Язык—важнейшее средство общения. Язык как средство общения Исторические изменения в лексике

Необходимо

Хорошо знать

Его, хорошо им

Владеть»

(М. Горький)

« Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли».

(Л. Успенский).

« Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается в нём».

(А. И. Герцен).

Русский язык – государственный язык

Российской Федерации.

Цель :

Дать учащимся представление о русском языке как о государственном языке РФ, о роли языка в жизни общества; помочь осознать важность умелого и бережного отношения к родному языку ; воспитывать гордость и уважение к русскому языку; внушить мысль о пользе владения культурой речи.

Оформление:

Высказывания о русском языке известных писателей.

Ход урока.


  1. Слово учителя.
-- 2007 год объявлен Годом русского языка. Поэтому сегодня, 1 сентября, на первом уроке, мы будем говорить о русском языке как о государственном языке Российской Федерации.

2. Беседа.

Что такое язык?

Вот как говорится о языке в Толковом словаре В. И. Даля: « Язык – словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетание».

Для чего нужен язык?

Докажите, что язык важен для человека. Приведите примеры пословиц и поговорок о языке, речи.

О красоте и богатстве русского языка говорили многие русские писатели и поэты. ^ Прочитайте записанные высказывания и вспомните известные вам слова о русском языке.

3. Слово учителя.

Наше государство многонациональное. И в любом многонациональном государстве существует необходимость выбора одного из развитых и распространённых языков для преодоления языкового барьера. Общий для всех язык даёт каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность постоянно общаться с представителями других народов.

Таким общим для всех народов России стал русский язык. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Это значит, что на нём говорят все люди , живущие в России. На русском языке издаются государственные документы (указы, законы, постановления и т. д.). Русский язык используется в газетах, на радио и телевидении. Его изучают в школе.

Как вы думаете, почему именно русский язык был выбран государственным?

Большую роль играет то, что на русском языке говорит большинство населения нашей страны. Русский народ и его язык имеют богатую историю. Сам язык богат и разнообразен, он постоянно изменяется вместе с жизнью народа. Но ещё важно и то , что лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру открытиями в науке и технике, литературными, музыкальными и живописными примерами, внесли огромный вклад в просвещение своего народа.

После 90-х годов 20-го века, т. е. после распада Советского Союза, русский язык употребляет население стран СНГ. Русский язык считается вторым государственным языком во многих бывших союзных республиках.

Русский язык поистине заслуживает уважения и восхищения. Многие поэты посвящали русскому языку свои стихи. В них звучит гордость за родной язык, восхищение им. И очень часто звучит призыв беречь родную речь , сохранить её в трудное время.

5. Чтение стихотворения И. А. Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости, --

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

6. -- Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» было написано в 1942 году, когда страна вела тяжёлую войну с фашистами. Ахматова считает, что сохранить «великое русское слово» -- значит сохранить саму нацию, т. к. язык – это символ народа.

Чтение стихотворения А. Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

7. Заключение.

Сегодня мы с вами говорили о русском языке. Вы узнали, что значит государственный язык, почему именно русский язык стал государственным языком , как относятся к своему языку великие и известные люди. Относитесь и вы к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской).

Да, время наше так сурово…

Но мы должны служить ему!

И пусть живёт родное слово,

И пусть звучит на всю страну!

Язык родной… Родное слово…

Язык достоин всякой славы!

Поверьте, думать так имею право.

Язык есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Общение (коммуникация – лат. сommunicatio – сообщение, связь) есть специфическая форма взаимодействия людей, обусловленная потребностью в обмене информацией и реализации совместной деятельности. Потребность в общении имеет биологическую природу. Общение свойственно всем живым существам, но именно в человеческом обществе, где потребность в общении является одной из главных и играет важную роль, оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным. В человеческом обществе общение выступает как процесс установления контакта между членами того или иного общества, который развивается во всех сферах жизнедеятельности коллектива и его членов.

