Связь мира мёртвых с миром живых. Жизнь после смерти существует! Звонок из "царства мертвых"

О Смерти

1. В.: Что такое мир Мёртвых?

О.: Смерть – одна из сил Бытия, которая неразрывно связана с Жизнью и непрерывно её сопровождает. Поэтому вопрос о Смерти и о том, что происходит с человеком после покидания им своего физического тела, всегда волновал и продолжает оставаться животрепещущим для людей. На вопрос: «Есть ли жизнь после смерти физического тела?», - религия отвечает – да, наука – нет, в лучшем случае – может быть. Какая она эта жизнь после смерти физического тела, т.е. что ожидает человека в загробном мире, разные религии отвечают по-разному. Наиболее полно путешествия человека после покидания им физического тела описаны в даосизме, буддизме и индуизме. В этих религиях реализован принцип посмертного воздаяния за праведную или неправедную жизнь в физическом мире. Если человек вёл праведную жизнь, то ему уготовано место на Небесах в райских кущах. Если человек вёл неправедную жизнь, то ему придётся пройти один из кругов ада, чтобы очиститься от набранной скверны, перед очередным воплощением в физическом мире. Воплощение, однако, будет и у праведников, и у грешников. Единственное отличие, это в каком физическом теле и в каких условиях. Чтобы выйти из череды воплощений, необходимо следовать определённым правилам. И тогда есть возможность раствориться в нирване, достигая своего конечного счастья. В христианстве и исламе нет череды воплощений. Вернее есть, но только два. Первое – когда человек родился в физическом мире, а второе – на страшном суде, когда Бог осуществил каждому из людей воздаяние по его заслугам. Праведники получают Рай и вечную жизнь в нём. Грешники же получают Ад и вечные мучения в нём. До страшного суда люди находятся в состоянии ожидания без физических тел.

Когда мы говорим о мире Мёртвых, то имеем в виду кое-что другое. А именно ту часть эгрегора человечества, которая построена Личностями и Эго людей, утратившими свои физические тела. Эгрегор человечества можно представить геометрически в виде двух пирамид на поверхности Земли, соединённых основаниями. Одна пирамида смотрит своей вершиной в Небо и является частью эгрегора, которая построена Личностями и Эго людей, имеющих физическое тело. Эту часть эгрегора человечества можно назвать эгрегором Мира живых. Вторая пирамида, вершина которой направлена к центру Земли и которая расположена под поверхностью Земли, и есть Мир мёртвых.

Особенностью Мира мёртвых является то, что он существует лишь благодаря своей тесной связи с эгрегором Мира живых, т.е. Мир мёртвых «висит» на людях, имеющих физические тела, и питается их жизненной силой. Мир мёртвых существует незаконно. Если бы у людей не было Личностей и Эго, то Мир мёртвых не смог бы существовать.

У людей происходила законная эволюция Сознания, высшей ступенью которой на Земле является эволюция физического тела. Однако Личности и Эго, сделав людей биороботами, вовлекли человечество в процесс деградации, которая наиболее ярко проявляется в инволюции Сознания людей и разрушении их Нравственности. Мир мёртвых играет в этом процессе одну из ведущих ролей. Ему нужна для существования жизненная сила физических тел людей. И для её получения Мир мёртвых изобрёл множество способов:

1. убойное питание, при котором люди несколько раз в день закрепляют и расширяют свою связь с Миром мёртвых;

2. уничтожение физических тел людей за счёт войн, экономическими, социальными и политическими методами и способами;

3. поклонение мёртвым богам, мощам, авторитетам и т.д.;

4. удержание людей в эгоистических состояниях.

Самым ужасным для Мира мёртвых является развитие и совершенствование людей, обладающих физическими телами, т.к. оно ведёт к аннигиляции Личностей и Эго. Это прямой путь к освобождению человечества от Мира мёртвых путём его уничтожения. Поэтому главнейшая задача Мира мёртвых – не допустить людей до развития и совершенствования, не дать им аннигилировать матрицу эгоистических состояний, не позволить восстановить человеческую Нравственность и не допустить возобновления эволюции Сознания. Глядя на людей достаточно легко понять - кто не развивается и не совершенствуется – тот и является зомби Мира мёртвых.

2. В.: Какое влияние на нас оказывают наши прошлые жизни?

О.: Говоря о прошлых жизнях, следует помнить, что нашей главной заботой была и остаётся наша теперешняя жизнь. Всё, к чему мы имеем отношение, заключено в ней. Поиски откровений о прошлых жизнях лишь из любопытства являются в лучшем случае поблажкой самому себе, а в худшем ‒ признаком неполноценности.

О.: Большая часть ситуаций этой жизни имеет корни в прошлых воплощениях. Но совершенно не важно, кем ты был в прошлом. Главное, кем ты являешься сейчас с точки зрения Нравственности. По-большому счёту человек не контролирует толком ничего, в том числе и своё физическое тело. Единственное, что целиком зависит от человека - это его поведение. И самым главным для человека является способность оставаться человеческим существом в любой ситуации.

3. В.: Если у мужа мать умерла, связь остаётся?

О.: Конечно, остаётся, более того, закрепляется Миром Мёртвых. А Вы думаете, мёртвые не существуют? Когда начали хоронить умерших в Землю, тем самым привязали людей к Миру Мёртвых и эти связи существуют и активно влияют на жизнь живых людей. Чтобы эти связи не тянули в Мир Мёртвых, необходимо нейтрализовывать их энергиями Любви. Только Божественная Любовь способна усиливать Жизнь и преобразовывать Мир Мёртвых.

4. В.: Как относиться к старым бабушкам, их бывает так жалко?

О.: Адекватно. Надо помнить, что старушки близки к Миру мёртвых. Через жалость, проявляющуюся к старушкам, активно съедается жизненная сила жалеющего. Если бы у бабушек исчез избыток эгоистической энергии, то они стали бы здоровее, моложе и женственнее, т.е. из их тел ушла бы энергия, которая сделала их старыми. Зато увеличился бы приток чистой женской силы. Для гармоничного взаимодействия с бабушками нужно иметь открытое Сердце и трезвую голову.

5. В.: Есть ли связь у Личности с миром Мёртвых?

