Исторические типы стратификации. Основные типы стратификационных систем Типы стратификационных систем

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В современной социологии различают девять типов стратификационных систем: физико-генетическую , рабовладельческую , кастовую , сословную , этакратическую , социально-профессиональную , классовую , культурно-символическую , нормативную .

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным» признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств - силы, красоты, ловкости. Неравенство утверждается посредством угрозы физического насилия, закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта система господствовала в первобытной общине, но существует и сейчас в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение жизненного пространства. Эта система - продукт милитаризма различных обществ. В наши дни она поддерживается военной, спортивной и эротической пропагандой.

Рабовладельческая система основана на военно-физическом принуждении. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Рабы превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельческих систем разнообразны: античное рабство, плантационное рабство в США, работа военнопленных. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. В Индии сохранилась кастовая система : каждая каста представляет собой замкнутую, эндогамную группу. Ей отводится определенное место в общественной иерархии в соответствии с системой разделения труда. Существует четкий перечень их занятий: жреческие, воинские, земледельческие и т.п.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, обязанности четко прописаны и закреплены в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей и трудовых повинностей. Примером развитых сословных систем являются феодальные общества. Сословие – это юридическое, а не этническое, религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству. Это способствует относительной закрытости данной системы.

В этакратической системе (франц. и греч. - государственная власть) дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных сферах. Распределение ресурсов, престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях: политической, военной, хозяйственной. Иерархии могут закрепляться юридически: чиновничьи табели о рангах, военные уставы. Формальная свобода членов общества, отсутствие наследования властных позиций отличает этакратическую систему от сословий (в древности – это Китай, Индия, Египет и др.).

Социально-профессиональная система делит группы по содержанию и условиям труда. Особую роль выполняют классификационные требования: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Поддержание порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.п.). Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем. Оно есть в любом обществе с развитым разделением труда. В современной индустрии есть разрядная сетка, система аттестатов и дипломов об образовании, научные степени и звания, открывающие дорогу к более престижным рабочим местам.

Классы - это социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между ними заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. Принадлежность к классам (буржуа, пролетарии и т.п.) не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, не имеет формальных перегородок. В XXI в. наибольших высот классовая система достигла в США, в Германии, Англии и др. странах.

В культурно-символическом типе дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, возможностей получать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем научного или религиозного знания. В древности эта роль отводилась жрецам, в Средневековье - служителям церкви, в наше время - ученым, технократам, журналистам, идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. Более высокое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями других членов общества.

Нормативная система основана на неравенстве между статусами и включает в себя такие критерии, как доход, богатство, престиж. Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы могут накапливаться и превращаться в богатства. Богатство - накопленные доходы в виде наличных или овеществленных денег: движимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимое (дом, произведения искусства, сокровища) имущество. Разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Зажиточные слои имеют явные и скрытые преимущества: лучшее образование, медицину, они дольше живут, имеют доступ к власти и привилегиям. Престиж имеет социально-психологическую окраску и может иметь разное содержание в конкретных социально-исторических условиях (профессия, место в социальной иерархии) и чаще всего связан с материальным стимулированием и социальными привилегиями.

Это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу.

Первый тип социальной стратификации - деление общества на касты. Кастовая система - закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.

Второй тип социальной стратификации - сословный - тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы. Культура Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

  • - классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;
  • - классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;
  • - классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;
  • - классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий - неравенство между условиями и оплатой труда - действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;
  • - социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.

По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним. Соотношение силовых и мирных методов разрешения конфликтов М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв, в частности, бедных, зажиточных, богатых (соц. понятие).

Социальная стратификация - подразумевает воспринимаемые иерархии, в которых потребители оценивают друг друга как обладателей более высокого или низкого статуса (эконом. понятие). Индивиды, достигшие высокого статуса на работе или в учебной группе, имеют заработанный статус. Люди, которым посчастливилось родиться в состоятельной семье или с красивой внешностью, имеют приписываемый статус.

Существует четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. Доход измеряется в рублях или в долларах, которые получает отдельный индивид в течение определённого периода времени. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Власть - возможность навязывать свою волю или решение другим людям независимо от их желания. Решения президента России распространяются на 150 млн. человек, а решения бригадира - на 7-10 человек. Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт (социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырём шкалам стратификации) в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Система каст гораздо более жесткая. Между различными кастами допускается лишь относительно контролируемое взаимодействие, а мобильность между группами очень ограничена. Касты основаны на наследовании детьми положения родителей и, особенно в Индии, на религии. Сословия - социальная группа, обладающая передаваемыми по наследству правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или юридическим законом. Система сословий базируется на власти и альянсах. В прошлые века эту роль выполняло могущество лордов и защита от внешних посягательств, которую обеспечивали их воины. Основой власти, статуса и определения земельного надела зачастую служила сила. В современном обществе такая система неравенства выражается в неодинаковом отношении к

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Радаев В. В. предлагает девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно: физико-генетическая; социально-профессиональная; рабовладельческая; классовая; кастовая; культурно-символическая; сословная; культурно-нормативная, этакратическая.

