Смотреть что такое "Индоевропейская языковая семья" в других словарях. Кто такие индоевропейцы? Исторические корни, расселение Индоевропейская языковая общность

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, индоевропейцев, ед. индоевропеец, индоевропейца, муж. Народности, нации, говорящие на индоевропейских языках. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, ед. еец, ейца, муж. Общее название племён предков современных народов, говорящих на языках индоевропейской семьи. | прил. индоевропейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

индоевропейцы - ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, мн (ед индоевропеец, ейца, м). Общее название племен предков народов, говорящих на языках индоевропейской семьи языков; люди, принадлежащие к этой группе племен. Индоевропейцы говорили на древних языках Азии и Европы, к которым … Толковый словарь русских существительных

Мн. Народы Европы, Передней Азии, Индостана, говорящие на родственных языках. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

индоевропейцы - индоевроп ейцы, ев, ед. ч. еец, ейца, твор. п. ейцем … Русский орфографический словарь

Индоевропейцы - (англ. Indo Europeans), языковая семья, происхождение которой, по видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2 го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также … Археологический словарь

Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканск … Википедия

Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Книги

  • Индоевропейцы , О. Шрадер. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера, цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…
  • Индоевропейцы , Шрадер О.. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера (1855--1919), цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…

Мы уже отмечали, что основным материалом для изучения древнейшей истории народов, в частности славянских, в том числе, естественно, и русского народа, служат данные языка. Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах, появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать нескольких отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до новой эры. Восточные славяне упоминаются в источниках только V) столетия.

Самые ранние произведения, имеющие сведения о русских (русах, росах), восходят ко времени не ранее начала IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении этого названия в источниках более раннего времени. Таким образом, если принимать во внимание только письменные источники, то древнейшие периоды будут для нас просто недоступны. Если руководствоваться памятниками материальной культуры, вещественными памятниками, то, обращаясь к тем из них, которые обнаружены на территории расселения славян в исторические времена и восходят к ранним историческим эпохам, мы столкнемся с такой массой культур, порой совершенно не похожих друг на друга и взаимно не связанных, что определить, какую именно из них следует считать славянской, окажется чрезвычайно трудным, порой просто невозможным.

Однако отказаться от прочтения первых страниц истории славян на основании отсутствия письменных источников и крайней трудности этнического определения памятников материальной культуры было бы неправильным. В нашем распоряжении имеются данные языка.

Славянские языки в настоящее время представлены русским, украинским, белорусским, польским, чешским, словацким, болгарским, сербским, хорватским, словенским, македонским и лужицким (сорбским) языками, которые входят в семью индоевропейских языков. К ним относятся: германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский и Др.)> романские (французский итальянский, испанский, португальский, румынский и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, синга- ли и др.), иранские (персидский, афганский, таджикский, осетинский и др.)» греческий, армянский, албанский языки. Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский, положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей Римской империи, хеттский - в Малой Азии, тохарский- в Западном Китае и другие так называемые «мертвые языки».

В наше время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют самую многочисленную группу4. Индоевропейская речь сейчас звучит в Европе и Азии, Африке и Австралии, Северной и Южной Америке.

В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских, родственных языках, а быть может, на каком-то очень древнем индоевропейском языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной территории, откуда они расселялись сотни и тысячи лет, пока не заселили всю планету. Среди них были далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским языком. Это были еще не славяне, а только их отдаленные физические и языковые предки, прогославяне.

Наша задача прежде всего заключается в том, чтобы попытаться ответить на вопросы, чем занимались люди, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи, каковы были их общественный строй, система родственных связей, обычаи и пр., т. е. все то, что их характеризует: где они жили, в каком направлении и куда расселялись, когда из их среды выделились предки славян (как их именуют, «протославяне» и «праславяне»), как начал складываться древний славянский язык, где та область, которую часто называют «прародиной славян», откуда они вышли и расселились на обширных пространствах от Эльбы до Оки и Волги, от Ладожского и Онежского озер до Черного, Эгейского и Адриатического морей.

Индоевропейские языки. Индоевропейская языковая общность

Несколько замечаний по поводу древнейшего периода в истории индоевропейских народов, к числу которых принадлежат славянские. В последнее время высказывалась мысль, что «образование» индоевропейской языковой общности восходит к эпохе выделения из массы примитивных земледельческих племен, племен скотоводческих, ко временам перехода от материнского рода к отцовскому. По археологической классификации этот период относится к концу энеолита и началу бронзы, т. е. ко времени, отдаленному от нас 5-6 тысячелетиями. Такого рода утверждение нуждается в очень серьезных коррективах.

