«столыпинские вагоны» и «столыпинские галстуки» - гордость реформатора столыпина». Столыпинский вагон

За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.

Итак, «столыпинский вагон» - это стандартный вагонзак для перевозки спецконтингента или, говоря проще, осужденных. В первую очередь он используется для доставки зеков этапом из СИЗО в исправительные колонии.


Сам «столыпин» представляет из себя почти обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора, где ходит конвойный. Другая стена глухая. Три спальных яруса, а между «шконками» второго уровня опускается перегородка, оставляя небольшой «лючок» и тем самым создавая еще одно спальное место. В итоге, по официальным подсчетам, в купе «столыпина» имеется семь спальных мест, но это количество соблюдается лишь на бумаге. Мне доводилось «путешествовать» в купешке набитой 12 зеками, да еще и у каждого баул с вещами и продуктами. Ведь срока ехали мотать немалые. Как уместились? Просто. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. Разумеется, никаких матрасов – голые полки.

Кстати, если прибывший из СИЗО автозак не может подъехать прямо к вагону, то конвой принимает «в поле» и ведет пешочком до перрона. Процесс приемки прост. Начальник конвоя предупреждает: «Я начальник конвоя. Довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выпрыгиваете с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!». И пошли легкими перебежками до «столыпина», овчарки с двух сторон надрываются от лая, автоматчики торопят «Быстрее. Быстрее». У вагона снова все садятся на корточки, баул впереди себя, руки за голову, глаза вниз. И начинается приемка. По одному взлетаем в «столыпин» под крики «первый пошел» - «первого принял», «второй пошел» - «второго принял» и так далее.

Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).

Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»

В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.

Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.

И еще одно своеобразное дополнение к наказанию - это неизвестность на протяжении всего этапа. Большинство осужденных не знают, куда их везут до момента прибытия в колонию. Из окон напротив практически ничего не видно, а конвойные молчат, как партизаны. Вот и приходится прислушиваться к дальним радиообъявлениям, пытаясь понять названия городов и потом уже вычислить примерное направление. Иногда бывает, что на второй день пути конвойный на очередную просьбу «Начальник, ты хоть направление скажи», сжалившись, тихо бросит «На Мурманск идете».

Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния.


Раньше этап в «столыпине» сопровождался еще и избиениями осужденных, разбрасыванием вещей при шмоне, ударами прикладов во время посадки-высадки. Особенно лютовал, так называемый, «вологодский конвой», о котором ходили легенды по всем тюрьмам и зонам. Но сейчас, когда в каждом «столыпине» стоят видеокамеры, конвой достаточно спокоен, насколько это возможно в «тюрьме на колесах». Мне довелось ехать из Мурманска в Вологду в сопровождении «вологодского конвоя» - молчаливые, угрюмые и здоровые мужики. Смотрят мрачными взглядами, чеканят слова, но не бьют. До определенного момента, разумеется.

PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.

Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.


Оригинал:

Как нынче модно срать в головы людям словами: "Прости нас, Государь, не уберегли! Прости нас за измену, трусость и обман!" -

Романтично, правда?

Вот, для таких нужд переселений двухэтажный вагон и построили: первый этаж - для скота и скарба, второй - для людей. Всего один построили. Хотя, возможно ошибаюсь, может построили целых три или четыре таких вагона.

Некоторые елейно мироточат по убиенному "великому" реформатору Столыпину. Любят его цитировать. Один такой мироточащий как-то изрёк такую цитату: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Россию!" Чуть не упал. Помню, что кофе был горячий и я его пролил от услышанного.

Так вот, реформатор очень обрадовал верноподданных, ещё не отошедших от похода с Гапоном в Кровавое воскресенье, удивительными мерами по наведению порядка: военно-полевыми судами.

Справка: "За 1906 - 1907 годы они были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. Предварительное следствие не проводилось, вместо него использовались материалы охранного отделения или жандармского управления. Обвинительный акт заменялся приказом о предании суду. Судебное заседание проводилось без участия в нем прокурора, защитника (обвиняемый должен был защищать себя сам) и без свидетелей защиты при закрытых дверях, при этом допускались допросы свидетелей со стороны обвинения (чаще всего в их роли выступали чины полиции). Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение по распоряжению начальника гарнизона..."

Адвокатов не было, свидетелей тоже, но попов хватало! -

От таких судов не то что в Сибирь поедешь на телеге, или в товарном вагоне. Пешком (вприпрыжку) побежишь!

Ещё упрекают советскую власть в том, что в её молодые горды храмы взрывали. Я так понимаю, что почти при полной народной поддержке взрывали. Толстопузы в рясах у рабочих и крестьян ни с чем иным, как с царским произволом, уже и не ассоциировались.

