Автором проекта либеральных реформ в начале 19. Россия первой половины XIX века

  • 3. Феодальная раздробленность Древнерусского государства: причины и послед­ствия.
  • 4. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в.
  • 5. Образование централизованного государства у восточных славян на принципах Московского княжества.
  • 6. Российское государство в годы царствования Ивана Грозного и его реформы. Опричнина и ее последствия.
  • 7. «Смутное время» на Руси и борьба русского народа за независимость и нацио­нальную самостоятельность (1598-1613г.).
  • 8. Оформление политики абсолютизма в России при первых Романовых в XVII в
  • 9. Петровские реформы первой четверти XVIII в.: причины, содержание, методы проведения и итоги.
  • 10. Внешняя политика Петра I.
  • 11. «Эпоха дворцовых переворотов». Царствование Елизаветы Петровны.
  • 12. Экономические и социальные реформы Екатерины II и их место в истории России.
  • 13. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
  • 14. Попытки либеральных реформ в России при Александре I.
  • 15. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.
  • Восточный вопрос.
  • Западное направление в русской внешней политике
  • Отечественная война 1812 г.
  • 16. Дворянский этап освободительного движения в России. Декабристы, их место в истории.
  • 17. Царствование Николая I: его внутренняя и внешняя политика.
  • 18. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века в России при Александре II.
  • 19. Общественно-политические движения во второй четверти XIX века. Охранительное направление
  • Либеральное направление
  • Революционно-социалистические течения
  • 20. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX - нача­ле XX века.
  • 21. Политический кризис самодержавия в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. В России.
  • 22. Аграрная реформа п.А.Столыпина в России и ее итоги.
  • 23. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.): цели и итоги.
  • 24. Обострение политической ситуации в России. Февральская 1917 г. Буржуазная революция и ее особенности.
  • 25. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства (март-октябрь 1917 года). Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • 26. Октябрьское вооруженное восстание 1917 и его оценка в исторической лите­ратуре. Решения II съезда Советов России.
  • 27. Меры советского правительства по организации вооруженной защиты власти и государства в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922 гг).
  • 28. Внутренняя и внешняя политика Советской власти в первой половине 20-х годов по восстановлению экономики и единства геополитического государства в рамках дореволюционной России.
  • 29. Ускоренные темпы индустриализация в ссср: цели, методы и результаты.
  • 30. Коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств в ссср: причины, методы, допущенные ошибки.
  • 31. Культурная революция в годы строительства социализма (20-30-е годы). Консти­туция ссср 1936 года.
  • 32. Великая Отечественная война советского народа против фашистской агрессии (1941-1945 гг.).
  • 33. Восстановление и развитие народного хозяйства ссср после окончания второй мировой войны (1945-1953 гг.). Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • 34. Ссср в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.).
  • 35. Нарастание застойных явлений в жизни советского общества в 70-е - первой половине 80-х гг.
  • 36. Перестройка в ссср (1985-1991 гг.): цели, основные направления и итоги.
  • 37. Радикальные реформы в новой России и их итоги (1992-2005 гг.).
  • 14. Попытки либеральных реформ в России при Александре I.

    До 1812 г. реформаторская направленность деятельности Александра I была более четкой. С 1801 по 1803 гг. он опирался на рекомендации своих «молодых друзей», членов Негласного комитета (А.А. Чарторый-ский, В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев), с 1806 по 1812 гг. ближайшим советником императора становится М.М. Сперанский.

    Проекты либеральных реформ М.М. Сперанского:

    Сперанский уже к концу 1809 г. составил план реформирования Российской империи – «Введение к уложению государственных законов». Суть проекта заключалась в преобразовании феодально-крепостнической России в правовое буржуазное государство. Также был рассмотрен вопрос отмены крепостного права как непременного условия предотвращения революции.

    В реформаторских проектах М.М. Сперанского отразились популярные в свете Великой французской революции и конституционные идеи. Сперанский планировал: 1) сформировать парламент страны – Государственную думу; 2) применить принцип разделения властей (на законодательную, судебную, исполнительную); 3) применить принцип выборности при формировании властных органов (при этом избирательное право ограничить имущественным цензом); 4) предоставить право всем в стране приобретать недвижимую и по мере накопления собственности получать более широкие политические права; 5) сохранить права законодательной инициативы и роспуска Государственной Думы за царем.

    По проекту конституции, разработанному Сперанским, все население государства делилось на три сословия:

    1) дворянство;

    2) купцы, мещане, государственные крестьяне;

    3) «народ рабочий» – помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга.

    Данные преобразования, по мнению реформатора, должны были вводиться в жизнь постепенно. Но из всего многообразия идей Сперанского была осуществлена только одна – в 1810 г. был создан Государственный совет. Государственный совет являлся законосовещательным органом, который был призван стать связующим звеном между императором и другими ветвями власти. Одно из положений принятых в то время было направлено на то, чтобы служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Большинство дворян в этом увидело угрозу для своего привилегированного положения и начало выступать против либерального проекта М.М. Сперанского. Самым известным критиком реформ стал писатель и историк Н.М. Карамзин.

    По требованию консервативного дворянства в 1812 г. Сперанский был сослан. В то же время после войны конституции получили новые провинции России: Польша и Финляндия.

    Таким образом, предпринимаемые Александром I меры по преобразованию общественно-политического устройства страны не привели к значительным изменениям.

    В 1811 г. были преобразованы министерства, а именно были уточнены их функции, структура. Эти меры позволяли завершить формирование административной машины Российской империи.

    15. Внешняя политика России в первой четверти XIX в.

    Основными направлениями во внешней политике России первой четверти XIX в. были западное и восточное. Международная обстановка в Европе и на Ближнем Востоке определяла действия русского правительства в разрешении тех или иных внешнеполитических конфликтов.

    Александр I Павлович (1801–1825). Екатерина II воспитывала своего внука в духе идей Просвещения, отчего Александр I вступил на престол почти что убежденным республиканцем. Но со временем, осознавая российскую действительность, взрослея, набираясь опыта, Александр стал осторожнее и консервативнее. Возможно, от преобразований, которые могли бы ущемить интересы дворянства, его сдерживал и печальный опыт отца Павла I (1796–1801), недовольство политикой которого закончилось дворцовым переворотом, завершилось его убийством.

    До 1812 г. реформаторская направленность деятельности Александра I была более четкой. С 1801 по 1803 гг. он опирался на рекомендации своих «молодых друзей», членов Негласного комитета (А.А. Чарторый-ский, В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев), с 1806 по 1812 гг. ближайшим советником императора становится М.М. Сперанский. После войны Александр I начал отходить от политической деятельности, заинтересовался мистицизмом, впал в глубокую депрессию. Значительную роль при дворе в это время играл А.А. Аракчеев. Хотя и в этот период прослеживаются некоторые реформаторские мероприятия.

