Методика преподавания шахмат с использованием интернет технологий. Как шахматы могут научить учителя работать по-новому? При обучении игре в шахматы

Использование компьютерных технологий на занятиях по шахматам

Поддубная Олеся Александровна, тренер-преподаватель по шахматам

Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, и многие из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

В обучении по ИКТ на занятиях по шахматам мною успешно используются программы MS Office (Word, Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды», «Шахматный Интернет. Игра и обучение».

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;
  • расширяет общий кругозор обучающихся;
  • повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.

Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

«Динозавры учат шахматам» данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. В данную игру может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме.

Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий, классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В программах, применяемых на занятиях, содержатся текстовые и графические подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.

Результаты проведения занятий по шахматам с использованием ИКТ радуют. Ребята с удовольствием приходят на такие занятия, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять занятия новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность обучающихся. Информационно- коммуникативные технологии расширяют возможности педагога для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Принято считать, что для изучения шахматной игры и достижения высоких результатов в ней, необходим особый талант и предрасположенность к логическому мышлению у ребёнка…не могу с этим не согласится, но всё же, если рассматривать шахматы не только как спорт, но и как способ воспитания полноценного, всесторонне развитого человека, то такой подход ограничивает нас в том, чтобы искать пути подачи базовых шахматных знаний, которые подходили бы всем детям, желающим их изучать.

Если учесть всеобщую мировую тенденцию о включении шахмат в школьную программу, как обязательного предмета, то вопрос о методах преподавания становится более актуальным для современных тренеров и учителей.

Мне часто приходилось слышать, что тем детям, которые одарены определёнными умственными способностями в комплексе с трудолюбием и целеустремлённостью, суждено иметь успех в шахматном спорте. Если часть детей отсеивается из группы, объясняется это банальным выражением – “шахматы не для них…Васе надо в футбол играть, а Кате надо вязанием заниматься! Остались те, кто поумнее, сообразительнее и усидчивее”. А ведь процесс обучения, является равным сотрудничеством преподавателя и подопечных! Так почему же существует устойчивая тенденция списывать всю ответственность на наличие (или отсутствие) определённых способностей детей (а вовсе не преподавателя!).

Возможно, когда мы ставим подобный диагноз, в этом есть определённый смысл, но это решать не нам и если у тех детей есть особые способности в других сферах, то они обязательно будут реализованы при должной поддержке. А наша с вами задача – тренеров и учителей – подобрать ключ к каждому ребёнку, привить любовь к этой удивительной игре всех тех, кто проявляет к этому стремление!!!

Самым сложным в этой ситуации является признание того, что возможно, нам самим не хватает определённых знаний в области детской психологии, не хватает энтузиазма или желания искать альтернативные методы преподавания шахмат. Особенно это касается тренеров групп для начинающих.

Для того, чтобы грамотно подбирать материал, планировать ход занятия и увлекательно подавать знания, необходимо разобраться с кем именно мы имеем дело! Знание о том кого мы учим, будет основной подсказкой к тому, как это следует делать, чтобы было всем максимально интересно, а материал усваивался на 100 %.

Именно поэтому каждому тренеру-преподавателю шахмат необходимо уверенно ориентироваться в видах интеллекта детей, типах темперамента и характера, а также в разновидностях усвоения знаний и возрастных особенностях своих подопечных! Эти знания станут основой, благодаря которой будет обеспечен максимальный успех обучения, конечно же, в комплексе с профессиональной компетентностью тренера, как шахматиста.

Так, если проводить занятия, основываясь только на теоретической подаче материала, то дети активного, чувствительного и коммуникативного типа быстро потеряют интерес, и как следствие, внимание будет рассеяно, дисциплина будет нарушена. Если же перенасытить занятия эмоционально и перестараться с второстепенными методами подачи материала, то дети могут не усвоить суть темы, так как будет не достаточно времени, чтобы углубиться в неё, к тому же, будет не просто утихомирить разыгравшихся детей. Чрезмерное стремление тренера научить детей всему и сразу, может привести к тому, что дети рецептивного склада потеряют логическую связь и в результате могут возникнуть серьёзные проблемы, так как подобным детям просто необходимо регулярно повторять пройденный материал, когда как детям коммуникативного склада следует задавать больше вопросов, из чего следует, что тренеру просто необходимо регулярное проведение викторин, небольших конкурсов и.т.п. Подобных примеров и нюансов очень много и это если учитывать только типы темперамента, а ведь ещё есть такие факторы, как типы интеллекта и типы усвоения знаний в сочетание с возрастными особенностями учащихся…

