Структура и основные этапы творческой деятельности. Основные этапы развития творческой деятельности ребенка - дошкольника Составление и реализация плана решения задачи

Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

Первый этап: Поиск задач . Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу.

Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи - не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

Четвертый этап: Создание идей . Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются.

Страница 35 из 42

Этапы и механизмы творческой деятельности.

Многие представители творческих профессий - ученые, изоб­ретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходитвнезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

Замысел, рождение догадки;

Генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления;

Критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека.

В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество - постановка и доказательство гипотезы).

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел - образ цели и путей ее достижения).

Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество - создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество - воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств). К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).

Рассмотрим каждый этап с точки зрения объема эвристической деятельности.

Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в ее формулировке, постановке и осознать ее как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

Второй этап требует максимальной эвристической деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.

На четвертом этапе объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.

Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральным механизмом творчества является генерация гипотез и их опытная проверка. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или формулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.

Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является экотраполяционной формой знания и, тем самым, результатом эвристической деятельности, которая позволяет выходить за рамки логического познания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. Именно об этом случае говорят, что открытие совершает часто тот, кто не знает, что оно не сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика по существу представляет ряд указаний, как правильно говорить а для других - как придавать надлежащий смысл высказанным положениям. Во всей цепи логических операций мы вовсе не имеем дела с образованием новых истин.

В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса- результат - на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы.

Для детализации эвристической и различных других видов деятельности рассмотрим структуру мыслительных процессов решения творческих задач.

Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающим видом деятельности.

Структурные элементы мыслительных процессов

Структурные связи и преобладающий вид деятельности

Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:

1. Творческий процесс - многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.

2. Структурные элементы творчества, в которых присутствует хотя бы частично эвристическая деятельность, характеризуются большим числом входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.

3. Протекание процесса решения творческих задач возможно только при наличии всех элементов структуры. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого структурного элемента не должен отличаться более чем на величину интервала колебания его изменений в обычных условиях.

художественный творчество ребенок педагог

Во втором параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть основные этапы развития творческой деятельности ребенка - дошкольника.

Болотина Л.Р. предлагает в творческой деятельности ребенка выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь может быть детализирован.

  • 1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения, рассказа, рисунок, танца могут быть определены самим ребенком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30%-40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года при условии систематических занятий с детьми у 70-80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается с одной стороны в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел малыш далеко не всегда может соотнести задуманное своими изобразительными возможностями. А поэтому взяв в руки карандаш или кисть, и поняв свое неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
  • 2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названный воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение создаются по замыслу детей, когда даются лишь направления выбора темы, содержание изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки и аппликации.
  • 3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям вполне осмыслить результат своей деятельности. По окончанию занятий все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. При тактичном направляющем внимании детей действия педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по - разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучно, а потому не поучительной для детей этап создания изображения .

Развернутый анализ детских работ необязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для елки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на елку и отметить что все игрушки хорошо смотрятся. А если дети украшали платье для куклы то их лучше развесить в магазине, чтобы кукла или несколько кукол могли выбрать понравившиеся.

Рассмотрим, на примере детского взросления, как же развивается творчество.

Для малышей творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображенных им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнение изображения какими - то деталями, например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику - веревочку и т.п.

Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок рядом (по своей инициативе) рисует желтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые лини: «Птичка поет, - объясняет он, - это ее голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. В старших группах они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство, с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое .

Важным стимулом развития детского творчества - положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, претворении его деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности - образной реализации и впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей характерно наличие замысла.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр не редко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материалы из сказок, рассказов, из жизни.

Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности .

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. Характерная черта изобразительного художественного творчества - создание выразительных изображений. Красота и выразительность изображения зависит от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форм предмета.

Изображение детьми предметов и явлений в действительности это вместе с тем и отношение к этим предметам и явлениям.

Однако не только интерес к созданию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет, и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на 4-ом году жизни .