    Проекты либеральных реформ М.М. Сперанского

    В реформаторских проектах М.М. Сперанского отразились особенно популярные в свете Великой французской революции и конституционные идеи. Сперанский планировал: 1) сформировать парламент страны – Государственную думу; 2) применить принцип разделения властей (на законодательную, судебную, исполнительную); 3) применить принцип выборности при формировании властных органов(при этом избирательное право ограничить имущественным цензом); 4) предоставить право всем в стране приобретать недвижимую собственность и по мере накопления собственности получать более широкие политические права; 5) сохранить права законодательной инициативы и роспуска Государственной Думы за царем.

    По мнению М.М. Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, существенно укрепить законность в стране, сохранив в руках царя все основные полномочия. Данные преобразования, по мнению реформатора, должны были вводиться в жизнь постепенно. Но из всего многообразия идей Сперанского была осуществлена только одна – в 1810 г. был создан Государственный совет, хотя в дальнейшем этот орган развивался совсем не так, как задумывал сам реформатор. Государственный совет являлся законосовещательным органом, который был призван стать связующим звеном между императором и другими ветвями власти. Одно из положений принятых в то время было направлено на то, чтобы служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Большинство дворян в этом увидело угрозу для своего привилегированного положения и начало выступать против либерального проекта М.М. Сперанского. Самым известным критиком реформ стал писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», которую он направил царю, он настаивал на необходимости сохранить старые порядки: самодержавие и крепостничество.

    По требованию консервативного дворянства в 1812 г. Сперанский был сослан. В то же время после войны конституции получили новые провинции России: Польша и Финляндия.

    Таким образом, предпринимаемые Александром I меры по преобразованию общественно-политического устройства страны не привели к значительным изменениям.

    В 1811 г. были преобразованы министерства, а именно были уточнены их функции, структура. Эти меры позволяли завершить формирование административной машины Российской империи.

    Российский либерализм как официальный политический курс сформировался в период правления Александра I. Тираническое правление Павла I вызвало острое недовольство в кругах дворянства, интересы которого были сильно ущемлены. В ночь на 12 марта 1801 г., группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом. На престол вступил старший сын Павла - Александр.

    Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Александр I вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами. В манифесте 12 марта 1801 года он объявил, что будет управлять «Богом вверенным» ему народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия». Александр начал с того, что восстановил отмененные Павлом I «жалованные» грамоты 1785 года дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы - уездные и губернские собрания дворян, освободил их от телесных наказаний, введенных Павлом I; была упразднена наводившая уже Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой; освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники. Были возвращены из ссылки до 12 тысяч опальных или репрессированных Павлом чиновников и военных, была объявлена амнистия всем, кто бежал за границу от Павловских репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство Павловские указы, например, носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Было разрешено вновь открывать частные типографии и дозволить их владельцам, издавать книги и журналы.

    В первые годы царствования Александра I стояли не только устранения последствий тирании Павла I, и усовершенствование государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархиям приходилось считаться с новым «духом времени» - с влиянием идей века Просвещения и французской революции на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    Глава I. Россия в начале XIX века. Начало либеральных реформ

    1. Восшествие на престол Александра I

    2. Деятельность М.М. Сперанского. Этапы либеральных реформ (1807-1812 гг.). Завершающий этап правления Александра I

    Глава II. Николай I (1825-1855 гг.). Реформы и контрреформы

    1. Систематизация законодательства

    2. Егор Францевич Канкрин и денежная реформа

    Заключение

    Список использованных источников и литературы

    Введение

    По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император, в его руках была сосредоточена законодательная и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи огромной армии чиновников. По закону они были исполнителями воли царя, но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же претворяло их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином, как в центральных органах управления, так и в местных (губернских и уездных). Государственный строй Росси по своей форме был самодержавно-бюрократическим. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Ситуация стала постепенно меняться с приходом к власти нового правителя. россия либеральный реформа денежный

    12 марта 1801 года в результате дворцового переворота на российский престол вступил Александр 1 (1801-1825). Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой предыдущего царствования. Александр, преемник императора Павла, вступил на престол с широкой программой преобразований в России и осуществлял ее обдуманнее и последовательнее предшественника. Существовали два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вытекали из их разрешения. Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства. Таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные законы, прежние и новые. Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Никогда цензура и народное образование не входили так тесно в общие преобразовательные планы правительства, как в истекшем столетии. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние. Вот ряд явлений, которые приплетаются к основным фактам жизни первой половины 19 века.

    Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.

    Глава I. Россия в начале XIX века. Начало либеральных реформ

    1. Восшествие на престол Александра I

    Российский либерализм как официальный политический курс сформировался в период правления Александра I. Тираническое правление Павла I вызвало острое недовольство в кругах дворянства, интересы которого были сильно ущемлены. В ночь на 12 марта 1801 г., группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом. На престол вступил старший сын Павла - Александр.

    Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Александр I вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами. В манифесте 12 марта 1801 года он объявил, что будет управлять «Богом вверенным» ему народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия». Александр начал с того, что восстановил отмененные Павлом I «жалованные» грамоты 1785 года дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы - уездные и губернские собрания дворян, освободил их от телесных наказаний, введенных Павлом I; была упразднена наводившая уже Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой; освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники. Были возвращены из ссылки до 12 тысяч опальных или репрессированных Павлом чиновников и военных, была объявлена амнистия всем, кто бежал за границу от Павловских репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство Павловские указы, например, носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Было разрешено вновь открывать частные типографии и дозволить их владельцам, издавать книги и журналы.

    В первые годы царствования Александра I стояли не только устранения последствий тирании Павла I, и усовершенствование государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархиям приходилось считаться с новым «духом времени» - с влиянием идей века Просвещения и французской революции на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований.

    2. Деятельность М.М. Сперанского. Этапы либеральных реформ (1807-1812 гг.). Завершающий этап правления Александра I

    Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губ. Отец его родовой фамилии не имел. И только когда мальчика определили для учебы, он был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда).

    В 23 года судьба М. М. Сперанского круто изменилась. Богатому вельможе князю А. Б. Куракину понадобился домашний секретарь. Сближение с князем Куракиным вывело Сперанского на широкую дорогу государственной службы. С этого момента началась карьера Сперанского как государственного чиновника. Поступив в канцелярию генерал-прокурора 2 января 1797 г. в чине титулярного советника, Сперанский через полтора года становится уже коллежским советником и правителем канцелярии. Князь Куракин был смещен со своего поста через год. На его место был назначен Лопухин, на место Лопухина - А.А. Беклешов. Генерал-прокуроры менялись, а Сперанский оставался на своем месте.