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что каждое занятие должно быть продуманно и составлено из аспектов, которые будут удовлетворять потребности каждого подопечного. В этом заключается главный секрет преподавания шахмат, особенно для начинающих. Со временем, естественно может отпасть такая острая потребность в подобных вспомогательных методах преподавания, но я рекомендую всё же использовать элементы этих идей в любом возрасте и для любого уровня, что сделает занятия насыщенными и эффективными.

Что же может помочь разнообразить занятия шахматами и помочь усвоению материала начинающим чемпионам? Это очень интересная и обширная тема, которая требует отдельной статьи и мы обязательно поговорим об этом на страницах нашего сайта в ближайшее время. На данный момент перечислим несколько способов, которые лично я применяю в своей тренерской практике.

Ниже приведены условные названия подобных методов:

Арт-брейки(короткие перерывы с элементами творчества).

Плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).

Спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).

Видео -брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику) и др.

Шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.

Сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его силы. Тренер курирует и помогает (не подсказывает).

На самом деле таких методов очень много и в арсенале каждого тренера имеются свои “фирменные” рецепты, которые, порой, держатся в строжайшем секрете.

Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь учащихся от напряжённой мыслительной деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим взглядом. Но одной из важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.

Уверенна, что многие могут поспорить с подобными способами преподавания, назвав это самодеятельностью и лишними, не имеющими к шахматам отношения действиями…к тому же, к подобным занятиям необходимо готовится дольше и применять творческий подход, а где-то и вкладывать материальные средства…

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как никакая другая игра, шахматы используют современные информационные и коммуникационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование).

В условиях нашей жизни родители стремятся дать ребенку как можно больше качественных знаний и умений, развить его всесторонне. О пользе занятий шахматами для развития памяти, логического мышления, творческого потенциала говорить излишне. Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как никакая другая игра, шахматы используют современные информационные и коммуникационные технологии.

Принципы, положенные в основу программы дополнительного образования - развивающее обучение, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, последовательность - от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения, - обязательные атрибуты каждого занятия. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.

Мы считаем, что педагогически целесообразно включать обучение шахматам и компьютерным технологиям в младшей школе. Так как, включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерные программы для детей младшего возраста - это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы (для формирования абстрактных понятий и навыков), а также активные формы работы самого ребенка, так как в начальной школе игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, служат инструментом познавательного развития детей.

Не следует забывать о значении шахмат в развитии творческих способностей обучающихся. Шахматная игра вообще и игра в шахматы с ПК, в частности, а также многочисленные упражнения в решении шахматных задач развивают логическое мышление обучающихся. Умение ставить цель, решать поставленную задачу, вычленяя главное и абстрагируясь от второстепенного, принимать решения, как на основе точного расчета, так и на основе интуитивных эвристических решений – качества, которые наиболее успешно развиваются благодаря серьезным занятиям шахматами.

Изучение методов и приемов шахматной борьбы по существу представляет одну из сторон многогранного процесса постижения истины. Обогащенные новыми приобретенными знаниями дети ставят более высокие личные цели, улучшая результаты своих выступлений в соревнованиях, повышая шахматную квалификацию (разряды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО

Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....

Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария

Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...

Использование компьютерных игр при обучении младших школьников

Внедрение компьютерных технологий в структуру урока становится неотъемлемой частью изучения многих школьных дисциплин, что способствует совершенствованию методик преподавания, развитию межпредме...


Инфокоммуникационные образовательные ресурсы
для подготовки социальных педагогов-организаторов шахматной работы в РГСУ

Михайлова И. В. ([email protected])

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Правительство Москвы, признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и молодежи, имеющих инвалидность, объявило 2009 год Годом равных возможностей и поставило перед педагогическими коллективами задачу разработки системы мероприятий по реализации данного принципа. Подчеркнем, что использование шахмат в качестве модели обучения может стать одним из инновационных подходов к решению проблемы социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, так как в шахматах результат определяется абстрактно-логическим обыгрыванием соперника, а не двигательной активностью индивида. Именно поэтому шахматы как вид спорта так востребованы среди инвалидов.

