Понятие информации, ее виды и свойства. "эволюция понятия информация" Некоторых других видов информации представляет

Понятие - отображённое в мышлении единство

существенных свойств , связей и отношений предметов или явлений.

Как показывает развитие человеческой мысли вообще и понятия информации в частности, произошла определённая эволюция значений слова информация. Оно из обычного слова, обозначающего сведения , превратилась в научное понятие, покрывающее широкий спектр более простых понятий, используемых в быту, искусстве, в науке.Более того, оно возвысилось до философского значения , отражающее онтологию и гносеологию материалистического мировоззрения.Ниже, в этой статье, об этом будет рассказано подробнее.

Считается, что где-то в середине ХХ века слово информация стало обобщенным понятием большого ряда более простых понятий таких как сведения, сообщение, описание, характеристика, разъяснение, изложение, инструкция, идея, признак, запись, знания, значение, сигнал, дневник, данные, знак, символ, азбука, код, контроль и т.д. Каждое из упомянутых (и не упомянутых) понятий имеет свою собственную этимологию, оттенки различия от других синонимичных слов и, вместе с тем, нечто существенно общее, что объединяет их в одно понятие – информация .

Этимология слова информация уводит нас в древнегреческие времена. Слово μορφή (morphe ) означало форму (идеи, мысли), а слово ε δος (eidos ) означало идею, добро, обрамление. Именно в этих значениях использовались эти слова в сочинениях Платона, а затем Аристотеля, называемых «Теорией форм».Позже, в латинском языке возникло слово in-formatio, означающее формирование, образование мысли , а такжк поучение и инструкция . Далее, уже в европейских языках – английском, французском - слово information (информация) стало более четким обозначением сообщения , сведения ; иного значение оно не имело и до ХХ века не относилось к числу широкоупотребляемых слов.

Понятие идея использовалось со времен Платона для обозначения действительности , а также того идеального , что создано идеей .Платон породил особое направление в философии называемое идеализмом.Философы-идеалисты словом идея обозначали, и то, что имел в виду Платон, а со временем и с развитием философии слово идея стало обозначать и сведения , сообщения , получаемые при помощи некой нематериальной субстанции как дух.В этом же значении использовали это слово английский философ-епископ Джордж Беркли и немецкий философ-идеалист Иммануил Кант , слово информация они не употребляли.

Понятиесигнал использовался для обозначения передачи сообщения по какой-либо системе связи, начиная, скажем, от связи при помощи костров у диких племен до связи в электрическом телеграфе. Затем, связи в телефонии и радиосвязи.

Во времена Александра Белла и Томаса Эдисона наряду со словом звук (sound) широко использовалось слово фон (phone). Поэтому способ передачи голоса по электрическим проводам стали называть телефоном, а аппарат записи звуков – фонографом.

Понятие признак широко используется в биологии начиная от Грегора Иоганна Менделя , открывшем закономерности наследования моногенных признаков . Позже в биологии стали говорить о наследственной информации , в связи с тем, что наследственные признаки передаются структурой ДНК.

Такие синонимы информации как число , цифра код, данные , родились и развивались вместе с развитием вычислительной техники, от счетной доски Абак и механических калькуляторов, затем электронно-вычислительных машин, и продолжаясь в развитие информационных технологий.Вот, например понятия: блог, пост, медиа, можно сказать, новоиспеченные синонимы информации последних лет.

«Знак» – способ предоставления информации. Наука о знаках семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных языков. Семиотика развилась в большую самостоятельную науку, но определение самой информации как понятия осталось от неё в стороне.

Впервые слову информация, помимо обычного, первоначального значения – сведения, сообщения, был придан немного иной смысл, а именно статистические данные, Рональдом Фишером, английским математиком и биологом, в ходе разработки методов математической статистики (1921г.)А американский учёный-электрик Ральф Хартли ввёл понятие информации как математической переменной и был первым, кто попытался определить «меру информации», введя в 1928г. логарифмическую меру информации H = Klog 2(M ) , которая называется хартлиевским количеством информации .Хартли развивал понятие информации , основанной на «физическом противопоставлении психологическим рассмотрениям» , для изучения электрических коммуникаций.Он рассматривал информацию как средство коммуникации (между передатчиком и приемником информации) по электрическим проводам. Работы Хартли стали началом разработки Теории информации, которая получила своё основное завершение в работах Клода Шеннона в конце сороковых кодов XX века.

Клод Шеннон обобщил идеи Хартли и ввел понятие информации как меры, снимающей неопределённость в приемнике информации. Он первым начал рассматривать передаваемую информацию и шумы в каналах связи с точки зрения статистики, рассматривая как конечные, так и непрерывные множества сообщений. Развитая Шенноном Теория информации помогла решить проблемы, связанные с передачей сообщений, а именно: устранить избыточность передаваемых сообщений, произвести кодирование и передачу сообщений по каналам связи с помехами. Клод Шеннон дал такое определение информации: «Сигнал, коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость».

Примерно в эти же годы математик Норберт Винер пришел к выводу, что информация – это средство , которое делает похожим поведение живых организмов и электронно-вычислительных машин. Он опубликовал 1948г. книгу: «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», в которой дал несколько существенно новых определений понятию информация, ставшими отправными для изучения информации как самостоятельного физического явления .

Вот эти определения:

1. «Информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств ».

2.«Информация – это то, что управляет».

3.«Информация – это не материя и не энергия».

Винер, по сути,совершил объединение разных понятий, существующих в философии, в физике, в связи,биологии и вычислительной технике в одном общее понятие – информация .После него информация стало общим научным термином , покрывающим все до сих пор частные понятия в отдельных отраслях знаний.Вместе с этим начались попытки дать самому понятию информации свое собственное определение, которое оказалось бы фундаментальным для него и явилось бы неким базовым определением для всех её частных синонимов.

Вслед за Винером философы и ученые стали давать другие определения информации: «Отрицание энтропии». - Лео́н Николя́ Бриллюэ́н (Léon Nicolas ) - французский и американский физик, основатель современной физики твёрдого тела. «Передача разнообразия». - Уильям Росс Эшби (William Ross Ashby ) - английский психиатр, специалист по кибернетике, пионер в исследовании сложных систем.«Вероятность выбора». - Аки́ва Моисе́евич Ягло́м, советский и американский физик, математик; доктор физико-математических наук.

Весьма значимое определение дал академик Виктор Михайлович Глушков: «Информация - это совокупность сведений, которые циркулируют в природе и обществе, в том числе и в созданных человеком технических системах. … мерой информации является степень неопределенности или неоднородности в распределении энергии или вещества в пространстве и во времени. Информация и существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и созданные ими неоднородности. Ведь всякая неоднородность, по сути дела, несет в себе какую-то информацию » (подчеркивание мое. БК) .

Наряду с представленными выше определениями, появились и такие, которыеневерно трактовали информацию.Так, например, А. Д. Урсул, доктор философии по проблемам информатики и кибернетики, дал такое определение: «Информация – это свойства материальных объектов, полученные в результате процесса отражения» . В своей работе А.Д. Урсул опирался на работу В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и Теорию отражения, представленной в этой книге. Сторонники такого взгляда, в противоположность мнению В.М. Глушкова, считают, что информация возникает в момент взаимодействия одного материального объекта, первоисточника информации, с другим материальным объектом, в котором образуется отражение свойств первого объекта. Наличие первоисточника (первого объекта) и носителя информации (второго объекта) является обязательным условием возникновения информации. В связи с этим существует ещё такое определение информации: «Информация – это отражение одного объекта в другом».