    Попытки реформ первых лет царствования Александра I были связаны с кружком его единомышленников, получивших название "Негласный комитет".

    Собрания "Негласного комитета" происходили два или три раза в неделю. После кофе и общей беседы император удалялся, и в то время как все приглашенные разъезжались, четыре человека пробирались, как заговорщики, по коридору в одну из внутренних комнат, где их ждал Александр. Царь поручил своим молодым друзьям разработать и осуществить реформы, в частности, "обуздать деспотизм нашего правительства". Разумеется, Сперанский сразу же оказался в гуще событий и перемен. Уже 19 марта (через неделю после воцарения нового монарха; именно эта дата приводится во всех формулярных списках) он был назначен "статс-секретарем". Он стал правой рукой Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Участие Сперанского видно в подготовке ряда законов. Так, в 1801 г. вышел указ, позволяющий купцам, мещанам и крестьянам, покупать незаселенные земли. 8 сентября 1802 г. Высочайшим манифестом было объявлено (текст был подготовлен Сперанским) об учреждении - вместо 20 коллегий - 8 министерств: военного (до 1808 г. - министерство военно-сухопутных сил), морского (до 1815 г. - министерство военно-морских сил), иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

    Сперанский готовил ежегодные отчеты министерства внутренних дел, которые публиковались (это было в диковинку) в министерском периодическом издании "Санкт-Петербургский журнал". В февраля 1803 г. при непосредственном участии Сперанского (концепция, текст) был опубликован знаменитый Указ "о вольных хлебопашцах", воспринятый косным дворянством чуть ли не как начало революции. Согласно этому указу помещики получили право отпускать крепостных на "волю", наделяя их землей. За землю надо было платить долгие годы, в случае просрочки платежей крестьянин с семьей возвращался в крепостное состояние. За годы царствования Александра I было освобождено всего 47 тысяч человек.

    Немало было сделано и в области просвещения. В числе преобразовательных реформ следует отметить Школьные уставы 1804., согласно которому в школы всех ступеней - от низших до высших - принимались дети всех сословий. Произошли и серьезные позитивные изменения и в области высшего образования. Учреждались новые университеты: Казанский, Харьковский, Вильнюсский, Дерптский; а также лицеи: Нежинский, Ярославский и Царскосельский. В Петербурге был основан Главный педагогический институт, ставший впоследствии Петербургским университетом.

    Были значительно расширены права печати. Цензурный устав 1804 г. освобождал литературу от предварительной цензуры, права которой четко определялись.

    Сперанский постепенно превращается из простого исполнителя в одного из вершителей судеб России. Вследствие частых отлучек Кочубея по болезни Сперанский становится основным докладчиком царя.

    Этапы либеральных реформ (1807-1812 гг.)

    Преобразование Государственного совета стало важнейшей из осуществленных реформ. 1 января 1810 г. был опубликован "Манифест об учреждении Государственного совета" и "Образование Государственного совета", регламентирующего деятельность этого органа. Оба документа были написаны самим Сперанским.

    Круг полномочий Государственного совета весьма широк. В его компетенцию отнесены: все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений; дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного их смысла; меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению существующих законов, уставов и учреждений; общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры; ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов и чрезвычайные финансовые меры; все дела, по которым отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение; отчеты всех канцелярий министерских департаментов, управляемых статс-секретарями, которые подчинялись государственному секретарю. Это звание было возложено на самого Сперанского. Для производства дел Совета была учреждена государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, докладывающего вопросы на общем собрании и заведующего всей исполнительной частью. При Совете находилась комиссия составления законов и комиссия прошений. Решения Совета принимались большинством голосов.

    Министерская реформа началась еще до преобразования Государственного совета. Манифестом от 25 июля 1810 г. было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения Сперанского. Правда, им вводилось еще одно ведомство: главное управление духовных дел и иноверных исповеданий.

    Следующим манифестом - "Общим учреждением министерств" от 25 июня 1811 г. было объявлено об образовании министерств, определены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел. Определены степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью и, наконец, ответственность как министров, так и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

    Каждое министерство получило единообразное структурное оформление. Согласно "Общему наказу", министерство возглавлял министр, назначаемый императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министры назначали и увольняли чиновников, осуществляли надзор за подчиненными министерству учреждениями. Манифест 1811 г., по сути, дал министрам безграничную власть в своей отрасли. 20 марта 1812 г. было обнародовано "Учреждение Комитета министров". Этим документом он определялся как высший административный орган. Комитет состоял из 15 членов: 8 министров, 4 председателя департаментов Государственного совета, главнокомандующий Петербурга, начальник Главного штаба и начальник морского штаба. Председателем Комитета был князь Н. И. Салтыков, но дела, рассматриваемые Комитетом, докладывались Александру I А. А. Аракчеевым. Создание подобного органа было не чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации.

    Сенат стал камнем преткновения для Сперанского. Если раньше все его предложения проходили почти без обсуждения, то в данном случае развернулись горячие прения в том самом Государственном совете, который был преобразован по его плану. Члены Совета в большинстве своем возражали против реформы Сената. Возражения сводились к тому, что изменение учреждения, веками существовавшего, "произведет печальное впечатление на умы", разделение Сената умалит его важность, повлечет большие издержки и создаст "большие трудности в приискании способных людей как в должности канцелярские, так и в сами сенаторы". Некоторые члены Государственного совета сочли, что выбор части сенаторов противоречит принципу самодержавия и "скорее обратится во вред, нежели в пользу". Другие рьяно выступали против того, чтобы Судебный Сенат был высшей судебной инстанцией и его решение было окончательным, считая, что этот акт будет умалять самодержавную власть.

    Несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть претворенным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен.

    Завершающий этап правления Александра 1

    В середине июля 1825 г. Александр получил достоверные сведения о том, что против него зреет заговор в войсках, расквартированных на юге России. По личному указанию Александра I был разработан план выявления членов и руководителей тайной организации. Возглавить это расследование было поручено Аракчееву. Известия о заговоре в войсках, расположенных на юге России, заставили Александра I отменить намеченный на осень 1825 г. смотр войск в Белой Церкви. 1 сентября 1825 г. Александр выехал на юг, намереваясь посетить там военные поселения, Крым и Кавказ (поездка предпринималась под предлогом поправления здоровья императрицы). 14 сентября царь был уже в Таганроге. Через 9 дней туда приехала Елизавета Алексеевна. 27 октября на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь царь сильно простудился. 5 ноября он возвратился в Таганрог уже тяжелобольным, о чем написал своей матери в Петербург. Лейб-медики констатировали лихорадку. 7 ноября болезнь императора обострилась. В Петербург и Варшаву были отправлены тревожные бюллетени о состоянии его здоровья. 9 ноября наступило временное облегчение. 10 ноября Александр отдал приказ арестовать выявленных членов тайной организации. Это было последнее распоряжение Александра: вскоре он окончательно слег. 14 ноября царь впал в беспамятство. Врачебный консилиум установил, что надежд на выздоровление нет. 19 ноября в 11 часов утра он скончался.