Однако интегрирование инвалидов в образовательную шахматную среду осложняется рядом препятствующих факторов, имеющих различный масштаб и характер. В частности, существует большая проблема передвижения таких людей для участия в шахматных мероприятиях. Резко повышаются технические и гигиенические требования. Необходима специфическая модификация рабочего места. Так, при игре в шахматы инвалидам зачастую нелегко физически сделать и записать ход. Существует и кадровая проблема – во многих регионах России имеется острая нехватка социальных шахматных педагогов, понимающих специфику психических состояний таких людей и умеющих индивидуализировать обучение.

С целью преодоления этих трудностей сотрудники кафедры педагогики и организации шахматной работы Российского государственного социального университета спроектировали и провели начальную апробацию дистанционного обучения шахматам инвалидов, основанную на применении шахматных компьютерных программ и шахматных ресурсов Интернета. Рассмотрим дистанционную и традиционную формы обучения основам адаптивного шахматного спорта инвалидов.

Процесс обучения может проводиться под руководством педагога по общепринятой методике, применяемой, например, на базе московской спецшколы-интерната ¹ 31; либо осуществляться дистанционно – с использованием специально разработанных шахматных компьютерных программ и телекоммуникационных средств по экспериментальной методике на базе Международного центра шахматного образования (МЦШО), созданного по инициативе ректора РГСУ президента шахматной федерации Москвы В. И. Жукова. МЦШО обладает мощным материально-техническим оснащением, кадровым составом, информационным и программным обеспечением и готов скоординировать работу по интеграции в мировое сообщество детей-россиян с ограниченными возможностями средствами информационно-коммуникационных ресурсов шахмат. Центр располагает 4 турнирными залами для проведения шахматных соревнований, компьютерным классом на 20 рабочих мест, подключенных к Интернету, лекционным залом с демонстрационным экраном и электронными шахматными досками, специализированной шахматной библиотекой, офисными помещениями, блоком питания.

Можно предположить, что каждый персональный компьютер с установленными шахматными программами, средствами работы с шахматными ресурсами Интернета и электронными шахматными базами, обладает функциями искусственного помощника педагога. Отметим, что основными принципами данной формы обучения являются организация самостоятельной когнитивной деятельности шахматистов в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, и оперативное общение тренера-преподавателя и обучающегося с использованием телекоммуникационных средств.

Именно совокупное действие инфокоммуникационных компонентов можно рассматривать как действие «искусственного» помощника (ИП) социального педагога-организатора шахматной работы. Дидактические инфокоммуникационные средства обучения в шахматах можно классифицировать по их функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач). Основными дидактическими инфокоммуникационными средствами обучения в шахматах являются:

информационно-поисковая система (ИПС) – функция поиска и предоставления информации;

учебно-методические комплексы (УМК) – функция электронного преподавания;

шахматные компьютерные программы (КП) и электронные учебники (ЭУ) – функция шахматной игры, шахматного задачника и учебника;

шахматные информационные, обучающие и игровые интернет-порталы, выполняющие перечисленные выше функции в режиме реального времени.

Рассмотрим действующие объекты реализации шахматных дидактических инфокоммуникационных средств на конкретных примерах. ИПС Chess Assistant (ИПС СА) – это многофункциональная система для работы и анализа шахматных партий, имеющая игровой тренинг. Поэтому в процессе выступления на Всемирных шахматных олимпиадах и других турнирах адаптивного шахматного спорта высших достижений большое значение имеет использование в подготовке информационно-поисковой функции, образующей информационно-поисковую систему – ИПС СА. По сравнению с дебютными справочниками-книгами скорость обработки информации при ее использовании увеличивается даже не в десятки, а в сотни раз.

Отметим, что основными информационными образовательными ресурсами, независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии, являются учебно-методические комплексы, обеспечивающие эффективную тренировку шахматистов. Были выделены следующие принципы концептуальной основы УМК. Это принцип оперативной обратной связи, присущий всем компьютерным программам и программирование индивидуализированного обучения. Наиболее востребованными являются УМК «Шахматный факультатив в школе», созданный сотрудниками кафедры педагогики и организации шахматной работы РГСУ и УМК «Шахматный университет», обладающие высоким уровнем методических, информационных и учебных материалов. Для обучения слепых и слабовидящих шахматистов УМК «Шахматный факультатив» был озвучен в формате MP3.