Такое понимание закрепилось за информацией в советское время и остается в российской философии до сих пор.Об этом свидетельствует, например. утверждение доктора технических наук К.К.Колина: « Философия информации развивается в России уже более 40 лет. Здесь в первую очередь необходимо отметить фундаментальные исследования данной проблемы, которые были проведены академиком А.Д. Урсулом. Его монографии, опубликованные более 30 лет тому назад,являются классическими работами в этой области и хорошо известны специалистам. Они остаются актуальными и сегодня, когда философские проблемы информации и информатики все более активно обсуждаются на страницах научных журналов и конференциях» .

И далее в этой же работе: «По мнению многих авторитетных исследователей, информация представляет собой один из наиболее значимых и в то же время загадочных феноменов окружающего нас мира. Попытки осмыслить сущность этого феномена предпринимались многими учеными на протяжении нескольких десятилетий, начиная с середины 20-го века. Однако общепризнанных представлений о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор не еще выработано». Об этом же говорится в относительно недавней работе «Сложность определения понятия информация, связанная с его многозначностью» ., 2009, академика РАЕН, АИО Владимира Романенко и профессора Галины Никитиной.

А.Д. Урсул опирался, как уже сказано, на произведение Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в которой отвергается «всякий дуализм и кантианство». Т.е. по сути, отвергалось то, что неживые материальные объекты являются первоисточниками информации (как справедливо полагал В.М. Глушков), а живые организмы, воспринимая эту информацию, могут сознательно реагировать на неё. Однако развитие науки показывает, что именно она собирает информацию о материальных объектах, которая в них существует объективно. Именно наука находит подходящие носители информации, которыепозволяют переносить информацию от их природных первоисточников к техническим приборам, а затем к человеку.Например, ренгеновские лучи позволяют приносить нам информацию о внутренней структуре тел, которые не просматриваются обычным светом. Или,электрон или иная микрочастица проявляют свой электрический заряд или магнитный момент при взаимодействии с другими микрочастицами, то есть проявляют информацию, принадлежую им.Любой живой организм совершает вполне сознательные поступки, получая информацию от окружающей его среды.Впрочем, об этом я уже писал .

Утверждения Урсула, Колина, Романенко и др. – ошибочны1 . Дуализм в природе признавался, начиная с Декарта и не кончая И. Кантом.По сегоднящний трактовке, учитывая сказанное об информации, свойства материальных объектов – дуальны: они одновременно и материальны, и информативны.А информация о материальных объектах и их свойствах – материальна по выражению и нематериальна по содержанию.Таким образом, в понятие информации включаются объективные свойства материальных объектов.

Как следствие такого понимания информации является вывод, что мир мы познаём в результате изучении информации о нём, а для материального мира возникает простое определение:

Материя есть объективная реальность, представленная собственной информацией.

Эту информацию добывает наука, благодаря которой мы и узнаём, каков мир на самом деле.

Помимо информации, получаемой от природных объектов, люди имею дело и с информацией, создаваемой мышлением человека.Это «человеческая» информация по своему происхождению субъективна, так как является продуктом работы человеческого мозга, перерабатывающего информацию окружающей среды и своей собственной памяти.В результате общения, культуры и всеобщего образования основная часть такой информации теряет субъективный характер, тем не менее она всегда отличается от объективной информации природных материальных объектов.Прежде всего «человеческая» информация всегда выражена на языках, созданными людьми.Это естественные человеческие языки типа русского, английского, французского и т.д.Языки искусства – изображения, музыки, танца и т.д. Научные и технические языки – чертежи, формулы, коды и т.д.

Таким образом понятие информации оказывается фундаментальным мировозренческим понятием.

Основополагающей является и самая общая характеристика мира – разнообразие и многообразие .Отсюда, базовое понятие информации – разнообразие .Это понятие – разнообразие – охватывает любые частные понятия информации, будь то просто сведения и любые описания, будь то идеи и мысли в голове человека.Разнообразие охватывает сведения, описания, коды, азбуки и программы, изобразительное искусство и музыку. Короче – всё, что существует в мире и даже в воображении.В отличие от всеобщего разнообразия и многообразия, информация – это выбранное разнообразие или, другими словами, определенное разнообразие. Когда мы находим или описываем информацию, мы всегда имеем дело с каким-то определенным предметом или явлением.В этой конкретизации и есть отличие информации-разнообразия от всеобщего многообразия .

Итак, всеобщее, базовое понятие информации – определенное разнообразие .В этом и заключено единство всех его возможных частных определений, представляющих разнообразные проявления информации.

[email protected]

ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекция 2. ИНФОРМАЦИЯ

1. Определение понятия информация

Понятие «информация» – первичное и неопределяемое понятие (как, например «точка» в геометрии, «множество» в математике).

Первоначально смысл слова «информация» трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию и общению – знания, сведения, известия. Затем смысл этого слова начал расширяться и обобщаться. Так, одним из всеобщих свойств материи (наряду с движением, развитием, пространством, временем и др.) было признано отражение, заключающееся в способности адекватно отображать одним реальным объектом другие реальные объекты, а сам факт отражения одного объекта в другом и означает присутствие в нём информации об отражаемом объекте. Если состояния одного объекта находятся в соответствии с состояниями другого объекта (например, соответствие между положением стрелки вольтметра и напряжением на его клеммах или соответствие между нашим ощущением и реальностью), то один объект отражает другой, т. е. содержит информацию о другом. Высшей, специфической формой отражения является сознание человека.

Особенностью понятия «информация» является его универсальность – оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии человека и животных, в социологии, искусстве, в технике и экономике, а также в повседневной жизни.

Вплоть до начала ХХ века слово «информация» не встречалось ни в одном периодическом издании, ни в одном толковом словаре. В России оно появляется лишь в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Н. Д. Ушакова, изданном в 1935, и определяется как действие по глаголу «информировать», как осведомление о чём-либо.

В обычном разговорном языке слово «информация» появилось гораздо раньше. Оно пришло из латинского, имело хождение в основном в журналистских кругах и означало процесс информирования о важнейших событиях (войны, коронации, географические открытия и т. п.) в жизни общества. В этом же значении во времена Петра I оно пришло в русский язык (в основном – в официальный).

Широко в разговорном языке это слово появилось в сороковых годах 20-го века одновременно с перенесением его основного значения с глагольной формы (процесса информирования) на предметную, на содержание передаваемых при таком информировании сведений. В это же время оно всё чаще и чаще появляется в научных публикациях и технических текстах, приобретая статус научного термина, а позже - общенаучной категории. Такая его трансформация связана с социальным развитием и вызванным им техническим прогрессом, который, в свою очередь, это развитие ускорил. Человеческое сообщество, наконец, осознало, что его развитие – это вовлечение в орбиту общественных (в основном – производственных) отношений всё более масштабных технических комплексов, построение и использование которых требует не только огромных материальных и энергетических затрат, но и всё возрастающих объёмов знаний.