Во-первых, нет никаких оснований полагать, что индоевропейская языковая общность сложилась только в период выделения скотоводов с отцовским родом. Отцы, деды, пращуры скотоводов, занимавшиеся примитивным земледелием, несомненно говорили на языках или даже праязыке с какими-то племенными диалектами, весьма близких к речи их ближайших потомков, перешедших к пастушескому скотоводству. И вряд ли можно отрицать, что сами племена, занимавшиеся примитивным мотыжным земледелием, происходившие от предковых родовых групп охотников и рыбаков неолита и даже среднекаменного века, мезолита, сохранили в свою очередь какие-то остатки речи последних.

Таким образом, какие-то элементы индоевропейских племенных языков существовали еще задолго до перехода к пастушескому скотоводству, переход к которому может рассматриваться лишь как фактор, способствовавший расселению индоевропейских племен, быстрейшему распространению их во всех трех частях Старого Света.

Анализ древнейшего основного словарного фонда индоевропейских языков говорит о том, что они существовали задолго до металла и пастушеского скотоводства. Об этом свидетельствуют такие термины, как, например, германское hammer - молот, связанное с русским камень и литовским akmio, славянское кремень, отразившееся в германском skrama - топор, славянское нож, связанное с древнепрусским nagis - кремень, и т. д.5

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что индоевропейские языки (или индоевропейский праязык) существовали уже в те времена, когда орудия труда изготовлялись еще из камня, т. е. во времена неолита. Никаких достоверных общеиндоевропейских названий металлов не существует. Имеет место наличие общих названий металлов только в отдельных группах индоевропейских языков, что указывает на относительно позднее их появление. При этом значение терминов. обозначающих металлы и руду, крайне многообразно. Например, руда- кровь и руда - то, из чего выплавляется металл. Один и гот же термин существует для обозначения и меди, и железа (санскрит ayah, латинское aes, готское aiz - медь, вместе с тем aisen - железо)6. Следовательно, индоевропейская общность перед своим распадом не вышла за пределы неолита и вся ее история приходится на век камня7.

Конечно, когда индоевропейская языковая общность перестала существовать, не стало и индоевропейского этнического единства. Индоевропейцы того времени (V-IV тыс. до н. э.)-обширная группа племен, говорившая на близких, родственных языках. Истоки этой общности восходят к очень далекому прошлому. Можно считать, что какие-то элементы индоевропейских языков существовали еще в эпоху мезолита (XIII-VII тыс. до н. э.)8. О глубокой древности индоевропейских языков говорит также и терминология родства. Эта последняя сложилась еще в период материнского рода, когда счет родства шел по материнской линии, когда муж входил в род жены, имущество умершего наследовалось родом жены, дети оставались в роду матери и матерями для них были все сестры матери, а отцами считались все братья отца и т. д. Подобного рода брачные отношения сложились очень давно, в период расцвета первобытнообщинного строя, на стадии развитого материнского рода, когда в языке находило отражение отношение только к матери (например, sate - сын, буквально рождение, doija - грудной ребенок, doika - кормилица и т. п.) э. Следует учесть, что система обозначений, свойственных родовой организации, различна в разных группах индоевропейских языков. Это свидетельствует о том, что индоевропейское языковое единство восходит к очень древней стадии развития родового общества, т. е. не ко времени высокоразвитого родового строя с племенными языками, а к эпохе раннего родового строя с родовыми языками,0.

Если расцвет матриархата среди неолитических племен Европы датируется временем не позднее V-IV тыс. до н. э., то ранний период его развития, продолжавшийся длительное время, относится ко времени мезолита, когда мелкие родовые группы охотников и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной Европы вслед за отступающим ледником. Датируется это временем, отделенным от нас 12-10 тыс. лет11.

К древнейшим слоям словарного состава индоевропейских языков относятся слова мясо, кровь, кость, жила и т. п. Это является свидетельством того, что мясная пища играла огромную роль в жизни древних индоевропейцев и при этом отнюдь не обязательно со времен появления и распространения скотоводства, но гораздо раньше, во время господства охоты. Об этом же говорит широкое распространение в индоевропейских языках названий некоторых диких животных и птиц (волк, бобр, выдра, олень, утка, гусь). Следом охотничьего образа занятий древних индоевропейцев является латинское ada - шкура, мех и в то же время adata - иголка (для сшивания меха). Это все термины охотников. Позже adit означает вязать, adits - вязаный. Этот термин характерен для языка скотоводов (шерсть, волна, д"о~ машний скот, вязанье) 12. Во всех индоевропейских языках очень распространены восходящие к глубокой древности слова, связанные со скотоводством (овца, говядо, волна - шерсть, сука, гу -бык, иго-ярмо и др.). Общим для всех индоевропейских языков является название меда и напитков, приготовляемых из меда.

