому что начиная со страшных преследований при Алексее Михайловиче и до Николая II вся династия Романовых - кто больше, кто меньше - делала все, чтобы не было старообрядцев в России. И в советское время, в 30–40-е годы, старообрядческая иерархия могла прекратиться, но Господь чудесным образом сохранил нас. А сейчас, слава Богу, идет положительная динамика развития старообрядчества.

- На какие средства существует старообрядческая церковь?

Церковь - тело Христово, глава которой - Христос. Если мы живем по заповедям Господа, то Он и заботится о нас. Христос говорит, что надо в первую очередь заботься о духовном спасении своей души, а все остальное приложится, то есть Он Сам позаботится о нас. Да, большинство в России живет сейчас не так богато, нет у нас мраморных полов, каких-то позолоченных люстр. Старообрядцы всегда жили скромно и не претендовали на роскошь. Да и Господь Сам никогда не поощрял личное обогащение и накопительство. Простота, скромность - это тот путь христианина, которого он должен придерживаться, и в какой-то мере мы стараемся в таких условиях жить. Слава Богу, сейчас нет гонений. Да, сегодня власти нам не так уж много помогают, но и не мешают. Не разрушают храмы, не сажают в тюрьмы, как это было до и после революции. И это очень важно. Старообрядцы сами по себе самодостаточны и выживали за счет своего общения, помощи, поддержки, братской любви.

- Какие сейчас у Русской православной старообрядческой церкви отношения с Московским патриархатом?

Я бы называл их мирным сосуществованием. Можно их еще назвать добрососедскими. Если до революции государство участвовало в конфронтации между нами, то сейчас, слава Богу, государство устранилось от этого, ко всем равно относится, это очень хорошо. Я вхожу в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Это означает, что старообрядцев государство признает наравне с другими традиционными конфессиями. Хотя власти знают, что нас не так много, по статистике, но все равно нам оказывается равное уважение с другими конфессиями, поскольку мы действительно традиционная православная церковь. Добрососедские отношения, которые у нас сложились с Московской патриархией, служат для того, чтобы люди не озлоблялись друг на друга, жили в мире, помогали обществу бороться с пьянством, наркоманией, абортами и т. д., что сейчас и делается, слава Богу.

- На ваш взгляд, возможно в наше время преодолеть раскол XVII века и объединиться РПСЦ с РПЦ?

Нет, потому что раны раскола слишком глубоки. Мы очень разные по своей сути, по обрядам, по духу. Мы никогда не сможем принять их обрядов, вряд ли и они захотят вернуться к старой вере в ближайшее время.

- Какие отношения у старообрядцев со светской властью?

При Романовых и при советской власти мы терпели гонения. Отношение к нам начало меняться после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, когда стала разрушаться железобетонная советская атеистическая идеология. Как бы мы ни ругали перестройку, самое важное - она дала нам духовную свободу. Свобода веры, свобода проповеди - это очень важно для верующего человека. Старообрядцы были лишены этого долгое время. Мы благодарны Богу за то, что сейчас мы имеем свободу. Сейчас светская власть к нам относится с уважением.

31 мая этого года в жизни нашей церкви произошло историческое, знаковое событие: духовный центр в Москве на Рогожском посетил Владимир Владимирович Путин. В былые времена мы и мечтать не могли, что в наш духовный центр в Москве приедут цари, генеральные секретари. Впервые за 350 лет после раскола, началом которого можно назвать собор 1666–1667 годов, нас посетил глава государства.

- Как прошла встреча?

Владимир Владимирович посетил наш кафедральный Покровский храм. Осмотрел выставку «Сила духа и верность традиции». Экспозиция рассказывает о традициях и жизни старообрядцев в период с XVII по XX век. Можно сказать, что президент открыл эту выставку. Встретился с нашей молодежью, певчие исполнили для него песнопения в византийском древнем стиле, который мы, старообрядцы, сохранили. По-моему, самое большое, что произвело на него впечатление,- это как раз церковное пение. Он увидел живых людей, придерживающихся старой русской традиции: мужчины в кафтанах, с бородами, женщины в сарафанах. Он увидел, что старообрядчество живо. Я думаю, для президента действительно важно, что старообрядчество сегодня живет и развивается.

- А вы молитесь за Путина?

Да, молимся «о здравии и о спасении, о иже во власти сущих». Я знаю, что и за Петра I, который притеснял староверов, молились старообрядцы, потому что апостол Павел сказал, что мы должны благодарить Бога за всякую власть. Каждый правитель дан народу от Бога. Иногда это нам в наказание, иногда в поддержку как дар живущим по заповедям Божиим, как мы сейчас видим, но все равно молиться «о иже во власти сущих» - это в традиции православной церкви.