О.: Личность тесно связана с миром Мёртвых. Мёртвые через неё получают дармовое питание для себя. Им выгодно иметь таких зомбированных коров, которые, поклоняясь миру Мёртвых, добровольно отдают свою силу.

6. В.: Куда девается сознание умерших предков?

О.: Проявляется в новом воплощении в физическом мире.

7. В.: Может ли человек быть бессмертным, т.е. может ли быть бессмертие в физическом теле? Или мы всё-таки должны стремиться к тому, чтобы попасть в рай после смерти?

О.: Если Божественный Дух Бессмертен, а физическое тело создано из эманаций Божественного Духа, то и физическое тело должно быть бессмертно. Значит, чтобы сделать физическое тело бессмертным, нужно его выстраивать по образу и подобию Бессмертного Вселенского Духа . Усилению связи с Божественным Духом сопутствует появление и развитие новых качеств и свойств в физическом теле; резкое уменьшение эгоистических, нечеловеческих тенденций; постепенное одухотворение физического тела и проекция его Божественных состояний на окружающий мир. Задача человека - сделать Рай из данного ему Богом Мира, а не уйти после смерти в лучшее место, оставив после себя помойку. Кстати, ещё нужно разобраться, в какой "рай" уходят после смерти души потребителей, если они, эти души, у потребтелей есть?

8. В.: Что делается с человеком после физической смерти?

О.: Результат зависит от образа бытия. Тот, кто не развивался и не совершенствовался подлежит принудительной очистке и оздоровлению. Он должен быть готов прорабатывать своё эгоистическое поведение в следующем воплощении, если у него, конечно же, ещё осталась хоть какая-то часть сознания. У кого же сознания не осталось – того ждёт Прах. Кто сознательно развивался и совершенствовался, тот продолжит это делать и далее под руководством Бога.

9. В.: Можно ли жалеть умершего?

О.: Надо понимать, что Смерть - это Воля Бога. Жалеть - значит не принимать Волю Бога, противодействовать ей, ухудшая состояние живущих и самого умершего.

10. В.: Какие законы действуют в мире Мёртвых?

О.: В мире Мёртвых, о котором мы говорим, действует потребительство живых до тех пор, пока живые это позволяют делать.

11. В.: Я ощущаю, что уже стара для развития, как быть?

О.: Ничто в мире не фиксировано, и всё возможно. Современные психологи попытались определить ту возрастную ступень, достигнув которой человек перестаёт развиваться. Предел не был найден. Поэтому позвольте своей жизни развернуться и стать такой, какой она сама захочет.

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась.

В этой статье мы не будем приводить реальные случаи из практики врачей реаниматологов и рассказы тех, кто сам перенес клиническую смерть, поскольку массу таких описаний можно найти в таких книгах как:

  • «Ближе к свету» (
  • Жизнь после жизни (
  • «Воспоминания о смерти» (
  • «Жизнь при смерти» (
  • «За порогом смерти» (

Целью данного материала является классификация того что видели люди побывавшие в загробном мире и изложение рассказанного ими в понятной форме в качестве доказательства существования жизни после смерти.

Что происходит после смерти человека

«Он умирает» – это зачастую первое, что слышит человек в момент клинической смерти . Что же происходит после смерти человека? Сначала пациент чувствует, что он выходит из тела и секунду спустя он смотрит на себя сверху вниз паря под потолком.

В этот момент человек впервые видит себя со стороны и испытывает огромный шок. В панике старается привлечь к себе внимание, закричать, дотронуться до врача, передвинуть предметы, но как правила все его попытки тщетны. Его никто не видит и не слышит.

Спустя некоторое время человек осознает, что все его чувства остались функциональными, не смотря на то, что его физическое тело мертвое. Более того пациент испытывает неописуемую легкость которую ранее он никогда не испытывал. Это ощущение настолько прекрасно, что умирающему уже не хочется возвращаться обратно в тело.

Некоторые после вышеописанного возвращаются в тело, и на этом их экскурс в загробную жизнь заканчивается, кому-то напротив удается попасть в некий тоннель, в конце которого виден свет. Пройдя своего рода врата, они видят мир большой красоты.

Кого-то встречают родные и друзья, некоторые встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Кто-то уверен, что это Иисус Христос, кто-то утверждает, что это ангел хранитель. Но все согласны с тем, что он полон добра и сострадания.

Конечно, далеко не всем удается полюбоваться красотой и насладиться блаженством загробной жизни . Отдельные люди рассказывают, что они попадали в мрачные места и, вернувшись, описывают увиденных ими отвратительных и жестоких существ.

Мытарства

Вернувшиеся с «того света» часто рассказывают, что в какой-то момент они увидели всю свою жизнь как на ладони. Каждый их поступок, казалось бы, случайно брошенная фраза и даже мысли проносились перед ними как наяву. В этот момент человек пересматривал всю свою жизнь.

В этот момент не было таких понятий как социальный статус, лицемерие, самолюбие. Все маски бренного мира были сброшены и человек представал на суд словно голым. Он не мог скрыть нечего. Каждый его плохой поступок отображался в мельчайших подробностях и было показано, как он подействовал на окружающих и тех, кому таким поведением была причинена боль и страдания.



В это время все достигнутые в жизни преимущества - социальное и экономическое положение, дипломы, титулы и т.д. - теряют свое значение. Единственно, что подлежит оценке, это моральная сторона поступков. В этот момент человек осознает, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, имеет последствия.

Для злых и жестоких людей – это поистине будет началом невыносимых внутренних мучений, так наз, от которых никуда невозможно деться. Сознание сделанного зла, искалеченной своей и чужой души, становиться для таких людей подобно «огню неугасимому» из которого нет выхода. Именно такой суд над поступками именуется в христианской религии как мытарства.

Загробный мир

Перейдя за черту человек, несмотря на то, что все органы чувств остаются прежними, совершенно по-новому начинает ощущать все окружающее. Его ощущения будто начинают работать на все сто процентов. Гамма чувств и переживаний настолько велика, что вернувшиеся просто не могут словами объяснить всего того, что довилось им там почувствовать.

Из более земного и привычного нам по восприятию это время и расстояние, которое, по словам побывавших в загробном мире течет там абсолютно иначе.