Общение, по определению А.А. Леонтьева, это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего – язык . Когнитивный аспект языка выступает в трех ситуациях его использования. … Во-первых, язык как орудие общественного познания, как орудие получения обществом новых знаний. Именно языковая природа человеческого мышления в его развитых формах и обеспечивает для человека возможность оперировать образами и понятиями, формировать суждения и совершать умозаключения и в результате всего этого, не обращаясь непосредственно к предметной действительности, получать о ней новое познание. Во-вторых, язык является орудием индивидуального познания, способом решения отдельным человеком познавательной задачи. … В-третьих, язык является средством «распредмечивания» объективной действительности, важнейшим орудием социализации личности.

Как отмечает А.А.Леонтьев, общение является одним из видов деятельности. «Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность; важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. И если понимать общение как деятельность, то очевидно, что аксиомой являются, во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели , самостоятельной или подчиненной другим целям, наличие специфического мотива ); во-вторых, его результативность – мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения».

Язык – это система знаков и символов, которыми обозначены предметы и явления окружающей действительности. Основным элементом языка является слово, которое и есть тот знак или символ, принятый для обозначения определенных реалий окружающего человека мира. Слово связано с сознанием, в котором отражается тот или иной объект, существующий в объективной реальности или в воображении человека. Речь – это деятельность , связанная с мышлением, которая возможна только при наличии языка. Речь есть процесс пользования языком, т.е. язык реализуется через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или что-либо сообщить. Первоначальная функция человеческой речи – коммуникативная. Речь является орудием коммуникативных целей. Речевое общение – процесс установления и поддерживания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка . Основной единицей речевого общения является высказывание как единица смысла . Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.



Речь выполняет определенные функции, каждой из которых соответствует конкретная цель. Основными функциями речи являются следующие:

Ø индикативная (указательная), целью которой является передача другому сообщения с целью указания на некий объект, передача информации или побуждения адресата к действиям;

Ø предикативная, цель которой – высказывание собственных суждений по вопросу;

Ø эмоционально-выразительная , целью которой является выражение собственного отношения к объекту или ситуации;

Ø когнитивная, целью ее является познание, выражение деятельности сознания в параметрах номинации (обозначения), референции (определения), оценки;

Ø регулирующая, цель которой – программирование и контроль поведения и действий;

Ø семантическая (функция обобщения), цель которой – передача смысла, скрытого в мысли, отражающей смыслозначимые свойства предметов, явлений, действий, отношений между ними во внешнем мире.

Использование языка в многообразии реальных жизненных ситуаций есть речевое поведение , совокупность речевых поступков. Речевое поведение определяется тем или иным видом общения, в которое вступают коммуниканты.

Общение – это сложный процесс взаимодействия людей, который возможен при наличии определенных условий. Одним из условий общения является наличие компонентов или слагаемых общения. Компонентами общения являются: 1) участники – коммуниканты; 2) предмет общения; 3) средства общения (словесные и несловесные, или вербальные и невербальные).

Каждый из компонентов, входящих в сложный процесс общения, выполняет свою функцию. Коммуниканты (в общении должно участвовать не менее двух человек – субъект – тот, кто обращается, и адресат – тот, к кому обращаются) вступают в общение с определенной целью , которая предполагает удовлетворение возникающих потребностей (социальных, познавательных, творческих, эстетических и ряда других). Цели общения могут быть самыми различными: передача конкретной информации, получение новых знаний, установление личностных или деловых взаимоотношений, организация совместной деятельности или игры и др.

Предмет общения , т.е. избранная коммуникантами тема, которая должна представлять интерес для каждого из коммуникантов для более плодотворного общения. Предмет общения отражается в его содержании, представляющим собой информацию, которая передается участниками общения друг другу. Человеческое общение многомерно и богато по своему содержанию, поскольку охватывает все сферы жизнедеятельности людей. В содержании общения отражается информация, связанная с общечеловеческим опытом, мировоззрением человека и общества, нравственными принципами, этическими и эстетическими идеалами, сформированными в конкретной культуре.

Средства общения – вербальные и невербальные. Вербальные средства общения – словесные . В процессе общения для передачи информации наиболее полно используются словесные (или вербальные) средства. Ведь язык и возник как элемент общения, эффективное средство коммуникации, посредством которого люди приходят к взаимопониманию. «Язык как средство коммуникации является самым дифференцированным и самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою очередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе».

