Burt Rutan и его способ самолетостроения. Берт Рутан: интервью с создателем Voyager и SpaceShipOne Что вы думаете о современных авиалайнерах

Известный американский аэрокосмический конструктор Альберт (Берт) Линдер Рутан родился 17 июня 1943 года в Эстакаде, штат Орегон, США).
За свою долгую карьеру он спроектировал 367 различных концептов летательных аппаратов, 45 из них поднялись в воздух.
Самолёты Рутана всегда, начиная с самого первого, очевидно отличались от подавляющего большинства существующих конструкций, и степень этого отличия колеблется от "серьёзно" до "кардинально". Их беспрецедентная оригинальность обусловлена сочетанием двух признаков: из чего сделан самолёт и как он сделан. То есть: основной конструкционный материал и аэродинамическая схема.

Модель "VaiViggen"

Первой разработкой Рутана стал "VaiViggen", построенный в 1972 году. Модель получила название в честь шведского истребителя "Saab 37 Viggen", имевшему редкую в то время схему "утка" – когда горизонтальное оперение расположено не позади крыла, а впереди его. После нескольких пробных вариантов получился отличный – при всём своем своеобразии – двухместный спортивный самолёт. Рутану удалось продать более 600 экземпляров. Некоторые из построенных самолётов летают до сих пор…

Модель "VariEze"

Развитием "VaiViggen" стал "VariEZ". Вместо доработки своей первой конструкции, Рутан выдумал новый дизайн корпуса в 1975 году. VariEze был построен в основном из композитных материалов и его можно было легко собрать самому. VariEze стал рекордным самолётом: он показал на замкнутом маршруте дальность полёта 2621 км, что стало наивысшим мировым достижением для машин с взлётной массой до 500 кг. В дальнейшем на самолёт поставили двигатель в 100 л.с., и авиаторы-самодельщики к 1985 году собрали из купленных комплектов более 400 таких машин, сделав "VariEze" одним из самых массовых любительских самолётов.

Модель "Long-EZ"

Увеличенная модификация VariEze 1979 г. Самолёт был специально сконструирован для максимально экономичных полётов на большие дальности, он мог держаться в воздухе более десяти часов, проходя расстояние свыше 2,5 тыс. км на 200 литрах бензина. Если же вместо кресла второго члена экипажа устанавливался дополнительный топливный бак, то дальность полёта возрастала до совсем уж головокружительной цифры: 7700 км! И это самолётик длиной чуть более 5 м! "Long-EZ" тоже прекрасно продавался: на конец 2005 года только в США было зарегистрировано порядка 700 таких самолётов.

Модель "Defiant"

5-местный малый пассажирский "Defiant", подобный "Long-EZ", но крупнее его, намечался к выпуску на сборочной линии, но реально имел спрос лишь в виде комплектов чертежей, которых продали примерно 200.

Модель Starship

Этот самолёт с турбовентиляторными двигателями, разработанный по просьбе авиакомпании King Air в начале 80-х. Он имел футуристичный вид и был коммерчески успешен, выполняет рейсы и по сей день.

Модель 2000 "Starship-1"

Стал логическим продолжением линии "Vari"- и "Long-EZ". 10-местный (плюс пилот) административный самолёт. Он летает почти так же быстро, как и аналогичные реактивные машины – крейсерская скорость 620 км/ч, дальность полёта составляет 3132 км. Однако, самолёт оказался сложным в управлении и дорогим в эксплуатации. Из 53 построенных экземпляров удалось продать лишь несколько машин, и около 2003 года фирма закрыла этот проект.

Модель "Catbird"

Самолёт "Catbird" – пятиместный, поршневой, полностью композиционный. Самолёт имел три пары несущих поверхностей: основное крыло, передние крылышки и несущее хвостовое оперение. Победил в гонке Калифорния CAFE 400.

Модель "Quickie"

Рутан хотел, чтобы этот самолёт был похож на X-Wing из Звездных Войн, и это ему отчасти удалось. Более 3000 экземпляров было продано в 1978 году.

Модель "Solitaire"


Планер с выдвижным пропеллером в носовой части, построенный Рутаном для участия в конкурсе в 1980 году. Конкурс он выиграл.

Модель "Scissor Wing"


Эта модель под названием AD-1 участвовала в испытаниях NASA (в NASA было много необычных летательных аппаратов). У самолёта было крыло оригинальной формы (синтез прямого крыла и крыла под углом), которое давало преимущество при определённых режимах полёта. Испытания проводились с 1979 по 1982 годы.

Модель "BD-5J"


Еще "pocket rocket"

Крохотный реактивный самолётик, имевший большой коммерческий успех. Этот самолёт прозвали "pocket rocket" – "карманная ракета", – и в 1983 году он прославился в очередном фильме про Джеймса Бонда.

Модель "Grizzly"


Большая поверхность двух крыльев позволяла самолёту взлетать с очень коротких полос. Просторная кабина легко размещала двух человек, туристам не нужно было с собой возить палатку, чтобы переночевать в дороге.

Модель "Voyager"

"Voyager" сделал Берта Рутана по-настоящему знаменитым. Это первый самолёт, совершивший беспосадочный полет вокруг земного шара без дозаправки. Был построен в единственном экземпляре специально для этого рекорда. Считается, что создать самолёт для полёта вокруг Земли Рутана попросил его брат Дик, бывший военный лётчик. Берт взялся за дело в 1982 году, и в июне 1984-го аппарат впервые поднялся в воздух. В декабре 1986 года Дик Рутан и Джина Йигер облетели вокруг Земного шара за 9 дней без остановок и дозаправок. Перелёт, начавшийся на рассвете 14 декабря 1986 года, длился 216 часов 3 минуты 44 секунды, за это время было пройдено 40 212 139 метров пути. Перед полётом его заправили тремя тоннами керосина, а приземлился он всего с 45 килограммами топлива.