Учебные программы-тренажеры, состоящие из игровых и учебных КП, предполагают усвоение новой информации. Основная функция КП состоит в развитии умений и навыков шахматного мастерства по всем аспектам шахматного совершенствования. Разнообразный шахматный учебный материал хорошо подобран и систематизирован в таких обучающих шахматных программах, как: «Энциклопедия миттельшпиля» (I, II, III); «Шахматная стратегия», «Этюды для практиков», «Энциклопедия дебютных ошибок», CT-ART 3.0 (программа обучения шахматной тактике). Основная функция игровых компьютерных программ – это выполнение функции спарринг-партнера. Кроме того, шахматисты успешно используют в процессе тренировки игровые КП для анализа критических позиций на всех стадиях шахматной партии. Среди ведущих шахматных игровых программ выделяются «Rybka», «Deeр Fritz», «Junior», «Chess Tiger».

Ведущие тренеры-преподаватели используют в подготовке своих учеников авторские ЭУ. В нашем случае был разработан и апробирован ЭУ «Мышление схемами» (3). Необходимость создания электронной базы по стратегии «Мышление схемами» диктовалось тем, что стратегическое мышление «искусственного» интеллекта, реализуемого через работу обучающих и игровых компьютерных шахматных программ, оказалось малоэффективным для развития стратегического мышления юного шахматиста. Поэтому были структурированы более 500 примеров из практики «естественного» интеллекта, когда стратегическое мышление чемпионов мира по шахматам используется как эталонная модель в подготовке шахматиста.

Важным фактором, оптимизирующим тренировку шахматистов и расширяющим его возможности, является использование шахматных ресурсов Интернета. Они состоят из игровых, информационных и обучающих порталов. Среди игровых порталов выделяются ICC [доменное имя – www.chessclub.com], Playchess и «Шахматная Планета» . Мощным информационным ресурсом Интернета, сформировавшим виртуальную образовательную шахматную среду РГСУ, стал сайт нашей кафедры, созданный в прошлом году силами ППС и студентов .

Формирование теоретической концепции и практической модели использования адаптивного шахматного обучения и воспитания, позволяет направленно развивать комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, формировать осознанное отношение к своим силам и способностям. Исследование феномена шахматной игры как средства и механизма интеграции детей-инвалидов, проводящегося в МЦШО РГСУ, и выработка на этой основе практических рекомендаций позволяет не декларативно, а реально решать многие специфические проблемы формирования деятельностных компетенций у данной группы лиц.

Использование информационно-коммуникационных ресурсов шахмат в процессе актуализации интеллектуального потенциала детей-инвалидов создает более благоприятные интеграционные возможности для практической реализации принципа равных возможностей согласно Всемирной программе действий в отношении инвалидов. Использование мировых информационных, обучающих и игровых шахматных порталов делает возможным привлекать высококвалифицированные тренерско-преподавательские кадры и спарринг-партнеров для обучения шахматистов-инвалидов в отдаленных районах России. Подчеркнем, что программные средства становятся ценными элементами процесса подготовки шахматистов лишь в том случае, когда они используются в тесной связи с методическим обеспечением обучения – применением инфокоммуникационных технологий. Выбор конкретных дидактических средств, используемых в процессе обучения и выступления спортсменов, зависит не столько от материальной оснащенности ДЮСШ и других шахматных образовательных учреждений компьютерами и программным обеспечением, а прежде всего от применения тщательно разработанных и точно выверенных инновационных методик обучения и воспитания.

СУЩЕСТВУЮТ следующие этапы творческого развития шахматиста:

A. Безыдейная игра, в которой отдельные ходы делаются по случайным мотивам.
Б . При выборе хода шахматист учитывает только очевидный ответ противника и руководствуется слишком общими, элементарными соображениями с минимальной их конкретизацией.
B . Увлечение первой замеченной комбинацией или ловушкой.
Г . Учет общей перспективы, однако без достаточной конкретизации.
Д . Детальный расчет важнейших вариантов, возможный, конечно, только при высоком уровне общего понимания.
Е . Экономное мышление, умение сочетать общие формулировки, достаточно убедительные в конкретной позиции, с расчетом вариантов до конца там, где это нужно.

