Лукашенко обвинил Россию в «варварском отношении. Человек и природа

Варварское отношение человека к природе – вот проблема, над которой размышляет В. Солоухин.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор, сравнивает нашу планету с космическим кораблем, срок эксплуатации которого завершился. Космонавты специально выводят из строя систему жизнеобеспечения, развинчивая винтики, просверливая дырочки в обшивке. Но срок существования нашей планеты не закончился, а люди своими руками убивают Землю: “отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан”.

Квалифицируя воздействие человека на природу не иначе, как “самоубийство”.

Трудно не согласиться с точкой зрения В. Солоухина. Действительно, нельзя не отметить негативного влияния людей на окружающую среду. Сегодня СМИ буквально переполнены сообщениями о бесчисленных экологических проблемах, которые имеют именно антропогенное происхождение.

Ярким примером безжалостного отношения человека к природе, да и к

Самому себе является авария на Чернобыльской АЭС. В результате этой катастрофы человек нанес огромный вред окружающей среде, навсегда превратив огромную территорию вокруг Припяти в “мертвую зону”. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.

В Интернете прочитала статью из газеты “Крымские известия” о судьбе знаменитого Сакского озера, из недр которого добывают уникальную грязь, способную поднять на ноги тысячи больных людей. Но в 1980 году чудодейственный водоем разделили дамбами и перемычками на две части: одна “лечила” людей, другая “производила” соду. Через 3 года содовая часть озера превратилась в зловонную водную поверхность, убивающую все вокруг себя.

Спустя годы хочется воскликнуть: ” Неужели не было в огромной державе по имени СССР другого менее значимого озера, на берегах которого можно было бы возвести содовый завод?!” Разве за подобное злодеяние мы не можем назвать человека варваром по отношению к родной природе?!

1. 3емля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с

Солнцем по бесконечной Вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь

остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам

пассажиров в течение миллионов лет.

3. Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих

сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. 4. Но вот постепенно, последовательно,

с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса,

портя Мировой океан. 5. Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки,

развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. 6. Но

принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. 7. Вопрос только размеров и времени.

8. Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. 9. 3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в

планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. 10. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются

на теле земли глубокие язвы и разные наросты. 11. Стоит только привнести капельку зловредной с точки зрения земли и

природы. культуры в зеленую шубу Леса бригада лесорубов, один барак, два трактора. – и вот уж распространяется от

этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. 12. Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая

недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

13. К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого

технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с

природой, с красотой нашей земли. 14. С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной

жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с

другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с

ним общению.

15. Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. 16. Успеет ли Земля

выработать какое-нибудь противоядие?


РЕФЕРАТ

по курсу «Концепции современного естествознания»

на тему: Сферы деятельности людей и экологические катастрофы

Выполнил: студент 1 курса, очной

формы обучения, группы СДП-16

Коробашкина Ангелина Юрьевна

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Каткова Ольга Владимировна

Н. Новгород

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Результат варварской деятельности человека по отношению к природе…...5

2. Статистика экологических катастроф в разных сферах деятельности …….8

3. Одни из самых крупных экологических катастроф в разных сферах……..13

3.1 Экологическая катастрофа, связанная с нефтедобывающей промышленностью………………………………………………………13

3.2 Экологическая катастрофа, связанная с атомной промышленностью..….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Наше время - это время развития новых технологий, науки и техники. Но встает важный вопрос, какой ценой достигнуты эти инновации? Вследствие развития науки и техники человечество превратилось в разрушительную силу, способную вызвать катастрофу на планете Земля. Тема о сферах деятельности людей и экологических катастрофах стала волновать людей все чаще, так как в последнее время все больше и больше можно наблюдать людей, пострадавших от антиэкологической деятельности. Люди достигают своих целей, разрушая все вокруг, истребляя самое ценное, что у нас

есть - природу. Человек развивает абсолютно все сферы, так как приоритетным в нашем обществе является - быть первым, занимать главенствующую роль во всем. Человек успешен в экономике, политике, культуре, производстве, но быть успешным в развитии охраны природы стало не модным. Порой, идя по улицам города можно заметить, что люди без стыда выбрасывают на землю мусор, плюются без какого-либо голоса совести. Можно увидеть подростков подтрунивающих друг друга: «Ну, давай, брось, ничего же не случится». Это страшно, это беда нашего общества, страшная ошибка, в которой виноваты мы сами. Человек не понимает, что от одной выкинутой бумажки может зависеть судьба целого человечества. Я считаю, что прививать экологическую культуру очень важно с самого детства, что бы в будущем не случилось беды.