В основе первого типа -- физико-генетической стратификационной системы -- лежит дифференциация социальных групп по "естественным", социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств -- силы, красоты, ловкости. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства. Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, -- во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой. символический благо вознаграждение материальный

Вторая стратификационная система -- рабовладельческая -- также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен "Русской правды", это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.

Третий тип стратификационной системы -- кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. Классическим примером общества с господством кастовой системы но праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится в клановом строе среднеазиатских государств.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие -- "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого -- "государственная власть"). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. В древности ярким образцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенные, впрочем, отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых социалистических обществах.

Далее следует шестая, социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли -- обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам

Седьмой тип представлен наиболее популярной классовой системой. Классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам -- буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. -- не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус).

Осталось рассмотреть еще две стратификационные системы. Одну из них можно условно назвать культурно-символической. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье -- служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время -- ученым, технократам и партийным идеологам.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) -- все это ложится в основу социального деления.

Основные черты стратификационных систем.

Тип системы

  • · Основа дифференциации
  • · Способ детерминации различий
  • · Физико-генетическая
  • · Пол, возраст, физические данные
  • · Физическое принуждение, обычай
  • · Рабовладельческая
  • · Права гражданства и собственности
  • · Военное принуждение, кабальное право
  • · Кастовая
  • · Религиозное и этническое разделение труда
  • · Религиозный ритуал, этническая замкнутость
  • · Сословная
  • · Обязанности перед государством
  • · Правовое оформление
  • · Этакратическая
  • · Ранги во властной иерархии
  • · Военно-политическое господство
  • · Социально-профессиональная
  • · Род занятий и квалификация
  • · Образовательные сертификаты
  • · Классовая
  • · Размеры доходов и собственности
  • · Рыночный обмен
  • · Культурно-символическая
  • · Сакральное знание
  • · Религиозное, научное и идеологическое манипулирование
  • · Культурно-нормативная
  • · Нормы поведения, стили жизни
  • · Моральное регулирование, подражание

В реальности стратификационные тины переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

Первой системой социальной стратификации является рабство , возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное , при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое , при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй . Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшуюпозицию.

31.Исторические типы стратификации: сословия, кланы, классы .

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое сословие и второе сословие) ко второй - ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы :

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

32.Проблемы стратификации в современном российском обществе.

Бернард Барбер, исходя из того, что индивиды зани­мают разное положение в социальных системах, обладаю­щее некоторой степенью иерархии, выделял две основные фигуры - пирамиду и ромб. Но если для Запада в настоящее время характерна ромбовидная фигура, то для России, в противополож­ность этому, - пирамидная фигура (бедные большой слой, маленькая середина и чуть –элита). Изменения, начавшиеся в России с 90-х годов, приве­ли к резкому размежеванию населения по имущественно­му признаку, образовалась биполярная стратификацион­ная структура. Проведя довольно обширное изучение современного положения дел в России, ученые пришли к выводу, что «социальная структура российского общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма, для которого характерна аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации (от немец – лохмотья) трудящихся, криминализация общественных отношений. В формирова­нии социальной структуры общества все большее значе­ние приобретают субъективные статусные, идеолого-политические, социально-психологические, социально-духовные признаки. Особую значимость в условиях нару­шения динамического равновесия общества обретают ассоциальные группы населения»

33.Социальная мобильность: сущность, причины, механизмы, классификация .

Согласно определению П.Сорокина, «… под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность , представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Как вариант соц мобильности - внутрипоколенная и межпоколенная.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни.

2. Развитие типичного статусного поведения.

3. Изменение социального окружения.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя.

Касты (от португ. casta - род, поколение, происхождение) - закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются.

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

дворянство - привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

духовенство - служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

купечество - торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

крестьянство - сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

мещанство - городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis - разряд) - большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов - угнетенное или угнетаемое:

в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;

в феодальном обществе - феодалы и зависимые крестьяне;

в капиталистическом обществе - капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);

в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле - как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и

нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс - это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

К деклассированным элементам относятся люмпены - бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы - те, которые лишились своих соии&пьных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, напри мер бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

4)Одним из создателей современной теории стратификации является П.А. Сорокин. Он вводит понятие социальное пространство как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства - стратификационный. Социальное пространство является трёхмерным каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критриев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат. Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.