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Однако передача информации возможна не только посредством вербальной (словесной), но и невербальной коммуникации, в которой используется кинетическая речь. Кинетическая речь невербальные средства общения в виде выразительных движений различных частей человеческого тела. К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас, поскольку все они представляют собой вид сообщения, получивший название «невербальное сообщение». Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: 1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т.д.); 2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность); 3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником); 4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, условные знаки).

Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации. Особенности эти следующие:

Ø полисенсорная природа невербальной коммуникации, т.е. ее реализация одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);

Ø эволюционно историческая древность по сравнению с вербальной речью;

Ø независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса – другое);

Ø значительная непроизвольность и подсознательность;

Ø независимость от языковых барьеров;

Ø особенности акустических средств кодирования;

Ø особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. В каждой культуре существуют свой язык жестов, язык тела, свои интерпретации конкретных невербальных сообщений. Невербальные средства порою заменяют словесные (экономят их) или дополняют их значение. Выделяются следующие особенности невербальной коммуникации: 1) ситуативность; 2) синтетичность; 3) непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий.

Под «коммуникацией» понимается процесс передачи речевой информации, предполагающий однустороннюю информационную связь субъекта и объекта, которая является монологичной. Под «общением» понимается процесс взаимодействия между субъектами, являющийся двусторонним и диалогичным (по М.С.Канану). В настоящее время понятия «общение» и «коммуникация» в научной литературе используются как синонимичные, поскольку и в коммуникации, и в общении используется речь.

Многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

Ø информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

Ø интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

Ø гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

Ø аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

Ø нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

Ø семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

Ø практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Речевая коммуникация, являющаяся единством информационной и коммуникативной сторон речевой деятельности, осуществляется при прохождении информации от субъекта (отправителя), кодирующего сообщение посредством знаков или сигналов, к адресату (получателю), которому предстоит декодировать данное сообщение. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Обязательным структурным элементом речевой коммуникации является обратная связь, предполагающая реакцию слушающих на высказывание говорящего, отсутствие которой приводит к разрушению коммуникации.

В процессе речевой коммуникации важную роль играют социально-ролевые и психологические компоненты. К психологическим структурным моментам акта речевой коммуникации относят коммуникативное намерение, замысел и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, т.е. когнитивную составляющую. Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) – это желание вступить в общение с другим. Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания. Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения.

К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы. Статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание, как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.

Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.

Особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики . Под стратегией речевого общения понимается процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержание от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него. Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику.

Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.

По дисциплине «Русский язык»

Для студентов 1 курсов неязыковых специальностей

Тема № 1 : Язык и его основные функции.

Цели : формирование понятий «язык», «мировой язык», предоставить вниманию студентов классификацию мировых языков, определить место русского языка в современном мире. Рассказать о видах и формах речи, письменной речи.

Основные вопросы

1. Понятие о языке. Основные функции языка.

2. Мировые языки.

3. Виды и формы речи. Письменная речь.

СРСП № 1

Задание : 1. Работа с текстом «Язык» с. 395 – 396, зад. № 5, 8, 11, 13. «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.

ЯЗЫК

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

Ребенок, опуская ресницы, засыпает под монотонное журчание бабушкиной сказки. А ведь сказка – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в университет или институт. В речах учителей, на страницах книг развертывается перед ним отраженная в слове огромная вселенная. Он узнает о том, что было сто или тысячу лет назад, что существует на экваторе или в Арктике. Этого никогда не видали (а может быть, никогда и не увидят) его глаза, но он знает, что это есть!

Он роднится с мыслями, возникшими в головах людей за века и века до его собственного рождения. В своих сочинениях, в научных работах он обращается к тем, кто будет жить спустя столетие после него. И все это возможно только благодаря языку.

Радостная или гневная, летит над просторами Родины песня. Песня – это язык.

На черной школьной доске резко белеет строгая формула математики. Это формула – тоже язык.

Я пишу книгу; разумеется, я пользуюсь при этом языком, словами.

Вы читаете то, что я написал: для этого вам тоже необходим язык… А разве можно думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.



Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.

Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно «устроено», из каких частей состоит, как работает, как изменяется с течением времени, какого обращения требует с собою…

(По Л. Успенскому).