Целью моей работы является: показать, как человек повлиял на природу.

Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:

1. Выяснить, как влияет человек на природу.

2. Узнать о разных экологических катастрофах, случившихся ранее.

3. Узнать о самых масштабных экологических катастрофах.

4. Сделать вывод на основании данной работы.

Результат варварской деятельности человека по отношению к природе

С каждым днем в городах все больше и больше увеличивается численность автотранспорта, которые выделяют продукты переработки топлива в атмосферу. Вместе с этим на планете постоянно осушаются водоемы и вырубаются леса. Переработка отходов жизнедеятельности человека идет намного медленнее, чем возникновение мусорных свалок на окраинах городов мира. Исчезают редкие виды животных, тем самым нарушается баланс численности и равновесия живых организмов.

Я думаю, это служит серьезным предупреждением всему человечеству.

Одними из самых опасных воздействий на природу являются: уничтожение озонового слоя, сброс отходов в реки и океаны нашей планеты Земля. Больше половины населения планеты испытывают острую нехватку питьевой воды.

Встает вопрос, кому вредит человечество? И ответ очень прост – самому себе. Человек это ни в коем случае не царь природы – он лишь часть ее, маленькая часть, которая уничтожает все полезное и подаренное ему природой. Своими действиями люди разрушают сложившиеся связи в устойчивой системе, ведущие к уничтожению всего, и далее, как правило - экологической катастрофе.

Экологическая катастрофа - устойчивое и необратимое изменение окружающей среды, обычно в результате деятельности человека или природных катаклизмов, приводящая к неблагоприятным последствиям (смерти людей, уничтожение экологических систем и тому подобное).

Причинами экологических катастроф могут быть:

Уничтожение ресурсов и загрязнение мирового океана

Рост числа неизлечимых болезней

Растущее количество радиационных отходов

Истощение минеральных ресурсов

Озоновые дыры

Глобальное потепление, так как климатические зоны сдвигаются, и так далее.

Как мы видим, человек разрушает природу в разных сферах своей деятельности. Конечно, большее влияние оказывает промышленность. Это большой блок, который с каждым днем наносит огромный урон экологии. Нередки пожары и взрывы на промышленных предприятиях.

Ежегодно они выбрасываю в атмосферу Земли более 30 млрд тонн двуокиси углерода и до 700 млн тонн соединений, вредных для человеческого организма - это ли не катастрофа?!

Загрязнению подвергаются абсолютно все оболочки земли, не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов. Все это приводит как к вымиранию рыб, животных, растение, так и к ухудшению состояния всего человечества, мы питаемся этими отравленными рыбами, растениями, и все по нашей вине. Все потому, что люди стали безответственны.

Когда человек строит промышленные комплексы и тому подобное, он думает лишь о своей выгоде, и если что-то пошло не так, он не просит помощи, а прикрывает свою спину, не говоря о всемирной беде всем людям. Вспомнить любую экологическую катастрофу, например на Чернобыльской АЭС. Это была большая авария, которая впоследствии перешла в экологическую катастрофу по вине человека. Людей вовремя не проинформировали о случившемся бедствии, эвакуация проходила слишком медленно. Это привело к огромному количеству зараженных, а далее и смертям. Обратите внимание, насколько человек беспомощен перед страшной бедой, он не в силах противостоять этому. В нашем мире было достаточное количество катастроф, которые отравили нашу планету. И обернувшись назад нужно помнить, что защита окружающей среды – одна из глобальных проблем, связанная с возможностью существования человека на Земле. Соглашусь, что технические прорывы и новшества в науке и технике хоть и улучшают нашу жизнь, но в тоже время они вызывают многочисленные экологические проблемы. Если человек не задумается, и не найдет решение данной проблемы, которая приведет к уничтожению всего живого, то жизнь на планете станет невозможна в ближайшее время.