Именно синонимом слова «знания» стало слово «информация» в формирующейся науке об информации. Тогда информатика сводилась к инвентаризации, структурированию и упорядочению достижений науки и техники, к созданию условий своевременного о них информирования (в форме библиографий, каталогов, библиотечных картотек, реферативных журналов, справочников и т.п.) заинтересованных в этом социальных субъектов, что обеспечивало быстрый поиск нужных знаний, их доступность в целях эффективного использования в личных и общественных интересах.

Впервые понятие «информация» как научный термин использовал статистик биолог Фриш. Термин информация приводится также в книге Н.Винера «Кибернетика», однако лишь в узком смысле – как «количество информации», причём не любой информации, а кодированной. В настоящее время термин информация используется в быту, на производстве, в науке, образовании, технической литературе и др. При этом, смысл термина «информация» столь широк, что приходит в противоречие с контекстным содержанием. Предпринимались попытки дать фундаментальное, универсальное толкование этого термина, отображающее его мировоззренческий, философский смысл наряду с такими философскими категориями как вещество и энергия. И если два последних понятия отображают материальный мир, то в противовес этому термин «информация» связывается с идеальными, нематериальными субстанциями. Информация – это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти.

Хотя многие полагают, что информация наряду с материей и энергией является первичным понятием мира и не может быть определена, существует множество определения термина "информация".

Энциклопедия Википедия выдаёт по этому поводу следующее:
Информация (от лат. informatio):
– осведомление, разъяснение, изложение);
– сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
– абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста.

Толковый словарь русского языка Ожегова приводит два определения слова «информация»:
Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
(А животные-птицы, рыбы-насекомые, каким специальным устройством воспринимают информацию? !)
Информация – сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации – печать, радио, телевидение, кино).
(А космические объекты (звёзды, галактики, кометы) тоже обмениваются информацией через средства массовой коммуникации?! А информация, циркулирующая в муравейнике, отражается в местных газетах?! )

Информация – внесённое взаимодействием в структуру одной (отображающей) материальной системы чуждое ей содержание, которое выглядит искажениями её нормальной структуры и характеризует совсем другую (отображаемую) материальную систему.

Информация – результат взаимодействия материальных систем. Она объективно существует в любой материальной системе в форме чуждых для сущности этой системы её структурных особенностей. Содержанием этой информации являются особенности других материальных систем – систем, которые при взаимодействии с первой, её структуру исказили сообразно этим своим особенностями.

Согласно экономическому словарю:
Информация (informatio - осведомлять) – 1) любое сообщение о чём-либо; 2) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении; 3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения; 4) одна из трёх фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего – знания, образы.

Согласно официальным источникам

По российскому ГОСТу 7.0-99:
Информация – сведения, воспринимаемые человеком и/или специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

По российскому федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2):
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Главный научный центр СССР в области научной информации – ВИНИТИ в своё время дал такое определение:
Информация – объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов.
(Наконец, человек исчез из определения информации ).

Разные энциклопедии и словари дают разные определения информации.
Информация – продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.
Информация – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
Информация – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
Информация : 1. Сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо. 2. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Обмен такими сведениями между людьми и специальными устройствами. Обмен сигналами в животном и растительном мире. 3. То же, что: информирование.
Информация – 1) Сообщение о некотором положении дел, передаваемое людьми. 2) Величина уменьшаемой неопределенности в результате получения сообщения. 3) Управленческие сигналы в единстве их синтаксические, семантические и прагматические характеристики. 4) Мера разнообразия в объектах и процессах и т. д.

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке термин «информация» связан с различными системами понятий.

Информация в биологии: Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передаётся и хранится с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов.

Философский подход: Информация – взаимодействие, отражение, познание.

Кибернетический подход : Информация – характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи. Это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер). В теории управления в качестве информации рассматриваются те сообщения, которые система получает из внешнего мира в процессе приспособления. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию; она доступна измерению как мера устранения неопределенности в системе.

Юридический подход : Информация – один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст.128 ГК РФ. В самом Гражданском кодексе нет определения понятия информации и предусмотрена защита только для более узкого объекта данного вида - служебной и коммерческой тайны. В соответствии с федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995. Информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.

Известны следующие подходы к определению информации:
– традиционный (обыденный): Информация – сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания) . Здесь информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
– вероятностный: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний .
– для человека: Информация – это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств .

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "информировать " в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше ".

В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Приведём набор разных определений информации:
Информация – это не вещество и не энергия, это информация (Н.Винер)
Информация – обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств (Н.Винер)
Информация – мера организованности системы, точно также энтропия системы есть мера дезорганизованности системы. (Н. Винер)
Информация – снятая неопределённость наших знаний о чём-то (К. Шеннон)
Информация – мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем (К.Шеннон);
Информация – мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем (Эшби).
Информация – знания, переданные кем-то другим или приобретенные путём собственного исследования или изучения;
Информация – сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки; сведения, известия, в научно-технических приложениях – то, что имеет на себе сигнал
Информация – нематериальная составляющая материального мира.
Информация – мера сокращения неизвестности;
Информация – мера упорядоченности материи;
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
Информация – отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
Информация – мера сложности структур (Моль);
Информация – отраженное разнообразие (Урсул);
Информация – связи, установленные между воздействием и реакцией на него;
Информация – содержание процесса отражения (Тузов);
Информация – вероятность выбора (Яглом); Информация – то, что изменяет нас (Грегори Бэйтсон);
Информация – суть представления факта (или послания) для получателя (Хорнунг);
Информация - связи, установленные между воздействием и реакцией на него (Дёмин А.И.);
Информация – семантическое отражение бытия в языковой (знаковой) форме, создаваемое и актуализируемое в коммуникациях в виде сообщения, понимаемого в контексте определённой социокультуры. Высшей формой информации является знание – организованная и имеющая ценность информация.
Информация – мера определенности, которую живые объекты или их части вносят во взаимодействия живых объектов, их частей, элементов внешней среды в процессе синтеза живых объектов.
Информация – вербальная конвенциональная категория коллективного знания людей, определяющая определенное свойство взаимодействия явлений природы, определяемых человеком, при котором участники взаимодействия существуют в обстоятельствах определяющих взаимодействие, представленных свидетелями взаимодействия, способных определять причину и следствие взаимодействия и отсюда наделять участников взаимодействия характеристикой источника или приёмника информации (Дёмин А.И.).
Информация – степень изменения знаний субъекта, т.е. известной ему структурированной совокупности сведений, выражаемых через его внутреннюю структуру (С. Расторгуев).
Информация – универсальное свойство материи, представляющее собой распространение в пространстве и времени содержания объектов (явлений) действительности посредством объективно существующих носителей различной природы (И. М. Левкин).
Информация – данные, организованные таким образом, что имеют смысл для имеющего с ними дело человека».
Информация – 1) сведения, сообщение о чем-либо, передаваемое людьми; 2) уменьшаемая, снижаемая неопределенность в результате полученных сведений; 3) передача, отражение разнообразия;
Информация – сведения, воспринимаемые человеком и/или специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира;
Информация – это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями.
Информация – содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям.
Информация – 1) что-то сказанное, новости; знание, полученное любым способом; 2) в информационной теории и теории компьютеров: это точная мера информации, измеренная в битах и охватывающая диапазон от нуля (это когда все известно заранее) и до какого-то максимального значения, когда ничего заранее о содержании сообщения не известно; 3) любые данные, хранящиеся в компьютере»;
Информация – данные или массив данных, упорядоченные определённым образом, вносящие изменения в принимающую систему, и изменяющие её состояние или поведение. Передаётся через носитель. Имеет свойство полного исчезновения.
Информация – всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно.