    Глава II . Николай I (1825-1855 гг.). Реформы и контрреформы

    Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Его время - апогей самодержавия в России.

    В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание. Восставшие были расстреляны из пушек, и порядок в столице восстановлен.

    Позднее, в начале января 1826 на юге России так же беспощадно было подавлено восстание Черниговского полка. Россия присягнула Николаю I.

    Николай I понимал реформы как компромисс между прошлым и будущим, а не уничтожение первого во имя второго. Он не торопился с радикальными изменениями, полагая, что им должен предшествовать длительный подготовительный период. Поспешность в решении сложных проблем могла привести, но его мнению, к тяжелым социальным и политическим последствиям.

    Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить страну от разрушительных последствий революционных потрясений могла, по мнению Николая I, только абсолютная монархия. Самодержавие представлялось ему и наиболее удобным механизмом осуществления преобразований. Император находил государственную систему управления, сложившуюся при Александре I, неэффективной. Однако Николай I не отменил ни одного из нововведений Александра I, стремясь решить все проблемы путем централизации и жесткой регламентации работы государственных органов и всей общественной жизни.

    При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, - Собственной его императорского величества канцелярией. Она превратилась в важное учреждение, осуществлявшее высшие контрольно-административные функции, вмешивалась во все сферы политической, общественной, духовной жизни страны, следила за управлением провинциями.

    Особой своей задачей Николай считал укрепление полицейского аппарата. Деятельность Министерства внутренних дел его не удовлетворяла. Поэтому в 1826 г. было создано III отделение Собственной его императорского величества канцелярии, призванное осуществлять политический сыск и надзор под личным руководством императора. Во главе отделения был поставлен А.Х. Бенкендорф. В 1827 г. III отделению был придан созданный в этом году корпус жандармов, а страна поделена на жандармские округа. III отделение было немногочисленным, но имело широкую агентурную сеть, с помощью которой ведало сбором информации о настроениях в обществе, следило за подозрительными людьми, занималось перлюстрацией писем, руководило цензурой. Фактически была создана эффективная политическая система, позволившая на длительный период затормозить развитие революционного движения и одновременно направленная на подавление любого инакомыслия.

    Другой мерой борьбы с либерализмом стало ужесточение цензуры. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, названный современниками чугунным. Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника. Тем не менее, мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся. Устав включал в себя 230 запретительных статей. Закрывались журналы либерального направления: «Московский телеграф», «Телескоп» Ии многие другие. Писателей, публицистов, посмевших высказать в печати взгляды, не совпадавшие с официальными, подвергали репрессиям (ссылка М.Е. Салтыкова-Щедрина, арест И.С. Тургенева). Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественно-научные и философские книги, противоречившие православному нравоучению.

    Николай I твердо верил в необходимость следования букве существующих законов для процветания страны. В связи с этим была проведена кодификация права (упорядочение). Кодификация была направлена на достижение единообразия делопроизводства, преследовала цель устранить любую «самодеятельность». Эта работа была возложена на II отделение Собственной его императорского величества канцелярии и велась под руководством возвращенного из ссылки М.М. Сперанского. В 1830-1832 гг. было осуществлено издание 45 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода действующих российских законов.

    Осуществляемая Николаем I идея сверхцентрализации на практике обернулась разрывом связи между властью и реальной жизнью и привела в итоге к кризису власти.

    Педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.

    В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником «своеволия и вольнодумства». Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности.

    Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималось, как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

    1 . Систематизация законодательства

    Работы по систематизации законодательства были поручены возвратившемуся к активной государственной деятельности Сперанскому.

    Он был возвращен из ссылки еще Александром I. Николай, прежде чем приблизить его к себе, подверг тяжелому испытанию: включил в состав Верховного уголовного суда над декабристами; более того, поручил составить приговор. С крайне неприятным чувством и не без внутренней борьбы Сперанский выполнил это поручение. Именно он, с его умением все систематизировать, разбил подсудимых на «разряды» по степени их вины, так что «высшая группа» из пяти человек был осуждена на Казань. После этого ему было доверено действительно важное государственное дело - составление нового Свода законов.

    Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов и указов, которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Разобраться в них мог только очень опытный юрист. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность властей, создавало почву для злоупотребления чиновников.

    Сперанский, давно оставивший мечты о конституции, теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Поэтому он с великой охотой взялся за порученное ему дело. Групп специалистов под его руководством выявила в архивах и расположила в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи» (51 том). К концу 1832 г. закончилось подготовка всех 15 томов «Свода законов российской империи». В первый том были включены важнейшие государственные законы. 19 января 1835 г. «Свод законов» был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. С 1835 г. этот «Свод» вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. Однако сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Верховные инстанции утонули в море бумаг и потеряли контроль за ходом дел на местах, а это вело к волоките и злоупотреблениям.

    Важнейшим Николай I считал вопрос о крепостном праве. В начале правления его постоянно занимала мысль об освобождении крестьян, он соглашался с тем, что крепостное право есть зло. Но затем он пришел к выводу, что отмена крепостного права сейчас будет для России злом еще большим. В 1827 г. был издан закон, по которому, если в дворянском имении за крестьянином числилось меньше 4,5 десятины на душу, то такой крестьянин или переходил в казенное управление, или в свободное городское состояние. В 1841 г. крестьянская семья была признана неразрывным юридическим составом, и крестьян было запрещено продавать отдельно от семьи. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, который позволял помещику отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю во временное пользование в ответ на определенные повинности или оброк. В 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право с согласия помещика приобретать недвижимую собственность.