Трудной жизнью живут герои «Царь-рыбы», а природа, окружающая их, сурова, по временам жестока к ним. Вот тут-то, в этом испытании, люди и делятся на тех, для которых, несмотря ни на что, она всё равно остаётся любимой матерью, и на других - для которых она уже не мать, а что-то отчужденное, что-то такое, от чего надо побольше взять. Побольше взять - то есть быть браконьером, и не только с недозволенной рыболовной снастью, но и усвоить браконьерство как способ всей жизни.

И вот такой тип людей широко представлен в книге В. Астафьева. Игнатьич, Командор, Дамка, Грохотало - браконьеры. В каждом из них мелькает какая-то своя золотинка человеческой любви или человеческого достоинства. Но всё это подавляется безграничным хищничеством, стремлением урвать лишний кусок.

Все «видные» браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш или оказались тесно с ним связанными. В посёлке создан рыболовецкий совхоз, предприятие вполне современное, в нем работает подавляющее большинство чушанцев. Но, несмотря на эту внешне благополучную форму его существования, Чуш, у В. Астафьева, - своеобразная база браконьерства.

Живет в посёлке «пёстрое население», «угрюмый и потаенный сброд». Внешний вид селения непригляден, он захламлён, рядом течёт речушка с «зловонной жижей», и есть ещё «гнилой прудок», куда сваливали «дохлых собак, консервные банки, тряпьё». В центре посёлка была когда-то сколочена танцплощадка, но танцы не привились, и «парк» скоро «оккупировали козы, свиньи, куры». Магазин «Кедр» - самое загадочное помещение посёлка. Его особенность - он почти никогда не торгует, так как «хозяева» магазина быстренько проворовываются, да на полках его по существу нет необходимых товаров. Выглядит магазин под стать всему, что есть «приметного» в посёлке.

«Справа, всё на том же яру, над выемкой пересохшего ручья, на вытоптанном взлобке, похожем на могильный холм, насуплено темнело мрачное, свиньями подрытое помещение с закрытыми ставнями и замкнутыми на широкую железную полосу дверьми, так избитую гвоздями, что можно принять их за мишень, изрешеченную дробью, - это магазин «Кедр».

В такой тональности изображается и поселковое население. Мужики, пьющие на бревнах у реки в ожидании парохода, молодежь, прогуливающаяся тут же в ожидании всяких нежданных происшествий. Выделяется законодательница чушанской моды одеваться, курить, пить - студентка, приехавшая на каникулы. «На груди девицы, вкусно сбитой, бросая ярких зайцев, горела золотая, не менее килограмма весом, бляха… Девицы копытила ногами, бляха подпрыгивала и билась на её груди». Заострения, преувеличения, пренебрежительная окраска слов здесь явно из сатирического арсенала. Причем автор по-прежнему не отказывается от прямой оценки происходящих событий.

«За выдающейся студенткой, - продолжает он, - словно на собачьей свадьбе, тащились, преданно на неё взирая, чушанские парни, дальше на подчительной дистанции держались местные девчонки, более пестро, но не менее ценно одетые. Все курили, смеялись чему-то, а меня не покидало ощущение неловкости от плохо отрепетированного, хотя и правдоподобно играемого спектакля».

