Композиция художественного произведения капитанская дочка. Композиция повести Капитанская дочка — художественный анализ

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринёв - рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов ^на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» - Гринёв и Маша Миронова - волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему Укреплениях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в Десятой - у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва - живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» - закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый - единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь -- прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё. У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет.

Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик, - пишет А. М. Горький, - он написал исторический роман «Капитанская дочка», где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

План сочинения

1. Вступление. Своеобразие пушкинского стиля.

2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие повести «Капитанская дочка».

Воплощение в композиции произведения модели волшебной сказки.

Наличие двух сюжетных линий в повести.

Экспозиция в сюжете Гринева.

Экспозиция в сюжете Пугачева и завязка в сюжете Гринева. Роль «пророческого» сна героя.

Развитие действия в сюжете Гринева.

Развитие действия и кульминация в сюжете Пугачева.

Композиционный прием антитезы у Пушкина.

Кульминация в сюжетной линии Гринева.

Симметричность в развертывании событий повести.

Композиционное значение наличия нескольких рассказчиков.

Портрет, пейзаж, интерьер у Пушкина.

3. Заключение. Своеобразие стиля и композиции «Капитанской дочки».

Стиль пушкинской прозы – стиль реалистический. Сущность и мысль – вот ее пафос. Отсюда простота, точность, соразмерность и объективность, лаконизм в описаниях и в передаче внутреннего состояния героя. Кроме того, исследователи неоднократно отмечали композиционное мастерство Пушкина-прозаика. Все вышесказанное мы можем отнести и к повести «Капитанская дочка». Композиция произведения отличается четкостью, стройностью и симметричностью.

Попробуем рассмотреть построение произведения более подробно. Как отмечают исследователи, композиционная модель «Капитанской дочки» отсылает нас к сюжетам волшебной сказки. В сюжете повести присутствует напутствие отца, дальний путь героя, схватка со злодеем-соперником, встреча с «помощником», спасение девицы, попавшей в беду, выполнение трудно миссии, возвращение домой, царская награда. Но вместе с тем – это реалистическое произведение, историческая повесть, стилизованная под мемуары, воспоминания пожилого дворянина, очевидца пугачевского движения, о своей юности.

Произведение содержит 14 глав. Первые две главы заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты основные смысловые нити – линия Гринева и линия Пугачева, которые тесно связаны между собой. Соответственно, каждый из сюжетов имеет свою экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Первая глава «Сержант гвардии» является экспозицией в сюжете, связанном с Петром Гриневым. Писатель здесь представляет нам главного героя, дает своеобразную «предысторию» его. Описание жизни Гриневых в первой главе во многом воспроизводит атмосферу семейного романа. Гриневы – старинный род, доброе патриархальное семейство. Жизнь их проста и незамысловата. Образами Гриневых Пушкин подчеркивает, что старинное, «истинное» дворянство, так много сделавшее для России, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Так, помещик Андрей Гринев наделен многими достоинствами: прямота, честность, чувство собственного достоинства, принципиальность, мудрость, верность своему долгу. «Береги честь смолоду», – напутствует он сына.

Глава «Вожатый» представляет собой экспозицию собственно «пугачевской» сюжетной линии. Здесь мы впервые встречаемся с черным, бородатым мужиком, еще не подозревая, кем он является на самом деле. Одновременно глава «Вожатый» является завязкой собственно «гриневского» сюжета. В главе «Вожатый» у Петра Гринева завязываются отношения с Пугачевым. Большое значение здесь имеет «пророческий» сон героя, который служит своеобразным скрепом двух сюжетных линий. Герой словно прозревает во сне свое будущее, обрисованное аллегорически. Подмена отца посаженым отцом – мужиком с черной бородой – соединяет и бытовой план сюжета, и его общественную линию и создает определенные параллели в ходе сюжетного действия. Участие Пугачева в судьбе Гринева, спасение им Маши Мироновой, предложение Пугачева быть посаженым отцом на их свадьбе – все это перекликается с пророческим сном героя. Сложнее обнаружить намек на общественную коллизию. Как отмечают исследователи, здесь связующим звеном является фигура Петра III. Вероятно, отец Гринева был приверженцем этого царя и, не желая нарушать верность присяге, сразу же вышел в отставку после его убийства. С другой стороны, Пугачев примет в дальнейшем имя Петра III. И Гринев тоже выходит в отставку после этой истории с Пугачевым. Герой не является приверженцем самозванца, но волей судьбы оказывается связанным с ним, сочувствует ему.