Иллюстрируем различные этапы шахматного творчества на примере, где имеется выбор только между двумя продолжениями.

ТАРТАКОВЕР - РЕШЕВСКИЙ
Ноттингем, 1936 г.

Как белым ответить на 1... С: d2+? Брать им слона ладьей или королем? Постараемся проследить ход мыслей шахматистов разной квалификации.

А . Ответ не мотивирован и обусловлен случайными соображениями, не характерными для позиции.

Б . При любом ответе противник возьмет моего коня g5. Пусть уж лучше мой король будет в безопасности. Побью ладьей.

В . Коня g5 я проигрываю. Неприятно, конечно, выводить короля, но после 2. Кр: d2 черные попадутся в ловушку: 2. . . hg 3. hg К: е4+ 4. Ф: е4. Сыграю поэтому 2. Кр: d2, авось выскочу!

Г . Если партнер побьет коня g5, я возьму hg и получу атаку. При 2. Кр: d2 я ставлю ловушку, но неприятен вариант 2... К: d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Лe2 + . Следовательно, целесообразнее ответить 2. Л: d2, оставляя своего короля вне опасности.

Д . Ответ 2. Кр: d2 заслуживает предпочтения ибо: 1) он связан с ловушкой; 2) не страшно 2. Кр: d2 К: d5 3. ed Kd4 4. Фd3 Ле2+ 5. Kpcl Л:с2+ 6. Kpbl; 3) преимущество хода 2. Кр: d2 скажется в вариантах 2. . . hg 3. hg К: d5 4. Лh8 Кре7 5. Л: е8+ Кр: е8 6. Лh1 с атакой за фигуру и практическими шансами, или, что может быть еще сильнее, 3. К: f6 (вместо 3. hg) 3. . . gf 4.hg fg 5. fg Феб 6. Фf6 Ф: f6 7. gf Kpg8 8. ЛhЗ с последующим сдвоением ладей и вероятной ничьей (например: 8. . . Ке5 9. Лdh1 Kg6 10. Лh7 Ле6, 11. Лg7+ Kpf8 12. Л: g6).

Е . Надо брать королем, чтобы иметь возможность после взятия коня g5 скорее сдвоить ладьи по линии h. В ловушку партнер, конечно, не попадется, но и в варианте 3. ed Kd4 4. ФdЗ Ле2+ 5. Kpcl Л: с2+ 6. Крb1 получаю шансы, так как повисают его фигуры. Во всяком случае 2. Л: d2 совершенно безнадежно: я не получу реальной атаки за потерянную фигуру. Значит, надо, не вдаваясь в дальнейшие детали, решиться на 2. Кр: d2.

Разумеется, переходных ступеней - бесконечное множество, и точной грани между ними провести нельзя, но в общих чертах наше деление соответствует основным этапам шахматного совершенствования.
Усилия преподавателя должны быть направлены к тому, чтобы его ученики постепенно, по мере накопления опыта, переходили от низших этапов к высшему, доступному им по их природным данным. Было бы грубой методической ошибкой стремиться искусственно перескочить через низшие ступени творчества.
Особо следует остановиться на значении общих формулировок. Они освобождают шахматиста от излишних расчетов за доской и облегчают нахождение конкретных возможностей. Но если общие соображения превращаются в догмы, то они вредны, ибо приучают к верхоглядству. Полезны только те общие формулировки, которые опираются на практический опыт шахматиста на определенной ступени его квалификации.