Цитата про "чудесные" экономические показатели: "О каком «промышленном прорыве» и «освоении Востока» при Столыпине можно говорить, если Россия стремительно сокращала железнодорожное строительство? Если в 1896-1901 годах в России строилось в среднем за год по 3100 вёрст железнодорожного полотна, то в 1902-1903 годах - уже по 1902 версты, а в 1908-1913 годах (как раз время правления Столыпина и сразу после него) - всего по 719 вёрст. Причина - катастрофическая нехватка денег, которую никакой Столыпин не мог преодолеть..."

Кто из вас пробовал ездить без нормальной еды, без лекарств, без доступа к врачу, за тысячи километров в товарном столыпинском вагоне? Взяв с собой всю свою семью, включая грудных детей. Не ездили, часом?

Конечно, были поезда и из пассажирских вагонов. Очень хорошо подходили для отчётных постановочных снимков -

И в Париж они не выехали. Они все остались в СССР. Как прощальный привет от никчёмного Николашки.

Так вот, прежде чем оплакивать "невинно" репрессированных в двадцатые и тридцатые годы, нужно подумать головой на счёт того, из какой они среды взялись.

Не одно десятилетие, при царях, в Российской империи творилась полнейшая антисоциальная херня, которая и принесла свои ужасные плоды. Плоды приходилось ловить и отправлять в тюрьмы и колонии. Отсюда и несколько повышенный процент сидельцев в молодые годы СССР.

Опишите среду обитания в России (1900 - 1922) любому участковому или следователю, они вам сходу и расскажут про то какая это была прекрасная среда для преступного мира.

Сейчас поймай на Украине обычного убийцу, который соседям во двор гранату кинул, что он скажет? Скажет что он политический активист и боролся за свои убеждения. Ещё и какие-то партийные побратимы найдутся, придут в зал суда переживать за своего подельника. Его осудят, сошлют на отсидку, а спустя годы оно будет всем рассказывать, что пострадал из-за убеждений! Был притеснён антинародным режимом!

Как сейчас потомки "невинных" и рассказывают о сталинском СССР. Они не дети убийц, воров, провокаторов, шпионов и предателей - все они дети "невинных" жертв.

Если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция, и не приведение большевиками страны в чувство, не было бы России уже давно.

"Во что превратился добрый русский народ? Почему он преобразился в жадного зверя, жаждущего крови? " - пишет мне одна дама на надушенном листке бумаги. "Христа забыли, его идеи растоптали",- пишет мне граф П. "Ну что, вы довольны? Во что превратилась великая доктрина любви к ближнему? Что сделали со святостью церкви и религии? " - спрашивает К. Бруйтам из Тамбова.
Все повержены, убиты, исполнены трепета при мысли об этой великой и трагической эпохе. Не имея возможности ответить каждому на его письмо отдельно, я постараюсь ответить всем сразу:
Милостивые государи и милостивые государыни, день расплаты за ваше преступное безразличие к жизни русского народа настал. Все что вы сейчас испытываете, все что вас терзает - вами всецело заслужено. И в ответ на ваши послания я могу сказать вам только одно:
Я желаю, чтобы все ужасы жизни, которые созданы вами самими, приняли более глубокие и чувствительные размеры, чтобы ваши сердца страдали все более и более. Чтобы слезы прогнали сон от ваших глаз. Чтобы вихрь сумасшествия и ненависти опустошил нашу страну и истребил бы вас. Вы этого заслуживаете. Не удивляйтесь, если в ваших душах все, что остается доброжелательного и честного, будет стерто грязью и низостью, которая там находится и на которую вы обращаете к сожалению так мало внимания. Ваши души полны мерзостью, ложью, жаждой к власти и всеми низкими инстинктами..."

М.Горький Письмо к русским монархистам, Берлин, 1920.

П.С. И кто все эти смешные люди, которые от имени всех граждан позволяют себе просить прощения у какого-то предателя-неудачника?

Хотя, если учесть уровень надвинувшегося образования, то это и не удивительно -

Впервые вагонзэки появились в 1908 году во времена известного министра царской России Столыпина. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими». С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.

Так они до сих пор в тюремной среде и называются, хотя сейчас это просто модификация стандартного пассажирского вагона. С виду он и почти неотличим от такового - только с одной стороны окон поменьше - в купе для арестантов их нет, а на окнах другой стороны, что со стороны прохода, на окнах решетки. Такой вагон разделен на две половины - для зеков и для конвоя.