Итак, совершенно очевидно, что, осуществляя работу по развитию детского творчества необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (и чем старше дети, тем больше их надо активизировать): выслушать их мнения, советоваться с ними. Важно ставить детей в позицию непослушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и ее осуществления.

В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество - постановка и доказательство гипотезы).

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел - образ цели и путей ее достижения).

Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество - создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество - воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств). К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).

Рассмотрим каждый этап с точки зрения объема эвристической деятельности.

Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в ее формулировке, постановке и осознать ее как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

Второй этап требует максимальной эвристической деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.

На четвертом этапе объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.

Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральным механизмом творчества является генерация гипотез и их опытная проверка. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или фор­мулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.



Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является экотраполяционной формой знания и, тем самым, результатом эвристической деятельности, которая позволяет выходить за рамки логического познания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. Именно об этом случае говорят, что открытие совершает часто тот, кто не знает, что оно не сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика по существу представляет ряд указаний, как правильно говорить а для других - как придавать надлежащий смысл высказанным положениям. Во всей цепи логических операций мы вовсе не имеем дела с образованием новых истин

В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса: результат - на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы



Для детализации эвристической и различных других видов деятельности рассмотрим структуру мыслительных процессов решения творческих задач

Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающим видом деятельности

Структурные элементы мыслительных процессов при решении творческих задач

Структурные связи и преобладающий вид деятельности

Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:

Творческий процесс - многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.

Структурные элементы творчества, в которых присутствует хотя бы частично эвристическая деятельность, характеризуются большим числом входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.

Протекание процесса решения творческих задач возможно только при наличии всех элементов структуры. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого структурного элемента не должен отличаться более чем на величину интервала колебания его изменений в обычных условиях.


Составление и реализация плана решения задачи

Главным вопросом решения задачи всегда является план, т.е. схема этапов деятельности. План решения задачи - это построение упорядоченной последовательности этапов решения на основе эвристических стратегий, операций, правдоподобных рассуждений и логики. В общем случае составление плана начинается с нахождения эвристической стратегии. Решение - это цель, к которой невозможно прийти сразу, и поэтому необходимо составить правдоподобный план как систему возможных действий для достижения цели. На основе имеющегося опыта цель способна подсказывать средства для ее достижения. При этом может выстраиваться цепочка рассуждений такого вида: нам нужно получить А, это можно сделать с помощью В, но В можно получить, если бы мы имели С, и т.д. Такую цепочку возможно представить так: А если В; В если С; С если D; D если Е.

Если последнее условие Е содержится в данных задачи, то цепочка прерывается. Число ее звеньев в общем случае будет n, а число объектов n‘+1. В простейших задачах цепочка выстраивается как очевидная последовательность логически связанных рассуждений, где любой переход определен однозначно. В нестандартных, новых задачах переходы представляют проблему выбора, для решения которой проводятся эвристические рассуждения. Построение цепочки задач на основе этих рассуждений представляет собой действия по составлению плана. Действуя от Е к D, от D к С и т.д., мы будем реализовывать план, так как Е находится в условии задачи, т.е. в нашем распоряжении. В поисках плана решения мы не должны бояться эвристических рассуждений. Но эту точку зрения мы обязаны изменить, переходя к осуществлению плана; теперь мы должны применять лишь убедительные строгие доводы. Чем тщательнее проверяем мы наши шаги, осуществляя план, тем свободнее мы можем применять эвристические рассуждения при его создании.

Составление и будущая реализация плана идут в противоположных направлениях. Если движение к цели А рассматривать как прямое направление, то при составлении плана мы продвигаемся в обратном направлении. Такую стратегию решения задач называют составлением плана в обратном направлении или продвижением от конца к началу. Исторически сложилось, что такой план называют план решения задачи как анализ. Если же мы продвигаемся в противоположном направлении от Е к А, то такую стратегию называют составлением плана в прямом направлении, или продвижением от начала к концу. Эту стратегию выражает план решения задачи как синтез. Таким образом, эвристический поиск решения проводится на основе анализа. Если же последовательность действий для достижения цели известна решающему задачу, то он сразу составляет план в прямом направлении на основе синтеза. Такой подход к решению реализуется при системе алгоритмических действий.