Люди, пережившие клиническую смерть, часто затрудняются ответить, сколько длилось их посмертное состояние. Несколько минут, или несколько тысяч лет, для них это не составляло никакой разницы.

Что же касалось расстояния, так оно и вовсе отсутствовало. Человек мог перенестись в любую точку, на любое расстояние лишь только подумав об этом, то есть силой мысли!



Удивительным моментом является и то, что не все из реанимированных описывают места похожие на рай и ад. Описания мест отдельных индивидов просто потрясают воображения. Они уверены, что были на других планетах или в других измерениях и это похоже на правду.

Посудите сами словоформы вроде холмистые луга; яркая зелень такого цвета, какого на земле не бывает; поля, залитые чудесным золотым светом; города неописуемые словами; животные каких больше нигде не встретишь – все это не относиться к описаниям ада и рая. Люди побывавшие там не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления.

Как выглядит душа

В каком облике предстают умершие перед другими и как они выглядят в своих глазах? Такой вопрос интересует многих и к счастью те, кто побывал за гранью дали нам ответ.

Те, кто осознавал свой выход из тела, рассказывают, что поначалу им было нелегко себя узнать. В первую очередь пропадает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики – молодыми.



Тело тоже преображается. Если человек при жизни имел какие-либо повреждения или увечья, то после смерти они исчезают. Появляются ампутированные конечности, возвращается слух и зрение, если оно отсутствовало ранее у физического тела.

Встречи после смерти

Те, кто побывал по ту сторону «завесы» часто рассказывают, что встречались там со своими умершими родственниками, друзьями и знакомыми. Чаще всего люди видят тех, с кем были близки при жизни или состояли в родстве.

Такие видения нельзя считать правилом, скорее это исключения которые происходят не очень часто. Обычно такие встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кто должен вернуться на землю и изменить свою жизнь.



Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие».

Общение душ

Многие реанимированные люди утверждают, что там с ними общалось нечто или некто. Когда же их просят рассказать, о чем шел разговор, они затрудняются ответить. Происходит это по причине неизвестного им языка, а точнее нечленораздельной речи.

Долгое время врачи не могли объяснить, почему люди не помнят или не могут передать услышанное и считали это всего лишь галлюцинациями, но со временем некоторые вернувшиеся все же смогли пояснить механизм общения.

Выяснилось, что там люди общаются мысленно! Следовательно, если в том мире все мысли «слышны», то нам нужно научиться здесь контролировать свои мысли, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали.

Перейти рубеж

Практически каждый, кто испытал загробную жизнь и помнит о ней, рассказывает о некоем барьере, который разделяет мир живых и мертвых. Перейдя на другую сторону, человек никогда не сможет вернуться к жизни и каждая душа это знает хоть ей об этом и никто не сообщал.

Эта граница для каждого своя. Одни видят забор или решетку на границе поля, другие берег озера или моря, а третьи как ворота, поток или облако. Разница в описаниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого.



Прочитав все вышеописанное, только закоренелый скептик и материалист может сказать, что загробная жизнь это вымысел. Многие врачи и ученые долгое время отрицали не только существования ада и рая, но и вовсе исключали возможность существования загробной жизни.

Показания очевидцев испытавших это состояния на себе загнали в тупик все научные теории отрицавшие жизнь после смерти . Конечно сегодня есть ряд ученых которые до сих пор считают все показания реанимированных галлюцинациями, но такому человеку не помогут никакие доказательства пока он сам не начнет путешествие в вечность.

Большинство людей, достигнув определенного возраста, начинают задумываться над вопросами, существует ли загробная жизнь, как живут наши умершие. Большинство религий проповедуют мир иной, где человек избавлен от всех бед и забот, но для того чтобы получить место в Эдеме, необходимо заслужить его благочестивым поведением в земной жизни. После того как в последние десятилетия атеизм стал сдавать свои позиции, ученые нетрадиционных направлений доказали, что загробная жизнь существует. Что происходит по ту сторону видимости и что дало основание для таких заключений?

Существует ли загробная жизнь: доказательства

Многие провидцы (Вангелия Гуштеровп – Ванга, Григорий Распутин - Новых, танзанийский мальчик шейх Шарифу) не сомневались в существовании потустороннего мира и в том, что для каждого человека там отведено свое место. Прямыми доказательства посмертного существования реальных, исторических личностей (в основном Девы Марии) можно считать Фатимские Чудеса (1915-1917 годы) и Лурдские исцеления . Некоторые ученые, придерживающие атеистического мировоззрения, на вопрос, существует ли загробная жизнь, доказательства которой в большинстве случаев носят косвенный характер, отвечают утвердительно.

Академик-нейрофизиолог Н.П. Бехтерева , сама профессия которой не приемлет никакого мистицизма, в своих автобиографических воспоминаниях рассказывает о том, что ей неоднократно являлся призрак покойного мужа. При этом супруг, также работавший в области медицинской физиологии, советовался с ней о нерешенных во время жизни проблемах. Если первоначально ночные встречи с призраком вызывали у женщины озабоченность, то после появления его в дневное время всякие опасения исчезли. Наталья Петровна ни капли не сомневалась в реальности происходящего.

Известный американский провидец Эдгар Кейси , вводя себя в сомнамбулическое состояние, сделал около 25 тысяч предсказаний, в одном из которых с точностью до часа указал время своей смерти. При диагностировании заболеваний Э. Кейси достиг точности 80% – 100%. Он был глубоко уверен о своей реинкарнации и повторном появлении на свет в другом образе.

Некоторые исследователи, основываясь на реальных событиях, явлениях и феноменах, читают непреложным фактом то, что ученые доказали, что загробная жизнь существует. Однако контакт с потусторонним миром возможен только у отдельных лиц – «проводников»: индивидов, находящихся в стрессовом или пограничном состоянии, или людей, обладающих экстрасенсорными способностями.

Последними доказательствами существования загробной жизни можно считать поиски жительницы Новосибирска М.Л. Бабушкиной могилы своего отца, погибшего вовремя Великой Отечественной Войны. Его захоронение Мария Лазаревна нашла в составе группы «Поиск». При этом, по утверждению участников экспедиции, она с поразительной точностью указала место упокоения. В интервью телевидению М.Л. Бабушкина достаточно убедительно объяснила корреспондентам, что к могиле отца поисковиков вел его голос, и он же указал с точностью до метра место нахождения останков фронтовика.