    Значительно больше было сделано для государственных крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837 г. по 1841 г. была проведена система мероприятий по управлению государственными крестьянами. В 1837 г. для управления крепостными крестьянами было создано Министерство государственных имуществ. Руководство этим министерством Николай I доверил своему сподвижнику графу П.Н. Киселева. Под его руководством и была проведена реформа государственной деревни. Было создано 6 тыс. сельских общин. Им было предоставлено право самоуправления и право избрания мировых судей. Согласно указу 1843 г., ни один окружной начальник не имел права вмешиваться в дела общины. Малоземельным государственным крестьянам было передано 2 млн. 300 тыс. десятин свободной земли; 500 тыс. дес. земли было передано крестьянам, вообще не имевшим земли; 170 тыс. крестьян были переселены в районы, обладавшие излишками земли; образованным сельским общинам было передано 3 млн. дес. леса. Большое внимание уделялось поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Министерство создавало семенной фонд и продовольственные склады в деревнях на случай неурожая. Так, правительство практиковало посадку картофеля и сразу же убирало картофель в склады. Посадку картофеля крестьяне расценили как увеличение казенной запашки. По стране прокатились «картофельные бунты». Для государственных крестьян были созданы свыше тысячи сельских кредитных обществ и сберегательных касс; для крестьян было построено 98 тыс. кирпичных домов. Было много сделано для охраны здоровья крестьян и образования. В 1838 г. в общинах крестьян было 60 школ с 1.800 учащимися, а в 1866 в них имелось уже 2.550 школ, в которых училось 110 тыс. детей. Государственные крестьяне были освобождены от починки дорог. Затем крестьян стали переводить на оброчное состояние.

    В 1844 по 1847 гг. в Киевском генерал-губернаторстве (9 западных губерний) была проведена инвентарная реформа. Земля здесь после вхождения в 1815 г. в состав России принадлежала польским дворянам-католикам, оппозиционным России. Они притесняли своих крестьян - украинцев, белорусов, русских. Николай I стал проводить политику защиты православного населения на этих территориях. Здесь были проведены инвентари - опись помещичьих имений. В соответствии с размерами помещичьих имений устанавливались четкие нормы барщины и оброка, которые владелец именья не имел права превышать.

    2 . Егор Францевич Канкрин и денежная реформа

    Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

    Главной своей задачей Канкрин считал упорядочение денежного обращения. Реформа проходила поэтапно. На начальном этапе (в 1827 г.) было официально разрешено при взносах в казну некоторых налоговых платежей принимать от населения серебро по биржевому курсу 1:3,7 или 27 копеек серебром за рубль ассигнациями. Эксперимент прошел удачно, и в 1830 г. в 27 губерниях разрешили принимать металлические деньги при платежах за все подати и сборы по чуть уточненному курсу 27,4 коп. Благодаря этому мероприятию резко увеличился приток в казну звонкой монеты. Люди привыкали к забытой уже форме металлических денег, которые начали обращаться на рынке наравне с ассигнациями. Последние постепенно стали превращаться как бы в разменные (вспомогательные) деньги. Тем не менее, спрос на них возрос, поскольку и продавцы, и покупатели убедились на практике в устойчивом характере повышения их курсовой стоимости.

    1 июня 1839 года произошло главное событие в жизни Канкрина - был опубликован указ о переходе на металлическое денежное обращение. Этот год принято считать годом начала денежной реформы Е.Ф. Канкрина: серебряный рубль объявили базовой монетной единицей и установили его твердый курс по отношению к ассигнациям. С 1 января 1840 г. при государственном коммерческом банке открылись депозитные кассы для привлечения вкладов населения в звонкой монете. В обмен вкладчик получал специальные депозитные билеты достоинством 1,3,5,10,25,50,100 руб. серебром. Такие билеты имели хождение наравне с серебряной монетой по всей стране. Население быстро привыкло к тому, что: в качестве платежного средства везде можно использовать и звонкую монету, и бумажные деньги; курс ассигнаций в течение длительного времени остается практически стабильным; при совершении крупных платежей использование денежных купюр предпочтительнее по сравнению с металлическими монетами. В конце 1841 г. депозитные билеты были заменены кредитными. Новая денежная система устойчиво функционировала свыше десяти лет.

    В царствование Николая I произошло немало важных событий, не имеющих государственной важности, но результатами которых мы пользуемся до сих пор. Была построена первая в России Царскосельская железная дорога (1837), а затем Николаевская железная дорога Петербург - Москва (движение поездов началось в 1851 году). В годы царствования Николая I рождается первый официальный гимн Российской империи, ставший одним из символов николаевской эпохи. Автором текста гимна «Боже, царя храни» стал поэт В.А. Жуковский, композитором А.Ф. Львов. Гимн впервые исполнили в Москве, в Большом театре 11 декабря 1833 года. При нем в школах России были введены единые программы, учебники, отметки (от 1 до 5), форма одежды.

    Заключение

    Каждая проведенная реформа сыграла свою роль и имела огромное значение для исторического и политического процесса в целом; реформы коснулись практически как всех сфер общественной жизни, так и государственного устройства и в области образования; уделив вниманию каждой реформе, можно четко сформулировать сложившуюся политическую обстановку в России. Знакомясь с правительственной деятельностью изучаемой эпохи, мы приходим к заключению, что первое время царствования Николая I было временем бодрой работы, поступательный характер которой, по сравнению с концом предшествующего царствования, очевиден. Однако позднее можно убедится, что эта бодрая деятельность не привлекла к себе ни участия, ни сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала императору Николаю I той популярности, которой пользовался в свои лучшие годы его предшественник Александр.

    Власти при императоре Николае I к обществу не обращались и от него не брали ничего; канцелярии же давали только исполнителей-формалистов, далеких от действительной жизни. К концу царствования императора Николая I система бюрократизма отчуждавшая власть от общества, привела к господству именно канцелярского формализма, совершенно лишенного той бодрости и готовности к реформам, какую мы видели в начале этого царствования.

    Кодификация законов, реформа управления государственной деревней и денежная реформа Е.Ф. Канкрина (введение серебряного рубля и кредитных билетов) - вот основные положительные моменты николаевского царствования. С их помощью Николаю I удалось добиться роста торговли, поднять экономику России, и тем самым как-то укрепить свою Империю.

    Несмотря на это к концу царствования Николая I внешний долг России достиг 278 млн. рублей, более чем вдвое превысив ту сумму долга, которую оставил Александр I. Огромные средства, направляемые на военные нужды, расходовались нерационально. Николай I, живший представлениями эпохи наполеоновских войн, не замечал растущей военной отсталости России. Не видел он и того, что его Империя стоит на пороге жестокого кризиса.

    Николаевская Империя потерпела серьезное военное поражение. Жестокий удар был нанесен по официальной доктрине о превосходстве российских порядков над европейскими. Война беспощадно обнажила отсталость России, гнилость николаевской Империи.

    Список использованных источников и литературы .

    1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVII-первой половине XIX века. - М., 1994.

    2. Буганов В.И, Зырянов П. Н «История России: конец XYII-XIX век». - М.: «Просвещение»,1995

    3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века. - М.: Право и закон, 2001

    4. Исаев И.А. "История государства и права России"- полный курс лекций, - М.: Юрист, 1994.