Переходим к конкретизации методов преподавания. Мне кажется, с самого начала надо исходить из установки на практические занятия. Ознакомлению с ходами фигур и основными правилами достаточно посвятить минут 15-20. После этого, не загромождая память начинающих различными упражнениями и шахматной нотацией, надо позволить им под наблюдением преподавателя немедленно приступить к игре. Никаких указаний, как целесообразно играть, на этой стадии давать не нужно.
После того как начинающий освоился с доской, следует планомерно приучать его к мотивировке ходов, постепенно знакомя с азами во всех стадиях партии. Например, преподаватель предлагает ученику сыграть с ним. Новичок, естественно, развивает игру совершенно нелогичным образом: двигает крайние пешки и затем выводит ладьи, прыгает конями по доске в поисках добычи и т. п. Преподаватель тем временем систематически развивается и, скажем, объявляет мат на f7. Полученный мат запечатлевается,- и несравненно сильнее, чем продемонстрированный на занятиях. Или преподаватель, наблюдая за партией двух начинающих, указывает на простейшие упущенные возможности. Или в позиции, получившейся у двух учеников, преподаватель заменяет одного из них и легко выигрывает, а затем предлагает поменяться цветами и добивается ничьей.
Последний метод особенно рекомендуется в эндшпильных позициях, где изучающий обнаруживает беспомощность заматовать противника. Применимо это и в миттельшпиле. Скажем, у одного из играющих значительный материальный перевес. Преподаватель заменяет слабую сторону и планомерной атакой против неприятельского короля выигрывает.

Уже на самых первых порах можно давать общие (доступные) формулировки. Например, после изучения на практике, как заматовать короля ладьей и королем, дается формула: мат достигается путем оттеснения неприятельского короля на край доски при противостоянии королей. Эта формула, данная как вывод из практики, наталкивает мысль на самостоятельное нахождение ходов, посредством которых достигается оттеснение короля и противостояние королей. Использовав случаи, когда у одного из противников остается одна пешка, можно пройти простейшие пешечные концы и объяснить значение темпа.
В области дебюта надо постепенно знакомить с основными принципами развития, воздерживаясь в течение определенного периода от объяснений значения центра. Разумеется, много внимания должно быть уделено элементарным комбинациям в дебюте, особенно в связи со слабостью пункта f7, диагоналей h5 - е8 и h4-el. В миттельшпиле следует сперва изучить несложные матовые атаки и типовые комбинации.
Показ коротких партий или отдельных позиций надо применять с соблюдением следующих непременных условий: должна существовать аналогия по идее с только что встретившимся за доской вариантом; пример должен быть взят из какой-либо партии или из этюда, близкого по характеру к практической игре, должен быть ярок и доступен для данного уровня развития по идее и по вариантному оформлению.
На той же стадии усвоения минимума нужно изучить элементарные приемы, облегчающие технику расчета (правило квадрата и т. п.). Когда минимум усвоен - ознакомить занимающихся с нотацией.

Очень полезен разбор партий после игры. Проигравший обычно стремится доказать, что он потерпел поражение вследствие случайной оплошности, а выигравший - что он победил благодаря хорошей игре. Этот естественный интерес к собственной партии, когда еще не успел остыть пыл борьбы, преподавателю следует максимально использовать. Разумеется, желательно присутствие и других членов кружка при таком коллективном анализе.
Очень полезны консультационные партии, во время которых происходит живой обмен опытом: здесь особенно важно, что каждый консультант должен обосновывать перед другим предложенный ход. Таким образом вырабатывается привычка к разумной мотивировке ходов. Надо широко использовать сеансы. Если преподаватель, давая сеанс, встретится с поучительной позицией или ошибкой, он должен предложить участнику записать положение, а затем по окончании сеанса в присутствии других участников разобрать пример.
Показ партий и отдельных позиций на этом этапе может применяться чаще. Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Когда происходит какое-либо выдающееся состязание, надо практиковать демонстрацию отдельных Партий, игранных в нем. Но при этом не нужно показывать сверхтонкостей, а обращать внимание на вполне понятные и поучительные моменты.
Лекционный метод, мне кажется, должен преследовать цель подведения итогов практических занятий и разработки таких тем, как «Основные понятия о дебюте», «Типы комбинаций», «Атака позиции рокировки» и других.

На занятиях с кружком высшей квалификации, примерно с третьей категорией, возможно еще большее разнообразие в методах преподавания. Чаще надо применять демонстрацию партий. Можно ввести совместную читку шахматной газеты с критическим подходом к помещенным в ней комментариям. Чрезвычайно полезны письменные анализы отложенной партии с последующим сопоставлением и критической оценкой анализов обоих противников. Возможны тематические турниры по определенному дебюту, тематические сеансы с часами, доклады слушателей на заданную тему. Шахматистам не ниже второй категории полезно поручать составление комментариев к партии с последующей критической их оценкой со стороны преподавателя.