Отсутствуют древние индоевропейские названия рыб и общеиндоевропейские термины, связанные с земледелием 13. Все это говорит о том, что индоевропейские языки времен неолита были распространены среди скотоводов и охотников, добывавших мед диких пчел, почти не знавших рыболовства и, быть может, только начавших осваивать земледелие.

Цивилизация возникла 81 в. назад.

Цивилизация остановилась 30 в. назад.

Все народы, языки которых происходят от единого языка ариев, называются индоевропейской цивилизацией. Индоевропейская общность начинает формироваться в эпоху нового каменного века, неолита (VI - IV тыс. до н.э.). Это была общность племён с родственными корнями и близкими языками. Индоевропейские народы сформировались в области, охватывающей Южный Кавказ, Верхнее Междуречье и Восточную Анатолию.

После завершения миграционных движений на юг, и запад, обусловленное смещением благоприятных климатических зон для ведения хозяйства, цивилизационная индоевропейская общность разорвалась на локальные составляющие, продолжившие свой цивилизационный путь уже на основе симбиоза с сохранившимися местными социокультами, дожидаясь следующего всплеска миграционной динамики.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

П роблема прародины индоевропейцев не решена и поныне. Наиболее убедительной является гипотеза о том, что индоевропейские народы сформировались в области, охватывающей Южный Кавказ, Верхнее Междуречье и Восточную Анатолию. В IV тыс. до н.э. часть этих народов (в т. ч. хетты) продвинулась в Малую Азию, а другие переместились через Кавказ в степи от Поволжья до Северного Причерноморья.

О ттуда эти племена двинулись на Иранское нагорье и (собственно арьи) далее в Индию. Небольшая группа могла отделиться в западном направлении и, по-видимому, дать царству Митанни правящую династию и технику боевых колесниц. Современные ученые рассматривают миграцию индоевропейцев не как тотальную экспансию (кроме, возможно, завоевания Индии), а как передвижение языков, носители которых оказывали влияние на местное население.

Л ингвисты полагают, что индоевропейская языковая и культурная общность формировалась в районе Передней Азии и Средиземноморья не позднее IV тысячелетия до н.э.

О собую роль в формировании реконструируемой протокультуры лингвисты отводят анатолийским племенам, жившим на территории Малой Азии в эпоху Хеттского царства (т.е. до падения Трои). Вместе с тем, они не отрицают, что до этого индоевропейцы могли жить в других регионах.

В ыдающийся лингвист и идеолог евразийства кн. Н. Трубецкой, критически относившийся к теории единого праязыка, использовал понятие "индоевропейцы" (оно родилось в кабинетах ученых XIX века) исключительно в лингвистическом смысле. Под ним он понимал не некую абстрактную или историческую общность племен, а людей различных времен и народов, говорящих на различных языках так называемой "индоевропейской семьи".

В .А. Сафронов считает, что вряд ли можно говорить и о единственном источнике происхождения белой расы. Индоевропейская цивилизация, по его мнению, развивалась одновременно, как минимум, в трех регионах: в Малой Азии, на Балканах и в Центральной Европе. Опираясь на археологические открытия последних десятилетий, Сафронов прослеживает древнейшие миграции индоариев, индоиранцев, протохеттов и протогреков, начиная с VII тыс. до н.э.

П роникновение индоевропейцев в Восточную Европу произошло в кон. IV - нач. III тыс. до н.э., выделение собственно славян - вряд ли ранее II тыс. до н.э.: о каких-либо контактах славян с ахейскими народами ничего не известно. Первые достоверные сведения о славянах дошли до нас от Тацита в I в. н.э. (попытки обнаружить славян среди названных Геродотом скифских племен малоубедительны).

К индоевропейцам относятся многие древние и современные народы: армяне, балты, германцы, греки, иллирийцы, индийцы, иранцы, италики, кельты, славяне, тохарцы, фракийцы, фригийцы, хетты.

П ри этом к балтам относятся современные латыши и литовцы, а также исчезнувшие пруссы и некоторые другие этносы, современные германские народы - это австрийцы, англичане, датчане, голландцы, исландцы, немцы, норвежцы, фризы, шведы, фарерцы, вымершие готы и другие исчезнувшие древнегерманские племена.