С ещё большей непримиримостью рисуется капитан судна «добывающий» через чушанцев рыбу с помощью бутылки, и Дамка, бродяга и пустомеля, промышляющий рыбой, по-браконьерски пойманной. Картины повседневного быта рыбацкого посёлка столь неприглядны, что напрашивается вывод, который и сделал автор в прямой публицистической форме:

«Законы и всякие новые веяния чушанцами воспринимаются с древней, мужицкой хитрецой - если закон обороняет от невзгод, помогает укрепиться материально, урвать на пропой, его охотно приемлют, если же закон суров и ущемляет в чем-то жителей поселка Чуш, они прикидываются отсталыми, сирыми, мы, мол, газетов не читаем, «живем в лесу, молимся колесу». Ну, а если уж припрут к стенке и не отвертеться - начинается молчаливая, длительная осада измором, тихим сапом чушанцы добиваются своего: что надо обойти - обойдут, чего захотят добыть - добудут, кого надо выжить из поселка - выживут…».

В подчеркнуто локальной харатеристике поселка Чуш мы узнаем, некоторые черты, проявляющиеся порой в жизни. Порядки в поселке Чуш, например, порождают «джентльменов удачи» - капитанов-хапуг, браконьеров, девиц с исключительно потребительским норовом, - автор напоминает, что в этих же краях до войны было больше порядка, дамки и капитаны так не обогащались и на развращались, потому что «старательский лов» организовывался: рыбозаводы заключали договора с местными рыбаками, и рыбу у них закупали по ценам несколько выше, чем у колхозных бригад.

Дамка появился в Чуше случайно - отстал от парохода. Но «притерся Дамка к поселку… Рыбаки охотно брали его с собой - для потехи. И, притворяясь дурачком, показывая бесплатный «тиятр», он между делом освоился на самоловах, схватил суть рыбной ловли, обзавелся деревянной лодчонкой… и, к удивлению мужиков, стал довольно-таки бойко добывать рыбу и ещё бойчее её сбывать встречными и поперечным людям».

Ещё один тип чушанского браконьера, посложней Дамки. Командор умен, деятелен, знающ, потому более агрессивен и опасен. Сложность его и в том, что временами он задумывался о своей душе, дочь свою Тайку-красавицу любил до самозабвения и готов был для неё сделать все. Тоска его иногда захватывала: «Проклятая житуха! Не помнит, когда летами вовремя ложился, когда нормально жрал, в кино ходил, жену в утеху обнимал. Ноги простужены, мозжат ночами, изжога мучает, из глаз метляки летят, и пожаловаться некому».

Однако браконьерничал Командор профессионально, так как урвать побольше и всюду, где можно, - смысл его жизни. Он верный сын Чуши и живет по законам поселка издавна. Для автора Командор сильный, изворотливый хищник номер один, недостойный сострадания.

«Хищно наклонившись клювом носа встречь лесному ветерку, Командор развернул лодку, заложив такой вираж, что дюралька легла на борт… Командор жадно облизнул с губ и, нахально скаля зубы, пошел прямо на дюральку рыбинспекторов. Он пронесся так близко, что различил недоумение на лицах преследователей. «Ничего сменщик у Семена, ладно скроен и крепко, как говорится, сшит!.. Да-а, это тебе не хроменький Семен с пробитой черепушкой! С этим врукопашную придется, может, и стреляться не миновать…».

«Клюв», «хищно», «нахально скаля зубы», «стреляться не миновать» - вот главные детали образа Командора. И хотя он тоскует по иной доле, мечтает уехать в теплые края и жить спокойно, честно - пусть другого дурака гоняют и стреляют, - любит дочь и по-человечески глубоко страдает, когда её сбила машина, управляемая пьяным шофером, мы испытываем один непреодолимый ужас от целей и смысла Командоровой жизни. Ржа бездуховности съела все лучшее, что продолжало слабо теплиться в нем.

В рассказе «Рыбак Грохотало» описан самый бесчеловечный метод добычи рыбы - самоловом, когда до половины её, израненной, исколотой крючками, «уходит в муках умирать». «Уснувшая же на крючках рыбина, особенно стерлядь и осётр, непригодны в еду…». Разные проходимцы ловят снулую рыбу и продают. Автор восклицает: «Загляни, покупатель, в жабры рыбины и, коли жабры угольно-черны иль с ядовито-синим отливом - дай рыбиной по харе продавцу и скажи: «Сам ешь, сволочь!»