Можете увидеть разницу и, в следующий раз, оказавшись на станции, помахать ручкой путешествующим зекам и вспомнить старую присказку о суме и о тюрьме. Хотя обычно окна на станциях закрыты даже в жару и, соответственно, увидеть, что внутри не получится, так как они непрозрачны.

Более официальное название такого вагона - вагон-зак, как и автомобиля для перевозки арестованных - . Скорее всего "зак" - это сокращение от чего-то вроде "закрытого типа", но арестанты это произносят на свой манер - как "автозэк" и "вагонзэк". Очень метко, как, впрочем, обычно и бывает на фене.

Так вот - о внутреннем устройстве " ". Представьте обычный купейный вагон, стандартное купе, но только с тремя полками, отделка которого явно попроще и скамейки деревянные, у которого нет окна, а стенка с дверью представляют собой решетку с мелкой ячейкой. Из модификаций - еще откидываемая вторая полка, позволяющая превратить второй ярус в сплошное ложе. Вторая полка самая комфортная, поэтому путешественники с опытом стремятся занять в первую очередь ее - здесь можно и лежать, и сидеть, тогда как внизу при переполненном купе - только сидеть. А сидеть сутки тяжеловато. На третьих полках умещается только по одному человеку лежа. Сюда забираются чисто поспать в порядке обмена жилплощадью.

Сложно угадать маршрут поезда. Зеки ориентируются по станционным динамикам, которые объявляют посадку на тот или иной поезд. Скажем, прозвучало "Поезд "МоскваПавлодар" отходит со второго (первого, десятого) пути", и состав спустя несколько минут тронулся - есть вероятность, что зеки действительно отправляются в Казахстан. По вокзальным рупорам опытный зек определит вокзал (Казанский, Ярославский, Курский и т.д.), а значит, и направление состава - восточное, северо-восточное или же прочие.

Столыпины не всегда следуют кратчайшим путем, а так, как это выгодно экономически, что не всегда совпадает. Вплоть до того, что
например, чтобы попасть из тюрьмы в зону, расположенную за 140 км, приходится делать крюк километров в 700, отдыхая в двух тюрьмах соседних областных центров, потратив на это две недели по причине того, что на бензин для автозэка денег нет.

Посадка в вагонзак проходит в таком же бодром темпе, что и в спецавтомобиль. К вагонным дверям подъезжает вплотную - дверь к двери - автозак, открываются двери, в метровом промежутке выстраивается караул и начинается процедура.

Поток зеков порциями переливается в коридор вагона, где происходит посадка в четвертое купе, затем в третье, и так до первого. Второй конец коридора блокирован не только закрытой дверью, но и конвоем. Загрузка зеков происходит на отдаленном перроне, подальше от любопытных глаз. Внешне такие вагоны напоминают багажные или почтовые.

Бежать из "столыпинского" вагона намного тяжелей, чем из автозака или пенитенциарной недвижимости - тюрьмы либо колонии. На попытку побега влияют многие факторы, которые характерны только для вагонзака. Во-первых, все купе просматриваются из коридора, и конвоир следит за зеком, даже не открывая дверь. Во-вторых, прыгать на скорости очень рискованно, а сходить или сползать во время стоянки - глупо. На каждой остановке из вагона выходят по два солдата и внимательно обследуют стенки и днище вагона (по крайней мере, обязаны это делать). И еще. В дороге, какой бы длинной она ни была, заключенный покидает купе только для оправки. Но и эти считанные минуты, пока он дуется в туалете, его караулят три человека. Александр Солженицын сравнивал оправку в вагонзаке с ответственной и даже боевой операцией для караула.

Вагонза́к (вагон для перевозки спецконтингента ) - специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.

История появления

Внутри вагона для спецконтингента.

Перевозка заключённых в вагонзаках во времена правления Сталина подробно описана в художественном произведении Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ » и мемуарах Евгении Гинзбург «Крутой маршрут » . О перевозке в наше время рассказано в мемуарах В. Переверзина - Заложник: История менеджера ЮКОСа :119-121 .

В советское время произошла подмена понятий и вагоны для перевозки заключенных стали называть «Столыпинскими». Хотя настоящие Столыпинские вагоны не имели никакого отношения к перевозке заключенных. Александр Солженицин в романе «Архипелаг Гулаг» писал о столыпинском вагоне: «История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но - для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние „половинные“ купе, карцеры) - но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону - столыпинским…»

Современный вагонзак

Вагонзак, вид с другой стороны. Там, где нет окон, находятся камеры.

Современный вагон для перевозки осуждённых является модификацией стандартного пассажирского вагона .