Модель "ATTT"

Разработана в 1986 году для DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США). Исследовалась концепция транспортного самолёта нового поколения с коротким взлётом и посадкой. В соответствии с контрактом был построен и испытан опытный самолёт уменьшенного размера (62% проектной величины). Он совершил свой первый полёт 29 декабря 1987 года, и его необычная аэродинамическая компоновка обеспечила ему прекрасные характеристики укороченного взлёта и посадки – в чём и состояла поставленная задача.

Модель Triumph

Триплан "Триумф" – уменьшенная модель будущего делового самолета с двумя реактивными двигателями. Разработана в 1988 году. Интересно, что Honda использовала такое же расположение двигателей на своем HondaJet.

Модель "ARES"

Однодвигательный, одноместный штурмовик "ARES" более чем на 50% выполнен из композитных материалов. Аэродинамическая схема – "утка". На облик самолёта оказала влияние 25-миллиметровая пушка GAU-12/U с вращающимся блоком из пяти стволов, которую смонтировали в правой части фюзеляжа. При весе 2,8 т имеет максимальную скорость у земли 650 км/ч (на высоте больше 750 км/ч), что более чем достаточно для борьбы с танками и вертолётами. Но главное его лётное достоинство – поразительная, несравненная маневренность

Модель "Pond Racer"

В конце 1980-х годов американский миллионер, коллекционер авиатехники Роберт Понд задался целью установить новый мировой рекорд скорости для поршневых самолётов. Такие соревнования традиционно проводятся в Рино, США. Идея этого самолёта была проста: поставить два мощных двигателя на небольшой планер и развить максимальную скорость. На испытаниях пара 1000-сильных турбированных двигателей производства Nissan, работающих на 60% максимальной мощности, разогнали Pond Racer до 650 км/ч. К сожалению, дальнейшие испытания прервались из-за катастрофы в 1993 году.

Модель "Boomerang"

В 1993 году построил "Boomerang" – двухмоторный самолёт на одного летчика (мог бы продолжать полёт при выходе из строя одного двигателя) и пять пассажиров. Несимметричный дизайн не понравился покупателям, хотя в придачу к безопасности, "Boomerang" летал быстрее и дальше аналогичных классических двухдвигательных самолётов.

Модель "Freewing Scorpion"


Этот странный летательный аппарат построен Рутаном в партнерстве с компанией Freewing. Крылья не крепились к корпусу неподвижно, как на обычных самолётах, – они могли изменять угол наклона. Это позволяло регулировать их наклон при взлёте или посадке, улучшая управляемость самолёта.

Модель "V-Jet II"


Самолёт, предназначенный для частных перелётов, оснащался двумя невероятно маленькими двигателями. Дебютировал в 1997 году, но в серийное производство так и не пошёл. Дальнейшая доработка концепта привела к выпуску Eclipse 500, более двухсот пятидесяти бортов которого было продано до 2008 года.

Модель "Global flyer"

В 2005 году рекорд "Voyager" был дополнен ещё одним достижением – на этот раз это был кругосветный перелёт на одноместном (!) реактивном самолёте. Такой самолёт был заказан Рутану известным экстремалом Стивом Фоссетом, который установил более ста рекордов в различных рискованных мероприятиях. Так, в 2002 году он в одиночку облетел земной шар на воздушном шаре. Теперь Фоссету захотелось повторить то же, но уже на самолёте, и не более чем за 80 часов (это, видимо, дань уважения Жюлю Верну). Перелёт проходил с 28 февраля по 3 марта 2005 года. За это время Стив спал всего несколько минут, у него выходила из строя спутниковая навигационная система, отмечался нерасчётный расход горючего. Но у него всё получилось, и даже лучше, чем он ожидал, – перелёт занял всего 67 часов.

Модель "Proteus"


Proteus может брать почти тонну полезного груза, подниматься с ним на высоту 20 000 м и продолжать полёт в течение 18 часов. Используется государственными и частными компаниями для различных целей от наблюдения за пуском ракет до создания радиосети диаметром до 100 км.

Модель WhiteKnightOne

Высотный самолёт-носитель, один из двух элементов суборбитальной системы. Второй составляющей был суборбитальный космический аппарат Space Ship-1. Выиграл престижный "Х-приз". 7 августа 2003 года был впервые произведен взлёт всей "спарки" со сбросом космической ступени. На высоте более 14 километров при скорости 400 км/ч суборбитер отделился от носителя и после 19 минут планирующего полёта (без запуска двигателя) произвел благополучную посадку.

Модель Space Ship-1

Space Ship-1 напоминает рисунки 1960-х годов, на которых изображены космические аппараты или гиперзвуковые самолёты будущего. Фюзеляж – как пуля или капля с острым носом, по передней части довольно прихотливо разбросаны круглые иллюминаторы. Предназначен для суборбитальных полётов.



Один из вариантов проекта частного космодрома в штате Нью-Мексико в пустыне Мохаве, появившийся в СМИ сравнительно недавно

По материалам В.Мейлицева

Бёрт Рутан (англ. Elbert Leander «Burt» Rutan) (родился 17 июня 1943 года в Эстакаде, штат Орегон, США) - американский аэрокосмический конструктор. Его часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных лётательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов. Его наиболее известным предшественником был немецкий инженер Хуго Юнкерс - пионер в разработке цельнометаллических самолётов в 1915 году. Наиболее известны его «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолетом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки, и суборбитального космоплана SpaceShipOne, выигравший приз Ansari X-Prize в 2004 году, став первым из частных космических проектов, стартовавших в космос дважды в течение двух недель.