О подобных случаях неоднократно сообщали участники поисковых экспедиций из Новгорода . По их сообщениям, души неуспокоенных должным образом фронтовиков выходят на поисковиков-одиночек и сообщают координаты захоронения. Наибольшее количество контактов с представителями загробного мира отмечено в одном их урочищ Мясного Бора (Долина Смерти) , где в 1942 году была окружена фашистами 2 ударная армия, большинство солдат и офицеров погибло при попытке прорвать окружение.

Видения потустороннего мира

  • Галина Лагода из Калининграда во время клинической смерти, находясь на операционном столе, встретилась с незнакомцем в белом одеянии, который сказал, что она не выполнила свою земную миссию, а для его завершения передал умершей дар предвидения.
  • Юрий Бурков после остановки сердца не терял связи с внешним миром, а после возвращения к жизни первым делом поинтересовался у жены, нашла ли она потерянные ключи, о чем находящаяся в панике женщина никому не рассказывала. Он же через несколько лет, находясь с женой у постели больного сына, которому врачи поставили смертельный диагноз, предрек, что сын сейчас не умрет и ему дарован год жизни – предсказание сбылось с абсолютной точностью.
  • Анна Р. во время клинической смерти наблюдала ослепительно яркий свет и коридор, ведущий в бесконечность, войти в который умершей не дали успешно проведенные реанимационные процедуры.

Святых, пророков и мучеников, которые с достаточной точностью предсказывают не только глобальные мировые события, но и будущее конкретного лица, можно говорить как о реальных фактах. Это дает основание полагать, что загробная жизнь существует, как живут в ней наши умершие, населяющим материальный мир остается неизвестно. Эти знания находятся за пределами понимания человека, и напоминают о потустороннем мире только единичные случаи.

У каждого человека свои представления о мире мертвых. Для кого-то это греческий бог подземного мира Аид и река забвения Лета с историей про Орфея и Эвридику, для кого-то деревенские страшилки про покойников, которые подстерегают на кладбище, а потом забирают жизнь, а для кого-то – религиозные концепции о рае и аде.

Я спросила у сил, с которыми работаю, где именно находится этот мир мертвых, по какой причине я могу связываться с духами умерших, откуда берется информация – причем очень подробная – о том, как жил, как выглядел, от чего умер, чем болел, что хочет (или не хочет) сказать потомкам и тд. Мы не можем отрицать, что есть сны, когда умершие родственники приходят к нам, что иногда мы чувствуем их присутствие, мы говорим с ними. Есть странные дома, в которых раздаются странные и пугающие звуки по ночам, а потом выясняется, что здесь неупокоенная душа, которая беспокоит живых. Где они находятся, эти мертвые души?

Вот что мне рассказали духи.

Когда человек умирает, от его тела отходит вверх некая прозрачная пелена, повторяющая контуры его тела. Эта пелена отходит нитями синего цвета – от горла, от середины лба и от живота. Когда эти нити окончательно покидают тело, тогда наступает физическая смерть. В этот момент видится голубоватое свечение. Собственно, эти нити и есть жизнь (или, возможно, душа), потому что тогда и наступает то, что мы называем смертью. Эта структура – пелена – переходит в другую реальность, ее будто кто-то снимает, она растворяется в одном из слоев реальности, а здесь остаются другие слои. Собственно, все эти слои реальности находятся где-то рядом.

Самый близкий из слоев (близкий как в визуальном смысле, так и в энергетическом) – это память о человеке, к этой части обращаются, когда ходят на кладбище. Это воспоминания, образ, это то, что мы продолжаем думать о человеке, не сам реальный человек, а то, что осталось от него в воспоминаниях других. Сама же душа, собранная из этих трех нитей, растворяется в мировом пространстве. Она везде и нигде. Если человека сбивает машина, эти три нити за ним не голубые, а белые, и люди их видят как привидение, как призрак, и для того, чтобы упокоить это привидение, это сущность, нужно разобрать ее на части, на три точки. Такие привидения возникают в случае внезапной смерти. Смерти как таковой нет, есть вибрации иного рода.

Если человек хорошо ушел (когда жил достойно, умер достойно, с хорошими мыслями, без долгов как материальных, так и духовных), то его дух можно вызвать из пространства, собрав эти три нити в единое целое. Как в геометрии три точки образуют плоскость, так и путем соединения точек можно создать некую ткань в пространстве для последующей работы, в этом случае душа обретает форму, а потом рассыпается обратно в пространстве. Для того чтобы выйти на контакт с мертвым, нужно собрать эту рассыпанную душу заново, задать нужные вопросы, а потом отпустить ее.

Почему люди боятся смерти – потому что они не знают, что там дальше. Иногда это больно, но чаще всего это как взлет, это ощущение легкости и полета. Все эти практики закапывания в землю или тому подобные околосмертные переживания – это не о смерти вовсе, это всего лишь трансформация сознания, которая питает память, тот образ, о котором написано выше. Посещения кладбищ в этом смысле помогают настроиться тем, кому это сложно, а к тем, кто уже настроен, умершие приходят во сне, их видят рядом как помощников Рода. Отдельно замечу, что настоятельно не рекомендуется детям или людям со слабой энергетикой часто ходить на кладбища, потому что очень просто подцепить некротическую энергию, которая портит жизнь, у меня в практике множество случаев, когда такое происходит. Здесь уже вопрос практической работы с конкретными духами мертвых, которые могут быть и обиженными, и злобными, и забирающими силу и здоровье. Эти конкретные духи воплощаются, когда собираешь три точки в ткань пространства, воссоздаешь реальность, которая была когда-то видимой для души, которая теперь находится на другом уровне восприятия.

А смерти нет. Есть вибрации другого уровня.

Айгуль Хуснетдинова (с)

На эту тему существует множество хитроумных теорий, и, по-видимому, мистики Тибета трактуют вопрос о смерти глубже, чем большинство других буддистов.

Философское мировоззрение доступно только избранным. Эта истина не требует подтверждения. Что касается толпы, то, сколько бы ни повторяла она ортодоксальный символ веры: "Все соединения непостоянны, никакого "Я" не существует", она продолжает цепляться за более простое верование в неопределенную сущность, странствующую из мира в мир, перевоплощаясь в различные формы.