Главы «Крепость», «Поединок», «Любовь» продолжают сюжетную линию Гринева. В этих главах, как и в первой, весьма ощутимы мотивы семейного романа. В центре повествования здесь – семья Мироновых. Это добрые, простые люди, гостеприимные и радушные, к которым Гринев незаметно привязался. Сам капитан Миронов скромен и добродушен в семейных отношениях, в обращении с солдатами и офицерами. Все поведение его естественно: без картинного героизма и показушной храбрости он всегда верен своим представлениям о чести и долге. Вместе с тем, как отмечают исследователи, в этих главах присутствуют жанровые черты мелодрамы и водевиля. автор даже создает любовный треугольник, напоминающий нам о классицистических комедиях. Живя в крепости, Петр Гринев влюбляется в дочь капитана Миронова и ссорится из-за нее со Швабриным, который оказывается его соперником. Защищая честь Маши, Гринев вызывает своего соперника на дуэль. Сцена дуэли является кульминацией развития отношений в любовном треугольнике. В этих сценах ощутимо звучит мотив чести и бесчестья, однако здесь наблюдается комическое снижение этого мотива: первая дуэль противников не удалась – их отвели в крепость, и Палашке было велено отнести шпаги их в чулан. Вместо родительского благословения на брак с Машей отец Гринева собирается до него «добраться да за проказы…проучить…путем, как мальчишку». Однако, несмотря на это, значение этих глав в повести нисколько не снижается, уже здесь мы открываем целый ряд качеств главного героя: храбрость, чувство собственного достоинства, благородство.

Завязка же и развитие действия в истории Пугачева – главы «Приступ», «Незваный гость», «Разлука». Вся повесть, таким образом, разделена на две симметричные линии: собственно «гриневская» сюжетная линия (главы «Сержант гвардии», «Крепость», «Поединок», «Любовь») и собственно «пугачевская» сюжетная линия (главы «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость», «Разлука»). Между ними – центральная глава «Пугачевщина», резко меняющая атмосферу повествования. В главах, следующих за центральной, Пушкин глазами Гринева обрисовывает нам Пугачева, представляя его характер объемно и многогранно. С одной стороны, пушкинский Пугачев – «злодей», убийца, самозванец, авантюрист, который казнит и вешает. Гринев неоднократно упоминает о «кровожадных привычках» Пугачева. Бунтовщики разоряли селения, сибирские крепости, «самовластно наказывали и миловали». «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – восклицает Гринев. Однако пушкинский Пугачев – это еще и сильный, отважный, человек, с широкой русской душой, способный на добро. Узнав Савельича и вспомнив о подаренном ему заячьем тулупе, Пугачев спасает Гринева от смертной казни. И далее Пушкин начинает как бы испытывать самозванца, насколько же он великодушен, насколько глубоки в нем «человеческие» чувства. Причем все эти испытания эти идут по нарастающей линии. Вот Пугачев предлагает Гриневу присоединиться к восставшим. Но молодой офицер «присягал государыне императрице», он не может служить Пугачеву и прямо говорит ему об этом. Вот Пугачев спрашивает Гринева, обещает ли он, по крайней мере, не выступать против бунтовщиков. И опять он (Гринев) не дает никаких обещаний. Но Пугачев … отпускает его «на все четыре стороны». И наконец, наступает самый напряженный и драматический момент: Гринев обращается к самозванцу и просит его помочь Маше Мироновой. Эта сцена является кульминацией в развитии внутренней темы повести. Думается, это кульминация и в собственно «пугачевском» сюжете. Благодаря Швабрину, Пугачев узнает, что только что помиловал дочку коменданта Белогорской крепости, дочку офицера противного войска. Однако Гринев просит его о милости: «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…». И «суровая душа Пугачева была тронута». «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!», – говорит он Гриневу.