Биография

Проекты авиационных и космических аппаратов

  • VariViggen и VariViggen SP
  • VariEze и Long-EZ
  • Ames AD-1
  • Defiant
  • Quickie
  • Amsoil Biplane Racer
  • Grizzly
  • Fairchild NGT Demonstrator
  • Voyager
  • Solitaire
  • Catbird
  • Lotus Microlight
  • Beech Starship POC
  • Predator
  • Triumph
  • CM-44
  • Pond Racer
  • Boomerang
  • Proteus
  • GlobalFlyer

Космические корабли

  • SpaceShipOne
  • SpaceShipTwo

Награды

(по алфавиту с указанием года)

  • Aviation Week & Space Technology «Laural Legend» award (2002)
  • Aviation Week & Space Technology Hall of Fame (2002)
  • Aviation Week & Space Technology Current Achievement Award (2005)
  • Chrysler Design Award (1997)
  • Collier Trophy for ingenious design and development of the Voyager and skillful execution of the first non-stop, non-refueled flight around the world (1987) and for designing and launching the first commercial manned launch vehicle SpaceShipOne (2004)
  • Design News Engineer of the Year (1988)
  • EAA Outstanding New Design (1975, 1976 and 1978)
  • EAA Freedom of Flight Award, (1996)
  • EAA Homebuilders Hall of Fame, (1998)
  • Engineers Council Clarence L. «Kelly» Johnson «Skunk works» award (2000)
  • Grand Medal of the Aero Club of France (1987)
  • International Aerospace Hall of Fame (1988)
  • SETP James H. Doolittle Award (1987 and 2004)
  • Lindbergh Foundation, Lindbergh Award (2000)
  • National Aviation Hall of Fame (1995)
  • National Medal of the Aero Club of France (1987)
  • Presidential Citizens Medal presented by Ronald Reagan (December 29, 1986)
  • Professional Pilot Magazine, Designer of the Year, (1999)
  • Royal Aeronautical Society, British Gold Medal for Aeronautics (1987)
  • SAMPE George Lubin Award, (1995)
  • Scientific American Business Leader in Aerospace (2003)
  • Time Magazine «100 Most Influential People of the World» (April 18, 2005)
  • Western Reserve Aviation Hall of Fame, Meritorious Service Award (1988)
  • Robert A. Heinlein Award (2008)
  • Медаль Эдварда Лонгстрета (1988)

Простое перечисление званий и наград этого человека занимает не одну страницу мелким шрифтом. Его самолеты не похожи ни на какие другие, и на счету его летательных аппаратов больше мировых рекордов, чем у кого-либо другого в аэрокосмической отрасли. «Популярная механика» поговорила с «Волшебником пустыни Мохаве», самым знаменитым авиаконструктором современности — Бертом Рутаном.

Дмитрий Мамонтов

ПМ: Почему вы стали авиаконструктором?

Берт Рутан: Я закончил школу в 1961-м, в том самом году, когда Юрий Гагарин совершил полет в космос. Я знаю многих людей, которые по этой причине заинтересовались космической техникой. Но мне в то время были интересны только самолеты. В юности я увлекался авиамоделированием, многие мои модели получали награды на соревнованиях. Но дело не ограничивалось только моделями — еще до поступления в колледж я в возрасте 16 лет впервые совершил одиночный полет в качестве пилота на настоящем самолете. Так что я прекрасно понимал, и что такое самолеты, и почему они летают, и чем я хочу заниматься в жизни.


Профессия: авиаконструктор // Год рождения: 1943 // Образование: Калифорнийский политехнический университет (аэронавтика, 1961−1965), Калифорнийский технологический (космические технологии, 1964), Колледж Университета Голден-гейт (маркетинг и управление персоналом, 1968−1969), а также почетные степени различных американских и европейских университетов. Награды: более ста различных наград. Среди самых значимых — Президентская медаль за гражданские достижения 1986 года (вторая высшая гражданская награда США), Кубок Роберта Колье 1987 и 2004 годов (высшая награда американской Национальной ассоциации аэронавтики, кроме Рутана всего два человека награждены более одного раза, Гленн Кертис и Келли Джонсон). Количество спроектированных летательных аппаратов: 375, были построены и поднялись в воздух 47 (6 из них совершили первый полет под управлением Рутана). Жизненное кредо: «Никогда не бойтесь ошибаться!» // Хобби: гольф.

А вот космосом я занялся только в 1996 году, когда начал работу над проектом аппарата, который позднее стал называться SpaceShipOne и который в 2004 году совершил первый суборбитальный полет. После университета я поступил в ВВС США, где проработал с 1965 по 1972 год.

В качестве военного летчика?

Нет, я был гражданским инженером. Но я каждый день работал с летчиками-испытателями и именно тогда понял свое настоящее призвание: экспериментальные самолеты и испытательные полеты.

Rutan Model 31 Varieze (1975)

Именно этот самодельный самолет сделал Рутана знаменитым. Он был представлен на выставке легкой и экспериментальной авиации AirVenture в Ошкоше в 1975 году. Компания Рутана RAF (Rutan Air Factory) продавала комплект чертежей и руководство по изготовлению полностью композитного (!) летательного аппарата за $100. Обладая простейшими навыками и материалами, VariEze можно было построить у себя в гараже примерно за год. Всего было продано более 2000 комплектов чертежей, построено несколько сотен самолетов.

Rutan Model 54 Quickie (1978)

Еще один легкий самолет, который RAF продавала в виде набора чертежей (всего было построено более 350 штук). Собственная масса самолета составляла 112 кг, а максимальная взлетная масса — 220 кг. Штатный двигатель имел мощность всего 18 л.с.

Rutan Model 54 Quickie (1978)

Сколько самолетов вы разработали и построили?