    5. Коняев Н.М. Подлинная история дома Романовых М. Вече, 2006 г

    6. Макеева Г.Д. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке. М., 1990;

    7. Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н. История Россия с начала XVII до конца XIX века. - М.: АСТ, 1996.

    9. Мироненко С.В. «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века».- М.: «Наука», 1989

    10. Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М.Сперанского. СПб., 1999; с

    11. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. - М.: ПРОСПЕКТ, 1997.

    12. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX - первой трети XX столетия. М., 1997. С. 39.

    13. Сахаров А.Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М.,1993

    14. Соловьев С.М. Сочинения в 18 тт. Кн. 1. История России с древнейших времен. М., 1988.Т. 1-2. С. 51

    15. Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993.

    16. Чистякова О.И. "История отечественного государства и права". Учебник. Часть 1.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Истоки либерализма. Зарождение и развитие либерализма в царской России. Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Земская и городская реформы. Судебная и военная реформа. Реформы системы просвещения и цензуры. Контрреформы 80-90-х годов.

      реферат , добавлен 23.11.2006

      Социально-экономическое состояние России в начале XIX века. Восшествие на престол Александра I и период либеральных реформ, начало карьеры М.М. Сперанского. Создание Негласного комитета. Преобразования высших органов власти. Сперанский и декабристы.

      дипломная работа , добавлен 13.12.2010

      Изучение социально-экономических и политических либеральных преобразований в эпоху правления Александра I. Характеристика государственной деятельности М.М. Сперанского, концепция его реформ. Отечественная война 1812 г. и ее значение в истории России.

      контрольная работа , добавлен 20.04.2010

      Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

      реферат , добавлен 29.04.2019

      Основные тенденции социально-экономического развития страны. Внутриполитическая деятельность Александра I (1801-1825) и ее противоречивость. "План государственного преобразования" М.М. Сперанского. Внутренняя политика и основы правления Николая I.

      контрольная работа , добавлен 06.12.2011

      Этапы правления Александра I. Предпосылки перехода к реакционным мерам. Суть преобразований, "Аракчеевщина". Итоги деятельности А.А. Аракчеева и ее влияние на дальнейшее развитие государства. Причины свертывания либеральных реформ в 1814-1825 гг.

      реферат , добавлен 13.11.2016

      Россия и мир в конце XVIII-начале XIX веков. Попытки государственных реформ Александра I. Внешняя политика. Преобразования в образовательной сфере. Россия в войне 1812 года. Движение декабристов. Союз спасения и благоденствия. Южное и северное общества.

      контрольная работа , добавлен 26.06.2008

      Политические и социально-экономическое развитие России в начале XIX в. Воцарение и преобразовательная деятельность Александра I. Ужесточение власти в эпоху Николая I. "Александровская" модернизация второй половины ХIX в. - время либеральных реформ.

      реферат , добавлен 14.05.2008

      Проведение Александром I реформ высших органов управления, финансов и образования. Предпосылки и ход восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Усиление централизации власти и введение цензурного устава в период правления Николая I, его внешняя политика.

      контрольная работа , добавлен 16.04.2013

      Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    ВВЕДЕНИЕ

    1.Реформаторские проекты Александра I

    1.1 Начало реформ

    1.2 Реформы государственного управления

    2.Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского

    3.Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

    4.Политическая идеология декабристов. Проекты преобразования государственного и политического строя России П.И. Пестеля и Н.М.Муравьева

    5.Политические идеи П.Я.Чаадаева

    6.Политико-правовые воззрения западников и славянофилов

    Заключение

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Интерес к истории особенно возрастает в переломные периоды жизни общества, когда чрезвычайно важным становится обращение к прошлому, изучение опыта предшествующих поколений и использование его для решения насущных задач. Возникшие при проведении реформ трудности поставили под сомнение возможность использования для России классических западных моделей политического устройства, что, в свою очередь, обусловило рост интереса к отечественному опыту и, в частности, к начальной истории политико-правового учения России.

    Таким образом, в начале XIX века в России сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.

    1. Реформаторские проекты Александра I

    1.1 Начало реформ

    Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением в наибольшей мереодиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику "по законам и сердцу" своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом "Жалованные грамоты" дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

    Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. При этом основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.

    1.2 Реформы государственного управления

    В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

    В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.

    ВВЕДЕНИЕ принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

    Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

    Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 - 1839), которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

    2. Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского

    Первые годы правления императора Александра I отмечены стремлением к осуществлению либеральных преобразований в государстве. Именно этот период ознаменовался появлением группы реформаторов либерального толка, среди которых особо выделялся М.М. Сперанский (1772 1839).

    По заданию императора Сперанский подготовил ряд проектов, касавшихся усовершенствования государственного строя империи, явившихся фактически проектами российской конституции. Часть проектов были написаны в 1802 1804 гг., в 1809 г. подготовлены обширные трактаты "ВВЕДЕНИЕ к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных законов Российской империи".

    Идеал Сперанского конституционная монархия, основанная на "законности форм осуществления власти". Непременным условием существования подобной формы правления является разделение властей. Законодательная власть, в соответствии с проектом, вручается двухпалатной Думе, занимающейся обсуждением и принятием законов. Исполнительная власть принадлежит монарху и является подконтрольной представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных как низшую ступень и Сенат как высшую инстанцию. Судебные учреждения: волостные, уездные, губернские суды должны были организовываться на основе выборности должностных лиц.

    Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей в рамках Государственного совета, состоящего частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных населением. Государственный совет, в отличие от Думы, обладал лишь правом законодательной инициативы утверждение законов являлось прерогативой Государственной Думы.

    Проект Сперанского предполагал создание многоступенчатой системы представительных органов: население на местах избирало волостную Думу, далее выборы проводились в окружную, губернскую думу, которая в свою очередь избирала депутатов в высший законодательный орган Государственную Думу. Сперанский предложил новый принцип организации выборов на основе имущественного ценза, в соответствии с которым население России делилось на три сословия дворянство, "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, рабочие, при слуга). Политические права, включающие право избирать и быть из бранным, получали первые два сословия, обладавшие необходимым для этого условием недвижимостью. Рабочий народ наделялся только гражданскими правами.

    Являясь противником крепостного права, Сперанский предложил двухэтапную схему освобождения крестьян от крепостной зависимости.

    Проект Сперанского, представленный в конце 1809 г., первоначально был одобрен императором, однако Александр не решился на широко масштабное осуществление реформ. Преобразования фактически коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским "Общее учреждение министерств", которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также поря док делопроизводства. Этим по существу и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. Позднее реформатор был удален от двора и сослан в Пермь.