Пугачев здесь противопоставлен официальной власти: широта натуры его, великодушие противопоставляются мелочности, трусливости, формализму его противников. Во-первых, противопоставление мы обнаруживаем в расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода». Генерал, к которому Гринев обращается за помощью («Осада города»), настроен игриво и благодушно, он просчитывает ситуацию и, найдя просьбу молодого офицера неблагоразумной, отказывает ему в помощи. Тогда герой обращается за помощью к Пугачеву, и тот, не раздумывая, сам едет в Белогорскую крепость для того, чтобы лично разобраться, «кто смеет обижать сироту» («Мятежная слобода»). Следующие две главы («Сирота» и «Арест») также построены по принципу противопоставления. Пугачев, даже узнав всю правду о Маше, прощает молодому офицеру его вынужденную ложь и отпускает влюбленных («Сирота»). Власти же, руководствуясь ложным доносом Швабрина, арестовывают Гринева и отправляют его в следственную комиссию («Арест»). Характерно, что Пугачев здесь узнает правду, правительство – ложь. В этих четырех главах «гриневская» и «пугачевская» сюжетные линии тесно переплетены.

Затем Гринева отправляют в Казань, где суд признает его виновным в «замыслах бунтовщиков». Сцена суда – момент наивысшего напряжения в сюжетной линии героя, кульминация.

После суда над Гриневым Маша Миронова едет к императрице и просит ее о спасении своего жениха. Как отмечал Д. Благой, здесь мы можем отметить симметричность в развитии сюжетного действия: Гринев обращается к Пугачеву и просит его спасти Машу Миронову, а Маша едет к императрице просит ее о спасении своего жениха. Соответственно, напрашивается другая параллель: Екатерина II – Пугачев. И Пугачев, и Екатерина проявляют милосердие: сохраняют Гриневу жизнь. И параллель эта символична. Милосердие – это то общее, что объединяет людей независимо от их общественного положения и политических взглядов. У Пушкина это абсолютная нравственная категория. Затем наступает развязка: повеление императрицы оправдывает невиновного, и Марья Ивановна возвращается назад, в деревню, в поместье Гриневых, куда затем возвращается и ее жених. Таким образом, композиция является кольцевой – действие заканчивается там, где оно началось. Развязка же в собственно «пугачевском» сюжете – это арест и казнь самозванца. Казнь Пугачева одновременно является эпилогом в истории Гринева.

Рассматривая построение произведения, отметим наличие нескольких рассказчиков.

Во-первых, это сам Гринев, фигурирующий в повести в качестве героя – семнадцатилетнего юноши и в качестве рассказчика – пятидесятилетнего человека, умного, ироничного, наделенного даром литератора, умудренного опытом. Отсюда – наличие сентенций, ирония в описании нравов эпохи. Во-вторых, это издатель повести, который, «решился, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Таким образом, автор и рассказчики в повести не тождественны. Гринев честно и правдиво описывает происходящее. Издатель снабжает каждую главу эпиграфом, выполняющим функцию художественного обобщения. Но отбор ситуаций в повести, их расположение определяет сам автор. Яркий пример тому – передача Гриневым беседы Пугачева с хозяином хутора. Гринев ничего не мог понять из того разговора. Но искусство Пушкина в том и состояло, что читатель понимает больше Гринева-свидетеля. Прочитав эту сцену, мы понимаем, что речь здесь идет о готовящемся восстании.