Я использую сквозную нумерацию проектов, и мой самый новый и, возможно, последний самолет, SkiGull, имеет номер 375. Из них построены и облетаны 47. Без ложной скромности скажу, что это больше, чем у любого другого авиаконструктора. И речь идет не о модификациях, это совершенно разные самолеты. Шесть из них я лично поднял в воздух в первый полет.

Кто из авиаконструкторов оказал наибольшее влияние на вашу карьеру?

Когда-то журнал Aviation Week задал мне этот же вопрос. Ответ на него напоминал список «Кто есть кто в авиации XX века». Это Вернер фон Браун, с которым я встречался в 1965 году, Келли Джонсон из экспериментального подразделения Lockheed Skunkworks, конструктор знаменитого SR-71, с которым я встречался в 1970-х, Чарльз Линдберг, с которым я познакомился в 1969 году. Я был знаком с Джеком Нортропом и дружил с Эдом Хайнеманном, который на протяжении 30 лет возглавлял разработку двух десятков боевых самолетов в компании Douglas. Нельзя не упомянуть и знаменитого Говарда Хьюза. Без всякого сомнения, он был гениальным авиаконструктором и менеджером. Следующий выдающийся конструктор — русский, Сергей Королев. К сожалению, я не встречался с ним, да и то, что он был главным конструктором советской космической программы, стало известно только после его смерти. Ну и еще двух человек стоит упомянуть: это немецкий конструктор Александр Липпиш, а также Билл Лир. Когда я составил список людей, которые меня вдохновляли, я осознал, что их детство совпало с временем становления авиации, и именно поэтому они стали потом великими конструкторами.

NASA Ames AD-1 (1979)

Экспериментальный летательный аппарат, разработанный Рутаном для Исследовательского центра NASA им. Эймса для изучения схемы косого поворотного крыла асимметрично изменяемой стреловидности. На протяжении трех лет в рамках экспериментальной программы NASA совершил 79 полетов.

NASA Ames AD-1 (1979)

Rutan Model 76 Voyager (1984)

Этот самолет был разработан и построен для установки мирового рекорда. Двухдвигательный самолет с тянущим и толкающим винтами при размахе крыла 34 м и сухой массе 1020 кг нес более 3 т топлива. Под управлением экипажа из двух человек (старшего брата авиаконструктора Дика Рутана и Джины Игер) он преодолел 42 432 км за 216 часов 3 минуты и 44 секунды, совершив первый беспосадочный кругосветный перелет.

Scaled Composites Model 158 Pond Racer (1991)

Гоночный самолет, разработанный и построенный по заказу коллекционера Боба Понда для участия в авиационных гонках Reno Air Race в классе Unlimited. Легкий самолет был сделан из кевларовых и карбоновых композитов и приводился двумя 3-литровыми винтовыми двигателями V6 общей мощностью 1200 л.с. Был построен в одном экземпляре, в 1993 году разбился при аварийной посадке во время квалификации, пилот Рик Бригерт погиб.

А как насчет самолетов или космических аппаратов, которые вас вдохновляли?

SR-71. Это был совершенно уникальный разведывательный самолет с огромным количеством перспективных технических решений. Он был построен из титана, имел малозаметную для радаров форму и развивал скорость 3,5 М. Он намного опередил свое время, и именно поэтому я упомянул Келли Джонсона в своем списке одним из первых. А что касается космических аппаратов… Все ракеты-носители того времени, и советские, и американские, до пилотируемых полетов были испытаны в реальных условиях и требовали наземного персонала. Все, кроме одной, которая сработала с первого раза без наземной команды и вообще без какого-либо обслуживания. Именно ее я считаю самым совершенным космическим аппаратом всех времен — это была подъемная ступень лунного модуля «Аполлона».

А среди Ваших собственных проектов у Вас есть любимые, которыми вы особенно гордитесь?

Долгое время я отвечал на этот вопрос так: мой любимый самолет — следующий. Но с 2004 года мой фаворит не меняется, это SpaceShipOne. Его разработка заняла 3,5 года, в 2004-м он совершил три из пяти состоявшихся в том году космических полетов. Эта программа была засекречена, и о ней почти никто не знал за пределами моей компании Scaled Composites, да и в самой компании знали только человек сорок из ста двадцати. О разработке практически до начала реальных испытаний не знали ни в NASA, ни в Федеральной авиационной администрации (FAA). Испытания, как известно, прошли успешно, все цели были выполнены, и мы выиграли состязание Ansari X-Prize.


С какими проблемами вы столкнулись при разработке SpaceShipOne?

Сначала мы думали, что наибольшие проблемы создаст двигательная установка. Но все прошло совершенно гладко. Так что на самом деле наибольшее беспокойство доставили летные качества и управление, поскольку SpaceShipOne должен был управляться и в дозвуковом режиме, и в трансзвуковом, и в сверхзвуковом, и в гиперзвуковом во время входа в атмосферу и аэродинамического торможения.

Какой ваш следующий проект?

Мой следующий и, вероятно, последний проект — это SkiGull, легкий двухместный самолет для путешествий. Для него не нужна аэродромная инфраструктура — он может взлетать и садиться на любую поверхность, будь то поле, грунтовая дорога, снег, лед или вода. Двигатель использует обычный автомобильный бензин, запаса топлива хватает на 3700 км, так что можно даже пересекать обширные водные пространства. Самолет уже построен, в ближайшее время начнутся испытания, и если все пройдет успешно, я планирую вместе с женой совершить кругосветное путешествие. Не беспосадочное, конечно.