Визит президента можно интерпретировать как примирение церкви и государства, которое несколько веков притесняло староверов?

Сам Владимир Владимирович в свое время сказал, что государство будет возвращать долги церкви. Это очень важное высказывание. Думаю, президент понимает, что церковь - это духовный фундамент для народа, особенно простого народа. Сегодня нам очень важно сохранить религиозные традиции и обычаи. Мы благодарны властям, что есть поддержка. Можно констатировать, что сейчас у нас с государством добрые отношения, которые уже приносят благие плоды. За это мы очень благодарны Богу и правительству.

Русская православная старообрядческая церковь

Досье

Русская православная старообрядческая церковь - независимая централизованная религиозная организация. Старообрядцы придерживаются догматов христианской православной веры, устоявшихся в России до реформ Александра Михайловича и патриарха Никона в середине XVII века. В 1653 году патриарх Никон указал перейти с двуперстного крестного знамения на троеперстное, изменить правила богослужения, отредактировать тексты Священного Писания и богослужебных книг, проводить крестные ходы в противоположном направлении (против солнца). Реформы носили насильственный характер и привели к расколу церкви, который не преодолен до сих пор. Последователи старообрядческих традиций были преданы анафеме в 1656 году на Московском соборе и на Большом Московском соборе 1666–1667 годов. До Октябрьской революции численность старообрядцев оценивалась в 10–20 млн человек. Сегодня в России насчитывают около 1 млн староверов. Епархии РПСЦ находятся в России, Украине, Казахстане и Уганде. Сейчас у церкви примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. В 2016 году впервые со времени церковного раскола представители старообрядческих церквей провели конференцию, которую митрополит Корнилий назвал «историческим событием».

Митрополит Корнилий

Личное дело

Митрополит Корнилий, в миру Константин Иванович Титов, родился 1 августа 1947 года в Орехове-Зуеве в семье старообрядцев. Отучившись восемь классов, стал работать на литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината. В 1976 году окончил Московский автомеханический институт. Состоял в КПСС. До 1997 года работал на заводе начальником отдела технического контроля. В 1991 году был избран председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рождества Пресвятой Богородицы. В мае 1997 года был поставлен в сан дьякона. 14 марта 2005 года занял пост митрополита Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). В октябре 2007 года часть староверов намеревалась лишить его сана главы РПСЦ, апеллируя к политике митрополита, нацеленной на объединение РПСЦ и РПЦ. После конфликта от РПСЦ откололись 20 оппозиционеров, недовольных руководством митрополита Корнилия, и образовали альтернативную структуру. В 2008 году руководство РПСЦ впервые официально признало факт церковного «раздора».

Награжден орденом Дружбы.

1 июня 2017 года, на память святого царя Константина Великого и матери его Елены, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий отмечает свой юбилейный семидесятый день Ангела.

Митрополит Корнилий в Покровском Соборе г. Ростова-на-Дону

Митрополит Корнилий (в миру - Константин Иванович Титов ) родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуево в старообрядческой семье. Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей вынужден был начать работать. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината - предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми . Здесь будущий старообрядческий митрополит отработал 35 лет , совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году.

До 1997 года работал начальником отдела технического контроля завода. В 1991-м был избран председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рождества Пресвятой Богородицы. В мае 1997 года, дав обет безбрачия, поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященный митрополит Алимпий (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященный митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника. 21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий .

7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру. 18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Владыка Корнилий стал Первосвятителем Русской Православной старообрядческой Церкви.

Наш Председатель Общины Николай Иванович встречает Митрополита Корнилия. Январь 2017

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям - священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

Редакция сайта «Издревле » от души поздравляет нашего Предстоятеля со знаменательным юбилеем. Желаем ему мира, здравия и душевного спасения. И еще много лет потрудиться на ниве первосвятительского служения: «право править слово Истины»! Много лет ти, святыи Владыко!

Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов, родился 1 августа 1947 г.)

Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви (с 2005 г.) с титулом — митрополит Московский и всея Руси .

Будущий предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий родился в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье с именем в честь равноапостольного Константина Великого (именины 3 июня). До революции Орехово-Зуево был одним из городов Богородского уезда и находился на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы .

В городе находилось несколько церквей и домашних молелен, принадлежащих старообрядцам. В одной из них и молились предки будущего митрополита. Дом Титовых, что по улице Володарско-го, в котором Константин появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо-вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет-ства бабушка, Мария Никола-евна , водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото-рая располагалась на улице Куз-нецкой. В народе этот храм был известен как «черная мо-ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале-нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было небезопасно.

Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей Константин сразу устроился на работу. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми. На Литейно-механическом заводе будущий митрополит проработал 35 лет , совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. Трудовая деятельность Константина Титова продолжалась до 1997 года. Последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода. Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что ухаживая за боль-ной матерью (он был единствен-ный сын), он не женился. А потом, когда её не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди-лись его знания и труды для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз-нецкая. Здесь он познакомился с настоя-телем — отцом , который и по сей день вот уже почти 30 лет окормляет Орехов-скую общину. Знакомство с отцом Леонтием помогло Константину встать на путь церковного служения.

В 1991 году Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма . В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил митрополит (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в , митрополит (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий . 7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский . Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

Владыка позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана (Четвергова). Вскоре после избрания митрополитом заявил:

Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочнены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев. Так, митрополит рукоположил на Дальневосточную епархию епископа (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию — епископа (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию. За прошедшие годы со своего посвящения в сан митрополита владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Одной из ярких примет этого времени стало значительное число новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового , построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем Скорбящим Радость ».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение утвержденного престола и .

22 августа 2008 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение в Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена Архиерейская Литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, митрополит Корнилий освятил в селе Афанасьево Кировской области .

6 июня 2010 года во время визита митрополита Московского и всея Руси по Уральской епархии состоялось освящение Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение .

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции был освящен .

8 июня 2011 года совершен чин освящения храма в селе Безводном. Как и до революции, его престол был освящен .

6 июня 2013 года, на праздник преподобного Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года преосвященный митрополит освятил Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий освятил придел и второй алтарь Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского села Безводное Нижегородской и Владимирской епархии.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины освятили новопостроенный .

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Молдавия) освящен новый старообрядческий .

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение престола и . Эта церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, перенесения честных его мощей, была построена в начале XX века и совсем недавно передана Русской Православной старообрядческой Церкви.

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области . Новый храм освящен во имя Воздвижения Честного Креста Христова.

13 декабря 2015 года владыка совершил освящение во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение , которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малая Вишера Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый .

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви: предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода ». При содействии и финансовой помощи московских властей здесь проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и храмах, доме Причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы. 1 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, состоялось знаковое событие: освящение в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества, и возвращение храму его исторического наименования было инициативой самого митрополита Корнилия.

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое Духовное Училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, закончившие МсДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За эти годы издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии ». Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим. Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия музейно-архивно-библиотечный отдел митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов). Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошло около 100 ученых, писателей и работников кино.

В последние годы предстоятельства митрополита Корнилия взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой митрополии праздника св. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23-24 июня 2016 года в Московском Доме Национальностей прошла международная «Старообрядчество, государство и общество в современном мире ». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий — Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

В президиуме конференции присутствовали предстоятели Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси . Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии отец Алексей Николаевич Жилко .

Митрополит Корнилий и государство

Динамично развиваются отношения между Русской Православной старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации . 22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы . Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с Митрополитом Корнилием, Московским и всея Руси. В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил Президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира. В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением РПсЦ и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития, и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной старообрядческой Церкви здания старообрядческого .

31 мая 2017 года, накануне 70-летия Владыки, духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, Владимир Владимирович Путин . Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «Сила духа и верность традиции », которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI-XX веков , хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям — священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ; с 2005).


Родился в потомственной старообрядческой семье. Окончив 8 классов школы, стал учеником токаря на литейно-механическом заводе, где отработал 35 лет. Во время работы учился в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976. До 1997 работал начальником ОТК завода.

С 1991 - председатель церковного совета старообрядческой общины Орехова-Зуева. Его наставником и учителем был настоятель храма Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве иерей Леонтий Пименов.

В 1997, дав обет безбрачия, рукоположен в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым). В 2004 митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил его в сан священника. Служил вторым священником храма Рожества Богородицы в городе Орехово-Зуеве. Избран кандидатом в епископы на Освященном соборе РПСЦ в октябре 2004. Принял иноческий постриг 14 марта 2005.

8 мая 2005 митрополит Андриан в сослужении трех архиереев рукоположил Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.

Избран митрополитом на Освященном соборе 18 октября 2005. Чин настолования состоялся в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы 23 октября 2005.

Позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего прешественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил: «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ».

В марте 2007 назвал «возможной и своевременной» совместную инициативу Русской православной старообрядческой церкви и министерства культуры России о создании общественного цензурно-надзорного комитета «по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и масс-медиа». Заявил, что в состав комитета должны войти представители всех традиционных религий России, известные писатели, авторитетные деятели культуры и науки, педагоги, военные.