Информация означает порядок, коммуникация есть создание порядка из беспорядка или, по крайней мере, увеличение степени той упорядоченности, которая существовала до получения сообщения.

Среди философов популярны дефиниции, содержащие термин «отражение»:
Информация – разнообразие, которое один объект содержит о другом, это взаимное, относительное разнообразие; разнообразие, которое отражающий объект содержит об отраженном;
Информация – отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире;
Информация – содержание процессов отражения; информация не тождественна отражению, а его инвариантная часть, поддающаяся определению, объективированию, передаче.
Информация – философская категория, рассматриваемая наряду с пространством, временем, и материей; информация – сообщение, т.е. форма связи между источником, передающим сообщение и приемником, его принимающим.

Особое место в коллекции определений занимают утверждения о том, что информация – это алгоритм:
Информация – план строения клетки и, следовательно, всего организма. Информация – «инструкция» к самоорганизации в процессе эволюции биологических структур.
Информация – некий алгоритм, т.е. совокупность приёмов, правил, сведений, необходимых для построения оператора. Под словом «оператор» здесь понимается некое стороннее воздействие на систему, изменяющее спонтанный ход событий.

Большое число определений понятия «информация» означает, что общепринятого определения нет. Более того, нет даже чёткого понимания сути этого явления, хотя потребность в нем уже назрела. Сейчас область применимости информационного подхода существенно расширилась. Понятие «информация» используется при исследовании практически всех процессов самоорганизации (в частности биологической эволюции). При этом актуальным становится вопрос о возникновении информации и эволюции её ценности. Здесь без определения понятий уже не обойтись. Выбор определения зависит от аппарата исследования, иными словами, определение должно быть конструктивным, то есть пригодным для использования в рамках аппарата. Тогда
Информация – случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных.
Здесь слово «случайный» выделено, поскольку оно относится к способу выбора и потому сужает область применимости определения. Вообще говоря, выбор может быть и не случайным, тогда говорят о рецепции информации. Случайный выбор соответствует генерации (т.е. спонтанному возникновению) информации. Слово «запомненный» относится к фиксации информации. Выбор может и не запоминаться (забыться). Такой выбор называется микроинформацией. Запомненный выбор (в отличие от незапоминаемого) называется макроинформацией. Во всех информационных процессах используется макроинформация (запоминаемая). Микроинформация используется в физических спекуляциях по поводу «демона Максвелла». Слова «возможных и равноправных» означают, что варианты выбора принадлежат одному множеству и различия между ними не велики. В идеале варианты могут быть полностью равноправны и равновероятны, но могут и отличаться. Тогда слово «равноправные» означает, что априорные вероятности различных выборов – величины одного порядка.

С учётом сказанного примем определение информации в виде:

Информация – запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных.

Это определение позволяет понять такие тонкие явления как возникновение жизни и механизмы мышления, т.е. построить мост между естественными науками и гуманитарными. Это определение допускает введение меры – количества информации.

Из всего множества определений и толкований термина «информация», можно выделить четыре, вокруг которых объединяются почти все остальные.
1) Информация – отраженное многообразие.
2) Информация – то, что образуется в аппарате мышления у человека. Это субъективное понятие синонимичное понятию «знание», «значение», «смысл».
3) Информация – то, что передается в естественных и искусственных системах и является формой, средством передачи информации, т. е. является средством передачи знания, значения, смысла. В этом случае синонимом термина «информация» является термин «данные».
4) Информация – интегрированное понятие, рассматриваемое в системах объект познающий – объект познаваемый, объект управляющий – объект управляемый, объект обучающий - объект обучаемый, то в значении смысл, если речь идёт о смысле познания, управления, обучения, то в значении данные, если речь идёт о средствах передачи этого смысла.

Некоторые учёные отказывают существованию информации, как в мире физической реальности, и так и в мире личностной психологии, но признают её наличие в мире общественного знания, где бытуют художественные образы и научные знания, мифы о прошлом и мечты о будущем.

Существуют шесть основных философских концепций, которые занимаются изучением информации, как научного понятия. Они утверждают:
1. Информация не существует. Она – призрак, ошибочное представление науки, то, чего никто никогда не видел, не ощущал и не фиксировал с помощью какой-либо аппаратуры.
2. Информация существует, но не в нашем физическом мире. Эта доктрина объясняет природу телепатии, вспышек, привидений и т.п. интересных явлений.
3. Существует чистая информация без какой-либо формы разновидности.
4. Информация имеет материальную природу, которая сама по себе очень информативна.
5. Информация первична, а материя – вторична. Информация – основа Мира. Информацион – главный элемент во Вселенной, дающий жизнь субстанции, порождающий вещество, энергию, пространство, время и т.д. Весь мир состоит из информации. В перспективе усвоение информации обеспечит возможность избежать препятствий на верхних границах величин, таких как скорость света, абсолютный нуль, преодоление временных отрезков за мгновения, сила гравитации и т.д. Станет возможным повернуть информационные машины в будущее или в прошлое из нашего физического мира, преодолевать пространство с любой скоростью.
6. Информация – субъективная реальность. В объективном мире существуют разнообразные свойства и отношения между субстанцией и энергией. Часть их воспринимается нашими органами чувств, распознается, и субъективно воспринимается как информация. Информация реально существует только в представлении субъекта, потому что это – субъективная реальность. Понятно, почему одно и то же сообщение воспринимается различными субъектами по-разному или не воспринимается ими вовсе.

Итак, философия определения понятия информация отличается чрезвычайной противоречивостью. На одном полюсе – безграничный панинформизм, т.е. утверждение, что весь мир и все его свойства созданы из информации. На другом – отрицание существования информации как действительности, т.е. информация – субъективная реальность. Между ними – признание информации третьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждение о независимости информации от какого бы то ни было материального носителя; трактовка её как структуры с необычными для физического мира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичности материи, а в другом – материальность информации и т.д.

В данном курсе лекции мы будем рассматривать три информации:

Физическая информация : третий компонент материального мира (наряду с веществом и энергией), управляющий порядком и хаосом в микромире, в космосе, в термодинамике, статистической физике, биосистемах и т. п. Она не предусматривает участие какого-либо Разума в своём осмыслении, в том числе – человеческого. Не было человека на Земле, информация была, не будет его – информация продолжит своё существование. Физическая информация распадается на два подвида: термодинамическую и статистическую. Именно на примере физической информации мы попытаемся установить связь между информацией и энтропией (информация, как отрицательная энтропия).

Смысловая (семантическая) информация – информация, которую воспринимает человек (и которая, к примеру, передаётся средствами массовой информации). Здесь уже человеческий разум (совместно с его глупостью) развернётся во всей красе. Это то, что можно осмыслить, оценить, купить-продать-подарить, накапливать, хранить, охранять, терять; она способна исчезать и появляться, может быть полезной и вредной, истинной и ложной, переходя в дезинформацию. Мы рассмотрим методы её поиска в Интернете, способы создания банка данных и банка знаний.