Грохотало - бандеровец, когда-то творил черное дело: жег красноармейцев и взят был с оружием в руках. Судился, получил десять лет строгого режима, отбыл срок и остался жить в поселке Чуш, почуяв в нем благодатные для себя условия жизни. Это сближение Командора, Игнатьича и прочих разных дамок с такой разновидностью браконьеров, как Грохотало, не случайно. Варварское, эгоистически потребительское отношение к природе возводится в принцип этим человеком. Обобщения В. Астафьева приобретают новую емкую направленность, углубляются. Если Дамка показан с некоторой долей юмора, если в образе Командора ощутимы трагические нотки, то Грохотало изображается только в сатирическом ключе.

Грохотало заведовал в Чуше свиноводческой фермой, отменно выращивал свиней, и его имя не сходило с доски Почета. Но внутренняя суть его определялась одним: «Кроме сала и себя, Грохотало признавал еще гроши, потому был рвачом». История о том, как он выловил огромного осетра и как его застал на «месте преступления» незнакомый до этого инспектор рыбнадзора, выдержана в зло обличительных красках, как само начало главы о нем. Это - не человек, а глыба, его храп словно якорная цепь перекатывается, лицо залуженное, «все предметы на нем смазаны: ни носа, ни глаз, ни бровей, на нем полностью отсутствует «дыхание интеллекта». Не подозревая, что перед ним инспектор, Грохотало хвастался:

« - Вот зачепыв рыбочку-у! - перехваченным голосом сообщил он и от возбуждения простодушно загагатал, почесал живот, поддернул штаны, не зная. Что еще сделать и сказать, он принялся трепетной ладонью обтирать с осетра песок, воркуя что-то нежное, словно щекотал, почесывал молочного поросенка».

Портрет человекообразного животного с умственной неразвитостью и нравственной пустотой, выполнен в традициях сатирической литературы, то есть с широчайшим использованием сарказма, иронии, гиперболы. Его перехваченный голос, трепетная ладонь, простодушие нежное воркование были бы прямо трогательны, если бы не известная нам уже внутренняя никчемность «глыбы», если бы не комическая ситуация - похваляется перед рыбинспектором, если бы не сочеталось все это, наконец, с заведомо снижающей его лик лексикой - «загагатал», «почесал живот», «поддернул штаны».

В Грохотало уничтожающего эффекта В. Астафьев достигает всей фактурой образа - через соотнесение юмора и гротеска, через утрировку речи и поведения. Авторское отношение выражено в описаниях с языковой сатирической экспрессией.

Как-то не по-человечески дико пережило Грохотало свою неудачу с великолепным осетром, которого у него конфисковали. В. Астафьев мастерски передает его состояние: «Грохотало шевельнул горою спины, простонал вдруг по-детски жалобно и сел, озирая потухшими глазами компанию, узнал всех, растворил с завыванием красную пасть, передернулся, поцарапал грудь и удалился…».

В удалении Грохотало во тьму наказанным проявляется так называемая астафьевская «теория возмездия» за зло, содеянное человеку, обществу, природе, то есть за «браконьерство» в широком смысле. Дамка за недозволенные способы лова поплатился штрафом, Грохотало - крупной рыбиной им добытой, Командор - гибелью дочери, Игнатьич поймался на расставленные им самим крючки и едва не поплатился жизнью.

Мы с каждым годом убеждаемся на новых и новых фактах, что человечество расплачивается за свое непродуманное, нередко хищнеческое отношение к природе. Мысль о возмездии не за одно конкретное браконьерство Дамки или Грохотало, а за нарушение человеком экологического равновесия в природе пронизывает всю книгу В. Астафьева. С наибольшей полнотой она выражена, пожалуй, в главе «Царь-рыба», в истории жизни, потрясения и раскаяния Игнатьича.

2013 год объявлен в России годом защиты и охраны окружающей среды

Резкую оценку состояния охраны окружающей среды дал на днях премьер-министр Дмитрий Медведев. Ряд средств массовой информации сообщил о его позиции, которая заключалась примерно в следующем: такое варварское отношение к природе, какое существует сегодня в России, можно отнести лишь к нескольким странам мира. «Не стану называть эти страны, чтобы не обидеть их”, — сказал Д.Медведев.