Но, тем не менее, ламаисты представляют себе условия этих странствий своеобразно, значительно расходясь во взглядах со своими единоверцами из южных стран: Цейлона, Бирмы и других. По их мнению, проходит более или менее длительный период времени между смертью и мгновением, когда умерший возрождается с того или другого из шести признаваемых ими видов живых существ. Эти шесть видов следующие: 1)боги; 2) существа небожественного происхождения, подобные титанам; 3) люди; 4) другие существа, добрые или злые - включая сюда гениев, духов, фей и пр.; 5) животные; 6) идаги - чудовища, вечно терзаемые голодом и жаждой, обитатели различных чистилищ, подвергаемые там жестоким мучениям.

Ни одно из указанных состояний не бывает вечным. Смерть настигает всех - как богов, так и стенающих в чистилище горемык, а за смертью следует возрождение, либо среди существ прежней категории, либо в новой среде. По народным верованиям, условия, в которых возрождается умерший, зависят от совершенных им жизни добрых или злых дел. Более просвещенные ламы учат: человек или какое-либо другое существо своими мыслями и действиями развивает в себе свойства, приводящие его естественным путем к возрождению в соответствующих этим свойствам условиях. Наконец,. по мнению другие лам, существо своими поступками, главным образом своей духовной деятельностью, изменяет природу составляющего его вещества, и, таким образом, само превращает себя в бога, в животное, в осужденного на мучения духа и т.д. До сих пор эти истины полностью совпадают с теориями, признаваемыми общей массой буддистов. Но в остальном ламаисты более оригинальны.

Прежде всего следует отметить, что ламаисты придают сметливости и изворотливости даже еще большее значение, чем некоторые секты махаянистов. "Сметливый человек проживет с комфортом даже в преисподей», - очень популярная поговорка в Тибете. Она лучше всяких объяснений выражает взгляды ламаистов на то, что именуется ими «тхабс» (способ действия). Итак, между тем, как большинство их единоверцев убеждены, что судьба умершего с математической точностью определяется его моральной сущностью, ламаисты полагают возможным для ловкого человека (того, "кто знает, как нужно за это взяться") изменить и улучшить свою судьбу после смерти, родиться по возможности в благоприятных условиях.

Я говорю "по возможности", так как, несмотря на все надежды на "ловкость рук", бремя совершенных поступков ("ниен лас"), по их верованиям, все же остается довлеющей силой, иногда настолько значительной, что все ухищрения покойного или даже старания принимающего участие в его судьбе чудотворца-святого, бессильны удержать дух от перевоплощения в бедственных условиях. Приведу пример такого бедственного перевоплощения немного дальше. Отталкиваясь от идеи, будто находчивость и изворотливость, во всяком случае, представляют основное значение» ламаисты рассудили, - к умению хорошо жить следует присовокупить умение хорошо умереть и успешно выходить из затруднительных положений и на том свете.

Как полагают, посвященные знают, что их ждет после смерти. Созерцатели уже при жизни видели и испытали сопровождающие смерть ощущения. Значит, они не будут удивлены и не испугаются, когда их личность распадется. Ее действительная сущность освободится от своей оболочки, сознательно вступит в потусторонний мир и уверенно пойдет вперед по уже знакомым дорогам и тропам, заранее зная, куда они ее приведут. Что же продолжает свой путь после того, как превратилось в труп? Это одно из различаемых ламаистами "сознаний": сознание своего "Я" или же, согласно другой терминологии, "жажда жизни".

Я позволила себе обозначать словом "дух" путника, за которым мы последуем в его странствиях в потустороннем мире. Хотя слово «дух» плохо выражает понятие, передаваемое учеными ламаистами словосочетанием «ййид ки рнампар шепса», оно все же имеет преимущество, так, как привычно для слуха европейцев. Кроме того, я просто вынуждена его употреблять за неимением более подходящего термина.

Итак, посвященные обладают способностью сохранять ясность сознания в период отделения духа от телесной оболочки и переходят из этого мира в мир иной вполне сознательно, понимая, что с ними происходит. Поэтому в свой смертный час они не нуждаются ни в чьей помощи, и отправление религиозных обрядов после их смерти совершенно бесполезно.

Но с простыми смертными дело обстоит иначе. Под npocтыми смертными здесь следует понимать всех монахов и мирян, не обладающих искусством умирать. Таких людей подавляющее большинство.

Первая забота ламы, дающего умирающему последнее напутствие - помешать ему уснуть, впасть в обморочное или коматозное состояние. Он обращает его внимание на последовательное исчезновения различных "сознаний", оживляющих его чувства: сознание глаза, сознание носа, языка, тела, уха, т.е. постепенную потерю зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха. В бесчувственном теперь теле мысль должна оставаться активной и внимательно наблюдать coвершающееся таинство. Теперь важно заставить дух покинуть свою оболочку через темя: если бы дух вышел каким-нибудь другим путем, будущее благополучие его сильно бы ухудшилось. Извлечение духа из тела производится ритуальными восклицаниями «хик» и «пхет». Прежде, чем произнести «пхет», лама должен глубоко сосредоточиться и отождествить себя с только что отошедшим покойником и сделать усилие, какое понадобилось бы сделать последнему, что бы заставить дух подняться к макушке головы с силой, достаточной, чтобы пробить для себя в темени выходную щель. Посвященные могут самостоятельно произнести освободительные «хик» и «пхет». Таким способом они могут даже совершить самоубийство, и, если верить молве, такие случаи действительно были.

Бесплотный дух пускается затем в удивительные странствия. Народное поверье превращает их в реальное путешествие по действительно существующим местам, населенным тоже вполне реальными существами. Однако образованные ламаисты считают эти скитания сменой ряда субъективных видений, простым сном, создаваемым самим духом под влиянием различных его склонностей и прежних поступков.