Техническая информация (она же кибернетическая или компьютерная) – информация, передаваемая азбукой Морзе, по радио- или телеканалу, информация в компьютерах и прочих технических машинах. Мы рассмотрим вопросы передачи информации по линии связи, вопросы кодирования-декодирования информации, и способы переработки информации компьютерами. А истинна эта информация или ложна, ценна или бесполезна, нас интересовать не будет. Не важно материальна она или нет. Важно сколько раз я должен ударить по телеграфному ключу, чтобы передать азбукой Морзе сообщение жене о полярной зимовке, и насколько разнообразен этот текст (можно вспотеть, сутками передавая одну букву, но информации в этом будет мало). Не менее важно и то, как текст исказится молниями и прочими помехами коротковолновой связи.

Проблемы передачи информации разделяются на три уровня: синтактический (рассматриваются внутренние свойства сообщений), семантический (анализируется смысловое содержание сообщения, его отношение к источнику информации) и прагматический (рассматривается потребительское содержание сообщения, его отношение к получателю).

На синтактическом уровне имеют место чисто технические проблемы совершенствования методов передачи сигналов; проблемы доставки получателю сообщений; полная абстракция от смыслового содержания сообщений и их целевого предназначения. Учитывают: тип носителя; способ представления информации; скорость передачи и обработки; размеры кодов представления информации.

На семантическом уровне проблемы связаны с формализацией и учётом смысла передаваемой информации; подобные проблемы чрезвычайно сложны, т. к. смысловое содержание информации больше зависит от получателя, чем от семантики сообщения, представленного на каком-либо языке; анализируются сведения, которые отражает информация; выявляется смысл информации и содержание информации; осуществляется обобщение.

На прагматическом уровне проблемы возникают при определении ценности и полезности информации для потребителя; здесь важны последствия от получения и использования данной информации потребителем.

В данном курсе лекций для нас будут существовать три различных сущности, по недоразумению названные одним именем - информацией. В конце курса мы попытаемся их объединить.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.

В современной науке рассматриваются два вида информации.

Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.(см.В.М. Глушков, Н.М. Амосов и др. «Энциклопедия кибернетики». Киев. 1975 г.)

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность, «боль­ше-меньше» и т.д. Использование терминов «больше информации» или «меньше информации» подразумевает некую возможность ее измерения (или хотя бы коли­чественного соотнесения). При субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в виде установления некоторой субъективной порядковой шкалы для оценки «больше-меньше». При объективном измерении количества информа­ции следует заведомо отрешиться от восприятия ее с точки зрения субъективных свойств, примеры которых перечислены выше. Более того, не исключено, что не всякая информация будет иметь объективно измеряемое количество.

В бытовом смысле информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.{см.С.И.Ожегов. "Словарь русского языка". Москва. 1990г.). В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоции­руются некоторые сведения, данные , знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. При­мерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полу­ченные в результате работы составленной вами программы, и т.д. При этом предполагается, что имеются «источник информации» и «получатель информации». Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи». Так, при передаче речевого сообщения в качестве канала связи можно рассматривать воздух, в котором распространяются звуковые волны, а в случае передачи письменного сообщения (на­пример, текста, распечатанного на принтере) каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст. Чтобы сообщение было передано от источника к получателю, необходима не­которая материальная субстанция - носитель информации. Сообщение, передава­емое с помощью носителя, - сигнал. В общем случае сигнал - это изменяющийся во времени физический процесс. Та из характеристик процесса, которая использу­ется для представления сообщений, называется параметром сигнала. В случае, когда параметр сигнала принимает последовательное во времени ко­нечное число значений (при этом все они могут быть пронумерованы), сигнал на­зывается дискретным, а сообщение, передаваемое с помощью таких сигналов, - дискретным сообщением. Если же источник вырабатывает непрерывное сообще­ние (соответственно параметр сигнала - непрерывная функция от времени), то соответствующая информация называется непрерывной. Примеры дискретного со­общения - текст книги, непрерывного сообщения - человеческая речь, переда­ваемая модулированной звуковой волной; параметром сигнала в последнем случае является давление, создаваемое этой волной в точке нахождения приемника - человеческого уха. Непрерывное сообщение может быть представлено непрерывной функцией, заданной на некотором интервале. Непрерывное сообщение можно преобразовать в дискретное (такая процедура называется дискретизацией). Из бесконечного мно­жества значений параметра сигнала выбирается их определенное число, которое приближенно может характеризовать остальные значения. Для этого область опре­деления функции разбивается на отрезки равной длины и на каждом из этих от­резков значение функции принимается постоянным и равным, например, среднему значению на этом отрезке. В итоге получим конечное множество чисел. Таким образом, любое непрерывное сообщение может быть представлено как дискрет­ное, иначе говоря, последовательностью знаков некоторого алфавита. Возможность дискретизации непрерывного сигнала с любой желаемой точно­стью (для возрастания точности достаточно уменьшить шаг) принципиально важна с точки зрения информатики. Компьютер - цифровая машина, т.е. внутреннее представление информации в нем дискретно. Дискретизация входной информа­ции (если она непрерывна) позволяет сделать ее пригодной для компьютерной обработки.

Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация - это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Единицы количества информации

Определить понятие «количество информации» довольно сложно. В решении этой проблемы существуют два основных подхода. Исторически они возникли почти одно­временно. В конце 40-х годов XX века один из основоположников кибернетики, амери­канский математик Клод Шеннон, развил вероятностный подход к измерению количества информации, а работы по созданию ЭВМ привели к «объемному» подходу.

Вероятностный подход

Рассмотрим в качестве примера опыт, связанный с бросанием правильной иг­ральной кости, имеющей N граней. Результаты данного опыта могут быть следую­щие: выпадение грани с одним из следующих знаков: 1, 2, ..., N .

Введем в рассмотрение численную величину, измеряющую неопределенность - энтропию (обозначим ее Н ). Согласно развитой теории, в случае равновероятного выпадания каждой из граней величины N и Н связаны между собой формулой Хартли

Важным при введении какой-либо величины является вопрос о том, что при­нимать за единицу ее измерения. Очевидно, H будет равно единице при N = 2. Иначе говоря, в качестве единицы принимается количество информации, связанное с проведением опыта, состоящего в получении одного из двух равновероят­ных исходов (примером такого опыта может служить бросание монеты, при кото­ром возможны два исхода: «орел», «решка»). Такая единица количества информа­ции называется «бит».

В случае, когда вероятности Рi результатов опыта (в примере, приведенном выше, - бросания игральной кости) неодинаковы, имеет место формула Шеннона

В случае равновероятности событий , формула Шеннона переходит в формулу Хартли.

В качестве примера определим количество информации, связанное с появлени­ем каждого символа в сообщениях, записанных на русском языке. Будем считать, что русский алфавит состоит из 33 букв и знака «пробел» для разделения слов. По формуле Хартли

Однако в словах русского языка (равно как и в словах других языков) различ­ные буквы встречаются неодинаково часто. Ниже приведена таблица вероятностей частоты употребления различных знаков русского алфавита, полученная на осно­ве анализа очень больших по объему текстов.

Объемный подход

В двоичной системе счисления знаки 0 и 1 называют битами (bit - от английского выражения Binary digiTs - двоичные цифры). В компьютере бит является наименьшей возможной единицей информации. Объем информации, записанной двоичными зна­ками в памяти компьютера или на внешнем носителе информации, подсчитывается просто по числу требуемых для такой записи двоичных символов. При этом, в частно­сти, невозможно нецелое число битов (в отличие от вероятностного подхода).