Ваши самолеты выглядят крайне необычно. В конструкции своих летательных аппаратов Вы используете очень экзотические концепции — поворотное крыло, тянущие и толкающие винты одновременно, многофюзеляжные схемы, асимметричное крыло, тандемное крыло и схему «утка». В чем причина выбора таких конфигураций? Почти все мои самолеты построены в одном экземпляре. Они узкоспециализированные и потому очень хороши, но только для решения совершенно конкретной задачи. Если речь идет о рекордных самолетах типа Voyager или Global Flyer, то во главу угла ставится количество топлива и аэродинамическое качество. В своих ранних конструкциях я часто использовал схему «утка» и толкающий винт вовсе не потому, что это смотрится экзотически, а потому что такая схема значительно более устойчива к сваливанию в штопор.

Rutan Model 202 Boomerang (1996)

Самолет, построенный по крайне экзотической схеме — двухфюзеляжный, с двумя двигателями различной мощности и асимметричным крылом обратной стреловидности. Такая конфигурация была выбрана Рутаном, поскольку обеспечивала лучшую управляемость на низких скоростях в случае полного отказа одного двигателя, не позволяя самолету сваливаться в штопор.

Scaled Composites Model 281 Proteus (1998)

Экспериментальный высотный самолет с потолком более 19 000 м и временем полета 18 часов. Он был разработан как летающая платформа для ретранслятора связи, а также для изучения окружающей среды в рамках проекта NASA Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST) и еще нескольких военных, научных и исследовательских проектов. В 2000 году Proteus установил три официальных рекорда высоты. Proteus мог пилотироваться летчиком из кабины, а также дистанционно с земли или совершать полет автономно.

Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne (2003)

Первый частный аппарат, совершивший в 2004 году официальный суборбитальный космический полет в рамках состязания Ansari X-Prize. И второй в истории суборбитальный гиперзвуковой пилотируемый летательный аппарат. Самый любимый проект Рутана.

Scaled Composites Model 318 White Knight (2002)

Это не просто двухфюзеляжный самолет, а летающий космодром — самолет-носитель для космического корабля SpaceShipOne. В задачу носителя входит подъем корабля до высоты 14 км, после чего происходит отделение, начинается разгон с помощью ракетных двигателей и вывод SpaceShipOne на суборбитальную траекторию.

Вы не черпаете вдохновение в фантастических фильмах или книгах?

Нет, я не читаю и не смотрю фантастику. Не вижу смысла читать о вещах, которых не существует. Вот история техники — другое дело, там можно почерпнуть множество интересных идей.

Вы приложили руку к становлению частной космической программы, частные космические полеты должны были начаться несколько лет назад. Что произошло?

В 2004 году, когда SpaceShipOne совершил свой исторический полет, все ожидали, что вот-вот начнется активное развитие частного космического туризма. Прошло 11 лет, но мы не видим ни конкуренции в этой области, ни даже новых полетов. SpaceShipTwo в прошлом году разбился во время испытательного полета, человек погиб. Причиной была ошибка пилота, это серьезно затормозило всю программу.


Scaled Composites Model 311 Virgin Atlantic GlobalFlyer (2005). Этот уникальный летательный аппарат был разработан и построен по заказу пилота Стива Фоссетта при спонсорской поддержке компании Virgin Atlantic. Двухфюзеляжный однодвигательный самолет с размахом крыла 35 м и сухой массой 1678 кг нес более 8 т топлива. В марте 2005 года Стивен Фоссетт совершил первый одиночный кругосветный перелет, преодолев 36 912 км за 2 дня 19 часов 1 минуту и 46 секунд, одновременно поставив рекорд максимальной средней скорости (550,78 км/ч). Позднее на этом самолете были установлены еще несколько мировых рекордов.

Что вы думаете о современных авиалайнерах?

Они практически не изменились. Прогресс, конечно, есть, в основном в области экономичности двигателей. Но до сих пор ни один коммерческий авиалайнер не является цельнокомпозитным, так что этот прогресс довольно медленный. С другой стороны, разработчики больших компаний боятся делать ошибки, и это сдерживает их фантазию. В маленьких компаниях, таких как Scaled Composites, совершенно иная идеология. Как, впрочем, и задачи.

Что вы как инженер думаете о советской и российской космической программе?

На заре космических исследований СССР получил серьезное преимущество перед США. Как это ни странно звучит, причина была в том, что русские инженеры не смогли сделать ядерные боеголовки достаточно легкими. В результате ракетостроителям пришлось разработать ракеты, способные выводить в космос большую нагрузку — и это как раз привело к спутнику и полету Гагарина, то есть к лидированию в области освоения космоса.


Существует мнение, что человеку нечего делать в космосе, для космических исследований достаточно роботов. Нужны ли нам пилотируемые космические полеты? Представьте себе, что самая высокая гора на Земле, Эверест, будет покорена роботом. Ведь желание посмотреть, что там за гранью известного, — это одно из качеств, присущих именно человеку.

Каким вы видите будущее космических полетов?

Как раз в октябре я буду в Москве рассказывать об истории космической программы и о будущем космических полетов. Но если говорить кратко, то сейчас я наблюдаю некоторый застой. За первые десять лет космических исследований в мире было разработано девять различных пилотируемых космических программ. Первые три — это советские «Восток», американские Mercury-Redstone и Mercury-Atlas. Четвертую редко назовут даже историки космонавтики — это суборбитальный аппарат ВВС США X-15, который по определению тоже был космическим. Потом Titan II, «Союз», Saturn IB, Saturn V. Это восемь. Девятую космическую программу не назовет практически никто — это была взлетная ступень лунного модуля. Теперь давайте посмотрим на следующие 45 лет, за это время были разработаны только три космические программы: это Space Shuttle, китайская «Шэньчжоу» и… А вот над третьей пусть читатели «Популярной механики» подумают. Ответ я открою в своей лекции на форуме «Открытые инновации».

Журнал Time включил вас в сотню самых влиятельных людей на Земле. Какой совет Вы бы дали людям, которые хотят в дальнейшем перевернуть мир?

Не бойтесь совершать ошибки или потерпеть поражение. И старайтесь делать больше, чем вы можете.