Некоторые утверждают, что непосредственно после освобождения от телесной оболочки дух получает мимолетное, как молния, провидение высшей действительности. Если он способен постигнуть откровение, он окончательно освобождается от «круга» перевоплощений и смертей. Он уже достиг состояния нирваны. Это бывает редко. Чаще всего, внезапный свет ослепляет дух. Он отстпает, влекомый ложными представлениями своей привязанностью к индивидуальному существованию, к своему «Я» и чувственным наслаждениям. Или же смысл видения ускользает от него совершенно - так от внимания человека, поглощенного повседневными заботами, часто ускользает все, что вокруг него происходит. Невежественный покойник, попавший в потусторонний мир во время обморочного состояния, придя в себя, не сразу осознает, что с ним произошло. Еще много дней он пытается разговаривать с людьми, обитающими в его прежнем жилище, и удивляется, почему ему никто не отвечает, и, по-видимому, даже не замечает его присутствия. По словам одного ламы из предместья в Литанге (Восточный Тибет), некоторые умершие рассказывали через посредство медиумов "паос", как они пытались пользоваться принадлежащими им при жизни вещами - взять плуг, чтобы пойти вспахать свое поле, снять одежду с гвоздя и прикрыть наготу. Их раздражала невозможность совершать привычные действия. В подобных случаях дух приходил в замешательство. Что с ним случилось? Он видит неподвижное тело, похожее на его собственное, окруженное ламами. Неужели он умер? Простаки считают, что бесплотному духу убедиться в своей смерти совсем не трудно. Для этого ему надо отправиться в песчаную местность и рассмотреть следы на песке. Если отпечатки ступней повернуты наоборот, то есть, пальцами назад, а пятками вперед, дух не должен больше сомневаться: он действительно умер. Но, скажете Вы, что это за дух с ногами? Дело в том, что ноги имеет не дух, а связанное с ним эфирное тело.

Точно так же, как и древние египтяне, тибетцы верят в "двойника". При жизни в нормальном состоянии этот двойник неразлучен с материальным телом. Тем не менее, при определенных условиях он может отделиться и тогда уже не ограничен местом пребывания своего материального двойника. Он может показываться в других местах и, невидимый, совершать разнообразные странствия.

У некоторых людей расставание двойника с телом происходит непроизвольно. Тибетцы уверяют, будто специальные упражнения могут вызывать его по желанию. Однако такое отделение двойника бывает неполным: остается соединяющая обе формы связующая нить.

Она сохраняется более или менее длительное время и после смерти. Разложение трупа обычно, но не обязательно, влечет за собой разрушение двойника. В некоторых случаях двойник переживает тело.

В деревне Тсаваронг я встретила женщину, пролежавшую несколько лет тому назад с бездыханным телом целую неделю. Она рассказывала, как приятно ее поразили легкость и ловкость ее новой оболочки, передвигавшейся с необыкновенной быстротой. Стоило только захотеть перенестись в какое-нибудь место, как она оказывалась там мгновенно. Она могла переходить реки - прямо по воде, проходить сквозь стены и т.д. Для нее было невозможным только одно: ей не удавалось разорвать почти неосязаемую материальную нить, соединяющую ее с прежним телом, распростертым на ложе. Она видела ее очень ясно. Нить эта могла вытягиваться до бесконечности, но мешала ей передвигаться. "Я в ней запутывалась, - говорила женщина. Мой приемный сын в юности видел о делога-мужчину, и он описывал пережитое им состояние точно также.

Поскольку делог умирает не по-настоящему, очевидно, ничто не доказывает, что ощущения, испытываемые им в летаргическом сне, подобны ощущениям настоящих мертвецов на том свете. Но тибетцев такие соображения, по-видимому, не смущают.

В Тибете с момента смерти до похорон проходит всегда много времени. Когда умирающий испустил дух, на него надевают его платье навыворот (перед сзади, спина спереди), затем усаживают и стягивают ноги бечевкой в позе Будды со скрещенными ногами или подтянутыми к груди коленями. В деревнях после этого труп обычно сажают в котел. Когда его оттуда извлекают, котел, загрязненный трупной жидкостью, слегка споласкивают и варят в нем суп или чай для угощения присутствующих на похоронах гостей.

В высокогорных центральных областях и северных провинциях на большой высоте над уровнем моря тело разлагается медленно. Но в жарких долинах с влажным климатом трупы, оставляемые в доме в течение восьми дней и даже дольше, распространяют невыносимое зловоние. Это обстоятельство нисколько не портит аппетит у «трапа», расточающих мертвецу советы, какие пути следует избрать и какие избегать на том свете. Они вкушают свою трапезу перед лицом покойника и вместе с ним, поскольку старший трапа недвусмысленно приглашает покойника разделить с ними угощение в следующих выражениях: "Такой-то, пусть дух твой незамедлительно явится сюда и насытится».

В лесистых местностях Тибета трупы сжигают. Жители обширных безлесных центральных и северных областей, которым служит топливом только навоз скота, оставляют своих покойников на терзание хищным зверям на специально отведенных для этой участках на окраине селений. Кочевники и жители некоторых районов уносят мертвецов куда-нибудь в горы. Что касается останков высшего духовенства, то их иногда высушивают двойной процедурой: засолкой и поджариванием в масле. Получаемая в результате такой обработки мумия именуется "мардонг". Мумии завертывают в одежды, золотят им лицо и заключают в мавзолеи из массивного серебра, украшенные драгоценными каменьями. В некоторых гробницах на уровне головы трупа помещают стекло, через которое виден золотой лик. Других великих лам просто пережигают в масле, а кости их хранят в богатых ковчегах. Под влиянием буддистского учения о святости добрых дел ламаисты видят в обряде погребения возможность раздачи посмертной милости. Умирающий выражает мнение - или, по крайней считается, что он его выражает, - чтобы тело его, в качестве последнего дара милосердия, послужило для насыщения голодных.

В сочинении «Путеводитель для душ умерших на том свете» о церемонии погребения говорится: «1. Труп переносят на вершину горы. Здесь хорошо отточенным ножом отсекают от него руки и ноги. Внутренности, сердце, легкие раскладывают на земле. Их пожирают птицы, лисицы и волки, 2. Тело сбрасывают в священную реку. Кровь и трупная жидкость растворяются в голубых волнах. Мышцы и жир идут в пищу рыбам и речным грызунам. 3. Труп сжигают. Мышцы, кожа и кости превращаются в груду пепла. "Тизасы" (полубоги, питающиеся запахами. Некоторые питаются ароматами, между тем как другие предпочитают зловоние) питаются смрадом от костра. 4. Труп зарывают в землю. Тело, кости, кожу сосут черви".