    3. Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

    Выдающийся русский историк, литератор, общественный деятель Н. М. Карамзин (1766 1826) считается одним из основоположников российского консерватизма. В в наибольшей мереконцентрированном виде политические взгляды Карамзина были изложены им в записке "О древней и новой России" (1810 1811), обращенной к императору Александру I. Записка содержит доказательство необходимости самодержавия для Российского государства ("самодержавие есть палладиум России"), сохранения крепостного права. "Россия, пишет Карамзин, всегда основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием".

    Выступив с осуждением проекта реформ М. М. Сперанского, ав тор "Записки" всячески отстаивал свой идеал сильное монархическое правление, осуществляющееся с опорой на законы и принимающее меры к нравственному воспитанию и просвещению народов своей страны. Так, Карамзин призывал императора вернуться к образу "просвещенного монарха" в соответствии с идеями Монтескье и воз зрениями Екатерины II в начале ее царствования. Так же, как и французский просветитель, русский ученый мотивировал свои монархические предпочтения географическими факторами, полагая, что обширность территории России, численность ее народонаселения изначально предопределили страну к монархии.

    Социально-политическая система Российского государства была представлена Карамзиным в виде следующей формулы: "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод хранилище законов, над ними Государь как единственный законодатель, единственный источник власти".

    Власть на местах, по мнению Карамзина, должна быть представлена губернаторами, для чего историк советовал найти пятьдесят умных и компетентных людей, которые "ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России". Критикуя со временный ему государственный аппарат с его некомпетентностью, взяточничеством чиновников и безответственностью лиц, наделенных властными полномочиями, автор "Записки о древней и новой России" видел единственный выход из положения в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Учредить хорошее управление можно, считает Карамзин, только путем ослабления центральной власти и расширения полномочий власти на местах, поскольку только местной власти известно истинное положение дел в провинциях.

    В своем правопонимании Н.М. Карамзин придерживался взглядов, противоположных теории естественного права. Право, государство, сословный строй России связывались им с идеей самобытного народного духа, представляющего собой "привязанность к нашему особенному, уважение к своему народному достоинству". Власть, идя по пути Просвещения, не должна навязывать народу чуждые ему за коны и учреждения: "Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обязательств". В то же время ученый отмечал назревшую необходимость современного пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ. Законы надлежало исправить, "в особенности же уголовные, жестокие и варварские", существующие "к стыду нашего законодательства".

    В области внешней политики Карамзин придерживался мирной ориентации, давая положительную характеристику деятельности правителей допетровской России: "Политическая система московских государей заслуживала удивление своей мудростью, имея Целью одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости... желая сохранять, а не приобретать". В организации современной русской армии Карамзиным усматривалась необходимость перемен, связанных с сокращением ее численности, уничтожением военных поселении и "уменьшением строгости в безделицах".

    Взгляды Н. М. Карамзина, несмотря на то, что его "Записка" осталась неизвестной для современников, оставили заметный след в истории российских политических учений. Некоторые идеи выдающегося русского историка были восприняты представителями охранительного течения в общественной мысли николаевской эпохи.

    4. Политическая идеология декабристов. Проекты преобразования государственного и политического строя России П.И. Пестеляи Н.М. Муравьева

    Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии оказали большое влияние на передовое дворянство, прежде всего, из числа офицерства. Освободительный дух, выросший в борьбе против наполеоновских войск, вкупе с посещением европейских стран, знакомством с политическим устройством, образом жизни, социальным укладом Западной Европы не мог не вызвать стремления к преобразованиям в этих сферах у себя на родине. Скрытое брожение в среде прогрессивного офицерства вылилось в создание в 1816г. первой тайной организации Союза спасения, просуществовавшего до 1818 г. В ян варе 1818 г. было организовано новое тайное общество Союз благоденствия, который в свою очередь распался в 1820 г. на Северное и Южное общества.

    В начале 20-х гг. были разработаны программные документы тайных обществ: в Южном "Русская Правда" (автор П.И. Пестель), в Северном "Конституция" (автор Н.Муравьев).

    Политическая программа Пестеля являлась в наибольшей мерерадикальной. Она предполагала отмену крепостного права и безвозмездное наделение крестьян землей. Политическим идеалом П.И. Пестеля была республика. В структуре верховной власти государства Пестель различает верховную законодательную власть и управление (исполнительную власть). Верховная законодательная власть вручается Народному вече; исполнительная державной Думе, а контроль за деятельностью этих Пестель уделял большое значение общедемократическим правам и свободам: неприкосновенности личности, равенства всех перед за коном, свободы слова, совести и собраний, свободы помысла. Единственным возможным средством реализации своей социально-политической программы он считал военно-революционный переворот, предполагающий немедленную ликвидацию монархии и членов царской фамилии. Программа П.И. Пестеля не лишена и некоторых противоречий: ратуя за строгую и неизменную законность, декабрист по считал возможным учреждение революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законом.

    Председатель "Северного общества" Н.М. Муравьев изложил свою социальную и политическую программу В трех проектах Конституции, последний из которых, написанный в тюрьме по требованию следственных властей, являлся самым радикальным из всех его проектов. Формой правления, приемлемой именно для России, Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, способствующем обеспечению взаимоконтроля высших властей в государстве. Законодательная власть, в соответствии с "Конституцией", принадлежит Народному вече, составленному "из двух палат: Верховной Думы и Палаты Представителей"; главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого регламентируются законом.

    Государственное устройство федеративное: вся Россия разделе на области, именуемые Державами, и в каждой из них учреждается областное управление.

    Судебная власть (Судная) не отделена от административной и осуществляется в централизованном порядке посредством сложной системы судебных органов. В уездах действуют совестные суды, количество которых определяется размером территории и населенностью уезда. Следующим звеном судебной системы являются Областные суды, члены которых избираются Областными палатами выборщиков из числа лиц, обладающих годовым доходом не менее трех тысяч рублей. В этом суде имеется коллегия присяжных заседателей. Следствие не отделено от суда, но в судебном заседании участвуют стряпчие или адвокаты, образующие в каждом уездном городе свое сословие. Высшим судебным органом является Верховное судилище. В соответствии с проектом предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел во всех судах. Конституции Муравьева содержали требования неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, и никаких исключений из этого правила не допускалось.

    Следует отметить, что большинство политических и правовых идей декабристов о системе государственной власти, выборности без имущественного ценза и другие, намного опередили свое время некоторые из них были осуществлены в Российском государстве лишь в начале XX в. Декабристы стали первыми в истории России революционерами, попытавшимися осуществить на практике свои теоретические воззрения. Несмотря на поражение, в идейно-духовном плане выступление декабристов заложило основы для будущего развития революционного движения в стране.