В этом эмоциональном докладе знаменитый конструктор космических аппаратов Берт Рутан критикует космическую программу правительства США за стагнацию и призывает предпринимателей развивать те области, которые не поддерживаются НАСА

Берт Рутан

Я хочу начать фразой: «Хьюстон, у нас проблема». Появилось уже второе поколение тех, кто живет в ситуации отсутствия какого-либо прогресса в области полетов человека в космос. В действительности, мы деградируем. С большой вероятностью так мы потеряем всю способность вдохновлять молодежь на продолжение этого очень важного дела, которым мы как вид живых существ занимались всегда. В действительности, мы инстинктивно прошли и продрались сквозь трудные места, отправились в места еще более враждебные, а затем поняли, возможно, к всеобщему удивлению, что это и есть причина того, что мы выжили. И я с уверенностью говорю, что ничего хорошего нет в том, что целые поколения нашей молодежи считают нормальным ждать от будущего только появления обновленной версии мобильного телефона с поддержкой видео. Они должны ждать от будущего новых исследований, ждать колонизации, должны ждать прорывов в науке. Они должны … Мы должны вдохновлять их, так как они должны привести нас и помочь выжить в будущем.

Особенно меня волнует то, чем прямо сейчас занимается НАСА в соответствии с этой новой доктриной Буша и чем будет заниматься в течении 15 следующих лет. Ой, блин, я напортачил. У нас есть жесткие специальные инструкции здесь - не говорить о политике.

Для примера возьмем авиацию. Был замечательный короткий 4-летний период, в течение которого произошли чудесные вещи. Это началось в 1908, когда братья Райт совершили полет в Париже, и каждый сказал: «О, я могу сделать это». Лишь несколько человек полетели в начале 1908. Уже в течение четырех лет у 39 стран появились сотни самолетов, тысячи пилотов. Самолеты возникли благодаря естественному отбору. Сейчас вы можете сказать, что интеллектуальный подход лежит в основе конструкций наших современных самолетов, но на ранних стадиях не было никаких интеллектуальных конструкций. Было опробовано по меньшей мере 30 тысяч различных способов, а когда самолет разбивался и пилот погибал, этот способ больше не использовался. Те самолеты, которые успешно взлетали и приземлялись, так как не было обученных пилотов, изначально имели хорошие летные характеристики. Таким образом, делая огромное количество попыток, тысячи попыток, в этот 4-летний период мы изобрели концепции самолетов, которые летают и сегодня. И летать сейчас весьма безопасно, так как тогда у нас было много возможностей для поиска лучшего варианта. Ничего подобного не было в космических полетах. Было опробовано только 2 концепции - две США и одна Россией.

И кто был вдохновлен в течении этого периода? Журнал «Aviation Week» попросил меня сделать список личностей, наиболее ярких в авиации за последние 100 лет. Я составил список и обнаружил, что каждый из них был ребенком в этот замечательный период возрождения авиации. Ну, то же самое происходило, когда я сам был ребенком - также, несомненно, очень важные вещи. Началась эпоха реактивных двигателей, появились ракеты. Вон Браун показывал, как можно долететь на Марс. И это было до запуска первого спутника. И это было время, когда Марс был чертовски интереснее, чем сейчас. Мы думали, что там есть животные, мы знали, что там растут деревья, цвета поверхности планеты ведь меняются, верно? Но, как вы знаете, НАСА развенчала все это, отправив этих роботов, и они приземлились только в пустынях.

Если вы посмотрите, что произошло - эта черная линия показывает, как быстро человек когда-либо летал, красная линия - предел скорости военных истребителей и синяя линия - это коммерческий воздушный транспорт. Вы обнаружите здесь большой скачок. Когда я был ребенком, я думал, что должен что-то сделать, чтобы набраться смелости, а затем попробовать делать то, на что у других людей не хватает смелости. И что же я делал, когда был ребенком? Я не занимался хотродами, девушками или танцами. И у нас не было наркотиков в то время. Но я участвовал в соревнованиях по моделированию самолетов. Я потратил около семи лет в течение войны во Вьетнаме, испытывая самолеты для ВВС. И потом я втянулся и получал большое удовольствие, строя самолеты, которые люди могли бы собрать у себя в гараже. И около 3 тысяч из них летают. Конечно, один из них - это Voyager, который облетел вокруг света. Я основал еще одну компанию в 1982 году, которая сейчас принадлежит мне. И мы ежегодно разрабатывали более одного нового типа самолета, начиная с 1982 года. И их так много, что я даже не могу показать их все на этом графике.

Наиболее впечатляющий самолет всех времен, я думаю, был разработан, спустя всего лишь несколько лет после первого полета реактивного самолета. И им успешно пользовались, пока он не слишком устарел и не был выведен из эксплуатации. Мы отступили в 98-м назад к тому, что было разработано в 56-м. Как вам это? Наиболее впечатляющим космическим аппаратом, по моему мнению, был лунный посадочный модуль Груммана. Как вы знаете, он сел на Луне, взлетел с Луны, не требуя никакой технической поддержки - это очень здорово. Мы потеряли способность делать такие вещи. Оставили ее в 1972. Этот модуль был разработан спустя три года после полета Гагарина в космос в 1961 году. Три года, а мы не можем сделать это сейчас.