Для удобства использования введены и более крупные, чем бит , единицы ко­личества информации. Так, двоичное слово из восьми знаков содержит один байт информации. 1024 байта образуют килобайт (Кбайт), 1024 килобайта - мегабайт (Мбайт), а 1024 мегабайта - гигабайт (Гбайт).

Между вероятностным и объемным количеством информации соотношение неоднозначное. Далеко не всякий текст, записанный двоичными символами, до­пускает измерение объема информации в вероятностном (кибернетическом) смыс­ле, но заведомо допускает его в объемном. Далее, если некоторое сообщение до­пускает измеримость количества информации в обоих смыслах, то это количество не обязательно совпадает, при этом кибернетическое количество информации не может быть больше объемного.

В прикладной информатике практически всегда количество информации пони­мается в объемном смысле.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по разным критериям.

Способ восприятия: Визуальная - воспринимаемая органами зрения. Аудиальная - воспринимаемая органами слуха. Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Форма представления: Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая - в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая - устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

Предназначение: Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Личная - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Свойства информации

Качество информации - степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.

Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Информацию можно считать полной , когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации. В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др.

Адекватность - степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого. Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный но неадекватный.

Доступность информации - мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации - это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Эмоциональность - свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Как ни важно измерение информации, нельзя сводить к нему все связанные с этим понятием проблемы. При анализе информации социального (в широким смыс­ле) происхождения на первый план могут выступить такие ее свойства, как истинность, своевременность, ценность, полнота и т.д. Их невозможно оценить в терминах «уменьшение неопределенности» (вероятностный подход) или числа сим­волов (объемный подход). Обращение к качественной стороне информации поро­дило иные подходы к ее оценке. При аксиологическом подходе стремятся исходить из ценности, практической значимости информации, т.е. из качественных харак­теристик, значимых в социальной системе. При семантическом подходе информа­ция рассматривается с точки зрения как формы, так и содержания. При этом информацию связывают с тезаурусом, т.е. полнотой систематизированного набора данных о предмете информации. Эти подходы не исключают количе­ственного анализа, но он становится существенно сложнее и должен базироваться на современных методах математической статистики.

Понятие информации

Понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация - это фундаментальная фи­лософская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации на­дежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концеп­ции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком частными, односторонними, не охватывающими всего объема этого по­нятия.

Попытки рассмотреть категорию информации с позиций основного вопроса философии привели к возникновению двух противостоящих концепций - функ­циональной и атрибутивной. «Атрибутисты» квалифицируют информацию как свой­ство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. «Функционалисты» свя­зывают информацию лишь с функционированием сложных, самоорганизующихся систем.

Можно попытаться дать философское определение информации с помощью указания на связь определяемого понятия с категориями отражения и активности. Информация есть содержание образа, формируемого в процессе отражения. Активность входит в это определение в виде представления о формировании некоего образа в процессе отражения некоторого субъект-объектного отношения. При этом не требуется указания на связь информации с материей, поскольку как субъект, так и объект процесса отражения могут принадлежать как к материальной, так и к духовной сфере социальной жизни. Однако существенно подчеркнуть, что матери­алистическое решение основного вопроса философии требует признания необхо­димости существования материальной среды - носителя информации в процессе такого отражения. Итак, информацию следует трактовать как имманентный (неотъемлемо присущий) атрибут материи, необходимый момент ее самодвижения и саморазвития. Эта категория приобретает особое значение применительно к высшим формам движения материи - биологической и социальной.

Известно большое количество работ, посвященных физической трактовке ин­формации. Эти работы в значительной мере построены на основе аналогии форму­лы Больцмана, описывающей энтропию статистической системы материальных частиц, и формулы Хартли. Соответствующие материалы можно найти в литерату­ре, отраженной в приведенном ниже перечне.

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование «ресурса» как запаса неких знаний материальных предметов или энер­гетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизве­дения и обновления, чем материальные ресурсы. В связи с таким взглядом цент­ральными становятся следующие свойства информации: запоминаемость, передаваемость, преобразуемость, воспроизводимость, стираемостъ.

Подводя итог сказанному, отметим, что предпринимаются (но отнюдь не за­вершены) усилия ученых, представляющих самые разные области знания, пост­роить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращения информации в процессах са­мой разной природы. Движение информации есть сущность процессов управле­ния, которые суть проявление имманентной активности материи, ее способности к самодвижению. С момента возникновения кибернетики управление рассматрива­ется применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Многие проявления движения в неживых - искусственных (технических) и естественных (природных) системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной на­уки - синергетики.

Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных систе­мах, являются знания. Это наддисциплинарное понятие, широко используемое в пе­дагогике и исследованиях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории. В философском плане познание следует рассмат­ривать как один из функциональных аспектов управления. Такой подход открывает путь к системному пониманию генезиса процессов познания, его основ и перспектив.

Данные, информация и знания

К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.

Термин данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение.

Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.

Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.

Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний.

Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рисунке.

Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений

Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания.

В зависимости от сферы использования информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической и т.д. Для экономической информатики интерес представляет экономическая информация.

Литература

  1. Могилев А.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 608 с.

Понятие информации

В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).

В литературе можно найти большое число определений термина «информация» , которые отражают различные подходы к его толкованию:

Определение 1

  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Определение 2

Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.

Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.

Виды информации

Информация может существовать в различных видах :

  • текст, рисунки, чертежи, фотографии;
  • световые или звуковые сигналы;
  • радиоволны;
  • электрические и нервные импульсы;
  • магнитные записи;
  • жесты и мимика;
  • запахи и вкусовые ощущения;
  • хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Различают основные виды информации , которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

  • графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
  • числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
  • видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.

Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.

Замечание 1

Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.

Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:

  • создание;
  • прием;
  • комбинирование;
  • хранение;
  • передача;
  • копирование;
  • обработка;
  • поиск;
  • воспринятие;
  • формализация;
  • деление на части;
  • измерение;
  • использование;
  • распространение;
  • упрощение;
  • разрушение;
  • запоминание;
  • преобразование;

Свойства информации

Информация, как и любой объект, обладает свойствами , наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

  • Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
  • Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
  • Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
  • Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

от лат. ?nf?rm?tio - разъяснение, изложение). Одно из значений термина - сведения, сообщаемые различными способами: устными, письменными, техническими, изобразительными и т.д., а также процесс передачи этих сведений. К середине ХХ в. «информация» становится одним из центральных понятий кибернетики и приобретает общенаучное значение; появляется специальная отрасль знаний - информатика.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Информация