Данная премьер-министром оценка взаимоотношения общества с живой природой должна стать определяющей в 2013 году, в том числе без всякого приукрашивания и замалчивания этой больной проблемы. Вселяет оптимизм, что эта оценка не останется декларацией.

Вот свежая «охотничья» новость - задержание на Урале внедорожника одного из депутатов Государственной Думы (фракция ЛДПР), в котором перевозились две убитых косули и незачехленное оружие. Во фракции заявили, что, если факт браконьерства в одном из местных заказников подтвердится, депутат может лишиться мандата.

Эта новость была также на слуху среди участников заочного «круглого стола» «Биробиджанской звезды», проведенного на прошлой неделе. В обсуждении вопросов, связанных с экологической природоохранной работой, приняли участие заведующая лабораторией ИКАРПа, кандидат биологических наук Тамара Рубцова, член правления областного добровольного общества охотников, заслуженный работник охотхозяйства России Сергей Мокров, руководитель отдела госконтроля управления лесами ЕАО Игорь Майзик, мелиоратор Наум Ливант, представитель Дирекции по особо охраняемым природным территориям Юрий Панин, эколог Василий Горобейко (Росприроднадзор по ЕАО).

Т. Рубцова:

— Определение «варварское», которое дал Дмитрий Медведев нашим подходам к живой природе, ничуть не преувеличено. По роду своей деятельности я занимаюсь флорой автономии. Всего за какие-то полтора-два десятилетия буквально выродились великолепные плантации той же клюквы, голубики, брусники. Одна из главных причин вырождения - бесчисленные лесные пожары, которые, конечно же, не возникают сами по себе. Почти сто процентов всех возгораний на совести людей: не только по их недомыслию возникают очаги огня, но и по злому умыслу, что тоже не редкость. Достаточно лишь одного примера. Под ударами огненной стихии почти в безжизненное пространство превратилась в последнее время огромная Петровская падь в Смидовичском районе. Практически высохли ее великолепные водно-болотные урочища с обилием диких животных.

Или возьмем ситуацию с лимонником. Старожилы помнят, сколько его было еще не так давно на островах той же реки Биры. А сейчас надо постараться, чтобы найти хотя бы одну не выдранную с корнем или несрубленную лиану. Хоть кто-нибудь понес наказание за истребление этого чудодейственного растения? Мне, например, ничего об этом неизвестно… (Между тем лианы открыто продают на муниципальных рынках Биробиджана практически круглый год — ред.)

Н. Ливант:

— Я не охотник и не берусь оценивать состояние запасов у нас диких животных. Но вот минувшей осенью мне довелось обследовать с группой специалистов реки Биру и Биджан. От села Дубовое в Биробиджанском районе наш вертолет взял курс на село Новотроицкое Ленинского района. Так вот: на безлюдных диких просторах с обширными марями и суходолами мы насчитали с борта вертолета где-то всего четыре-пять косуль… А ведь пролетели мы почти 100 километров над урочищами, которые будто специально созданы природой для обитания копытных животных. Неужели такая численность - норма тех же косуль в наших местах? Сомневаюсь. Может, пора уже закрывать на них охоту?

С. Мокров:

— То, что у нас в последнее время поубавилось дичи, очевидно как для специалистов, так и неспециалистов. А вот насчет закрытия охоты спешить не надо. На каждый вид диких животных, тех же кабанов, изюбрей, косуль и других, устанавливаются строго обоснованные лимиты изъятия их из природной среды. Если не превышать лимитов, то численность популяции после закрытия охоты восстанавливается, да и еще с превышением. Но беда в том, что у нас велик размах незаконной охоты, а борьба с браконьерством не дает, к сожалению, должного эффекта. Браконьеры, например, оснащены гораздо лучшим транспортом - у них внедорожники, вездеходы, снегоходы… А областной охотнадзор по сравнению с ними просто в проигрыше. Совершенно бесконтрольно, к примеру, использование на незаконной охоте в зимний период скоростных снегоходов. Нужны решительные меры борьбы с этим опасным явлением.