В рамках настоящей статьи я лишен возможности подробно останавливаться на методических вопросах, касающихся изучения отдельных стадий игры. Ограничусь поэтому лишь краткими замечаниями.
В области дебюта отнюдь не следует стремиться к ознакомлению со всеми началами. Бесполезно и даже вредно изучение дебютных вариантов оторванно от партии в целом и от практической игры. Значение центра нужно выявлять постепенно, по мере роста шахматиста. Доступнее и нагляднее всего роль подвижного центра; значение господства над центральными полями может быть изучено на обильном практическом материале. Представляется методической нелепостью распространенное во многих кружках преподавание современных дебютных вариантов шахматистам низшей и даже средней квалификации.
В области миттельшпиля. Главнейшая ошибка здесь заключается в раздельном преподавании тактики и стратегии, то есть комбинационных и позиционных принципов. Углубление позиционного понимания должно идти параллельно с развитием искусства комбинирования. В частности, такие важнейшие позиционные понятия, как открытые линии, слабые пункты, лучше всего первоначально изучать на примерах комбинаций. Также на примере комбинаций может быть дана общая формулировка существеннейшего стратегического момента - значения превосходства сил на отдельном участке.
Надо приучать к оценке позиции в целом с учетом всех ее особенностей при выработке конкретного плана. Оценивать позицию необходимо по опре деленному методу, учитывая материал, положение королей, преимущество в центре, слабости, открытые линии, подвижность фигур, проходные пешки, конкретные возможности. Оценка позиции должна быть продумана до конца, с таким расчетом, чтобы все отмеченные в ней моменты выявились в дальнейшем течении партии.

Как пример, приведем положение из партии ВИНТЕР - АЛЕХИН Ноттингем,1936 г.

Материально силы равны. У белых ослаблена позиция рокировки вследствие того, что продвинута пешка с. У них «плохой» слон еЗ, стесненный собственными пешками, белые кони мешают друг другу, а у коня g3 вообще нет хороших полей. Попытку белых перевести коня е2 через gl и f3 на поле е5 противник может предупредить ходом f7- f6. Единственная открытая линия е скорее может быть занята черными ввиду загромождения ее белыми фигурами. В центре - равновесие, но черные более надежно владеют пунктом е4, чем белые пунктом е5. Помимо слабости на е4, у белых слаб также пункт еЗ. Если черным удастся парализовать попытку белых активизировать свою игру движением f4-f5, то их позиционное преимущество станет решающим.

Для того чтобы научить правильно оценивать позицию, очень полезен рекомендуемый Нимцовичем метод «сенсаций». Поясним его на примере другой партии того же турнира.

ВИДМАР - ЭИВЕ

Шахматист средней квалификации в первую очередь обратит внимание на обнаженное положение черного короля и на этом основании отдаст предпочтение позиции белых или, в лучшем случае, расценит ее как равную. Между тем партия безнадежна для белых. Обнаженное положение черного короля реально не может быть использовано противником. У черных преимущество двух слонов и значительное пешечное превосходство на ферзевом фланге, у белых ослаблены белые поля при отсутствии белопольного слона.
В партии последовало: 1. СсЗ b5 2. Ла1 с5 3. Фс1 (уклоняясь от размена ферзей после с5-с4) 3... с4 4. Ke1 Сb7, и белые беспомощны против угрозы Фе4. Через два хода - 5. Kf3 g4 6. Kg5 Фf5 - они сдались. То, что позиция, с точки зрения неопытного шахматиста, безопасная для белых, развалилась в четыре хода, произведет сенсацию, и значение пешечного превосходства на ферзевом фланге и слабости полей рокировки ярко запечатлится.

В области эндшпиля объем минимума знаний, обязательных для достижения средней силы в игре, сравнительно невелик. Тонкости эндшпиля доступны только сильным шахматистам и могут быть усвоены с пользой для практики лишь при повышенном интересе к ним, например при анализе собственной отложенной партии. Для правильного учета шансов в сложном эндшпиле, где у каждого из партнеров имеется более одной фигуры, важны общие формулировки с выводами по каждому типу простого эндшпиля.