Внешний вид всех специальных вагонов - типовой, характерный для цельнометаллических пассажирских вагонов. Кузов сварной конструкции, защищён теплоизоляцией, опирается на две тележки и соединён с ними замковыми шкворнями, оборудован переходными площадками и буферами.

Вагон специальный модели ЦМВ 61-4500 постройки 2004 года обеспечивает размещение 75 человек спецконтингента в 3 малых и 5 больших камерах. Предусмотрено 10 служебных мест: 8 - для караула, 2 - для проводников.

Купе караула оборудовано двумя нижними диванами с рундуками, двумя подъёмными полками второго яруса, двумя полками третьего яруса, столом и двумя откидными лестницами.

Купе начальника караула оборудовано нижним диваном с рундуком, подъёмной полкой второго яруса, столом с тумбочкой, в которую вмонтирован сейф для оружия и спецсредств, настенным шкафом для личных дел спецконтигента, откидным сиденьем, шкафчиком для медикаментов, настенным бра, часами, нумератором вызывной и специальной сигнализации.

Современный вагон модели ЦМВ 61-4500 отличается от прежних модификаций большей комфортностью: улучшенной вентиляцией воздуха, наличием кондиционеров, газовой плиты, холодильника, микроволновой печи, душевой кабины для личного состава караула. Осуждённые имеют возможность пользоваться горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания.

Использование дизельного генератора и автономного отопителя позволило обеспечить надёжность обогрева, улучшить санитарное состояние вагона, разрешить проблему с обеспечением заключенных кипяченой водой.

Все окна вагонов оборудуются предохранительными решётками, а окна, кроме туалета и кухни, оборудуются механическими шторками и солнцезащитными занавесками. Форточки открываются и фиксируются в крайних положениях. Окна кухни, туалета и внутренние рамы окон большого коридора и коридора некотлового конца имеют непрозрачные стекла.

Обшивка потолков выполнена из негорючих материалов. Каркасы диванов, спальных полок и рундуков выполнены из металла. Стенки камер имеют внутреннее металлическое усиление.

В камерах устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса. Полки камер изготовлены из трудногорючих древесных материалов. Окна в камерах отсутствуют.

Нумерация дверей начинается с некотлового конца вагона. Двери всех камер сдвижные, решетчатые. Каждая дверь камеры имеет два замка: верхний - щеколдный с крючком, нижний - автоматический. Все двери имеют окна-форточки. Каждое окно закрывается сплошной металлической створкой со специальным замком.

Для изоляции некоторых категорий осуждённых решетчатая дверь камеры № 9 (для ранних моделей - камеры № 8) прикрывается глухой створкой-ставнем, запираемой двумя «барашками». В створке прорезан смотровой глазок.

В тамбурах имеются двери для входа в коридор вагона, для перехода в соседний вагон и две боковые выходные двери. Боковые и торцевые тамбурные двери имеют тройные запоры, двери для входа в коридор вагона - двойные запоры, двери в купе начальника и состава караула - одинарные запоры.

Сигнализационные средства оповещения вагона состоят из:

  • восьми вызывных кнопок, смонтированных на боковинах под резиновыми диафрагмами (по две кнопки у входной тамбурной двери)
  • двух звонковых кнопок, расположенных на боковине большого коридора, напротив третьей и седьмой камер
  • нумератора на 10 номеров, установленного на перегородке в купе начальника караула

На крыше спецвагонов установлена горизонтальная лучевая радиоантенна для приема передач на длинных и средних волнах. Радиооборудование состоит из трёх радиоточек, расположенных в купе начальника караула, в купе караула и купе проводников.

Для подачи высоковольтного питания от контактной сети электровоза через вагон к соседним единицам подвижного состава оборудована пролётная подвагонная магистраль 3000 В.

Для повышения надёжности охраны и жизнеобеспечения технического состояния в вагоне установлена система сигнализации и внутренней связи для использования на железнодорожном транспорте «Незабудка-Ж» в сети «часовой - начальник караула» и блокировки дверей камер и наружных дверей вагона.

Вагон также оборудован сигнализацией:

  • противопожарной защиты
  • работы и аварийных режимов системы электроснабжения
  • контроля уровня и температуры воды и воздуха
  • работы вентиляции

Для контроля за несением службы караулом установлены средства видеонаблюдения: 3 видеокамеры и монитор в купе начальника караула. Предусмотрена возможность использования видеомагнитофона и мобильной радиостанции. Имеется радиотрансляционная сеть.

Вагон оборудован системой автономного электроснабжения постоянного тока напряжением 110 В, аккумуляторной батареей емкостью 250 А/ч, которая обеспечивает работу средств освещения и сигнализации на длительных стоянках (12-16 ч).

Производство вагонзаков велось