Анализируя композицию повести, отметим скромность и краткость пушкинских описаний. Так, портреты даны двумя, тремя крупными штрихами, но вместе с тем внешний облик героя оставляет ощущение полноты и законченности. Василиса Егоровна Миронова, например, предстает перед Гриневым как «старушка в телогрейке и с платком на голове». Маша – «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши…». Урядник Максимыч – «молодой и статный казак». Более подробно в повести описание внешности Пугачева: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Внешность Пугачева – очень яркая, колоритная. Большие глаза говорят о впечатлительности, плутовское выражение лица – о склонности к авантюрам, лукавству. Столь же кратки и описания интерьера, природы. Вспомним, например, простую, незатейливую обстановку дома Мироновых: «В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Или зимний пейзаж: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Самое значительное описание природы в романе – картина бурана: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». Буран этот символизирует пугачевскую вольницу, мир, сбившийся с пути.

Таким образом, лаконизм, сжатость, простота описания, композиционная соразмерность достигли идеальной меры в «Капитанской дочке». Повесть по праву названа В.Г. Белинским «Онегиным в прозе», и многие ее картины «по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства».

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка» 8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести
  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»


В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 - 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «...Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

В 1834 г. «История...» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории...» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

Пропасть между двумя Россиями

Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями - дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» - простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного - высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» - совсем не те, за кого себя выдают.

Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага...

И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

И вот между этими социальными слоями разразился конфликт... В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

Судьбы героев, композиция «Капитанской дочки»

На фоне кровавых событий крестьянской войны раскрываются судьбы простых людей — Гринёвых и Мироновых. И прежде всего юного Петруши Гринёва. Возмужание этого беспечного мальчишки происходит стремительно.

Испытания и злоключения, выпавшие на долю героя, составляют сюжет повести. Экспозиция произведения — сведения о Гринёвых. Мы узнаём, что Петруша из провинциальных дворян, образование получил у Бопре, парикмахера из Франции, а воспитание - у стремянного Савельича, до семнадцати лет гонял голубей. А потом отец отправляет его на службу в армию. По пути к месту службы судьба сводит Гринёва с беглым казаком, который впоследствии окажется Пугачевым. Встреча с ним - завязка действия . А дальше идёт его развитие : Пётр Гринёв приехал в Белогорскую крепость, влюбился в дочь коменданта крепости Миронова. Захват пугачёвцами Белогорской крепости и казнь офицеров - это кульминация сюжета . Здесь каждый из героев проявляет себя в истинном свете. Один из офицеров — Швабрин - оказался предателем. Гринёв был помилован Пугачёвым, который вспомнил, что в первую встречу Пётр подарил ему заячий тулупчик, спасая от зимнего холода. В этой ситуации Пугачев, конечно, отступает от своих правил и действует по сердцу. Несмотря на милость Емельяна, Гринёв отказывается перейти на сторону бунтовщиков, что указывает на его внутреннюю силу и непоколебимость нравственных принципов.

Петр живёт по закону народной мудрости, внушенной отцом: «Береги честь смолоду». Молодой офицер дважды отказывается от предложений своего спасителя, но Пугачёв, проявляя великодушие, спасает Машу Миронову от преследований Швабрина и отпускает с Гринёвым.

Казалось бы, вот он конек всем ужасам — герои спасены. Но не тут-то было. Жизнь, сдвинутая с места таким страшным по своей силе и беспощадности явлением, как народный бунт, не может быстро войти в свои прежние рамки. Поэтому Гринёву предстояло пройти ещё через одно страшное испытание — арест и обвинение в сообществе с Пугачёвым.

Он мог бы оправдаться, но его честь и достоинство не позволяют ему упоминать в этой истории имя Маши Мироновой. Оберегая её от возможных подозрений, Гринёв практически признаёт себя без вины виновным.

Пётр спасает честь и жизнь Маши Мироновой. Она тоже спасает его, когда обращается к императрице Екатерине II с просьбой помиловать Гринёва. Зеркальность поступков Петра Гринёва и Маши Мироновой говорит об общности их нравственных принципов. Несмотря на жуткие потрясения в обществе, они остались у них непоколебимыми.

Царица милует Гринёва. То есть она, как когда-то и Пугачёв, поступает не по закону, а по сердцу.

Развязка сюжета и завершение повести - семейное счастье Петра Андреевича Гринёва и Марии Ивановны Мироновой и казнь Пугачёва. Таким финалом Пушкин выразил свою веру в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век», как для отдельного человека, так и общества в целом.