Ю. Пашнин:

— Полвека назад в ЕАО были образованы первые особо охраняемые природные территории - заказники «Чурки», «Ульдуры», «Шухи-Поктой». Позже были созданы еще четыре заказника — «Бастак», «Забеловский», «Журавлиный» и «Дичунский», а также около 20 памятников природы. 16 лет назад заказник «Бастак» преобразован в государственный природный заповедник с этим же названием. Все эти объекты являются ценнейшими резерватами для пополнения тех же открытых охотничьих угодий дикими копытными, пушными животными, промысловыми птицами. В заказниках, не говоря уже о заповеднике, закрыты все виды охоты и рыбалки. В них особый режим посещения и самые высокие таксы за ущерб, наносимый животным, в частности, незаконной охотой. Тем не менее заказники тоже не оставляют своими «заботами» браконьеры. Пока нам удается пресекать почти все попытки незаконной охоты в заказниках.

И. Майзик:

— Больно смотреть, как из года в год нещадно вырубают древесную растительность в ближних и дальних окрестностях сел и поселков автономии, да и вокруг областного центра. Если в государственном лесном фонде налажена круглогодичная охрана ресурсов, то на землях муниципальных образований леса никем не охраняются и не защищаются от порубок. И делается это часто не от злого умысла, а от вульгарной бедности того же сельского населения. У многих сельчан просто нет денег, чтобы купить законным путем 10-15 кубометров дров для печного отопления. Вот и занимаются они самозаготовкой древесины, при этом под топоры и пилы идут не только взрослые деревья, но и подрост, кустарники. И самое тревожное то, что незаконными рубками занимаются подростки.

В. Горобейко:

— Весьма острыми являются проблемы добычи и переработки полезных ископаемых. Практически любое предприятие этой отрасли грубо нарушает российское природоохранное законодательство. Не является здесь исключением и добыча золота, в первую очередь китайскими старателями. Правда, уже с прошлого года на территории области перестали действовать золотодобытчики из КНР. А полигоны, на которых они добывали драгоценный металл (в том числе с помощью ядовитой ртути — ред.), получили такие экологические увечья, что на восстановление природы уйдет много лет. Кстати сказать, в самом Китае, во всяком случае в приграничных с нами районах, добыча россыпного золота прекращена из-за крайне высокого экологического вреда. Может быть, и нам пора, взвесив все «за» и «против», обратиться к опыту наших соседей. Ведь не секрет, что объемы добычи золота на мелких месторождениях, которые разрабатывают российские старатели, не покрывают экологического ущерба, наносимого природе.

Поднятые участниками «круглого стола» природоохранные и экологические вопросы - лишь часть по-настоящему болезненных проблем, о которых с большой озабоченностью и тревогой говорил премьер-министр. Годами не решаются, к примеру, в автономии проблемы загрязнения окружающей среды бесчисленными свалками. За исключением, может быть, одного-двух очистных сооружений, которым можно поставить удовлетворительную оценку, десятки других не выдерживают никакой критики. Нарастает и становится весьма опасной проблема своевременного сброса и утилизации ртутьсодержащих осветительных ламп и приборов. Острой остается проблема защиты лесного фонда автономии от незаконных рубок. Без надлежащего надзора остались после реформирования органов рыбоохраны местные водоемы. Вот лишь один факт разгула браконьерства на них: практически изведены на нет некогда крупные стада осенней кеты на нерестовых реках области. И это только часть природоохранных и экологических проблем, возникших при варварских подходах к природе.

Сочинение по тексту:

К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или ещё есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.

Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не: может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому. Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определённый вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик...» Автор убеждён: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.

Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока ещё не всё разрушено, не всё в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.

Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно — страшная и мучительная гибель человечества.

Проблема отношения человека к природе — одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.

Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за её первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожжённая» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять её красоту.

Текст Виктора Петровича Астафьева:

(1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета — цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».—(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! —(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)