Зажиточные семьи после погребения заказывают ламе отправление заупокойных обрядов каждый день в течение почти 6 недель. После этого сооружают изображение покойника из деревянных палочек и навешивают на них принадлежавшее ему при жизни платье. Голову изображает лист бумаги. Иногда на нем рисуют портрет умершего, но чаще такие листы покупают в монастырях, где размножаются типографским способом. Существует два образца листов: на одном изображен мужчина, на другом - женщина. Под изображением оставлено место, куда вписывают от руки покойника или покойницы. Снова совершают религиозный o6pяд. В конце церемонии лама сжигает лист с изображением умершего. Одежды, надетые на чучело, переходят в его собственность, как часть гонорара. После этого символического сожжения узы, еще привязывавшие мертвого к живым, окончательно обрываются. Тибетцы всеми силами стараются избежать всяких сношений с усопшими. Особенно ясно выражают крестьяне в прощальных речах, обращенных к мертвецу. Непосредственно перед выносом тела из дома, когда покойнику подают последнюю его трапезу, один из старейших членов семьи говорит ему:

Слушай, - говорит он, - ты умер. Пойми это как следует. Тебе здесь нечего больше делать. Поешь посытнее в последний раз, тебе предстоит долгий путь через ущелья и перевалы. Наберись сил и больше назад не возвращайся.

Пагдзин, знай, в твоем доме был пожар. Все твое имущество сгорело дотла. Ты забыл уплатить долг и твой кредитор увел твоих двух сыновей в рабство. Жена твоя ушла к другому мужу. Тебе будет очень горько видеть все эти несчастья. Поэтому, смотри, не вздумай возвращаться.

Меня поразило нагромождение таких необычных злоключений.

Как все это случилось? - спросила я у одного из присутствующих.

Ничего и не случилось, - ответил он, лукаво улыбаясь. Дом скот в полной сохранности. Жена и сыновья спокойно сидят дома и никуда не собираются уходить. Все это говорится, чтобы отбить у покойника всякую охоту вернуться домой. Подобные хитрости кажутся довольно наивные для людей, верящих в способность двойника видеть и слышать все, что происходит в мире живых.

Ламы убеждают умершего на языке священных обрядов, гораздо более изысканном, чем выражения селян. Кроме того, совет дается ему на благо, между тем, как простолюдин помышляет только, как бы избегнуть оккультного присутствия привидений, которых крестьяне боятся.

Тем временем, пока совершаются заупокойные обряды, дух умершего бредет по Бардо. Одно за другим возникает перед его взором то сияющие существа совершенной красоты, то омерзительные чудовища. В разных направлениях расходятся дороги всех цветов радуги. Его осаждают странные видения. Растерзанный, обезумевший дух блуждает среди сонмов одинаково страшных для него призраков. Если до его слуха доносятся благие напутствия, расточаемые ламой над его мертвым телом и ему удается ими воспользоваться, он может, подобно провидцам - посвященным сознательно вступить в потусторонний мир и выбранная им стезя приведет его к возрождению среди богов. Но для тех, кто при жизни не имел понятия о Бардо, кто попадает туда преисполненный сожаления об утраченной жизни, наставления ламы совершенно бесполезны. Вероятно, они их даже не слышат. В смятении дух упускает подобный случай проявить в загробном мире находчивость и уклониться от математически справедливого возмездия за прошлые свои поступки. Он не видит путей, ведущих к спасению. Его обступают, предлагая себя, зачаточные органы людей и животных, и, обманутый ложными видениями, принимая их за гроты и дворцы, дух устремляется под манящие прохладой и покоем своды. Таким образом, он сам предопределяет для себя характер нового воплощения. Один вoзвpaтится в оболочке пса, другой будет сыном почтенных родителей. прошлую их жизнь в зеркале, хранящим отражение всех деян» же взвешивает их поступки в виде белых и черных кам.

Перед лицом беспристрастного и неумолимого судьи не может быть и речи, чтобы спастись хитростью. Помимо этого, изворотливость имеет успех только в пределах, допускаемых характером совершенных при жизни дел. Я уже упоминала об этом, в качестве примера привожу здесь очень типичную тибетскую притчу, не лишенную юмора.

Один великий лама-тюльку провел всю свою жизнь в праздности. Хотя в юности у него были прекрасные учителя и большая, yнаследованная от предшественников библиотека, и его всегда окружали выдающиеся ученые, тюльку еле-еле научился читать. И вот этому ламе пришла пора умирать. В те времена жил один чудак-философ и волшебник очень крутого нрава. Его эксцентричные, а иногда и непристойные выходки, сильно преувеличенные биографией, породили много рассказов в духе Рабле - жанра, пользующегося в Тибете большой популярностью.

Однажды Дугпа Кунлегс - так его звали - брел куда-то и на берегу ручья увидел пришедшую по воду девушку. Не говоря ни слов, вдруг накинулся на нее с намерением изнасиловать. Но девушка оказалась не слабого десятка, а Кунлегс был уже стар. Она защищалась очень энергично. Наконец, ей удалось одолеть его, и она вихрем домчалась в селение, рассказать о своем приключении маме. Старушка была поражена. Местные жители придерживались строгих правил. Никого из них нельзя было заподозрить. Бездельник, должно быть, из чужих краев. Она попросила точно описать наружность негодяя. Пока дочь сообщала интересующие мать подробности, та размышляла. Она вспомнила, что во время одного паломничества встретила "дубтоба" - (мудрец и маг) Дугпа Гунлегс. Описание полностью совпадало со всеми приметами этого непостижимого чудаковатого святого. Сомнений быть не могло: Дугпа Кунлегс покушался на невинность ее дочери. Крестьянка рассуждала: правила поведения, обязательные для обыкновенных людей, непригодны для магов, обладающих сверхъестественными знаниями. Дубтоб не обязан соблюдать ни нравственные, ни какие-либо другие законы, его действия диктуются высшими соображениями, недоступными понимания простых смертных.

Дочь моя, - сказала она наконец, - этот человек - великий Дугпа Кунлегс. Все, что бы он ни сделал - во благо. Вернись к нему, пади к ногам и сделай все, что бы он ни потребовал. Девушка вернулась к ручью. Дубтоб сидел на камне, погруженный в размышления. Она упала ему в ноги и попросила простить ее, т.к. она сопротивлялась, не зная, кто он. Теперь она готова сделать все, что он пожелает. Святой пожал плечами.