Итоговое произведение Пушкина. Роман, сконцентрировавший все волнующие Пушкина идеи.

  • 1833-1836года. Замысел появился во время работы над «Дубровским»
  • 2 проблемы:
  • 1)крестьянское восстание
  • 2)история дворянина, офицера, изменившего своему классу

Истинного реализма до этого не было.

Этическая ценность - воплощение пушкинского идеала: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

06.02.1833 - просьба предоставить доступ к следственному делу Пугачёва.

Сложна история романа:

Сначала интерес - дворяне, перешедший к Пугачёву - Швалевич.

7планов романа, где менялись герои, но в итоге Пушкин приходит к той конечной форме, где за отражением главного героя вырисовывается образ Пугачёва как центральный.

Октябрь 1836 год - роман сдаётся в печать. 14 глав и эпилог.

«Капитанская дочка» - название не случайно, это семейная хроника. Этот жанр - историческая основа повествования.

Выдвинув на первый план Машу Миронову подчёркивает важнейшую идею произведения: в грозных исторических бурях, испытаниях, уничтожающих благополучие, высшая ценность - человек, умение его сохранить в себе идеал гуманности, благородства. Это важнейший гуманистический смысл произведения.

Для Пушкина была важна доля достоверности.

Проблематика разнообразная: национальная, этическая, философская.

Жанровая основа, его композиционная основа обусловлена типом повествования: от первого лица - дворянина Петра Алексеевича Гринёва. Он записал всё это уже будучи взрослым человеком, осмыслив произошедшие с ним события.

Пушкин совершает отделение от себя рассказчика и добивается эффекта достоверности, историчности и объективности. Чистый реализм.

В центре романа - нарастающий бунт, возглавляемый реальным историческим лицом - Емельяном Пугачёвым. В это историческое движение силой обстоятельств вовлечён дворянин Пётр Гринёв. Нет союза между дворянами и восставшими казаками, Гринёв и Пугачёв - социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг у другу. Вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно.

Пушкин сделал своё повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим и включив в них цитаты из подлинных бумаг.

Пушкин описывает быт семьи Гринёвых и Мироновых. Их простая, незаметная жизнь с их старинным патриархальным укладом - тоже русская история.

Все иллюзии Пушкина, относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась ещё больше. И тем отчётливее стала задача найти положительный ответ, решающий трагическое противоречие. С этой мыслью Пушкин организует сюжет.

Роман, стержень которого любовная история Маши и Пета, превратился в мировое историческое повествование. Этот принцип - от частных судеб к историческим судьбам народа - пронизывает сюжет «Капитанской дочки».

Герои и второстепенные лица выведены многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных только отрицательных персонажей. Именно ход истории определил действия героев, выхватывая их судьбу и выявляя качества, которые в повседневной жизни могли и не проявиться.

Благодаря принципу историзма ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию. Пушкин мечтает о том, что бы в будущем не чувствовалось социальное расслоение.

Пушкинские герои предстают в романе с 2-х сторон: как люди, т.е. в своих общечеловеческих и общенациональных качества, и как персонажи, играющие социальное расслоение.

Гринёв - и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание и, в тоже время, обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином. Настоящим дворянином-офицером.

Пугачёв - и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств и, в то же время - жёсткий предводитель бунта, ненавидевший дворянин и чиновничество.

Екатерина 2 - и пожилая дама с собачкой, готовая помочь несправедливо обиженной сироте и самовластная самодержавица.

Капитан Миронов - добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под начальством жены и офицер, преданный государыне.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и подлинно социальное.

Человеческое по Пушкину - выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил.

По мнению Пушкина, и дворянство и крестьянство лагеря недостаточно человечны, но что бы гуманность победила необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, чинов и титулов. Человечность может стать достоянием всех людей и сословий.

Мера человечности стала наряду с историзмом, простотой и совершенством формы неотъемлемым признаком пушкинского реализма, вобравшего в себя и строгую логику и свободную игру воображения романтизма.