лат. informatio - ознакомление, представление. 1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений - в этом качестве И. противопоставляется энтропии. До сер. 20 в. понятие И. относилось только к сведениям и сообщениям, передаваемым человеком с помощью знаковых средств, способность к передаче И. рассматривалась как отличит. характеристика человека - разумного вида, однако с развитием науки и техники понятие И. стало применяться и для характеристики процессов обмена сигналами в живой природе (сигнальное поведение у животных и растений, генетич. передача данных в клетках и т.д.), а также в среде автоматизированных средств. Интерес к изучению информ. процессов, к колич. и кач. оценке И., возникший в нач. 20 в., был обусловлен и развитием логико-математич., логико-семантич. и семиотич. исследований, привлекших внимание к проблемам представленности знаков и значений, и значит. увеличением объемов передаваемой И., и развитием техн. средств ее передачи (телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение), происходившим в рамках модернизационных процессов. В пер. трети 20 в. исследования И. преследовали прежде всего цели уточнения процессов ее формализации (означения – см. Означение) и оптимизации условий ее передачи. Однако уже к сер. 20 в. появились первые теор. исследования, сформировавшие в дальнейшем ряд теорий И. - вероятностную, комбинаторную, алгоритмич. и др. Эти теории, разрабатывавшиеся средствами математики, позволили осуществить математич. моделирование процесса передачи И., выявить осн. элементы этого процесса (в классич. схеме, предложенной К. Шенноном, обмен И. включает шесть составляющих: источник - передатчик - канал передачи - приемник - адресат - источник помех), выявить принципы колич. оценки И. (пропускной способности) и степени ее искажения (помехоустойчивости). Разработка этих теорий привела к появлению информатики как науки, предмет к-рой - И. и способы ее передачи. Однако решающее воздействие на развитие исследований в области И. оказало появление автоматизир. средств обработки И. (ЭВМ) и кибернетики - науки о связи, управлении и информ. обработке. Развитие машинной обработки И. стимулировало исследования в области формализации и алгоритмизации (сведения к операциям с элементарными высказываниями) И. и появление развернутых теорий алгоритмического синтаксиса, а также множества языков алгоритмизации и программирования. Попытки алгоритмизации семантич. процессов - означения и понимания - хотя и были далеко не столь успешны, однако оказали значит. влияние на развитие англ. лингвистич. философии и лингвистич. семантики, а также трансформационной грамматики в русле поиска универсального языка записи семантич. характеристик. В кибернетике И. рассматривается в более узком понимании - не как любые сведения, а только как сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, сведения, направленные на управление и согласование. В соответствии с таким подходом к И. в рамках общих теорий управления получили развитие исследования прагматич. аспектов И. - оценка И. с т.зр. ее актуальности (достаточная, избыточная, излишняя И.), ценности, полезности, адекватности и т.д. В рамках кибернетики стал возможен синтез математич. моделей и теорий И. с теориями социального взаимодействия и коммуникации, существенно обогативший научные представления о коммуникационных и трансляционных процессах в об-ве. На стыке информатики, кибернетики и антропологии получили также развитие нейроинформ. и нейролингвистич. исследования, рассматривавшие процессы передачи И. на уровне высшей нервной деятельности. Применительно к социокультурному материалу математич. модели И. претерпели существ. трансформацию. Было установлено, что на информ. процессы в человеч. сооб-ве помимо шести осн. элементов существенно влияют также барьеры и фильтры: внутренние (индивидуальные психич. особенности участников информ. обмена, их опыт и компетентность), и внешние (социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления), значительно трансформирующие, искажающие И., и при этом они не всегда носят рац. характер. Колич. оценки этих искажающих влияний (помех) совершенно недостаточно, поскольку индивидуальный характер и сложность природы этих влияний делают принципиально необходимым их содержат. кач. анализ и определение механизмов их воздействия на И. Информ. процессы в человеч. сооб-ве далеко не всегда можно интерпретировать как ведущие к снижению неопределенности ситуации, и неактуальная информация (шум) имеет здесь не меньшее значение, чем актуальная. В соответствии с этим, помимо актуальности для социально и культурно значимой И. важны адекватность, достоверность, полнота, новизна, убедительность, выразительность, воспринимаемость и т.д. Понимание того, что информ. процессы являются важной составляющей любой культурной общности (истор. и современной), и применение к их изучению методов математич. моделирования (частично осуществленное структурализмом и европ. социальной антропологией) существенно обогатило теоретико-методол. багаж социокультурных наук. Функциональный подход к И. получил дальнейшее развитие в теории коммуникации. В рамках семиотики (см. Семиотика) изучение И. осуществляется в основном в ее семантич. аспектах (И. как пространство смыслов и значений). В настоящее время изучение И. в социокультурных науках осуществляется по двум направлениям: 1) изучение информ. процессов (информ. культуры) разл. культурных общностей (гос-в, этносов, цивилизаций и т.д.); 2) исследования локальных информ. процессов в разл. видах деятельности (менеджмент, маркетинг, реклама, социальное участие, полит. деятельность и т.д.). Исследования такого рода, как правило, имеют прикладную направленность и наиболее широко привлекают достижения информатики и кибернетики. Такие исследования посвящены прежде всего совр. проблемам информ. обмена. Прогрессирующая активизация и глобализация информ. процессов (средства массовой информации, массовая культура, глобальные информ. сети и т.д.) в культуре на протяжении всего 20 в. определили признание исключит. важности информ. процессов для развития совр. об-ва и сделали И. предметом не только научного, но и философского рассмотрения. И. интерпретировалась в культурфилософии, как правило, в рамках общих представлений того или иного направления (для неотомизма характерно представление И. как трансцендентального феномена; для экзистенциализма и феноменологии - ориентация на ее субъективистскую трактовку; для филос. герменевтики (см. Герменевтика) - стремление обусловить информ. процессы культурным опытом, для постпозитивизма - акцент на некогнитивные аспекты И.). Совр. ситуация нередко характеризуется культур-философией как “информ. взрыв”, “информ. бум”, обработка И. рассматривается как осн. вид деятельности в формирующемся “постиндустриальном об-ве”, предпринимаются попытки ее филос. истолкования и предсказания возможных путей развития “информ. цивилизации”. Лит. : Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963; Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М., 1967; Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968; Гришкин И.И. Понятие информации. М., 1973; Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление об-вом. М., 1975; Стратонович Р.Л. Теория информации. М., 1975; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980; Страссман П.А. Информация в век электроники: Пробл. управления. М., 1987; Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994; Брой М. Информатика. Основополагающее введение. Ч. 1-3. М., 1996; Федотова Л.Н. Массовая информация: Стратегия производства и тактика потребления. М., 1996; Иванов А.М., Козлов В.И. Информация. Информатика. Компьютер. Самара,1996. А. Г. Шейкин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

В стремлении дать определение понятию И. ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) дефиниций того, что собой представляет и как может измеряться количество И., до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т. п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие И. в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Отсюда понятен профессиональный интерес к осмыслению феномена И. среди философов.

Разработки в области теории И. содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии - отношение и разнообразие - занимают сегодня центральное место в попытках определить природу информационных явлений.

Вместе с тем многочисленные исследования феномена И. обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. И тогда И. предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних, а теория И. - как раздел кибернетики.

Из научно-технических разработок по теории И. родились специализированные научные дисциплины. Это информатика (комбинация из слов "информация" и "автоматика") - область изучения научно-технической И., ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных, массивов знаний производственно-технического и социального назначения с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения. Другая научная дисциплина - информология (наука об И.) - область изучения И. как фундаментального фактора бытия, закономерностей производства, передачи, получения, хранения и использования И.

Теория И. в узком смысле (математическая теория связи) - область изучения информационных процессов со стороны количества И., проходящей по каналам связи, запоминаемой и т. п.; в ней рассматриваются вопросы оптимального кодирования сообщений в форму сигнала, максимальной пропускной способности каналов связи и др., (вопрос о содержании сообщения (сигнала) обычно выносится за рамки этой теории).