2) ответьте на вопросы, мотивируйте свои ответы

· Мыслима ли жизнь человека без языка?

· Возможно ли постижение мира без языка?

· Кому дано с наибольшей пользой использовать язык?

3) Переведите слова свойство, принадлежность, социальный, целостность, материализовать, динамика на казахский язык.

4) Перескажите текст «Язык».

Форма контроля : устный и письменный ответы.

Срок предоставления работы : 1 неделя.

Тема № 2: Речь. Виды и формы речи.

Цели : формирование понятий «речь», «письменная речь», охарактеризовать особенности речи, ее видов и форм, провести параллель «язык - речь», показать их взаимосвязь, познакомить с устной речью и ее особенностями.

Основные вопросы

1. Понятие о речи. Виды и формы речи.

2. Устная речь и ее ведущие признаки.

СРСП № 2

Задание:

Чтение наизусть стихотворения о языке (устно).

Составить конспект «Закона о языках в РК»

Методические рекомендации: стихотворение должно быть на русском языке о любом языке. Контроль отбора стихотворений осуществляется преподавателем. Конспект «Закона о языках» производится путем отбора наиболее существенных статей. Беседа проводится на основании конспектов.

Форма контроля : устный и письменный ответы.

Срок предоставления работы : 1- 2 неделя.

Тема № 3: Текст как ведущая единица словесной коммуникации

Цель: дать определение понятиям текст, тема, идея текста; научить определять тему и формулировать основную идею текста, познакомить с ССЦ и видами связи предложений в тексте.

Основные вопросы

1. Текст как стройная система с особыми законами построения и развития мысли. Признаки текста.

2. Средства связи предложений в тексте (таблица).

3. Композиция текста.

5. Виды связи предложений в тексте.

СРСП № 3

Задание

1. Работа с текстом: «Исторические изменения в лексике» , задание №1, стр. 430, задания № 7, 8, 9, 10, 13, стр. 432. «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.

2. Работа с текстами по своей специальности: определить тему и основную мысль текста, способ связи предложений в тексте.

3. Работа с текстами по специальности: озаглавить текст, составить план, определить данную и новую информацию текста

Задание № 1. Опираясь на толковые словари русского языка, определите значение слов.

Обновление, накопление, особенность, смежность, преобладать, отчетливо, принцип, функция, разрозненный, тенденция, арсенал, оттенок, избирательность, совершенствование.

Исторические изменения в лексике

Словарь языка изменяется путем обновления лексики, накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история изменений в жизни народа, общества. Сравнивая, например, лексическую систему современного русского языка со словарем древнерусского языка, мы обнаруживаем не только количественные различия, но и более глубокие, качественные. Эти изменения нескольких типов.

Во-первых, изменения в способе называния предметов.

Раньше названия предметам давались по особенностям их формы, по материалу, по смежности с другими предметами и др. (Так, например, стакан назван по материалу. В старину они изготавливались из досок – достаканъ ). С развитием языка начинает преобладать – и чем ближе к нашему времени, тем отчетливее – принцип наименования предмета по его функции, назначению.

Во-вторых, изменения в родо-видовых отношениях между понятиями и их отражение в словаре.

В древнерусском языке существовали названия стол, скамья, лавка, кресло, кровать и другие обозначения видов мебели. Но самого слова мебель или какого-либо другого, которое бы объединяло все видовые названия, не было.

В русском языке вместо разрозненных наименований формируется группа слов, между которыми устанавливаются родо-видовые отношения. Тенденция к организации слов в подобные множества с одним родовым наименованием возрастает на последующих этапах развития русского языка.

В-третьих, изменение синонимических отношений между словами, увеличение синонимических рядов.

Развитие синонимии, увеличение арсенала синонимических средств – один из главных показателей совершенствования языка, его выразительных возможностей… Каждое слово синонимического ряда, называя одно и то же действие или качество, подчеркивает в нем какой-либо особый оттенок.

В-четвертых, изменение лексической сочетаемости.

С развитием языка возрастает избирательность слова в его сочетании с другими словами, тем самым усиливается идиоматичность.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога» ).

Задание № 7. Внимательно прочитайте теоретический материал, затем назовите структурные части текста.