Рассмотрим наиболее характерные черты и методы реализации анализа и синтеза в практике их применения. Анализ (греч.- разложение, расчленение, разбор) - метод научного исследования и форма мышления, состоящая в том, что изучаемый объект мысленно или фактически расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется самостоятельно, для того, чтобы исследованные в ходе анализа элементы соединить с помощью синтеза (греч.-соединение, сочетание) в целое, обогащенное новыми знаниями об исходном объекте. В ходе анализа-синтеза из–чаются как свойства, так и причинно-следственная связь, при этом анализ это переход от следствия к причине, а синтез - от причины к следствию. Неоднозначность применения анализа, а следовательно, и его эвристичность в том, что при неудачном расчленении объекта нарушаются его существенные структурные связи, что может затруднить дальнейшее его исследование. Например, изучение любого неэлементарного механизма (допустим, двигателя внутреннего сгорания) происходит в одновременной реализации анализа-синтеза. Анализируя, изучают его части и функции, выполняемые каждой из них. Синтезируя, изучают двигатель и его функционирование в целом.

В практическом понимании анализ есть изобретение, а синтез - исполнение. На основе анализа-синтеза возможна и эвристическая стратегия двух направлений, т.е. стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения. Доля каждой из них зависит от трудности задачи, опыта решающего и других субъективных факторов. Наибольшую психологическую трудность представляет первый тип стратегии, так как требует удаления от цели (чем дальше цель, тем меньше она направляет действия). Но это наиболее естественная стратегия - продвигаться в направлении от неизвестных к данным в фазе составления плана и в прямом направлении при его реализации. Второй тип стратегии не представляет психологической трудности, так как основан на том, что решающий задачу при составлении плана использует известные ему идеи и действия. Выбор такого типа стратегии основан на том, что предъявленная задача носит для него репродуктивный характер.

Применение любой из рассмотренных стратегий одинаково может закончиться как удачным планом, так и неудачей. Продвигаясь от конца к началу, мы можем прийти к вспомогательным целям (задачам), которые не в состоянии решить. Продвигаясь от начала к концу, мы можем находить из данных все новые и новые элементы, которые могут оказаться бесполезными, так как не позволяют получить из них неизвестное. В общем случае ни одной из рассмотренных стратегий нельзя отдать предпочтение. Жесткого и однозначного правила здесь быть не может. Это обусловлено прежде всего тем, что не следует связывать себя при составлении плана. Хорошо составленный план должен обладать определенной гибкостью, приспособляемостью к непредвиденным затруднениям. В некоторых случаях необходимо исследовать основания для того, чтобы сделать выбор какой-либо стратегии, хотя иногда трудно его аргументировать. В “классической” ситуации считается предпочтительнее действовать по первому типу стратегии.

Часто трудно сформулировать окончательный план, в котором нет разрывов. Мы не находим некоторые идеи, чтобы ликвидировать разрыв, однако приступаем к реализации плана в надежде, что появится какая-нибудь новая идея и с ее помощью разрыв ликвидируется. Таким образом, приступить к реализации плана можно и без полной его готовности, т.е. дорабатывать его в процессе реализации, тем самым выполняя действия и по составлению плана, и по его реализации одновременно, что может способствовать появлению новых идей. Если же мы убеждены, что предусмотренные шаги обдуманы и обеспечат достижение цели, то план можно назвать программой действий и методом решения задачи. Составление плана - это ликвидация разрыва между неизвестными и данными, причем сближение может происходить в простейших случаях в один-два шага, в одно-два действия. В общем случае для сближения требуются несколько шагов. Даже ошибочный план служит для достижения цели. При его составлении обучаемый должен “разбудить”, мобилизовать и организовать свой потенциальный опыт. Напряженно работая пусть и с ошибочным планом, решающий задачу может найти подходящую идею, которая в противном случае оказалась бы скрытой. Так плохой план часто оказывается полезным, поскольку может привести к лучшему плану.