Дитя мое, - сказал он, - женщина не возбуждает во мне ни малейшего желания. Дело вот в чем: великий лама из соседнего монастыря прожил недостойную жизнь и умер в невежестве. Он пренебрег всеми возможностями получить образование. Я видел его блуждающий дух, увлекаемый к несчастному возрождению. Я из милосердия решился предоставить ему для воплощения человеческое тело. Но тяжесть его злых дел перевесила - ты убежала. Пока ты была в селении, осел и ослица на лугу совокупились. Великий лама скоро возродится в теле осленка.

Большинство покойников уступают настойчивым просьбам родственников во время похорон и никогда ничем не напоминают о себе живым. Последние делают из этого вывод: судьба умершего на том свете окончательно решена и, по всей вероятности, вполне удовлетворительна. Однако некоторые мертвецы оказываются менее деликатными. Они часто являются во сне своим близким или друзьям. В их прежних жилищах происходят странные явления. Тибетцы считают тогда, что умерший страдает и просит помощи. В таких случаях нужно попросить совета у лам-провидцев. Они определяют, какие нужно совершить обряды, сколько раздать милостыни, какие священные книги следует читать для облегчения участи усопшего. Очень многие тибетцы, преимущественно в пограничных областях в подобных обстоятельствах прибегают к помощи своей древней религии.

Спиритические сеансы в Тибете совсем не похожи на ceaнсы в европейских странах. Не требуется ни темноты, ни тишины. И сеансы проводят на открытом воздухе. Медиум не спит и не сидит в неподвижной позе. Наоборот, он беспутствует как одержимый. Аккомпанируя себе на маленьком барабане и позванивая ручным колокольчиком, медиум начинает тянуть священные напевы, в время исполняя нечто вроде танцевальных па - сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Вскоре им овладевает судорожная дрожь: в него входит какое-то существо из иного мира - божество, гений, демон или дух умершего. Тут медиум впадает в иступление. и прерывающимся голосом выпевает обращение невидимого существа к присутствующим. Разобрать отрывистые выкрики пао очень трудно. И, так как чрезвычайно важно знать, кто говорит голосом медиума и понять, чего он хочет, обязанность внимать ему доверяют самым мудрым людям селения.

По дороге, - заявил дух на одном из сеансов (я на этом сеансе присутствовала), - я встретил демона. Демон затащил меня в свое жилище и превратил в раба. Он меня тиранит и заставляет работать без передышки. Сжальтесь надо мной! Освободите меня, чтобы я мог стремиться к "Обители Великого Блаженства". Мать страдальца.его жена и дети заливались горькими слезами. Родственники, услышав посмертные мольбы злополучного покойника, только и думают, как бы облегчить его мучения.

Это сложно. Прежде всего, нужно войти в сношение с демоном и договориться с выкупе раба. Обычно избирают посредником кудесника-бона. Последний ставит в известность близких незадачливого духа, что демон требует в качестве выкупа принесение в жертву свиньи или коровы. После жертвоприношения бон впадает в транс. Теперъ его дух или двойник отправился в логово демона.

Вот бон в пути. Путь долгий, тягостный, усеянный препятствиямию Это можно заключить, наблюдая как колдун корчится. Но, в отличие от пао, бон ограничивается движениями головы и туловища. Стремительный поток прерывистой речи слетает с его уст, повествуя об удивительных похождениях. Он говорит еще невнятнее, чем пао, и даже самым сметливым слушателям стоит больших усилий следить за смыслом его рассказа. Наконец, колдун доходит до цели с путешествия и хватает злополучного духа, чтобы его увести: демон получил условленный выкуп. Однако он часто проявляет вероломство и не желает расставаться со своей жертвой. Бон вступает с демоном в единоборство - он извивается, тяжело вскрикивает. Семья и друзья умершего с замиранием сердца следят за перипетиями разыгрывающейся драмы и бывают вне себя от радости, когда изнемогающий колдун заявляет, что одержал верх и отвел духа в безопасное и приятное место.

Далеко не всегда первая попытка бывает удачной. На многих сеансах спасения духов, на которых мне удалось присутствовать, колдун после инсценировки неслыханных усилий и отчаянной борьбы в конце концов оказывался побежденным: демон снова завладевал духом. В таких случаях приходится все начинать сначала. Когда спасение духа от рабства доверяется ламе, никакого жертвоприношения для выкупа не требуется: ученый лама, знающий ритуальную магию, считает себя достаточно могущественным, чтобы заставить демона подчиниться своей воле.

Под влиянием буддизма обитатели подлинного Тибета отказались от принесения в жертву животных. Среди тибетцев в Гималаях дело обстоит иначе. Влияние на них ламаизма очень незначительно - в действительности, они настоящие шаманисты.

Верования ученых лам и еще в большей степени ламаистов-созерцателей, относящиеся к судьбе духа на том свете, очень отличаются от верований масс. Прежде всего, они считают многочисленные дорожные приключения духа в Бардо явлениями субъективного порядка. По их мнению, характер наших загробных видений определяется нашими взглядами и представлениями. Райские обители. Преисподня, суд над мертвыми и прочее являются после смерти только тем, кто верил в это при жизни.

Однажды я спросила ламу из Энше, какие видения после смерти могут быть у материалистов, считающих смерть абсолютным унижением всего.

Возможно, посмертные видения такого человека - ответил лама - соответствуют религиозным верованиям его детства или окружающей его среды. В той степени, в какой позволяет ему его умственное развитие и ясность мышления после смерти, он наблюдает и анализирует все, что видит. Перед ним возникают факты и собственные его рассуждения, на основе которых при жизни он отрицал реальность этих фактов. Таким образом, он мог бы прийти к выводу, что видит мираж. У человека с менее развитым умом вера в полное уничтожение после смерти, скорее результат полного безразличия, умственной лени, чем убеждения. И он может и совсем ничего не увидеть. Но это нисколько не помешает энергии, порожденной его прежними поступками, следовать своим путем и проявиться в новых формах. Выражаясь простым языком, все это не помешает но воплощению материалиста.