Задание № 8. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.

Задание № 9. Найдите в каждом абзаце «сцепляющие» слова, связующие предыдущий абзац с последующим, выпишите их.

Задание № 10. Сформулируйте вопросы к каждому абзацу текста.

Задание № 13. Выпишите из текста лингвистические термины. Опираясь на словари лингвистических терминов, объясните их значение.

Задания № 2, 3 выполняются после подготовки СРС № 3, т.е. студенты подбирают два текста по своей специальности и дальнейшую работу осуществляют с этими текстами.

Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления работы: 2- 3 неделя

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.

Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие

может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучает,

кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит,

как работает, какого обращения требует с собой.
Л.Успенский

Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому одна из главных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.

Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение.

Свою работу по развитию речи учащихся я строю по следующим направлениям:

    работа над звуковой стороной речи (сводится к формированию правильного произношения слов);

    работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением, а также наблюдение за отношениями между словами по характеру выражаемых значений, по фонетическому оформлению (многозначные слова, омонимы, омофоны, омоформы, антонимы, паронимы, синонимы и пр.) ;

    развитие связной речи;

    развитие культуры речи.

Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на любых уроках, будь то математика, окружающий мир, русский язык, литература...

Часто свои уроки начинаю с речевой разминки (работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов). На уроках русского языка и чтения использую чистоговорки, скороговорки (проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Очень эффективно задание «Говори правильно»: «Прочитайте слова, соблюдая ударение: столяр, позвонит, ворота, документ, квартал, нанял, наняла, облегчить, родились, баловать». Аналогичную работу можно организовать в рамках любого предмета. Например, на уроке математики можно предложить такие слова:километр, сложить, наименование, перпендикуляр, параллелепипед. Фалес, Декарт, Пифагор, Ньютон . Большое значение придаю работе над словарем учащихся, предполагающей

    обогащение и уточнение словаря (усвоение учащимися новых слов и их значений, оттенков, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов и т.д.);

    активизацию словаря (использование новых слов в собственных высказываниях ученика, включение их в число постоянно используемых слов).

Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, изобразительного искусства, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения, грамматики.

При работе над лексическим значением новых слов использую следующие варианты их введения и закрепления. Новое слово произношу чётко, показываю его написание и раскрываю значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Значения многих слов объясняю через анализ их морфологической структуры и словообразования. Некоторые слова становятся понятными детям, если ввести их в предложение. Для активизации слова даю примеры использования слов в речи и прошу детей составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаю творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Стараюсь воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.

Работу над лексическим значением слов организую на каждом уроке. Например, на уроках математики особое внимание уделяю работе над терминологией. Для объяснения значений математических терминов, их лучшего усвоения и понимания обращаюсь к этимологии слов, опираюсь на ассоциативное запоминание, подбираю сказки и стихи, в которых упоминаются математические термины и их происхождение. Мои ученики используют словарики для записи математических терминов. Ниже приведены некоторые задания, направленные на правильное применение и понимание терминов.

    Найдите верные высказывания: произведение 8 и 3 равно 11; произведение 3 и 4 больше суммы 5 и 3.

    Прочитайте выражения, используя термины: 325+17; 97 2 – 453; 432: 3.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы:

    составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

    составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

    распространение предложений, перестройка их структуры;

    выражение одной и той же мысли в различных вариантах;

    редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления.При обучении пересказу особое внимание обращаю на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей. В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:

    развернутые ответы на вопросы;

    анализ прочитанных текстов;

    устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

    записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

    рассказывание художественных текстов, заученных на память;

    импровизация сказок;

    разыгрывание ситуаций, диалогов;

    различные виды драматизации, словесное рисование;

    письменное изложение образцовых текстов;

    письменные сочинения разнообразных типов;

    составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

    деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.

    различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).

Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.

Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.

Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:

    ясность речи (должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом, учитывать его возможности, интересы и другие качества; речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса;

    выразительность речи;

    правильность речи (соответствие литературной норме - грамматической, орфоэпической);

    богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);

    точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства);

    логичность речи (последовательная, четко построенная, связанная в своих частях);

    чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);

    знание норм речевого этикета.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.