И ранское происхождение имеют персы, мазендеранцы, гилянцы, курды, белуджи, осетины, таджики, памирские таджики (язгулямцы, рушанцы, бартангцы, шугнанцы, сарыкольцы, язгулямцы, ваханцы, ишкашимцы, мунджанцы и йидга), талыши.

К италикам относились латиняне (частью которых были римляне, от языка которых происходят романские языки, включающие итальянский, французский, провансальский, ретороманский, испанский, каталонский, португальский, румынский, молдавский языки), оски и умбры.

П отомками кельтов являются шотландцы, ирландцы, бретонцы, валлийцы и др.

К славянам относятся современные белорусы, болгары, лужичане, македонцы, поляки, русские, сербы, словенцы, словаки, украинцы, хорваты, чехи, а также в настоящее время онемеченные и полонизированные полабские и поморские славяне.

П отомками иллирийцев или фракийцев, возможно, являются современные албанцы.

П о теории, которую, в частности, поддерживал С. Старостин, индоевропейские языки относятся к макросемье ностратических языков.

М одели происхождения индоевропейцев можно условно разделить на европейские и азиатские. Из европейских наиболее распространённая среди лингвистов и археологов Курганная гипотеза предполагает, что прародиной индоевропейцев была территория Северного Причерноморья в междуречье Днепра и Волги, а сами они представляли собой полукочевое население степных районов современных востока Украины и юга России, жившее в этих местах в V-IV тыс. до н. э. С предками индоевропейцев обычно идентифицируется население, относящееся к среднестоговской, самарской и ямной культурам. В дальнейшем в связи с переходом этих племён к бронзовому веку и приручением лошади начались интенсивные миграции индоевропейских племён в различных направлениях. При этом происходила языковая ассимиляция индоевропейцами местного доиндоевропейского населения (см. Старая Европа), что приводило к тому, что современные носители индоевропейских языков значительно различаются по расово-антропологическому типу.

В эпоху Великих географических открытий и последовавшей за ними массовой европейской колонизации индоевропейские языки распространились в Америке, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, других районах, и, за счет русской колонизации, значительно расширили свой ареал в Азии (в которой до этой эпохи были представлены достаточно широко).

Д ругими гипотезами являются:

Анатолийская (Рассел Грей и Квентин Аткинсон),

Армянская (вариант анатолийской: Вяч. Вс. Иванов и Т. В. Гамкрелидзе),

Балканская (В. А. Сафронов),

Индийская (сторонники индийского национализма).

Х отя в настоящее время к индоевропейцам относят по языковому признаку, 5 тысяч лет назад это была группа генетически родственных народов. Маркером индоевропейского происхождения, возможно, является гаплогруппа R1a в Y-хромосоме у мужчин (однако в этом есть большие сомнения, так как по данным скорости мутаций Y-хромосом мутация R1a возникла более 10 тыс. лет тому назад, что намного раньше чем расселение прото-индоевропейцев).

Н аибольшая вариативность маркера R1a встречается на Восточной Украине и в Южной России, что может указывать на наибольшую древность распространения его в этом регионе.

++++++++++++++++++++

Как видно, сюда входят и европейские, и азиатские этносы. Распространенная курганная гипотеза предполагает, что в V-IV тысячелетиях до нашей эры предки индоевропейцев населяли территорию Северного Причерноморья в междуречье Днепра и Волги – степные районы современных востока Украины и юга России. Они вели полукочевой образ жизни и относились к так называемым среднестоговской, самарской и ямной культурам. В бронзовом веке индоевропейские племена принялись интенсивно мигрировать в различные регионы, что приводило к языковой ассимиляции с коренным населением этих регионов. Именно поэтому современные носители индоевропейских языков так различаются по расово-антропологическому типу.

Существует еще так называемая анатолийская гипотеза. В 1977 году археолог А. Колин Ренфру из Кембриджа предположил, что на праязыке говорили первые землепашцы, жившие в Анатолии (территория современной Турции). Где-то около VI века до нашей эры они двинулись на северо-запад, в Грецию и на Балканы, а оттуда в Румынию, на Украину и в Россию, где впервые основали поселения. Это объясняет, почему некоторые индоевропейские слова сходны по звучанию со словами из семитских языков Ближнего Востока (арабского, иврита и т. п.) и неиндоевропейских языков Кавказа (например, чеченского и грузинского).

Таким образом индоевропейцы являются исключительно языковой, а не этнической общностью. Исследование маркеров ДНК показало, что народы, говорящие на похожих языках, отнюдь не всегда имеют много общих генов.