Безумие. Поговорим очень коротко о циклах обновления, явления, которые растут, активно используются и умирают, когда их заменяют на что-либо еще. Такие вещи обычно происходят каждые 25 лет. Длятся 40 лет, даже больше. Вы можете распространить подобное правило на все виды самых разных технологий. Интересная вещь, кстати, скорость. В плане скорости, прошу прощения, высокоскоростные путешествия идут во главе этих инновационных циклов. Но здесь она вообще нулевая. Эти два новых самолета летают ровно с такой же скоростью, как DC8, который был построен в 1958 году. Это очень важно, и это показывает, что у вас нет инновационных циклов там, где технологию разрабатывает и использует правительство. Хороший пример для этого, конечно же, сеть DARPA. Компьютеры использовались сначала в артиллерии, затем в IRS (налоговое агенство в США). Но только в наших руках, уровень использования компьютеров достиг максимума, в том числе и по получению прибыли от них. Это должен делать частный сектор. Держите это в уме. Я разочарован в инновациях. Я ищу инновационные циклы в космосе и ничего не нахожу.

В тот самый первый год, когда Гагарин летал в космос, а через несколько недель Ален Шепард, было еще пять полетов человека в космос; это в первый год. В 2003 все, кого США отправили в космос, погибли. Было только три или четыре полета в 2003 году. В 2004 было только два полета - два русских «Союза» летали к международной космической станции. И я должен быть провести три полета в пустыне Мохаве с маленькой группой из пары десятков человек, чтобы выйти на цифру пять, которая была таким же числом, что и в далеком 1961 году. В этом нет никакого роста. Никакой активности. Совсем ничего.

Это фотография сделана с SpaceShipOne (Космический Корабль Один). Это фотография сделана с орбиты. Наша цель - сделать так, чтобы вы смотрели на эту фотографию и по-настоящему получали удовольствие. Мы знаем, как сейчас сделать это для суборбитальных полетов, как сделать их достаточно безопасными, по крайней мере, такими же безопасными, как и более ранние воздушные полеты - значит, это может быть сделано. И я думаю, я хочу поговорить немного о том, почему у нас была смелость начать и попробовать сделать это в рамках небольшой компании.

Ну, прежде всего, что будет дальше? У первого производства будет большой объем работы, большое количество участников. Вот еще один участник, объявленный лишь на прошлой неделе. И он будет суборбитальным. И причина того, что он должен быть суборбитальным, в том, что нет решений, позволяющих обеспечить необходимый уровень безопасности для полетов простых людей на орбиту. Правительство все время проделывало это - три правительства проделывали это на протяжении 45 лет, но несмотря на это - 4% людей, покинувших атмосферу Земли, погибли. Вот. Вы бы не хотели начинать бизнес с подобным показателем безопасности. Будет очень большой объем работы. Мы считаем, что 100 тысяч человек будет летать к 2020 году. Я не могу сказать вам, когда это начнется, потому что я не хочу, чтобы мои конкуренты знали мои планы. Но я думаю, когда это начнется, мы найдем решения. И очень скоро вы увидите те самые курортные отели на орбите. И это действительно легко достижимо - прокатиться вокруг Луны, чтобы увидеть шикарный вид из окна. И это будет действительно здорово. Поскольку у Луны нет атмосферы - вы можете сделать эллиптическую орбиту и промахнуться хоть на 10 футов, если хотите. О, как это будет забавно.

Хорошо. Мои критики говорят: «Послушай, Рутан тратит большое количество денег миллиардеров для того, чтобы всего лишь покатать их самих. Что это? Это не система транспорта. Это всего лишь развлечение». И меня, как правило, беспокоило это, и тогда я начинал думать. Ну что ж, погодите минутку. Я купил мой первый компьютер Apple в 1978 году, и я купил его, потому что я мог сказать: «Я приобрел компьютер для дома, а ты нет». «Для чего ты его используешь?» «Забегай. С ним можно играть во Frogger (Лягушки).» Вот.

Не банковский компьютер или компьютер корпорации «Lockheed», а просто домашний компьютер для игр. Для целого десятилетия он существовал ради забавы. Мы даже не знали, для чего именно он был предназначен. Но что произошло - у нас есть эта крупная отрасль производства, большое развитие, большие усовершенствования, мощности и так далее, и когда они появились в домах в достаточном количестве, мы были готовы для новых изобретений. И изобретатели здесь, в этом зале. Эл Гор изобрел интернет и, благодаря этому, то, что мы использовали на протяжении целого года, простите, на протяжении целого десятилетия ради забавы, стало нашим всем - нашим бизнесом, нашими исследованиями, нашим средством общения и, если мы позволим парням из Google подумать над этим еще несколько уик-ендов, то мы сможем добавить еще десяток вещей в этот список. И осталось совсем недолго до того момента, когда наши дети уже не смогут поверить нам, что у нас не всегда были дома компьютеры. Таким образом, развлечение оправдано.

Хорошо. Я хочу показать вам оживленный график и на нем то, что будет по моим прогнозам. И на нем также поднимается другой вопрос. Прямо здесь. Существует группа людей, которая продвинулась вперед. И вы не знаете их всех - они те, кто пошли дальше, которые были окрылены, подобно детям в возрасте от 3 до 15 лет, вдохновленные нами, собирающимися полететь на орбиту и на Луну прямо в данный период времени. Пол Аллен, Илан Маск, Ричард Брэнсон, Джефф Безос, семья Ансари, которые сейчас финансируют русскую суборбитальную затею. Боб Бигелоу - частную космическую станцию и Камрок. Эти люди берут деньги и вкладывают их в интересную сферу, и я думаю, это намного лучше чем, если бы они вкладывали в область улучшения сотовой связи или что-нибудь в этом роде - но они вкладывают их в очень (невнятно) сферы, и это приведет нас к другим возможностям, и это приведет нас к будущим большим делам, и это позволит нам идти дальше. И я думаю, в конечном итоге это позволит нам заселять космос и избежать вымирания.