    5.ПолитическиеидеиП.Я.Чаадаева

    Период правительственной реакции в царствование Николая I ознаменовался творчеством выдающегося русского мыслителя П.Я. Чаадаева. В строгом смысле творчество Чаадаева трудно отнести к какому-либо определенному течению философской и политико-правовой мысли. При этом общая направленность социально-философских воззрений мыслителя позволяет отнести его взгляды как близкие к либеральным.

    Пытаясь сформулировать собственную концепцию места и роли России в истории цивилизаций, Чаадаев стремился не просто описать отставание России, но и вскрыть факторы, тормозящие развитие Отечества. Один из них он видел в географической оторванности русского народа, заброшенного "на крайнюю грань всех цивилизаций мира, далеко от стран, где естественно должно было накопляться просвещение, далеко от очагов, откуда оно сияло в течение стольких веков".

    В этом контексте Чаадаев негативно оценивает ту роль, которую сыграла в истории России православная церковь. Он сетовал на то, что, "повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания". Принятие христианства по византийскому образцу способствовало, по мнению философа, отторжению народов Древней Руси от "всемирного братства", отсюда и слабость России, ее вечное отставание от Запада, изоляция от европейской цивилизации.

    Несмотря на то, что Чаадаев считает необходимым для России пройти все те ступени цивилизации, которые прошла Западная Европа, он отводит России особое место в мировом цивилизационном пространстве. "Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу ни к Востоку".

    Историю человечества Чаадаев разделил на период до принятия христианства эпоху "дикого варварства" и "грубого невежества", и после христианства, когда в обществе появился "духовный принцип", а само оно пришло в движение "силой мысли". В новейшей истории общества мыслитель рассматривал политические революции как духовные революции, рождавшие новые мысли и убеждения. При этом революции 1848 1849 г. в ряде европейских стран развенчали политический европейский идеал Чаадаева, заставив иначе взглянуть на особую роль России в европейских делах. В письме к А. С. Хомякову от 26 сентября 1849 г. он отмечал, что России принадлежит особая участь "спасти порядок, возвратить народам покой, внести в мир, преданный безначалию, свое спасительное начало".

    Основным злом русской жизни П.Я. Чаадаев считал крепостное право. Отдававший предпочтение цивилизованным формам организации жизни, увиденным им в Западной Европе, мыслитель переживал за состояние крепостных людей в России. "В России, заключал он, все носит печать рабства нравы, стремления, просвещение и даже вплоть до самой свободы, если только последняя может существовать в этой среде".

    Идеи Чаадаева оказали огромное влияние на мыслящую часть российского общества, его духовное и социально-политическое творчество отразилось на всех направлениях общественного движения в Рос сии: славянофильстве, почвенничестве, западничестве, либерализме и консерватизме. В "Письмах к будущему другу" (1864) А.И. Герцен подчеркивал, что в 40-х гг. "Чаадаев стоял как-то особняком между новыми людьми и новыми вопросами".

    6. Политико-правовые воззрения западников и славянофилов

    На рубеже 30 40-х гг. XIX века в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли западники и славянофилы. Основой идеологии западников, в наибольшей меревидными представителями которых были Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие, стало признание общности развития России и Запада. Западники признавали важность и полезность успехов европейской цивилизации, считая необходимым заимствование ее опыта Россией. Безусловно, они предлагали не чистое заимствование, а переработку достижений Запада согласно русским условиям и традициям. В будущем, по мнению западников, Россия должна развиваться по буржуазному пути, который признавался универсальным. Западники чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, которые повернули Россию на путь европейского развития. Высказываясь в пользу необходимости введения в стране конституционной монархии, западники полагали, что развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей они считали крестьянскую ре форму.

    Важную роль в произведениях западников занимает проблема прав и свобод личности, в частности политических свобод слова, печати, собраний и т. д. Постепенно часть западников склонилась к признанию идей социализма (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев), часть вы ступила в качестве противников этих идей (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.С. Тургенев).

    Иного взгляда на исторический путь России, ее политико-правовое развитие придерживались славянофилы (А. С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Основным элементом концепции славянофилов (почвенников) является постулат, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается (и должна развиваться) по пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Это, однако, не возводило славянофилов в ранг сторонников правительственной идеологии: они были противниками существующего политического режима, критиковали деспотизм, бюрократическую систему. По явление этих негативных явлений, как, впрочем, и крепостного права в самой его разнузданной форме, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской "европеизацией", которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в формуле: "Сила власти самодержавию, сила мнения народу". По мнению К.С. Аксакова, русскому народу необходима, прежде всего, духовная, нравственная, а не политическая свобода. Взаимоотношения правительства и народа должны включать в себя следующие начала: взаимное невмешательство, обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние, обязанность народа исполнять государственные требования, общественное мнение как живую нравственную связь между народом и правительством.

    В основе русской жизни, в соответствии со взглядами славянофилов, лежали общинное начало и принцип согласия; большое значение имела православная религия, ставящая общее выше частного призывающая к духовному совершенствованию. Славянофилы выступа ли против развития России, по капиталистическому пути считая его противоречащим принципу общинности.

    После реформ 60-х гг. XIX века славянофильство эволюционировало в сторону охранительной идеологии, сблизившись с консервативны ми противниками реформ, однако значительная часть ожиданий и надежд почвенников в отношении русской общины была воспринята идеологами "русского социализма" (народничества).

    Заключение

    Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в истории получило название "декабризм". Тайные организации начали возникать еще в 1816 году. Стремление освободить страну от царского деспотизма привели декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму.

    Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические принципы развитых европейских государств в России. Характерно то, что декабристы в своих идеях, опирались на опыт греко-латинской цивилизации, а также Новгородской республики. Одни предлагали умеренный, реформистский вариант преобразования России (как Н. М. Муравьев), другие - более радикальный - через цареубийство - к республике (П. И. Пестель). При этом их проекты были утопичны, и имели некоторую российскую специфику: великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность (отмена цехов, гильдий и т.д.). Декабризм отражал общественные идеалы европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие, большие по объему части.

    Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада - капитализма.

    Список используемой литературы

    1. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений - Москва, Норма 2000.

    1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVII-первой половине XIX века. - М., 1994.

    2. Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н. История Россия с начала XVII до конца XIX века. - М.: АСТ, 1996.

    3. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. - М.: ПРОСПЕКТ, 1997.

    4. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. - М.-Л., 1957.

    5. Приходько М.А. Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г.). - М.: Компания Спутник+, 2002.

    6. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991.

    7. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993.