Основные исторические этапы информационной эволюции общества обусловлены появлением различных носителей информации: письменности, книгопечатания, современной информационно-кибернетической (в частности, вычислительной) техники. В наше время понятие И. ассоциируется с компьютерами, рекламой, издательской деятельностью, телевидением, радио- и телеграфной связью, другими средствами массовой информации (СМИ). В науку это понятие введено в 1928 г. Р. Хартли (США) для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи (заметим, безотносительно к содержанию этих сведений). Последние, ввиду ограниченных возможностей фиксации и передачи устной речи, преобразуются источником И. сначала в форму языкового (знакового) сообщения, а затем передатчиком во вторичную, удобную для трансляции по техническим каналам связи форму сигнала, что предполагает операцию кодирования с последующим декодированием на стороне приемника. Тем самым получатель имеет на выходе приемника сообщение, которое при минимизации помех ("шума") представляет собой, с определенной степенью соответствия, копию сообщения на стороне источника. Заметим, что доведение И. до адресата (получателя), если эта И. не является ложной (дезинформацией), всегда приводит к уменьшению неопределенности в знаниях и действиях последнего. Хартли предложил логарифм при основании два для вычисления количества И. как меры неопределенности, устраняемой в результате получения И. у того, кто эту И. получает. Так возникла единица И. - бит, или "одно из двух": либо "да", либо "нет" по отношению к вопросу, фиксирующему неопределенность знаний или сведений получателя о чем-либо его интересующем. В 40-е гг. другой американский ученый К. Шеннон, специализировавшийся в вопросах пропускной способности каналов связи и кодирования сообщений, придал этой мере количества И. более универсальную форму: количество И. стало пониматься как величина энтропии, на которую уменьшается общая энтропия системы в результате получения этой системой И. Формула эта выражает энтропию через сумму целого ряда вероятностей, помноженных на их логарифмы, и относится только к энтропии (неопределенности) сообщения.

Иными словами, информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности, предсказуемости, вероятности: чем менее предсказуемо, неочевидно и маловероятно сообщение, тем больше И. оно несет для получателя. Совершенно очевидное (с вероятностью, равной 1) сообщение столь же пусто, сколь полное отсутствие такового (т. е. сообщения, вероятность которого заведомо равна 0). Оба они, согласно допущению Шеннона, неинформативны, не несут получателю никакой И. По ряду причин, относящихся к математике и связанных с удобствами формализации, энтропия сообщения описывается Шенноном как функция распределения случайных величин.

Проблема И. многоаспектна не только в общенаучном, но и в философском смысле. В онтологическом и мировоззренческом аспектах предпринимаются попытки раскрыть соотношение И. с веществом и энергией, ее природу и статус в структуре бытия; в гносеологическом аспекте - соотнести И. с содержанием и формой знания, с образами, знаками, моделями и т. п.; в логико-методологическом аспекте - выявить количественно-математические, измеримые стороны информационных процессов в математической теории связи, моделях массовых коммуникаций, кибернетике.

В 60 - 80-е гг. многие результаты, полученные в исследованиях предыдущего двадцатилетия, были эксплицированы в связи с исследованиями кибернетических моделей машинного перевода с одного языка на другой, теории игр и принятия решений, распознавания образов. Наряду с дальнейшей разработкой статистической (синтаксической) концепции И. появились семантические и прагматические концепции. Стало ясно, что работы Фишера, Найквиста, Хартли и Шеннона, будучи попыткой количественной экспликации качественного понятия И. как сведений, сообщений, не дают ответа на вопрос, о количестве какого качества идет речь. Интерпретация И. в этих работах носит формальный, абстрактно-математический характер. Исходным принципом создания сообщения служит принцип последовательного выбора его знак за знаком, буква за буквой из бесконечного резервуара готовых сообщений (ансамбля), и создание индивидуального сообщения есть его статистический выбор из ансамбля. Сообщения между собой статистически однородны (свойство эргодичности), поэтому математическую теорию связи интересуют индивидуальные различия сообщений, равно как и количество И., содержащейся в индивидуальном сообщении. Определимо лишь среднее количество И., приходящейся на одно сообщение в случае его выбора. Но И. выбора сообщения не есть И.. самого сообщения (Е. К. Войшвилло). Индивидуальность события не должна исчезать в однородности статистического ансамбля. Более того, А. Н. Колмогоровым и его учениками было показано, что статистическое понятие И. выражает не абсолютное ее количество, а дополнительную И., дополнение к имеющемуся у получателя информационному содержанию.

Этим был дан толчок, во-первых, разработке т. н. тезаурусной модели и, как следствие, семантической и прагматической концепций И., во-вторых, уточнению взаимосвязи между И. и разнообразием.

В 80-е и особенно в 90-е гг. обозначилась тенденция заметного размежевания специалистов в области теории И. на пессимистов и оптимистов, критиков и апологетов. Из области семантики и математических проблем теории связи дискуссии переместились в социально-этическую и политическую сферы проблем информационного общества. Объективной основой этих изменений стали громадные преимущества, которые дает развитие информационной инфраструктуры обладающим ею государствам и регионам, организациям и физическим лицам: возможность сжатой во времени переработки больших массивов И., практически мгновенной коммуникативной связи в пределах земного шара, проектирования сложных систем и управления ими и др. В ряде работ термин "информационное общество" символизирует по существу новую социальную парадигму (О. Тоффлер), исторически новый и особый тип цивилизации, идущей на смену сельскохозяйственной и индустриальной. Реальные преимущества, в возрастающей степени получаемые государствами и регионами (США, Европа, Япония) с развитыми И. технологиями и компьютерными сетями, приводят к изменению характера экономических, политических и социальных отношений, семьи, быта, досуга, образа жизни, переворачивают традиционные представления о ценности сельскохозяйственного и индустриального производства. И одновременно информатизация всех сфер жизнедеятельности современного человека, с т. зр. ее пессимистически настроенных критиков, сопровождается дегуманизацией, порождает новую и неизвестную предыдущим эпохам виртуальную реальность существования в иллюзорном мире. С социально-психологической т. зр., информатизация разрушает привычные природные ритмы и циклы жизнедеятельности людей; с нравственно-этической - вытесняет ценность и привлекательность живого общения, сопереживания, понимания; с политической - резко усиливает возможности манипулирования массовым и индивидуальным сознанием, влияния "четвертой власти" - СМИ, изменяет потенциал властных элит, в т. ч. посредством перемещения полномочий и возможностей последних из внутригосударственной сферы в область иерархии межгосударственных отношений.

С социально-исторической т. зр., негативные проявления информатизации могут быть обозначены как апофеоз рациональности, доведение европейского классического типа рациональности до логически завершенной формы информационного господства в масштабах планеты. В современной типологии исследований И. среди "оптимистов" заметна тенденция разработки на основе теории И. всеобщей метатеории и всеобщего информационного метаязыка для научных и вненаучных областей знания. Известный российский исследователь И. И. Юзвишин, разрабатывая новую обобщенную науку - информациологию (1993), предлагает концепции И. кода человека и Вселенной, информационные подходы к сохранению здоровья и увеличению долголетия, построению нового мирового сообщества и др. Цель будущего видится в создании единого мирового распределенного информационно-сотового сообщества новой информационной цивилизации, а в гносеологическом аспекте - в революционном прорыве посредством И. в трансцендентные миры.