Они были вдохновлены большим прогрессом. Но посмотрите на прогресс, который будет за этим. Здесь была пара примеров. Военные имели высокоэффективный военный самолет - SR71. Он прожил полный жизненный цикл, слишком устарел для полетов и был снят со службы. Конкорд удвоил скорость воздушных путешествий. Он прошел полный жизненный цикл без конкуренции, был снят со службы. И теперь мы застряли на месте с тем же уровнем мощности, как у военных истребителей, и коммерческими воздушными полетами, которые у нас были в конце 50-х.

Но чего-то в этом не хватает, чтобы вдохновлять наших детей. И я говорю как про совсем маленьких детей, так и про 10-летних. То, чего не хватает - это действительно интересных вещей, которые должны вот-вот произойти. Сравнительно скоро вы сможете купить билет и лететь выше и быстрее, чем высокотехнологичный действующий военный самолет. Этого никогда не случалось ранее. Причина того, что они застряли на месте с таким уровнем технологичности было, ну, вы знаете, то, что вы можете выиграть войну в течении 12 минут. Зачем вам нужно что-то большее? Но, я думаю, когда вы, парни, начнете покупать билеты и летать суборбитальными полетами в космос, очень скоро, погодите минутку, что случится при этом - у нас будут военные самолеты с суборбитальными характеристиками и, я думаю, очень скоро. Но интересная вещь насчет этого - то, что бизнесмены будут делать это первыми. Хорошо. Я с нетерпением жду новую капиталистическую космическую гонку. Давайте ускорим ее приход.

Вы помните, космическая гонка в 60-х шла ради государственной репутации, потому что мы потеряли первые две вехи. Мы не потеряли их с технической точки зрения. Мы имели технические средства, позволяющие поместить что-либо на орбиту, и тогда мы позволили Вон Брауну полететь. Вы можете спорить, что это не техническая неудача. «Спутник» не был технической неудачей, однако он был потерей престижа. Америка. Мир увидел, что Америка - не лидер в технологиях, и это было очень серьезным обстоятельством. И тогда мы отправили в космос Алена Шеферда через несколько недель после Гагарина. Ни через месяцы, или десятилетия, или еще через сколько-либо. Значит, у нас была возможность. Но Америка проиграла. Мы проиграли. И поэтому мы сделали большой прыжок, чтобы наверстать потери.

И вновь самое интересное то, что мы потерпели поражение по отношению к русским уже в первой паре решающих моментов. Вы не можете купить коммерческий билет в космос в Америке. Не можете сделать это. Вы можете купить его в России. Вы можете летать на русском оборудовании. Это доступно, потому что русская космическая программа испытывает дефицит в финансировании, и это очень мило с их стороны получать $20 млн то там, то сям, взяв на борт еще одного пассажира. Это доходно. Это может быть сформулировано как космический туризм. Они также предлагают экскурсию вокруг Луны, подобно тому, что совершил Апполон-8. 100 млн зеленых и, опа - я могу полететь на Луну. Но, знаете, могли ли вы тогда в 60-х представить, когда шла космическая гонка, чтобы первая коммерческая капиталистическая вещь, требующая выполнения - это купить билет, чтобы слетать на луну, была бы возможна на русском оборудовании? И предположили ли бы вы, что русские могли бы представить, что когда они первые попадут на Луну на их развитом оборудовании, то ребята на корабле не будут русскими? Может быть, это будет японский или американский миллиардер? Ну, это странно, знаете ли, это действительно странно. Но в любом случае, я думаю, мы должны обойти их опять.

Я думаю, если мы сделаем это, то это будет удачной, очень удачной, частной космической полетной индустрией. Первые ли мы или нет, на самом деле, не имеет значения. Вообще-то, русские запускали сверхзвуковой транспорт еще перед Конкордом. И в то время они осуществили несколько грузовых рейсов, а затем перестали его использовать. Я думаю, вы можете провести параллель с тем, когда предлагаются коммерческие услуги.

Ладно. Мы поговорим лишь немного о коммерческом развитии полета человека в космос. Эта маленькая деталь говорит о том, что финансирование космических полетов увеличится в 5 раз к 2020 году по сравнению с финансированием НАСА. Я хочу сказать вам, что уже примерно 1,5-1,7 млрд инвестиций в частные космические полеты вообще не от правительства США. Это уже всемирные инвестиции. Если вы почитаете, если вы погуглите, вы обнаружите, что примерно половина этих денег, а вы видите здесь в 2 раза большую сумму, которая вовлечена в процесс, – та половина еще не истрачена, но зафиксирована и запланирована на следующие несколько лет. Послушайте, это достаточно много. Я прогнозирую, тем не менее, это настолько прибыльно, насколько эта отрасль вообще будет, и это несомненно выгодно, если вы перевозите людей за $200 тысяч на чем-либо, что потребует лишь десятую часть данной стоимости, или меньше, это будет очень выгодно. Я прогнозирую также, что капиталовложения, которые потребуются, будут где-то в районе половины того, что налогоплательщик США тратит на насовские разработки пилотируемых космических полетов. И каждый доллар, который будет вложен, будет потрачен эффективнее примерно в 10-15 раз. И это значит, что перед тем, как мы узнаем об этом, достижения в сфере человеческих полетов в космос (без каких-либо долларов налогоплательщиков) будут на уровне примерно в 5 раз большем, чем текущий бюджет НАСА в области полета человека в космос. И это потому, что это - мы. Это частная индустрия. Вам никогда не следует зависеть от правительства, если вы делаете нечто подобное, и мы делали это на протяжении длительного времени. НАСА. По поводу НАСА. Она никогда не разрабатывала воздушные лайнеры и никогда не запускала их. Но НАСА разрабатывает космические лайнеры и всегда имеет и запускает только космические линии. Ну ладно. Мы отложим это в сторону, потому что мы боимся этого. Но вернемся назад в июнь 2004 года, когда я демонстрировал, что, на самом деле, может сделать небольшая группа, можно начать с этого, все изменилось с тех пор.